Чем отличается заказное письмо от простого. Как отправить заказное письмо с уведомлением

Несмотря на то, что мы живем в век инновационных технологий, почта по-прежнему остается актуальной и востребованной. Особенно это касается ситуаций, когда людям нужно отправить оригиналы важных документов или другую корреспонденцию.

Есть два варианта отправки корреспонденции или документов – это простое или заказное письмо, естественно, у таких способов отправки есть много отличий. Для начала нужно рассмотреть, что собой представляет каждый вид писем. Простое письмо представляет собой текстовое сообщение, нанесенное на бумагу и упакованное в конверт. Такими письмами обмениваются люди в процессе переписки, то есть с целью донести определенную информацию до адресата.

Что касается заказных писем, то их можно отнести к отдельной категории отправления, так как за пересылку такого отправления почта несет ответственность. Более того, отправляя заказное письмо, отправитель получает гарантию того, что оно будет доставлено до получателя в целости и сохранности.

То есть отличий у таких писем много, но если говорить об общих достоинствах, то естественно, у заказного письма больше преимуществ. Во-первых, как уже было отмечено, отправляя заказное письмо, человек может быть уверен в том, что оно будет доставлено, так как почтовая служба обязуется вручить его получателю прямо в руки. Заказное письмо отдается получателю под подпись, так как именно это будет свидетельством того, что адресат получил отправление. Что касается простого письма, то его почтальон просто опускает в почтовый ящик, то есть полной уверенности в том, что адресат получит отправление, нет, так как за доставку письма от почтового ящика до получателя почтовая служба ответственности не несет.

Стоит отметить, что отправление заказного письма является более сложным процессом, так как нужно соблюдать некоторые формальности. Важно понимать, что в отличие от простого письма, которое нужно бросить в почтовый ящик, заказное письмо можно отправить только в отделении почтовой компании. Дело в том, что заказное письмо требует специального оформления, то есть отправителю придется заполнить специальный бланк, а также определиться с тем, нужно ли ему уведомление о получении. Помимо всего вышеперечисленного, главным преимуществом заказного письма является безопасность, так как такое отправление регистрируется на всех пунктах, через которые проходит. Поэтому, даже если письмо затеряется, его можно будет очень быстро отследить.

То есть отличий у простого и заказного письма много. Как уже было указано, заказное письмо обладает массой преимуществ, но есть и один недостаток – отправка заказного письма является платной услугой. Соответственно, учитывая многочисленные отличия и особенности, человек может самостоятельно выбирать, как именно ему отправлять письмо, и какой способ будет для него оптимальным.

В один прекрасный (или не очень) день вы можете обнаружить в своём почтовом ящике извещение с имеющейся на нём кодификацией «ZK» (ЗК). При этом в тексте извещения обычно не указаны ни данные об отправителе, ни что это за письмо, а лишь информация о необходимости посещения почтового отделения и получении указанной корреспонденции. Кто же является отправителем данного письма, и что такое извещение ZK? Давайте разбираться.

Кодировка «ZK» используется в почтовом обороте «Почты России», и означает, что письмо заказное. Подобную кодировку имеют извещения, уведомляющие получателя о наличии на почтовом отделении ожидающего его заказного письма.

Вместо информации об отправителе данного письма обычно указан какой-либо номер, а в худшем случае, информация и вовсе отсутствует. Что относится других данных, имеющихся в извещении, то там имеется адрес, где можно получить упомянутое заказное письмо, цифровой и штрих коды, а также несколько служебных символов.

Как правило, подобные заказные письма с ЗК-уведомлением отправляет различные государственные и муниципальные органы. К примеру, это может быть Пенсионный фонд, суды различных инстанций, налоговая служба, служба судебных приставов и другие казённые структуры.

Также, в ряде случаев, отправителем ZK-писем могут быть юридические лица – банки, страховые компании и другие коммерческие организации.

В большинстве случаев письма ЗК — это заказные письма от государственных и муниципальных органов

От кого пришло извещение ZK о заказном письме

Наиболее актуальный вопрос, который интересует людей при получении извещения с кодификацией «ZK» — что означает извещение и кто же является отправителем заказного письма? Не секрет, что некоторые письма попросту бесполезны (к примеру, различные виды рекламных рассылок), а ряд писем и вовсе не стоит получать.

Какие же существуют способы идентификации отправителя?


В случае международной почты можно также задействовать сайты track-trace.com (почта DHL, UPS, TNT, Fedex), 17track.net , globaltracktrace.ptc.post и другие ресурсы-аналоги;


Что делать, если вы не желаете получать письмо ЗК

ZK-письмо обычно остаётся на почте 7 или 30 дней, а затем возвращается отправителю. Семь дней хранятся заказные письма с суда (согласно приложению к приказу ФГУП N 114-п), а 30 дней – все остальные письма.

При этом суд, получив обратно своё заказное письмо, может посчитать, что получатель письма всё равно уведомлен должным образом, потому может начать (продолжить) судопроизводство уже без вас.

В некоторых же случаях почтальоны «Почты России» и вовсе игнорируют существующие правила, кидая заказник в почтовый ящик получателя без какой-либо подписи. Кто расписывается о получении, уведомляется ли отправитель о получении данного письма — загадка с несколькими неизвестными.

Заключение

Что это значит ZK? Письмо с уведомлением ZK обычно являет собой стандартное заказное письмо, отправляемое государственными и муниципальными структурами, а также рядом юридических лиц. Рекомендуется использовать ресурс «Почты России» для получения информации об отправителе, а далее поступать согласно сложившейся ситуации.

Вконтакте

Виды отправлений

Если вам необходимо отправить письмо, документы, открытку, романтическое послание или приглашение на свадьбу, вы идете на Почту России. Там оператор спрашивает, какой вид отправления вам необходим. Можно выбрать заказное письмо, ценное или простое.

Ценное письмо

Если вы отправляете важные документы, например, в суд или налоговую инспекцию, и вам помимо чека нужен документ, подтверждающий, что именно вы положили в конверт (опись), в этом случае вам подойдет ценное письмо. Конверт не заклеивается и подается вместе с двумя экземплярами описи, которые подписываются оператором, на них ставится печать. Один экземпляр возвращается клиенту, другой - в конверт. Сам конверт запечатывается пломбами. На письмо клеится штрихкод - персональный номер, по которому это письмо регистрируется по всему пути следования, и, соответственно, может быть отслежено вами. Ценное письмо выдается только под роспись в отделении связи.

Простое письмо

Если вы хотите отправить поздравление и вас не очень беспокоит срок и факт доставки, а интересует только цена, то ваш вид отправления - простое письмо. Вы наклеиваете марки на нужную сумму, заклеиваете конверт и бросаете его в ящик. Все это можно сделать без участия оператора, если на руках у вас уже есть марки и конверт, а значит, без очереди. Оно, конечно, дешевле, чем заказное письмо, но у него не будет номера, оно нигде не будет зарегистрировано, и если потеряется, найти и отследить его будет невозможно. Простая корреспонденция пересылается в таре по весу. Чек на отправку не выдается.

Заказное письмо

Если же вы отправляете что-то достаточно важное и хотите убедиться, что письмо дойдет, то вам необходимо заказное письмо. Оно оплачивается марками, ему присваивается персональный номер, письмо соответствующим образом проводится, регистрируется по всему пути следования и может быть отслежено. Один раз почтальон носит его на адрес доставки. Если адресата дома не оказалось, то оставляет в почтовом ящике не само письмо, а извещение о том, что необходимо зайти в отдел доставки и забрать корреспонденцию. На почте оно хранится 30 календарных дней, судебные письма - только 3 дня. Заказное письмо выдается адресату под роспись, при предъявлении документов.

Отслеживание писем

Для того чтобы убедиться в том, что ваше письмо доставлено, достаточно иметь возможность зайти в интернет и открыть сайт, на котором Почта России выкладывает информацию. Затем выбрать кнопку «отслеживание почтовых отправлений», ввести регистрационный номер (есть на чеке) и увидеть строку «вручено адресату».

Заказное письмо с уведомлением

Но иногда бывает необходимость документального подтверждения получения вашего письма, для этого существует уведомление. Заказное письмо с уведомлением отправляется с заполненным бланком. Его можно найти на барьерах в отделении или попросить у оператора. На лицевой стороне пишете свои данные, того, кому будет возвращено уведомление, на обратной стороне вы пишете, куда отправляете письмо. Также необходимо проставить галочки. В данном случае галочка - письмо, галочка - заказное. Само уведомление тоже может быть как простым (дешевле, но нигде не регистрируется и опускается почтальоном в почтовый ящик), так и заказным (ему будет присвоен свой номер, будет зарегистрировано по всему пути, выдается под роспись).

Срок доставки письма

Сроком доставки считается время, проведенное письмом в пути между отделениями почтовой связи. То есть отсчет начнется с ближайшей плановой отгрузки на отделении, принявшем письмо, а закончится, когда на отделении адресата оно будет зарегистрировано как входящее. С этого момента начнется срок хранения заказного письма. Сколько идет заказное письмо, зависит в первую очередь от расстояния. По городу и ближайшей области 2-3 дня. Междугороднее послание идет от 3 до 11 дней. Например, если вы отправляете корреспонденцию из Санкт-Петербурга в пригород Нижнего Новгорода, то срок доставки составит 5 дней между городами плюс 2 дня по области, итого 7 дней. Реальные сроки могут отличаться от расчетного времени.

Договорные отношения подразумевают исполнение сторонами своих обязательств в полном объеме. Если же одна из сторон, назовём её обидчиком, допустила нарушение условий договора, то потерпевший начинает принимать меры по устранению противоречий. В большинстве случаев спор можно разрешить и до суда, тем более в большинстве гражданско-правовых споров важно соблюсти претензионный (досудебный) порядок их урегулирования, без чего арбитражный суд вернёт исковое заявление назад.

Обычно «разбор полётов» начинается с вручения претензии (жалобы) обидчику, которую передать лично зачастую невозможно или очень сложно. Причины могут быть разные: стороны географически далеко друг от друга; состояние здоровья потерпевшего не позволяет ему посетить лично обидчика; последний отказывается принимать претензию и так далее. На помощь приходит почта, отделение которой есть практически в каждом населённом пункте. В статье мы рассмотрим, как правильно отправить претензию по почте, какие виды почтовых отправлений используются для этих целей, и какой из них будет наиболее предпочтительным?

Заказное письмо с уведомлением о вручении

Любое заказное письмо – это регистрируемое почтовое отправление (РПО). Это значит, все этапы его прохождения от места приема до места вручения адресату фиксируются документально (каждому РПО присваивается трек-номер для отслеживания), а сам факт вручения можно доказать, запросив соответствующие сведения у Почты России (письма вручаются адресату с распиской о получении). Но если вдруг дело дойдет до судебного разбирательства, то такой запрос может отнять время и затянуть рассмотрение дела. Поэтому рекомендуется любое претензионное письмо отправлять с уведомлением о вручении.

Уведомление представляет собой специальный почтовый бланк (для отправлений по России – форма 119), на котором в момент вручения ставится подпись получателя. Оно отправляется вместе с письмом, а затем возвращается отправителю с распиской в получении, пометкой почты и подписью сотрудника, осуществившего вручение.

Уведомления, как и письма, могут быть простыми и заказными. Простая карточка проследует обратный путь к отправителю аналогично простому письму – ее нигде не учитывают и не регистрируют, просто опустят в почтовый ящик. Заказное же уведомление нужно получать на почте, но при этом будет устранен риск его утраты за счет приписки к документам по всем этапам следования.

При поступлении заказной корреспонденции в почтовое отделение по месту нахождения адресата, письмо доставляется в адрес юридического лица (порядок доставки определяется договором между ним и оператором почтовой связи) или в почтовый абонентский ящик организации опускается извещение. Извещение представляет из себя специальный бланк (форма 22), который призван информировать получателя о том, что на его имя (или адрес компании) имеется регистрируемое почтовое отправление. В этом случае заказные письма вручаются в отделениях почтовой связи при предъявлении извещения, а также паспорта и доверенности (если получатель представляет юр. лицо).

Отправляя заказное письмо с уведомлением, вы обеспечите неоспоримое доказательство, что ваше заявление (или претензия) было доставлено в адрес получателя. Однако здесь нельзя исключать возможность, что в ходе судебного разбирательства получатель заявит о получении от потерпевшего конверта с чистым листом или с совершенно иной информацией, в общем, скажет, что в глаза не видел претензии.

Действительно, сам факт вручения заказного письма с уведомлением о вручении еще не говорит о том, что там действительно была претензия, а не объяснение в любви или пожелание долгой и счастливой жизни. И если гарантия вручения является несомненным преимуществом заказных отправлений, то отсутствие доказательной базы относительно вложения – неоспоримый минус. Поэтому для грамотного решения спорных вопросов лучше отправить заявление письмом с объявленной ценностью.

Ценное письмо с описью вложения и уведомлением

Ценное письмо (с объявленной ценностью) также относится к РПО и защищено от рисков утраты в пути по вине работников почты. При отправке такого письма обязательно указывается его «объявленная ценность» – это та сумма, которую выплатят отправителю в случае повреждения корреспонденции или ее утраты в результате форс-мажорных обстоятельств.

Ценные письма вручаются исключительно в почтовых отделениях по предъявлении извещения. Доставка и вручение по месту нахождения организации или по месту проживания физического лица невозможны.

Уведомление о вручении, как и в случае с заказной корреспонденцией, будет свидетельствовать о факте получения адресатом письма. Но проблема с доказыванием содержания этого письма останется открытой. Поэтому лучше будет отправить ценное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении.

Опись вложения – специальный почтовый бланк (форма 107), который заполняется перед отправкой письма (такая «опция» возможна только для ценных писем и не применяется для заказных). В описи указываются наименования содержащихся в конверте документов и их количество.

Для отправки подобного письма необходимо подготовить конверт с вложенной в него претензией. Конверт НЕ НАДО запечатывать. Заполните на конверте все необходимые поля (адрес свой и получателя). Заполните два экземпляра бланка описи ф.107. Это можно сделать на сайте почты, после чего их можно распечатать. Или возьмите пустые отпечатанные бланки непосредственно в отделении, где их и заполните.

В столбце «Наименование предметов» вписываем наименование вашей претензии, например, «Претензия на отказ возврата части страховой премии после досрочного погашения». В столбце «Кол-во предметов» пишем 1 (единицу). А в столбце «Объявленная ценность, руб.» вписываем небольшую сумму в рублях (не более 10 рублей).

Что делает работник почты:

  • сверяет опись с содержимым письма;
  • на описи ставит заверительную подпись и печать с датой и индексом отделения;
  • один экземпляр описи возвращает отправителю;
  • претензию со вторым экземпляром описи запечатывает в конверт и оформляет прием почтового отправления.

Таким образом, будет подтверждено, что вы отправляли именно претензию, а не что-то другое или вовсе пустой лист. При этом всю ответственность за соответствие описи фактическому вложению несет работник почты, заверивший опись. Квитанция об оплате, опись и полученное уведомление о вручении будет неоспоримым доказательством отправки вами претензии обидчику. А компенсировать свои расходы можно будет за счёт получателя письма (если, конечно, отправитель выиграет суд).

Обратите внимание! Для того чтобы в дальнейшем вторая сторона не могла оспорить содержание претензионного письма, желательно при составлении описи указывать наиболее подробное наименование вложенных документов. Например, «Претензия по с требованием ».

Даже несмотря на наличие описи, адресат может открыть спор по поводу содержания полученного требования. Как можно бороться с оппонентом в этой ситуации? Очень просто – скачать с сайта Почты России бланк описи и заполнить его на компьютере. При этом в текст описи мелким шрифтом вносится содержание всей претензии. Тогда наименование вложенного документа будет выглядеть следующим образом: «Претензия следующего содержания: ».

Основным минусом ценных регистрируемых почтовых отправлений с описью является отсутствие гарантии их вручения. Вполне возможно, что послание вернется отправителю с пометкой об истекшем сроке хранения. Здесь главное – не распечатывать письмо, а сохранить его до суда. В процессе заседания можно предъявить судье конверт на обозрение и вскрыть в его присутствии. Это будет гарантированным доказательством отправки «того, что нужно» и ваших благих намерений.

Если же получатель будет утверждать, что ничего не получал, или получал, но не то, что вы ему отправляли, то бремя доказывания этих обстоятельств полностью лежит на нём. Судья в этом случае наверняка встанет на сторону отправителя.

Вышеописанными способами можно отправлять любые претензионные письма:

  • заявление в суд;
  • жалобы в Роспотребнадзор, прокуратуру, ФАС;
  • претензии в банк;
  • требования заемщикам и т.п.

Как правильно отправить претензию по почте? Дополнительные меры

Допустим, что все меры, направленные на доставку претензии по почте, выполнены. Но адресат упорно не желает получать письмо. Может, потому, что подозревает о его содержимом, а, может, всё гораздо банальнее. Работникам организации просто лень сходить на почту, или, как пишут в отзывах знающие люди, юр. лица оформляют доверенности на своих работников только на получение заказных писем (согласно типовому почтовому бланку доверенности), а вот про ценные, к сожалению, забывают или ленятся их составить. Как все-таки заставить вторую сторону получить отправление?

Первое, что на форумах рекомендуют сделать, – отправить вслед жалобе телеграмму. В тексте послания нужно указать, что вы отправили письмо по почте и просите ее получить (только укажите номер письма). Телеграмму вручают непосредственно адресату, без предварительных извещений о ее поступлении. Поэтому шансов, что ее не получат практически нет. Таким образом, вы надлежаще оповестите ответчика о поступлении претензии. А в случае его отказа получать заказное (или ценное) письмо это будет расценено как намеренное уклонение от исполнения обязательств.

Второй вариант – использовать ту же телеграмму как основное средство оповещения. В этом случае весь текст претензии прописывается в пересылаемом телеграфном сообщении. Но этот способ полноценно работает лишь в тех случаях, когда размер текста небольшой, т.е. занимает не более 1 листа. Правда, такой способ «влетит в копеечку». Как вариант, можно отправить только основную мысль претензии, выдержку из неё в нескольких слова, например: «Прошу сделать перерасчёт страховой премии и вернуть её часть в связи с полным досрочным погашением кредита».

Так как правильно отправить претензию по почте? Какой способ будет наиболее предпочтительным. Обсуждающие эту тему на различных форумах сходятся во мнении, что лучше ценного письма с описью и уведомлением пока не придумано. Можно попробовать все доступные варианты с дополнительными мерами, но самым надежным способом передачи претензий всё-таки остается их личное вручение обидчику (только не забываем получить копию с отметкой о вручении, как вариант, можно подготовить второй экземпляр претензии для этих целей). Здесь и сам факт вручения нельзя оспорить, и суть переданного послания не подвергается сомнениям.

Простые письма бросаются в почтовый ящик, где они и ждут своего адресата. С заказными дело обстоит иначе. Чаще всего они несут в себе важную информацию, касающуюся взаимодействия гражданина с различными государственными органами, в том числе судами, налоговыми службами, а также банками, страховыми компаниями. Нередко бывают ситуации, когда адресат не может по каким-то обстоятельствам получить их, и тогда у него возникает вопрос, сколько на почте хранится заказное письмо.

Отличие простых от заказных отправлений

Для отправления простого письма или открытки необходимо купить и наклеить на конверт марку и отнести отправление в специальный почтовый ящик для исходящей почты. И приходит такая корреспонденция адресату тоже через личный почтовый ящик, в который её бросает работник почты.

Заказные же письма отправляются с уведомлением о вручении. Почтальон передаёт их получателям лично. Факт вручения удостоверяется отметкой о получении, удостоверенной личной подписью.

Получить такую корреспонденцию разрешается и доверенному лицу по доверенности.

Заказным отправлениям присваиваются трехзначные номера, по которым можно отслеживать их перемещение либо на сайте Почты России, либо обратившись в почтовое отделение.

Чётко определён лимит заказного письма по весу и размерам: вес не должен превышать ста грамм, габариты не должны быть более предельного размера, составляющего 229Х324 мм.

На конверте обязательно указываются полные адреса получателя и отправителя.

Заказная корреспонденция отправляется строго в отделениях почтовой связи и оплачивается в соответствии с утверждёнными тарифами.

Существует ещё такой тип почтовых отправлений, как ценное письмо с вложением. На документы, составляющие вложение, составляется опись.

Простые письма бросают в ящик адресату, а заказные вручают лично в руки

Порядок получения заказной корреспонденции

Как только заказное письмо попадает на почту, адресату направляется извещение. Если в обозначенный в нём срок получатель не является за конвертом, то по истечении пяти суток он уведомляется повторно - лично и под подпись.

В случае если получатель принял уведомление, о чём свидетельствует его подпись, но за корреспонденцией не явился, то с него взимается плата за нахождение письма на почте сверх установленного лимита. Если и в этом случае адресат не получил его, то оно подлежит хранению в течение месяца.

Срок хранения на почте

Со дня поступления письма хранятся на почте в течение 30 суток. Адресат может продлить срок хранения регистрируемых отправлений (заказные и ценные) на срок до двух месяцев на основании письменного заявления.

Хранение судебных писем

Судебные отправления - это письма и бандероли, которые направляют суды и прокуратуры. Такие отправления содержат постановления, определения, решения судов и повестки.

Конверты таких отправлений проштамповываются и сопровождаются уведомлением о вручении.

Судебные письма получаются лично под подпись. Однако, если отсутствует возможность получения лично, то в случае доставки корреспонденции на дом любой совершеннолетний член семьи получателя правомочен его принять. Это объясняется необходимостью срочного уведомления адресата о решении суда или о его явке на судебное заседание. Поэтому и хранится судебная корреспонденция меньшее количество времени. Ведь вручённое после даты определения суда оно теряет свою актуальность.

Судебные письма хранятся не более семи календарных дней, а после отправляются обратно и подшиваются в дело. При этом отправитель не несёт расходы на повторную отправку.

Обычные отправления можно бросить в ящик почты, а заказные отправляются в отделениях почтовой службы

Истечение сроков хранения

По окончании срока хранения заказные и ценные письма посылают отправителю, который должен оплатить пересылку, и только тогда он сможет забрать свою корреспонденцию. Невостребованная корреспонденция уничтожается после 6 месяцев хранения.

Если вдруг адресат не смог в установленный срок получить заказное письмо, то необходимо обратится по месту его отправления в обозначенные полгода.

Заказные письма редко теряются и чаще всего находят своих получателей.

Сколько времени будут вас ждать простые открытки и письма: они не возвращаются отправителю и утилизируются по истечении 6 месяцев.

Нормативными документами предусмотрен порядок продления хранения на основании заявления получателя.

Нормативная база работы почты

Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, Федеральные Законы: «О почтовой связи» и «О защите прав потребителей», а также собственная нормативная база Почты России.

При возникновении спорных ситуаций и видимых нарушений со стороны сотрудников почтовой службы надо помнить, что внутренняя нормативная база не должна противоречить требованиям ГК РФ и федеральных законов. И, соответственно, отсылка к нормам, прописанным во внутренних правилах, нарушающих права граждан и требования законодательства, неправомерна.

Полезно также знать и правила хранения на почте и получения и , но это уже другой разговор.

Что будет, если не получить судебное письмо. Видео