Эстетика классицизма. Классицизм Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII XIX. Просветительный классицизм презентация

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Описание слайда:

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил. Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина В связи с провозглашённым Руссо призывом к близости к природе и естественности в классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену абсолютизации разума приходит культ нежных чувств - сентиментализм. Переход от классицизма к предромантизму ярче всего отразился в немецкой литературе эпохи «Бури и натиска», представленной именами И. В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллера (1759-1805), которые вслед за Руссо видели в искусстве главную силу воспитания человека.

Описание слайда:

Музыка Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого

«Золотой век русской литературы» - Александр Сергеевич Пушкин (06.06.1799 года - 10.02.1837 года) - величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы. Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936). Солнце русской поэзии - Александр Сергеевич Пушкин. Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Арина Родионовна - няня.

«Календарь литературных дат» - Артиллеристы на Бородинском поле. 55 лет – «Земля и небо» (1957) А.Волкова. 28 января – 115 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986). Автопортрет с котом Фоссом, 1885. Конногренадер. 1979 год «Ста?лкер» - фантастический триллер, СССР, 1979. 180 лет – «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832) Н.В.Гоголя.

«Литература XX века» - Двадцатый век… Периодизация литературы ХХ века. Проблема преподавания литературы. Возвращенная литература. С 1985 по сегодня –современная литература. Исторические события. Остро возникшие проблемы в литературе. Проблема существования Союза писателей. Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы.

«Периоды древнерусской литературы» - Смерть Игоря и месть Ольги. Шесть периодов развития древнерусской литературы. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Древнерусская литература XI - первой трети XII века.

«Литературные направления» - Н.М. Карамзин. Кто является основателем русского сентиментализма? Кто является основателем русского романтизма? Кто является основателем русского классицизма? В.А. Жуковский. Тест

Слайд 1

Теория литературы 8 класс
Классицизм как литературное направление

Слайд 3

Классицизм
Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Слайд 4

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие

Слайд 5

К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.
Высокие жанры

Слайд 6

Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Для каждого жанра определялся языковой стиль, соответственно высокий или низкий.
Низкие жанры

Слайд 7

Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". Герои - носители одной добродетели или одного порока.
Герои

Слайд 8

Характерные черты классицизма
значительность тем и сюжетов; нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении; надуманные образы, схематические характеры; назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных; использование языка, мало понятного простому народу; обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам; общенациональная, гражданская направленность; установление иерархии жанров.

Слайд 9

Система амплуа. Принцип трех единств: единство времени; единство места; единство действия.
Особенности классицистической пьесы

Слайд 10

подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, места, действия Все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.
Правило «трех единств»:

Слайд 11

Западноевропейская литература: П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»), Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»), Ж.Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»), Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»), Ж. Лафонтен («Басни»).
Представители классицизма
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778)
Пьер КОРНЕЛЬ (1606-1684)
Мольер (Жан Батист Поклен) (1622-1673)
ЖАН де ЛАФОНТЕН (1621-1695)

Слайд 12


Представители классицизма

М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711- 1765)


Слайд 13

Денис Иванович Фонвизин
(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 апреля 1745, Москва - 1 декабря 1792, Санкт-Петербург) - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

Слайд 14

9 класс
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Слайд 15

По ходу лекции заполните таблицу
Вопросы Ответы
1. Где и когда сложился классицизм? Черты классицизма
2. Иерархия жанров
3. Принципы русского классицизма
4. Основные отличия русского классицизма от европейского

Слайд 16

Классицизм
Классицизм - европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII - начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец. Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке. Высшая точка его развития при­шлась на конец XVIII века - время царствования Людовика XIV. Получил распространение в Европе.

Слайд 17

Отличительные черты классицизма:
1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места; 2) деление на «высокие» и «низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня); 3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.

Слайд 18

Писатели клас­сицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определён­ным правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго раз­граничивали.

Слайд 19

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие
В поэзии - ода, в прозе - торжественная речь, в драматургии - трагедия.
Самые высокие жанры
Комическое могло проявиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Слайд 20

Высокие Низкие
В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также присутствуют мифологические и библейские сю­жеты. Время классицизма - время просвещённо­го абсолютизма: очень важна идея служения го­сударству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкрет­ные названия часто заменялись родовыми (напри­мер, вместо волк - зверь). Трагедия, эпопея, ода В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допу­скалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых де­талей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драма­турги Корнель, Расин, Мольер, бас­нописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня
Иерархия жанров

Слайд 21

Черты
Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая ор­ганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Слайд 22

У каждого жанра су­ществовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль. Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари, князья, государ­ственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь при­влекать читателей и зрителей. Основное содержание классицистической траге­дии - конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: един­ство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоре­чит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество. Классицизм привнёс в литературу новые принципы - чёткость, простоту, строгость форм.

Слайд 23

Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма: следование образам и формам античного искусства; чёткое деление героев на положительных и отрицательных; сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник; в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует; соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.
идеалы ан­тичности
идеалы собственной русской православной культуры
Простор и рациона­лизм - вот две опорные точки русского классицизма.

Слайд 24

Первый писатель-классицист в России – Антиох Дмитрие­вич Кантемир.
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 10 сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы - 31 марта 1744, Париж) - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова). Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения. Младший сын молдавского господаря (правителя) Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен. Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул.

Слайд 25

В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст - после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 - за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, - пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

Слайд 26

Русская литература: М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), Г. Державин (ода «Фелица»), А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители классицизма
Яков Борисович КНЯЖНИН (1740 -1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711- 1765)
Александр Петрович Сумаро́ков (1717-1777)
Гаврила Державин (1743 - 1816)

Слайд 27

История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)
1-й период: литература петровского времени; она носит переходный харак­тер; основная особенность - интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 гг.) - предпосылки возникновения классицизма. 2-й период: 1730-1750 гг.- эти года характеризуются формированием клас­сицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка. 3-й период: 1760-1770 гг.- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет са­тиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. 4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века - начало кризиса класси­цизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.

Слайд 28

Русский классицизм
Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм. В России классицизм носил иной характер, чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром - трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем - торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.

Слайд 29

Реформы в русском классицизме
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).
Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах россий­ского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).
Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактиче­ском послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эписто­лы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).
Второй этап:
Третий этап:

Слайд 30

Прочитайте стихотворение В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Рос­сии», которое стало классикой нового русского стихосложения.

Слайд 31

Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты Мыслить умом есть много охоты. Россия-мати! Свет мой безмерный! Позволь то, чадо прошу твой верный, Ах, как сидишь ты на троне красно! Небо Российску ты Солнце ясно! Красят иных все златые скиптры, И драгоценна порфира, митры; Ты собой скипетр твой украсила, И лицем светлым венец почтила. О благородстве твоем высоком Кто бы не ведал в свете широком? Прямое сама вся благородство: Божие ты, ей! светло изводство. В тебе вся вера благочестивым, К тебе примесу нет нечестивым; В тебе не будет веры двойныя, К тебе не смеют приступить злые. Твои все люди суть православны И храбростию повсюду славны; Чада достойны таковой мати, Везде готовы за тебя стати. Чем ты, Россия, не изобильна? Где ты, Россия, не была сильна? Сокровище всех добр ты едина, Всегда богата, славе причина. Коль в тебе звезды все здравьем блещут! И Россияне коль громко плещут: Виват Россия! виват драгая! Виват надежда! виват благая. Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто мне языков надобно б было Прославить все то, что в тебе мило! 1728

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Классицизм – стиль в искусстве XVII – начала XIX вв. Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Особенности: - обращение к античной культуре как к образцу; - декларирование идеи совершенного общества; - преимущество долга перед чувством; - возвеличивание разума и рациональности; - подчинение человека государственной системе.

3 слайд

Описание слайда:

Концепцией стиля классицизм в архитектуре является рациональность, конструктивность, материальность, выделяющиеся с помощью ясных ритмов и мягких пластичных сочетаний. Законы красоты определяются средствами разума. В архитектуре это средства математики и геометрии. Приходит полное убеждение в непpexoдящей ценности античного искусства, в том, что все законы красоты уже найдены и для того, чтобы понять эти законы, к античной архитектуре. Широко используются античные ордер и орнаментика. Творческое заимствование форм, композиций и образцов искусства античного мира возвращает в архитектуру колонный портик, являющийся доминирующей композиционной частью здания. Завершают фасад с двух сторон выступы-ризалиты или маленькие портики. Такой прием не только подчеркивает величие и доминанту главного портика, но и помогает восприятию здания как пластического целого, утверждающего себя в окружающем пространстве. Жак-Жермен Суфло Пантеон. 1790 г. Париж

4 слайд

Описание слайда:

Замечательным памятником этого стиля во Франции является ансамбль королевского дворца в Версале. Он строился в несколько приемов, начиная с первой половины XVII в., а свое завершение он получил в 1679 г. Архитектор Мансар придал дворцу строгий, торжественный вид. Отличающийся особой ясностью, симметрией и конструктивностью план Версаля включает в себя протяженный главный дворец; два парадных двора; одноэтажный дворец Большой Трианон; три расходящихся лучами от главного дворца проспекта; аллеи; бассейны; каналы; фонтаны. Центром всей архитектурной планировки Версаля служит королевский дворец. Анфилады роскошных парадных залов ведут в апартаменты короля или королевы. Продуманный до мельчайших тонкостей, рационально устроенный ансамбль является образцом идеального государства, построенного по законам разума и гармонии.

5 слайд

Описание слайда:

От дворца спускаются вниз террасы Версальского парка, удаляются к Большому каналу аллеи. План парка строг и геометричен, широкие пространства легко обозреваются. В основе композиции лежат прямые линии, правильные плоскости газонов и водоемов. Полное подчинение природы воле и разуму человека, отраженное в планировке парка, полностью соответствует концепции классицизма: не все в природе красиво, а только то, что закономерно, неизменно, устойчиво. Фонтаны, скульптурные группы, рельефные композиции довершают украшение этого самого замечательного французского, так называемого «регулярного», парка, послужившего образцом садово-паркового искусства для всей Европы

6 слайд

Описание слайда:

Образцом зрелого французского классицизма XVII в. является Лувр - королевский дворец в Париже. Раскинувшийся на 173 м в длину, украшенный на уровне двух этажей мас­сивной колоннадой и выступающими в середине и по углам фасада ризалитами в виде классических портиков, он производит впечатление мощи и сурового величия, выражая идею незыблемости закона и порядка.

7 слайд

Описание слайда:

В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов Помпеи и Геркуланума. Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль. Высокие колонны коринфского ордера, поставленные на цоколь, объединяют два этажа. Здание имеет плоскую крышу, заканчивающуюся балюстрадой. Строгая гармония и простота соединяются в нем с ощущением спокойного достоинства. Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.

8 слайд

Описание слайда:

Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны. Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем, также находят воплощение в творчестве Габриэля. Спланированная им площадь Согласия представляет собой торжество единого, четко организованного пространства городской среды.

9 слайд

Описание слайда:

Окончательное завершение композиция площади получает в период ампира, т.е. зрелого классицизма, благодаря постройке церкви Мадлен (архитектор Пьер Виньон, 1806 г.). Классицизм в своей последней стадии приобретает массивные, грузные формы. Большие плоскости стен противопоставляются декоративным элементам отделки. В церкви Мадлен мы вновь видим монументальные формы античного периптера.

10 слайд

Описание слайда:

В моду входят триумфальные арки. Самой известной из них является арка, прославляющая заслуги императора, сооруженная архитектором Франсуа Шальгреном на площади Звезды в Париже. Величественная и массивная, она словно ставит последнюю точку в перспективе городского пространства.

11 слайд

Описание слайда:

Обращение к идеалам античного искусства вносит новое в понимание образа идеального человека, а также ясность, простоту, соразмерность в его одежду. Первоначально парижские модники и модницы старались точно копировать античные одежды. Мужчины носили короткую тунику, доходившую до колен и схваченную на талии поясом, поверх туники надевали плащ, также носили сандалии с завязанными вокруг ноги лентами. Женщины надевали длинную, разрезанную по бокам легкую тунику, перехваченную под грудью поясом и красиво задрапированную. Всем своим обликом женщина должна была напоминать мраморную скульптуру. Вот почему одежды носили исключительно белые. В моду в большом количестве вошла пудра, которой модницы покрывали не только лицо, но и шею, грудь, спину, руки. Жак-Луи Давид Портрет г-жи Вернинак. 1977 г.

12 слайд

Описание слайда:

По мере развития стиля костюм перестает быть точным воспроизведением античного. Необходимость приспособиться к климату Западной Европы потребовала возвращения рукавов и глухого ворота. Длинные платья шьют из одноцветной, чаще белой ткани с вышивкой по нижнему краю несколько укороченной юбки. Прямой покрой придает платью цилиндрическую форму, зато теперь оно украшается многочисленными бантами и оборками. Характерны также очень высокая талия и охватывающий шею пышный воротник. В мужской моде античные традиции теперь не проявляют себя, но принципы классицизма - рационализм, строгость, функциональность и деловитость - присущи и мужской одежде этого периода в полной мере.

13 слайд

Описание слайда:

Удобная и многообразная мебель восходит к образцам Древней Греции и Рима. По сравнению с мебелью предыдущего стиля она проста и спокойна, имеет торжественный и холодный вид. В силуэте мебели преобладают прямые линии, пропорции выразительны и гармоничны. Лаконичный декор восходит к античным орнаментальным мотивам: листья аканта, меандр, дубовые и лавровые гирлянды, ножки покрываются каннелюрами. Прочная тяжеловесность форм подчеркивается сужающимися книзу ножками в виде тонких колонок, сверху украшенных капителью. Подлокотники кресел также имеют прямую форму и опираются на волюты с аканфовым листом. Особой тонкостью линий и мягкостью очертаний отличается мебель для сидения.

14 слайд

Описание слайда:

Художникам и скульпторам классицизма интересен не конкретный, наполненный индивидуальным своеобразием характер человека, а типический, обобщенный образ. Непременными условиями произведений живописи и скульптуры, так же как и архитектуры, остаются симметрия, гармония, настроение приподнятости. Основными сюжетами являются мифологические сцены. Внимание художников сосредоточивается на выдающихся личностях истории и идеальных мифологических героях. Мастера реалистического направления, развивающегося в рамках классицизма, наблюдают исполненную противоречий повседневную жизнь.

15 слайд

Описание слайда:

Никола Пуссен (1594 - 1бб5 гг.), являющийся законодателем живописи данного стиля, с необычайной силой чувства изображает сцены античной мифологии, древней истории, сюжеты из Библии. На их примере художник раскрывает возможности воспитания и самосовершенствования человека современности. Его произведения полны гражданственности и высокого морального порыва. Как и положено живописи классицизма, эти произведения несут в себе идею величавого спокойствия, возвышенной уравновешенности, присутствия духа. Аркадские пастухи. 1638-1639. Вдохновленный искусством Античности и Ренессанса, художник изображает идеального героя, не теряющего в любых испытаниях самообладания, веры в себя, готовности к подвигу.

16 слайд

Описание слайда:

Клод Лоррен (настоящее имя Клод Желле) - художник, который сумел открыть новую страницу в жанре идиллического пейзажа. При всей типичности применяемых композиционных приемов, свойственных пейзажной живописи классицизма, художнику удалось как бы вдохнуть новую жизнь в старую классицистическую схему, что привело к обновлению жанра в XIX в. Лоррену удалось создать картины, наполненные удивительным живописным обаянием, в которых при некоторой театральности, свойственной произведениям классицизма, ощущается живое дыхание природы, воздушной среды. Пейзаж с нимфой Эгерией которая оплакивает Нуму Помпилия. 1669 г

17 слайд

Описание слайда:

Итальянский скульптор Антонио Канова (1757-1822)-один из главных представителей классицизма. Он старается усовершенствовать античную скульптуру и часто выбирает мифологические сюжеты, как, например, в своем шедевре, иллюстрирующем миф об Амуре и Психее. Психея, разбуженная поцелуем Амура. 1739 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Направления в искусстве Направления в искусстве

Классицизм Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, ориентировавшееся на античную литературу и мифологию Укротитель коня Клодт. Аничков мост.

Классицизм Классицизм сложился во Франции в 17 веке в связи с началом эпохи абсолютной монархии Слово произошло от латинского названия, что значит «образцовый» Классицисты подражали древним грекам и римлянам

Классицизм в искусстве живопись

Принципы классицизма Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее. Следование античности как образцу. Подражание “украшенной” природе.

Принципы классицизма 5. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. 6. Главная категория – красота. 7. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Классицизм в живописи Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев”

Классицизм в живописи Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой »

Версаль Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра.

Садово-парковое искусство. Версаль. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека.

Садово-парковое искусство. Версаль. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строгими рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нём статуй.

Парк отличался торжественным достоинством расположенных в нем статуй. Садово-парковое искусство. Версаль.

Классицизм в архитектуре России

Самсон, разрывающий пасть льва Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха

А.Д.Захаров Адмиралтейство

Биржа и Стрелка на Неве (Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная)

Ростральная колонна Ростра – архитектурное украшение в виде носовой части древнего судна

А.Н.Воронихин. Казанский собор 1801-1811 – строительство Казанского собора. Освящён Казанский собор в Санкт-Петербурге 27 сентября 1811 г.

К.А.Тон Храм Христа Спасителя

Ресурсы http://i054.radikal.ru/1003/ba/c348e3d4be99.jp http://de.trinixy.ru/pics4/20100628/saint_petersburg_38.jpg http://turometr.s3.amazonaws.com/images/gallery/02/03/76/2010/10/30/6dc68e__61c0f80984_600.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Классицизм в дворцовом интерьере. Анфилада Александровского дворца".

В конце 2009 года Александровский дворец вновь обрел статус музея и в нем начались реставрационные работы. И вот в 2010 году первые три парадных зала: Полукруглый, Портретный и Мраморная гостина...

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Классицизм"

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Классицизм" на уроке литературы в 9 классе...

Презентация Классицизм как литературное направление

На этой странице вы найдете презентацию, в которой очень подробно изложены особенности и основные отличительные черты такого литературного направления, как классицизм, особенности русского класс...