Что делает режиссёр? Должностная инструкция помощника главного режиссера Должностная инструкция ассистента режиссера театра

Режиссер - это человек, который занимается постановкой фильма, руководит съемочным процессом или репетициями, если речь идет о театре. Если точнее, режиссеров на съемочной площадке несколько : главный режиссер называется режиссером-постановщиком , его ближайшие помощники - просто режиссерами . И в том, и в другом случае, основу его работы составляет .

Сегодня многие мечтают стать режиссерами, ведь профессия становится все более и более престижной. Известные мастера своего дела получают награды и премии, выходят на красную ковровую дорожку, дают интервью, общаются с лучшими актерами и актрисами. Однако, работа режиссера не всегда была таковой. В начале, на этапе зарождения профессии, режиссер занимался разработкой сценария, проводил работу с актерами, руководил съемочным процессом. Но времена изменялись и накладывали все новые и новые обязанности, которые делают профессию интересной и сложной одновременно.

Чем занимается режиссер

Теперь, чтобы стать успешным в своем деле, режиссер, должен отличаться тонким чутьем на качественные идеи, на потрясающие сценарии, время выхода картины, потребности публики. Он ищет средства, интересует инвесторов и продюсеров, подбирает актеров и съемочную группу, руководит процессом создания и монтажа фильма. Для постепенно становится все меньше и меньше преград и ограничений, поскольку спектр обязанностей режиссера растет.

Отечественные специалисты во многом отличаются от западных, поскольку голливудские режиссеры не признают тех, кто ставит себя выше остальных. Поэтому они выполняют максимум работы, прикладывают все свои усилия для того, чтобы картина была качественной и успешной.

Отечественные режиссеры нередко после первого же успеха становятся заносчивыми, отказываются выполнять некоторые обязанности, вследствие чего быстро теряют популярность. Лишь избранные трудоголики и истинные таланты по-прежнему интересны зрителям.

Рабочие права и обязанности режиссера

В обязанности режиссера входит координирование всего процесса создания фильма, потому именно он получает награды или терпит полнейший крах в случае провала своей картины. Работа режиссера предполагает полную самоотдачу, поскольку специалист не только тщательно отбирает сценарий, адаптирует его под свое видение и мироощущение, то есть создает , подбирает оптимальный актерский состав, который станет идеальным воплощением тех или иных образов, находит к каждому из них подход.

После окончания съемочного процесса, работа режиссера не заканчивается, поскольку он обязан контролировать монтаж, наложение звука и спецэффектов. Последние часто играют решающую роль в качестве и популярности картины. Только посоле того, как все работы завершены и фильм вышел в прокат, режиссер может считать свою работу выполненной и ждать похвалы или критики со стороны специалистов и рядовых зрителей.

Типичная должностная инструкция режиссера включает права и обязанности, обычно она содержит еще пункт об ответственности сторон контракта. К должностным обязанностям режиссера театра, например, относят разработку репертуара, постановку спектаклей, организацию учебной работы. Составление расходной сметы и плана поступлений денежных средств также зачастую поручают режиссеру.

Вообще, функции режиссера представляют собой набор обязанностей хорошего управляющего, а режиссура как профессия подразумевает соответствующее мышление и отличные организаторские способности.

Замысел и реализация

Замысел и реализация – вот два кита, на которых стоит современная режиссура. Многие режиссеры очень подробно описывают свои задумки, некоторые напротив, считают, что импровизация – это главный козырь практической режиссуры. Конечно, глупо недооценивать важность подготовительного этапа, однако история режиссуры говорит, что наиболее важные рабочие моменты все же проходят на площадке. Это может быть театральная сцена или съемочный павильон. Несомненно, без актеров реализовать все богатство режиссерской фантазии было бы невозможно.

К основным функциям режиссера относят и работу с актерами. Конечно, в идеале творческое понимание режиссера и актеров должно полностью совпадать. Однако на практике чаще можно наблюдать ситуацию, когда они либо стремятся навстречу друг к другу, либо то, что делает режиссер нельзя назвать иначе, чем активное насаждение единственное правильной точки зрения.

Порой даже именитые мастера не считают нужным слышать мнение исполнителя своей «светлейшей» воли. Но то, чем занимается режиссер – это и сотворение персонажей. Оно не может осуществляться, минуя душу и творческий потенциал актера.

В соответствии с классическими принципами режиссуры выделяют следующие составляющие замысла (основы режиссуры):

  • творческая интерпретация сценария;
  • описание персонажей;
  • определение особенностей актерской игры;
  • ритмы и темпы во временном аспекте произведения;
  • пространственное решение (т. н. пространство режиссуры);
  • декоративное и звуковое оформление.

В заключение нужно отметить, что своевременное и тщательное выполнение обязанностей режиссера сделает настоящего мастера из старательного новичка.

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Р. Рождественский

Почему «хлопушка»?

Почти у каждой профессии есть отличительные признаки. Сложно представить художника без кистей, строителя без каски, бухгалтера без калькулятора. А у помрежа есть хлопушка. Она состоит из двух частей: доски и бруска на шарнире. На хлопушке пишется основная информация о фильме (рабочее название, режиссер, оператор), а также вспомогательная (дата съемки, сцена, кадр, дубль). Звук хлопушки позволяет монтажеру совместить звуковую и видеодорожку. Забавно, что часто хлопушка не выполняет своих первоначальных функций, так как звук пишется вчерне, и предполагается дальнейшее озвучивание фильма. Но и в этом случае помреж не сидит сложа руки (в самом прямом смысле).

Команда «Начали!»

В кармане у него: несколько маркеров, губка, чтобы стирать старые записи, секундомер, тейп (киношный скотч), мелки и, как показывает практика, еще и маленькая камера хранения для актерских вещей. После команды режиссера «Камера!» помреж, с хлопушкой наперевес, бежит в кадр. Правильно показать ее на камеру — тоже важное умение, которое приходит с опытом. Позиция помрежа зависит от того, какую оптику выбрал оператор. Дождь ли, снег — помреж всегда должен быть на посту.

Предположим, что снимается крупный план актера в болоте длиннофокусным объективом. Ничего не поделаешь, придется, предусмотрительно надев резиновые сапоги, лезть в болото к актеру, держать хлопушку у его лица, дожидаться команды «Начали!», хлопнуть, а потом, прыгая с кочки на кочку, со всех ног убегать из кадра, не забывая запустить секундомер.

Пока бегут секунды, нужно быстро переписать информацию на хлопушке и сделать пометки в монтажном листе. Слушать режиссера, писать комментарии для монтажера, отмечать лучшие дубли — также обязанность помрежа. Среди десятков листов у помрежа хранится режиссерский сценарий, где он зачеркивает отснятые сцены. В любой момент к «хлопушке» может подойти режиссер и задать каверзный вопрос: «Сколько длился дубль?», «Сняли ли сцену № 5?» и т. п.

Солнце еще высоко

У помощника режиссера нет возможности отдохнуть на съемочной площадке, хотя важность его работы не всегда и не для всех очевидна. В обязанности «хлопушки» входят и такие нехитрые занятия, как принести кофе режиссеру, что отнюдь не добавляет его роли значимости. Но если работаешь хорошо, есть возможность вырасти до второго режиссера. Правда, стоит быть готовым, что и в этой роли придется иметь железные нервы. Помощником режиссера работают девушки, обычно это студентки университетов кино или недавние выпускницы. Киношная смена длится 12 часов, практически все это время приходится бегать — эта работа не для ленивых. Съемки могут быть как в павильоне, так и на натуре: в дождь, снег, ночью, в болоте, на высоте 1000 метров. Поэтому хорошим здоровьем обладать просто жизненно необходимо.

На время съемок вся группа становится большой семьей, в условиях стресса нервы напрягаются до предела, и стоит больших трудов не сорваться на коллегу. Но киношный народ отходчивый, и если случается какое-то недопонимание, оно быстро разрешается во время обеда или после смены. Умение минимизировать конфликты и не создавать ссоры пойдет помрежу на пользу.

Общение с представителями других цехов (реквизит, костюмы, грим) часто приводит к тому, что помрежи обучаются профессии реквизитора или костюмера. Такая разносторонность повышает шансы работать на наиболее интересном проекте. Вакансии о работе в кино не найти на сайте вроде Rabota.ru, информация передается исключительно «сарафанным» радио.

Чего ради?

Несмотря на все очевидные минусы, у профессии есть ряд неоспоримых плюсов.

Где еще можно встретиться с таким количеством талантливых людей и побывать в самых отдаленных местах? Находясь на площадке рядом с оператором, помреж перенимает опыт, смотрит, как режиссер работает с актерами и группой, и, возможно, эти знания пригодятся на съемках собственного фильма. Многие режиссеры начинали «с низов», поднимаясь по карьерной лестнице.

Второй режиссер работает преимущественно со съемочной группой, координирует работу ассистента по актерам, костюмеров, гримеров. Именно он решает, когда группа пойдет на обед, дает указания помрежу, тщательно следит за режиссерским сценарием и делает все, чтобы ничего не отвлекало режиссера-постановщика от сотворения прекрасного. Хотя, если спросить у группы, кто такой «второй», они ответят: «Тот, который постоянно орет». Смех смехом, но есть доля истины в этом ответе.

Должность второго режиссера подразумевает контроль над организацией всего съемочного процесса.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, в «хлопушечьей» жизни случаются и забавные ситуации. Например, такие.

Мария Бондаренко

Мне было 19 лет. Это была моя первая работа на телевидении и самый-самый первый день. Много растерянности, ощущение невероятной ответственности, и было достаточно страшно сделать что-то не так. И вот, наступает момент, когда мне нужно выйти и первый раз сказать: «Сцена 1, кадр 1, дубль 1» перед камерами, и я понимаю, что хлопушка не открывается. Камеры включены, а я пытаюсь расцепить створки хлопушки с мыслями о том, что все, теперь меня уволят. Отдирала минуты три.

Это было первое апреля, а звукорежиссеры с операторами решили поприветствовать меня в новой команде таким образом, склеив хлопушку двусторонним скотчем. Было потом очень смешно. Как вспомню, из-за каких глупостей я тогда переживала... Зато остался на память смешной ролик со мной в панике, воюющей с хлопушкой.

Татьяна Змейкина

Чтобы не опускать камеру с красивого кадра (луна!) на хлопушку, меня поднимали «к луне» осветители. Если съемка проходит в маленькой комнате и камера преграждает путь к выходу, приходится прятаться — залезать в шкаф, под кровать, за диван.

И делать это прихолится вместе с бумщиком, реквизитором, осветителем и много с кем еще. И после «стопа» вся эта толпа начинает вылезать из укромного места — как из Нарнии.

Алена Гутман

Хочу сказать, что за время недолгой работы в качестве «хлопушки» на съемках я поняла, что режиссеры очень нелогичные люди. Когда я пришла в первый день на площадку, режиссер сказал, что я похожа на Сандру Баллок.

А потом, когда я, хлопнув, не совсем удачно спряталась и попала в кадр, запоров при этом очень сложный дубль, он закричал: «Уберите ее из кадра!!!» Как же так?

Екатерина Дорофеева

Я засветила два кадра. Снимали сложный дубль, сняли. Режиссер говорит: «А что это за блик был?» Все: «Да-а-а... Что это было?» И тут я понимаю, что это — мои часы! И тут еще кто-то понимает, что это мои часы. «Катя! А не твои ли это часы?» — говорят они. Переснимали. И второй раз было то же самое, причем я думала, что главное — не дать блик, и отошла подальше. Но опять из-за меня переснимали дубль!

Сейчас будут новые съемки в октябре, но часов этих у меня уже нет: искупалась с ними в море, они встали, и я их выкинула.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера

Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации подготовки новых и возобновлении ранее созданных постановок. Выполняет поручения режиссера-постановщика, балетмейстера-постановщика, дирижера - музыкального руководителя постановки в подготовительном периоде осуществления новой постановки. Участвует в составлении репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новой постановки. Обеспечивает репетиции необходимыми литературными и нотными материалами (тексты пьесы, ролей, партитура, клавир, инструментальные и вокальные партии и т.п.). Осуществляет вызов на репетиции артистов, дирижеров, концертмейстеров, консультантов, суфлера и других требуемых специалистов. Ассистирует режиссеру-постановщику (балетмейстеру-постановщику, музыкальному руководителю) в процессе проведения репетиций. Обеспечивает репетицию необходимым реквизитом (элементы декораций, мебель, музыкальные инструменты, пюпитры и т.п.), а также необходимыми фонограммами, элементами шумового оформления. По поручению режиссера-постановщика проводит отдельные репетиции и производит вводы новых исполнителей. В порядке, установленном в организации исполнительских искусств, дежурит на спектаклях, концертах, представлениях; ведет учет репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала. Выполняет поручения художественного руководителя, главного режиссера, главного балетмейстера, главного дирижера, заведующего труппой, связанные с планированием, организацией и учетом творческой деятельности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; основы режиссуры и актерского мастерства, музыкальной грамоты, хореографического, вокального, хорового искусства, сценического и музыкального оформления постановок; современную и классическую драматургию; устройство и оборудование сцены; основы сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера первой категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 5 лет в должности ассистента; режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощника режиссера второй категории.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера второй категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке телевизионных передач, выполняет творческие и организационные задания режиссера, участвует в разработке режиссерского сценария (экспликации), отборе изобразительного материала и компонентов передачи. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Подбирает кино- и видеоматериалы. Организует проведение киносъемок и контролирует осуществление проявки и печати киноматериалов. Осуществляет совместно с режиссером киномонтаж, подготавливает киноматериал для переписи на магнитную ленту. Организует проведение внестудийных видеозаписей и перезапись видеоматериалов на стандартную магнитную ленту. Обеспечивает перезапись фонограмм для последующей расшифровки. Проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита, а также иллюстративного материала. Расписывает совместно с режиссером экземпляры сценария и составляет схему работы камер. Проводит за видеопультом трактовые репетиции и видеозапись. Участвует в составлении монтажного листа, выполняет вспомогательные работы на монтаже передачи. Обеспечивает просмотр видеоматериалов, перезапись техдублей и сдачу передачи службе технического контроля. Оформляет документацию для сдачи передачи в Главную дирекцию программ (редакцию программ или отдел выпуска). Проводит передачи за видеопультом в прямом эфире. После прохождения передачи в эфир оформляет документацию для сдачи передачи в Телерадиофонд (видеотеку), возвращает использованные кино- и видеоматериалы в соответствующие службы и другие организации. Осуществляет учет видеорулонов со всеми выходными данными завершенных и текущих работ (эфирные, техдубли, исходные). Подготавливает необходимые данные о качестве и объеме выполненных технических услуг, фиксирует простои. Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных (радио-) передач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания телевизионных (радио-) передач; технические средства телевидения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, участие в съемках сложных передач;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ КИНОРЕЖИССЕРА

6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Принимает участие в подготовке киносъемок, выполняет творческие и организационно-производственные задания кинорежиссера - постановщика и кинорежиссера фильма. Подбирает необходимый в процессе создания фильма литературный, иллюстративный и музыкальный материал, проверяет готовность художественно-декорационного оформления: декораций, костюмов, грима, реквизита. Содействует подбору актерского состава в соответствии с замыслом кинорежиссера - постановщика. Организует своевременный вызов на съемку и пробы актеров. Обеспечивает качественное обслуживание съемок. Сдает заявки на технические средства и необходимые материалы и следит за своевременным их выполнением. Участвует в составлении монтажных листов, проводит под руководством кинорежиссера вспомогательные работы по монтажу фильмов. Оформляет документацию для сдачи кинофильмов.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования к уровню киноматериалов; творческий процесс и технологию создания кино- и видеопродукции; технические средства для проведения киносъемок; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и маркетинга; нормативные акты и методические рекомендации по регламентации деятельности творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

6 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы, владение основами профессионального мастерства;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента кинорежиссера не менее 5 лет, подготовка и проведение несложных съемок в качестве кинорежиссера.


АССИСТЕНТ РЕЖИССЕРА РАДИОВЕЩАНИЯ

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке радиопрограмм (передач), выполняет творческие и организационные задания режиссера. Сдает заявки на технические средства и следит за своевременным их выполнением. Принимает участие в подборе участников и исполнителей, обеспечивает их явку на репетиции и запись, заказывает транспорт и пропуска. Организует и контролирует обеспечение студии необходимыми постановочными средствами. Выполняет вспомогательные работы на репетициях и записи радиопередач, ведет учет занятости участников и исполнителей передач. Составляет и подписывает совместно с режиссером репетиционно-явочные листы. Участвует в монтаже передач, организует прослушивание радиопередач. Оформляет производственный отчет, документацию на оплату труда участников и исполнителей передач. Организует подготовку и сдачу радиопередач и спектаклей в Телерадиофонд (фонотеку). Подготавливает и проводит самостоятельно в качестве режиссера несложные передачи.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню радиопередач; общественно-политические события; творческий процесс и технологию создания радиопередач; технические средства радиовещания; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 разряд: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации сложных радиопрограмм (передач);

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента режиссера не менее 3 лет, осуществление подготовительных работ по организации радиопрограмм (передач) всех видов и жанров, подготовка и проведение несложных программ (передач) в качестве режиссера.


АССИСТЕНТ ЗВУКОРЕЖИССЕРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в подготовке и создании телевизионных программ. Выполняет творческие и организационные задания звукорежиссера. Подготавливает акустические средства к репетиции, съемке (записи) студийных и внестудийных программ, а также для программ, идущих в прямом эфире. Совместно с режиссером и звукорежиссером определяет места нахождения участников программ в студии и на внестудийном объекте. Расставляет микрофоны, обеспечивает правильное перемещение их в процессе работы. Выполняет творческие и технические задания звукорежиссера. Совместно со звукорежиссером проводит телевизионные программы (передачи). Самостоятельно проводит несложные программы, а также проводит работы по несложным речевым, музыкальным и шумовым записям и их монтажу.

Должен знать: распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к повышению уровня телерадиовещания; звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую на телевидении; технологию создания телевизионных программ; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное (музыкальное) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж работы в должности оператора звукозаписи не менее 2 лет;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента звукорежиссера не менее 3 лет, проведение несложных телерадиопередач в качестве звукорежиссера.


АССИСТЕНТ ТЕЛЕОПЕРАТОРА

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Участвует в творческо - производственном процессе создания телевизионных программ (передач) и видеофильмов всех видов и жанров, выполняет творческие и организационные задания телеоператора. Участвует в разработке плана подготовки и создания передач. Обеспечивает расстановку камер и необходимую технику для проведения трактовой репетиции, съемки и прямого эфира. Осуществляет совместно с бригадой осветителей установку специального освещения, производит смену оптики на камерах. Следит за правильной эксплуатацией используемых телевизионных технических средств. При необходимости самостоятельно готовит и проводит съемку несложных телевизионных передач.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие документы вышестоящих и других органов, определяющие требования, предъявляемые к идейно-художественному уровню телевизионных передач; технические средства и технологию создания телевизионных передач; творческие методы построения и организации кадра; организацию операторского освещения; основы трудового законодательства, экономики, организации труда и хозяйственного расчета; отраслевые нормативные акты и методические рекомендации по организации, нормированию и оплате труда творческих работников; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование и специальная подготовка без предъявления требований к стажу работы;

7 - 8 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности ассистента телеоператора не менее 3 лет, проведение съемок несложных телевизионных передач в качестве телеоператора.