Глаголы что делать что сделать примеры. Что такое глагол в русском языке

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Курсовая работа

По специальности“Социальная психология”

Cтудентки 1-го курса ФЭИ “Тележурналистика” гр.157

Челпановой Анны

1. Что такое глагол.

2. Определение глагола.

3. Виды глагола. Способ глагольного действия.

4. Отношение форм.

5. Продуктивные классы глаголов.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы.

Что такое ГЛАГОЛ?

Глагол-знаменательная часть речи, называющая действие или состояние как процесс (кипел, горел пожар московский дым расстилался по реке (Н. Соколов).

Глагол отвечает на вопрос “ Что делать” ,Что сделал, Что сделает.

Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях:

1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть, ходить)

2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать.

3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься, прорешать, сказать, вообразить)

4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть)

5. Физические и прочие состояния человека (спать, болеть, выздоравливать)

6. Состояние (или его изменение) природы(вечереет, подмораживает, светает)

Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо.

Синтаксическая роль в предложении-сказуемое: но лето быстро летит.

Летит-глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения.

В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода

Группа глаголов

Все русские глаголы с точки зрения видовых соотношений могут быть представлены в виде следующих групп:

1. Группа глаголов, имеющих соотносительные по виду пары (рассказать-рассказывать, достать-доставать, начать-начинать и т. д.). Все современные ученые признают, что именно такие отношения связывают глаголы совершенного вида и образованные от них посредством суффиксации глаголы несовершенного вида.

2. Группа глаголов совершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов несовершенного вида (толкнуть, расстараться и т. д.).

3. Группа глаголов несовершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов совершенного вида (жить, стоять, горевать и т. д.).

4. Группа двувидовых глаголов. Эта группа требует к себе особого внимания, в частности,потому, что она весьма активно пополняется за счет глаголов такого типа, как телефонизировать, индуктировать, механизировать, электрифицировать, химизировать и т. д. Это - одно из множества проявлений научно-технической революции. Вторжение в литературный язык большого количества глаголов из области науки и техники создает в русском языке группу глаголов с нетипичным для русского языка индифферентным отношением к видам. Не следует, впрочем, думать, что глаголы такого типа появились в русском языке лишь в самое последнее время. Двух видовые глаголы женить, казнить, миловать издавна существуют в русском языке.

ВИДЫ ГЛАГОЛА

Наличие грамматической категории вида являетсяхарактерной

особенностью славянских языков.

Вид и способ глагольного действия. Понятийная категория вида в русском

языке выражается, в частности, в категории способа глагольного действия.

Вопрос о соотношении категорий вида и способа действия традиционно

относится к числу дискуссионных. Согласно наиболее распространенной в

современной аспектологии точке зрения, способы действия представляют собой

различные классы производных глаголов, связанные с исходным глаголом

регулярными словообразовательными отношениями (например, хаживать

представляет собой многократный способ действия, обозначаемого глаголом

ходить, зашуметь – начинательный способ действия, обозначаемого глаголом

шуметь и т.п). Способ действия не является грамматической категорией, так

как его выражение в русском языке не обязательно. Мы говорим Он ко мне

частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим

специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить

ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил, оставив эту идею в глаголе

невыраженной. Способ действия есть результат определенной семантической

модификации исходного глагола, которая выражается формальными средствами –

приставками и суффиксами. Так, глаголы закричать, накричаться,

покрикивать, крикнуть представляют собой различные семантические

модификации глагола кричать, каждой из которых соответствует свой

формальный показатель. Некоторые из типов модификаций действия исходного

глагола весьма близки, иногда даже тождественны, некоторым типам

семантических соотношений в видовых парах. Поэтому бывает так, что один и

тот же глагол является видовым коррелятом к некоторому глаголу

противоположного вида и одновременно одним из образованных от него

способов действия. Так, например, глагол понравиться являет ся видовым

коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия.

Глаголы типа прыгнуть, кинуть или укусить являются одновременно

однократным способом действия к прыгать, кидать и кусать и их видовыми

коррелятами. Хотя подобные совмещения функций встречаются относительно

редко, в принципе такая возможность существует и обусловлена она сходством

семантических отношений между членами видовой пары и между мотивирующим

глаголом и его способом действия. Другими словами, содержательная сторона

что множество передаваемых той и другой категорией значений имеет большую

область пересечения. Различие же между ними касается функциональной

Значения, относящиеся к понятийной категории вида (такие, как временная

локализация, динамичность/статичность, кратность, длительность,

моментальность, узуальность и т.п.), могут быть выражены и другими

средствами.

значения: «совершенный вид» и «несовершенный вид». Выражение этого

противопоставления является для русского языка обязательным: всякий

глагол, употребленный в высказывании на русском языке, обладает тем или

либо несовершенного вида. Это распространяется, в том числе, и на так

называемые двувидовые глаголы: в предложениях типа Я женюсь, где глагол

может быть понят двояким образом – как глагол сов. вида (будущего времени)

и как глагол несов. вида (настоящего времени), имеет место грамматическая

неоднозначность, порождаемая внешним совпадением (омонимией) разных

грамматических форм. Эта неоднозначность разрешается в более широком

контексте, ср. Решено. Я женюсь [несов. вид] на Мари и уезжаю с ней в

Париж и Я женюсь [сов. вид] на Ирине, если она согласится жить со

мной в шалаше.

Семантика видового противопоставления. При помощи категории вида в русском

языке могут выражаться различные смысловые противопоставления, относящиеся

(семантическом инварианте) – каждого из видов, а также самого видового

противопоставления – и о частных значениях видов (частновидовых

значениях).

Аспектуальная система русского языка опирается на определенный способ

концептуализации действительности. А именно, различаются следующие

положение дел, сохраняющееся неизменным на протяжении некоторого отрезка

времени: Маша любит Петю; Васю знобит. Когда одно состояние сменяется

другим, это концептуализуется как событие. Событие – это переход в новое

состояние (в некоторый момент времени имело место одно состояние, а в

некоторый последующий – уже другое): Маша разлюбила Петю; Вася

согрелся.

Наконец, процесс – это то, что происходит во времени. Процесс состоит из

последовательно сменяющих друг друга фаз и обычно требует энергии для

своего поддержания: мальчик гуляет, играет; они разговаривают; костер

горит. Русская аспектуальная система устроена таким образом, что глаголы

сов. вида всегда обозначают события, а глаголы несов. вида могут

обозначать любое из трех типов явлений: прежде всего процессы (кипит,

беседует с приятелем, долго пишет письмо) и состояния (умирает от

нетерпения, хворает, чего-то ждет), но также и события (внезапно понимает,

каждый день приходит).

Соответственно, общее значение видового противопоставления состоит в том,

что сов. вид, всегда выражающий событийность, противопоставляется несов.

виду, немаркированному в этом отношении, т.е. способному выражать как

процессуальность или стативность, так и событийность. Эта инвариантная

семантика видового противопоставления реализуется различными способами в

зависимости от контекста. Имеется в виду контекст в широком смысле, куда

входит тип лексического значения самого глагола (так как семантика

видового противопоставления различна для глаголов разных семантических

«Слово «глагол» — какая часть речи?», «Что такое глагол?», «Зачем он необходим в русском языке?» — вопросы, часто задаваемые не только иностранцами, но и русскоговорящими. Ответить на них нетрудно, но для этого придется изучить большое количество информации.

Глагол как часть речи в русском языке считается одним из основных ее компонентов. Без него практически невозможно составить полноценное предложение. Несмотря на то что идеальное время для изучения разбора глагола как части речи - 3 класс, многие взрослые люди приобретают желание и возможность изучать русский язык слишком поздно, и начинать с азов приходится уже в более взрослом возрасте.

Помимо очевидных минусов (приходится осваиваться в грамматике с нуля вместо того, чтобы формировать свою грамотность вокруг имеющихся знаний) у такой модели изучения есть и плюсы: взрослому человеку — а эта статья создана как раз для взрослых людей, а не для третьеклассников — можно объяснить гораздо больше полезного и интересного.

Общая информация

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета или явления. Он отвечает на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?», а в предложении выполняет функцию сказуемого, подлежащего или, в редких случаях, второстепенного члена. Взять, например, следующее предложение: "Поспешить — людей насмешить".

Первый глагол в нем — «поспешить» — является подлежащим, а второй — «насмешить» — сказуемым.

С помощью глаголов в предложении или тексте выражается какое-либо действие, событие, явление, передается динамика, изменения. Обилие глаголов характерно для текста-повествования, насыщенного часто меняющимися событиями.

Инфинитив

Инфинитив — это неопределенная форма глагола. Ее также называют начальной формой. Иногда еще и словарной, потому что именно она приводится в толковых, орфографических и других словарях. Раньше инфинитив называли неопределенным наклонением глагола, но сегодня этот термин совершенно вышел из употребления.

Чаще всего инфинитив образуется с добавлением к корню слова суффикса «-ть». Например: читать, рисовать, решать, удивлять, давать, брать.

Слова, корни которых оканчиваются на согласные, чаще всего имеют суффикс «-ти»: расти, идти, пасти, трясти.

Слова с основой, оканчивающейся на «-г» или «-к», изменяются сильнее всего. Последняя буква корня и первая буква суффикса как бы сливаются, образуя «-ч-». Например, в следующих глаголах: могу — мочь, теку — течь, пеку — печь, стригу — стричь.

Признаки глагола

Глагол как часть речи обладает определенным набором признаков. Знание этих признаков очень помогает в правописании. Без них также невозможно произвести разбор глагола как части речи или просто дать слову грамматическую характеристику. Вот их полный список:

  1. Лицо.
  2. Число.
  3. Время.
  4. Наклонение.
  5. Залог.
  6. Спряжение.
  7. Возвратность.

Некоторые из этих признаков не изменяемые: вид, спряжение, возвратность. Другие могут меняться в процессе спряжения. Каждый из этих признаков будет подробно объяснен далее в статье. Чтобы знать, как разобрать глагол как часть речи, необходимо понимать и различать все эти признаки. Их удобнее и эффективнее всего разбирать по отдельности и по порядку.

Лицо

Глагол как часть речи может существовать в первом, во втором и в третьем лице.

Лицо Пояснение Примеры
Первое

Первое лицо подразумевает, что действие совершается говорящим или говорящими либо над говорящим или говорящими. Глаголы в первом лице сочетаются с местоимениями «я» и/или «мы».

Пишу, читаю, рисую, учим, работаем, дружим.
Второе

Второе лицо употребляется, когда действие совершается адресатом или адресатами реплики. Глаголы во втором лице сочетаются с местоимениями «ты» и/или «вы».

Пишешь, читаешь, рисуешь, учите, работаете, дружите.
Третье

Третье лицо употребляется, когда имеется в виду, что действие совершается человеком или объектом, не участвующим в разговоре, кем-то посторонним или посторонними. Глаголы в третьем лице сочетаются с местоимениями «он», «она», «оно», «они».

Пишет, читает, рисует, учит, работает, дружит.

Лицо глагола невозможно определить, если он употреблен в форме прошедшего времени, поскольку между формами в разных лицах нет абсолютно никакой разницы: я читал, ты читал, он читал.

Число

Число глагола как части речи может быть либо единственным, либо множественным.

Число глагола можно определить в любом времени, поскольку разница между формами единственного и множественного числа сохраняется всегда.

Время

В русском языке, как и в любом другом, существует три времени: прошедшее, настоящее и будущее. В прошедшем и будущем времени существуют две видовременные формы: совершенная и несовершенная.

Время Пояснение Пример
Прошедшее совершенное Описывает действие, которое было начато и завершено в прошлом Вчера я прочитал очень интересный рассказ
Прошедшее несовершенное Описывает действие, которое было начато, но не было закончено в прошлом В прошлом году я много занимался фотографией
Настоящее Описывает действие, происходящее в данный момент Политическая ситуация в мире становится все более спокойной
Будущее совершенное Описывает действие, которое начнется и завершится (или только завершится) в будущем Офисный работник закончит отчет к девяти часам вечера
Будущее несовершенное Его также называют сложным будущим временем. Описывает действие, которое начнется в будущем, но неизвестно, когда будет закончено и будет ли закончено вообще

Отличить ту или иную видовременную форму глагола в русском языке достаточно легко. Во всех временах и числах отличия между ними сохраняются.

Наклонение

Глагол как часть речи может существовать в трех наклонениях: изъявительном, условном и повелительном.

Только изъявительное наклонение позволяет использовать все возможные лица, числа и времена глаголов. В условном наклонении возможно только прошедшее время, а в повелительном — только второе лицо.

Вид

Эта тема уже была косвенно затронута раньше, но лишь коротко, в двух словах: глаголы как часть речи бывают совершенного и несовершенного вида. Если разобрать эту тему подробнее, можно выяснить следующее.

Существуют также глаголы, принадлежащие сразу к обоим видам. Например, глагол «обещать». «Что делал?» — «обещал». «Что сделал?» — тоже «обещал».

Род

Глагол как часть речи в русском языке бывает женского, мужского или среднего рода.

Род глагола можно определить только в том случае, если он употреблен в форме единственного числа третьего лица прошедшего времени. В настоящем и будущем времени определить род невозможно: он делает, она делает, оно делает.

Залог

В русском языке существует активный и пассивный залог.

Считается, что пассивный залог — громоздкая, тяжелая конструкция. Кроме тех случаев, когда его использование необходимо и не может быть заменено активным залогом, его лучше избегать, особенно работая над художественным произведением.

Спряжение

В русском языке глаголы могут быть первого или второго спряжения. Каждое из них обладает определенными грамматическими признаками и служит для того, чтобы употреблять правильные глагольные окончания. С тем, как разобрать глагол как часть речи, также возникает меньше проблем, если известно его спряжение. Определяют его по окончанию: на «-ить» — второе спряжение, все остальное — первое, за редкими исключениями.

Возвратность

Возвратные глаголы в русском языке содержат постфикс «-сь» или «-ся» и подразумевают, что лицо, предмет или явление совершает действие над самим собой: умываться, улыбаться, радоваться, одеваться, просыпаться, причесываться, знакомиться, нравиться, казаться.

Невозвратные глаголы, напротив, не подразумевают действие, совершающееся над действующим лицом, явлением или предметом.

ГЛАГОЛ – часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

В русском языке, как и во многих других, различаются глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы управляют прямым дополнением в винительном падеже без предлога: читать книгу , резать хлеб . Винительный падеж может замещаться родительным

а) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть: отрезал хлеба ;

б) при отрицании: не читал этой книги . Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.

Русскому глаголу присущи грамматические категории вида, времени, ; глаголы изменяются по лицам и числам (а в прошедшем времени – по числам и родам) и относятся к тому или иному типу спряжения.

Глаголы различаются по виду – совершенному и несовершенному.

Совершенный вид показывает, что действие доведено до предела, не может быть продолжено: сделать , отметить , прочитать , вылить , собрать . Форма совершенного вида означает, что действие длится или многократно повторяется: делать , отмечать , читать , выливать , собирать .

Глагольные формы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару: делать – сделать , отмечать – отметить . Некоторые глаголы не имеют видовых пар: они употребляются либо только в совершенном виде: кануть , очнуться , ринуться и т.п. , либо только в несовершенном: пребывать , находиться , иметься , зависеть , ожидать и т.п.

По форме глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются друг от друга наличием/отсутствием суффиксов и префиксов: одеть – оде -ва -ть , разглядеть – разгляд -ыва -ть , прыг -ну -ть – прыг -а -ть , с -делать – делать , на -писать – писать . Мена суффикса может сопровождаться чередованием корневого гласного с другим гласным или с нулем: запе реть – запи рать , собрать – соби рать . Некоторые глаголы имеют разнокоренные (супплетивные) видовые пары: брать – взять , говорить – сказать , ловить – поймать .

У некоторых глаголов формы совершенного и несовершенного вида совпадают. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: жениться , казнить , использовать , мобилизовать , электрифицировать и подобные. Ср. : Штангист уже использовал две попытки (совершенный вид). – Я использовал этот прибор в течение двух лет (несовершенный вид).

Весьма своеобразна и сложна лексическая и грамматическая сочетаемость глагольных форм совершенного и несовершенного вида с другими словами в предложении. Так, при употреблении форм глагольного вида в пределах одного высказывания нельзя сочетать противоречащие друг другу значения – например, значение начала или продолжения действия со значением завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы, как начать , продолжать , быть (в будущем времени), стать и подобные не могут сочетаться с глагольными формами сов. вида: нельзя сказать *начал рассказать , *продолжайте написать , *буду сделать , *не стану отказаться .

В сочетаниях глаголов с обстоятельствами, имеющими значение повторяемости или длительности действия, глагол, как правило, должен иметь форму несов. вида: долго собирался , гуляли вечерами , обычно встаю в семь , постоянно жалуется (нельзя сказать: *долго собрался , *погуляли вечерами , *обычно встал в семь , *постоянно пожаловался ). Однако такие , как постепенно , медленно , характеризующие растянутость действия во времени, сочетаются с формами как несов. , так и сов. вида: постепенно привыкал – постепенно привык , медленно встает (подходит , читает )– медленно встал (подошел , прочитал ).

От глагольных форм страдательного залога следует отличать глаголы, содержащие формант -ся , которые обозначают действие, направленное на субъект этого действия: мыться , купаться , кататься , причесываться и под. Это – возвратные глаголы. Они обладают самостоятельным лексическим значением по сравнению с соответствующими глаголами без -ся и не противопоставлены этим глаголам по залоговым значениям действительности – страдательности. Глаголы типа мыться , кататься , купаться – однозалоговые, они всегда выражают значение действительного залога: действие совершается субъектом, который выражен существительным (или местоимением) в именительном падеже: Мальчик катается на коньках ; Мы купались в пруду .

Некоторые возвратные глаголы не имеют соответствий без форманта -ся : бояться , надеяться , смеяться и т.п. (форм типа *боять , *надеять , *смеять не существует). В тех случаях, когда возвратный глагол соотносителен с глаголом без -ся (мыться – мыть ), может возникать омонимия формы страдательного залога, образованной от переходного глагола, и возвратного глагола; ср. : Мальчик моется в ванне – возвратный глагол (действие направлено на субъект этого действия). – Пол моется один раз в неделю – форма страдательного залога глагола мыть (подлежащее – объект, на который направлено действие, выражаемое глаголом мыть ).

Глагольные формы, противопоставленные друг другу по залогу, формируют соотносительные по смыслу активные и пассивныеконструкции. Ср. : Комиссия рассматривает жалобы трудящихся . – Жалобы трудящихся рассмат­риваются комиссией ; Машинист остановил поезд . – Поезд был остановлен машинистом ; Все любили ее . – Она была любима всеми . Подобные пары предложений описывают одну и ту же внеязыковую ситуацию. Однако каждое из предложений имеет свой собственный логический акцент, и поэтому они не вполне равнозначны. Ср. : Рабочие строят дом (сообщается, что объект строительства – дом, а не что-либо иное). – Дом строится рабочими (а не кем-то другим); Почтальон доставил свежие газеты и журналы (обращается внимание на то, что именно доставил почтальон). – Свежие газеты и журналы доставлены почтальоном (подчеркнуто, кто именно доставил почту).

Настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи: иду , читаю ; прошедшее – действие, которое совершалось до момента речи: шёл , читал ; будущее – действие, которое будет происходить после момента речи: пойду , буду читать .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам: мальчик шел – девочка шла – стадо шло – дети шли .

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (При нагревании тела расширяются , а при охлаждении сжимаются )– или же характеризовать возможности либо способности живого существа (Он пробегает стометровку за одиннадцать секунд – т. е. ‘может пробежать’; За сутки слон съедает около ста килограммов пищи – т. е. ‘может съесть, обычно съедает’); такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

В настоящем и будущем времени глаголы имеют формы лица, которые показывают, кем производится действие: говорящим(и) – этому соответствуют формы 1-го лица ед. и множ. числа (читаю , читаем , прочитаю , прочитаем ), собеседником (или собеседниками) – этому соответствуют формы 2-го лица ед. и множ. числа (читаешь , читаете , прочитаешь , прочитаете ) или третьими лицами – этому соответствуют формы 3-го лица ед. и множ. числа (читает , читают , прочитает , прочитают ). Совокупность всех личных форм глагола называется его спряжением.

Формы наклонения показывают, как говорящий представляет себе действие или состояние, обозначаемые глаголом, по отношению к действительности.

Если он считает это действие фактом (по отношению к настоящему, прошлому или будущему), то он использует форму изъявительного наклонения: Он посылает (послал , пошлет ) письмо бабушке .

Если говорящий оценивает действие как предположительное или желательное, он использует форму сослагательного наклонения: Послал бы ты письмо бабушке .

Если же говорящий побуждает другое лицо к какому-либо действию или просит его о чем-либо, он использует форму повелительного наклонения: Пошли письмо бабушке !

Сослагательное наклонение образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени: взял – взял бы , читал – читал бы .

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени глагола прибавлением суффикса -и : возьм -у – возьм -и или же без такого прибавления – в этом случае на конце формы повелительного наклонения пишется -й : чита -ю – чита -й или мягкий знак: вын -у – вынь , реж -у режь ). Некоторые глаголы, имеющие в 1-м лице ед. числа так называемое вставное -л (составить – состав -л -ю , готовить – готов -л -ю ), в форме повелительного наклонения оканчиваются на мягкий согласный корня (на письме после согласного ставится мягкий знак): ставь , готовь . Множественное число повелительного наклонения образуется прибавлением форманта -те к форме ед. числа: возьми -те , читай -те , вынь -те , режь -те , составь -те , готовь -те .

Основная роль глагола в предложении – быть сказуемым; в сказуемом воплощаются и основные грамматические категории глагола – наклонение, время, лицо. Инфинитив глагола может употребляться также в функции подлежащего (Курить – здоровью вредить ) и в функции дополнения (Им приказали наступать ).

Глагольные категории залога, вида, времени, наклонения, лица имеют определенные смысловые и стилистические особенности в их речевом выражении. Укажем наиболее характерные из них. Так, формы страдательного залога чаще используются в официально-деловой и научной речи: Право на труд охраняется законом ; Эти явления рассматриваются автором в третьей главе . Для других стилей речи и в особенности для устно-разговорной ее разновидности формы страдательного залога не характерны.

Формы вида – совершенного и несовершенного – употребляются во всех разновидностях речи, но некоторые стили отличаются преимущественным использованием форм какого-либо одного вида. Так, в научном стиле употребительнее несовершенный вид, так как с помощью форм этого вида можно описывать различные свойства и закономерности: горит , расширяются , плавится и т. п. С другой стороны, глаголы совершенного вида, обозначающие однократность или мгновенность действия и содержащие в своей структуре суффиксы -ну , -ану , характерны для разговорной речи и просторечия: двинуть , толкануть и т.п.

Глаголы движения с префиксом при - в несовершенном виде не могут употребляться в форме настоящего времени, обозначающей действие, которое совпадает с моментом речи, – такие формы имеют значение повторяющегося, регулярного действия: Поезд приходит в восемь часов ; По утрам к моему окну прилетают голуби (нельзя сказать: *Смотри , вот приходит поезд ; *Видишь , прилетают голуби ). Другие глаголы не имеют такого ограничения в употреблении; ср. : Смотри , прорубь прямо на глазах замерзает ; Вратарь разбегается и выбивает мяч в поле .

Формы времени наиболее разнообразно представлены в разговорной и в художественной речи. Здесь употребительны собственно настоящее, совпадающее с моментом речи, настоящее историческое (Вчера выхожу , смотрю – Иванов идет . Говорю ему… ), настоящее в значении будущего (Значит , завтра я еду ), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет , То заплачет , как дитя ), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит , ни рыба не плеснет ) – такое будущее, кроме того, в разговорной речи используется для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она , как побежит! Форма будущего времени в значении настоящего употребляется в некоторых жанрах научного стиля речи (в лекциях, учебниках), в публицистике; ср. : Умножим обе части уравнения на два ; Представим себе результат этой политической акции . Однако в целом для этих стилей характерно использование временных глагольных форм (преимущественно настоящего времени) в их собственных значениях.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Глаголы в изъявительном наклонении описывают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

    Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть - вижу .

    В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.

    Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

    Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б ). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

    Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.

    Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Они употребляются обычно в форме 2-го лица, не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те . Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка (напр., почитай-ка ), которая несколько смягчает приказание.

    Вид глагола

    • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос «что делать?») (рисовать , петь).
    • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос «что сделать?») (нарисовать , спеть ).

    Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

    • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
    • грянуть, очутиться (только совершенный вид).

    Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить , казнить , многие глаголы на -ировать ).

    Род глагола

    Род глагола, как и у имён существительных, может быть мужским, женским или средним. Глагол проявляет признак рода только в прошедшем времени, род глагола определяется по окончанию (делал, делала, делало ) .

    Залог глагола

    Залог глагола может быть действительным или страдательным. Действительный залог употребляется, когда описываемый объект совершает действие (например: «Ученик читает книгу.»). Страдательный залог употребляется, когда действие совершается над объектом («Книга читается учеником») .

    Спряжения глаголов

    Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково. Спряжение не считается «грамматическим признаком» глагола.

    Регулярные спряжения

    Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

    Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-го лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями!

    Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

    1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.)
    2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

    Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

    Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь ) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь ) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

    Нерегулярные спряжения

    В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

    1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
    2. хотеть , глагол, который имеет формы ед. числа (хочу - хочешь - хочет) по I спряжению, а мн. числа (хотим - хотите - хотят) по II спряжению.
    3. чтить - изменяется по II спряжению (чту - чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
    4. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

    Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать , быть (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.).

    Глагол быть также своеобразен. Спряжение его (есмь - еси - есть - есме - есте - суть ) в современном русском языке практически не используется. Используется глагол есть (глагол 3 л., ед. ч. по древнему спряжению) для всех форм глагола быть в настоящем времени. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). В книжном стиле иногда используется форма III лица мн. ч. суть . Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут .

    Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

    Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы (

    Глагол – чрезвычайно интересная часть речи, отражающая все многообразие действий, состояний, отношений, существующих в нашем мире.

    Из-за многообразия форм и грамматических признаков глагол довольно сложен в изучении. Однако внимательно и вдумчиво изучив морфологию глагола, вы научитесь решать задачи, которые ставит эта «хитрая» часть речи.

    Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.

    В русском языке глагол может быть любым членом предложения, хотя чаще всего он выступает в роли сказуемого.

    Глагол имеет ряд грамматических признаков. Глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными. Глаголы могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении.

    В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, то есть могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени. Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

    Глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?»

    Глаголы – это чрезвычайно многочисленная, разнообразная, интересная в грамматическом отношении группа слов. Примерно треть всего словарного запаса нашего языка – глаголы. И это неудивительно, ведь глаголы обозначают весь спектр возможных действий, состояний, отношений. Сидеть, видеть, работать, читать, знать, состоять, намереваться – все это глаголы.


    В русском языке существует две отглагольные формы – это причастия и деепричастия. Эти формы сохраняют некоторые признаки глагола и. одновременно, приобретают признаки другой части речи.

    Причастия (пришедший, насмотревшийся, читающий, спящий, ведомый ) по некоторым признакам схожи с прилагательными. Деепричастия (глядя, сидя, поев ) – с наречиями.

    Существует два вида глагола: совершенный и несовершенный. Грамматическая категория вида отражает характер протекания действия, его отношение к результату.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать?». Они обозначают действие, которое завершилось (прочитать, приехать ), начнется в определенный момент (запеть ), произойдет одномоментно (толкнуть, сдвинуть ).

    Глаголы несовершенного вида обозначают действие, протяженное во времени, длительное, повторяющееся (читать, ехать, петь ).

    Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовые пары. Это слова, близкие или одинаковые по лексическому значению и различающиеся видом, а также составом слова. Например:

    Некоторые видовые пары отличаются только ударением:

    Нарѐзать-нареза̀ть, рассы̀пать-рассыпа̀ть

    Или вовсе имеют разные корни:

    Брать-взять, искать-найти.


    Есть в нашем языке и такие «хитрые» глаголы, которые в совершенном и несовершенном виде звучат и пишутся абсолютно одинаково. Например: велеть, казнить, ранить .

    Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Спряжением называются также группы, на которые делятся все глаголы русского языка. Глаголы, относящиеся к одному спряжению, спрягаются однотипно, то есть имеют одинаковые окончания в определенной форме. Есть два спряжения – I и II.

    Глаголы первого спряжения имеют следующие личные окончания:

    1 лицо -у (-ю) | -ем

    2 лицо -ешь | -ете

    3 лицо -ет | -ут (-ют)

    Глаголы второго спряжения имеют другие окончания:

    Единственное число | Множественное число

    1 лицо -у (-ю) | -им

    2 лицо -ишь | -ите

    3 лицо -ит | -ат (-ят)

    Если ударение приходится на окончание, определить спряжение и грамотно написать слово несложно. Но в большинстве глаголов ударными являются другие слоги, поэтому приходится запоминать правило определения спряжения.

    Ко второму спряжению относятся:

    Все глаголы на –ить , кроме брить, стелить ;

    7 глаголов исключений на –еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть ) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать ).

    Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.


    Есть немногочисленная группа разноспрягаемых глаголов: хотеть, бежать, чтить, брезжить . Эти слова спрягаются то по первому, то по второму спряжению в разных формах.