Идея картины 3 богатыря. Пишем сочинение по картине Три богатыря: описание и характеристика. Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Сюжет

В чистом поле на боевом дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте, а вся Русь.

Первый эскиз картины, начало 1870-х

Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович — мальчиком.

Богатыри «жили» в разное время и могли встретиться только на картине

За героями — могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

Контекст

Первый набросок картины Васнецов сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу товарищу, на что последний ответил: «Преподнесете, когда исполните картину».


«Витязь на распутье», 1882

Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

Лицо Добрыни — собирательный тип Васнецовых

Васнецов несколько раз переделывал отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича. За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых.

Лицо Ильи Муромца художник собирал черта за чертой с простолюдинов. А для Алеши Поповича позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати, из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать картину.

Судьба художника

Васнецов родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.


Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

После 1917 года Васнецов работал над народными сказочными темами

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» — её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках.

Так кто же они, былинные богатыри?

В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря.

Это был крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт.

Известно, что он приходился родным братом Малуше — матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.

За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.

Место рождения Добрыни считается столица древлян — город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении.

Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве.

Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!

После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.

Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру.

Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

Картина три богатыря Васнецов написал сие произведение в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь.

Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Илья Муромец - это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на черном коне и вглядывается в даль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица , в другой руке острое копье наизготове. Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч.

От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Его сила кроется в его хитрости и смекалке. В этой велико-русской троице Алеша никому не дает поскучать, в часы отдыха он может грамотно пошутить, рассказать интересную историю и на гуслях поиграть.

Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено.

Как известно по историческим преданиям богатырь Илья Муромец выходец из крестьянской семьи жившей в селе Карачарово в окрестностях города Мурома или Муромля, что во Владимирской губернии, другая версия гласит, что Илья Муромец уроженец Черниговщины, но мы это оставим на суд историков. В детстве он был болен и обездвижен, страдал параличем, много молился о выздоровлении, излечился благодаря старцам знахарям.

Характер героя уравновешенный и смиренный, глубоко верующий и конечно справедливый. Никогда не задавался своей силушкой перед своим окружением. В схватке с врагами всегда побеждал и не имел поражений, побежденных отпускал на четыре стороны, поэтому слава о Илье Муромце быстро расходилась в народе, как о бравом герое имеющий много положительных качеств, всеми уважаем в том числе и врагами.

Добрыня Никитич по историческим данным родился городе Рязани в купеческой семье, при другом раскладе сын поместного Рязанского воеводы Никиты.. По другой версии во времена князя Владимира Красного Солнышка был воевода, нареченный именем Добрыня, собственно он и был дядей князю Владимиру.

Как полагается в княжьих семьях, добрыня был образованной личностью, В детстве его обучали различной грамоте, творчески одарен, мастер игры в шахматы, поговаривают, что в этой игре однажды обыграл самого татарского хана.

Отличный стрелок, храбр и мужественен, здоровьем не обижен, силен и ловок, первый богатырь, может взяться за рискованные задания, за которые другие просто побаивались. Грамотно махает против врагов мечом, метко стреляет из лука, в свободное играл на народных музыкальных инструментах, типа гусли, свирели и т п. Характер справедлив и дипломатичен.

Алёша Попович по известным летописям родился в боярской семье, нареченный именем Александр (Олеша) Попович, а при других 2-х версиях он являлся сыном Ростовского священника во времена князя Владимира Святославича или, что менее вероятно, он вообще был родом из Полтавской губернии с местечка Пирятин.

Относительно его сослуживцев Илью Муромца и Добрыни Никитича он не так силен, хромает на ногу, но обладает другими важными свойствами характера, он хитер, иногда в бою без этого не обойтись.

В его дружине очень ценилось его смекалистость, благодаря своему недюжинному уму он, как бы, выходил сухим из воды. В жизни он интриган и казанова, задористо играет на гуслях . Не смотря на более хрупкую фигуру Алеши Поповича, по былинным преданиям он побеждает Тугарина Змея.

Картина три богатыря самая значительная в творчестве Васнецова, в русской живописи ни один художник не уходил так глубоко, как Васнецов отдавая себя полностью былинно эпическим сюжетам. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее. Размер холста не маленький, составляет 295,3 на 446 см

Немного юмора! Это не по заданию))) Кликните по картинке с нарисованными богатырями

Современный прикольный анимированный шарж 3 Богатыря. Картина с богатырями популярна во все времена, если сказать, что в наше время для украшения наших квартир, кто то покупает репродукции знаменитой работы Васнецова, кто то заказывает маслом на холсте. В последнее время стали заказывать дружественные шаржи для неразлучных и сильных духом друзей, даже в таком анимированном виде. Подобная прикольная картина возможно в богатой раме может развеселить всех ваших знакомых, не правда ли?

Картина Виктора Васнецова «Богатыри» является самым популярным произведением живописца. Еще она, пожалуй, считается самым известным полотном в русской живописи. Ее репродукции встречаются в рамках на стенах, в иллюстрированных изданиях, в учебниках…


Правда, эта знакомая и понятная с детства каждому из нас картина писалась 27 лет. Началом ее стал карандашный набросок, созданный в 1871 году, а потом художник в 1876 сделал в Париже эскиз. Он завершил писать картину только в 1898 году.

Несколько слов о Васнецове

Отцом художника был священник. Родился Виктор в Вятском крае, тогда в этом месте свято чтили:
  • Народные сказания

  • Старинные обычаи

  • Древние обряды

  • Воображение ребенка было переполнено поэтикой былин, песен и сказок. Когда Васнецов учился в Академии художеств, он с огромным интересом изучал героические былины и историю русского народа. Его первой работой было произведение «Витязь». На нем он изобразил спокойного богатыря, который охранял границу.


    Кроме этого, Васнецову нравилось работать над иллюстрациями к таким сказкам, как «Жар-птица» и «Конек-Горбунок». Эта страсть сделала его звездой живописи. Картины художника воспроизводят сильный национальный дух и передают смысл русской истории.

    Гениальное полотно «Богатыри» было написано в селе Абрамцево, которое находится в Подмосковье. Эту картину в наше время многие называют «Три богатыря».

    Кто на ней изображен?


    На картине можно увидеть могучих и сильных всадников, защищающих Русь — Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича. Мастер писал ее с натурщиков, которые были облачены в кольчуги.

    В роли Добрыни Никитича он соединил портретные образы В.Д. Поленова и отца, а также добавил собственные черты. Простой крестьянин из Владимира позировал в образе Муромца. А вот Алешей Поповичем выступил молодой крестьянин.


    Их образы отлично подобраны и прекрасно передают характеры всадников. На картине можно увидеть и поведение коней. Например, богатырский конь Ильи смотрит перед собой глазом, налившимся кровью. Белый конь хитрого и вежливого Добрыни глядит вдаль, а рыжая лошадь бравого Алеши — пощипывает зеленую травку, смотря в разные стороны.

    Тайный смысл картины

    Васнецов в этом гениальном произведение смог воскресить могучие образы защитников Руси. Изображенные на нем богатыри точно понимают, зачем они прибыли на границу, чьи жизни и покой они охраняют. Их фигуры на конях поднимаются аналогично горам. Художник хотел, чтобы все увидели прошлое русского народа и великое будущее, за которое еще придется бороться.