Что вам стоит знать о дэвиде боуи. Дэвид Боуи: биография, личная жизнь, творчество Наркозависимость Дэвида Боуи

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Количество арт-объектов, на которых людей по всему миру вдохновила смерть Боуи, не поддаётся исчислению

Согласно голосованию 13-летней давности, Дэвид Боуи оказался выше всех других живых на тот момент музыкантов в списке "100 величайших британцев". Теперь, когда "хамелеон" от мира музыки покинул нас после полуторагодичной борьбы с раком , корреспондент Би-би-си Михаил Поплавский вспоминает самое удивительное из жизни артиста.

1) Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года - ровно через 12 лет после рождения "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли. В период увлечения астрологией взрослый Джонс (конечно, Боуи) не раз будет сравнивать себя с ним - согласно китайским эзотерическим учениям, оба певца родились в год Кабана.

2) В 12 лет юный Дэйв научился играть на саксофоне: за карьеру этот инструмент не раз ему пригодился.

3) Впоследствии Джонс освоит такие инструменты, как электрогитара, двенадцатиструнная гитара, клавишные, фортепиано, клавесин, губная гармоника, синтезатор и ряд ударных.

4) Разноцветные глаза Боуи "достались" в драке с одноклассником Джорджем Андервудом в возрасте 15 лет - так его левый глаз из-за деформации сетчатки стал зелёным, а правый остался голубым. Вопреки популярной городской легенде, Дэвид никогда не терял зрение, однако повреждённый глаз испытывал проблемы с передачей цветов. Примечательно, что Боуи и Андервуд остались друзьями и после инцидента.

5) Дэвид Джонс взял себе псевдоним в честь разновидности охотничьих ножей "боуи", когда ему было 19 лет.

6) Танцам Боуи в конце 1960-х обучал Линдсей Кемп - хореограф, который впоследствии поставит движения Кейт Буш в прославившем её клипе 1978 года Wuthering Heights ("Грозовой перевал").

7) Рост музыканта во взрослом возрасте составлял 1 метр 78 сантиметров - ровно столько же, сколько у его второй жены Иман Абдулмаджид.

Лунная пыль покроет тебя из песни Боуи Hallo Spaceboy

8) На заре карьеры Дэвид записал нарочито комедийную песенку The Laughing Gnome ("Смеющийся гном"), которую ждала удивительная судьба - в 1967 году она не произвела никакого впечатления на публику, но шесть лет спустя, когда Боуи уже был суперзвездой, внезапно взлетела на шестое место британского чарта. По-настоящему злую шутку с артистом эта песня сыграла в 1990 году: тогда любитель инноваций устроил телефонное голосование среди фанатов за песни, которые те хотели бы услышать в его туре лучших хитов Sound+Vision. Благодаря флешмобу, запущенному музыкальным изданием NME, "Гном" оказался на первом месте. В нарушение обещаний Дэвид не стал петь её в том туре - чего нельзя сказать о других хитах-лидерах голосования.

9) Первая жена Боуи Энджи, состоявшая с музыкантом в браке с 1970 по 1980 годы, называла его Намой - что бы это ни значило.

10) Боуи и его первая жена приняли решение назвать их первенца Зоуи Боуи - где имя означало бы отсылку к слову "жизнь ("зоо"). Выросший мальчик решил убавить долю эксцентричности в своих анкетных данных и стал известен как Дункан Джонс - уже в зрелом возрасте он прославится как режиссёр фильмов "Луна 2112" и "Исходный код". Отец ни разу не появлялся в фильмах сына.

11) После огромного успеха альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars Боуи многократно давал уклончивые комментарии о своей сексуальности: в 1970-е он регулярно говорил о своей бисексуальности, однако в 2002 году отметил, что часть его тогдашних признаний имела целью шокировать консервативную публику.

12) У Дэвида сложились интересные отношения с иностранными языками - так, едва дождавшись прорыва на родине с песней 1969 года Space Oddity , молодой музыкант записал её итальянскую версию Ragazzo solo, ragazza sola , чей текст не имел никакого отношения к драме с выходом майора Тома в открытый космос. Впоследствии Дэвид записал французскую и немецкую версию своего хита Heroes - Héros и Helden соответственно. Последнюю в 2007 году перепел вокалист Rammstein Тиль Линдеманн под аккомпанемент финских виолончелистов из Apocalyptica.

13) Увлечение Боуи Востоком также нашло своё отражение в лингвистической плоскости - его песня Seven Years in Tibet получила неожиданный дублет на мандаринском диалекте китайского языка. Кроме того, существует запись Дэвида на индонезийском языке.

14) Актёрская карьера Боуи была вполне многоликой: он снялся более чем в 20 картинах. При этом его игра получала самые разные оценки: так, "Прекрасный жиголо, бедный жиголо" удостоился виртуальных помидоров от массы критиков - Дэвид впоследствии говорил, что в этой роли он вобрал все "32 фильма Элвиса" (Пресли и вправду неудачно снимался в кино). Более того, сыгравшая в "Жиголо" свою последнюю роль Марлен Дитрих из принципа не приехала в ФРГ, где шли съёмки, поэтому сцену с ней пришлось снимать в Париже. С другой стороны, роли Боуи в фантастической драме "Человек, который упал на Землю", вампирском эротическом хорроре "Голод" и в военной драме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" удостоились от киносообщества высоких оценок.

15) В случае с фильмом "Лабиринт" 1986 года, где Боуи предстал перед публикой королём гоблинов, он же сам и записал саундтрек - одну из наиболее порицаемых критиками своих работ.

16) Помимо того, Дэвиду не раз случалось исполнять роли исторических и других известных персонажей: в "Последнем искушении Христа" он сыграл Понтия Пилата, в фильме "Баския" - Энди Уорхола, а в "Престиже" - Николу Теслу.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption На подиумы, помимо песни Боуи Fashion, выходили и модели с посвящениями усопшему музыканту

17) Не остановившись на киноиндустрии, Боуи блеснул и в театре: в начале 1980-х он сыграл в пьесе Бертольта Брехта "Ваал". Не обошлась без его участия и театральная постановка книги Фредерика Тривза "Человек-слон".

18) За свою карьеру Дэвид продал более 140 млн экземпляров альбомов - без учёта синглов.

19) Этих студийных альбомов у Боуи насчитывается 28 - если включать в это число саундтрек к фильму "Будда из пригорода" и два альбома в составе группы Tin Machine.

20) У только что упомянутой группы Tin Machine век был недолог: она просуществовала с 1989 по 1992 год и попала под шквальный огонь критики. Оба её альбома не нашли понимания у музыкальных экспертов, публика же не приняла Боуи в образе "солиста рок-ансамбля"; кроме того, модные журналы не преминули отметить, как мало внимания - на контрасте с Дэвидом - уделяли своему внешнему виду остальные участники группы. Впрочем, после её распада гитарист Ривс Гэбрелс работал с Боуи до альбома 1999 года "Hours..." включительно.

21) Персонаж майора Тома, выросший из Space Oddity, упоминался ещё в двух песнях мультижанрового музыканта - его мегахите 1980 года Ashes to Ashes и радикально переработанном дуэтом Pet Shop Boys сингле 1996 года Hallo Spaceboy .

22) Пожалуй, самая поразительная версия Space Oddity появилась три года назад: на борту МКС "Космическую непонятность" исполнил канадский астронавт Крис Хэдфилд.

23) Космос и одиночество - темы, которые музыкант пронёс через всю карьеру: от упомянутого выше хита и одноимённого альбома 1969 года до его последнего релиза Blackstar , вышедшего за три дня до смерти.

24) Музыкант дал своё имя первым в истории банковского дела музыкальным финансовым облигациям - Bowie Bonds ("бонды Боуи"). Сразу после выпуска в 1997 году эти финансовые бумаги имели доходность 7,9% годовых, что на 1,5% больше, чем у американского казначейства в конце 90-х. К 2004 году, впрочем, рейтинговое агентство Moody"s понизило их статус с "очень стабильного" до почти "мусорного". Однако запуск iTunes и онлайн-продаж песен смог вернуть интерес инвесторов к подобным облигациям.

25) Самым верным продюсером Боуи стал бруклинский американец итальянского происхождения Тони Висконти: он участвовал в записи как прорывной пластинки Space Oddity 1969 года, так и последних двух опусов - The Next Day и Blackstar, не исключая и знаменитую "берлинскую трилогию" в конце 1970-х.

26) Первый американский хит №1 у Боуи - Fame - появился в 1975 году. Соавтором песни, помимо самого Дэвида и гитариста Карлоса Аломара, числится и бывший участник Beatles Джон Леннон.

27) Первый британский хит №1 музыкант записал за пару лет до того - им оказалось переиздание всё той же Space Oddity.

Я уже на пять лет старше, я уже в могиле из песни Боуи The Hearts Filthy Lesson

28) По собственному признанию, в "берлинский период" 1977-78 годов диета музыканта во многом состояла из молока, кайенского перца и кокаина. Впрочем, Боуи не раз случалось лукавить в беседах с журналистами.

29) Боуи был на территории нынешней России трижды: в конце 70-х он проехал по Транссибу на поезде от Хабаровска до Москвы, через год прогулялся с Игги Попом по Красной площади, а в 1996 году, наконец, добрался до Москвы с концертом - впрочем, музыкант оценил своё как "катастрофу" и решил воздержаться от повторных российских гастролей.

30) В том же туре в поддержку индастриал-рок-альбома Outside Боуи принял неожиданное решение: играть все песни на концертах вместе с корифеями жанра американской "группой одного человека" - Nine Inch Nails, деля репертуар "на двоих". Такой демарш вызвал смятение в рядах поклонников обоих артистов, однако Трент Резнор - единственный постоянный участник Nine Inch Nails - остался в очень хороших отношениях с Дэвидом и впоследствии сыграл мистического преследователя Боуи в клипе I"m Afraid of Americans .

33) В 1985 году единоутробный брат Боуи Терри, страдавший шизофренией, покончил с собой, прыгнув под поезд. Музыкант переживал смерть брата, поскольку тот сильно повлиял на его музыкальные вкусы. Спустя восемь лет Дэвид посвятил ему выдержанный в синих тонах клип Jump They Say ("Они говорят: "Прыгай"), где сыграл затравленного бизнесмена-параноика.

34) Вышедший в 1996 году сингл Telling Lies ("Говоря неправду") стал первым резонансным музыкальным интернет-релизом. Чтобы отметить выход песни, Боуи устроил сессию с вопросами и ответами в форме онлайн-чата, на которой он писал только правду, а два его помощника давали фанатам заведомо ложные ответы ("were telling lies"). Когда поклонников, принявших участие в интерактивной сессии, попросили оценить, кто из трёх отвечавших - сам Дэвид, настоящий музыкант набрал наименьшее число голосов.

35) В 1996 году имя Боуи внесли в "Американский зал славы рок-н-ролла", а спустя 10 лет он получил премию "Грэмми" за вклад в искусство.

36) На 50-й день рождения музыкант устроил себе подарок в виде концерта-посвящения в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден с огромным количеством приглашённых звёзд - от Лу Рида до группы Smashing Pumpkins, от Foo Fighters до Cure. Многие из артистов тогда специально разучили партии свежайшего на тот момент альбома Дэвида - Earthling - на котором перекрасивший волосы в рыжий цвет музыкант скрестил драм-н-бейс с жёстким индастриал-роком.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption На 50 лет Боуи устроил себе роскошный подарочный концерт

37) Альбом "Hours..." 1999 года примечателен тем, что создавался одновременно с компьютерной игрой Omikron, в которой имелись персонажи и Дэвида, и Иман.

38) Право написать текст на одну из песен всё с тех же "Часов..." было разыграно отдельно: счастливчиком оказался некий Алекс Грант, а получившийся трек назвали What"s Really Happening?

39) В 2000 году Дэвид отказался от рыцарского звания.

40) В том же году родилась его единственная дочь от Иман - Александрия Захра.

41) Первый сингл Боуи - Liza Jane - вышел в 1964 году. Дэвиду Джонсу тогда было 17 лет. Впоследствии у артиста выйдет порядка 100 синглов.

42) Одна из самых неожиданных актёрских задач встала перед Боуи в 2007 году: тогда ему пришлось озвучить Нептуна в мультсериале "Губка Боб: Квадратные штаны".

43) В 70-е артисту случалось экспериментировать с языком: для этого Дэвид пробовал технику писателя Уильяма Бэрроуза, состоявшую в нарезании и перемешивании бумажек со словами; так родился текст песни Subterraneans .

44) У Иман есть татуировка в виде... ножа типа "боуи"!

"Какие тяжёлые новости с утра. Один из бессмертных #AshestoAshes [Пепел к пеплу]" Стивен Фрай, актёр, писатель и телеведущий

45) В последнее время чета жила попеременно в Нью-Йорке и Лондоне.

46) В начале карьеры Дэвид сменил восемь групп, затем к ним добавилась упомянутая Tin Machine и сформированная в 1997 году эфемерная группа Tao Jones Index; таким образом, Боуи побывал в 10 коллективах.

47) Помимо музыки и кино, Боуи также активно пробовал себя как художник и скульптор.

48) За карьеру музыкант записал десятки дуэтов с различными артистами, в том числе поучаствовал в последней прижизненной записи американского певца Бинга Кросби Peace On Earth/The Little Drummer Boy .

49) В начале 70-х Боуи посещал выступления балетных трупп, чтобы получить представления о сценическом освещении, применяемом в балете.

50) Немецкие электронные пионеры Kraftwerk упоминают имя Боуи в песне Trans Europa Express . При этом группа отклонила запрос Боуи о возможном сотрудничестве.

51) В 1977 году Дэвид был последним приглашённым гостем на личном телешоу другой звезды глэм-рока - Марка Болана из группы T-Rex. Болан погиб через две недели после записи передачи.

52) В полнометражном приквеле к сериалу Дэвида Линча "Твин Пикс" - "Сквозь огонь иди со мной" - Боуи появляется на пару минут в роли голограммы агента Филипа Джеффриса.

53) За всю карьеру у Дэвида Боуи был единственный альбом, полностью состоящий из реприз чужих песен - Pin Ups 1973 года. Он достиг первого места в британском чарте.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Брайтоне существует стена Боуи. Теперь их количество по миру может резко увеличиться.

54) На обложке Pin Ups красовалась супермодель Твигги.

55) В саундтреке к фильму 2001 года "Мулен Руж" сложилась уникальная комбинация: артист Бек перепел хит Боуи Diamond Dogs , в то время как сам Дэвид исполнил джазовый стандарт Nature Boy .

56) Боуи не раз говорил, что терпеть не может обращение "дорогуша".

57) Несмотря на долговременное увлечение восточными духовными практиками, к концу жизни Дэвид описывал себя в интервью то как агностика, то как атеиста.

58) Американский композитор-минималист Филипп Гласс выпустил оркестровые переложения альбомов из "Берлинской трилогии" Боуи.

59) В 1998 году на экраны вышел фильм "Бархатная золотая жила", названный по песне музыканта из начала 70-х. Несмотря на очевидное сходство протагониста картины с молодым Дэвидом, сам артист крайне негативно оценил сценарий ленты и не дал добро на использование его песен в саундтреке картины.

60) В 2011 году в интернете "всплыли" неизданные треки артиста, которые должны были войти в альбом Toy - проект 2001 года, который так никогда и не увидел свет. Вместо доработки тех треков Дэвид предпочёл сосредоточиться на записи альбома Heathen.

61) На концерте в Осло в 2004 году в глаз Боуи прилетел леденец на палочке от фаната. Артист отделался лёгкой травмой.

62) На вопрос, как ему удаётся поддерживать столь прекрасную физическую форму после 55 лет, музыкант с улыбкой отмечал, что не упускает случая боксировать. "Бокс - это тяжело, но в этом и смысл", - говорил Дэвид.

63) Под занавес тура в поддержку альбома 2003 года Reality у музыканта начались проблемы со здоровьем: боль в груди, поначалу определённая врачами как защемление нерва, оказалась на поверку блокировкой артерии и потребовала хирургического вмешательства. Остаток турне пришлось отменить; Боуи более никогда не ездил на кругосветные гастроли.

Что-то случилось в день, когда он умер, дух взмыл на метр вверх и отступил, кто-то другой занял его место, смело закричав: "Я - чёрная звезда! Я - чёрная звезда!" из песни Боуи ★ (Blackstar)

64) Длительное лечение и усталость от шоу-бизнеса обусловили самый длительный альбомный перерыв в карьере артиста: после Reality 2003 года его следующий студийный лонгплей - The Next Day - увидел свет лишь в 2013 году.

65) В клипах на синглы с The Next Day снялся ряд известных актёров: Тильда Суинтон, Гэри Олдман и Марион Котийяр.

66) В 2013 году в лондонском музее Виктории и Альберта прошла уникальная биографическая выставка о Боуи - на ней были выставлены более 300 экспонатов.

67) Последний диск Боуи - ★ (Blackstar) - вышел в день рождения артиста.

68) К своему дню рождения и выходу альбома ★ - 8 января - музыкант также выпустил клип на свой последний сингл - Lazarus ("Лазарь"), в котором есть строчка: "Look up here, I"m in heaven" ("Смотрите сюда, я в раю"); в конце видеоролика певец закрывает дверь шкафа изнутри.

69) На странице , запущенной за несколько дней до дня рождения Боуи вьетнамским и норвежским программистами, пользователю, вбившему свой возраст в поисковую строку, сообщается, что делал в его годы музыкант. При вводе числа выше 69 машина выдаёт: "Он астронавт. Или внеземное существо. Или нечто, что мы не можем осознать".



Сегодня утром мир облетела печальная новость: на 69-м году жизни скончался один из самых влиятельных музыкантов двадцатого века – Дэвид Боуи . После полуторогодовалого противостояния раку болезнь, всё же, победила. Но миллионы поклонников отказываются верить некрологам: всего пару дней назад, 8 января, на собственный день рождения Дэвид выпустил новый альбом «Blackstar» . Может, это все – хитрый маркетинговый ход гениального Боуи? Ведь он неоднократно «убивал» своих сценических персонажей, чтобы вскоре выйти на сцену в совершенно новом образе. Одно не подлежит сомнению: без этого джентльмена современная поп- и рок-сцена выглядели бы совсем иначе. В память о музыканте предлагаем подборку необычных фактов из жизни этого действительно необычного человека

.

1. Человек-нож и Мик Джаггер


Настоящее имя музыканта – Дэвид Джонс . А Боуи (Bowie) – это название английского охотничьего ножа. Дэвид решил взять псевдоним в 1966 году, чтобы его не путали с известным на тот момент вокалистом Дэйви Джонсом, участником группы The Monkees. При чём тут Мик Джаггер? Просто «джаггер» со староанглийского переводится, как «нож». А юный Дэвид, будучи фанатом The Rolling Stones , позаимствовал идею.

2. Драка с лучшим другом


Кто в подростковом возрасте не ссорится с друзьями? Но не все ссоры оставляют отпечаток на всю жизнь. В 15 лет будущая музыкальная легенда подрался со своим товарищем, Джорджем Андервудом. Конечно же, из-за девушки. Кулак с перстнем Андервуда оказался в левом глазу Дэвида. Травма был столь значительной, что Боуи рисковал ослепнуть. После четырех месяцев операций врачи спасли зрение будущей рок-звезды, но поврежденный глаз потерял восприятие цвета и его зрачок оставался всегда расширенным . Что, в прочем, сделало внешность музыканта ещё более необычной.
Примечательно, что после этой драмы парни помирились и остались друзьями. В будущем художник Андервуд даже сделает иллюстрации для ранних альбомов Боуи. Мальчики есть мальчики.

3. Боуи – «технарь»


Несмотря на рано проявившуюся одарённость в сфере искусств, после школы Дэвид отправился на учёбу в технический колледж Bromley Technical High School , где изучал типографское макетирование и печать. Что вовсе не помешало ему параллельно заниматься музыкой и сколотить собственную группу.

4. Человек на Луне


Боуи стал звездой в 1969 после выхода сингла «Space Oddity» («Странный случай в Космосе»). Тема космических путешествий тогда волновала многих и «инопланетный» образ музыканта выстрелил. Песня «Space Oddity» даже звучала в репортажах BBC о высадке на Луну экипажа Аполлона-11 и полёте Аполлона-13 .


5. Человек, который продал мир

Известная многим песня The Man Who Sold the World в исполнении группы Nirvana на самом деле принадлежит Дэвиду Боуи. В 1970 музыкант в образе Зигги Стардаста выпустил одноименный альбом. Курту Кобейну тогда было 3 года.

6. Звезда, которая боялась летать


Несмотря на стремительный карьерный взлёт и повышенный интерес к космическим просторам, в молодости Боуи боялся летать самолётом. Даже свой первый визит в Россию в 1973 году в ходе Ziggy Stardust Tour музыкант совершил наземным транспортом. А путь был отнюдь не близок: дорога из Йокогамы (Япония) в Москву заняла целых 18 дней.

7. Лунная походка


Для многих это станет открытием, но первым артистом, исполнившим знаменитую «лунную походку» на сцене, был Дэвид Боуи. Необычные движения были частью его перфоманса в турне Diamond Dogs Tour 1974 года. Примечательно, что один из концертов посетил молодой Майкл Джексон , который в поздних интервью рассказал, что его поразило и выступление в целом, и манера музыканта двигаться в частности.

8. «Адольф Гитлер был одной из первых рок-звезд»


Это и подобные высказывания, которые Боуи позволял себе в интервью середины-конца 70-х, стали причиной массы скандалов. Вскоре музыкант начал всячески открещиваться от прежних воззрений, публично брать свои слова обратно и жертвовать деньги фондам борьбы с расизмом. По его признанию, в тот период он был «не в своём уме, совершенно сумасшедший», а виной всему – увлечение Ницше и, конечно же, тяжёлые наркотики. Нужное подчеркнуть.

9. Выдуманный язык


Текст песни Subterraneans из альбома Low (1977) написан на несуществующем языке, выдуманном самим Боуи.

10. 10 групп


За всю карьеру Дэвид Боуи был участником 10 музыкальных групп, а в некоторых попеременно играл на всех инструментах. Вот полный список его команд: The Konrads, The Hooker Brothers, The King Bees, The Manish Boys, The Lower Third, The Buzz, The Riot Squad, The Hype, Tin Machine и Tao Jones Index .

11. Мультиинструменталист


Мало кто знает, что Боуи – не только талантливый поэт и исполнитель, но и музыкант экстра-класса. Он прекрасно играл на множестве инструментов: гитаре, саксофоне, губной гармонике, фортепиано, синтезаторе, меллотроне, стилофоне, ксилофоне, вибрафоне, кото, ударных и перкуссии. И при этом был левшой .


12. Макс Зорин и Джокер


Необычная внешность Боуи и способность с легкостью менять образы обеспечили ему немало предложений сыграть в кино. Особенно злодеев. К примеру, музыканта приглашали на роль Макса Зорин а в бондиане (эпизод «Вид на убийство» , 1985) и рассматривали его на роль Джокера в «Бэтмене» . От первого предложения Дэвид отказался сам, мотивируя, что не желает «тратить пять месяцев, наблюдая, как твой дублёр падает с гор». В итоге роль досталась Кристоферу Уокену . А Джокера сыграл Джек Николсон .

13. Понтий Пилат


Зато мистер Боуи с радостью согласился на неоднозначную роль Понтия Пилата в нашумевшем Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» в 1988 году. Раз уж играть злодеев, так библейских масштабов.

14. Моррисси


Вначале 90-х икона 70-х Боуи дружит с иконой 80-х Моррисси (The Smiths) . Музыканты записывают кавер-версии на песни друг друга, рассыпаются в комплиментах и всячески демонстрируют взаимное восхищение. Но легендарная дружба быстро и некрасиво заканчивается в 1995: Боуи зовёт Моррисси в совместный тур, но в итоге Моз выступает, фактически, на разогреве у Дэвида, пока поклонники ещё не заполняют зал. Требование Боуи заменить музыканта из команды коллеги на собственного становится последней каплей. Под предлогом болезни Моррисси покидает тур и больше никогда не разговаривает с Дэвидом. Спустя несколько лет он лишь вскользь, в свойственной ему колкой манере выскажется насчёт того инцидента: «Боуи был великим артистом в 1973, но не сейчас».

15. Чай


Будучи истинным британцем, Боуи, тем не менее, терпеть не мог чай. После загадочного «инцидента с чаем» в возрасте 5 лет музыкант навсегда невзлюбил этот традиционный напиток.

16. Король, отказавший Королеве


У Боуи есть сын от первого брака. Он унаследовал от отца не только сценическое имя (Данкан Зоуи Хейвуд Джонс так же известен как Зоуи Боуи ), но и талант. Правда, Данкан не певец, он режиссёр. Среди его наиболее известных работ – научно-фантастическая драма «Луна 2112» . Видимо, любовь к космическим путешествиям также передаётся с генами.

19. Иман


В 1992 году скандальная звезда и завидный холостяк Боуи (его первый брак длинною в десять лет завершился в 1980-м) женился во второй раз. Избранницей стала сомалийская модель Иман (Iman) . Чернокожая красавица подарила музыканту дочь, сделала на лодыжке тату с тем самым охотничьим ножом Bowie и была с мужем до конца.

Но король рок-н-ролла не может умереть. Максимум – отправиться назад к холодным звёздам, пока его песни продолжают жить на Земле.
Больше редких снимков Дэвида и других .

Дэвид Боуи не умер, он просто улетел на Марс – писали сегодня многие и в это очень хочется верить. Пусть это чья-то злая шутка – промелькнуло в голове, когда мировые СМИ один за другим начали тиражировать трагическую новость о его смерти – человека, который, казалось, не умрет никогда.

Впрочем, даже собственную смерть этот великий музыкант обставил как очередной акт спектакля, в котором играет главную роль. В свой 69-й День рождения, три дня назад, он , пожалуй, наиболее экспериментальную свою пластинку за последние 20 лет, в которой неожиданно для всех начал играть джаз – критики пришли в восторг, фанаты захлопали в ладошки – и никто и думать не мог о том, что Боуи смертельно болен и уже полтора года борется с раком. «Взгляни вверх, я в раю, на мне раны, которых нельзя увидеть», — с этих строк начинается песня из “★” с библейским названием “Lazarus” и теперь, конечно, ясно, что это не красное словцо, а смертельный диагноз. Клип на песню, ставший последним для певца, также вышел три дня назад — в нем он на больничной койке с завязанными глазами – противостоит чему-то, что мы не можем разглядеть. «Взгляни вверх, приятель, я в опасности, мне больше нечего терять», — со зловещим фатализмом бросает кумир миллионов и в дрожи поднимается с кровати. В финале этого мощнейшего видео Боуи пятится в шкаф и закрывает за собой дверь. Спектакль окончен. Герой больше не вернется.

О вкладе Боуи в современную музыку, сравнимом разве что с The Beatles, можно рассуждать часами. Но мы не будем этого делать, а лучше вспомнил основные вехи его удивительной карьеры по фотографиям.

Боуи-школьник (1961).

16-летний Боуи делает первые шаги в музыке (1963).

Первый свой альбом, лаконично названный «David Bowie», музыкант выпустил в 1967-м.

В 1969-м Боуи явил на суд публики второй альбом «Space Oddity». Одноименная песня с него — история астронавта Майора Тома, застрявшего в открытом космосе — стала первым его громким хитом. Более подробно об этой композиции можно прочесть

В 1970-м музыкант женился на американской модели Анджеле Барнетт. На следующий год у них родится сын Данкан, который в будущем станет известным режиссером. Брак продержится 10 лет.

В 1971-м Боуи выпустил хитовый альбом «Hunky Dory», положив начало формированию своего образа музыкального хамелеона и человека, который не стесняется быть непонятым. В начале следующего года в интервью он даже признается, что гей, правда позже пожалеет об этом и заверит, что это скорее была лишь дань моде.

В 1972-м Боуи выпустил концептуальный альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust». На нем музыкант предстал в образе Зигги Стардаста — пришельца, который прибыл на Землю с Марса, чтобы спасти человечество рок-н-роллом. Зигги стал самым известным персонажем, в которого перевоплощался Боуи.

В этом же году Боуи выступил одним из продюсеров альбома бывшего вокалиста The Velvet Underground Лу Рида «Transformer», а в 1977-м спродюсировал первый сольник подзабытого на тот момент экс-фронтмена The Stooges Игги Попа «The Idiot».

В 1973-м Боуи выпустил шестую пластинку «Aladdin Sane» — первый альбом, который Дэвид представил в роли самого себя — без образов и альтер-эго. Обложка альбома — фото, сделанное Брайоном Даффи, стало культовым. Молния, пересекающая лицо, — неизменный бренд, который одним из первых приходит на ум, когда речь заходит о певце. .

Костюм для турне «Aladdin Sane», созданный по эскизам Йоджи Ямамото (1973).

Боуи с британской моделью Твигги позирует для обложки альбом «Pin Up» (1973), состоящего из каверов на его любимые песни 60-х.

В 1973-м после японского тура Боуи проехал через всю Россию в купейном вагоне транссибирского экспресса.

Боуи очень быстро стал не только культовым музыкантом, но и фэшн-иконой (1974).

В 1974-ом Боуи выпустил альбом «Diamond Dogs», вдохновленный антиутопией Оруэлла «1984». В песне «Rebel Rebel» он предстал в образе гламурного пирата.

После выпуска «Diamond Dogs» певец переехал в Нью-Йорк, увлекшись соулом и фанком, властвующими на американской сцене тех лет. Следующая его пластинка «Young Americans» была записана под влиянием этих жанров (1975).

Боуи вместе с Simon & Garfunkel, а также Джоном Ленном и Йоко Оно на церемонии вручения «Грэмми» (1975).

В 1976-м Боуи, к тому моменту уже крепко сидевший на кокаине, выпустил альбом «Station to Station», в основу которого лег образ Изможденного Белого Герцога — праздного и элегантного аристократа, одетого с иголочки, но на самом деле представляющего из себя пустышку.

Помимо музыки Боуи успел сняться во многих фильмах. Одной из самых известных стала роль в фильме «Человек, который упал на землю» (1976).

В конце 1976-го года Боуи, интересующийся немецкой музыкой, переехал в Берлин, снял квартиру пополам с Игги Попом и вместе с Брайоном Ино начал экспериментировать с эмбиентом. Здесь он записал три альбома («Low’, «Heroes»и «Lodger»), получивших название «Берлинская трилогия». Ниже — обложка альбома «Heroes» (1977).

На концерте во время берлинского периода (1978).

Боуи в костюме Пьеро на фотографии Брайна Даффи. В подобном образе он предстал на обложке альбома «Scary Monsters (and Super Creeps)». (1980)

В 1981-м Боуи записал знаменитую песню «Under Pressure» с Queen.

В 1983-м Боуи выпустил альбом «Let’s Dance», вдохновленный диско и новой волной.

В 1985-м музыкант вместе с Миком Джаггером перепел старую соул-композицию из репертура Martha and the Vandellas «Dancing in the Street».

Боуи в роли Короля гоблинов Джарета в фантастическом фильме «Лабиринт» (1986).

В 1987-м Боуи выступил у стены в Западном Берлине. Динамики были направлены так, чтобы концерт смогли услышать и в Восточном Берлине.

В 1992-м Боуи женился на сомалийской топ-модели Иман. В 2000-м у пары родилась дочь Александрия.

Боуи с Анни Леннокс исполняют песню «Under Pressure» на концерте-трибьюте Фредди Меркьюри (1992).

В 1995-м музыкант возобновил сотрудничество с Брайоном Ино, увлекся индастриалом и записал концептуальный альбом «Outside». В туре в поддержку альбома с ним гастролировали Nine Inch Nails.

Боуи в роли Энди Уорхола в фильме «Баския» (1996).

В концерте, посвященном 50-летию Боуи, приняли участие Лу Рид, Sonic Youth, Foo Fighters, Placebo, участники Pixies, The Cure, The Smashing Pumpkins и другие звезды (1997).

В 1998-м культовый музыкант записал вместе с Placebo песню «Without You I’m Nothing». Вокалиста группы Брайана Молко в то время часто называли прижизненной реинкарнацией Боуи.

В 2003-м Боуи выпустил альбом «Reality». Во время одного из концертов в его поддержку — на немецком Hurricane Festival — музыканту стало плохо. После окончания шоу его госпитализировали на вертолете. С тех пор он фактически прекратил концертную деятельность. На фото — с Кейт Мосс (2003).

В 2005-м Боуи появился на сцене вместе с Arcade Fire, что в немалой степени способствовало росту их популярности.

В 2013-м Боуи после 10-летней паузы выпустил новый альбом «The Next Day». Дебютным синглом из него стала «The Stars (Are Out Tonight)». Главную женскую роль в клипе на песню сыграла актриса Тильдой Свинтон (2013).

Боуи в своем последнем прижизненном образе — в клипе на песню «Lazarus», вышедшем за два дня до его смерти — 8 января 2016-го.

Дэвид Боуи: краткая биография

Называемый музыкальным хамелеоном из-за своей постоянно меняющейся внешности и звучания, будущая рок-звезда Дэвид Боуи родился в Лондоне 08.01.47. Настоящее имя британского певца - Дэвид Роберт Джонс. Он с раннего возраста проявил интерес к музыке и начал играть на саксофоне в 13 лет. На Дэвида значительное влияние оказал его сводный брат Терри, который был на девять лет старше и вовлек его в миры рок-музыки и литературы битников. Но Терри не был здоров. Он страдал психическим заболеванием, из-за которого его семья была вынуждена поместить его в психиатрическую лечебницу. Это преследовало Давида всю его жизнь. Терри покончил с собой в 1985 году. Трагедия легла в основу песни Боуи Jump They Say.

Окончив в 16 лет техническую школу Бромли, Дэвид начал работать художником. Он продолжал играть с рядом групп и организовал собственную под названием Davy Jones and the Lower Third. Тогда вышло несколько синглов, но ни один из них не дал так необходимого молодому исполнителю коммерческого импульса.

Начало карьеры

Из страха, что его будут путать с Дэйви Джонсом из группы «Манкис», начинающий артист сменил свою фамилию - его вдохновил нож, названный в честь американского народного героя 19-го века Джима Боуи.

В конце концов, Дэвид стал выступать один. Но после неудачного сольного альбома он временно покинул музыкальный мир. Как часто бывало в его дальнейшей жизни, эти годы оказались экспериментальными для молодого художника. В течение нескольких недель в 1967 году он жил в буддийском монастыре в Шотландии. Позже Боуи организовал собственную труппу пантомимы под названием Feathers.

Поп-звезда

К началу 1969 г. Боуи снова вернулся к музыке. Он подписал договор со звукозаписывающей компанией Mercury Records и летом вышел сингл «Космическая странность». Позже Боуи признался, что песня пришла к нему после просмотра киноленты Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Композиция быстро нашла отклик у публики, в значительной части вызванный тем, что корпорация BBC использовала ее во время освещения посадки на Луну «Аполлона-11». Трек также пользовался успехом после выхода в США в 1972 году, поднявшись в хит-парадах на 15 место.

Следующий альбом Боуи «Человек, который продал мир» (1970) еще больше приблизил его к славе. Запись отличалась более тяжелым роковым звучанием, чем предыдущие композиции, и включала песню «Все сумасшедшие», посвященную его брату Терри. Следующая работа «Ханки Дори» (1971) включала два хита: заглавный трек, который был посвящен Бобу Дилану, и Velvet Underground, и «Перемены», который стал воплощением самого Дэвида.

Зигги Стардаст

С ростом статуса знаменитости росло и желание Боуи постоянно держать поклонников и критиков в недоумении. В интервью журналу «Мелоди Мейкер» в январе 1972 г. он утверждал, что был геем, а затем ввел в поп-мир воображаемую рок-звезду Зигги Стардаста и его аккомпанирующую группу «Пауки с Марса». Альбом 1972-го года «Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса» сделал его суперзвездой. Одетый в костюм из какого-то дикого будущего, британский певец ознаменовал новую эпоху в рок-музыке, которая, казалось, официально объявила о конце 1960-х годов и эпохи Вудстока.

Был ли геем Дэвид Боуи? Биография певца полна противоречивых фактов. В сентябре 1976 г. в интервью журналу «Плейбой» он заявил, что является бисексуалом. Согласно заявлению его первой жены, у Боуи была связь с Миком Джаггером. Однако в 1983 г. в интервью журналу «Роллинг Стоун» он сказал, что всегда был гетеросексуалом.

Больше перемен

Дэвид Боуи, биография которого отмечена частой сменой образов, так же быстро сменил и имидж Стардаста. Певец воспользовался своей популярностью и спродюсировал сборники и Лу Рида. В 1973 году он разогнал «Пауков с Марса» и положил на полку Зигги. Дэвид Боуи музыкальные произведения в стиле глэм-рока собрал в сборнике Alladin Sane (1973). Релиз включал композиции «Джинн Жан» и «Давай проведем ночь вместе», ставшие результатом его сотрудничества с Миком Джаггером и Китом Ричардсом. Примерно в то же время он проявил свою страсть к английской моде и выпустил Pin Ups, альбом кавер-версий на песни популярных групп, в том числе Pink Floyd и Pretty Things.

Покорение Америки

К середине 1970-х Боуи подверг себя полномасштабной переделке. Ушли в прошлое возмутительные костюмы и яркие декорации. Всего за два года он выпустил альбомы Diamond Dogs (1974) и «Молодые американцы» (1975). Первый из них вышел на первое место в Великобритании с хитами Rebel Rebel и Diamond Dogs, и на пятое - в США. Промо-тур по Северной Америке длился с июня по декабрь 1974 г. Высокобюджетная постановка сопровождалась театральными спецэффектами, но была омрачена психическими расстройствами, которыми страдал Дэвид Боуи. Документальный фильм Cracked Actor, снятый Аланом Ентобом, запечатлел бледного и истощенного певца, страдавшего тяжелой наркотической зависимостью. В альбоме «Молодые американцы» бэк-вокалистом был молодой Лютер Вандросс, а песня «Слава», написанная совместно с Карлосом Аломаром и Джоном Ленноном, стала первым американским синглом Боуи, который в чартах занял первую позицию.

После переезда в Лос-Анжелес Дэвид Боуи записал композицию Station to Station, что сделало пластиковую душу сборника «Молодые американцы» более авангардной, трек стал хитом. Вскоре Боуи решил, что город для него слишком скучный, и вернулся в Англию. После прибытия в Лондон он приветствовал толпы поклонников нацистским вскидыванием руки, что было проявлением растущего отрыва от реальности наркозависимого певца. Инцидент вызвал огромный скандал, и Боуи покинул страну, чтобы поселиться в Берлине, где жил и работал с Брайаном Ино.

В Берлине Дэвид пришел в себя, начал рисовать и изучать искусство. Он увлекся немецкой электронной музыкой, и Ино помог записать их первый совместный альбом Low. Выпущенный в 1977 году, релиз стал потрясающей смесью электронной музыки, попа и авангарда. Хотя сборник получил смешанные отзывы, он оказался одним из самых влиятельных альбомов конца 70-х, как и следующий за ним Heroes, выпущенный в том же году. В 1977 Боуи не только записал два сборника сольных композиций, но также продюсировал запись треков Игги Попа «Идиот» и «Жажда жизни» и анонимно гастролировал в качестве его клавишника. В том же году Дэвид возобновил свою актерскую карьеру, снявшись в фильме Just Gigolo с и Ким Новак. На сцену он вернулся в 1978 года, начав международное турне, запись которого была выпущена в виде двойного альбома Stage.

В 1980 году Девид Боуи, биография которого вновь была связана с Нью-Йорком, выпустил сборник Scary Monsters. Релиз получил положительные отклики и включал сингл «Пепел к пеплу», своего рода новую версию ранней композиции «Космическая странность». Релиз сопровождался рядом инновационных видео (Fashion, DJ, Ashes to Ashes), ставших основой раннего MTV.

Три года спустя Боуи записал альбом «Давайте танцевать» (1983), в котором было множество хитов, таких, как «Современная любовь» и «Китаянка», и виртуозная игра на гитаре Стиви Рэя Вона.

Работы в кино

Конечно, музыка - не единственное, чем увлекался Дэвид Боуи. Биография певца отмечена его участием во многих художественных фильмах. Любовь к кино помогла ему получить главную роль в ленте 1976-го года «Человек, который упал на Землю». В 1980 году Боуи выступил на Бродвее в пьесе «Человек-слон», и его исполнение было положительно оценено критиками. В 1986 г. он снялся в роли Джарета в приключенческом фэнтези «Лабиринт» режиссера и продюсера Джорджа Лукаса. Актер выступал с юной Дженнифер Коннели и куклами в картине, которая стала классикой 1980-х годов. Just a Gigolo (1978), Merry Christmas, Mr. Lawrence, Hunger (1983), Linguini Incident (1991) - картины, в которых главную роль исполнял Дэвид Боуи. Фильмы, в которых он сыграл эпизодические роли - «Последнее искушение Христа» (1988) и Zoolander (2001). Кроме того, участвовал в нескольких телесериалах, а также документальных лентах о его карьере.

На спаде популярности

В течение следующего десятилетия Дэвид Боуи фильмы и музыку пытался совмещать, что негативно сказалось на его популярности. Музыкальная карьера артиста пошла на спад. Его сторонний проект с музыкантами Ривом Гэбрелсом и Тони и Хантом Сэйлсами, известными как Tin Machine, дал два одноименных альбома в 1989 и 1991 гг., которые оказались провальными. Разрекламированный сборник 1993-го года Black Тіе White Noise, который Дэвид Боуи назвал свадебным подарком для своей новой супруги супермодели Иман Абдулмаджид, также с трудом боролся за внимание меломанов.

Как ни странно, самым популярным творением Дэвида этого периода были облигации, обеспеченные роялти от его работ до 1990 года. Боуи выпустил ценные бумаги в 1997 году и заработал 55 млн долларов от их продажи. Права на песни были ему возвращены, когда срок действия облигаций истек в 2007 году.

Последние годы

В 2004 г. Боуи, выступая на сцене в Германии, перенес сердечный приступ. Он полностью выздоровел и вновь принялся за работу с группой Arcade Fire и американской актрисой Скарлетт Йоханссон над ее альбомом Anywhere І Lay Му Head (2008) - сборником кавер-версий композиций Тома Уэйтса.

Дэвид Боуи в 2006 г. был удостоен премии "Грэмми". Он не давал о себе знать в течение нескольких лет вплоть до выхода альбома 2013 года, который на следующий же день взлетел до второго места в чартах Billboard. В следующем году Боуи выпустил сборник лучших песен «Ничего не изменилось», на котором была представлена новая песня «Сью». В 2015 году он участвовал в постановке рок-мюзикла «Лазарь» с Майклом Холлом в главной роли, который освежил образ его героя из фильма «Человек, который упал на Землю».

Свой последний альбом «Блэкстар» Боуи выпустил 08.01.16, когда ему исполнилось 69 лет. Критик из «Нью-Йорк Таймс» отметил, что это «странная, дерзкая и, в конечном итоге, полезная работа с настроением, созданным горьким осознанием смертности». Лишь несколько дней спустя мир узнал, что альбом записывался в сложных условиях.

Смерть и посмертные награды

Икона поп-музыки скончался 10.01.16, через два дня после собственного 69 дня рождения. Пост на его странице в Facebook гласил, что певец тихо скончался в кругу семьи после полутора лет борьбы с раком. Без мужа и отца остались жена Дэвида Боуи Иман, его сын дочь Александрия и приемная дочь Зулеха Хейвуд. Наследие музыканта составили 26 выпущенных альбомов. Его продюсер и друг Тони Висконти написал на Facebook, что «Блэкстар» стал «прощальным подарком».

Смерть Дэвида Боуи поразила его друзей и поклонников. Игги Поп написал в «Твиттере», что дружба с ним была светом в его жизни. Он никогда не встречал такую гениальную личность. «Роллинг Стоунз» запомнили его «прекрасным и добрым человеком», который был «по-настоящему оригинальным». И даже те, кто не знал его лично, ощутили на себе влияние его творчества. Канье Уэст написал в «Твиттере»: «Дэвид Боуи был одним из моих самых важных источников вдохновения». По словам Мадонны, этот великий артист изменил ее жизнь.

В феврале 2017 года последняя работа Боуи победила в категориях «Грэмми» в номинациях «Лучшее оформление», «Лучший инжиниринг», «Лучшее рок-выступление», «Лучший альбом альтернативного рока» и «Лучшая рок-композиция».

Дэвид Боуи: биография. Семья

В конце 1960-х британский певец встретил американскую топ-модель Анджелу Барнетт. Их свадьба состоялась 19.03.70, и 30 мая 1971 г. у пары родился сын. В 1980 году они развелись. Сын Боуи сейчас известен под своим настоящим именем Данкан Джонс.

24 апреля 1992 г. в Лозанне Дэвид женился на американо-сомалийской модели Иман. Свадьба состоялась 6 июня во Флоренции. В августе 2000 года у пары появилась дочь Александрия Захра Джонс. Супруги жили в Нью-Йорке и Лондоне, и владели апартаментами в Сиднее.

10 июля 2016, ровно через 6 месяцев после смерти Девида Боуи, у него родился внук, отцом которого стал Данкан.

Как Дэвид Боуи цитировал Набокова и Элиота, сколько его песен посвящено небу и полетам, что дала совместная работа с Игги Попом, как стерлись границы между мужским и женским и существует ли творческая старость - «Бумага» публикует тезисы самых любопытных выступлений четырехдневной конференции, посвященной фигуре культового музыканта.
Следуя популярному направлению edutainment (обучение во время игрового процесса), Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, организовала в Петербурге конференцию, посвященную Дэвиду Боуи. С 8 по 11 января на разных площадках проходили встречи, чтения и обсуждения докладов и кинопоказы.

Елизавета Столярова , организатор конференции:

Популяризация науки - следствие того, что наука стала чаще обращаться к современному материалу, к вопросам, которые актуальны в научном и бытовом понимании. Одним из источников вдохновения для меня послужила история Ирины Прохоровой: была организована научная конференция в каком-то небольшом городке, и внезапно к ней проявили большой интерес местные жители, далекие от науки. Отличие моего формата в том, что я сделала акцент на непрофессиональных и не «звездных» докладчиках. Научными консультантами стали организаторы конференции. С докладами выступали в основном филологи и дизайнеры, среди музыковедов мероприятие не вызвало интереса, что очень заметно по тематике докладов. Мы принципиально не стали разделять докладчиков, хотя изначально хотели сделать научную и научно-популярную части отдельно. В итоге получили именно то, что хотели, - атмосферу, которую я условно назвала «интеллектуальный Вудсток» (Brain, art, David Bowie!).

Интеллектуальные игры Боуи с широкой аудиторией

Елизавета Столярова, преподаватель, выпускница кафедры истории зарубежных литератур СПбГУ, Санкт-Петербург

Ключевой вопрос - вопрос статуса творчества Боуи. Кто он: артист или творец-интеллектуал? По сути, и первое, и второе. Примером может служить песня I’d rather be high, которая построена на множественности смыслов, Боуи цитирует Владимира Набокова и Томаса Стернза Элиота. Можно оттолкнуться от фигуры Боуи и описать все его творчество как игру с публикой, построенную на двойном-тройном восприятии. Важным моментом в его творчестве являются игры с гендером. Возможно, в британской традиции повышенный интерес к трансгендерным играм восходит к Шекспиру (любопытное художественное воплощение этой проблемы - в американском фильме «Красота по-английски»). Для Боуи, безусловно, не менее важен был театр Кабуки, где женские роли тоже исполняли мужчины.

Дэвид Боуи: игра в гендер

Виктория Васина, журналист, выпускница факультета журналистики РГГУ, Москва

В 70–80-е годы музыкальную сцену захватывают полчища феминизированных мужчин, обретая всеобщее признание и популярность. Сам Боуи, задав тон поколению 1970-х и став иконой глэм-рока, довольно быстро охладел к такой манере исполнения и продолжил музыкальные эксперименты в других жанрах. Для исследования особый интерес представляет период Боуи - Зигги Стардаста, красноволосого, полисексуального звездного пришельца в очень откровенных и очень оригинальных нарядах, который начал завоевывать воображение всего мира. Журналистка Мэри Финниган в своей книге напишет: «Невозможно было понять, кто он - мужчина или женщина, а может, вообще, - инопланетянин. Но именно Энджи (жена Дэвида, Анджела Барнетт) была в восторге от путаницы полов, обожала все эти дела с сексуальной двусмысленностью. Пара поменялась ролями: Дэвид становился все более женственным, а Энджи - более резкой». Зигги Стардаст прожил чуть больше года и был похоронен своим создателем равнодушно и публично - в конце тура 1973 года в лондонском Хаммерсмит-Одеоне. Энжи Боуи так описывает историческую роль Зигги Стардаста: «Он был той вспышкой, которая вызвала всемирный взрыв экспериментирования с секс-ролями, соревнования в блеске и пышности и нарциссическом самолюбовании. Он стал зеленым светом на повороте истории; он остановил этот несчастный зачуханный и разбитый хиппи-коммунальный автобус и указал дорогу миллионам маленьких, сверкающих, отдельных и непохожих личных транспортных средств образца „Я-десятилетия“».


Космическая тематика в текстах песен Дэвида Боуи

Анна Глушкевич, ученица Аничкова лицея, Санкт-Петербург

Начиная с сингла Space Oddity, вышедшего в 1969 году, и вплоть до недавнего альбома The Next Day в песнях Дэвида Боуи прослеживается интерес к космической тематике. В докладе представлены результаты анализа встречаемости и контекстов употребления слов, связанных с небом, полетами и космическими телами в песнях Боуи.


На графике: количество песен, связанных с космической тематикой, на разных альбомах Дэвида Боуи

The Idiot - плод сотворчества (Дэвид Боуи и Игги Поп)

Дмитрий Лебедев, кандидат физико-математических наук, Санкт-Петербург

The Idiot - первый сольный альбом Игги Попа. Его возникновение тесно связано с последующей серией альбомов Дэвида Боуи, известных как «Берлинская трилогия». Это произведение обладает сильной энергетикой, несет в себе двойной драйв, и это заслуга двух авторов. Изможденному Белому Герцогу нужна была подпитка, а Игги нужен был учитель. Для Игги Попа это были годы полнейшего беспредела рок-звезды с эпатажным поведением, наркотиками и панк-драйвом. Дэвид Боуи, в то время выпустивший Station to Station, один из самых мистических своих альбомов, крепко подсел на кокаин, и опасался за свое психическое здоровье. Таким образом, оба музыканта находились в состоянии кризиса и решили, что совместно им удастся осуществить перемены в своих жизнях. Так возник творческий союз, подаривший миру альбом The Idiot.


Дэвид Боуи 2000–2010 годов в аспекте рецептивной эстетики. Заметки к теме

Руслан Комадей, поэт и научный сотрудник музея «Литературная жизнь Урала XX века», Екатеринбург

Дэвид Боуи во многом пытается совместить статус культового со статусом актуального музыканта. Он не может полностью избавиться от уже закрепленных за ним массовым сознанием характеристик после 40 лет нахождения в социокультурном поле. Новой тенденцией для Боуи является использование приема минус-присутствия: он позволяет реципиенту самому достраивать необходимые культурные звенья. Это связано с практикой так называемого «молчания», которую избрал Боуи после 2004 года. В январе 2013 года релиз новой песни и клипа Where are we now был неожиданным. В видео Боуи изображен как стареющий человек, полный воспоминаний о насыщенной молодости. Между тем на альбоме, который вышел позже, его голос звучит уверенно, аранжировки современны, видеоклипы актуальны. Боуи разрушает культурный стереотип восприятия зрелого творца как традиционалиста. Он использует свой возраст для создания ложного представления о своем творчестве. Изображая себя визуально как пожилого джентльмена в клипе The stars are out tonight, Дэвид Боуи звучит как современный представитель indie-музыки. Таким образом, он демонстрирует как условность физиологического возраста, так и условность существования «профессиональной творческой старости» и закостенелости.