Головоломки на бумаге. Игры в тетрадке

Змейка

Возьмите лист бумаги в клеточку (желательно, чтобы бумага была хорошего качества с четкими клетками). Ограничьте квадратное игровое поле размером 7x7 клеток. Две соседние стороны квадрата должны быть одного цвета (скажем, красного), оставшиеся две - другого (например, синего).

На игровом поле поставьте красную и синюю точки в произвольных местах. Теперь игроки делают ходы по очереди, начиная рисовать ломаные линии-змейки от точки "своего" цвета "своим" же карандашом. За один ход линия удлиняется на одну клеточку в любую сторону (но не по диагонали). Линии не должны пересекаться, их можно проводить по стороне игрового поля, но это не должны быть стороны "своего" цвета. Тот, кому больше некуда продлевать свою змею, проигрывает.

Ладошки

Возьмите два листа бумаги в клеточку и обведите на каждом ладошку малыша или свою. Для того чтобы уравнять шансы, можно на своем листке обводить свою руку, а на листе малыша - его. Тогда ваше игровое поле будет немного больше, чем у ребенка. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, хаотично расставляются точки с числами от 1 и до…

Сколько будет чисел, зависит от возраста и знаний малыша. Самым маленьким достаточно 10, а продвинутым математикам можно и 100. Теперь начинается самое интересное. Первый игрок называет любое число и, пока соперник ищет его на своем игровом поле, быстро ставит крестики в своих клеточках. Нужно успеть зачеркнуть их как можно больше. Затем ход переходит к сопернику. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.

Крестики-нолики

Рисуется игровое поле 3х3 клетки (всего 9 клеток). Игроки по очереди делают ходы, ставя в пустую клетку крестик или нолик. Цель игры: построить линию из 3-х крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали. В этой игре выиграть крайне сложно, в основном, игра сводится к ничьей, и играется не одна партия. Когда на маленьком поле играть надоедает, можно увеличить поле или, вообще, не ограничивать. На таком поле игроки по очереди делают ходы, пока кому-то не удастся выстроить линию из пяти знаков по горизонтали, вертикали или диагонали.

Коридорчики

Усложненные "крестики-нолики" для тех, кому надоел классический вариант. Рисуется произвольная форма любого размера (например, ромб, как показано на рисунке, а для детей помладше можно изобразить елочку, цветочек и пр.). Игроки по очереди обводят одну сторону любой клеточки "своим" цветом. Задача каждого игрока - обвести последнюю, четвертую сторону клетки и поставить внутри свой крестик или нолик. Нужно внимательно делать свой ход, чтобы противник не имел возможности закрыть клетку. Когда все клетки заполнены, подсчитывается, сколько крестиков и сколько ноликов. У кого больше, тот и победитель.

Точки и отрезки

Условия этой игры на бумаге просты: на листе бумаги ставится несколько точек (не менее 8, а лучше не менее 15). Играют двое, поочередно соединяя две любые точки отрезком. Захватывать 3-ю точку нельзя, и каждая точка может быть концом лишь одного отрезка. Отрезки не должны пересекаться. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.

Точечки

Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, а, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Для того чтобы во время игры возникало меньше конфликтных и спорных ситуаций, игровое поле лучше обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры - захватить как можно больше бумажных владений.

Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника - они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода.

В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других - вам доступны любые, в том числе и свободные, земли. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего, ничего специально считать и не нужно - результат очевиден.

Диагональ

Можно играть вдвоем, но интереснее, когда игроков много. Каждый игрок рисует в тетрадке квадраты, как показано на рисунке ниже, со сторонами 7, 6, 5, 4 и 3 клеточки. Потом кто-нибудь загадывает букву. Эта буква записывается по диагонали во все квадраты, и игра начинается. Цель игроков - придумать и вписать слова, содержащие эту букву (существительные в единственном числе). Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все слова.

Если игроков много, то победитель выбирается следующим образом: игроки вслух зачитывают свои слова. За каждое оригинальное слово насчитывается 2 очка, если слова повторяются, игрокам добавляется только 1 очко. Побеждает тот, у кого больше очков.

Балда

Можно играть вдвоем, втроем, вчетвером. Начертите квадрат, количество клеток в стороне должно быть нечетным (5, 7 или 9, больше не стоит). Подпишите имена игроков, придумайте и запишите в центре квадрата слово (существительное в единственном числе). Теперь игроки по очереди придумывают новое слово, добавив только одну букву и используя уже имеющиеся буквы. Придуманное слово записывается под именем игрока, ставится количество букв. Задача игроков - придумать слово как можно длиннее. Побеждает тот, у кого сумма очков за все слова больше.

Виселица

Один игрок задумывает какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишет его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих букв ставит черточки. Задача второго игрока - отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть, она вписывается на свое место. Если нет, то букву пишут в стороне, чтобы не повторяться, и начинают рисовать "виселицу" - вертикальную линию. При следующей ошибке - горизонтальную (получается что-то вроде буквы "г"). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти несколько попыток игрок должен угадать слово. Если не получилось - проиграл. Если успел - его очередь загадывать слово.

Циферки

В эту игру можно играть и одному. Нужно выписать подряд числа от 1 до 19: в строчку до 9, а потом начать следующую строку, в каждой клетке по 1 цифре. Затем необходимо вычеркнуть парные цифры или дающие в сумме 10. Одно условие - пары должны находиться рядом или через зачеркнутые цифры по горизонтали или по вертикали. А после того как все возможные пары вычеркнуты, оставшиеся цифры переписываются в конец. Цель - полностью вычеркнуть все цифры.

Морской бой

Эта игра для двоих. Каждый рисует на своем листочке по 2 поля размером 10 на 10 клеток. Сверху пишутся буквы алфавита, слева - цифры от 1 до 10. На одном - своем поле - вы произвольно располагаете корабли, на другом будете отмечать свои удары по кораблям противника. У каждого игрока равное количество кораблей - 10 штук:4 однопалубных (размером в 1 клетку), 3 двухпалубных (размером в 2 клетки, 2 трехпалубных (размером в 3 клетки) и один четырехпалубный (размером в 4 клетки). При расстановке кораблей на поле нужно учитывать, что между ними должна быть хотя бы одна пустая клетка, нельзя ставить корабли вплотную.

Во время своего хода игрок выбирает клетку на поле противника и "стреляет", называя ее координаты ("а1", например). При этом отмечает на своем дополнительном поле свой ход. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать "убил", если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать "ранил". В случае попадания в корабль соперника, вы продолжаете "стрельбу". В противном случае следующий ход делает он. Игра заканчивается, когда все корабли одного из игроков "потоплены".

Интерес к бумаге у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с ней покажите малышу, что бумагу интересно не только мять и рвать, но и клеить. Прежде, чем начинать что-либо творить, подготовьте рабочее место и материал. Все заготовки желательно делать заранее: слишком долго наблюдая, как мама вырезает все необходимое для игры, ребенок может потерять интерес к этому занятию. И не старайтесь сделать все за ребенка. Малыш пробует – он учится. Хвалите кроху за малейшие достижения. Ваша похвала развивает у ребенка уверенность в собственных силах, желание сделать что-то еще. Что же можно предложить начинающим творцам?

Игры с бумагой после года

Тактильные ощущения

Ни для кого не секрет, что бумага бывает самая разнообразная – гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т.д. Возьмите ручку годовалого ребенка в свою и проведите ею по газете, глянцевому журналу, салфетке, картону, бархатной бумаге. Ему наверняка понравится знакомиться с разными поверхностями. Эта простая игра будет обогащать представление малыша о мире, развивать сенсорные ощущения, что способствует скорейшему формированию речи.

Колобок

Предложите малышу поиграть в «Колобка». Для этого вам придется смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Годовалому ребенку придется помогать, а вот двухлетний вполне справится с этой задачей. Катайте ручкой по полу «колобков», сделайте их целое семейство – папа (самый большой), мама (поменьше) и малыш (самый маленький). Так мы и ручку развиваем, и понятия величины изучаем.

Найди сюрприз

Игра «Найди сюрприз» будет интересна и ребенку, которому только исполнился годик, и детям постарше. Заверните в бумагу небольшой предмет. Возьмите мишку, собачку или зайчика и скажите крохе от имени игрушки: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть, что здесь?» Дайте ребенку возможность развернуть сверток, обрадуйтесь вместе с ним находке.

После двух лет эту игру можно усложнить. Теперь подарок нужно не просто открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться, прыгать. Что это? Молодец – это мячик».

Обед для кукол

Приготовим обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Пусть малыш отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого листа бумаги. Получившиеся конфетки или пирожки складывайте в тарелки и угощайте своих гостей. С детками постарше можно посчитать порванные части, сравнить – у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

Игры с бумагой после 1.5 лет

Тропинка

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с ребенком соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от кресла к телевизору. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины – то уже, то шире. Крошка должен пройтись по ней ножками. Его задача – не выйти за ее пределы. На другом конце тропки положите приз, который малыш получит, успешно до него добравшись.

В гости к бабушке

Обыграйте любую сказку, чуть видоизменив ее. Например, Красная Шапочка должна пройти по дорожке и прийти в гости к бабушке. Но дорожка ее не так проста. На пути встречаются ямки (круги, нарисованные на листе бумаги), через которые нужно перепрыгнуть, камни (рисуем на бумаге камни), туннель (дорога под стулом), речка (небольшая кастрюлька с водой, через которую нужно переступить, не намочив ножки или нарисованная). Таким образом мы развиваем у малыша координацию движений.

Веселая полянка

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте малышу цветную бумагу, покажите, как ее можно разрывать на кусочки и наносить на лист. Пусть куски будут самые разнообразные - и маленькие, и неровные, и длинные полосочки. Разрешите крохе украсить «полянку» по своему усмотрению.

Ваш малыш увлекся и нарвал целую горку бумаги? Замечательно! Не спешите сразу все убирать - рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая. А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Дождь и снег

Сделайте из порванных кусочков дождь, снег. Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом снежинок. «Когда же у нас лежит снег? Правильно, зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давай походим нашими пальчиками так, чтобы не наступить на снежинки и не промочить наши «ножки». Ходим указательным и средним пальчиками, переступаем через «снег», поднимая высоко ножки-пальцы. Считаем по пути снежинки: «Одна, две, три…»

Полет в космос

«Когда же я теперь все это уберу?» - думает в ужасе мама, разглядывая то, что осталось от бумаги. А убирать будет сам малыш – вернее, играть, убирая. Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть кроха засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно скомкать в шарики.

Снежные войны

В домашних условиях можно отлично поиграть в зимние игры. Зима – одно из любимых времен года детворы. И не удивительно: можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Для «Снежных войн» дома приготовьте газетную бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10--20 снарядов. Теперь устройте себе укрепления из стульев на некотором расстоянии друг от друга. Высовываясь из-за стула, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

Самый меткий

Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделайте снаряды разного цвета (маме – красные, папе – желтые, малышу - синие). После окончания такого матча подсчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

Обрывная аппликация из бумаги

На листе бумаги нарисуйте мячик, рыбку, машину или распечатайте черно-белые картинки. Подготовьте материал для украшения картины. Разложите перед ребенком салфетки или цветную бумагу. Намажьте рисунок клеем. Пусть малыш отрывает и приклеивает на рисунок кусочки бумаги. Их можно подбирать по цвету. Например, колеса делаем черными, а сам транспорт - красным.

Сюжетная картина из бумаги

Можно предлагать ребенку приклеить фигурки, которые мама вырезала заранее. Эти картинки должны быть крупными и знакомыми малышу. Вы можете сгруппировать их по темам: например, сегодня клеим всех животных, завтра – транспорт или фрукты. Чтобы делать аппликацию было интересно, придумайте сюжет. Нарисуйте посередине дорогу, справа речку, слева травку, дома. Берем машинки и наклеиваем их на «город». «Куда же мы поместим машину? На дорогу? Да, машины ездят по дорогам. Еще одну, и еще. Какая же у нас машина едет самая первая? Она, наверное, хочет добраться в гости к бабушке. Дорога закончилась, машина дальше не поедет. Впереди гора. Что нам поможет перебраться через гору? Самолет, вертолет, дирижабль. А дальше море. На чем теперь будем плыть? На корабле».

Таким же образом играем в игру «Фрукты-овощи». Половина листа у нас будет занимать под сад – здесь рисуем контуры деревьев, половина под огород – рисуем несколько грядок. Что растет на дереве? А что растет на грядке? Берем подготовленные картинки яблочек, огурцов и «сажаем». А вот и домик. Кто же в нем живет? Правильно, Маша (клеим Машу). Возле домика будка. Кого нужно поместить в будку – кошку, собаку, мышку? Молодец! Это собака Шарик охраняет домик и живет в своей будке.

Игры с бумагой после 2,5 лет

Угадай пальчиками

Эта игра является продолжением игры «Гладкий и шершавый». Если вы познакомили ребенка с бумагой, различной по фактуре, то теперь ее можно усложнить. Если же нет – не отчаивайтесь, всегда можно начать. Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по бархатной, глянцевой бумаге, картону, рассказывайте малышу, что это за бумага, называйте ее свойства. После того, как крошка запомнит ощущения, с ним можно поиграть в такую игру. Прикройте малышу глаза либо попросите его самого закрыть глазки. С закрытыми глазами ребенку проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его пальчик и скажите, что это самолетик. Полетели и сели. Спросите малыша, на какую поляну он приземлился? Или сложите различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите крохе доставать по одному листу бумаги, о которой говорит мама.

Бахрома для шарфика

Ближе к трем годам познакомьте ребенка с ножницами, покажите, как правильно нужно их держать. Рекомендуется покупать малышам безопасные ножницы с закругленными концами. После того, как малыш научится открывать-закрывать ножницы, предложите ему поиграть в игру «Бахрома для шарфика». Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Разукрасьте их. Вместе сделайте небольшие надрезы по краям.

Дорожки

Когда ребенок научится немного пользоваться ножницами, предложите ему игру «Дорожки». Режьте с крохой по ровной линии – от одного края листа бумаги к другому. Пусть это будут у вас дорожки, по которым рыбка плывет от одного берега к другому. Постепенно усложняем задачу – режем по волнистой линии, зигзагообразной (заранее нарисованной), вырезаем геометрические фигуры или контуры какого-либо предмета. Либо просто даем малышу лист бумаги, и он кромсает ее в свое удовольствие.

Скатываем рулончики

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончик. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, которой мы разглядываем звезды, и бинокль, и дудочка, и рулетики, которыми мы покормим куклу Катю, и улитки.

Сгибаем

А еще интересно бумагу сгибать. Покажите крохе, как можно согнуть лист в любом месте, проведите по сгибу пальчиком. Предложите малышу сгибать лист по линиям, которые вы нарисуете заранее. Таким образом, у вас может получиться конверт для писем (а крошка-почтальон будет разносить письма игрушкам), геометрические фигуры. А для приятного завершения таких игр, папа сможет смастерить бумажный кораблик, самолетик, лягушку на радость сынишке.

Классики

Выложите квадрат из листов цветной бумаги (три по вертикали и три по диагонали). По маминой команде прыгаем на черный, красный, синий, розовый, коричневый цвет. Вот так весело не только мышцы развиваем, но и закрепляем цвета.

Объемная аппликация из салфеток

Заранее приобретите разноцветные салфетки. Приготовьте шаблоны картинок, которые малыш будет украшать. Отрывайте кусочки от салфеток и сминайте их в комочки. Для летнего дерева возьмем зеленую салфетку, если это осень – желтую или красную. Наносите клей и заполняйте картину смятыми комочками. Также можно сделать барашку шерсть, рыбке чешую, снеговика или заснеженный город. Объемная аппликация готова!

Аппликации из геометрических фигур

Вырежьте геометрические фигуры, разложите их перед малышом. Дайте крохе чистый лист бумаги, пусть он украсит «скатерть». Вначале ребенок может наклеивать фигуры на лист бумаги так, как ему хочется. В следующий раз поиграйте с ним в игру «Повтори». Мама на своем листе составляет рисунок, а малыш должен повторить за ней. В процессе игры называйте крохе все фигуры, проговаривайте и цвета. Из геометрических фигур можно клеить мячики или яблочки, бусы для мамы или колобков на дороге (большие и маленькие кружки). Чуть позже можно делать аппликации из нескольких деталей. Домику доклеим окно и трубу, снеговику морковку и глаза, машине колеса, цветочку серединку и т.д.

Играйте с вашим ребенком, наслаждайтесь этим процессом - и вы увидите, что фантазия вашего малыша безгранична и его шедевры удивят не только вас!

Быки и коровы

Играют двое человек. Первый игрок задумывает четырехзначное число так, чтобы все цифры числа были разные. Цель второго игрока - отгадать это число. Каждый ход отгадывающий называет число, тоже четырехзначное и с разными цифрами. Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе, то эта ситуация называется «корова». Если цифра из названного числа есть в отгадываемом числе и стоит в том же месте, то эта ситуация называется «бык».

Например, первый игрок задумал 7245, а второй игрок назвал 4203. То первый игрок должен сказать: «Один бык и одна корова» (1б,1к).

Свое число задумывает каждый партнер. Ходят по очереди. Выигрывает тот, кто раньше отгадает число соперника.

Виселица

Популярная головоломка, созданная специально для двух игроков. Для этой игры вам понадобятся чистая бумага и ручка.

Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова. Затем рисует схему, которая изображает виселицу с петлей.

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне и начинает дорисовывать виселицу, добавляя к петле круг, изображающий голову. Противник продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает все слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице.

Если туловище нарисовано раньше, чем противник может угадать слово, первый игрок побеждает. Если противник отгадывает слово правильно до того, как туловище нарисовано полностью, побеждает он, и тогда наступает его черед задумывать слово.

Коридорчики

Для игры нужно иметь лист бумаги в клетку прямоугольной или квадратной формы. Игроки по очереди проводят горизонтальные или вертикальные линии в одну клетку. Игрок, которому удалось замкнуть линиями клетку, ставит в ней крестик (или нолик) и получает еще один ход. Когда все клетки окажутся занятыми, подсчитывают, кто «захватил» больше клеток.

Морской бой

Целью данной игры является уничтожение объектов (кораблей) противника. Играют двое человек. События игры происходят на двух квадратных полях размером 10х10. Одно из полей ваше, другое соперника. На нем вы расставляете собственные объекты (корабли) и по ним наносит удары противник. На другом поле располагает свои объекты (корабли) противник.

Ваши вооруженные силы, как и силы противника содержат следующие объекты (корабли):

1 палубный (размером 1 клетка) - 4 штуки; 2-х палубный (размером 2 клетки) - 3 штуки; 3-х палубный (размером 3 клетки) - 2 штуки; 4-х палубный (размером 4 клетки) - 1 штука.

Объекты (корабли) не могут расставляться вплотную, то есть между двумя соседними объектами (кораблями) должна быть как минимум одна свободная клетка (учтите, противник также не может располагать объекты (корабли) вплотную).

Когда все приготовления закончены и объекты (корабли) расставлены, пора начинать битву. Первым ходом обладает игрок, объекты (корабли) которого расположены на левом поле. Вы выбираете на поле противника клетку и «стреляете» в этот квадрат. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше, чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, вы продолжаете «стрельбу».

Игра заканчивается, когда один из ее участников теряет все корабли.

«Точки» - игра на смекалку для двух или четырех человек. Однако, лучше всего играть только вдвоем. Для этой игры вам понадобится чистая бумага и столько ручек, сколько игроков. Цель игры в том, чтобы соединить нарисованные линии в квадраты. Тот игрок, который создаст наибольшее число квадратов, выигрывает игру.

Для начала создайте поле на чистом листе бумаги, нарисуйте горизонтальные и вертикальные линии из маленьких точек на одинаковом расстоянии друг от друга. Очень быстрая игра состояла бы из десяти вдоль и десяти точек поперек. Вы можете сделать поле как угодно большим или маленьким, в зависимости от уровня игры и числа игроков.

Как только поле создано, каждый игрок по очереди делает ход, рисуя по одной линии сразу, соединяющей две точки. Точки можно соединять по горизонтали или по вертикали, но иногда - по диагонали. Как только игрок заканчивает квадрат, он ставит свои инициалы внутри квадрата и получает следующий ход, и так далее, пока ему удается создавать квадрат с помощью одной дополнительной линии.

В этой игре возможны две стратегии: во-первых, можно мешать противникам создавать квадраты. Во-вторых, можно формировать поле так, чтобы иметь возможность создавать большое число квадратов с помощью одной дополнительной линии.

Футбол

Для игры в «футбол» нужен листок в клетку, который будет служить полем. Играют двое человек. Ворота размером в шесть клеток. Игра начинается в центральной точке поля (листка). Первый ход разыгрывается жребием.

Ход - ломаная, состоящая из трех отрезков, каждый из которых - диагональ или сторона клетки. Пересекать линии и касаться их нельзя. Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает штрафной: прямую линию в шесть клеток (по вертикали, горизонтали или диагонали). Если после штрафного мяч остановился на уже проведенной линии, или игрок не может сделать ход, то пробивается еще один штрафной. Играют до первого гола.

На бумаге рисуется игровое поле 20×20 клеточек. В середине поля пишется поле минимум семь букв (в каждой клеточке одна буква). По очереди каждый из участников подписывает по одной букве к слову, чтобы получилось новое слово (по диагонали буквы не складываются в слово, только по горизонтали и по вертикали). Количество букв в новом слове и является твоим баллом. Кто больше по итогам игры набрал баллов, тот и выиграл!

Дорисуй картину

Ведущий рисует линию или какую-нибудь незаконченную фигуру на доске, а потом предлагает кому-то из игроков продолжить рисунок. Можно раздать листочки каждому игроку, размноженные на копировальном аппарате с одинаковыми линиями или фигурами. Чья дорисованная картина окажется лучше, тот и выиграл.

Типография

Эта игра хороша в дороге: поезде, электричке. Главное - чтобы можно было сидеть и писать, и было много времени. Играют 2-4 человека. Берется какое-нибудь длинное слово, например "Перестройка". Каждый игрок на своем листе бумаге должен сложить слова из тех букв, которые есть в этом слове.

Вот какие слова, к примеру, можно написать, используя буквы от слова "Перестройка": стройка, тройка, строй, рост, река, рой, сок, коса и т.д.

Условия игры:

  1. Слова должны быть существительными в единственном числе именительном падеже.
  2. Если в загаданном слове всего одна буква "п", значит, ее нельзя использовать дважды в одном слове (к примеру в слове "папа" две буквы "п" и две буквы "а", а в загаданном слове "Перестройка" их только по одной. Значит, слово "папа" не подходит).

Когда отведенное время заканчивается, игроки читают свои слова. Кто больше придумал, тот и выиграл.

«Художник»

  • Необходимо: листки бумаги (по количеству играющих) и столько же карандажей или ручек.
  • Всем, кто участвует в этой игре дается задание нарисовать любого из присутствующих. Затем листочки с портретами пускаются по кругу. Каждый на обратной стороне пишет, кого он признал в этом рисунке. Затем листки должны вернуться к авторам, которые подсчитывают количество правильных определений.
  • Побеждает тот, чье художество было более всего приближенно к оригиналу.

Самая интересная ассоциация

  • Необходимо: листки бумаги (по количеству участников), карандаши или ручки.
  • Конкурс на время. Например 5 минут.
  • Ведущий дает задание: участники на листке бумаги должны написать любые восемь слов, распределив их на два столбика. Должно получиться четыре пар слов. (Только после того, как участники написали свои слова объявляется следующий этап.) Далее слова в каждой паре игрокам нужно связать, придумав связывающие их ассоциации. Сколько получится за определенное ведущим время. Чем больше, тем лучше.
  • После выполнения, все ассоциации подсчитываются и зачитываются. Болельщики выбирают самые интересные ассоциации.

Что? Где? Когда?

  • Каждому из участников дается листок бумаги. Половина тетрадного листка. Ведущий задает вопросы: Кто? С кем? Когда? Где? Что делал? Кто видел? Что сказал?.. Вопросы могут быть и другими. Каждый из участников отвечает только на один вопрос.
  • Затем заворачивает верхний листок бумаги так, чтобы не было видно, что он написал.
  • Затем передает своему соседу слева. Ведущий задает следующий вопрос и т.д. Когда листки обойдут всех по кругу, ведущий собирает их и вслух читает то, что получилось. (Вопросы нужно подобрать такие, чтобы получился заверешенный рассказ).

Разрежьте на полосы (отдельно лоб, отдельно глаза, отдельно нос, отдельно рот, отдельно подбородок и т.д.) портреты с обложек или репродукций журналов, плакатов одинакового размера, желательно цветных. И пусть дети, как это делают криминалисты, соединят полосы в новый портрет - робот. Придумают ему имя, профессию, биографию. И выставят на веселый вернисажсинтетический портрет.

10 игр на бумаге February 19th, 2014

В нашем детстве было очень много разных игр, большую часть из них мы просто держали в голове, правила передавались друг другу во время игры. Для многих из таких игр было достаточно только пары карандашей или ручек и листа бумаги.

Игры на бумаге смело можно назвать самыми умными и развивающими. И сейчас они подзабыты весьма незаслуженно. Стоить научить детей играть в эти игры, и их всегда можно занять в долгой дороге или в дождливую погоду дома и на даче.

1. Крестики-нолики

Это самая известная из подобных игр. Для нее и бумага-то не всегда нужна, достаточно запотевшего оконного стекла в маршрутке или пары прутиков и песка под ногами…
Рисуется игровое поле 3 на 3 клетки (всего 9 клеток). Игроки по очереди делают ходы, ставя в пустую клетку крестик или нолик. Цель игры: построить линию из 3х крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали. В этой игре выиграть крайне сложно, в основном игра сводится к ничьей и играется не одна партия.
Но все же есть определенные комбинации ходов, которые приводят к победе.))
Когда на маленьком поле играть надоедает, можно увеличить поле или вообще не ограничивать. На таком поле игроки по очереди делают ходы, пока кому то не удастся выстроить линию из пяти знаков по горизонтали, вертикали или диагонали.

2. Морской бой

Это одна из самых любимых игр нашего детства.))
Правила, думаю, помнят все. А для тех, кто не помнит, напомним. Эта игра для двоих.
Цель игры - потопить все корабли противника. Корабли располагаются на 2-х квадратных полях размером 10 на 10 клеток. На своем поле вы располагаете корабли и противник наносит по ним удары. А на другом поле противник располагает свои корабли. У каждого игрока равное количество кораблей - 10 штук:
Однопалубный (размером в 1 клетку) 4 штуки
Двухпалубный (размером в 2 клетки) 3 штуки
Трехпалубный (размером в 3 клетки) 2 штуки
Четырехпалубный (размером в 4 клетки) 1 штука
При расстановке кораблей на поле нужно учитывать, что между ними должна быть хотя бы одна пустая клетка, нельзя ставить корабли вплотную.
Во время своего хода игрок выбирает клетку на поле противника и «стреляет», называя ее координаты «а1», например. При этом отмечает на своем дополнительном поле свой ход. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, Вы продолжаете «стрельбу».
Игра заканчивается, когда все корабли одного из игроков «потоплены».

3. Танчики

Для игры требуется листок А4, сложенный пополам (можно брать и любой тетрадный лист). Два игрока рисуют по 10 танков, каждый на своей половине листа. Закончив расстановку сил, игроки начинают «обстрел» друг друга таким образом: выстрел рисуется на своей половине поля, затем лист складывается посередине и выстрел, видимый на просвет, отмечается на второй половине поля. Если выстрел задел танк, то он считается «подбитым» и нужен еще один дополнительный выстрел для уничтожения. Если же игрок попал прямо в танк, то достаточно одного выстрела.
Каждый удачный выстрел дает право игроку на следующий выстрел. Для усложнения игры можно ввести запрет на следующий выстрел в только что подбитый танк.

4. Ладошки

В эту игру можно играть даже с маленькими детьми, которые уже знакомы с числами.
Она поможет научиться быстро ориентироваться в числах и концентрировать внимание.
Для игры понадобятся два листа бумаги в клетку, на каждом листе игрок обводит свою ладонь. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, в произвольном порядке расставляются числа от 1 до … Тут нужно договориться заранее. Далее начинается игра. Один игрок называет произвольное число, другой в это время пытается найти это число на своей ладошке, а первый тем временем быстро ставит крестики в клеточках на своем листе, начиная с верхней левой клетки. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.

5. Точки и отрезки.

Условия этой игры на бумаге просты: поставим на листе бумаги несколько точек (не менее 8-ми, а лучше не менее 15-ти). Играют двое, поочерёдно соединяя две любые точки отрезком. Захватывать 3-ю точку нельзя, и каждая точка может быть концом лишь одного отрезка. Отрезки не должны пересекаться. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.

На рисунках вы видите правильное соединение точек.

и неправильное

6. Точки

В эту игру мы играли в институте во время скучных лекций. Она развивает тактическое и стратегическое мышление.
Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Игровое поле можно обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток.
Цель игры - захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника - они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других вам доступны любые земли, в том числе и свободные. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего ничего специально считать и не нужно - результат очевиден.
Можно играть и с детьми младшего возраста. В этом случае следует сделать игровое поле совсем небольшим - на четверть тетрадной странички или и того меньше, а бумагу возьмите с крупными клетками.

7. Циферки

Вы играли в школе или институте в такую игру на тетрадке в клеточку? У нас пол общежития играло.))) Я долго держалась, но потом все же окунулась в нее с головой, зато час домой на электричке пролетал незаметно.
Называлась она по-разному: числа, цифры, семечки, 19, но смысл от этого не менялся. Выписываешь подряд числа от 1 до 19, в строчку до 9, а потом начинаешь следующую строку, в каждой клетке по 1 цифре. Затем вычеркиваешь парные цифры или дающие в сумме 10. Одно условие - пары должны находиться рядом или через зачеркнутые цифры по горизонтали или по вертикали. А после того как все возможные пары вычеркнул - переписываешь оставшиеся цифры в конце. Цель - полностью вычеркнуть все цифры.

8. Виселица

Немного негуманная игра, но все же. В детстве мы совмещали дворовую игру в казаки-разбойники с "виселицей!.
Смысл этой игры в отгадывании слова по буквам за определенное количество ходов.
Один игрок задумывает какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишет его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих букв ставим черточки. Задача второго игрока - отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть - вписываем ее на место. Если нет, то букву пишем в стороне, чтобы не повторяться, и начинаем рисовать "виселицу" - вертикальную линию. При следующей ошибке - горизонтальную (получается что-то вроде буквы г). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти несколько попыток игрок должен угадать слово. Если не получилось - проиграл. Если успел - его очередь загадывать слово.

9. Балда

Еще одна игра со словами. Здесь можно играть вдвоем, втроем или даже одному.
На листе бумаги чертится квадратное игровое поле с клетками 5x5, например. В среднем ряду пишем слово из пяти букв. Игроки по очереди делают ходы. За один ход в свободную клеточку вписывается буква таким образом, чтобы каждый раз образовывалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении, кроме диагонального. За каждое слово игрок получает столько очков, сколько букв в слове. Слова записываются с боку от поля, чтобы другие игроки их не повторяли. Игра заканчивается, когда все клетки заполнены буквами или никто из игроков не может придумать нового слова. После этого подсчитывается количество очков. Побеждает тот, у кого их больше.

10. Точки и квадраты

Игра для двух игроков. Понадобится лист бумаги, лучше в клетку, и пара ручек разных цветов.
На листе бумаги чертится игровое поле размером от 3*3 квадрата, и более (до 9*9), в зависимости от уровня игроков.
Суть игры: игроки по очереди чертят линии длинной в одну клетку, стараясь создать квадраты величиной 1 на 1 внутри поля. Если ваша линия стала завершающей в квадрате, ставите в ней свой знак и получаете право дополнительного хода. Ходы продолжаются до тех пор, пока вы не поставите линию, которая не замыкает никакой квадрат. Игра заканчивается, когда все поле заполнено. После этого подсчитывается количество квадратиков, которое замкнул каждый игрок и оглашается победитель.
При всей своей простоте игра с изюминкой. Здесь можно просчитывать ходы вперед и попытаться поставить соперника в невыгодное положение, заставив сделать его неудобный ход.

А в какие игры играли вы? Делитесь с нами «бумажными» играми своего детства!

Раньше, когда не было компьютеров, основной забавой взрослых и детей были игры на бумаге. Для развлечения достаточно было взять тетрадный листок и карандаш. Целый вечер пролетал незаметно за общением с родителями или друзьями. Существует много игр, которые будут невероятно интересны в любой дружеской компании. Они просты и не требуют специальной подготовки и сложного инвентаря. Больше всего сегодня распространены игры на бумаге для двоих.

Быки и коровы

Суть игры заключается в том, что один придумывает четырехзначное число, чтобы все цифры отличались. Другой играющий должен отгадать это число. Для этого он при каждом ходе называет новое четырехзначное число. Если хотя бы одна цифра совпадает, первый игрок говорит: «Корова». Если цифровое обозначение из озвученного числа стоит на том же месте, что и в загаданном числе, данная ситуация называется «бык». Ходят оба игрока по очереди, выигрывает тот, кто первый отгадает число.

Виселица

В игре принимают участие два человека. Первый загадывает слово и рисует на листке черточки, обозначающее количество букв в этом слове. В углу листа изображается виселица. Другой играющий называет букву, которая может входить в данное слово. Если угадывает, буква вписывается, если ошибается, то у виселицы рисуется голова. При следующей ошибке рисуется туловище, живот, руки, ноги. Если человечек нарисован до отгадки слова, первый игрок выигрывает. Далее соперники меняются ролями и продолжают свои игры на бумаге.

Коридорчики

Для игры понадобится тетрадный листочек в клетку. Играющие по порядку чертят горизонтальные либо вертикальные линии длиной в одну клеточку. Соперник, которому удалось замкнуть целую клетку, ставит в ней точку и получает бонусный ход. Побеждает тот, кто занял больше клеточек.

Морской бой

Данная забава - вариант игры на бумаге для двоих игроков. Для боя понадобится два квадратных поля, по одному на каждого соперника. На листках рисуется 10 военных кораблей: 1 имеет 4 палубы, 2 состоят из 3 палуб, 3 - из 2 палуб и 4 - из 1 палубы. Важное правило - объекты не могут располагаться на соседних клетках. После расстановки сил можно приступать к войне. Первый игрок называет поле противника. Если на данной клетке расположен корабль противника, он говорит: «Ранил», а атакующий продолжает стрельбу. Если объект уничтожен полностью, противник сообщает: «Убил». Игроки по очереди стреляют по мишеням соперника. Выигрывает тот, кто сбил все корабли.

Футбол

Футбол - вариант игры на бумаге для двоих игроков. Вам понадобится листок в клеточку. На этом нужно по обоим краям нарисовать ворота размером в 6 клеточек. Игра начинается с самого центра поля. Первый игрок делает ход, который состоит из ломаных линий (каждая по 1 клетке). Далее - ход второго игрока. Важное правило - нельзя пересекать линии соперника. Если какой-то из противников не может сделать ход, другой человек пробивает штрафной из 6 клеток по прямой линии. Играют до 1 гола.

Существуют разные игры на бумаге, для одного или для двоих. Но всегда это очень увлекательное и занимательное занятие, которое развивает воображение, память и мышление в любом возрасте.