Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов. Целостный анализ рассказа Н.Н. Носова "Мишкина каша" Игра «Меткий стрелок». Попасть мячом в кегли

МОИ ДРУЗЬЯ

«Дерево сильно корнями, а человек - друзьями!»

Тема: Н. Носов. Мишкина каша.

Цель: Ознакомление с произведениями Н. Носова, воспитание чести и достоинства, ответственности за свое поведение перед друзьями.

Планируемые результаты (задачи урока): предметные: знание содержания рассказа «Мишкина каша», умение определить тему и основную мысль; личностные: формирование нравственных понятий о чувстве ответственности за свои слова и поступки перед друзьями; системно-деятельностные: умение подробно и кратко пересказывать текст; понимать основную мысль прочитанного, давать самооценку своему поведению и словам; находить ответы на вопросы в тексте.

Наглядное оборудование урока: выставка книг Н. Н. Носова, портрет писателя.

Ход урока

Звучит музыка

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

А начнем мы наш урок с обычного вдоха, но вдохнем мы в себя не только глоток кислорода, но и красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей.

Ребята, пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами

II. Актуализация опорных знаний .

Не всегда люди делятся своими знаниями, впечатлениями только с помощью слов. Я предлагаю вам смоделировать обложку к книге, в которой содержится произведение, прочитанное нами на предыдущем уроке.

– Что читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги, имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)

Приступая к выполнению задания, давайте вспомним правила работы в группах.

    Работай дружно по плану.

    Умей выслушать другого.

    Уважай мнение других.

    Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения

– Я предлагаю внимательно рассмотреть представленный каждой группе материал и выбрать только то, что необходимо для создания модели обложки (или предложить свой вариант). Приступаем к работе. (самостоятельная работа)

– Ну, а теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось.

(Анализ работ: всё ли учли при моделировании обложки, правильно ли указали автора, тот ли жанр выбрали, подходит ли иллюстрация, название произведения?)

– Замечательно. Постарались вы на славу. Ребята, посмотрите, ваши обложки не уступают обложкам, которые сделали профессиональные художники оформители.

Вы не только справились с заданием, но и помогли вылечить книги, которые с течением времени утратили былую красоту. Теперь они с библиотечных стеллажей будут смотреть на вас, и радовать глаз читателей.

– Пока вы трудились, я тоже создавала свою обложку. Посмотрите и оцените мою работу. Что-то не так? (Название указано не верно)

– Почему произведение так названо? (Кашу варил Мишка)

Внимание! Внимание!
Все мы в ожидании.
Нам сейчас дадут совет,
Как сварить вкусную кашу на обед!

– Кто первый поделится опытом приготовления каш? А в этой группе есть повара профессионалы? Выслушаем ещё один рецепт.

III. Создание каши (твор.работа)

На столе лежат продукты:
Масло, сахар, даже фрукты,
Соль, вода, конечно, манка,
Молоко налито в банке.
Достаем кастрюлю с полки.
Трудимся мы словно пчелки.
Мешаем воду с молоком,
Становится смесь кипятком.
Всыпаем манку тонкой струйкой.
Процесс оценен даже Муркой.
Добавим сахар, соль… Молчок.
Плиту отключим. Слышь – щелчок!
Кастрюлю плотно закрываем.
Конечно, масло добавляем.
Минут 15 кашу ждем.
Тут время быстро пробежало.
А блюдо нас очаровало.
Мы пробу быстро с него сняли.
За обе щёки ВСЁ умяли.

– Если бы Коля и Миша знали эти рецепты, то история, описанная Н.Носовым, произошла бы?

(Дыхательная гимнастика. Варим кашу)

IV. Сообщение цели урока. Сегодня снова наш рассказ .

С тобою прочитаем.
Характеры друзей
Поближе мы узнаем.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение I части рассказа цепочкой до слов: «Вся вышла».

– Кто герои этого рассказа? (Коля и его друг Мишка)

– Похожи ли характеры у мальчиков?

2. Работа по содержанию текста произведения.

– Давайте разберемся. Найдите и прочитайте все реплики Мишки. Что можете о нем рассказать? Как его характеризуют слова: «Чего там суметь!», «Чего там её варить!» (Он самоуверенный, т.е. слишком уверенный в себе человек.)

– А были основания для такой уверенности? Умел ли варить кашу? Найдите подтверждение, что он никогда кашу не варил? («Я видел, как мама варит»)

– Как вы думаете, видеть, как делают другие, и делать самому – это одно и то же?

– А почему же он тогда за всё берется? (Он легкомысленный, безответственный, не задумывается о последствиях.)

– Подведем итог.

2. (Запись на слайде):

    самоуверенный;

    легкомысленный;

    безответственный;

    не задумывается о последствиях.

– Может, он отрицательный герой? (Нет, потому что Коля и мама очень обрадовались, когда приехал Мишка.)

– Найдите в тексте слова, которое произносит Коля, уважительно отзываясь о Мишке.(«Ну, Мишка, ты специалист».)

– Что обозначает это слово?

3. Словарная работа

– Специалист – тот, кто обладает знаниями в какой-нибудь области науки и техники.

– Вы согласны, что Мишка на самом деле такой специалист? С какой интонацией вы бы произнесли это слово, чтобы оно соответствовало характеру Мишки? (С иронией) (Ирония – тонкая скрытая насмешка)

– Произнесите: «Ну, ты и специалист!» – в переносном значении.

– А почему же Коля уважает Мишку и скучает по нему? (С ним весело, интересно, он легко относится к возникшим трудностям, не унывает.)

– Как таких людей называют? (Оптимист -человек, воспринимающий события оптимистически, в позитивном свете)

Продолжение работы по теме.

– Какой характер у другого мальчика? Давайте прочитаем Колины реплики. Каким вы его представляете?

Запись на доске:

    осторожный;

    сомневающийся;

    разумный.

– Подтвердите – словами текста.

– Получается, что Коля – положительный герой? Вы согласны с этим?

– Как его характеризуют эти слова: «Мы все слушали, только я ничего не запомнил. Зачем, – думаю, – раз Мишка знает?» (Он с легкостью перекладывает решение трудных задач на плечи друга и легко подчиняется ему.)

– Похожи ли характеры мальчиков? (Характеры у них разные, поэтому они и дружат, друг друга дополняя.)

– А всегда ли герои бывают либо положительными, либо отрицательными?
(Не обязательно, это только в сказках так бывает. В рассказах герои – обычные люди со своими достоинствами и недостатками.)

– Вам нравятся эти друзья?

– Хотите оказаться на их месте? Это легко сделать.

4. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями.

Прочитаем оставшуюся часть произведения по ролям.

Сколько действующих лиц понадобится? (4 человека: мама, Коля, Мишка, автор)

Рассмотрите иллюстрации на слайде. К каждой иллюстрации подберите подходящий эпизод из произведения. Не забывайте, что вы работаете в группах. Распределите роли между собой и приготовьтесь прочитать текст вслух.

Итог урока.

Что же вы узнали о мальчиках? (Что они друзья, и они разные по характеру.)

- А какой возраст детей?

– Примерно такие, как вы, а значит, они ваши ровесники.

- Кто из героев вам больше понравился?

5. Составление синквейна.

Составим синквейн на Мишку, про Колю.

Мишка.
Легкомысленный, самоуверенный.
Приехал, варит, жарит.
Но ничего не получилось.
Специалист!

Коля.
Осторожный, разумный.
Сомневается, помогает, предостерегает.
Перекладывает трудности на мишку.
Практичный.

6. Работа с пословицами.

Коля и Миша разные по характеру, но они похожи тем, что умеют дружить. У вас на столах находятся горшочки, но в них спряталась не каша. Загляните в горшочки. Да, там пословицы. Объясните значение пословиц. Какой смысл заложил в них народ или какую мудрость хотел донести до нас народ.

    Дружба – великая сила.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Без беды друга не узнаешь.

    Дружба любит дело.

    Скатерть со стола - и дружба сплыла.

    Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

    Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

    За дружбу дружбой платят.

    Две кошки в мешке дружбы не заведут.

    Маленькая дружба лучше большой ссоры.

    Друга на деньги не купишь. Друг – твоё зеркало.

    Не в службу, а в дружбу.

Николай Носов

Мишкина каша

Цели : закрепление материала, изученного на уроках чтения; расширение кругозора учащихся; развитие коммуникативных навыков; воспитание у учащихся чувства коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

Ход викторины

I. Организационный момент.

Деление на команды, дать командам веселое название.

II. Вопросы и задания командам.

1. Узнайте имя веселого человечка.

ВЕТЦИК - Цветик

КЮБИТ - Тюбик

НАЙКАЗ - Знайка

ПУШТИНК - Шпунтик

КАГУНЬ - Гунька

ЧИКНОП - Пончик

2. «Знайка или Незнайка»?

Ответь на вопросы:

2. Как называется город, где жили веселые коротышки? (Цветочный)

3. Кто был главным героем в этом городе? (Незнайка)

4. Кто из человечков соорудил пылесос? (Механики Винтик и Шпунтик)

5. Как звали поэта из Цветочного города? (Цветик)

6. Как звали доктора-малышку, которая вылечила Незнайку и его друзей после падения воздушного шара в Зеленом городе? (Медуница)

7) Какие стихотворения сочинил Незнайка?

(Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка)

8. Кто из героев Носова варил кашу? (Мишка, «Мишкина каша»)

9. Как звали мальчика, который пришивал заплатку на свои любимые штаны? (Бобка, «Заплатка»)

10. Кто оказался «живой шляпой»? (Котенок Васька, «Живая шляпа»)

11. Чем известны герои рассказа Павлик и Котька? Как назывался этот рассказ? (Мальчики воровали огурцы, «Огурцы»)

12. Кто из героев Н. Носова совершил знаменательное космическое путешествие и куда? (Незнайка путешествовал на Луну, «Незнайка на Луне»)

3. Разгадайте кроссворд.

Учитель . Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в среднем столбце прочтете имя, которое придумал себе друг Незнайки и Кнопочки. Вспомните, как же его звали по-настоящему?

1. Дом для белочки в лесу. (Дупло)

2. Тяжкий груз, что я несу. (Бремя)

3. Карнавальный атрибут. (Маска)

4. Сетка для прыжков. (Батут)

5. Я - амбар в углу двора. (Сарай)

6. Я - сырье для гончара. (Гчина)

7. Неширокая полоска. (Лента)

8. Лошадиная прическа. (Грива)

(Слово в центре: Пестрини. Друга Незнайки и Кнопочки звали Пачкуля Пёстренький)

4. Помогите Незнайке разгадать загадки.

1) В лесу ты его не найдешь,

На мишку он очень похож.

У него большие уши,

С крокодилом Геной дружит,

Улыбается мордашка -

Это кукла... (Чебурашка)

2) Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник -

Медвежонок... (Винни-Пух)

3) Жил на свете мальчик странный, -

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына,

Шалунишку... (Буратино)

4) Сестрам с мачехой стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

5) Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался... (Колобок)

6) Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон -

Живой веселый... (Карлсон)

7) Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»)

8) Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? (Незнайка)

5. Подберите нужные слова.

Незнайка и Гунька играли в слова. Незнайка подбирал слова на букву «к», а Гунька - на букву «п». Помогите Гуньке и Незнайке.

III. Подведение итогов викторины.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н. Н. Носов Литературное чтение 2 класс

Родился 23 ноября 1908 года, в Киеве, в семье актёра эстрады. Ваше имя стало для наших ребят как бы символом всего самого веселого и занимательного, что есть в сегодняшней детской литературе. А.Алексин

Знаем Узнали

Детство его прошло в посёлке Ирпень, недалеко от Киева (Украина), где мальчик и начал учиться в гимназии. Разносторонне одарённый мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством - наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п.

У Николая Носова был старший брат, старше на полтора года, и младший, Коля, во всем ему подражает хотя и в детстве беспокоила мысль: каким же он вырастет, если все время будет бегать за старшим, делать то, что делает тот? И рождалось стремление делать все самостоятельно, чтобы сказать: «Это я сам!».

Для Коли была трудна алгебра. Он очень хотел быстро решать задачи и хитрил: выбирал самые легкие. Но алгебра похожа на кирпичный домик: нет одного кирпичика –и домик рушится. Тогда Коля решил решать все подряд. Преодолевая трудности, он начал узнавать, постигать то, чего раньше не понимал. Так с одной задачей юноша пронянчился с неделю, размышляя над ней и дома, и на улице, и сидя, и лежа, и за обедом, и когда спал, и когда умывался. Однажды ночью ему приснился необычный сон: будто сидит он за столом и решает эту задачу, ему приснилось, как решить задачу. Утром, заглянув учебник, Николай увидел, что ответ был правильный. Даже во сне мозг продолжал работать. Николай Носов постиг тайну: преодолевая трудности, мы учимся чему-либо.

Николай неожиданно увлекся химией: вместе со школьным товарищем он даже организовал лабораторию на чердаке его дома, в котором друзья проводили разные опасные и не очень опыты. «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим!» - вспоминал он. – «Химия мне представлялась наукой из наук».

В 1927-1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии и стал режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

Начал публиковать рассказы в 1938: «Затейники», «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., напечатанные главным образом в «малышовом» журнале «Мурзилка» и составившие основу первого сборника Носова «Тук-тук»,

По словам самого Носова, в литературу он пришёл случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей. Носов ввёл в детскую литературу нового героя - наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. Широкую популярность завоевали и его повести «Дневник Коли Синицына», «Весёлая семейка», «Витя Малеев в школе и дома»; кинофильм «Два друга».

Писатель соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд – неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они, наверное, и книг-то его никогда не читали. Он просто избегал демонстрировать себя.

В жизни Николай Николаевич был совершенно нетребователен. Ему безразлично было, что будет на обед или ужин. Он не любил покупать одежду. Говорили о его нелегком характере – да, он бывал непреклонен, а иногда и резок, отстаивая свое мнение по разным вопросам. Но не было более отзывчивого и простого человека, чем Носов, в общении с людьми. Удивляла его особенная деликатность – не внешняя, от воспитания, а из души, доброта. Он был на редкость правдивым человеком. Ему были глубоко противны ложь, лицемерие, притворство.

Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о Незнайке. Первое из них - сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». В дальнейшем герой появился в знаменитой трилогии, включающей романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» , «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Автобиографическое произведение писателя - «Повесть о моём друге Игоре», написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. - «Между годом и двумя», 2-я ч. - «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца».

Мир кино Фильмы по книгам Носова: Два друга. По повести «Витя Малеев в в школе и дома» . Дружок. По рассказам «Дружок» и «Мишкина каша» . Живая радуга. Незнайка с нашего двора. Приключения Толи Клюквина. Топинамбуры. Фантазеры.

Мир кино Мультфильмы Бобик в гостях у Барбоса, 19 77. Винтик и Шпунтик – веселые мастера, 1961. Незнайка в Солнечном городе. В 10 сериях, 1976-77. Незнайка учится, 1961. Фунтик и огурцы, 1961. Незнайка на Луне, 1999.

Им присущ неистощимый юмор. Даже при долгих поисках не удается обнаружить хоть одну несмешную книгу. Есть люди, которые думают, что «весело» и «несерьезно» - это одно и то же. Эти люди глубоко заблуждаются. Книги Носова тем и привлекательны, что, радуя и веселя, заставляют задуматься. Юмор – добрый смех. Автор смеется и сочувствует одновременно. Вы не найдете у него язвительной насмешки – сарказма. Ирония – смех превосходства (под маской серьезного скрывается комическое). Сатира – высмеивание недостатков человека или общества (разрушительный смех). Сарказм – злой смех. В чем же секрет неизменного интереса к книгам Носова? Какими отличительными чертами обладают его книги?

Знаем Узнали

http://ru.wikipedia.org/wiki/% D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 http://80-e.ru/index.php?showtopic=1222 http://lib76.narod.ru/nosov.htm l

Предварительный просмотр:

1.Куда ходили мальчики?

А) в лес

Б) на рыбалку

В) в город

2. Откуда ребята брали воду?

А) из реки

Б) водопровода

В) колодца

А) большой

Б) средней

В) маленькой

А) самовар

Б) ведро

В) чайник

А) щуку

Б) окуня

В) пескарей

А) угольки

Б) косточки

В) кусочки рыбы

А) пескарей

Б) пирожки

В) кашу

Тест по рассказу Н.Носова «Мишкина каша»

1.Куда ходили мальчики?

А) в лес

Б) на рыбалку

В) в город

2. Откуда ребята брали воду?

А) из реки

Б) водопровода

В) колодца

3. В какой кастрюле мальчики варили кашу?

А) большой

Б) средней

В) маленькой

4.Что мальчики уронили в колодец первым:

А) самовар

Б) ведро

В) чайник

5. Какую рыбу жарили мальчики на сковороде?

А) щуку

Б) окуня

В) пескарей

6.Что осталось на сковороде от жареной рыбы?

А) угольки

Б) косточки

В) кусочки рыбы

7.Что мальчики ели в награду за прополотые грядки?

А) пескарей

Б) пирожки

Николай Николаевич Носов

«Мишкина каша»

Великое ли дело – сварить кашу? Нет, невеликое. Но хитринки при варке каши есть! Сколько воды нужно налить? В каком количестве крупу опустить? А в какое время? Чтобы каша получилась знатной, надо навык иметь. Но мальчишкам, радующимся летним дням, не до навыков. Вот и каша получилась соответствующая…

1. Где был Коля с мамой, когда Мишка приехал к нему в гости?

В деревне у дедушки

В доме отдыха

На даче

2. Как звали хозяйку дачи?

Тетя Ира

Тетя Даша

Тетя Наташа

3 . На сколько дней мама оставила своего сына с другом Мишкой на даче?

На один

На два

На три

На неделю

4. Куда уехала мама?

  1. В ближайшую деревню
  2. За границу
  3. В город
  4. В магазин

5. Что сказал Мишка на вопрос «умеет ли он варить кашу»?

Что умеет

Что не умеет

Что у него есть рецепт и он попробует

6. Что мама не оставляла из продуктов?

Варенье

Хлеб

Баранки

7. Стал ли Коля запоминать, как варить кашу, когда мама рассказывала об этом ?

Да

Нет

8. Что решили взять с собой мальчики, чтобы пообедать во время рыбалки?

Приготовленную ими кашу в банке

Хлеб, намазанный вареньем

Приготовленный ими суп в термосе

9. Кого ребята поймали на удочку?

Карасей

Пескарей

Старую калошу

Корягу

10. На чём ребята варили кашу?

На печке

На костре

На электроплите

На керосинке

11. Сколько крупы насыпали ребята?

Полную кастрюлю

Половину кастрюли

Четверть кастрюли

12. Что случилось с кашей?

Она начала пригорать так, что запах пошёл по всей комнате

Она начала выползать из кастрюли

Она быстро сварилась и была очень вкусная


13. Была ли дырка в кастрюле?

Нет

Да

14. Кто, по мнению Мишки, виноват в том, что он крупы много насыпал?

Коля

Колина мама

Он сам

15. Что предложил Коля после того, как увидел, что Мишка очень долго возится с Кашей?

Пойти спать голодными

Отложить сразу половину крупы и налить воды побольше

Позвонить маме

12. Что случилось с водой?

Ребята её случайно пролили

Её вылакала собака

Она закончилась

13. Что произошло у колодца, когда Мишка пошёл за водой?

Мишка уронил ведро в колодце

У колодца его ждала злая собака

Мишка долго не мог справиться, но всё-таки сумел добыть воды из колодца

14. Чем ребята решили доставать воду из колодца во второй раз?

Кастрюлей

Чайником

Самоваром

15. Что ребята решили использовать вместо верёвки?

Связанные между собой простыни

Ремень от брюк

Леску от удочки

16. Удалось ли ребятам добыть воду во второй раз?

Нет

Да

17. С помощью чего ребятам удалось достать из колодца воду?

С помощью кружки

С помощью самовара

С помощью чайника

18. Уронили ли ребята кастрюлю с кашей в колодец?

Да

Нет

19. Вкусная ли получилась каша?

Нет

Да

9. Что ребята решили сделать с рыбой?

  1. Посолить
  2. Поджарить
  3. Сварить

Выбросить

20. Что забыл положить на сковородку Мишка?

Масло

Пескарей

Кашу

21. Что случилось с пескарями, которых ребята пытались пожарить?

Они получились очень вкусными

Они сгорели

Их украла кошка

22. Кто накормил голодных ребят завтраком?

  1. Тетя Наташа
  2. Мама
  3. Вовка
  4. Сестренка

23. Что пообещали сделать ребята для Тёти Наташи за то, что она их покормит?

Наносить ей воды с колодца

Подоить её корову

Выполоть у неё на огороде все сорняки

24.Что мальчики ели в награду за прополотые грядки?

А) пескарей

Б) пирожки

В) кашу

Николай Николаевич Носов

«Тук – тук – тук»

Костя и их друг решили сделать благое дело – поехать в лагерь раньше срока и навести блеск к приезду ребят. Эта затея им вполне удалась. Днем ребята хорошо поработали, но спокойного сна у них не получилось. Кто стал нарушителем спокойствия? Почему нарушитель не отзывался на призывы? И почему вожатый Витя в какой-то момент обнаружил весьма опасный инструмент?

1. Почему дети приехали раньше всех?

Перепутали даты

Они украшали помещение

Чтобы выбрать кровати

  1. На сколько дней раньше отряда ребята приехали в лагерь?

На четыре
на три
на два
на один

Из фольги
из разноцветной бумаги
из лоскутков материи
из простыней

Дядя Вася
Иван Кузьмич
Марья Максимовна
Тетя Даша

  1. Какие деревья в лагере росли вдоль дома, вдоль забора?
    рябины

каштаны

липы

дубы

  1. Какие птицы облюбовали старые деревья и устроили на них свои гнезда?
    вороны

Ласточки

Грачи

аисты

  1. . Кто из взрослых остался ночевать с детьми в доме?

Сторож

Вожатый

Никто

  1. В чем ребята вскипятили себе чай?

В самоваре
в чайнике
в кастрюле
в стакане

На раскладушках
в спальных мешках
на кроватях
на полу

  1. Что Мишка спрятал ночью под подушку, чтобы защититься от разбойников?

Топор
палку
складной ножичек
столовый нож

Мишка
Костя
сторож
вожатый

Витя
Саня
Игорь Иванович
Маруся

Тема: творчество Н. Носова.

Рассказы: «Фантазеры», «Огородники», «Замазка», «Мишкина каша», «Огурцы».

Цели урока:

1. Познакомить с творчеством Н. Носова.

2. Развитие умений и навыков самостоятельного чтения художественных книг .

3. Расширить литературный кругозор учащихся.

4. Воспитывать в детях нравственные качества, как честность любознательность, воспитанность культура поведения.

Литература:

1. «Книга - выручалочка», Москва, Новая школа, 1995 год.

2. Внеклассное чтение в 3 классе . Издательство «Просвещение» 1983 год, «Произведения Н. Носова».

Ход урока.

Фаза 1 «Вызов интереса».

1.Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Н. Носова. Он написал много рассказов для детей, которые вы уже прочитали.

Какие рассказы его вы знаете?

С творчеством Н. Носова ознакомит нас Перепелкин К. «Об авторе»

Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Николай Николаевич Носов (1908-1976) был волшеб­ником потому, что владел таинственным «золотым ключи­ком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей стра­ны и всей планеты: книги его переведены на десятки язы­ков мира, они совершили путешествие по всем континентам. И он был не просто добрым волшебником, а, я бы сказал, добрейшим. Да ещё и весёлым!

Как все настоящие волшебники, Н. Носов был редкостным фантазёром: как раз его фантазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его пу­тешествиями и в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне.

Произведения про Незнайку столь значительны и поучи­тельны (хотя в них нет и намёка на унылые назидания!), что они были удостоены Государственной премии РСФСР имени.

Но творческая дорога Николая Николаевича началась не с Незнайки...

Сперва появились рассказы для детей. Один из них на­зывался «Ступеньки». Потом были написаны повести «Ве­сёлая семейка», «Дневник Коли Синицына». Государствен­ной премией СССР была отмечена повесть «Витя Малеев в школе и дома».

Говорят, что грядущее юного человека, его будущие «взрослые» годы во многом зависят от того, какие книги он прочитал, в детстве, с какими литературными героями сдружился. Тот, кто сдружился с книгами Николая Нико­лаевича Носова, станет Человеком с заглавной буквы - отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Ро­дину. Спасибо за это замечательному художнику слова, добрейшему волшебнику и другу детей!

Анатолий Алексин

Фаза 2. «Восприятие».

· С одним из произведений знакомит Астраханцев Ал. Он называется «Огурцы».

· Вопросы к рассказу:

Что украли Котька и Павлик?

О чем сказала мама?

Отнес ли Котька огурцы, и было ли ему страшно?

Фаза 3. «Осмысление».

· Подбери пословицы к рассказу.

Пословицы:

1. Кто идет, того страх не берет.

2. Жизнь дана на добрые дела.

3. Береги платье снову, а честь смолоду.

4. Чужой беде не смейся.

5. Красивый тот, кто красиво поступает.

6. Лучше горькая правда чем сладкая ложь.

7. Делу время, а потехе – час.

3.С произведением «Фантазеры» ознакомит нас Перепелкин К.

· Рассказывает содержание произведения «Фантазеры».

· Вопросы к рассказу:

1. Кто из ребят фантазировал, а кто врал?

2. Как успокоили девочку Иру и чем успокоили её Стасик и Мишутка?

3. Что они нарисовали?

4. подбери пословицу?

4. С произведением «Клякса» знакомит Астраханцев Ал.

· Вопросы к рассказу:

1. Что любил делать Федя?

2. О чем сказала учительница?

3. Почему испугался Федя и что он перестал делать?

· Вы нарисовали к этому рассказу рисунок. Что вы нарисовали, что хотели показать?

5. Мы прослушали выступления детей о героях Н. Носова. Какие они? (правдивые, смешные, забавные, хорошие, смелые)

6. В разных рассказах вам могут встретиться одни и те же герои. Кто они, назовите эти произведения?

7. Слово учителя: В веселых рассказах Н. Носова изображены обычные ребята, которым чаще всего недостает жизненного опыта, а иногда и умения видеть себя со стороны очень важного для каждого человека, который не только хочет быть хорошим, но и старается стать таким (Мишка), силы воли, сообразительности, понимания, как надо поступать и находить правильный выход из создавшегося положения (Костя из рассказов «Мишкина каша», «Дружок», «телефон».

Фаза IV . «Реализация».

8. Инсценировка по рассказу «Замазка». Подберите пословицу.

9. Проверим ваши знания по тесту.

Тесты по рассказам Н. Носова.

Телефон.

1. Что хотели купить в магазине Мишка и его друг Коля?

А) лампу; б) конструктор; в) машинку; г) телефон.

2. Какое решение приняли мальчики, чтобы купить нужную им вещь?

А) попросить деньги у родителей; б) копить деньги;

в) украсть деньги у родителей; г) не есть и не пить – экономить

3. Кого к телефонной трубке приставил жужжать Миша?

А) муху; б) шмеля; в) стрекозу; г) жука

4. Как придумали переговариваться мальчики после того, как Мишка сломал свой телефон?

А) выучили латинский алфавит ; б) придумали свой язык;

в) кукарекали г) выучили азбуку Морзе

5. Что сделал из телефона Мишка?

А) настольную лампу; б) электрический звонок;

в) бенгальские огоньки; г) лопатку

Замазка.

1. Что отковыряли от окна Костя и Шурик?

А) пластилин; б) краску; в) замазку; г) клей.

2. Куда пошли мальчики после того, как напроказничали?

А) в зоопарк; б) в цирк; в) в кино; г) в парк.

3. С чем перепутал замазку Костя?

А) с мороженым; б) с конфетой; в) с пирожным; г) с пряником.

4. За чем полезли под стулья Костя и Шурик в кинотеатре?

А) за ключом; б) за замазкой; в) за пряником; г) за шляпой.

5. Кто сел на замазку, лежавшую на стуле?

А) мужчина; б) младенец; в) бабушка; г) Шурик.

Огурцы.

1. Что украли на колхозном огороде Павлик и Котька?

А) капусту; б) помидоры; в) огурцы; г) свеклу.

2. Что мама сказала Котьке сделать с крадеными овощами?

А) приготовить салат; б) угостить Павлика;

в) отнести обратно; г) выкинуть.

3. Куда хотел поначалу выкинуть овощи Котька?

А) в мусорный бак; б) в речку; в) в колодец; г) в канаву.

4. Как отреагировал сторож, узнав, что именно Котька украл огурцы?

А) заявил в милицию; б) не пустил домой;

в) пояснил, что это неправильно; г) накричал.

5. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному огороду Котька?

А) десять; б) все; в) два; г) один.

Фантазёры.

1. О чём разговаривали, сидя на скамейке, Мишутка и Стасик?

А) кто сильнее; б) кто умнее; в) кто переврёт; г) кто красивее

2. Кто «откусил» голову Мишутке?

А) собака; б) акула; в) волк; г) кит.

3. Кто съел Стасика в Африке?

А) антилопа; б) тигр; в) лев; г) крокодил.

4. Куда летал Стасик?

А) на Марс; б) на Меркурий; в)на Луну; г) на Солнце.

5. Что без разрешения съел Игорь?

А) торт; б) варенье; в) мёд; г) мороженое.

10. Кроссворд.

1. Главный герой сказки, который жил в цветочном городе?

2. Как называется рассказ, где главные герои Котька и Павлик?

3. Увидел он старушку, подпустил ближе – как бабахнет из пистолета. Как звали этого мальчика?

4. Ребята всю ночь копали участок. Как называется этот рассказ?

5. Под шляпой был кот. Как его звали?

Из первых букв по вертикали прочитайте слово. Что получилось? Кто он такой?

11.Какие положительные качества можно перенять у героев, а какие нельзя?

V . «Творческая лаборатория»

Напишите собственный рассказ, подобный прочитанным.