Грибоедов горе от ума характеристика лизы. Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы. Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы

июня 27 2011

Эпоха классицизма продолжалась в Европе более двух тысяч лет - от античности до начала 19 века. За этот не короткий период теоретики и писатели классицизма создали самую строгую и подробную систему правил, которая считалась обязательной
для каждого творца. Самые твердые и известные правила относились к трагедии и . Публика довольно сильно реагировала на нарушение этих установленных канонов, поэтому мало кто из современников Грибоедов понял его комедию «Горе
от ума». настолько не соответствовало привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин увидел в этом недостаток, а не новаторство. Прежде всего, читатели привыкли к правилу «трех единств». Несомненно, в «Горе от ума»
соблюдено единство места и времени, но главного-единства времени - никак не просматривается. По крайней мере, в комедии видны две сюжетные линии. Во-первых, любовный треугольник: главный герой произведения Чацкий-Молчалин-Софья Павловна. Во-вторых,

история противостояния и целого общества, которая завершается сплетней о сумасшествии. Эти линии связаны, но все-таки сюжет явно «раздвоен». Сомнительно
показалось то, на сколько произведение имело право называться комедией. Комичен должен быть сам сюжет, чего в комедии точно нет, хотя она полна смешных реплик и довольно смешно обрисованы многие действующие лица. К тому же, по литературным действиям грибоедовского времени, положительные герои выигрывают, а отрицательные-остаются в дураках. В итоге выигравших нет, да и никто и не стремится к выигрышу, и тем более смеяться тоже не над кем. Тем не менее, произведения «Горя от ума» не ставил перед собой задачу разрушить поэтику классицизма. Его кредо - творческая свобода. Поэтому в

тех случаях, когда требования классицизма ограничивали его возможности, не позволяя достичь желаемого художественного эффекта, он решительно отвергал их. Но и не редко именно принципы классической поэтики позволяли эффективно решить художественную задачу. Например, Грибоедов мастерски использовал некоторые частные приемы сценических амплуа: неудачливый герой произведения-любовник, его пронырливый соперник,

капризная и несколько взбалмошная , служанка - доверенное лицо своей госпожи, обманутый отец, комическая старуха, сплетник. Но даже здесь Грибоедов вносит свои коррективы.

Эти изменения можно проследить в изображении двух женских образах комедии «Горе от ума». Вообще, сисПример сочинения образов в классицизме строилась иерархично - подобно лестнице. Так служанка никогда не могла стать объектом описания, она не могла иметь своего мнения, а должна была поддерживать мнение госпожи. В комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», подчиняющейся всем канонам классицизма, служанка Николь является неким подобием госпожи Люсиль, только менее образованной и с другим кругом общения. Обе девушки влюблены, только лишь Люсиль влюблена в Клеонта, а Николь в
его слугу Ковьеля. Они выражают одни и те же мысли, только по- разному. Например, в сцене ссоры влюбленных исполняющая обязанности, как эхо, повторяет слова госпожи, изменяя их. Люсиль говорит: «Вы утратили дар речи, Клеонт?», а Николь повторяет: «У тебя отнялся, Ковьель?» Мы даже не можем понять умна ли служанка.
По-другому изображены женские образы в отходящей от классицизма комедии «Горе от ума». В ней мы можем понять жизненные позиции обеих героинь. Как и в выше упомянутом произведении, Лиза является верной спутницей и подругой Софьи. Служанка
покрывает тайные, но весьма целомудренные свидания своей хозяйки от ее отца. Она очень проворно заставляет уйти Фамусова, чтобы тот не заподозрил, что в комнате его дочери находится мужчина:

Пора, сударь, вам знать, вы не ребенок,
У девушек сон утренний так тонок,
Чуть дверью скрыпнешь, чуть шепнешь:
Все слышат…
А сама же хозяйка растерялась при виде Павла Афанасьевича:
Позвольте, батюшка, кружится голова,
Я от испуга дух перевожу едва;
Изволили вбежать вы так проворно,
Смешалась я.
Заподозрив безнравственное поведение дочери он ставит себя в пример «монашеского» поведения, хваля себя как почтенного отца семейства, хотя только что мы видели его заигрывания с Лизонькой. На что служанка произнесла фразу, которая в
последствии станет крылатым выражением:

Минуй нас пуще всех печале
И барский гнев, и барская любовь.
Девушка умна, но умом практическим, свойственным повседневной жизни, то есть хитростью.

Вторая же героиня житейскую мудрость почерпнула из литературное произведениеов и повестей, ведь французские книжки, на которые роптал Фамусов, французский язык, танцы - вот, что стало образованием барышни. Но при всей книжности и очевидном комизме ее

любовь-чувство, не свойственное фамусовскому обществу, героиня отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностью его. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Также Софья, искренняя и откровенная, не может скрывать от окружающих свою любовь к Молчалину, и ее о сне прозрачен, тем более что ситуация, когда в комнату барышни вошел отец, была очень даже откровенной.
Молчалин почти явно - герой произведения сна, рассказанного ею, она просто не может так сразу отрешиться от забытья музыки и любви.

Итак, героиня полностью погружена в свою любовь, она ею ослеплена. А Лиза рассуждает здраво, руководствуясь умом. Она считает, что в любви Софьи не будет прока «ни!
во веки веков», так как батюшка желал бы зятя «с звездами да с чинами». Ей больше нравиться Чацкий: «Кто так
чувствителен, и весел, и остер». Но Софья, кажется, раздражена тем: «Послушай, вольности ты лишней не бери». Барышня чувствует свою власть над крепостной, в ней есть какое-то барское своенравие, не смотря даже на то, что та спасла ее от
отца несколько минут назад. Именно поэтому мы не можем отнести героиню к «веку нынешнему». Лиза, чувствуя свое положение, не позволяет себе многого. Она восхищается Чацким, но не разрешает себе полюбить его - это ее жизненная
мудрость, она не поддается так же Молчалину потому, что она не может не «полюбить буфетчика Петрушу». Она знает свое место в обществе, поэтому и будет счастлива.
Софья как обитательница фамусовского общества имела идеалы, что и все его представители. А одно из стремлений дам - «муж- мальчик, муж- слуга- идеал московских мужей». Так же ей нравится покровительствовать бедному, скромному человека.
Но в финале ее любовь сменяется презрением к Молчалину, ее мучит чувство совести: «Себя я, стен стыжусь». Она понимает свой самообман, и искренне раскаивается. Софья потерпела полное фиаско в своей любви, возможно, что героиня замкнется в
оскорбленной гордости, в недоверии всему миру. Так или иначе, ее судьба трагична.
Итак, Грибоедов далеко отходит от установленных правил классицизма. Александр Сергеевич использовал приемы классицизма лишь как «подсветку», подчеркивающую ключевое- индивидуальность персонажей, своеобразие их характеров и положений.

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, он, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, - вот я за что его люблю».
Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни , которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» - вот ее цель, по мнению Гончарова.

Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидел, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после трех летнего отсутствия, было тяжело осознавать, что любимая избрала Молчалина. Софья так же переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было так же получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал: «всем людям без изъятия». Возможно, когда-нибудь Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа – мальчика, мужа – слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторить судьбу Дмитриевны Гореч и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе другого героя и в конце концов, по замечанием Гончарова «Тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софьи.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственый персонаж который задуман и выполнен, как близкий Чацкому, но в финале, когда Софья становится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов пьесы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы . Литературные сочинения!

Александр Сергеевич Грибоедов написал в первой половине 19 столетия комедию , которая во многом отходила от классических канонов. Ее новаторство заключалось, в первую очередь, в том, как автор изобразил героев. Они стали выглядеть более реалистично, в традиции же классицизма это было не принято. Кроме этого, существенное отличие заключалось в том, что Грибоедов наделил своих персонажей и отрицательными, и положительными чертами. Такое одновременное совмещение было также не характерно для классических комедий.

Александр Сергеевич предлагает читателям познакомиться на страницах своей знаменитой пьесы с противостоянием, которое наметилось в начале века 19. В конфликт вступили две стороны: «век минувший», консервативно настроенное дворянство с привычным и понятным укладом жизни, и «век нынешний», молодые дворяне с прогрессивными взглядами. При таком изображении автору потребовалось значительно увеличить число действующих лиц. Тем самым система образов стала ярче и богаче. Московское общество, изображенное в пьесе «Горе от ума», пестрит самыми разнообразными персонажами.

Следует отметить и тот факт, что Грибоедов отводит значительное место второстепенным героям. Попробуем охарактеризовать одного из них – служанку Лизу.

Несмотря на то, что ее роль не является главной, Лиза стоит не на последнем месте в галере женских образов комедии.

Характер ее очень интересен. Девушку отличает не только хитрость, которая так подкупает читателя, но и глубокий, острый ум. А как ярко и метко она дает характеристики окружающим ее людям. Тут уж никак не удается не обратить внимания на Лизу!

В чем же заключается ее основная роль в комедии? Во-первых, девушка участвует в развитии любовной истории между Софьей и Молчалиным. Именно она становится разоблачителем героя-любовника. Ведь сокрушается, что барышня привлекает его меньше служанки и признается, что любит Софью только ради выгоды, ни о каких истинных чувствах речи не идет.

Интересным становится и тот факт, что этот герой раскрывается совершенно с иной стороны в общении с Лизой, ведь с Софьей он ведет себя по-другому, он будто в маске, а здесь мы уже видим его истинное лицо. И настоящую характеристику дает Молчалину именно служанка: он повеса, хотя и скромен в обращении с барышней.

Образ Лизы не опорочен на страницах пьесы, хотя она и втянута в любовную игру. Девушка не имеет собственной воли, она служанка, но с легкостью избегает всех щекотливых ситуаций. Лиза влюблена в буфетчика Петрушу и верна своим первым робким чувствам, на ухаживания Молчалина она не обращает никакого внимания.

Девушка с легкостью разбирается в людях, она будто чувствует их натуру и безошибочно определяет, каков человек в своем истинном обличье. Девушка душевна, умеет выслушать и дать полезный совет, умеет поддержать любую, даже великосветскую беседу.

Служанка Лиза – второстепенный персонаж, но без нее просто невозможно представить пьесу «Горе от ума».

Дочь Павла Фамусова. Она молода, красива и немного легкомысленна. У Софьи достойное образование. Она в совершенстве владеет французским языком, разбирается в моде и ведет весьма «раскрепощенный» образ жизни. Девушка без памяти любит секретаря своего отца – Молчалина. Молодые люди проводят втайне ночи напролет, ведь мужчина проживает в доме у Фамусова и находится всегда «под рукой» у руководителя. Фамусов не догадывается о «порочности» дочери. Однако все тайное, рано или поздно станет явным…

Софья наивно полагает, что испытывает к ней ответную симпатию. Она даже не может предположить, что мужчина делает это ради своего собственного благополучия. На самом деле, секретарю уже давно нравится Лиза, служанка Фамусовых.

Очень активная и смышленая девушка. Несмотря на свою простоту, в ней присутствует хитрость, и умение обходить «острые углы». Эта сноровка помогает ей избежать всякого рода «флирта», со стороны Павла Фамусова. Старик, хоть и ведет «праведную» жизнь напоказ, однако не упускает ни малейшей возможности «позабавиться» с молодой служанкой. Лиза, всячески пресекает эту связь, так как понимает, что от господской любви до ненависти – один шаг. Это подтверждают ее слова в комедии: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Лиза так же находится в недоумении от тайных желаний Молчалина. Девушка избегает и его ухаживаний, так как он ей абсолютно не нравится. Она не идет в разрез своим принципам и отвергает обоих мужчин. Она любит совершенно другого, а все остальные, становятся «автоматически» не интересны.

Образы Лизы и Софьи абсолютно разные. Девушки не похожи друг на друга. Чувствительная Софья витает в облаках, не думает о будущем и живет буквально «одним днем». Лиза же вынуждена помогать девушке, и всякий раз ставит себя под удар, прикрывая рандеву «влюбленных». Служанка не одобряет подобных встреч, всякий раз пытается образумить Софью и призвать ее к осторожности и скромности. Но все разговоры проходят впустую. Фамусова не понимает, что своими безрассудными действиями ставит под удар сразу троих – себя, Лизу и самого Молчалина. Отец, не простит никому таких «вольностей» и каждый понесет свое наказание.

Однако когда Фамусов узнает о тайной связи двух «возлюбленных» первая оказывается под ударом именно Лиза. обвиняет именно ее в укрывательстве «парочки». Она, как и пострадала от своего ума. Только вот в отличие от героя комедии, девушку ждет реальное наказание и в этот раз ей не избежать «барского гнева».

Возможно, именно образ Лизы наделен всеми лучшими качествами. Девушка, говорит только по делу, не хамит, но и не лицемерит. Она всегда делает свои выводы из прошлых ошибок, чтобы в будущем попытаться избежать любых оплошностей. Потому, как девушка не принимала любые ухаживания мужского пола, можно понять, что она относится к высоконравственной натуре. Это так же отличает ее от «раскрепощенной» Софьи Фамусовой.

В комедии образ обеих девушек непременно очень важен. Каждая из них придает своеобразный оттенок произведению, который впоследствии влияет на весь сюжет. Автор не делает девушек ни подругами, ни враждующими сторонами. Лиза, для Софии как старшая сестра. Она желает Фамусовой добра, дает дельные советы, но зачастую просто остается проигнорирована…

Комедия Грибоедова «Горе от ума», во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий способом изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, наделив своих героев как положительными, так и отрицательными чертами одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативного уклада дворянской жизни с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком нынешним», автор значительно расширяет систему образов комедии. Это помогает ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии действия комедии важная роль отведена второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Горе от ума».

В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря

Тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание.

Лиза играет далеко не последнюю роль в развитии любовной интриги комедии. Она является человеком, с помощью которого происходит разоблачение Молчалина, возлюбленного ее хозяйки Софьи. Именно Лизе горе-любовник признается, что «любит» Софью «по должности», из личной выгоды, и сокрушается, что барышня не так привлекает его, как служанка: «Зачем она не вы?» Кроме того в общении с Лизой Молчалин проявляет себя совершенно иначе, чем с Софьей. Это помогает понять, каков этот герой на самом деле. А вывод относительно этого героя читатель слышит именно от Лизы: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы».

В комедии «Горе от ума» Лиза открывает истинное лицо не только Молчалина. Каждый герой, прямо или косвенно соприкасаясь с ней, по-новому предстает перед читателем. Например, Фамусов, отец Софьи, считает, что является лучшим нравственным образцом для дочери, ведь в обществе он «монашеским известен поведеньем». Но в тайне ото всех он волочится за Лизой, причем очень откровенно.
То, что сразу два героя пьесы пытаются втянуть Лизу в свою любовную игру, нисколько не порочит образа этой девушки. Она человек подневольный, но ее природный ум и смекалка помогают ей деликатно выходить из щекотливых ситуаций. К тому же в ее сердце живет робкое, но искреннее чувство к человеку ее круга — буфетчику Петруше. И никакими подарками не удается Молчалину соблазнить Лизу, что указывает на наличие у девушки определенных моральных принципов и установок.

В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим героям пьесы. Эта девушка отлично разбирается в людях, видя в них самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему самую точную характеристику: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий».

Лиза отличается еще и душевностью, умением поддержать беседу, выслушать и даже предложить дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плачу: кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу!»

Несмотря на то, что в пьесе «Горе от ума» образ Лизы относится к второстепенным персонажам, без нее невозможно было бы представить эту комедию. Героиня является связующим звеном между всеми частями произведения, оказывает существенное влияние на развитие действия комедии, на раскрытие характеров других персонажей. Без Лизы и развязка комедии была бы совершенно иной.



  1. Какой исторический период в жизни русского общества отражен в комедии «Горе от ума»? Как вы думаете, прав ли И. А. Гончаров, полагавший, что комедия Грибоедова...
  2. Какая фраза, по-вашему, определяет идею повести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте. Фраза -«и крестьянки любить умеют». Сентименталисты, в отличие от классицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед...
  3. В основе рассказа «Бедная Лиза» Карамзина — история несчастной любви крестьянки к дворянину. Произведение, написанное и изданное в 1792 году, повлияло на дальнейшее развитие русской...
  4. Лиза Тураева и Костя Карновский познакомились на гимназическом балу. Они протанцевали вместе весь вечер, а потом решили переписываться. Судьба подарила им совсем немного встреч, поэтому...
  5. В. А. Каверин Перед зеркалом Лиза Тураева и Костя Карновский познакомились на гимназическом балу. Они протанцевали вместе весь вечер, а потом решили переписываться. Судьба подарила...
  6. Две молодые девушки, «тополь и березка», Лизавета Григорьевна Бахарева и Евгения Петровна Гловацкая возвращаются из Москвы после окончания института. По пути они заезжают в монастырь...
  7. Н. С. Лесков Некуда Две молодые девушки, «тополь и березка», Лизавета Григорьевна Бахарева и Евгения Петровна Гловацкая возвращаются из Москвы после окончания института. По пути...
  8. Тургеневская девушка… Это понятие ассоциируется у читателей с образом чистой, порядочной, доброй и нежной, тонко чувствующей, но в то же время умной, смелой и решительной...
  9. Александру Сергеевичу Грибоедову «Горе от ума» принесло всемирную славу. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века. Основной конфликт разгорается между...
  10. Новаторство комедии «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают...
  11. Н. М. Карамзин Бедная Лиза Автор рассуждает, как хороши окрестности Москвы, но лучше всего около готических башен Си…нова монастыря, отсюда видно всю Москву с обилием...
  12. Я очень люблю читать, и у меня много любимых книг. Одна из них — «Повести Белкина», автор которых замечательный русский писатель А. С. Пушкин. «Повести»...
  13. Действие 1 Явление 1 Утро, гостиная. Лиза просыпается в кресле. Софья накануне не отпустила ее спать, т. к. ждала Молчалина, и Лиза должна была следить,...

«Горе от ума », во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий способом изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, наделив своих героев как положительными, так и отрицательными чертами одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативного уклада дворянской жизни с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком нынешним», автор значительно расширяет систему образов комедии. Это помогает ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии действия комедии важная роль отведена второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Горе от ума».

В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна.
Это стало возможным благодаря тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание.

Лиза играет далеко не последнюю роль в развитии любовной интриги комедии. Она является человеком, с помощью которого происходит разоблачение Молчалина, возлюбленного ее хозяйки Софьи. Именно Лизе горе-любовник признается, что «любит» Софью «по должности», из личной выгоды, и сокрушается, что барышня не так привлекает его, как служанка: «Зачем она не вы?» Кроме того в общении с Лизой Молчалин проявляет себя совершенно иначе, чем с Софьей. Это помогает понять, каков этот герой на самом деле. А вывод относительно этого героя читатель слышит именно от Лизы: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы».

В комедии «Горе от ума» Лиза открывает истинное лицо не только Молчалина. Каждый герой, прямо или косвенно соприкасаясь с ней, по-новому предстает перед читателем. Например, Фамусов, отец Софьи, считает, что является лучшим нравственным образцом для дочери, ведь в обществе он «монашеским известен поведеньем». Но в тайне ото всех он волочится за Лизой, причем очень откровенно.

То, что сразу два героя пьесы пытаются втянуть Лизу в свою любовную игру, нисколько не порочит образа этой девушки. Она человек подневольный, но ее природный ум и смекалка помогают ей деликатно выходить из щекотливых ситуаций. К тому же в ее сердце живет робкое, но искреннее чувство к человеку ее круга – буфетчику Петруше. И никакими подарками не удается Молчалину соблазнить Лизу, что указывает на наличие у девушки определенных моральных принципов и установок.

В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим героям пьесы.
Эта девушка отлично разбирается в людях, видя в них самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему самую точную характеристику: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий».

Лиза отличается еще и душевностью, умением поддержать беседу, выслушать и даже предложить дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плачу: кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу!»