Игорь Фёдорович Стравинский и его балет «Петрушка. Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе! Дягилев петрушка

Петрушка один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка это кукла перчатка. Происхождение этой куклы, появившейся в России… … Википедия

Петрушка один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка это кукла перчатка. Происхождение этой куклы, появившейся в России… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Петрушка. Петрушка. Музей Театра кукол имени Образцова. 2008 … Википедия

Петрушка: Петрушка растение, листья и корнеплоды которого используются в качестве приправы к блюдам; Петрушка кукла, театральный персонаж; «Петрушка» кукольный театр; «Петрушка» балет И. Ф. Стравинского;… … Википедия

С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)

"Петрушка" - ПЕТРУ́ШКА, балет (потешные сцены) в 4 картинах. Комп. И. Ф. Стравинский, сцен. Стравинский и А. Н. Бенуа. 13.6.1911, Русский балет Дягилева, т р Шатле, Париж, балетм. М. М. Фокин, худ. Бенуа, дирижёр П. Монтё; Петрушка – В. Ф. Нижинский,… … Балет. Энциклопедия

Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Русский балет. Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства. Содержание 1 История 2 Современность … Википедия

Книги

  • Балет. 15 либретто (конволют) , . В представленном конволюте собрано 15 либретто знаменитых балетов. Также в книге представлены очерки, посвященные месту балета в истории музыкального театра, истории создания балета,…
  • Сказки балета , Гольцер Н.. Чтобы сказочный балетный мир ожил, каждый раз требуются усилия самых разных людей. Главный из них - композитор: он создаёт музыку. Либреттист сочиняет либретто - краткую сюжетную основу того,…
  • Петрушка
  • Балерина
  • Фокусник
  • Балаганный дед
  • 1-я уличная танцовщица
  • 2-я уличная танцовщица
  • Шарманщик
  • Ухарь-купец
  • 1-я цыганка
  • 2-я цыганка
  • 3-я цыганка
  • Кучера, извозчики, кормилицы, ряженые: баба, черт, коза, гусар, поваренок; мастеровые, гуляющие

Действие происходит в России во время масленичного гулянья.

Театральный занавес поднимается с началом звучания музыки. На внутреннем специальном занавесе видны крыши Петербурга, над которыми носятся фантастические химеры.

Гулянье на масленице в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: купцы, военные, франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщик и две танцовщицы. Они пляшут под шарманку. Их представление прерывает барабанный бой. Два старика гренадера отодвигают толпу и открывают спрятанный за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник в восточном костюме. За его спиной внутри балагана висят на «костылях» три куклы: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Фокусник наигрывает на волшебной флейте завораживающую мелодию, и куклы оживают. Танцуя «русскую», они выходят к толпе. Балерина кокетничает то с нервным Петрушкой, то с неуклюжим Арапом. Петрушка от ревности бьет соперника палкой. Гаснет свет, падает внутренний занавес, звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки невелика и мрачновата. На стене портрет хозяина балагана. С воплем влетает Петрушка, которого ударом ноги забросил сюда Фокусник. Негодование, отчаяние, глубокая печаль последовательно овладевают им. Он жалок и несчастен: хозяин груб и жесток с ним, а Балерина предпочитает тупого Арапа. Неожиданно появляется Балерина, Петрушка восторженно демонстрирует бурные чувства, которые пугают Балерину. Она пятится к двери и исчезает. Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он грозит портрету Фокусника, затем в исступлении пробивает стену комнаты. Снаружи слышны ярмарочный шум и звуки гармошки. Темнота, снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми «восточными» узорами на стенах. Арап, лежа на оттоманке, лениво подкидывает ногами большой кокосовый орех. В орехе что-то шумит, и Арап своей кривой саблей пытается расколоть его. Когда это ему не удается, то он решает, что там какая-то сверхъестественная сила. Он начинает молиться ей. Раскрывается дверь, и появляется Балерина, наигрывающая на корнет-а-пистоне веселый мотивчик. Арап недоволен, что его отвлекли от изучения ореха. Балерина отчаянно кокетничает, и Арап решается ее обнять. В этот момент в комнату с воплем врывается Петрушка, он носится по комнате. Арап грозит ему саблей и пытается вытолкать соперника за дверь. Балерина в восторге от храбрости своего избранника. Петрушка убегает, преследуемый Арапом. Дробь гренадерских барабанов.

Снова ярмарочная площадь. Вечереет, но гулянье продолжается. Проплывает вереница кормилиц, их сменяет Поводырь с медведем. Купчик с двумя молодыми цыганками сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться кучера и конюхи. Появляются ряженые: Коза, Гусар, Черт и Поваренок. Общее веселье прерывает вопль Петрушки. Он выбегает из балагана, его настигает Арап. При всем честном народе Арап ударом саблей по голове убивает Петрушку. Толпа волнуется, зовут Будочника. Всех успокаивает Фокусник, показывая набитую опилками куклу Петрушки. Народ расходится. Внезапно с крыши балагана раздается пронзительный крик. Это Петрушка при неверном свете луны грозит кулаком своим мучителям. Дух Петрушки бессмертен!

Инициатива, причем инициатива музыкальная, исходила от Игоря Стравинского: «Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь, отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая, в конце концов, завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости, „Петрушка"! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран!».

Композитор показал музыку, ставшую в дальнейшем второй картиной балета, своему другу Сергею Дягилеву . Тот одобрил и предложил сделать целый балет о Петрушке, подключив к делу Александра Бенуа не только в качестве художника, но и сценариста. Дягилев знал восторженное отношение Бенуа к петербургской «старине», к балаганам и ярмарочным гуляниям. Хотя записанный текст хода действия принадлежит Бенуа, соавторы договорились считать сценарий совместным, причем вопреки алфавиту первым писать Стравинского. «За это» композитор посвятил партитуру «Петрушки» Бенуа.

Автор «Книги о Стравинском» Борис Асафьев отмечал: «Партитура „Петрушки" сама по себе, независимо от сценического действия, представляет пластически и динамически яркое и характерное целое: фантастическую повесть на сочной конкретно выявленной реальной бытовой основе. Сценическая стилизация даже несколько уменьшает и суживает динамический размах и образность музыкального действия. Концертное исполнение дает воображению больше пищи».

В 1946 году Стравинский сделал новую редакцию партитуры «Петрушки» , которая и ныне нередко звучит на концертной эстраде.

Бенуа-сценарист населил картины масленичного гулянья обилием персонажей, а Бенуа-художник одел их в театрально достоверные, нарядные костюмы, дополнив сцену еще и немалым числом деталей ушедшего быта: шарманкой, детской каруселью, перекидными качелями, дымящимся самоваром. Со временем, правда, в спектакле остались только предметы, необходимые для развития действия. Толпа, состоящая ранее из разнородных членов, каждый из которых действовал на свой лад, неизбежно скатывалась к коллективному импровизационному хаосу, оправдываемому всеобщим подпитием персонажей.

В целом у художника и композитора отношение к толпе было различным изначально. Если Бенуа мог умиляться «воскрешению» колоритных фигур из своего детского прошлого, то Стравинский, уже не заставший балаганов на Марсовом поле, воспринимал гуляющую толпу как собрание сытых и равнодушных людей. Возможно, играло роль и практически постоянное пребывание одного в Швейцарии, а другого в родном Петербурге.

Фокин приступил к работе, когда сценарий и музыка были уже в основном готовы. Однако хореографа это не смущало: «Я с самого начала своей деятельности выставил тезис: полная свобода композитору. Пускай он выражает свободно то, что он чувствует. До меня балетмейстеры просили: „16 тактов, еще 16 и еще 16". Получалась мужская вариация. Мне противен такой подход к музыке. Я ждал от композитора картины, образы, характеры. Из такой идеи „раскрепощения композитора" создался новый балет, в частности новая музыка. Став свободной, музыка стала богаче, и обогатился сам танец».

Герои ярмарочных представлений претерпели в «Петрушке» психологические изменения: Арап, оставшись туповатым и неуклюжим, приобрел мужественность и привлекательность для глупенькой Балерины. Петрушка из бойкого шалуна, представителя народной смекалки, превратился в хореографический вариант «маленького человека» в традициях Пушкина и Гоголя, а также не без влияния «Балаганчика» Блока. Несчастное, забитое, запуганное существо, пропитанное покорной горечью, изредка прерываемой обманчивой радостью. Как указывал хореограф: «Колени вместе, ступни внутрь, спина согнута, голова висит, руки как плети». Жалость к угнетенному и сочувствие к безвинно убитому на глазах толпы, однако, не делало из Петрушки творца, поэта, первоначально задуманного Стравинским.

Трагизм и масштаб роли подчеркивал ее первый исполнитель Вацлав Нижинский . Французский очевидец премьеры писал: «Каким чудом он заставляет нас понять, что это человек, превращенный в игрушку и сколько в этой игрушке человеческих страстей». Трагизм судьбы самого артиста в дальнейшем превратил его Петрушку в легенду. Ныне ни один рассказ о безумии, постигшем гениального артиста, не обходится без сомнительной притчи об отношениях между Хозяином-Дягилевым и угнетенным им Петрушкой-Нижинским.

» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. Но блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.

Краткое содержание балета Стравинского «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

смешная кукла балаганного театра
Балерина кукла, в которую влюблен Петрушка
Арап кукла, предмет интереса Балерины
Фокусник хозяин кукол
Шарманщик уличный музыкант

Краткое содержание «Петрушки»

Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен.

Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

Фото :

Интересные факты

  • Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии.
  • Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А. Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие.
  • В балете уличная танцовщица кружится под старинную песенку «Деревянная нога». Ее незатейливый мотив Стравинский услышал на одной из улочек Ниццы от шарманщика. Впоследствии у песенки объявился автор – некто Спенсер, и суд обязал композитора выплатить ему сумму гонорара.
  • На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку Стравинского не следует воспринимать как шуточную.
  • Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других.
  • Считается, что именно открыл миру талант Стравинского. Когда он впервые услышал молодого композитора, у того даже не было высшего музыкального образования.
  • Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.
  • Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой.
  • В 1993 году была выпущена платиновая монета, посвященная Стравинскому. На ней отчеканено рельефное изображение композитора на фоне сцены из балета «Петрушка».


  • В 1947 году Стравинский создал вторую редакцию «Петрушки» для исполнения меньшим числом музыкантов. Вместо "четверного" состава оркестра партитура была переделана для "тройного" состава, и музыка к «Петрушке» стала существовать в двух вариантах – как балетная и как оркестровая.
  • По мотивам балета «Петрушка» в 1993 году создан российский мультфильм «Рождественская фантазия».
  • В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает».
  • Музыка из балета «Петрушка» звучит в кинофильмах «Очаровательная проказница», «Поцелуй вампира», «Богоматерь Турции».

Популярные номера из балета «Петрушка»

«Вдоль по питерской» (слушать)

«Русская» (слушать)

Танец балерины (слушать)

«Ах вы, сени, мои сени» (слушать)

История создания «Петрушки»

Балет «Петрушка», в отличие от многих гениальных творений, чей замысел долго зреет в голове автора, родился…случайно. После оглушительного успеха балета «Жар-птица», премьера которого прошла в 1910 г., Стравинский с подачи Дягилева готов был погрузиться в работу над новым балетом «Весна священная». Композитор осознавал, насколько сложна и многопланова тема, за которую он собирался взяться, и решил дать себе некоторую передышку. Отдыхая в Швейцарии, он для собственного развлечения набросал пьесу для фортепиано с оркестром, причем выстроил музыкальные темы таким образом, что фортепианная партия и оркестровое сопровождение не гармонировали друг с другом, а звучали явным диссонансом, как будто вступая в постоянный и неразрешимый конфликт. Впоследствии композитор признавался, что во время творческого процесса ему виделся игрушечный плясун, который «своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр».

В итоге родилась музыка, характер которой даже ее гениальному создателю казался странным, пока однажды Стравинского не осенила ассоциация – это Петрушка! Колкая, резкая музыка с неожиданными сменами ритма полностью соответствовала внутреннему содержанию задиристого персонажа русских ярмарочных гуляний. Возможно, «Петрушка» так и существовал бы в виде концертной пьесы для рояля с оркестром, если бы однажды Стравинский не сыграл ее основателю «Русских сезонов»

Интуиция безошибочно подсказала опытному импресарио – это балет, о чем он сразу и заявил Стравинскому. Дальнейшая работа над балетом полностью оправдывала его название – в ней царил полный хаос. Вместо того, чтобы сочинять музыку к предложенному либретто, как обычно бывает при создании балета, Стравинский сочинял отдельные музыкальные куски, а Дягилев и знаменитый художник Александр Бенуа в перерывах между гастролями придумывали, какой сюжет и события могли бы соответствовать такой музыке. Либреттистом «Петрушки» все же считается Бенуа, хотя к выстраиванию драматургии балета приложили руку все его создатели.

Постановки


Для хореографического воплощения «Петрушки» Дягилев пригласил балетмейстера-новатора Михаила Фокина, над декорациями трудился Александр Бенуа. Премьерный показ балета состоялся в 1911 году. В этот вечер на сцене парижского театра Шатле блистали звезды дягилевской антрепризы – Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Александр Орлов. Искушенный парижский зритель, которого трудно было чем-либо удивить, оказался потрясен до глубины души роскошью спектакля. В нем парижане увидели русскую жизнь с ее национальными традициями, удалью, бушующими страстями, способными увлечь в свой водоворот любого.

Однако на Родине «Петрушку» ждал более суровый прием. Зрителям и критикам, привыкшим к благозвучию балетной музыки, партитура Стравинского резала слух. Музыка балета была крикливой, резкой, насыщенной «площадными» мотивами. Понадобилось время, чтобы соотечественники оценили по достоинству ее неповторимый характер, рисунок и образность, позволявшая представлять себе то, что происходит на сцене, даже с закрытыми глазами.

В 1920-й г. известный танцовщик Леонид Леонтьев перенес «Петрушку» на сцену Мариинского театра. Леонтьев в свое время работал с Дягилевым, поэтому ему удалось достоверно воссоздать психологическую атмосферу балета. Именно леонтьевская редакция была взята за эталон балетмейстером К. Боярским, вернувшим «Петрушку» в 2008-м году на сцену Мариинского театра.

В 1921 году балет Стравинского в постановке Фокина увидели московские зрители. Главные роли исполнили ведущие артисты Большого театра В. Смольцов, Е. Гельцер и В. Рябцев.

В период с 1925 по 1932 гг. «Петрушка» был поставлен в Копенгагене, Ганновере, Эссене, Буэнос-Айресе.


Абсолютно оригинальной интерпретацией фокинского балета стала постановка Олега Виноградова в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова в 1990 г. Виноградовский Петрушка является не жалкой и нескладной куклой, а живым юношей, который бесконечно одинок среди окружающих его бездушных масок. Партию Петрушки станцевал Сергей Вихарев.

В 1992 г. народный артист России Андрис Лиепа предпринял попытку восстановить два балета Фокина – «Петрушка» и «Жар-птица » - в их первозданном виде. Эта кропотливая работа проходила в московском культурном центре «Дягилевъ Центръ», а премьеры были организованы в Санкт-Петербурге в 1993 г. В 1997 году Лиепа стал вдохновителем и режиссером кинопроекта «Возвращение Жар-Птицы». Известный танцовщик включил в него три спектакля Фокина - «Петрушку», «Шехеразаду» и «Жар-Птицу». Ведущие мужские роли в телеверсиях воскрешенных им спектаклей Лиепа исполнил сам.

», несмотря на внешний примитивизм сюжета, чрезвычайно глубок по своему смысловому наполнению. В нем нашли воплощение эстетические поиски нового пути в искусстве начала XX века. Спустя 100 лет «Петрушка» не потерял своей актуальности. Это балет о свободе и несвободе личности, о борьбе страдающей одинокой души против окружающей всеобщей бездуховности. В нем, как в жизни, сплетаются веселье и грусть, радость и отчаяние, и все эти чувства выражаются в едином хороводе танца. Если 100 лет назад «Петрушка» был воспринят как балет-сенсация, то для современного зрителя – это балет-легенда, ярчайший бриллиант в короне мирового балетного искусства. Он с успехом продолжает идти на сценах многих театров, доказывая, что настоящее искусство неподвластно времени.

Видео: смотреть балет «Петрушка» Стравинского

Еще два образа в копилку архетипа Шута: Петрушка и Балерина из одноименного балета на музыку Стравинского, художник-постановщик Бенуа.

Прототипом главного героя балета послужила перчаточная кукла из русского народного театра. Про куклу в Википедии

После успеха балета «Жар-птица» Дягилев и Стравинский решили продолжить сотрудничество, создав новый балет «Весна священная». Но получилось так, что Стравинский, отдыхая, сочинил мелодию, которая легла в основу балета «Петрушка».

Стравинский: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка!» Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, - я нашел ему имя, нашел название!»

При следующей же встрече с Дягилевым композитор показал ему свое сочинение. Дягилев, моментально услышав главную философскую линию в мелодии композитора: одиночество таланта, ненавидимого и затравленного совместными коллективистскими объединениями, - пришел в восторг и предложил создать на эту тему новый балет, отодвинув другую начатую работу - балет «Весна священная».

В отличие от остальных балетов того времени, когда музыку создавали под уже написанное либретто, в «Петрушке» либретто писалось после прослушивания новых музыкальных кусков. Оно придумывалось по ходу дела самим композитором, подключившимся сразу же Дягилевым, и привлеченным в качестве художника к новому, еще только создающемуся балету, А.Бенуа. Учитывая, что все постоянно переезжали, общение с обсуждение сюжета шло в письмах и коротких встречах. Подробнее о сложностях, возникших у композитора и художника-постановщика при написании либретто, можно прочитать . Там же и про первые репетиции балета и дальнейшее развертывание событий.

В конечном итоге получилось так: композитор Игорь Стравинский, либретто Игорь Стравинский и Александр Бенуа, балетмейстер Михаил Фокин, Петрушка - Вацлав Нижинский, Балерина - Тамара Карсавина, Арап - Александр Орлов, Фокусник - Энрико Чеккетти. Премьера состоялась 13 июня 1911 года в Парижском, театре Шатле, под управлением Пьера Монтё.

Первая редакция 1910―1911, вторая редакция 1948.
Балет вошел в ряд выдающихся мировых шедевров.

Бенуа, эскиз декорации 1-й картины для постановки балета Стравинского «Петрушка», Масленица в Петербурге, 1911


Бенуа, эскиз декорации 2-й картины для постановки балета Стравинского «Петрушка», Комната Петрушки, 1911


Бенуа, эскиз декорации 3-й картины для постановки балета Стравинского «Петрушка», Комната Арапа, 1917


1911


1911


1911


Бенуа, эскизы костюмов, Петрушка и Балерина


Костюмы по эскизам Бенуа


Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911


Тамара Карсавина в образе Балерины


слева: Александр Бенуа, Тамара Карсавина, Сергей Дягилев и Вацлав Нижинский, 1928
справа: Бенуа, эскиз костюма Балерины, 1911


Бенуа, эскизы костюма Уличной танцовщицы


Бронислава Нижинская в образе уличной танцовщицы, 1910

Последующие постановки


Лидия Лопухова в образе Балерины, 1919


Сергей Юрьевич Судейкин, оформление балета «Петрушка» для театра «Метрополитен Опера», 1925
слева вверху: эскиз занавеса, 1924
слева внизу: эскиз комнаты Волшебник, 1924
справа: эскиз мизансцены к постановке, 1924
местонахождение работ неизвестно


Сергей Юрьевич Судейкин, 1924, эскизы костюмов Балерины и Петрушки


Helene Kirsova stars in the De Basil Ballet Russe Petrouchka, Theatre Royal, Sydney, 11 January 1937


Элен Элизабет Кирстен (Элен Кирсова) в образе Балерины, 1936-37


Тамара Туманова (Балерина) и Альберто Алонсо (Арап), Оригинальный Русский балет, гастроли, Мельнбурн, Театр Его Величества, 1940


Тамара Туманова с Давидом Лишиным и Леоном Вуйцеховским


слева сверху и справа: Надя Нерина, Кейт Россон и Рудольф Нуреев, Королевский балет
слева снизу: Рудольф Нуреев, постановка не указана


Tonia Looker and Qi Huan, 2011

Через год после премьеры «Жар-птицы» Стравинский создал балет «Петрушка» на либретто Александра Бенуа, в котором просматривалась некоторая связь с пьесой Александра Блока «Балаганчик» (Петрушка созвучен образу блоковского Пьеро, равно, как Балерина Бенуа - Коломбине).

Уже в этом балете Стравинский предстал как яркий самобытный композитор, поражающий новизной и свежестью музыки: «низменный» фольклор, новые приемы оркестровки, свободное многоголосие. Необычный язык его музыки был вместе с тем образен, «театрален», а от того понятен каждому.

«"Петрушку" представили в Париже 13 июня 1911 года. Помню закрытую репетицию в театре Шатле. Сегодня эта вещь в полной красе, а тогда весь её букет был до обидного скомкан. Дилетантам с их привычкой к упрощениям и вовсе не охватить целостности русской народной души. Она не хнычет в томлении, а целеустремленно продвигается, добиваясь своего в едином порыве, как взлёт барабанной дроби.

Композитора признавали пока лишь отдельные знатоки, но "Петрушку" постепенно приняла и широкая публика. "Петрушка" занял, наконец, подобающее достойное место: во-первых, благодаря фольклорному содержанию, а во-вторых - как аргумент против дальнейших новаций. В этом-то и заключается обыкновение публики - еле плестись от одного произведения к другому с извечным опозданием на один шедевр, усваивая предыдущее ради ниспровержения последующего. Как говорится, вечно невпопад. До знаменитой премьеры "Весны священной" мы со Стравинским виделись редко (из книги Жана Кокто «Петух и Арлекин»).

А. Блок. Пьеса «Балаганчик»

посвящена В. Мейерхольду

(отрывок)

Пьеро

Я стоял меж двумя фонарями

Как шептались, закрывшись плащами,

Целовала их ночь в глаза.

И свила серебристая вьюга

Им венчальный перстень-кольцо.

И я видел сквозь ночь - подруга

Улыбнулась ему в лицо.

Ах, тогда в извозчичьи сани

Он подругу мою усадил!

Я бродил в морозном тумане,

Издали за ними следил.

Ах, сетями ее он опутал

И, смеясь, звенел бубенцом!

Но, когда он ее закутал,-

Ах, подруга свалилась ничком!

Он ее ничем не обидел,

Но подруга упала в снег!

Не могла удержаться, сидя!..

Я не мог сдержать свой смех!..

И, под пляску морозных игол,

Вкруг подруги картонной моей -

Он звенел и высоко прыгал,

Я за ним плясал вкруг саней!

И мы пели на улице сонной:

«Ах, какая стряслась беда!»

А вверху - над подругой картонной -

Высоко зеленела звезда.

И всю ночь по улицам снежным

Мы брели - Арлекин и Пьеро...

Он прижался ко мне так нежно,

Щекотало мне нос перо!

Он шептал мне: «Брат мой, мы вместе,

Неразлучны на много дней...

Погрустим с тобой о невесте,

О картонной невесте твоей!»

ПЕТРУШКА

Краткое содержание

Действующие лица: Петрушка, Балерина, Арап, Фокусник, уличные танцовщицы, шарманщик, ухарь-купец, две

"Петрушка"

цыганки, кучера, извозчики, кормилицы, купцы, ряженые (Баба, Черт, Коза, Гусар, Поваренок), мастеровые, гуляющие.

Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все нее начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.

Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.

Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол - жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она, наконец, пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.

Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!

Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила - божество для тупого Арапа.

Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.

Дробь гренадерских барабанов.

Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.

Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.