Былинные богатыри земли русской. Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ. Былинные богатыри

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.
В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .
Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Богатыри и защитники земли Русской
(беседа-игра для 3-х классов ко Дню независимости России)
Цель занятия - на примере былин и книг о богатырях воспитать чувство гордости о героическом прошлом нашей страны, познакомить с новыми изданиями по теме.

О защитниках и хранителях русской земли и русского государства издавна слагали былины богатырские – песни-рассказы о народных героях-богатырях. Песни эти были сложены много веков назад, еще в ту пору, когда столицей нашей родины был Киев, а некоторые из них в еще более далекое от нас время (больше тысячи лет назад). В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно, при большом стечении народу.

Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былинах правда. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку.

Многие русские былины рассказывают о героических подвигах народных богатырей. Все в их деяниях величаво, крупно, удивительно. Богатыря отличает огромная физическая сила: он и ест, и пьет как существо необыкновенное – выпивает единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются с недругами – рубятся «по двенадцати дней, не пиваючи, не едаючи», орудуют в бою тяжелой палицей налево и направо , так что враги валятся, как подкошенная трава.

Гиперболично, т.е. с преувеличением, изображаются враги Руси – Тугарин Змеевич, Идолище Поганое, Соловей Разбойник и другие. Так народ выказывал свое отношение к чужеземным захватчикам.
Справка:

Исследователи выделяют Киевский и Новгородский циклы былин. В Киевском изображается стольный град Киев – центр Русского государства во главе с князем Владимиром (? – 1015), которого народ прозвал Красное Солнышко. Ни один правитель Древней Руси не воспет в былинах и сказаниях так, как этот князь. Вокруг Владимира собираются богатыри из самых разных областей – Мурома, Ростова, Рязани, чтобы защитить Русь от врагов. Считается, что сочинялись былины именно в Киеве, а оттуда уже расходились по всей Руси. (со временем некоторые древние былины изменялись, их дополняли новыми рассказами, вот почему князь Владимир фигурирует в былинах, где описываются события совсем других эпох.)

Новгородский былинный цикл тесно связан с жизнью и историей этого города. Новгород – богатый, с высокой культурой город, он живет самостоятельной жизнью, хотел иметь и имел все свое – и даже былины. Самые знаменитые былины новгородского цикла – «Садко», «Василий Буслаев», «Ставр Годинович».
Но есть былины, которые нельзя отнести ни к тому, ни к другому циклу. Они древнее Киева и Новгорода и созданы еще до образования Руси. Это, например, былины об охотнике Волхе, о богатыре Святогоре.
Былины, где изображены воины- богатыри, сражающиеся с врагами за Русь святую, называют героическими.
На рубежах Русской земли богатырской заставой стоят три главных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
-А кто знает, откуда они родом?

(Илья Муромец - из села Карачарово близь Мурома.

Добрыня Никитич - из Рязани.

Алеша Попович - из Ростова Великого.)

С какими «темными силами» они сражались?

(Илья Муромец - с Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, Калином – царем татарским.

Добрыня Никитич - со Змеем Горынычем о трех головах и двенадцати хвостах , великаншей Поляницей, освободил полон русский.

Алеша Попович – с Тугариным Змеевичем, с ратью бусурманской.)


- А в дружине какого князя эти богатыри служили? Кто из русских князей больше всего воспет в былинах?

Князь Владимир Красное Солнышко.


- А кто из этих богатырей самый прославленный?

(Илья Муромец.)

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Илья Муромец».
А сейчас мы проведем викторину «Былинные богатыри» и проверим, внимательно ли вы читали и что запомнили об этих героях.

(журнал «Читайка», № 8 2008, с.18 –19):


Какие ошибки допустил дедушка Читайло-Забывайло в своем рассказе о богатырях?

(зачитываем фрагменты и уточняем ошибки).


Победителя можно наградить игрой « Сказания о богатырях русских» из журнала «Читайка» № 8, 2008 г.
Ребята, этих богатырей знают все. А слышали вы о таком герое, как Никита Кожемяка?

Ответы детей или рассказ о нем. (Альманах Клепа в Древней Руси. № 40, 1997. С. 22-27)


Дорогие мои читатели! Мы поговорили о былинных героях, а кто назовет русских князей – защитников русской земли? Кто защищал родную землю и прославился в веках так, что мы помним их имена, хотя прошли сотни лет?

Александр Невский – новгородский князь был одним из самых славных защитников Древней Руси. Народ любил его за величественную красоту, мудрость, силу и мужество.
-А кто знает, почему он получил такое прозвище – Невский?

(дети рассказывают – битва со шведами на Неве)


-Какую еще победу одержал князь Александр Невский?

(ответы детей – «Ледовое побоище» тевтонских рыцарей на Чудском озере)


Важную службу сослужил он русской земле своими победами. Невская победа и Ледовое побоище на долгое время отвадили и шведов, и немцев от попыток завладеть северными русскими землями. Западные враги русской земли убедились, что русские, даже порабощенные татарами, могут еще постоять за себя.

Александр Невский был не только выдающимся полководцем, но и умным политиком, тонким дипломатом, главной заботой которого было любой ценой сохранить мир на Руси, тем более, что многие ее земли были разорены Батыем.


-А кто из вас знает откуда родом Александр Невский?
(С именем Александра Невского связана история города Переславля. Именно в этом городе в 1220 году близ Спасо-Преображенского собора родился легендарный полководец. Здесь прошло его детство. В 16 лет он становится новгородским князем. Известно, что после победы над шведами в 1240 году он снова приехал в Переславль, восстановил крепостные стены, башни, городские строения; построил хоромы на высокой горе, где жил до 1241 года. А гора и поныне называется Александровой.

Считается, что бывал Александр и в Ярославле – приезжал на похороны своего родственника – ярославского князя Василия Всеволодовича в 1249 г. С именем Александра Невского связано также ярославское восстание 1262г., когда горожане убили и выбросили за городскую стену ордынского баскака Зосиму, который вымогал огромные поборы и довел ярославцев до отчаяния.)


Большим умом нужно было обладать, чтобы понять, что не с ордой нужно биться ослабленной Руси, а копить силы, чтобы потом сообща избавить Русь от татаро-монгольского ига. И Александр едет к татарскому хану, долго живет в чужой стране и ведет долгие разговоры с ханом. Так он спасал жизнь многим русским людям. Он привез на Русь мир и покой, потому что хан разрешил ему править Русью самому, пока казна ханская не будет знать ущерба.

Из Орды князь Александр возвращался больным. В ночь на 14 ноября 1263 г. он скончался в возрасте 43 лет. Невыразима была скорбь всех русских людей, когда они узнали о кончине Александра. Закатилось солнце земли русской. В летописи записано: «Был же крик и плач, и стон такой, какого еще никогда не бывало – так что земля содрогнулась».

Светлое и славное имя Александра всегда вспоминали потомки в трудные времена нашествий вражеских. С именем его на устах русские воины шли в бой. Когда царь Петр начал Северную войну, он издал указ, чтобы все воины знали о подвигах Александра – победителя шведов. Другим указом Петр ввел орден Александра Невского. И, отвоевав у шведов давние русские земли, повелел царь Петр перенести в Петербург гробницу с прахом Александра Невского.

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, для награждения особо отличившихся генералов и офицеров также был учрежден орден Александра Невского. Духовенство и вся Россия причислила его к лику святых и установила день его памяти - 23 ноября.

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета этого человека, но добрая память о человеке заставляет потомков представлять его прекрасным. Слава Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о настоящем его облике, из века в век творили образ могучего воина с совершенными чертами лица. (Например, «Александр Невский» Павла Корина из триптиха «Русь уходящая»).
Вот какую великую славу оставил по себе князь Александр Невский. Шведов с тевтонцами разгромил, татар от зверств на земле русской удерживал.

Прошло чуть больше 100 лет, и побил ордынцев на Куликовом поле потомок Александра Невского, московский князь Дмитрий. Сбылись мечты Александра Невского: Русь одержала победу над самым лютым своим врагом.


А кто расскажет как происходила эта битва? И почему князя Дмитрия прозвали Донским после этого сражения?
(собрал князь войско со всех русских земель и поехал к настоятелю Троицкого монастыря Сергию Радонежскому – просить совета и благословения. Сергий благословил войско. И повел князь свое войско на врага. А с ним – два монаха из Троицкого монастыря, два брата – Ослябя и Пересвет.

У речки Непрядвы, что впадает в Дон, в поле сошлись две рати. Сначала - поединок БОГАТЫРЕЙ. Кто победит, на стороне того и удача. Но равными оказались силы у татарского богатыря и русского монаха Пересвета. Ударили друг друга – и оба рухнули замертво.

И началась жестокая сеча! Ордынцы бились за добычу, а русские – за родную землю. Великой победой русского оружия закончилась битва на Куликовом поле.
- А кому известны имена Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского?

(они собрали русских людей против польско-литовских завоевателей и освободили Москву от врага в период «смутного времени»).
А известно ли вам, что по пути из Нижнего Новгорода , откуда шло ополчение Минина и Пожарского, оно остановилось в Ярославле, чтобы укрепить свои силы? И несколько месяцев здесь была временная столица русского государства. Здесь находилось правительство, монетный двор – чеканилась монета, отсюда рассылались указы и грамоты по всей Руси.
Русские бойцы всегда героически сражались и защищали свою землю. Вот послушайте какую былину написала ваша ровесница Анна Чекашева о Иване-богатыре, защитнике всей Земли в годы Великой Отечественной войны, в которой принимал участие ее прадед, защищая родной город Волгоград.

Девочка говорит: низко склоняю голову перед всеми, кто защищал нашу Родину. Свою былину я посвящаю им, защитникам Земли Русской:


Было это в годы страшные,

В годы лютые, военные…

Как пошел на нашу Землю Русскую

Немец злой – злой гитлерище


И нагнал он силы черным-черно

Ай, черным-черно, как черна ворона.

И как стал тот вражище-злодеище

Русь родную, нашу матушку,

Сапогом топтать да вытаптывать.

Долго плакала Земля Русская…

Не один день и не один год.
А злой немец – злой гитлерище –

Всех сынов и дочерей ее в полон брал,

В лагерях гноил да расстреливал.

И страдали люди русские,

И земля горела пламенем,

И не мог собраться силушкой

Наш солдат Иван – народа сын…

Был он добрым, честным, смелым был,

Свой народ любил, любил Землю Русскую.
Разозлил его ворог злой, лютый злодеище.

С боем правым, с битвою великоей,

Собрав силушку народную,

Стал Иван бить ворога заклятого,

Немца злого – лютого злодеища,

Гнать его от Волги нашей матушки.


Долго гнал его с земли Сталинградской…

Спотыкался немец, бежал и погибал поганище.

И освободил Иванушка землю Волжскую,

А потом и Русскую всю от ворога.

И по сей день народ наш Победу празднует,

Славит битву Сталинградскую,

Землю Русскую, православную!
Будьте и вы достойны памяти наших героев, богатырей. Любите Русскую землю.
Сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы …..

Им вручаем маленькие призы – ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОСПЕХОВ И ВООРУЖЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ ВОИНОВ; игру «Сказания о богатырях русских».

Литература.
1.Добрыня Никитич. Алеша Попович. Пересказала Е.Григорьева. М.: Белый Город. 1997.

2.Илья Муромец. Пересказал Н.Надеждин. М.: Белый город.2003

3.Истомин С. Минин и Пожарский. М. 2006.

4.Лубченков Ю. Русские полководцы. М.: Белый город.2002.

5.Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. М.:Русич.2000.

6.Орлова Н. Герои русских былин. М.: Белый город.2004.

7.Русские полководцы. Под ред. Б.А. Алмазова. СПб.: «Золотой век». «Диамант». 1999.

8.Тихомиров О. Былинные богатыри// Читайка. 2008. № 8. С. 18-19.

9.Тихомиров О. Александр Невский. М.: Издательский дом «Сельская новь». 1997.

10.Толстой Л. Былины. М.: Детская литература. 1984.

11.Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. М.: «Стрекоза пресс» 2005.
Приложения.
1.Тихомиров О. Былинные богатыри.// Читайка. 2008.№ 8. С.18-19.

2.Чекашева А. Былина о земле русской. //О русская земля. 2008. № 3. С. 24.

3.Приз – «Сказания о богатырях русских». Правила игры и игра.//Читайка. 2008. №8. С. 30 – 31.

4.Приз – «Изображения вооружения и доспехов древнерусских воинов».

5. Происхождение слова «богатырь». http://wikipedia.ru.
Составитель: заведующая отделом филиала № 10

Фесенко Марина Леонидовна

У Титова ручья

(историко-поэтический час).


Цель:
Дать учащимся представление о государственном празднике ;

Познакомить со страницами нашей истории;

Подвести детей к пониманию смысла праздника;

Воспитывать бережное отношение к окружающим людям;

Представить историю Ярославского грая в период польской интервенции;

Подготовительная работа:

Оборудование:

Книжная выставка «Не предать забвению»

Цитата: «Пока мы едины, мы непобедимы!»

Разделы:

«День Народного единства»

«Поле русской славы»

«Ярославский край и польская интервенция»

Исторические справки о лицах-участниках событий Смутного времени.

(Готовят участники совместно с библиотекарем)
Раздаточный материал:

«Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» - текст;

Государственный гимн Российской Федерации - текст;

Словарь терминов;

Кроссворд «Герб и флаг»
Запись фонограммы музыкальных фрагментов к мероприятию.
Оформление зала.

Ведущий I : Указом Президента в 2005 году был принят новый закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Один из этих дней - «День Народного единства»
Звучит фонограмма увертюры к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» «Слався…»
Ведущий I : Ребята, прозвучал хор ликующего «Слався!..», раздался буйный перезвон колоколов из оперы «Жизнь за царя» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. В его опере выражена трагедия крестьянина-свободолюбца и одновременно трагедия силы русского народа. Народа – освободителя.

Не случайно, цитатой к выставке «Не предать забвению» выбрана русская пословица «Пока мы едины, мы непобедимы».

Сегодня мы проведём с вами экскурс в историю нашей Родины. События, о которых пойдёт речь, произошли несколько столетий назад, но единство народа, его мощь и сила в борьбе за правое дело, актуальны всегда.
Ведущий II : Итак, давайте мысленно перенесёмся в начало 17 века. После смерти Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер. Средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - не изве­стно. То ли от болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в наро­де слух ходил: конечно, убили цар­ское дитя! И убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Году­нов Борис Федорович! Борис Годунов для страны много хорошего сделал, еще больше заду­мал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще - неурожай, голод. Кто вино­ват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает! И началось в Русском государст­ве страшное время, которое назва­ли Смутой.
Ведущий I : Началось оно с того, что в Лит­ве вдруг объявился беглый мо­нах и назвал себя царевичем Дмитрием, чу­десным образом спасшимся! В истории отмечен как Лжедмитрий I.
Историческая справка № 1 (Лжедмитрий I)
Ведущий II : Польский король Сигизмунд III решил «Что самая пора скинуть Бориса, а царём в Москве поставить своего человека». Поляки понимали, как выгодно для них поддержать Лжедмитрия I. Но не грех, чтобы рядом с ним был «свой» человек», таким человеком стала Марина Мнишек.
Историческая справка № 2 (Марина Мнишек)
Ведущий I : А кто же такой Лжедмитрий II?
Историческая справка № 3 (Лжедмитрий II)
Ведущий I : С Лжедмитрием было покончено, но разоренное Российское государство находилось на краю гибели. 19 июля 1610 года царя Василия Шуйского свергли с престола бояре-изменники и насильно постригли в монахи. В страну вторглись польско-литовские интервенты. Началось тяжелейшее на Руси время междуцарствия, народных восстаний, запылала земля под ногами захватчиков. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал первое ополчение и двинулся на Москву.

Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви – самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступить против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин выступил на сходе с пламенной речью. Минин говорил своим согражданам:

Народная песня: «Оставляйте вы свои домы…»
Ведущий I : Нижегородские посадские люди поручили Минину руководить новым ополчением. В истории это считается вторым ополчением. Нужен был ещё и опытный военночальник. Таким оказался князь Дмитрий Пожарский.
Историческая справка № 4 (Козьма Минин)

Историческая справка № 5 (Дмитрий Пожарский)
Ведущий II : Ополчение двинулось на Москву длинным путём: Нижний Новгород – Ярославль – Москва. В пути ополчение росло, люди стекались отовсюду.
Обратимся к истории нашего города в этот период.

Ведущий II : Ярославль был одним из наиболее богатых торговых российских городов, поэтому он так привлекал захватчиков. Второй самозванец даже грамоту прислал: «Брать с ярославцев всякие товары на царя».

Поляки разгромили Ростов. Известие об этом устрашило ярославского воеводу Барятинского, и он решил сдать город без боя. Захватчики грабили и разоряли городское и сельское население, облагали его тяжёлыми поборами. Попытка сопротивления ярославцев привела к жестокой расправе над ними.

В феврале-апреле 1609 года произошли восстания в Вологде, Галиче, Костроме, Суздале, Ярославле, Романове, Мологе, Рыбной Слободе. В апреле вологодское ополчение под руководством воеводы Никиты Вышеславцева подошло к Ярославлю.
Звучит фонограмма «Благовест» (Колокольный звон)

Историческая справка № 6 (Никита Вышеславцев)
Ведущий I : К исторической справке добавим некоторые факты. (Отрывок из книги

Генкина Л.Б. со стр. 110-111)

Ведущий II : Озлобленный неудачами неприятель подступил к Рубленому городу и Спасской

обители и крепко держа ли эти пункты в осаде, громя стены. Но засевшее в

монастыре войско храбро отражало все приступы, и усилия Северной Руси

отступил от нашего города. Воеводы Никита Вышеславцев и Сила Гагарин,

духовенство и все ярославцы решили в память избавления от врагов

воздвиг нуть храм, посвятив его Казанской Божией Матери и поставить в нём

Слово «богатырь» вызывает у современного человека стойкую ассоциацию с могучими воинами, облаченными в кольчуги, которые с мечом в руке берегут Киевскую Русь от супостата. И мало кто знает, какими они были на самом деле.

Первыми богатырями были монгольские полководцы!

Все мы ещё со школьной скамьи знаем о древнерусских былинных богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. С недавних пор их образы активно и успешно эксплуатируются в мультипликации. Это не нравится многим взрослым, которым претит трансформация богатырей из героев эпоса в героев поп-культуры. Однако правда в том, что былинные богатыри так же далеки от своих исторических прообразов, как и герои мультипликации. Ибо и те и другие - суть выдумка…

Былинные времена

Впервые слово «богатырь» попадает в древнерусские летописи уже во времена заката Киевской Руси, в грозный час Батыева нашествия. Запись относится к событиям 1240 года. «Пришёл Батый к Киеву с силой тяжкой многим множеством силы своей, и окружил город. И обступила сила татарская, и был город в осаде великой… Воевода его первый - Себедяй богатур и Бурундай богатур, который взял Болгарскую землю и Суздальскую» , - рассказывает нам Ипатьевская летопись.

Итак, первыми «богатырями» древнерусской летописи являются татарские полководцы Субэдэй и Бурундай, которые выступают совсем не как защитники Русской земли. Если мы заглянем в Большую советскую энциклопедию, то узнаем, что слово «богатырь» происходит от древнетюркского «багатур» - «храбрый воин». Оно встречается в летописях начиная как раз с 13-го века.

Логично предположить, что все известные нам «богатырские» былины созданы не ранее всё того же 13-го века, а то и позже. Также не стоит искать в так называемых «былинах киевского цикла» реальные события.

Единственный персонаж, который связывает былины с исторической Киевской Русью, - это великий князь Владимир Красное Солнышко. Но и он похож на своего исторического прототипа Владимира I Святославича не больше, чем его мультипликационный тёзка. А уж «научные» сопоставления половецкого хана Тугоркана с былинным Тугарином Змеем, что летает по небу и дышит огнём, не лезут ни в какие ворота.

Интересно и то, что большая часть известных ныне былин записана в бывших новгородских землях. Остальные - в разных частях нынешней России. Но ни в Белоруссии, ни в Украине (которые также входили в Киевскую Русь) не зафиксировано ни одной былины - хотя есть предания того периода.

Вывод очевиден: известные нам «древнерусские» былины являются «новоделом» 13-15 веков. Причём «новоделом» новгородским, имеющим самое отдалённое отношение к истории собственно Киевской Руси. А вот какие песни слушали жители Киева в более ранние времена - нам, увы, неизвестно.

Дошедшие до нас былины - это, прежде всего, литературно-эпические произведения, возникшие как реакция на татаро-монгольское иго и призванные поднять народный дух в эту нелёгкую годину. В то же время былинная лексика уже содержала неологизмы типа тюркского «богатырь». А в более поздних былинах Илья Муромец даже назван «старым казаком», что даёт нам верхний предел их возникновения - 16-й век.

«…и удавил муж печенежина»

Всё вышесказанное вовсе не означает, что во времена Киевской Руси не было отважных воинов. Были, конечно! Правда, называли их не «богатыри», а «храбры», «хоробры» или «храборы» (родственное прилагательное «храбрый»). Из летописей мы знаем множество примеров личной воинской доблести князей - таких, как Святослав Игоревич, Андрей Боголюбский, Изяслав Мстиславич, Мстислав Храбрый, Мстислав Удатный, Даниил Галицкий. А также их дружинников: Евпатия Коловрата, противостоявшего с малой дружиной Батыю; дворского Андрея, пленившего венгерского воеводу Фильния; тысяцкого Дмитрия, защищавшего Киев от всей Батыевой орды.

В 992 году печенеги учинили набег на Русь. Князь Владимир вышел им навстречу и остановил на реке Трубеж у брода. Обе стороны не решались начать бой. Тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал князя Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года».

Владимир послал глашатаев по своему лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» . И тогда пришёл к князю один старик и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками» . Обрадованный князь призвал чудо-молодца к себе, но тот сначала попросил его проверить. На него натравили разъярённого вола, но молодец увернулся и отхватил рукой у вола кусок мяса. Впечатлённый князь сказал, что тот может биться с печенегом.

На следующее утро состоялся поединок: «И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились крепко, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И воскликнули русские, и побежали печенеги, и гналась за ними Русь, избивая их, и прогнала» .

По словам «Повести временных лет», князь Владимир сделал своего поединщика и его отца «великими мужами». А в честь победы заложил город Переяславль. Тут автор «Повести…» для красного словца немного приврал - ведь город Переяславль был известен ещё в начале 10-го века. Автор «Повести…» также не называет русского «храбора» по имени. Но народные предания величают его Никитой Кожемякой или Яном Усмошвецом.

Покорение касогов

Второй случай произошёл в 1022 году с братом Ярослава Мудрого, Мстиславом Владимировичем Храбрым, князем Тмутараканским. Когда он пошёл в поход на касогов (кавказское племя, предки нынешних черкесов и адыгов), то в личном поединке одолел касожского вождя Редедю, а потом зарезал его.

К слову, ныне этот эпизод часто трактуют неправильно, а тот факт, что Мстислав зарезал Редедю ножом, считают постыдным. Однако Мстислав, по представлениям своего времени, поступил в высшей степени благородно, сохранив кавказскому джигиту главное - честь. Ибо ещё перед поединком Редедя поставил условие: «…если одолеешь ты, возьмёшь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое всё».

Мстислав в поединке победил (предварительно обратившись за помощью к Богородице): «…и ударил им о землю. И вынул нож и ударил его ножом в гортань и так зарезан был Редедя. И пошёл в землю его и взял все богатства его, и жену его, и детей его, и обложил касогов данью» . То есть Мстислав зарезал Редедю, чтобы тот не был свидетелем того, как русич по условиям поединка будет брать «богатства его, и жену его, и детей его». Возвратившись в Тмутаракань, князь воздвиг церковь Богородицы.

К слову, уже в следующем году Мстислав пошёл на брата Ярослава с войском, в котором были и касоги. То есть, по их представлениям, Мстислав победил Редедю в честном бою и сам стал касожским князем по праву.

Подводя итоги всему сказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что «храборы» никогда не переводились на Руси. Однако изучать этот вопрос только по былинам или другим сугубо литературным произведениям было бы опрометчиво.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

"Богатыри – защитники земли Русской" в старшей группе.

Задачи:

  1. 1.Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
  2. 2.Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  3. 3.Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Материалы:

Репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; карта России, книги о богатырях, звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.

Словарная работа:

Русь, предки, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

Ход занятия

Звучит музыка «На родной почве» в исполнении Савинова.

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какая она – наша Родина?

Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.

Педагог. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

(предполагаемые детские ответы) Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

(предполагаемые детские ответы) «Славяне» похоже на слово «слава».

Педагог. А это значит, что славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян?

(предполагаемые детские ответы) Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом.

Педагог. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

(Слышится набатный звон) Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришел враг, а народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.
Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки – защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Педагог. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Педагог. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Педагог. А откуда вы знаете о богатырях?

Дети. Из былин, русских народных сказок, стихотворений

Педагог. А сейчас давайте изобразим богатырей (дети встают)

Физминутка «Богатыри»

Богатырь – вот он каков: (изображают силача)

Он силен, он здоров,

Он из лука стрелял, (имитируют движение)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал,

Подрастем мы и, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

Педагог. Много вы знаете о древних защитниках земли Русской. Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Педагог. Может, кто-то знает, как она называется?

Ответы детей.

Педагог. Кто-нибудь из вас знает имя художника, который написал эту картину?

Ответы детей.

Педагог. Да, это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Педагог. Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

Дети. Русские богатыри.

Педагог. Кто назовет их имена?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Читает стихотворение педагог или дети:

Три защитника, три брата,
Три богатыря!
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,
Мать-земля, родные хаты…
- Эй, смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копьё, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырь родной!

Рассказ педагога по картине: (тихо звучит симфония «Богатырская» А.П.Бородина)

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту.

В: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку? Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга – железная рубашка.)
Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава. Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой.)

Под музыку А.Пахмутовой «Богатырская наша сила» входят дети - «богатыри» и приносят письмо с заданием – собрать богатыря в дорогу

В: Ребята, хотите помочь богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

Д/И «Собери богатыря в дорогу»

На доске или на столе дети из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям. (тихо звучит

Педагог. Молодцы! А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети.

Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!

Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена.

А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастите настоящими защитниками России.

(громко звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»)

Дети – «богатыри» проходят почетный круг, остальные аплодируют им.

В русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками. И все это пронесено нашими предками через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца


Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич - даже родственник князя Владимира. Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.


От рождения Илия был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе всей богатырской рати. Их молодой силе и мощи, всегда волнующейся, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, всеми уважаемый за свою силу духовную, всех объединяющий и примиряющий предводитель.


Из былин видно, что Илия Муромец - особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает.


Здесь очень важен момент испытания веры Илии - «по вере вашей да будет вам». Господь ничего не творит с человеком насильственно. Требуется свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию «калик перехожих» попытаться встать.


Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и телесной силы.


По всему видно, что Илия получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога великая сила. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской.






Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить. Илия не испугался, поехал дорогой прямоезжей. Очистить ее от разбойников это был его первый подвиг.



Илия называет его «ласковым князем». В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.


К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был Илия Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей.


Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк-великана) за «железные врата» на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.


Эта внешняя война не мешала русскому народу под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строить монастыри и храмы, крепости и посады, пахать землю и растить детей, слагать величественные былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа.


И столетия спустя народ вспоминал то время, как одно из самых праздничных и светлых в истории Руси, с любовной памятью хранил многие века имена и деяния своих защитников-богатырей. Сохраненные народной памятью подвиги богатырей помогли выжить народу в тяжелые годы монголо-татарского ига, возродить Русь Великую.


Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага дало почувствовать себя разным славянским и угро-финским племенам единым народом, объединенным истиной Православной веры. Этому-то благородному делу призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И поэтому он останется навсегда в памяти народа русского.


По былинам Илия не знает поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе всегда остается монахом- подвижником. Его нигде не называют удалым - спокойная, величавая мощь Илии выше удали и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.


Илия Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные, доказательством тому нетленные мощи Илии, которые и доселе покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.



Высок и светел образ преподобного Илии, он близок сердцу каждого русского человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отечеству и народу.