Характеристика матрены кому на руси жить. Образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Жизнь Матрены до замужества

Грандиозный замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова состоял в том, чтобы глазами невежественных мужиков, вольноотпущенных, показать масштабный срез всей российской сельской жизни того времени. От низов до самых вершин проходят герои, в поисках «самого счастливого человека», расспрашивают всякого встречного, выслушивают повести, очень часто наполненные заботами, печалями и бедами.

Одна из самых трогательных, берущих за душу историй: рассказ, в котором дается характеристика Матрены Тимофеевны — крестьянки, жены, матери. Матрена рассказывает о себе полно, без затей, без утайки, выливает всю себя, лирически пересказывая такую обыкновенную для того времени историю женщины своего класса. В ней одной Некрасов отразил страшную и горькую, но не лишенную светлых моментов счастья правду о самых подневольных, самых зависимых. Не только от воли самодура-барина, но от всевластного господина мужа, от свекрови и свекра, от собственных родителей, которым молодуха обязана была покоряться беспрекословно.

Юность свою Матрена Тимофеевна вспоминает с благодарностью и грустью. У отца с матушкой жила она как у Христа за пазухой, но, несмотря на доброту их, не бездельничала, росла девушкой трудолюбивой и скромной. Начинают привечать женихов, засылают сватов, да с чужой стороны. Не радуется скорой разлуке с любимицей мать Матрены, понимает, что ждет впереди родное дитя:

» Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита!

Там холодно, там голодно,

Там холеную доченьку

Обвеют ветры буйные,

Облают псы косматые,

И люди засмеют»!

Эта цитата хорошо показывает, насколько стихотворные строки Некрасова наполнены лиризмом народных свадебных песен, традиционного плача по уходящему девичеству. Опасения материнские не напрасны — в чужом дому Матрена Тимофеевна не находит любви у новых родственников, вечно попрекающих ее: «Сонливая, дремливая, неурядливая!» Работа, которую скидывают на плечи молодухи, кажется непомерной. От Филиппа, законного супруга, ждать заступничества не приходится, он все время проводит вдали от молодой жены, ища заработка для прожития. Да и сам не гнушается «поучить» Матрену плетью, хоть и относится к ней с ласковостью, и если случается удача в делах — балует избранницу подарками:

«Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому».

Но вот, среди всех житейских бед, случается событие, переворачивающее все бытие Матрены — рождение первенца! Ему отдает она всю свою нежность, не в силах расстаться, наглядеться на чудесный подарок судьбы, такими словами описывает внешность мальчика:

«Как писаный был Демушка

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской,

Как солнышко весеннее

Сгоняет снег с полей…»

Однако счастье крестьянки краткосрочно. Нужно собирать урожай, Матрена Тимофеевна с тяжелым сердцем оставив младенца на попечение старику Савелию, а тот, задремав, не успевает спасти выбравшегося из колыбели мальчика. Своего пика трагедия достигает в момент, когда Матрену вынуждают смотреть на вскрытие тельца Демушки — столичные власти решают, что мать сама задумала уморить чадо и сговорилась со старым каторжником.

Не сломленная этим горем, Матрена Тимофеевна продолжает жить, воплощая собой всю силу русской женщины, способной вынести множество ударов судьбы и продолжать любить. Подвиг ее материнского сердца не прекращается, каждый из последующих детей дорог Матрене не меньше первенца, за них она готова претерпеть любое наказание. Преданность ее мужу, вопреки всему, велика не меньше. Спасая Филиппа от увода в солдаты, она убеждает губернаторскую жену отпустить отца семейства домой, и возвращается с победой, за что односельчане дают женщине прозвище «губернаторша».

Самоотречение, верность и огромная способность любить – все это особенности образа Матрены Тимофеевны, русской крестьянки, воплотившей в себе всю трудную женскую долю.

В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,

Прошла гроза душевная,

Покажешь ли ее?..

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные,

И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,

Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.

Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):

…Голодные

Стоят сиротки-деточки

Передо мной…Неласково

Глядит на них семья,

Они в дому шумливые,

На улице драчливые,

Обжоры за столом…

И стали их пощипывать,

В головку поколачивать…

Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».

Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя. Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес. Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.

Николай Некрасов

Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя. Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет - с момента, как перешагнул гимназический порог. Учась в институте, он писал стихи на заказ - копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.

Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»). В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие. Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.

«Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски - поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.

Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.

Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом - этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция - они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.

По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел - в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора - и то с цензурными помарками.

Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились - и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело - так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор - домой ни шагу.

Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем - в городе Клину - женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая - что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.

Персонажи

Главные герои поэмы - обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор. На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее). Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.

Матрена Тимофеевна: характеристика героя

Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины. Женщины вообще - а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям. Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание - так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.

С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва - дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии. Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность - и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью. Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.

Матрена Корчагина - верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других - и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.

Внешность

Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах - уже рано появившаяся седина.

История Матрены

История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.

Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился - однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его - недаром же спасает от воинской службы.

Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости - и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках - все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок - истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны - это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.

Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь - родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко - а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни - хоть и редко.

В чем счастье героини

Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти - слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается. Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей. Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь. Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.

Критика

Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу - а потому знающим, как и что об этом народе рассказать. Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора - единственным, кто имеет право именоваться поэтом.

  1. Николай Алексеевич плохо учился в школе.
  2. По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
  3. Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.

Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена - синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят - «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».

Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил!
Н.А. Некрасов
В творчестве Н.А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого тяжелого труда молодой крестьянки-матери:
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки». Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип «.величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная.
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. «Крестьянка» - единственная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поег народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народ- но-поэгических образах и мотивах. Вся история жизни Матрены Тимофеевны - это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать». Почему? Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:
По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?..
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!
Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с «девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба. С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка. Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка (чтобы выяснить причину смерти, власти производят вскрытие трупа ребенка). Долгое время не может она простить «грех» Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились. Подрастает ее второй сын Федот, туг с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:
Глядит, поднявши голову,
Мне в очи... и завыла вдруг!
Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.
Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди):
...Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной... Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом...
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать...
Молчи, солдатка-мать!
Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:
Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!»
Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторши».
Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные...
Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни. Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.
Написанная о народе и для народа, поэма «Кому на Руси жить хорошо» близка произведениям устного народного творчества. Стих поэмы - художественное открытие Некрасова - как нельзя лучше передал живую речь народа, его песни, присказки, поговорки, вобравшие в себя многовековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Вся поэма - истинно народное произведение, и в этом ее великое значение.

«Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на протяжении столетий терзающим каждого из нас.

Повествование предлагает читателю ознакомиться с оригинальной историей. Ее главными героями стали крестьяне, собравшиеся определить сословие, в котором живет счастливый человек. Проводя анализ всех чинов, мужики знакомились с рассказами персонажей, наиболее счастливым среди которых оказался семинарист . Значение фамилии героя в этом случае немаловажно. Счастьем для студента было не материальное благосостояние, а покой и мир на землях родины и благополучие народа.

История создания

Поэма создавалась в период с 1863 по 1877 год, и в ходе работы неоднократно менялись персонажи и сюжетный замысел сочинения. Произведение не было завершено, так как автор скончался в 1877 году, но «Кому на Руси жить хорошо» считается цельным литературным опусом.

Некрасов знаменит четкой гражданской позицией и выступлениями против социальной несправедливости. Он неоднократно поднимал в творчестве проблемы, тревожащие русское крестьянство. Писатель осуждал обращение помещиков с крепостными, эксплуатацию женщин и принуждение детей к труду. После отмены крепостного права в 1861 году долгожданное счастье для простых людей не наступило. Проблему несвободы сменили другие вопросы, касающиеся перспектив самостоятельного ведения крестьянского быта.


Образы, раскрывающиеся в поэме, помогают проникнуть в глубину задаваемого автором вопроса. Некрасов демонстрирует разницу между счастьем в понимании помещика и простого мужика. Богачи уверены, что главным в жизни является материальное благосостояние, а бедняки почитают за счастье отсутствие лишних бед. Духовность народа описывается посредством и Гриши Добросклонова, которые мечтают о всеобщем довольствии.

Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» определяет проблемы сословий, выявляя алчность и жестокость богачей, безграмотность и пьянство среди крестьян. Он верит, что, осознав, в чем заключается истинное счастье, все герои произведения приложат усилия к его достижению.

Матрена Тимофеевна Корчагина – действующее лицо в произведении. В юности она была по-настоящему счастлива, так как это время ее жизни было поистине беззаботным. Родители любили девочку, а она стремилась во всем помочь своей семье. Как и другие крестьянские дети, Матрена была рано приучена к труду. Игры постепенно вытеснялись бытовыми заботами и хлопотами, но быстро взрослеющая девушка не забывала и о досуге.


Эта крестьянка трудолюбива и активна. Ее внешний вид радовал глаз статностью и настоящей русской красотой. Многие парни имели виды на девушку, и однажды к ней посватался жених. На этом юная и счастливая жизнь до замужества подошла к концу. Воля сменилась укладом, царящим в чужой семье, о чем горюют родители Матрены. Мать девушки, понимая, что муж не всегда защитит дочку, оплакивает ее будущее.

Жизнь в новом доме и впрямь сразу не задалась. Золовки и родители супруга заставляли Матрену много работать и не баловали ее добрым словом. Единственными радостями красавицы были подаренный мужем шелковый платок да прогулка на санях.


Отношения в браке нельзя было назвать гладкими, ведь в то время мужья частенько бивали жен, а девушкам не к кому было обратиться за помощью и защитой. Будни Матрены были серыми и однообразными, полными тяжкого труда и попреков родственников. Олицетворяя идеал величавой славянки, девушка безропотно сносила все тяготы судьбы и проявляла могучее терпение.

Родившийся сын раскрыл Матрену с новой стороны. Любящая мать, она дарит своему ребенку всю нежность, на которую способна. Счастье девушки было недолгим. Она старалась проводить с малышом как можно больше времени, но работа занимала каждую минуту, и ребенок был обузой. Дед Савелий присматривал за сыном Матрены и однажды не доглядел. Ребенок погиб. Его кончина стала трагедией для молодой матери. В те времена подобные случаи происходили часто, но становились невероятным испытанием для женщин.

Приехавшие в дом полиция, лекарь и становой порешили, что Матрена в сговоре с дедом, бывшим каторжником, специально погубила малыша. Было решено провести вскрытие для установления причин гибели мальчика. Для девушки это становится большим горем, ведь теперь ребенка нельзя похоронить без поругания.


Образ Матрены – это портрет настоящей русской женщины, стойкой, волевой и терпеливой. Женщины, которую не в силах сломить жизненные перипетии. Спустя время у Матрены вновь появляются дети. Она любит и оберегает их, продолжая трудиться на благо своей семьи.

Материнский инстинкт Матрены Тимофеевны настолько силен, что ради детей героиня готова на все. Это подчеркивает эпизод, когда сына Федотушку хотел наказать помещик. Осанистая женщина легла под розги, принося себя в жертву вместо собственного ребенка. С таким же рвением она вступается и за мужа, которого хотят забрать в рекруты. Народная заступница дарует спасение семье Матрены.

Жизнь простой крестьянки непроста и полна горя. Она пережила не один голодный год, потеряла сына, постоянно переживала за дорогих сердцу людей. Все существование Матрены Тимофеевны положено на то, чтобы бороться с несчастьями, встающими на ее пути. Трудности, выпавшие на ее долю, могли бы сломить дух. Зачастую женщины вроде Матрены рано погибали из-за тягот и бед. Но те, кто оставался в живых, вызывали гордость и уважение. Образ русской женщины в лице Матрены воспевает и Некрасов.


Писатель видит, как она вынослива и терпелива, сколько силы и любви хранит ее душа, насколько заботливой и нежной может быть простая работящая женщина. Он не склонен называть героиню счастливой, но гордится тем, что та не унывает, а выходит победительницей в борьбе за жизнь.

Цитаты

В царской России жизнь женщины была чрезвычайно сложной. К 38 годам сильная и величавая Матрена Тимофеевна уже звала себя старухой. На ее долю выпало много бед, с которыми женщина справлялась самостоятельно, поэтому она осуждает мужиков, затеявших искать счастливиц среди баб:

«А то, что вы затеяли,
Не дело - между бабами
Счастливую искать!»

За стойкость и силу духа героиню стали звать «губернаторшей», ведь далеко не каждая женщина отваживалась на такие геройские действия, которые предпринимала Матрена. Новое прозвище женщина заслужила по праву, но это наименование не принесло счастья. Главная радость для Корчагиной отнюдь не в народной славе:

«Ославили счастливицей,
Прозвали губернаторшей
Матрену с той поры...
Что дальше? Домом правлю я,
Рощу детей... На радость ли?
Вам тоже надо знать!»

Глава, в которой героиня открывает мужикам глаза на ошибку, называется «Бабья притча». Матрена Тимофеевна признается, что не способна признать себя и других крестьянок счастливыми. На их долю выпадает слишком много гнета, испытаний, гнева помещиков, злости со стороны мужей и родственников, превратностей судьбы. Матрена считает, что среди женщин нет счастливиц:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны