Гробницы русских царей. Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь

Петропавловская крепость - усыпальница Русских царей. February 6th, 2014

Сегодня, как и всякий раз при своем посещении Санкт-Петербурга, побывал в Петропавловском соборе, месте упокоения членов династии Романовых.
Считаю, что это святое место для каждого русского человека, ибо тут находится прах тех, кто построил нашу страну, ее города, порты, дороги, создал основу ее промышленности. Прах тех, кто создал Россию в привычном для каждого понимании и представлении. Тех, кто столетиями защищал христианство и православные народы от иноземного порабощения.
Существующая русская смута началась ровно в тот момент, как не стало Российской монархии, а до столетней годовщины этого события осталось ждать совсем немного.
Православные Русские цари веками строили и оберегали наше государство, собирали новые земли, сделав Российскую империю или просто Россию, самой большой страной на свете. В конце концов именно монархическая форма государства, существовала в нашей истории на порядок больше всех иных форм Российской государственности

Гимн Российской империи.

Ворота в крепость.

Петропавловский собор. До позапрошлого года самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Окончательно построен к 1733 году.

Внутренне убранство храма.
Неприятно было то, что при посещении экскурсионных групп, экскурсоводы и смотрители не делают замечания мужчинам не снимающим головной убор, а были и такие, особенно среди иностранцев. К сожалению многие воспринимают собор не как священный храм, а как музейный экспонат.

Екатерининский придел, где покоятся останки семьи последнего Русского царя, которая была зверски убита большевиками в Екатеринбурге в 1918 году.

Русская православная церковь уже в наше время их канонизировала.

Захоронение основателя Российской империи и города Санкт-Петербурга Петра Великого.

Захоронение величайшей Российской императрицы Екатерины Второй, благодаря деяниям которой, в том числе и нынешнее государство Украина владеет третью своей территории.

Фотографии других членов династии, которые жили на рубеже 19 и 20 веков.

Победитель Наполеона Бонапарта царь Александр Первый.

Николай Первый, успешно подавивший первый в истории Российского государства либеральный мятеж - восстание декабристов.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать последнего императора Николая Второго, избежавшая гибели только потому, что в 1917 году находилась в Киеве.
Умерла в Западной Европе, в 2006 году была перезахоронена тут.
В Киеве в ее честь, в 1916 году, был назван в том числе и нынешний Петровский жд мост. Она вообще много полезного сделала для нашего города, искренне любила его и всегда подолгу в нем находилась.
Позже, в Советской России, ее память конечно же была предана забвению.

Ее муж, император Александр Третий, который скоропостижно скончался в Крыму от болезни в 1894 году. После него власть перешла к их сыну Николаю, которому суждено было стать последним Русским царем.

Строитель Киева - государь император Николай Первый. Именно благодаря его личному участию, Киев из города монастырей и паломников, стал превращаться в крупный губернский центр с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой. При нем были заложены большинство улиц центра Киева, какими мы их можем видеть и поныне.

Александр Второй - царь освободитель. Освободил крестьянство от крепостничества и Балканские народы от турецкого ига.
Был убит в 1881 году в Санкт-Петербурге террористами народовольцами. Так в те годы называли себя предшественники нынешних врагов Российского государства, от прозападных либералов до троцкистов и исламских боевиков.

Семья последнего Русского царя.

Троицкий мост Санкт-Петербурга, построенный в 1903 году к 200 летию Санкт-Петербурга. При СССР назывался Кировским.

И замерзшая Нева.

Вид на Петропавловский собор с Троицкого моста.

УСЫПАЛЬНИЦА РУССКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Петропавловский собор Санкт-Петербурга возводился в 1721–1733 годы, но погребения в нем производились еще раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор, на месте будущего придела Святой Екатерины, было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны - вдовы царя Федора Алексеевича, единокровного брата Петра. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта - супруга несчастного царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына - будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась и Мария Алексеевна - сестра Петра I.

Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор обрел только после смерти Петра I, скончавшегося рано утром 28 января 1725 года от тяжелой болезни, обострившейся после простуды, полученной им осенью 1724 года. Специальная траурная комиссия во главе с графом Я.В. Брюсом составляла программу траурной церемонии, в которой предусматривались и украшение траурного зала в старом Зимнем дворце, и шествие к Петропавловской крепости, и само погребение. 13 февраля 1725 года набальзамированное тело императора было выставлено в траурном зале: Петр лежал в фобу, одетый в парчовый зеленый камзол, украшенный брабантскими кружевами, в сапогах со шпорами, со шпагой и орденом Андрея Первозванного. Сорок дней страна прощалась с Петром Великим, а между тем в начале марта умерла младшая его дочь - Наталья Петровна, и ее гроб был поставлен рядом.

За два дня до погребения специальным указом „торговые лавки, вольные дома и кабаки“ были закрыты, „чтобы не было никакого шуму и ссор“. От дворца до Петропавловской крепости вся дорога была посыпана песком и устлана еловым лапником. По живому коридору, образованному 1200 гренадерами, под звон церковных колоколов и пушечную пальбу гробы с телами императора и его дочери перенесли по льду Невы из старого Зимнего дворца в Петропавловский собор. Впереди процессии шествовали 25 гвардейских унтер-офицеров с алебардами, обвязанными черной материей; за ними следовали гоф-курьеры, музыканты с литаврами и трубами, придворные кавалеры, иностранные купцы, представители остзейских городов и дворянства и т. д. Далее несли штандарты Адмиралтейства, русское знамя с государственным гербом и собственное знамя Петра I; затем следовала личная лошадь императора, а за ней два рыцаря - черный и золотой; несли гербы царств, входивших в Российскую империю… Следом шло духовенство - в том же порядке, как и на выносе царей в Москве.

Петропавловский собор тогда еще не был достроен, поэтому в нем наскоро возвели временную деревянную часовню, стены которой покрыли черным сукном. Гробы установили на возвышении под балдахином, участники траурной церемонии разместились частично в часовне и в недостроенном соборе, полки гвардии выстроились на крепостной стене. После отпевания тело Петра I посыпали землей, гроб закрыли и накрыли его императорской мантией. Шесть лет он оставался во временной часовне посреди строящегося собора, окруженный гербами и знаменами.

Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у его южной стены, и с этого времени собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II, умершего в Москве в 1730 году и погребенного в Архангельском соборе, и императора Иоанна VI, свергнутого с престола младенцем и убитого в Шлиссельбургской крепости.

Петр I покоится в двойном гробу: внешнем - дубовом и внутреннем - металлическом, запаянном. Рядом с императором погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I.

Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы - Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы - в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I - старшая Анна и младшая - императрица Елизавета Петровна.

Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II, причем корону перед гробом императора нес Алексей Орлов - один из его убийц. На надгробии самого Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена, которая после 1917 года пропала. Кроме гробницы в Петропавловском соборе, в глубине парка существует еще мемориальный мавзолей Павла I, возведенный в 1805–1808 годах. Сооружение это, выполненное по проектам И.П. Мартоса и Тома де Томона с большим вкусом и изяществом, напоминает небольшой античный храм.

Порядок погребения лиц императорской фамилии регламентировался высочайше утвержденным церемониалом. В день погребения к Петропавловскому собору к заранее намеченному часу прибывали приглашенные лица со специальными билетами; для въезда в крепость кучерам полагалось иметь отдельный билет. Почетный караул оставался до закрытия могилы и заделывания свода гроба, после чего над могилой устанавливали сначала временную, а потом и постоянную гробницу. Императорские регалии (корона, скипетр и держава) отправлялись в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца, личное оружие императоров - в Оружейную палату Кремля, ордена передавались на хранение в Арсенал, где находилась и погребальная колесница. Иностранные ордена государственный канцлер возвращал выдавшим их государствам.

Императора Александра I погребли в марте 1826 года - через несколько месяцев после его кончины в Таганроге. И хотя гроб с телом покойного императора несколько дней стоял в Казанском соборе для прощания, в придворных кругах и в народе ходило много слухов.

Император скончался неожиданно - во время поездки по югу России в ноябре 1825 года. До сих пор распространена версия, что тогда Александр I не умер, а ушел в монастырь. А в гроб положили солдата, умершего в госпитале и лицом похожего на императора. Через много лет в Сибири появился творивший чудеса старец монах Федор Кузьмич. Некоторые из современников считали его Александром I, этой версии придерживался и Л.Н. Толстой. Однако великий князь Николай Михайлович Романов, внук императора Николая I, тщательно изучив все обстоятельства смерти Александра I, пришел к выводу, что легенда о Федоре Кузьмиче не имеет под собой никаких исторических оснований.

Не менее таинственной была и кончина супруги императора - императрицы Елизаветы Алексеевны. По официальной версии, она умерла неожиданно, вскоре после кончины супруга, в Белеве Тульской губернии, когда возвращалась из Таганрога в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в 1834 году в Тихвине появилась неизвестная странница Вера Александровна, которая выделялась светскими манерами, знанием придворной жизни и иностранных языков. Уже в самом ее имени многие видели намек на происшедшие события: Вера - уход от всего мирского к Богу, Александровна - в память о венценосном супруге своем. С 1840 года она была молчальницей в Новгородском Сырковом монастыре, где и скончалась в 1861 году. Сохранился портрет Веры Александровны в гробу, очень похожий на портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Легенда рассказывает…что смерти (или уходу из мира) императорской четы предшествовали странные события. Например, в октябре 1825 года, незадолго до кончины императора Александра I, в одну из ночей жители Таганрога видели над дворцом две звезды, которые три раза сходились и расходились. А потом одна звезда превратилась в голубя, который сел на другую звезду. Через некоторое время он исчез, а затем постепенно исчезла и вторая звезда.

Ходили слухи и о внезапной смерти императора Николая I, 30 лет железной рукой правившего Россией. Существовало даже мнение, что император отравился, не в силах пережить поражение в Крымской войне. Поражение, несомненно, приблизило смерть Николая I, но сама версия отравления в ученых кругах считается весьма сомнительной, хотя смерти этого императора предшествовал ряд таинственных и загадочных событий.

Великая княгиня Александра Иосифовна, невестка Николая I, рассказывала, что незадолго до кончины царя в его загородном доме в Гатчине ей и князю А.И. Барятинскому показался белый призрак. За несколько дней до смерти императора видение повторилось уже в Зимнем дворце, а в последние дни жизни императора большая черная птица, которая встречается только в Финляндии и считается там предвестницей зла, каждое утро прилетала и садилась на телеграфный аппарат, находившийся на башенке над комнатой, где позже умер Николай I. Часового посылали прогонять птицу, и тогда она улетела к шпицу Петропавловского собора и исчезла. Но через 26 лет такая же птица вновь появилась в Зимнем дворце, и через несколько дней от бомбы террористов погиб Александр П.

Празднование всех исторических событий, связанных с жизнью того или иного монарха, всегда сопровождалось возложением даров, которые устанавливались на их монументах. Вместе с реликвиями, хранившимися на надгробиях с момента погребения императоров, они составляли сокровищницу Петропавловского собора. Больше всего таких реликвий украшало гробницу Петра I, у его подножия императрица Екатерина II положила трофей Чесменского сражения 1770 года - флаг капитан-паши турецкого флота. Потом на надгробии Петра появилось несколько памятных медалей: золотые - к 100-летию основания Санкт-Петербурга и 200-летию со дня рождения первого русского императора, золотая и бронзовая - к 200-летию Полтавской битвы, серебряная - к 200-летию взятия Нарвы и др. На стене около надгробия в 1898 году был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник Петру I в Таганроге; рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении…

Первоначально надгробия над усыпальницами русских императоров представляли собой четырехугольные продолговатые плиты разных размеров (мраморные или из путиловско-го камня). Все они были накрыты парчовыми покрывалами. В 1824 году журнал „Отечественные записки“ сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это. Мадам пришлось спешно покинуть собор, а успокаивать бдительного сторожа остался сопровождавший ее Вихман.

В 1865 году, во время крупной реконструкции собора, были установлены новые надгробия, проект которых выполнили архитекторы А.А. Пуаро и А.Л. Гун. Саркофаги сделали из белого каррарского мрамора с большими бронзовыми крестами на верхней грани. По углам императорских надгробий располагались бронзовые императорские орлы, в головах саркофагов крепились бронзовые доски с обозначением имени погребенного, его титула, места и даты смерти, а также даты погребения.

В 1906 году над могилами императора Александра II и его супруги - императрицы Марии Федоровны - были установлены новые надгробия. Их изготовили из полудрагоценных камней на Петергофской гранильной фабрике по проекту архитектора А.Л. Гуна. Надгробие императора было сделано из зеленой волнистой яшмы, императрицы - из розового с жилками орлеца.

В 1896–1908 годах рядом с Петропавловским собором по проекту архитектора Д. Грима и при участии архитекторов А. Томишко и Л. Бенуа была сооружена великокняжеская усыпальница на 60 гробниц. Она пристраивалась к собору с северо-восточной стороны и соединялась с ним крытой галереей.

После Октябрьской революции судьба Петропавловского собора складывалась трагично. В 1919 году его закрыли, а в самой крепости разместился отряд Красной армии. В конце 1918 - начале 1919 года у Васильевской куртины происходили массовые расстрелы заложников. Вероятно, здесь среди других были убиты и великие князья Павел Александрович, Дмитрий Константинович, Георгий и Николай Михайловичи. По предположению М.Д. Печерского и С.С. Белова, в 1919–1921 годах были разрушены гробницы в великокняжеской усыпальнице, а царские захоронения вскоре вскрыли чекисты, искавшие в них сокровища. Врачи настолько искусно забальзамировали тело императора, что он лежал как живой, простершись во весь свой огромный рост. Правая рука его покоилась на эфесе шпаги, одет император был в зеленый мундир полковника Преображенского полка. Очевидец вскрытия впоследствии вспоминал, что у Петра было гордое лицо, обрамленное темными кудрями. При снятии крышки гроба руки императора неожиданно задвигались, и это было такое грозное зрелище, что комиссары в кожаных куртках кинулись к выходу, давя друг друга и роняя факелы.

В конце мая 1992 года в усыпальнице Петропавловского собора был погребен великий князь Владимир Кириллович - правнук императора Александра II. Он умер в Париже, но завещал похоронить себя в России. В связи с этим начато восстановление всех надгробных плит великокняжеской усыпальницы.

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

«ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД» КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ Вид с вершины горы Цзиншань на императорский дворец Гугун, возведенный 500 с лишним лет назад Пекин широко раскинулся на севере Великой китайской равнины, недалеко от подножий Тайханыланского хребта и горной области Ляоси, которые

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

УСЫПАЛЬНИЦА КИТАЙСКОГО ПОЛКОВОДЦА ЮЭ ФЭЯ В XIII веке, когда в Южном Китае правила династия Сун, воинственные племена чжурчжэней вторглись в страну и подступили к ее столице - городу Ханчжоу. Навстречу врагу вышло войско генерала Юэ Фэя, и, хотя силы были неравные, враг был

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

УСЫПАЛЬНИЦА ДАТСКИХ КОРОЛЕЙ В РОСКИЛЛЕ Роскилле - древняя столица Дании, откуда ее короли мечом и огнем водворяли на островах свою власть. Сейчас в этом небольшом провинциальном городке, расположенном неподалеку от Копенгагена, проживает чуть более 30 000 человек.Из-за

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В КРЕМЛЕ Первоначально на месте Архангельского собора Кремля, на южной стороне Боровицкого холма, была поставлена деревянная церковь в честь архангела Михаила - небесного покровителя русских князей в их ратных делах. Свидетельств о

Из книги Путешественники автора Дорожкин Николай

УСЫПАЛЬНИЦА В СМОЛЕНСКОМ СОБОРЕ НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ Основание Новодевичьего монастыря связано со Смоленской иконой Божьей Матери, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой. Сначала икона находилась в Иерусалиме, потом в Константинополе, а на Русь ее

Из книги Вокруг Парижа с Борисом Носиком. Том 1 автора Носик Борис Михайлович

УСЫПАЛЬНИЦА ТИМУРИДОВ В САМАРКАНДЕ В XV–XVII веках вблизи самаркандского Рухабада («Обитель духа» - усыпальница шейха Бурнахеддина Сагарджи) располагались небольшая мечеть, наполненный водой хауз и ворота, от которых вымощенная белыми камнями дорожка вела к ансамблю

Из книги Прогулки по Европе с любовью к жизни. От Лондона до Иерусалима автора Мортон Генри Воллам

УСЫПАЛЬНИЦА ИСПАНСКИХ КОРОЛЕЙ В августе 1557 года произошла великая битва при Сент-Квентине во Фландрии, в которой испанцы одержали победу над французами. Эта битва стала вдвойне знаменательной датой для испанцев, так как день 10 августа был днем святого Лаврентия. Однако

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

Острова русских императоров Передохнув около 2 месяцев, экспедиция в ноябре 1820 года снова направилась к «льдинному материку». Миновав остров Макуори, в середине декабря корабли выдержали жестокий шторм при «такой великой мрачности, что едва на 30 сажень можно было

Из книги автора

Усыпальница королей в «Красной столице» Собор Сен-Дени на древней дороге Новые хлопоты и новые соблазны Варварство великой революции.О близости Сен-Дени, его знаменитого аббатства и знаменитого собора, что всего в каких-нибудь девяти километрах от парижского собора

Из книги автора

Усыпальница Карла Эдуарда Стюарта Все знакомы с историей Карла Эдуарда Стюарта, известного под именем Красавца принца Чарли. После того, как его звезда навечно закатилась на Куллоденском поле, принц вынужден был бежать на отдаленные Гебридские острова. Некоторое время

Из книги автора

Усыпальница святого Андрея Молодой человек свалился на мою голову в тот самый момент, когда я уютно устроился на веранде отеля с бутылочкой белого «Орвието». Вид отсюда открывался самый великолепный: длинные ряды зеленеющих виноградников тянулись вдоль склона холма и

Из книги автора

Только для Императоров! История Императорского города в Пекине, куда простым смертным вход был запрещен, тесно связана с правителями династий Цинь и Мин. Это они добились высочайшей мощи империи и построили себе дворцы и храмы Запретного города, который еще и сегодня

Из книги автора

Из книги автора

Глава 8 Духовники российских императоров Взаимоотношения российских самодержцев и православной церкви имели свою весьма драматичную историю. Следует помнить, что все российские монархи были религиозными людьми, однако к православной церкви как к институту власти

На протяжении двух столетий в Петропавловском соборе были похоронены почти все российские императоры, от Петра I до Александра III.

Надгробия царей неоднократно переделывались и заменялись на новые, по причине их ветхости и ненарядного вида. Каменные заменялись на мраморные, серый карельский мрамор уступал место белому итальянскому и т.д. Царская усыпальница пережила две масштабные замены надгробий: в 1770-е (при перестройке Собора) и в 1865 г.

Изначально над местами захоронений в соборе ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации собора, их заменили на другие, сделанные из серого карельского мрамора.
В 1865 г. по указу Александра II, были заменены на новые сразу 15 надгробий. Надо полагать, переделали надгробия семи последних императоров и их жен.
Надгробия на могилах Александра II и его супруги в свою очередь были заменены Александром III в 1887 году, спустя менее чем десятилетие после их смерти.

Таким образом, все царские надгробия в Петропавловском соборе - новоделы второй половины 19 века.

В Петропавловском соборе нет могил:


  • Петра 2 (скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля)

  • Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости.

Осенью 1921 г. тогдашнему правительству в очередной раз потребовались золото и драгоценности.
Ордена, нательные кресты, перстни, золотые пуговицы с мундиров, серебряные сосуды в которых хранились внутренности усопших - все это, в глазах большевиков, подлежало экспроприации. Драгоценные венки и старинные иконы, некогда украшавшие царские надгробия, уже были в свое время увезены в неизвестном направлении Временным правительством.

Под предлогом помощи голодающим Поволжья, были вскрыты гробницы всех русских императоров и императриц, от Петра I до Александра III, включительно.
Эта акция породила множество слухов о судьбе останков. По одной из версий, останки царей переложили в дубовые гробы и увезли в крематорий, незадолго перед этим учрежденный и вскоре закрытый.

Естественно, эксгумация проводилась отнюдь не в интересах исторической науки. Ценности описывались и изымались "в пользу голодающих".

Воспоминания очевидцев этой возмутительной акции содержат кое-какие важные подробности.
Эти воспоминания - устные, переданные с чужих слов - в свое время собрал Л.Любимов и позднее дополнил историк Н.Эйдельман для своей книги "Первый декабрист". Акта эксгумации, который был подписан всеми членами комиссии, до сих пор найти не удалось.

Кого нашли?

В воспоминаниях сообщают о нахождении останков всех царей и цариц, кроме Александра I. Гроб Александра совершенно пустой, только на самом дне "немного пыли". Кое-кто из членов комиссии вспоминает по этому поводу легенду о старце Федоре Кузьмиче, у меня есть свое объяснение пропажи Александра .
В других присутствуют минимум кости и одежда. Череп Павла якобы расколот на несколько частей. Другие сообщают, что Павел был забальзамирован, покрыт восковой маской, которая местами оплыла и они даже разглядели на лице Павла гримасу ужаса.
При этом все без исключения очевидцы отмечали идеальную сохранность Петра I.
Император был одет в зеленый мундир и кожаные ботфорты и похож на себя, каким его изображали на картинах.

В эти дни ожидается вскрытие могилы Александра III, проведенное по инициативе церкви. Будет проводиться генетическая экспертиза для идентификации останков его сына, Николая II. Дойдет ли до ревизии всех царских останков, пока не известно.

Использованы материалы:

Бурное обсуждение вопроса о перезахоронении Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии, останки которых предположительно были найдены недавно под Екатеринбургом, вновь привлекло внимание общественности к царским захоронениям в Петропавловском соборе Петербурга. Вспомнили, что сразу после революции эти могилы были разграблены.

Причем этот факт тщательно скрывался не только в советские времена, но как-то замалчивается даже и в наши дни. Так, во многих путеводителях по Петропавловскому собору до сих пор пишут, будто «многие годы покой этих могил никто не тревожил» .

На самом деле это не так. Могилы стали грабить сразу после революции.

К 1917 году на стенах собора, колоннах и у могил императоров находилось более тысячи венков, в том числе золотых и серебряных. Практически на каждой могиле и около нее стояли старинные иконы и драгоценные лампады.

Так, над гробницей Анны Иоановны находились две иконы – Иерусалимской Божьей Матери и святой Анны Пророчицы – в золотых окладах, с жемчугами и драгоценными камнями. На надгробии Павла I была укреплена бриллиантовая корона Мальтийского ордена. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат. На стене около надгробия Петра был укреплен серебряный барельеф, изображавший памятник царю в Таганроге, рядом в золотом окладе висела икона с ликом апостола Петра, примечательная тем, что своими размерами соответствовала росту Петра I при рождении.

По повелению Петра

Петр I решил превратить Петропавловский собор в усыпальницу по примеру первого христианского императора Константина, построившего в IV веке в Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей. На протяжении двух столетий в соборе были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Александра III (за исключением лишь Петра II, скончавшегося в Москве и похороненного в Архангельском соборе Кремля, а также Иоанна VI Антоновича, убитого в Шлиссельбургской крепости) и многие члены императорской фамилии. До того всех великих московских князей, начиная с Юрия Данииловича – сына великого князя Даниила Московского и русских царей – от Ивана Грозного до Алексея Михайловича – хоронили в Архангельском соборе московского Кремля (за исключением Бориса Годунова, который был погребен в Троице-Сергиевой лавре).

В течение XVIII – первой трети XIX в. Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, лишь коронованных особ. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон. В XVIII – первой трети XIX веков императоров и императриц хоронили в золотой короне. Тела их бальзамировали, сердце (в специальном серебряном сосуде) и остальные внутренности (в отдельном сосуде) захоранивали на дне могилы за день до начала погребальной церемонии.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня. В 1770-е годы, при реставрации и перестройке собора, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались зеленым или черным сукном с нашитыми по верху гербами, а по праздникам – золотой парчой, обложенной горностаем. В середине XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора. В 1865 г. по указу Александра II, надлежало все надгробия, "кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последнеисполненных". Были изготовлены пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей Александра II и Марии Александровны на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы и розового уральского родонита.

К концу XIX века в Петропавловском соборе практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором по разрешению императора было начато строительство Великокняжеской усыпальницы. С 1908 по 1915 гг. в ней были погребены 13 членов императорской фамилии.

Разграбление могил

На сокровища императорской усыпальницы зарились уже давно. Еще в 1824 году журнал «Отечественные записки» сообщал, что во время путешествия по России мадам де Сталь захотела иметь сувенир с гробницы Петра I. Она попыталась отрезать кусочек парчового покрывала, однако церковный сторож заметил это, и мадам пришлось спешно покинуть собор.

Катастрофа разразилась после революции. В сентябре-октябре 1917 года, по распоряжению Временного правительства, все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей неизвестна.

Но всех мародеров перещеголяли, конечно, большевики.

В 1921 году под предлогом требований «Помгола», выступившего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, были кощунственно вскрыты и безжалостно разграблены сами императорские могилы. Документов об этой чудовищной акции не сохранилось, однако до нас дошел целый ряд воспоминаний, свидетельствующих об этом.

В записках русского эмигранта Бориса Николаевского есть драматический рассказ об истории разграбления царских могил, который был опубликован: "Париж, "Последние новости", 20 июля 1933 года. Заголовок: "Гробницы русских императоров и как большевики их вскрывали".

"В Варшаве у одного из членов русской колонии имеется письмо одного из видных членов петербургского ГПУ с рассказом о вскрытии большевиками гробниц русских императоров в усыпальнице Петропавловского собора. Вскрытие произведено в 1921 году по требованию "Помгола", выступавшего с проектом конфискации в пользу голодающих драгоценностей, заключенных в императорских гробах". Краковская газета "Иллюстрированы курьер Цодзенны" приводит это историческое письмо.

«...Пишу тебе, – так начинается письмо, – под незабываемым впечатлением. Открываются тяжелые двери усыпальницы, и перед нашими глазами появляются гробы императоров, установленные полукругом. Перед нами вся история России. Комиссар ГПУ, являющийся председателем комиссии, приказал начать с самых молодых... Механики открывают гробницу Александра III. Набальзамированный труп царя сохранился хорошо. Александр III лежит в генеральском мундире, богато украшенном орденами. Прах царя быстро вынимают из серебряного гроба, снимают с пальцев перстни, с мундира – ордена, усыпанные бриллиантами, затем тело Александра III перекладывается в дубовый гроб. Секретарь комиссии составляет протокол, в котором подробно перечисляются конфискованные у умершего царя драгоценности. Гроб закрывается, и накладывают на него печати»...

Гробница Александра I оказывается пустой. В этом можно, очевидно, видеть подтверждение легенды, согласно которой смерть императора в Таганроге и погребение его тела было фикцией, им самим придуманной и инсценированной для того, чтобы остаток жизни окончить в Сибири старцем-отшельником.

Жуткие минуты пришлось пережить большевистской комиссии при вскрытии гробницы императора Павла. Мундир, облегающий тело покойного царя, прекрасно сохранился. Но кошмарное впечатление производила голова Павла. Восковая маска, покрывавшая его лицо, от времени и температуры растаяла, и из-под остатков виднелось обезображенное лицо убитого царя. Все участвовавшие в мрачной процедуре вскрывания гробниц торопились как можно скорее закончить свое дело. Серебряные гробы русских царей после перенесения тел в дубовые устанавливались один на другой. Дольше других возилась комиссия с гробницей императрицы Екатерины I, в которой оказалось очень большое количество драгоценностей.

«…Наконец, мы дошли до последней, точнее, до первой гробницы, где покоились останки Петра Великого. Гробницу трудно было открыть. Механики заявили, что, очевидно, между внешним гробом и внутренним находится еще один пустой, который затрудняет их работу. Начали сверлить гробницу, и вскоре крышка гроба, поставленная для облегчения работы вертикально, открылась и перед взорами большевиков предстал во весь рост Петр Великий. Члены комиссии от неожиданности в страхе отшатнулись. Петр Великий стоял как живой, лицо его великолепно сохранилось. Великий царь, который при жизни возбуждал в людях страх, еще раз испробовал силу своего грозного влияния на чекистах. Но во время перенесения труп великого царя рассыпался в прах. Страшная работа чекистов была закончена, и дубовые гробы с останками царей были перевезены в Исаакиевский собор, где и были помещены в подвальном помещении…».

Жуткие масштабы грабежа

Куда же потом исчезли снятые с трупов драгоценности? Вероятно, они были проданы за границу. Большевики поставили грабеж национальных богатств на поток, разоряли не только могилы и церкви, но и музеи, бывшие дворцы знати, особняки буржуазии. Грабеж приобрел совершенно невероятные, прямо-таки жуткие масштабы. В 1917–1923 годах продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры - 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря – 384 бриллианта; из Оружейной палаты – золотого и серебряного лома 40 пудов. Делалось это под предлогом помощи голодающим, но продажа русских церковных ценностей никого от голода не спасла, сокровища были проданы за бесценок.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.

Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71.

К 1934 году Эрмитаж лишился около 100 шедевров живописи старых мастеров. Фактически музей оказался на грани гибели. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств – несколько десятков полотен. Третьяковская галерея лишилась части икон. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, в Алмазном фонде ныне хранятся только четыре.

Что же теперь в могилах?

Но если драгоценности царей исчезли, что осталось в их могилах? Свое исследование произвел диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета. В статье, опубликованной на днях на сайте Православие.ру, он приводит показания ряда лиц, имевших сведения о вскрытии могил. Вот, например, слова профессора В.К. Красуского: «Будучи еще студентом, я приехал в 1925 году в Ленинград к своей тетке Анне Адамовне Красуской, заслуженному деятелю науки, профессору анатомии Научного института им. П.Ф. Лесгафта. В одной из моих бесед с А.А. Красуской она мне сообщила следующее: "Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось. Он действительно очень похож на того Петра, который изображается на рисунках. На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие ценностей из царских гробниц".

А вот что писал доктор технических наук, профессор В.И. Ангелейко (Харьков) Л.Д. Любимову: «У меня в гимназии был товарищ Валентин Шмит. Его отец Ф.И. Шмит заведовал в Харьковском университете кафедрой истории искусств, затем перешел на работу в Ленинградский университет. В 1927 году я посетил своего товарища и от него узнал, что его отец в 1921 году участвовал в комиссии по изъятию церковных ценностей, и в его присутствии вскрывались могилы Петропавловского собора. Комиссия не обнаружила тела в могиле Александра I. Он же сообщил мне, что очень хорошо сохранилось тело Петра I».

А вот воспоминания Д. Адамовича (Москва): «Со слов ныне покойного профессора истории Н.М. Коробова... мне известно следующее.

Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в Петрограде в 1921 году, сообщил ему, что Петр I очень хорошо сохранился и лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся.

Гробница Александра I оказалась пустой».

Странно, но разговоры на эту тему велись потом только по поводу будто бы оказавшейся пустой гробницы Александра I. Но даже этот факт теперь опровергают. Так, когда корреспондент агентства «Интерфакс» задал этот вопрос Александру Колякину, нынешнему директору Государственного музея истории Санкт-Петербурга (находится в Петропавловской крепости), то тот категорически заявил: «Чушь. Разговоры об этом ходили, но это лишь слухи» . Однако никаких фактов при этом не привел, добавив только, что лучшим поводом убедить сомневающихся является вскрытие могилы императора, однако оснований для такой процедуры, по его мнению, нет.

Писатель Михаил Задорнов сообщил в «Живом журнале», что в свое время мэр Петербурга Анатолий Собчак рассказал ему об этой тайне. По словам Задорнова, во время прогулки по морскому побережью Юрмалы он спросил у Собчака, который был мэром во время перезахоронения семьи Николая II в Петропавловском соборе в 1998 году: «Я слышал, что в то время открывали и другие саркофаги. Скажите, я вам обещаю, что десять лет никому о нашей беседу не расскажу, в саркофаге Александра I его останки? Ведь сравнительный анализ проводили у нескольких русских царей» . По утверждению Задорнова, Собчак выдержал паузу и ответил: «Там пусто…»

Вопросы без ответа

В 1990-гг, когда решался вопрос об идентификации царских останков семьи Николая II, найденных под Екатеринбургом, было принято решение вскрыть гробницу брата царя – Георгия Александровича, чтобы взять на экспертизу частицу останков. Эксгумация проводилась с участием священнослужителей. Когда сверху убрали мраморный саркофаг, обнаружили толстую монолитную плиту. Под ней был склеп, в котором стоял медный ковчег, в нем цинковый гроб, а в нем уже – деревянный. Несмотря на то, что склеп был залит водой, все же удалось обнаружить кости, пригодные для экспертизы. Были изъяты образцы, в присутствии понятых. Через две недели останки великого князя были захоронены на прежнем месте. Однако гробницы самих императоров никто после 1921 года так и не вскрывал.

Между тем и архивные поиски историков официального акта о вскрытии гробниц в 1921 году пока ничего не дали. Долгие годы занимавшийся этим вопросом историк Н. Эйдельман пришел к выводу, что отдельный документ очень трудно, практически невозможно найти.

Вскрытие гробниц в 1921 г. могло быть следствием энергичной инициативы каких-либо петроградских учреждений, чьи архивы за прошедшие десятилетия, особенно за время войны, подвергались различным, порою гибельным перемещениям.

Диакон Владимир Василик свое исследование вопроса о царских захоронениях и их разграблении большевиками заканчивает так: «До конца непонятно, вскрывались ли все могилы, а самое главное, – встает проблема: в каком состоянии после мародерства 1920-х годов находятся в своих могилах останки русских императоров? При всей своей сложности и деликатности этот вопрос требует спокойного и профессионального ответа и решения».

Пламя крематория

А кроме того, добавим мы, есть все основания задать и другой, еще более драматический вопрос: а не пусты ли вообще сегодня все эти могилы русских императоров, останки которых большевики вытащили из гробниц и ограбили? Зачем их вывезли потом из Петропавловского собора? Известно, что во вскрытии царских гробниц участвовал также некий Борис Каплун, племянник могущественного главы петроградского ЧК М. Урицкого. На тот момент Каплун занимался созданием первого в Петрограде и вообще в России крематория, который был запущен в 1920 году. По воспоминаниям Корнея Чуковского, Каплун часто приглашал в крематорий знакомых дам, чтобы полюбоваться обрядом «красного огненного погребения» .

Так может, этот племянник Урицкого явился в собор на вскрытие гробниц с тайным заданием вывезти останки императоров и уничтожить их потом в крематории? А иначе, что он там делал? Конфискация драгоценностей явно не входила в компетенцию Каплуна, ответственного за крематорий.

Да и сам факт сожжения выглядел бы символично. Ведь пытались же большевики под Екатеринбургом сжечь трупы убитых ими членов царской семьи...

Первый крематорий был устроен на 14-й линии Васильевского острова в помещении бывших бань. Идея его создания была вообще привлекательной для представителей новой вла­сти. Лев Троцкий выступил в большевистской прессе с серией статей, в которых призвал всех лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела. Но просуществовал этот крематорий в Петрограде недолго. Все его архивы были потом уничтожены. Так что проверить эту невероятную версию сегодня нет никакой возможности.

Другой аргумент в пользу версии о вероятности уничтожении останков императоров большевиками – принятый 12 апреля 1918 года декрет Совета народных комиссаров «О снятии памятни­ков, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов па­мятников Российской социалистической революции» . Это было целенаправленное разрушение исторической памяти, начальный этап десакрализации прошлого и культа умерших, в частности. Памятники начали сносить в первую очередь в бывшей столице Российской империи. Именно в это время и начинается эпопея со строительством крематория, который можно рас­сматривать, как часть плана монументальной пропаганды. В рамках этого плана уничтожались не только памятники, но и могилы, а потом стали сносить целые кладбища.

Простая логика вообще говорит: зачем надо было затевать эту возню, вывозить гробы из Петропавловской крепости, зачем-то складировать в другом месте и т.п.? Ведь если бы большевики хотели останки императоров сохранить, то было бы гораздо проще сразу вернуть останки на их прежнее место в Петропавловском соборе. Однако вывезли же! Но зачем? Вернули их обратно или нет?.. Кто даст сегодня ответ на эти вопросы?

Петропавловский собор

Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.

Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города - Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.

Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский", был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.

Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной - колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.

Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.

<...>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты - активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.



Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя"
Картина „Моление Христа о Чаше"

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „...Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты... до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому - как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга..." В событиях мировой - Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.

На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.

Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)



Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.

В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей" того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел". Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.

После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.



В течение XVIII -первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.

В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.



Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных". По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.

Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<...>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей - Александра II и Марии Александровны - на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита - орлеца (для Марии Александровны).



Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.

К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.



Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.

В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.



Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.

К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.



Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.

14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.

В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.



Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.

Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке". Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.



Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.

В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости". Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.



Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших".

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых