Гномы кто они. Кто такие гномы

Гномы - измышленные существа из германского и скандинавского фольклора, гуманоидоподобные лилипуты, живущие под землей. В различных мифологиях находятся под наименованиями «цверги», «дварфы», «карлики», «краснолюды»(польск.), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. познание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинноватых бород у парней, маленький рост, скрытность, достояние и кузнечное мастерство; гномы-женщины именуются гномидами и славятся красотой. Гномы обычно обожают дразнить людей, однако делают им больше добра, чем зла. Гномы - возлюбленные герои западно-европейских сказок.

В фэнтези-литературе гномы являются, вместе с эльфами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас. В алхимии: дух земли как первоэлемента.

Гномы в мифологии

Гномы - В европейской средневековой мифологии, у различных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей которых так же именуют гмурами и гомозулями. Это величавые мастера-кузнецы, ведающие потаенны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы.

В общем-то - это добрый и трудовой люд, однако они очень пострадали от человеческой жадности, поэтому людей недолюбливают. Они прячутся в глубочайших горных пещерах, там построены ими подземные города и замки. Время от времени они выходят на поверхность, и в том случае повстречают в горах человека - стращают его звучным кликом.

Гмуры ведут войну в подземельях с горными монстрами (гримтурсами) и драконами. Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Часть гмуров смешалась с людьми, от их люди и получили познания о кузнечном и ювелирном мастерстве.

Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы мелкие, гуманоидоподобные существа, обитающие под землей, в горах либо в лесу. Ростом они с малыша, однако наделены сверхъестественной силой, Гномы носят длинноватые бороды и живут еще подольше, чем люди. Гномы очень обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища - драгоценные камешки и металлы; они качественные ремесленники, могут выковывать чудесные кольца, клинки, кольчуги и другие чудесные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы потому находятся с ними в неизменной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга.

Гномы, более древнейшие, чем их заглавие - оно греческое и появилось в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Гномы - Худ. Александрова Анастасия Парацельсу, в чьих трудах оно появилось в первый раз.

«Гносис» на греческом значит «знание». Существует догадка, что Парацельс изобрел слово «гном» поэтому, что гномы знают и могут открыть человеку четкое местопребывание укрытых в земле металлов. Подобно грифам эллинских и восточных поверий, и германским драконам, обязанность гномов - охранять затаенные сокровища.

Первоисточники:

  • ru.wikipedia.org - гном, гномы в мифологии, гномы в фэнтези и т.д.
  • gnomov.net - коротко о гномах
  • myfhology.narod.ru - о гномах
  • .
    .
    Гномы - маленькие карлики-старички в европейской средневековой мифологии. У разных народов есть существа обитающие в горах, в пещерах, под землей, которых так же называют гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его громким криком.
    Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами (гримтурсами) и драконами .
    Гномы - духи земли и гор. В мифологии народов Европы маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне. Драконы и гномы неотделимы друг от друга. Гномы, более древние, чем их название- оно греческое и возникло в 16 веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появилось впервые.
    "Гносис" на греческом означает "знание". Существует гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном" потому, что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Подобно грифам эллинских и восточных поверий, и германским драконам, обязанность гномов - охранять потаенные сокровища.
    Слово "Гном" gnosis, имеет под собой намек на то, что гномы копили секретное знание, как они копили разные сокровище.
    Гномы есть в легендах многих центральных, северных и восточноевропейских мифологических системах, под разными именами: kaukis - прусский гном, и barbegazi - подобные гному существа с большими ногами в традициях Франции и Швейцарии. В Исландии гномов называли (vuttir). Их так уважают, что изменяли маршруты дорог вокруг областей, где якобы они живут, чтобы случайно не побеспокоить этих существ. В Японии подобных существ называют tengu, которые упоминаются как крылатые гномы.
    Согласно книгам Уила Хуиджена, "Тайны Гномов", Гномье племя состоит из разных типов. Наиболее распространенным является Лесной Гном, который редко входит в контакт с человеком. Садовый гном живет в старых садах и любит рассказывать жалостливые рассказы. Пустынные гномы наного крупнее чем их лесные братья и выбирают удивительно серую одежду. Домашние гномы обладают большими знаниями разных языков и наук, которые изучают люди. Именно из этой семьи и выбирались Короли Гномов. Гномы живущие на фермах напоминают своих родичей, которые живут в домах людей, но более консервативны в манере общения и одежде. Северные Гномы были более воинственны чем остальные и легко схватывались даже с троллями. Они намного больше размером чем другие типы и имеют более противную природу. Лучше никогда не вызвать ярость таких гномов, поскольку они восхищаются местью - их девиз кровь за кровь, глаз за глаз.
    Гномы часто изображаются по сказкам братьев Гримм как маленькие скрюченные старички, живущие глубоко под землей и охраняющие сокровища. Современные источники часто изображают гномов как крошечных, крепких людей, которые носят высокие колпаки и цветные наряды; в этом описании у гнома мужского пола всегда есть длинная белая борода. Длинные бороды украшают их лица а бороды становятся седыми намного скорее чем волосы. Женщины гномихи носят одежду серую или цвета хаки. Костюм обычно состоит из блузки и юбки На ногах часто можно увидеть черно-серые гольфы и высокую обувь или шлепанцы. Прежде, чем выйти замуж, гномиха надевает зеленую кепку. Уже за мужем, волосы гномиха прячет под шарфом темных тонов.
    Некоторые источники говорят, что гномы как и карлики, превращаются в камень под лучами солнца, но ночью они могут оживать из камня и продолжать свою деятельность.
    Большинство Гномов в 7 раз сильнее человека, лучше видят и быстрее бегают. Эти способности помогают гному сделать очень многе. Из-за их любви к животным все животные леса являются друзьями гномов и готовы помочь им в любое время. Самая большая страсть гномов это драгоценные камни и металлы. Как полагают многие, гномы являются лучшими ювелирами и кузнецами.
    Главные враги гномов это Тролли, и другие существа, которые пытались разрушить их дома. Сами по себе гномы никогда не нападают первыми и слывут довольно мирными существами.

    По большей части гномы вегетарианцы, так как дружат с животными и живут в лесах. Главная их еда: Орехи (лесные орехи, грецкие орехи, буковые орешки, и т.д.), грибы, горох, бобы, маленький картофель, яблочный соус, фрукты, ягоды (все виды), клубни, специи, овощи. Как напиток, гном пьет росу, мед (медовуху), настойки на ягодах и пряный джин.

    Гномы склонны жить на холмистых лугах и скалистых, лесистых местностях. В книге Хуиджена он говорит, что гномы живут в трех деревьях, дом непосредственно, со скрытым входом начинается у одного дерева, а комнаты и запасы в других деревьях.

    Согласно алхимику Парацельсу, гномы являются самыми важными из элементного классического элемента Земли;
    Рудольф Штейнер, и другие теософы, считали роли гномов в развитии сельского хозяйства очень большими. Как элементалии земли они ухаживали за растениями и помогали им лучше расти..

    Внешне Гномы представляют собой существ совсем маленького роста. Обычно в росте они не достигают и метра вышины. Однако это никак не сказывается на размере их головы. Стандартно она имеет довольно крупный объем. Телосложение у гномов не очень крупное, но в целом они очень напоминают Дварфов. Волосы гномов могут иметь совершенно разную расцветку, носы и уши у них довольно крупные. А вот кожа отличается розоватым оттенком. Помочь опознать Гнома помогут их инструменты, которые всегда заложены у них за пояс. Кстати, живут Гномы около 150 лет.

    Героями древнескандинавской и германской мифологии были дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте — дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский — карлики или карлы. Слово “гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом — знание. Гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса — духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы — существа вполне материальные


    .

    В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами, “gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, в основу которых легли древние и средневековые тексты (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях)

    .

    Такой подход ошибочен и при переводе произведений других авторов, пишущих в жанре фэнтези, и в случае с переводом различных компьютерных и настольных игр в фэнтези-мирах. Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.


    Гномы изобрели свой рунический шрифт давным-давно и с тех пор пользовались им для ведения подробной летописи всех своих открытий и торговых дел. В каждой крепости была своя, созданная писцами, историческая библиотека, в основном касающаяся дел этой конкретной крепости. С годами некоторые из этих огромных книг были утеряны или сильно повреждены, но даже в таком виде история Гномов тщательно документирована и чрезвычайно длинна, по сравнению, скажем, с историей Людей..



    Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков. Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения мы еще расскажем. Героями же древних текстов являются дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf)..


    В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов). Мирные гномики Белоснежки — то, во что превратились герои немецкого фольклора в Голливуде.
    .
    В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.
    .
    Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.

    .
    В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных — им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору — молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира..


    С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители. В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) прослеживается развитие феодальных отношений и под землей. Благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.

    В “Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.


    Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто — подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.

    .
    Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.

    Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга..

    Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом. Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.
    Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом “dwarves” (множественное от “dwarf”), а не “gnomes”. Интересно, что слово “gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует одно из эльфийских племен. Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?.

    О взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья — всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов. Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов. Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.

    Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой. Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья...



    Настоящими, исконными, врагами гномов являются драконы. Эти огнедышащие твари испокон века охотятся за сокровищами гномов и частенько отправляются завоевывать их поселения. Обычно такие битвы заканчиваются плачевно: дракон, как правило, побеждает, а уцелевшие и обнищавшие гномы уходят, куда глаза глядят. Изгнание длится до тех пор, пока не найдется герой, способный победить дракона. Таким героем чаще всего становится кто-то из людей (вспомните хотя бы “Хоббита”, в котором врага гномов дракона Смога убил человек по имени Бард). Кстати, именно тут скрыты корни недружелюбия между гномами и людьми. Ведь люди, как правило, убив дракона, присваивают его сокровища себе, а гномы, продолжая считать эти сокровища своими, не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть бывшую собственность.

    Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз..


    Дворфы известны своей воинской доблестью, и большой и чистой любовью к элю (дворфы пьют до битвы для поднятия духа, а после — обмывая блистательную победу). Магию они, напротив, недолюбливают, но при этом способны противостоять ее воздействию. Дворфы дружественно относятся лишь к тем, кто сумеет завоевать их доверие (а это сделать совсем не легко), лишь им они могут подарить что-либо из своих сокровищ, столь бережно ими хранимых. Дворфы любят тяжелую работу и совсем не понимают шуток, остается лишь удивляться, как им удается отлично ладить с забавными гномами. Помимо гномов, дворфы дружелюбно настроены по отношению к людям, полуросликам и полуэльфам. Иногда проникаются уважением даже к эльфам, хотя обычно считают их взбалмошными и непредсказуемыми. Дворфы склонны к добру, поэтому ненавидят орков и гоблинов..



    Анатомически дворфов описывают как крепких, широкоплечих гуманоидов, ростом от 120 до 140 см, кожа у них светло-коричневая или красноватая, а глаза и волосы темные. Непременным атрибутом дворфа является шикарная борода. Они взрослеют где-то к 50 годам, а общая продолжительность жизни составляет около 400 лет.

    Королевства дворфов находятся глубоко под землей. Именно там, в подземных кузницах, появляются на свет чудесные дворфовские изделия, а в шахтах они добывают драгоценные камни и металлы, среди последних особо ценится мифрил (который в D&D пишется так: mithral). То, что дворфы не могут достать сами, они приобретают в ходе торговли.

    Поклоняются они Морадину, Кователю Душ, разговаривают на дворфийском языке и используют руны для письма..

    .

    Гномы известны как отличные техники, алхимики и изобретатели. Вероятно, гномам удалось добиться таких внушительных результатов во всех перечисленных ремеслах благодаря собственной любознательности. Гномы мечтают все опробовать на собственном опыте, они постоянно изобретают полезные вещи. Любопытство гномов не ограничивается научными изысканиями, порой, идя на поводу у собственного интереса, гномы устраивают различные розыгрыши лишь для того, чтобы пронаблюдать за поведением жертвы. Нередко такого рода шуточки не остаются для них безнаказанными — не все в состоянии по достоинству оценить изощренный юмор гномов. Наиболее проказливых гномов называют “трикстерами”. Многие ошибочно считают их злыми, но это не так, скорее, они просто слишком хаотичны..



    В отличие от дворфов, гномы более терпимо относятся к колдовству, предпочитая работать с магией иллюзий. Многие известные барды и кудесники происходят из племени гномов.

    Несмотря на внешнее дружелюбие, гномы по-настоящему близки лишь с дворфами, с которыми их объединяет любовь к драгоценностям и к механике, а также с полуросликами, которые могут по достоинству оценить их проказы. Большинство гномов подозрительно относятся к тем, кто выше их ростом, а именно к людям, эльфам, полуэльфам и, тем более, полуоркам.

    Росточком гномы меньше дворфов, около 90-110 см, имеют цвет кожи от серо-коричневого до красно-коричневого, волосы у них светлые, а глаза голубые. Непропорционально большой нос является отличительной чертой для представителей этого народца. Борода у гномов не в таком почете, как у дворфов, и многие ее сбривают. Взрослеют гномы в возрасте 40 лет, а живут до 350 лет..


    Обитают гномы в лесистой местности, под землей, но обожают бывать на поверхности, радуясь окружающему их живому миру. Дом гнома обнаружить совсем непросто, обычно жилище надежно спрятано при помощи иллюзий, поэтому вход в дом гнома открыт только для званых гостей — врагам там делать нечего.

    Главный бог гномов — Гарл Сияющее Золото, Бдительный Защитник. Говорят гномы на языке, слегка отличающемся от дворфийского.

    Разработчики D&D одними из первых разделили подгорный народ на две расы: дворфов и гномов. Причем каждая из получившихся рас оказалась самобытной, обладающей запоминающимися неповторимыми свойствами, обычаями и характером..


    Гномы, являясь народом весьма вспыльчивым и обидчивым, уже на протяжении более 4000 лет ведут кровопролитные войны. Некоторые из этих войн были начаты по вине самих гномов (например, война с эльфами), а некоторые являются безусловной агрессией со стороны других рас. Вследствие именно такой непрекращающейся борьбы с гоблинами и скавенами (крысолюдами) империя гномов постепенно стала приходить в упадок. Многие гномьи твердыни пали и перешли в руки врага. Но, несмотря на это, гномы продолжают сражаться, и их империя пока еще достаточно сильна..

    Гномы пользуются такой же популярностью у любителей жанра фэнтези, как эльфы или орки. А возможно, и большей! И пусть они не так красивы, как первые, и не так колоритны, как вторые. Может, тяжелая жизнь научила их не высовываться? Слишком уж много было желающих поживиться их сокровищами и использовать их мастерство в своих корыстных целях!

    В этой статье мы постарались проследить эволюцию гномов: от первобытных цвергов и королей-карликов, через кхазадов Толкина, до дворфов и гномов из D&D и компьютерных игр.

    Чтобы написать эту статью, мне пришлось ознакомиться с большим количеством материала, досконально разобраться в гномьей истории и в их нынешней жизни. В итоге я стала с куда большим уважением относиться к этому маленькому, но гордому народу. А вы?


    Из статьи Дарьи Букреевой с сайта "МИР ФАНТАСТИКИ И ФЭНТЕЗИ"





    .


    .










    В алхимии и оккультизме гном - дух земли как первоэлемента, земная элементаль (см. гномы в алхимии). Гномы, наряду с эльфами , гоблинами и троллями , часто появляются в литературе жанра фэнтези и ролевых играх.

    Свартальвы в Эддах

    Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы или цверги (карлики) из германо-скандинавской мифологии . В скандинавской мифологии цверги являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира . Они невелики ростом и темны лицом, живут в Свартальвхейме . Чтобы они не встречали своих собратьев - «светлых» альвов - и не враждовали, боги наслали на них проклятие: под действием солнечных лучей цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит », где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

    Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир , которая удерживает Фенрира , молот Тора Мьёльнир , корабль Скидбладнир , копье Одина Гунгнир , кольцо Драупнир , волосы для богини Сив . Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ. В «прорицании Вёльвы » есть перечисление:

    10 Мотсогнир старшим из племени карликов назван тогда был, а Дьюрин - вторым; карлики много из глины слепили подобий людских, как Дьюрин велел. 11 Нии и Ниди , Нордри и Судри , Аустри и Вестри , Альтиов, Двалин , Бивёр и Бавёр, Бёмбур, Нори, Ан и Анар, Аи, Мьёдвитнир, 12 Гандальв и Вейг, Виндальв, Траин, Текк и Торин, Трор, Вит и Лит, Нар и Нюрад - вот я карликов - Регин и Радсвинн всех назвала. 13 Фили и Кили, Фундин, Нали, Хефти, Вили, Ханар, Свиор, Фрар и Хорнбори, Фрег и Лони, Аурванг, Яри, Эйкинскьяльди. 14 Ещё надо карликов Двалина войска роду людскому назвать до Ловара ; они появились из камня земли, пришли через топь на поле песчаное. 15 Это был Драупнир и Дольгтрасир с ним, Хар и Хаугспори, Хлеванг и Глои, Дори и Ори, Дув и Андвари , Скирвир, Вирвир, Скафинн и Аи, 16 Альв и Ингви, Эйкинскьяльди, Фьалар и Фрости, Финн и Гиннар; перечень этот предков Ловара вечно пребудет, пока люди живы.

    Песнь о Нибелунгах

    В связанном с «Песнью» цикле сказаний «Роговой Зигфрид », взаимоотношения Зигфрида с карликами раскрыты подробнее. Здесь Зигфрид побеждает дракона при помощи короля цвергов Эгвальда: король своими чарами делает героя невидимым, чтобы тот мог поближе подобраться к дракону .

    В оккультизме и алхимии

    В Англии отношение к гномам было более легкомысленное, они представлялись очередной разновидностью фей (fairy) и служили, чаше всего, комическими персонажами. В XX веке у таких писателей, как Джон Толкин и Клайв Льюис , гномы лишены той мистики и могущества, которыми их наделяли немцы, они - лишь одни из множества видов жителей волшебных миров (Средиземья и Нарнии, соответственно). Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие - боевой топор . По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1, 5 метра.

    Толкин сильно повлиял на архетип гномов в массовом сознании, а ролевая система Dungeons & Dragons закрепила его окончательно. Во второй половине XX века и по сей день, гномы в литературе, кино, играх - молодцеватые, грубые и воинственные бородачи, воплощение архетипа Фальстафа и Портоса .

    Также гномы задействованы в «Жёлтом Тумане» и «Тайне заброшенного замка» из цикла А. М. Волкова об Изумрудном городе . Они ростом в 45 сантиметров, хорошо умеют шить одежду, мастерить обувь, охотиться, жарить мясо, вести летописи и шпионить. В «Жёлтом Тумане» гномы подчиняются злой колдунье Арахне. Несмотря на это, сами они не являются злодеями, а скорее нейтральными персонажами. В «Тайне заброшенного замка» гномы уже подчиняются Страшиле и являются положительными персонажами.

    В кино и компьютерных играх

    В кинематографе гномы и карлики часто представлены в экранизациях сказок и фэнтезийных книг. Большую роль они играют в фильмах по мотивам сказки о Белоснежке , в экранизациях книг Джона Толкина, Клайва Льюиса и Фрэнка Баума . В фильме «Уиллоу » заглавный герой - гном, роль которого исполнил знаменитый актёр-карлик Уорвик Дэвис . В кинотрилогии «Хоббит» , снятой по мотивам одноимённой повести Толкина, большинство главных героев - гномы.

    Гномы (в некоторых переводах - дворфы) нередко представлены как игровая раса в компьютерных играх. Дизайнеры часто придают гномам черты скандинавов или германцев (оружие и доспехи характерного вида, имена, использование рунических алфавитов или же старогерманской письменности), реже - кельтов (клетчатые ткани, кильты, кельтские узоры на оружии и доспехах). Под растущей популярностью стимпанка , позднейшие сеттинги (WarHammer , Warcraft , The Elder Scrolls , Arcanum и Overlord) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия включая огнемёты , отвергающих магию и суеверия . Иногда гномы (или некоторые из них) описываются как могущественные волшебники, повелевающие силами земли.

    Следует отметить тенденцию в создании игр в жанре симулятор бога, так или иначе затрагивающих тематику гномов. Это объясняется геологической составляющей подобных симуляторов и частично унаследованным от Dungeon Keeper игровым процессом. Один из самых ярких примеров - игра Slaves to Armok II: Dwarf Fortress , которая, в свою очередь вдохновила создание Minecraft .

    Название в разных языках

    Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане - «дворфами» (dwarf) - оба этих слова переводятся как "карлик". Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов - декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain , в Италии - nano , оба слова также означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος » - «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней - «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».

    Dwarf и gnome

    Большое влияние на нынешнее представление о гномах оказала ролевая система Dungeons & Dragons . В этой системе, некоторых её сеттингах (Forgotten Realms , Dragonlance) и ряде других фэнтези-вселенных, основанных на архетипах D&D (например, WarCraft), наряду с расой dwarf существует раса gnome . Это создаёт затруднения у переводчиков на русский язык . При отсутствии принципиальных сюжетных препятствий зачастую и тех, и других переводят как «гном» . В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в книжном цикле «Шаннара » Терри Брукса , где эти народы враждуют), многие переводчики прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют и такие переводы, где dwarfs переведены как «гномы», в то время как gnomes названы как-то иначе (например, «карлики», «гнумы», «гномики», «лилипуты») , и такие, где dwarfs названы «карликами», а gnomes - «гномами». Анджей Сапковский , польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

    Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом ::

    Dwarfs - коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов . Их рекомендованный класс в D&D - боец.

    Gnomes - карлики ещё меньшего роста и не столь могучего телосложения. В D&D их рекомендованный класс - маг-иллюзионист. Во многих фэнтези-мирах с элементами стимпанка gnomes изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и огнестрельное оружие, дирижабли или вертолеты. Подобные примеры есть и в мирах D&D - таковы гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms).

    Женщины-гномы

    Женщины-гномы мало отличаются от мужчин - эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощённая несколькими вселенными и произведениями.

    В русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».

    См. также


    Напишите отзыв о статье "Гномы"

    Примечания

    1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.. - М .: Советская энциклопедия ; ОГИЗ ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей , 1935-1940.
      ГНОМ, а, м. В западноевропейской мифологии - безобразный карлик.
    2. // Большая советская энциклопедия , т. 17
      Гном (от позднелат. gnomus ), карлик, фантастическое существо в западно-европейской мифологии, живущее на земле. Г. часто встречаются в сказках, в эпической поэзии.
    3. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. - Изд. 2-е, стер. - М . : Прогресс , 1986-1987.
    4. . Encyclopaedia Britannica Online . Проверено 12 марта 2008.
    5. // Oxford Advanced Learner’s Dictionary
    6. Борхес Х. Л. . // Книга вымышленных существ
    7. Дарья Букреева. . «Мир фантастики » № 10; июнь 2004
    8. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
    9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

      Гномы - духи, обитающие в недрах земли и гор и охраняющие подземные сокровища. Они могут принимать разные образы; мужские Г. обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы. Они любят дразнить людей, но делают им больше добра, чем зла. Г. - любимые герои зап. европ. сказок.

    Ссылки

    • в журнале «Мир фантастики »
    • Хорхе Луис Борхес - «Книга вымышленных существ ».
    • Ричард Псмит (Андрей Ленский) (рус.) // Лучшие компьютерные игры: журнал. - 2006. - Вып. №11 .

    Отрывок, характеризующий Гномы

    Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
    – Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
    – Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
    Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
    Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.
    Он подозвал к себе старших генералов.
    – Ma tete fut elle bonne ou mauvaise, n"a qu"a s"aider d"elle meme, [Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого,] – сказал он, вставая с лавки, и поехал в Фили, где стояли его экипажи.

    В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Maлаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею. Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо.
    Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и с своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что то, быстро делая жесты, сообщал Барклаю. Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою широкую, с смелыми чертами и блестящими глазами голову, граф Остерман Толстой и казался погруженным в свои мысли. Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться.
    Все ждали Бенигсена, который доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции. Его ждали от четырех до шести часов, и во все это время не приступали к совещанию и тихими голосами вели посторонние разговоры.
    Только когда в избу вошел Бенигсен, Кутузов выдвинулся из своего угла и подвинулся к столу, но настолько, что лицо его не было освещено поданными на стол свечами.
    Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
    – Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
    Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.
    – Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Передвижения войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например… (Кутузов как будто задумался, приискивая пример и светлым, наивным взглядом глядя на Бенигсена.) Да вот хоть бы Фридландское сражение, которое, как я думаю, граф хорошо помнит, было… не вполне удачно только оттого, что войска наши перестроивались в слишком близком расстоянии от неприятеля… – Последовало, показавшееся всем очень продолжительным, минутное молчание.
    Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы, и чувствовалось, что говорить больше не о чем.
    Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.
    – Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
    Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
    Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
    Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
    Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
    – Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
    – Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
    – Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

    В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
    Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
    Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
    Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
    Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
    «Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
    Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

    В каждом человеке живёт вера в чудо, в волшебный неопознанный мир, в маленьких существ, которые обитают в этом прекрасном мире. Пока мы дети, мы искренне верим в добрых фей, эльфов и гномов, в волшебников и в чудеса. И желаем превратиться в волшебных существ и хотим сами творить чудеса. И чтобы стать волшебником, нужно сильно поверить в свои собственные силы, нужно научиться прислушиваться к себе и к первозданной природе вещей, стать неотъемлемой частью этой природы, ощущать её каждой своей клеточкой.

    Гномы

    Гномы – это сказочные маленькие человечки, которые живут под горами в подземных красивых и богатых дворцах. Они очень трудолюбивы, добывают руду, золото, серебро и драгоценные камни и обладают несметным богатством, а так же славятся высочайшим мастерством, умеют плавить металлы и изготавливать красивые, тончайшей работы золотые и серебряные украшения, посуду, украшенную драгоценными камнями - вазы, кубки, чаши и другие волшебные вещицы.

    Раньше гномы часто изготовляли небывалой красоты украшения для эльфов и людей, особенно для королей. Но сейчас они ведут скрытый образ жизни, так как люди всегда мечтали завладеть несметными богатствами гномов, гномы перестали доверять людям и скрыли свой мир от людей. А может быть перебрались в такие места, где не ступала нога человека.

    Среди гномов есть искусные кузнецы, которые изготавливают боевое оружие - топоры, молоты, секиры, боевые доспехи, расписывая их узорами и рунами, а так же талантливые инженеры и изобретатели, сооружающие всевозможные механизмы, и даже волшебные зеркала.

    Гномы очень тщательно охраняют свои сокровища от посторонних глаз, и чтобы люди не нашли их клады, часто используют магические заклинания, чтобы сделать свои города невидимыми для посторонних глаз.

    Они охраняют свои города от набегов троллей, орков и гоблинов и вступают с ними в битву, так же они стерегут свои несметные сокровища от драконов, которые не прочь захватить богатства гномов и занять их пещеры.

    Гномы живут долгую жизнь, обладают большой силой, они скрытные, никому не доверяющие, коварные и выносливые. Часто могут повелевать силами земли, когда роют подземные ходы и пещеры.

    Все гномы имеют широкие плечи, большие головы с бородой различного цвета - рыжего, чёрного, коричневого и белого, которую никогда не стригут и чем длиннее и пышнее борода, тем старше и мудрее гном.
    Гномы любят шутки и розыгрыши, выдумывают различные игры, они любознательны, им нравится путешествовать, посещать другие страны, разведывать новые месторождения руды и находить залежи драгоценных металлов и камней.

    Женщин - гномов очень мало, они пухленькие, имеют широкие бёдра и большие груди, и с первого взгляда не всегда можно определить, что это женщина – гном. Они воспитывают детей, шьют одежду, ведут домашнее хозяйство и не любят показываться людям.

    А ещё бывают садовые гномы, которые так же живут под землёй, но в лесах или садах, и любят ухаживать за деревьями, травами и цветами. Они так же прячутся от людей и могут показаться только избранным людям.

    Эльфы

    Эльфы – это красивые волшебные существа, обладающие магическими способностями. Они обитают в лесах, на островах, покрытых пышной растительностью, и окруженных морскими пучинами, до которых человеку трудно и почти невозможно добраться.

    Эльфы строят свои фантастические города из хрусталя, стекла, разводят удивительные по красоте сады, в которых растут невиданные деревья огромные, высокие с золотыми и серебряными листьями, прекраснейшие цветы и волшебные травы. В этих садах обитают фантастические животные, в основном белого цвета.

    В эльфийских владениях текут реки с кристально чистой, прозрачной лечебной водой, имеются красивые водопады, озёра, на поверхности которых растут изумительные водяные лилии, плавают необыкновенной красоты лебеди и рыбы.

    Эльфы очень любят танцевать и сочинять музыку, поют песни чистыми нежными голосами. Они весело смеются, озорничают, часто устраивают пышные ночные пиры у костров, с изысканными кушаньями, с вкуснейшими фруктами, сладостями и винами.

    Эльфы живут долгую жизнь, а может быть и вечно. Внешне они похожи на человека, только очень красивые и изящные, благородные и талантливые. Они обладают зорким зрением и даже могут видеть человека насквозь, читать его мысли, у них нежный, чарующий голос.

    Эльфы обладают прекрасным слухом, могут улавливать даже неслышимые звуки, скорее всего этому способствует необычное строение ушей - они имеют заострённую форму. Они безупречно сложены, физически развиты и сильны, имеют высокий рост.

    Волосы у эльфов длинные и у женщин и у мужчин, цвет волос разный. Женщины украшают волосы драгоценными заколками или живыми цветами. Они подчиняют себе силы природы, могут незаметно исчезать и появляться в других местах, обладают бесшумной походкой.

    Эльфы - отличные мастера, умеют изготавливать всевозможные ювелирные украшения, застёжки, пояса, волшебные кольца, шкатулки и красивейшую посуду. А так же музыкальные инструменты - арфы, прочные, но лёгкие оружия - луки, мечи, щиты, кольчуги, украшенные золотом и серебром, и драгоценными камнями, причём всё это выглядит очень красиво и изящно.

    Женщины искусные ткачихи, швеи, их ткани выглядят неземными, легкие и воздушные, в них как бы вплетены невидимые нити, драгоценные камни, радуга, снежинки и цветы, они излучают серебряный свет звёзд и луны, золотой свет солнца.

    Праздничные наряды украшаются драгоценными камнями, живыми цветами. А повседневная одежда изготавливается из легкой ткани серого цвета, которая меняет оттенки в зависимости от освещения, от места пребывания - в лесу принимает цвет листвы, в горах - цвет камня.

    Раньше эльфы дружили с людьми, помогали им, но люди обманывали эльфов, убивали их диковинных животных, вероломно вторгались в их среду обитания, загрязняли их водоёмы.

    И эльфы перестали доверять людям, а в последнее время вообще перестали показываться людям на глаза. Может быть, они уплыли на своих лёгких лодочках, найдя себе новое место, куда ещё не добрался человек или вообще навсегда покинули наш мир.

    Феи

    Феи - это маленькие, прекрасные и добрые существа, обладающие сверхъестественными способностями. Люди мало знают о феях, так как в отличие от эльфов и гномов, феи очень осторожны и не доверяют и стараются не показываться людям на глаза, делаются невидимыми. И только в исключительных случаях, очень редко могут показаться людям, в основном детям, так как любят играть, разыгрывать детей, шалить вместе с ними и иногда исполняют их желания.

    Феи иногда прибегают к людской помощи, но заколдовывают человека и когда он бывает у фей, ему кажется, что всё это происходит во сне, и ему просто снятся эти волшебные существа и их красивые города.

    Поэтому люди не знают точно, как выглядят феи. Одни люди считают, что феи похожи на людей, только совсем маленькие крохотные, с прозрачными крылышками, чаще всего серебристого цвета, напоминающие по своей форме крылья бабочки или стрекозы, а иногда пчелы.

    Живут маленькие феи в Долине Фей. Домики феи устраивают в земле, в небольших холмиках, кроватки делают из листьев и лепестков цветов, одежду тоже шьют из цветов и трав. Питаются соком ягод и фруктов, пыльцой и нектаром цветов.

    Феи ухаживают за животными, птицами, насекомыми и растениями, тщательно заботятся о цветах, особенно любят колокольчики, лилии и другие цветочки, в которых можно спрятаться от дождя и ветра.

    Некоторые феи очень любят озорничать и превращаются в насекомых и если на тебя села бабочка, стрекоза, пчёлка или божья коровка, можешь загадывать желание - оно обязательно исполнится, потому что эта превращенная фея. Никогда не убивайте бабочек, стрекоз и пчёлок, да и других насекомых, ведь это может быть фея. Феи боятся показываться людям и поэтому делаются невидимыми.

    Другие люди описывают фей как обычных женщин или девушек небывалой красоты, хрупкого телосложения, с приятным голосом, которые творят чудеса при помощи волшебной палочки или магии. Они умеют летать, но крыльев у них нет, перемещаются они при помощи левитации.

    Очень любят музыку и танцы, и в свободное от работы время на лужайках и полянках устраивают балы.

    Феи трудолюбивы, - они не только ухаживают за цветами и другими растениями и животными, но и ещё считаются искусными ткачихами, ткут изящные, тонкие ткани, прозрачные и небывалой красоты.

    Изготавливают волшебные ковры, шапочки, плащи и накидки, прочные и обладающие свойствами становиться невидимыми.

    Питаются феи в основном нектаром и цветочной пыльцой, ягодами и сочными фруктами, жажду утоляют росой, но иногда не прочь испить молока, воруя его у людей.

    Люди с осторожностью относились к феям, считалось, что некоторые феи, появляясь на глаза человеку, предвещают скорую смерть. Не все феи дружелюбны по отношению к человеку, некоторые могут приносить вред портить посевы, уничтожать урожай, с помощью волшебства, могут похищать младенцев и заколдовывать людей, убивать скот.

    И не всегда прекрасная внешность фей соседствует с добротой, фея может озлобиться, и навредить человеку, отомстить ему, принести несчастье, если человек чем-то обидел фею, оскорбил. И если человек нарушил границы владений фей, вторгся на их территорию, помешал им веселиться, то феи непременно накажут и уничтожат этого человека.

    В фей, эльфов и других сверхъестественных существ люди верили во всех странах мира и во все времена, и эта вера живёт, и по сей день. И как прекрасно, отрешившись от всего земного, унестись в этот фантастический мир чудесных сказок, в прекрасный мир грёз и иллюзий, где обитают волшебные добрые существа, где нет зла и физического насилия, где живут радость, счастье и любовь.