Christie’s — самый успешный аукцион мира. История аукциона Christies Аукционному дому christie s сумму

Под тэгом «микро»

Всемирно известный аукцион «Кристис» (Christie’s) является старейшим и самым крупным аукционным домом в мире. Он был основан еще в 1766 году.

Ежегодно «Кристис» проводит около 450 торгов, на которых выставляют предметы искусства, антиквариат, а также ювелирные украшения и вино.

Представляем 6 самых дорогих картин, проданных на торгах этого знаменитого аукционного дома.

Портрет доктора Гоше, Винсент ван Гог, 1890 год

Эта картина была написана в июне 1890 года, незадолго до смерти великого нидерландского художника Винсента ван Гога. На картине изображен последний лечащий врач живописца - Поль-Фердинанд Гаше? . Он сидит с веточкой растения дигиталис, из которого приготовлял для художника лечебное снадобье.

15 мая 1990 года эта картина была продана на аукционе «Кристис» за 82.5 млн долларов . На протяжении 15 лет это картина оставалась самой дорогой в мире.

Автопортрет без бороды, Винсент ван Гог, 1889 год

Один из автопортретов голландского художника. Он написал ее в сентябре 1889 года. Размеры картины небольшие - всего 40 см х 31 см. Этот автопортрет был написан без бороды, в отличие от других автопортретов, на которых Винсент ван Гог всегда изображал себя с бородой.

Продан на аукционе в 1998 году за 71.5 млн долларов .


Женщина со скрещенными руками, Пабло Пикассо, 1902 год

Портрет был написан испанским художником Пабло Пикассо в 1902 году в Барселоне. Является одним из самых известных произведений, относящихся к так называемому голубому периоду Пикассо.

Картина была продана на аукционе за 55 млн долларов 8 ноября 2000 года, что вдвое превысило ожидаемую цену.

Портрет Адели Блох-Бауэр II, Густав Климт, 1912 год

Работа австрийского художника Густава Климта. Эта картина считается одной из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом (художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века). На картине изображена дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра.

В 2006 году картина была продана через аукцион «Кристис» за 87.9 млн долларов .

«Авария зеленой машины», Энди Уорхол, 1963 год

Работа американского художника Энди Уорхола «Авария зеленой машины» (Горящая зеленая машина-1) относится к серии произведений, на которых он, используя фотоснимки, отражал итоги трагических ДТП. На картине «Авария зеленой машины» изображена авария в городе Сиэтл.

В 2007 году на торгах аукциона «Кристис» эта картина была продана за 71.7 млн долларов .

«Пруд с кувшинками», Клод Моне, 1919 год

Работа французского живописца Клода Моне, одного из основателей импрессионизма. Она ценна тем, что входит в маленькую серию, состоящую всего из четырех работ.

Картина была продана продана на аукционе «Кристис» 24 июня 2008 года за 80.4 млн долларов .

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 2, с. 115-122

ДИСКУССИИ

НАЙДЕНО НА АУКЦИОНЕ "CHRISTIE". РОЛЬ ЭКСПЕРТА В ТОРГОВЛЕ ДРЕВНОСТЯМИ

© 2004 г. В. С. Флёров

Институт археологии РАН, Москва

Осенью 2001 г. в мои руки попала ксерокопия двух страниц одного из выпусков каталога известного аукциона "Christie" (рис. 1). На них содержалась информация о распродаже древностей: "Antiquities. Friday, 8 June 200l". В числе выставлявшихся на торги был лот 318 - A khazaro-bulgar engraved antler container. Circa 8th-early 9th century A.D. Предмет обозначался как "собственность из частной коллекции". Это роговой реликварий, тип которого известен по находкам преимущественно на памятниках салтово-маяцкой культуры. Большинство из них покрыты гравировкой (Флёрова, 1997. С. 59-66). Особенно редки реликварии с сюжетными композициями. По своей уникальности и научной значимости они ненамного уступают разве что сценам на еще более редких металлических ритуальных сосудах (Флёрова, 2001. С. 97-116).

Каталог не сообщает о месте находки реликва-рия. Судя по характерному повреждению, предмет находился в погребении. Речь может идти о могильнике, возможно катакомбном, или подкурганном захоронении. Было бы наивным полагать, что это случайная находка местного жителя, который быстро переправил ее за рубеж. Поражает не сам факт появления на аукционе этой вещи, но профессионализм публикуемой в каталоге аннотации, хотя в ней и допущены ошибки. Мало того, она снабжена и ссылкой на литературу, в том числе и на рисунок из книги С.А. Плетневой, изданной в 1999 г. (Плетнева, 1999. Рис. 119). Это недавно найденные костяные изделия Шиловского кургана Поволжья (Бага-утдинов, Богачев, Зубов, 1998. С. 106. Рис. 21). Правда, стиль изображений совершенно иной, но выбора у "эксперта" небыло. Он и не мог найти аналогичных - их нет. Реликварий "Кристи" уникален! Важна и такая деталь как то, что писавший аннотации сослался не на авторов основной публикации, а на С.А. Плетневу как на более известную за рубежом, книга которой поступила в США.

"ХАЗАРО-БУЛГАРСКИЙ КОНТЕЙНЕР ИЗ РОГА ОЛЕНЯ С ГРАВИРОВКОЙ

Около VIII - начала IX века н.э.

Вероятно, использовался для сухих продуктов. Внешняя поверхность сплошь покрыта выгравированными сценами повседневной жизни. Одна

сторона - с охотничьими сценами с группой людей, целящихся из луков в оленя, стадом кабанов, большой птицей и стаей бегущих животных. Другая сторона - с группой людей, расположенной на отдельных частях поверхности. Одна фигура человека, слезающего с оседланного коня. Еще одна фигура - гораздо большего масштаба, чем другие, возможно, вождь. Рог имеет отверстия вдоль краев.

5 дюймов (2.7 см) длиной.

Оценка: $ (здесь указана цифра, которую не публикую - В.Ф.),

Хазаро-булгары относятся к салтово-маяцкой культуре, кочевническое население Кавказа и степей.

Похожие предметы смотрите: рис. 119 в Плетнева Очерки хазарской археологии. Относительно "солонки" из рога оленя того же плана найденной в Моравии смотрите № 108 в Декан Великая Моравия, Великая Моравская империя, ее искусство и время".

Я акцентирую внимание на годе издания книги С.А. Плетневой - 1999 г. - и дате аукциона - лето 2001 г. Вероятнее всего, реликварий извлечен из погребения в сезон 2000 года. Во всяком случае, аннотация написана не ранее 1999 г.

О самом реликварии планируется отдельная публикация1, а здесь об иных проблемах, связанных с ролью профессионального археолога-эксперта в подпольной торговле древностями. Повод говорить дает подготовленная таким экспертом аннотация к реликварию, т.е. его участие в продаже этого уникального предмета.

Археологам известен размах ограбления археологических памятников России (равно на Украине, в Республике Крым и других регионах). Меньше мы знаем о торговле археологическими древностями, в том числе за рубежом. Аукцион "Кристи" -одно из свидетельств. "Публикация" аукциона заставляет задуматься над рядом вопросов.

1. Первый касается атрибуции участников ограбления древних памятников. Прижился термин "черные археологи". Он как бы приравнивает "черных" к археологам-ученым. Ни о каких чер-

1 В.С. Флёров, В.Е. Флёрова. "Роговой "реликварий" с территории Хазарского каганата" РА, в печати.

Рис. 1. Страницы из каталога аукциона CHRISTIE. Вверху реликварий.

ных "археологах" речи быть не должно. Их "деятельность" идет вразрез с российским законодательством об охране археологических памятников. Ситуация парадоксальна: укравший экспонат из музея - именуется вором, подлежит суду. Укравший ту же вещь непосредственно из археологического объекта - "археолог", с романтической окраской "черный". Называть археологами данную категорию лиц неверно по существу их деятельности. Неверно и юридически. Лица же, имеющие археологическую подготовку и сотрудничающие с грабителями или пользующиеся их услугами, вступают в зону столкновения с интересами государства, с одной стороны, науки и общественности - с другой.

Ограбление памятников археологии и сбыт добычи переживают в России качественный сдвиг. От одиночек этот "бизнес" переходит в руки организованных групп, у которых с ростом "добычи" появилась и потребность в экспертной оценке добытого. Их интересует не научная значимость вещей, но зависящая от нее цена на подпольном рынке, в том числе зарубежном. На цену влияют уникальность вещи, дата, художественность исполнения, судить о которых способен только специалист. Прошли те времена, когда воров интересовал только материал ряда древних предметов - золото2.

Подпольный рынок с нарастанием оборота древностей требует все большего числа экспертов. Ищут их в музеях, институтах, университетах (не говоря о массе расплодившихся "обществ"). Принял предложение о "сотрудничестве" и автор аннотации к реликварию.

2. О соучастии ученых в подпольной торговле древностями в качестве экспертов-оценщиков. Понятен интерес археолога к предложению посмотреть новую вещь. Однако сознательно или неосознанно, вступив в контакт с ворами, он начинает выступать в качестве оценщика. Выход один -абсолютный отказ от сотрудничества с торговцами древностей. Если не будет отказа, то с неизбежностью последуют новые обращения, а затем и предложения оплачивать услуги. Ученый становится соучастником незаконной торговли. Это по сути пособничество, соучастие и укрывательство преступного деяния.

Оплата услуг эксперта. Она не обязательно выражается в деньгах. В ряде случаев археологи "мотивируют" контакт с грабителем возможностью зарисовать предмет, хотя информативность такого "источника" ограничена (владелец вещи не откры-

2 Характерный пример. В 60-х годах ХХ в. из экспозиции Ростовского-на-Дону областного музея были украдены золотые со вставками из полудрагоценных камней фалары из Садового кургана в г. Новочеркасске (Капошина, 1963; Колесова, 1964). Воры "камешки" выбросили, а сами вещи переплавили. Примечательно, что и тогда первой версией следствия был вывоз фаларов за рубеж как произведений древнего ювелирного искусства, так как полученная от пе-

реплавки масса золота стоила в сотни раз меньше.

вает местоположения памятника, из которого происходит предмет, или дает ложную информацию). Надо иметь в виду - разрешение зарисовать есть ничто иное, как завуалированная, скрытая форма оплаты услуги по экспертизе награбленных вещей. По мере разрастания торговли древностями, а эта тенденция очевидна, подпольный рынок с неизбежностью будет все более нуждаться в экспертах по множеству эпох и культур, а оплата будет принимать самые разнообразные формы. Суть ее от этого не изменится - это оплата за услуги противозаконному "предпринимательству".

3. Вопрос, вызывающий в среде археологов странные споры - покупка археологических предметов на подпольном рынке. Мотивы сторонников приобретения для музейных собраний на первый взгляд обоснованы стремлением "спасти" предмет, ввести его в научный оборот. Какую научную ценность будет представлять вырванный из контекста археологического памятника предмет? Особенно на фоне аналогичных уже найденных и тех, которые еще будут найдены в ходе научных раскопок. Археология, не надо забывать, давно превратилась из вещеведения в науку об эпохах, культурах, обществах. С так называемым массовым материалом кажется все ясно. От его приобретения можно отказаться. А как быть с предложением приобрести редкую вещь типа ре-ликвария аукциона "Кристи"? Прежде всего, отвечу, что деление на обычные и редкие вещи очень условно. Преднамеренно обострю постановку вопроса: как быть с появлением на рынке раритетов типа, к примеру, хранящихся в Золотой кладовой Государственного Эрмитажа или киевском собрании исторических драгоценностей? Ответ, на мой взгляд один и он относится без исключения к любой вещи, предлагаемой вором или посредником: приобретая л ю б о й предмет сегодня, мы тем самым поощряем грабителей на продолжение преступной деятельности в дальнейшем, даем ему заказ на поиск аналогичных предметов и карт-бланш на сбыт. Что касается покупки музеями предметов уровня эрмитажных, то такая проблема для музеев практически не стоит. Преступный мир знает финансовые возможности отечественных музеев. Но, подчеркну, исключений не может быть ни для одной категории вещей, добытых преступным путем. Посмотрим на это с другой стороны. Предложение купить предмет из разграбленного памятника - это предложение государству в лице музея выкупить заложника, только неодушевленного. Музей, вступая в переговоры о покупке, тем самым принимает правила преступного мира торговцев древностями. Чем значительнее выкуп, тем выше стимул к захвату других предметов. Эту цепочку может прервать только категорический отказ выкупать очередную вещь.

5 декабря 1766 года антикваром Джеймсом Кристи был основан аукцион «Кристис» — второй по величине аукционный дом в мире. Каждый год «Кристис» проводит около 500 торгов, на которых выставлены уникальные предметы культуры и искусства.

сайт решил вспомнить самые дорогие лоты, которые когда-либо были проданы на аукционе.

Фрэнсис Бэкон «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»

Картина британского художника Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» была продана на аукционе «Кристис» за рекордную сумму в $142,4 млн. Работа стала самым дорогим в мире лотом.

Драгоценности Элизабет Тейлор



«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» были проданы за $142,4 млн


Спустя 9 месяцев после смерти актрисы, на аукцион «Кристис» была выставлена коллекция ее украшений. Легендарная жемчужина грушевидной формы, получившая название «Перегрина», ушла с молотка за $11,8 млн., став самой дорогой жемчужиной, когда-либо проданной на аукционе.



Другой дорогостоящей покупкой ($1,48 млн.) стало антикварное ожерелье с бриллиантами и натуральным жемчугом 1860-х годов, подаренное Тейлор в 1968 году Ричардом Бертоном.

Кабинетное бюро «Бадминтон»


Этот шедевр мебельного искусства сделан из эбенового дерева, инкрустированного золотом и драгоценными камнями. Над его созданием трудились 30 мастеров на протяжении 6 лет.

Уникальное кабинетное бюро было продано за $36,8 млн.


За $36,8 млн. Ханс-Адам II, князь Лихтенштейна, приобрел это уникальное кабинетное бюро.

«Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи


«Лестерский кодекс» состоит из 18 листов, исписанных с обеих сторон. Читать рукопись можно только с помощью зеркала: Леонардо да Винчи воспользовался собственноручно изобретенным «зеркальным» шрифтом.

«Лестерский кодекс» состоит из 18 листов, исписанных с обеих сторон


Первым известным владельцем рукописи был граф Лестер, купивший ее в 1717 году. В 1980 году у наследников графа ее приобрел известный промышленник Арнольд Хаммер, а 11 ноября 1994 года манускрипт за $30,8 млн. приобрел Билл Гейтс.

Бриллиант «Виттельсбах»



В 2008 году бриллиант «Виттельсбах», безупречный камень голубоватого оттенка без малейшего изъяна весом 35,56 карат был продан на аукционе «Кристис» в Лондоне за $23,4 млн. Его владельцем стал Лоуренс Графф — владелец ювелирного дома «Graff».

«Виттельсбах» — не самый большой бриллиант, когда-либо выставлявшийся на аукцион, но его оттенок и чистота являются абсолютно безупречными по всем классификациям. В 2010 году экспертиза установила, что этот драгоценный камень родом из Индии.

Бейсбольная карточка Хонуса Вагнера



Самой дорогой стала карточка бейсболиста Хонуса Вагнера, который играл в Национальной лиге с 1897 по 1917 год. За скоростные качества и немецкое происхождение его называли «летучий голландец».

Карточка с изображением Вагнера вышла тиражом всего в 50 экземпляров


Карточка с изображением Вагнера вышла тиражом всего в 50 экземпляров. Одну из них в 1991 году приобрел хоккеист Уэйн Гретцки. Затем он продал ее компании «Wal-Mart», которая, в свою очередь, использовала карточку с изображением бейсболиста в качестве приза.

Приз достался почтальону из Флориды, который и выставил ценность на «Кристис». Карточка была продана за $640 тыс. Последняя цена карточки на интернет-аукционе — $2,8 млн.

«Chateau Lafite» 1787 года


В 1985 году оно было продано за $160 тыс. в Лондоне на аукционе «Кристис». Вино было куплено для коллекции «Forbes». На бутылке выгравированы инициалы Томаса Джефферсона.

Аукционный дом Christie"s относится к числу наиболее уважаемых организаторов торгов. Совместно с аукционным домом Sotheby"s он занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Его ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд. долларов.

Сегодня Christie"s предлагает своим многочисленным клиентам работы мастеров, чьи картины украшают экспозиции многих музеев мира, а также редкие книги, автомобили, сигары, коллекционные вина и другие ценности. Christie"s - это элитный аукционный дом, а потому он весьма трепетно относится к своей репутации. Все лоты обеспечиваютс я оценкой экспертов, поэтому и количество скандалов, связанных с этим домом, минимально.

История

Свою блистательную историю аукционный дом Кристис начал в 1766 году, когда Джеймс Кристи организовал первые торги. С самого начала у дома Christie"s была установка на элитарность предприятия и стремление к лидерству, которой во многом определялось списком высокопоставленных клиентов. И дому есть, чем гордиться: члены королевской семьи и аристократия нередко отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов. Золотое время в истории дома - XVIII и XIX столетия, когда прославленный Кристис проводил самые крупные торги того времени. Именно представители этого аукционного дома вели переговоры с императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.

Самые удачные сделки

Самой дорогостоящей стала картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше», проданная в мае 1990 г. более чем за 80 млн. долл. В июле 2001 г. работа Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» - ушла за 55 млн. долл., что вдвое выше ее стартовой цены. На шедевр претендовали еще 6 покупателей, готовых отдать за него 32 млн. долл. Похожая ситуация сложилась в 1940 г. с картиной Матисса «Персидское платье». Ее удалось продать за 17 млн. долл., тогда как начальная стоимость составляла чуть меньше 12 млн. долларов.

Русское отделение

Пока своего русского отделения у крупнейшего в мире аукционного дома Кристис (Christie"s) нет. Но по примеру своего давнего соседа-конкурента, аукционного дома Сотбис, открывшего свой филиал в Москве в мае этого года, представители дома Кристис также заявили о намерении создать отделение в столице России к концу 2007. Тем самым уже второй знаменитый торговый дом признает растущую роль России на международном рынке искусства. Действительно, по количеству проживающих в стране миллиардеров Россию опережают только США и Германия. Возглавит московский офис Анна Белорусова. В ее обязанности будет входить поиск клиентов, равно как и работ на продажу. Собственно проводить торги в Москве, однако, не намечается - как объяснил представитель Кристис, из-за переменчивости российского законодательства. Основной задачей отделения станет информирование и консультирование клиентов аукционного дома по поводу частных коллекций, реставрирования, продаж и прочего, а также организация встреч со с пециалистами и экспертами и проведение предаукционных выставок.

Новости

Самое последнее событие в «русском периоде» жизни Кристис: 18 октября в Москве открылась выставка самых выдающихся (и самых дорогих) произведений из тех, что выставит этой осенью на свои торги аукционный дом Christie`s. Живопись Матисса и Пикассо, яйцо Фаберже, пухлая скульптура Ботеро и современные работы китайцев - были представлены взыскательной публике в Белом зале Дома Пашкова. Общая сумма произведений- 250 миллионов долларов.

А 15 ноября на аукционе в Женеве будут выставлены драгоценности на сумму более 40 миллионов долларов. Как отметил представитель Кристис, впервые на этих торгах будет специальный раздел русских драгоценностей. «Специальный раздел из 15 русских украшений включает два изделия XVIII века из собрания драгоценностей российской короны, которые были проданы в 1927 году советским правительством. В раздел также включены изделия знаменитых русских ювелирных фирм - Фаберже и Болин», - сообщил он.

Екатерина Хохлова


Старейшим и самым крупным в мире аукционным домом, который специализируется на продаже работ живописи, дорогой мебели, ювелирных изделий, редких сортов вин, книг, рукописей (более чем 80 категорий товара), является Кристис, 1766 года основания. Именно в этом году 5 декабря в столице Великобритании антиквар и основатель элитного аукциона Джеймс Кристи продал первый лот. С тех пор аукционный дом Кристис только увеличивал свою публику и ассортимент лотов. Несмотря на то, что на аукционе продаются очень и очень дорогие лоты, здесь вполне реально найти по более доступным ценам не менее интересные вещи. К тому же, не имеет значения, новичок ли вы или покупатель с толстым кошельком и большим опытом, аукцион Кристис открыт для всех, хотя ещё столетие тому назад это был исключительно аукцион для аристократии.

В настоящее время действует более чем 100 отделений аукциона Кристис в 40 странах: наиболее крупное отделение расположено в Нью-Йорке. Главный офис располагается на Кинг-Стрит, в престижном районе Сент-Джеймс. Само здание и его внутренний интерьер говорят о том, что здесь всё не просто так, а по высшему разряду: шикарная дорогая мебель, лестница, картины, особая атмосфера роскоши, и даже дверные ручки здесь необычной формы.

Все лоты, которые будут продаваться на ближайших торгах, представлены в залах аукциона. Возле каждого лота бирочка с номером, краткой информацией и стартовой ценой. Посетители и потенциальные покупатели лотов могут не только посмотреть на дорогую мебель, но и посидеть на диване, походить по коврам, которые будут продаваться. В каждом зале обязательный атрибут – живые цветы и никаких искусственных.

Самые дорогие лоты за всю историю аукциона Кристис

Ежегодно проводится до 1000 аукционов. Цифра, которая крутится за год на аукционе, состоит из девяти нулей, что вполне обосновано:

Самая дорогая картина ХХ века – работа Пабло Пикассо «Женщина со скрещёнными руками», за $55 млн, которая была продана в 2000 году. Однако, в 2015 году был установлен новый рекорд этого художника: картина «Алжирские женщины» за рекордные $179,4 млн. Кстати Пабло Пикассо является самым дорогим и плодовитым живописцем современности, картины которого уходят сразу с молотка за колоссальные суммы.

Самая дорогая книга: экземпляр Джефри Чосера “Кентерберийских рассказов”, за 7 394 000$, в 1998 г;5.1
самая дорогая бутылка вина в мире «Шато Лафит» 1787 г за 160тыс. $;

Самая дорогая иллюстрированная рукопись Леонардо да Винчи «Кодекс Лейчестера» за 30,8 млн. $;
самое дорогое письмо Авраама Линкольна от 8 января 1863 г за 748000 $;
самая дорогая миниатюрная статуя «Указующий человек» Альберто Джакометти за $141 млн.