Биография. Прозаические произведения Деятельность в качестве фольклориста

Франко, Иван Яковлевич

Главный из современных представителей малорусской литературы, беллетрист, поэт, ученый, публицист и руководитель демократической партии малороссов Австрии. Род. в 1856 г. в галицийском с. Нагуевичах, в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах ("Малый Мирон" и др.) изображает самыми светлыми красками. Отец Ф. умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую "нормальную" школу; но отчим Ф., тоже крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Ф., так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей (см. автобиогр. рассказы: "Чистописание", "Карандаш" и др.); по признанию Ф., ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом и в гимназии Ф. шел первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, он писал на народном малорусском языке. Поступив в 1875 г. в Львовский унив., Ф. присоединился к студенческому кружку партии так наз. москвофильской, которая тогда была в Галиции еще сильна; эта мнимо-русская пария питает под именем любви к России исключительно любовь к ее реакционным и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и в своем презрении к малорусским крестьянам пишет так наз. "язычием", т. е. очень уродливым жаргоном, представляющим хаотическую смесь российской тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Ф. стал помещать в органе студентов-москвофилов "Друг" свои стихотворения и длинный фантастический роман "Петрии и Добощуки" в стиле Гофмана. Под влиянием писем киевского проф. M. П. Драгоманова молодежь, группировавшаяся вокруг "Друга", познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык своего галицкого демоса - малорусский; таким образом малорусская литература получила в свои ряды вместе со многими другими талантливыми работниками и Ф. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградного "Слова" В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию "Друга". Члены ее в 1877 г. были все арестованы, и Ф. провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое обскурантное общество - не только москвофилы, но и так наз. народовцы, т. е. украинофильские националисты старшего поколения с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными; Ф. должен был оставить и университет (он окончил унив. курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре). Как это пребывание в тюрьме 1877 г., так и вторичное заключение в 1880 г. и еще одно в 1889 г. близко познакомили Ф. с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления ("Дзвiн", "Молот", "Громадський друг" 1878, "Cьвiт" 1880 сл., "Народ" с 90-х гг. и др.); они-то составили главную славу Ф. и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни во ров и бывших людей (особенный успех имела повесть "На днi" = "На дне общества", 1880); чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (лучше всех - роман "Boa Constrictor" = "Кулак", 1884; "До сьвiтла!" = "К свету!", 1889, перев. на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды). Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Ф. проявил талант и в области объективного историч. романа: его "Захар Беркут" (1883, из времен татарского нашествия XIII в.) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала "Зоря", который не усмотрел в нем "натурализма Золя" (псевдоклассики и схоластики-галичане всегда выставляли против Ф. этот упрек). На Украйне этот роман привлек серьезное внимание читателей к его автору, столь непохожему на заскорузлое большинство галичан, и положил начало более близкому общению Ф. с украинцами России. За "натуралистическими" и "радикальными" произведениями Ф. галичане тоже не могли не признавать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему инертному, непросвещенному буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Ф. в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для народовцев побуждением искать сотрудничества Ф. в их органах. Понемногу между Ф. и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа "Зоря". Два года Ф. вел "Зорю" очень успешно, привлек в сотрудники ее всех талантливейших писателей из Украйны российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой "Панськi жарти" ("Барские шуточки"), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее, в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Ф. к русским писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой малор. шовинизму чуялось москалефильство. Высшую симпатию Ф. нашел зато у малороссов Украины, где его сборник стихов "З вершин i низин" ("С высот и долов", 1887, 2 изд. 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда "В потi чола" (1890; есть рус. пер. "В поте лица", СПб., 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в "Киевской старине", под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, напр., его антииезуитскую повесть "Миссия" ("Ватра", 1887). Ее продолжение, "Чума" ("Зоря", 1889; 3 изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Ф., так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Ф. в националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Ф., Павлика и всех прогрессивных малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию (см. Галицко-русское движение). По соглашению 1890 г. (это так назыв. "новая эра") малорусский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе до унив. включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересами крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Ф. и Павликом для противовеса "новой эре", приняла название "русько-украiнська радикальна партия"; ее орган "Народ" (1890-95), в котором Ф. писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); теперь вместо "Народа" эта очень усилившаяся партия располагает другими газетами и журналами. "Народ" проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крест. благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись "Народу" нередко чем-то казарменным, "вроде Аракчеевских военных поселений" (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Ф. кончил тем, что стал популяризовать (в "Життї i Словi") английское фабианство (см.). В религиозном отношении "Народ" был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении "Народ" так же крепко держался малорусского языка, как и "новоэристы", и считал употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике "Народа" против узко-националистической "Правды" наиболее едкие статьи принадлежали Ф.; изданный им том политических стихотворений ("Нїмеччина", "Ослячi вибори" и т. п.) еще более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Ф. совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. В первые два года издания "Народа" почти прекратились поэтому беллетристическое творчество Ф. и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф. разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. изд. сборник "Зiвяле листье" - "Увядшие листья" - нежно-меланхолич. любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht). Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым занятиям, вновь записывается в Львовский унив., где намечается проф. Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у акад. Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф", издает (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал "Життье i Слово", печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Ф. в Львовском унив., профессорский сенат избрал его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя "ярмо барщины" (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме". Тяжелое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике стихотворений "Мiй Iзмарагд" (1898, сост. по образцу древнерусских "Измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Ф. обрисовал в романах "Основи суспiльности" = "Столпы общества", "Для домашнього огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и др. Такие произведения, как "Основи суспiльности", истолковывались польскими врагами Ф. в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа. Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче по случаю его юбилея "Der Dichter des Verraths" (в венск. журн. "Zeit"). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских ("Киевск. стар.", "Сев. курьер"), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от темной квартиры и голодная смерть с семьей. Как раз к этому времени "Ученое общество имени Шевченка во Львове" получило под председательством проф. Грушевского прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечен Ф. С 1898 г. он состоит редактором "Литературно-наукового вicтника", лучшего малороссийского журнала, издаваемого общ. имени Шевченка; здесь и печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман "Перехреснi стежки" = "Перекрестные тропинки" (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: "Iз днiв журби" = "Из дней скорби" (1900). Ученые сочинения Ф. по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в "Записках" Ученого общ. имени Шевченка и - монографиями - в многочисленных "Трудах" секций общества, в одной из которых Ф. состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Ф., составленный М. Павликом, образовал объемистую книгу (Львов, 1898). 25-летний литературный юбилей Ф. торжественно отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран. Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Ф. сборник "Привiт" (1898). Некоторые сочинения Ф. переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в последнее время - русский яз. Из обширной литературы о Ф. важны: 1) предисловие Драгоманова к "В потi чола" (Львов, 1890). где помещена автобиография Ф.; 2) обстоятельная биография и анализ произведений - в "Ист. малорос. лит." проф. Огоновского; 3) статья О. Маковея в "Лiт-Н. Вiстн." (1898, кн. XI); 4) "Iв. Ф." - обзор проф. А. Крымского (Львов, 1898). См. ст. Е. Дегена в "Нов. слове" (1897, кн. III) и предисловие М. Славинского к русскому переводу "В поте лица" (СПб., 1901). Об этнограф. трудах Ф. - у проф. Н. Сумцова во II т. "Современной малор. этнографии".

А. Крымский.

{Брокгауз}

Франко, Иван Яковлевич

(1856-1916) - известный украинский писатель, публицист, ученый и общественный деятель. В эпоху расцвета своего творчества (70-80-е гг. 19 в.) - "представитель рабоче-крестьянской интеллигенции того времени, певец пролетаризированного крестьянства и первых кадров украинских рабочих масс, враг национальной буржуазии всех мастей" [из тезисов Агитпропа ЦК КП(б)У]. Родился в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те. Испытал влияние идей "Громады " и федералиста Драгоманова (см.). Основатель "русско-украинской радикальной партии" (леводемократической), подготовившей почву для социал-демократии. Неоднократно подвергался политическим преследованиям, сидел в тюрьме. Ф. сыграл крупную роль в развитии украинской культуры. Его деятельность началась в эпоху, когда в Галиции зарождался пролетариат. Он был знаком с учением Маркса (некоторые труды которого он перевел на украинский язык), но он не понял роли капитала и пролетариата в историческом развитии, оставшись на позиции мелкобуржуазного социализма, выражая гл. обр. интересы трудового крестьянства. Свой социальный идеал свободной крестьянской общины Франко изобразил в утопической повести "Захар Беркут" из жизни Карпатской Руси 13 века. Ф. первый в украинской литературе дал произведения, отличавшиеся яркой социальной тематикой, и первый дал образ рабочего. В рассказах "Бориславські оповідання" (1877-90), в повестях "Boa Constrictor" (1878), "Борислав сміеться" (1881) Ф. показал процесс пролетаризации крестьянства, процесс капиталистического накопления в Галиции в 70-80-х гг. 19 в., жуткую эксплуатацию и борьбу рабочих на нефтяных промыслах. В основу этих ранних произведений Ф. положил творческий метод натуралиста Золя. В своем творчестве, особенно в начальном периоде, Франко выступал как публицист, придавая эстетической стороне своих произведений второстепенное значение. Лирика Ф. первого периода также посвящена мотивам социальной борьбы угнетенных ("Товарищам из тюрьмы", "Каменяр", "Вічний революціонер"). Сборник его стихотворений "3 вершин і низин" (1873-90) проникнут пафосом революционной борьбы за всемирное братство трудящихся. Этим же задачам служили сатиры и сказки Франко ("Без праці", "Свиняча констітуція", "Гострий староста"). С середины 90-х гг. Ф. уходит от активной общественной работы и с социалистических позиций. В 3-м цикле стихотворений его сборника интимной лирики - "Зiвъяле листя" (1886-96), в сборниках "Мій ізмарагд" (1898), "Из днів журби (1900) - уже преобладают настроения одиночества, сознание своего бессилия в искоренении социального зла, мотивы бегства на лоно природы. Ограниченность мелкобуржуазного социализма Ф., окрашенного прудонизмом, отрыв от революционного рабочего движения завершились в творчестве Ф. попыткой реформистского примирения противоречий труда и капитала. Так, если в первой редакции повести "Boa Constrictor" (1878) предприниматель Герман Гольдкремер представлен в образе жестокого угнетателя, то в третьей редакции (1907) он является уже гуманным, любимым опекуном рабочих, эксплуататорскую деятельность которого автор оправдывает законом борьбы за существование.

Ф. принадлежат многочисленные переводы из мировой литературы: более 60 авторов с 10 иностранных языков. Работал Ф. и как литературовед, оставив ряд ценных работ по теории и истории литературы ("Нарис исторії русько-української літературы до 1890 p.", 1910).

Соч. Ф.: Твори, т. I-XXXII, под ред. Лизанівського та С. Пилипенка, Київ, 1925-31. Переведены на рус. яз.: Бориславские рассказы, М.-Л., 1930; Boa Constrictor, [Харьков, 1928]; Борислав смеется (Повесть), М.-Л., 1929; На дне (Сто повестей и рассказов), Харьков, 1927; Ради домашнего очага (Повесть), [Харьков, 1928]; Захар Беркут (Картины общественной жизни Карпатской Руси 13 века), М.-Л., 1929, и др.

Лит.: Коряк В., Нарис історії української літератури, 2 вид., Харків, 1927; его же, Українська література (Конспект), 3 вид., Харків, 1931; Дорошкевич О., Підручник історії української літератури, 5 вид., Харків-Київ, 1930; Mузичка А., Шляхи поетичної творчості Івана Франка, Одеса, 1927; Степняк М. и др., Про оповідання I в. Франка, Харків, б. г.; Іван Франко (15/VIII 1856-28/V 1916), Харків, 1926 (юбилейный сборник); Панасюк О., До творчої методи Івана Франка в повістях з робітничої тематики, "Життя и революция", Київ, 1932, № 2-3.

Л. Пидгайный.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Франко, Иван Яковлевич" в других словарях:

    - (1856 1916), украинский писатель. Участник национально освободительного движения в Галиции. В стихах (сборники «С вершин и низин», 1887; «Из дней печали», 1900), поэмах («Смерть Каина», 1889; «Иван Вышенский», 1900; «Моисей», 1905) мотивы… … Энциклопедический словарь

    - (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано Франково Дрогобычского района Львовской обл., √ 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче. В 1875 поступил на… … Большая советская энциклопедия



Франко Иван Яковлевич (1856-1916) - великий украинский писатель-мыслитель, учёный и общественный деятель. Родился в семье крестьянина-кузнеца на Дрогобычщине. После многочисленных мытарств и бедствий окончил гимназию; учился в Львовском университете. Австрийские власти преследовали Франко, трижды бросали в тюрьму по обвинению в социализме, в создании тайных обществ, в симпатиях к русским, в связях с крестьянским движением. Мировоззрение Франко формировалось под влиянием Т. F. (см.) и русских революционных демократов - (см.), (см.), (си.), (см.), (см.), Салтыкова-Щедрина, Некрасова.

Распространение марксизма повлияло на развитие революционно-демократической идеологии Франко в сторону научного социализма. Он изучал и популяризировал « (см.) Маркса и Энгельса и « » (см.) Маркса; впервые перевёл на украинский язык 24-ю главу I тома «Капитала» и избранные разделы из « » (см.) Ф. Энгельса.Мировоззрение Франко тесно связано е освободительным движением трудящихся, с пробуждением к политической жизни пролетариата, формировавшегося в то время в районах нефтепромыслов и в городах Западной Украины, с достижениями естествознания, с учением (см.) и дарвинизмом. Франко критикует лже дарвинистов, применяющих биологические законы к истолкованию развития человеческого общества и делающих на основе этого реакционные выводы. Он призывает к демократизации науки, к превращению её в орудие борьбы за интересы трудящихся.

Философские взгляды его изложены в работах: «Несколько слов о том, как упорядочить и вести наши народные издания», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Литература, её назначение и важнейшие черты», «Критические письма о галицийской интеллигенции», а также в целом ряде художественных произведений. Основу всего сущего Франко видит в материи. Природа бессмертна, вечна, находится в постоянном движении, бурлении. Дух не есть второе миро созидающее начало, а лишь отблеск движущейся материи, функция материального мозга и нервной системы. Человеческие знания Франко трактует как отражение действительности, природы. Он опровергал агностицизм и релятивизм.

Франко высказывал некоторые диалектические идеи, он видел непрерывное изменение мира, его противоречивость, ориентировался на то, что идёт вперёд. Он - атеист, борец против фидеизма и неприкрытой поповщины, против клерикализма и религиозного воспитания молодёжи. Ярчайшие публицистические произведения писателя направлены против Ватикана, католицизма, униатства, сектантства. Франко критиковал лживую теорию вечности капитализма, разоблачал капиталистическое общество как общество хищническое, пожирающее поколения и разрушающее здоровье и нравственность масс. Это - мир обмана и насилия. Буржуазная демократия, провозглашая «равенство» перед законом, «выглядит так, как будто утешают голодного тем, что он имеет право быть сытым, не давая ему хлеба». Франко твёрдо верит в торжество революции. Ссылаясь на учение Маркса о социализме, Франко призывает к устранению «стены», отделяющей рабочего человека от орудий производства, к превращению орудий производства в общественную собственность, к ликвидации «меж», этого синонима частной собственности, к коллективному труду и распределению по труду.

В борьбе за идейность литературы Франко противопоставляет идеалистической эстетике с её метафизическими представлениями о вечных нормах искусства материалистическую эстетику Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Шевченко. Ои подчёркивает исторический характер искусства, утверждает, что жизнь - главный двигатель в искусстве. Для Франко, как и для Шевченко, поэзия - это «сгущённая, концентрированная, выкристаллизовавшаяся действительность». Он подвергает беспощадной критике теорию «искусства для искусства», упадочничество, декадентство в литературе. В своих художественных произведениях Франко глубоко реалистически отразил подневольное положение трудящихся Западной Украины. Он впервые ввёл в украинскую литературу образ рабочего. М. Горький высоко ценил творчество Франко. Выдающийся патриот, поборник-дружбы украинского и русского народов, Франко верил в то, что «час придёт!» - и Украина засверкает «в багряном ореоле в кругу народов вольных...».

Он боролся за воссоединение Украины в составе России, где, по его убеждению, началась «весна человечества» - революция 1905 г. Выступая за равенство народов, Франко писал: «Нация, которая во имя то ли государственных, то ли каких-либо иных интересов угнетает, душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, роет могилу сама себе и тому государству, которому как будто должно служить это угнетение». Он доказывал невозможность решения национального вопроса без решения вопроса социального. Франко был реши-, тельным противником как буржуазного украинского национализма, так и безродного космополитизма. Он первым на Украине разоблачил М. Грушевского как идеолога украинского буржуазного национализма, ого лжетеорию без буржуазности украинской нации, заклеймил деятельность шпионской организации, которая демагогически назвала себя «Союзом вызволения Украины», осудил книгу М. Грушевского по истории Украины, написанную в угоду немецким агрессорам, готовившим план захвата Украины, отторжения её от России. Научный интерес представляет книга Франко, направленная против М. Грушевского (1912).

В идейном развитии Франко имели место и ошибочные взгляды. Не всегда ему удавалось избегнуть национальной ограниченности, на что в интересах демократического национально-освободительного движения на Украине указал Ленин. Франко не стал в своих взглядах марксистом, но вся его славная жизнь, его огромный художественный талант, который он поставил на службу трудящимся, его боевая деятельность в интересах освобождения украинского народа и упрочения дружбы русского и украинского народов принесли ему всеобщую любовь; не только украинский народ, но и все народы Советского Союза чтут память Ивана Франко.

Иван Франко - известный украинский поэт и писатель. Он отличился не только в литературной, но и в общественной и научной деятельности. Одним из величайших жителей Украины является Иван Франко. Биография его, однако, будет интересна не только украинцам.

Происхождение Франко

Годы жизни нашего героя - 1856-1916. Иван Яковлевич Франко появился на свет в селе Нагуевичи. Сейчас оно находится во Львовской области (Дрогобычский район). Отцом его был сельский кузнец. Иван рос сиротой. Его отец, Яков Франко, умер в 1865 году. В это время мальчику было всего 9 лет. Позже, в 1872 году, скончалась и его мать, Мария Кульчицкая. Несмотря на непростое материальное положение, Иван учился.

Период обучения

С 1862 по 1864 год он ходил в школу, находившуюся в соседнем селе; в 1864-67 - в начальную школу, расположенную в Дрогобыче; а в период с 1867 по 1875 год Иван посещал гимназию в Дрогобыче. Впоследствии, будучи уже известным писателем, он с возмущением описывал порядки, царившие в гимназии. В таких рассказах, как "Карандаш", "Урок чистописания", "Гриць в школе", "Отец-юморист" Иван Франко с удивительной правдивостью изобразил жестоких учителей, которые вбивали в головы детей тупую гимназическую премудрость.

Вкратце опишем один из этих рассказов. В произведении "Отец-юморист" речь идет о человеке, которого считают весельчаком, юмористом. Однако на самом деле этот худощавый мужчина с лошадиным лицом дразнит детей, если они допускают ошибки, издевается над ними, наказывает розгами, сажает ребят на "ослиную скамейку". Другие учителя, изображенные писателем, были не лучше.

Фото, представленное выше, относится к 1870 году. Это гимназическая фотография, на которой запечатлены одноклассники Ивана (сам он - во втором ряду, первый слева).

Франко не стал бы выдающимся человеком, если бы в свое время не пополнял чтением книг свои школьные знания. Чтение было его любимым занятием. Иван добывал книги, где мог: в библиотеках, у товарищей, а иногда, скопив немного денег, покупал дешевые издания. Следует сказать, что Иван отличился в учебе. В 1875 г. ему была предоставлена стипендия из фонда Гловинского. В этом же году, осенью, он поступил во Львовский университет, на филологическое отделение. Стипендия Ивану Франко предоставлялась на весь период обучения в университете. Казалось, что Ивана ждет спокойное и обеспеченное будущее. Он мог стать профессором в университете или учителем гимназии. На это рассчитывали его друзья и родные.

Первый арест

Однако в первые же годы обучения в университете Иван Франко проявил себя в качестве общественного деятеля, к тому же социалистического, прогрессивного направления. Он завел дружбу с Михаилом Павликом и Остапом Терлецким. Через первого он завязал переписку с М. Драгомановым, находившимся в то время в Женеве. Драгоманов был революционным социалистом, опасным в глазах украинской полиции. Из-за переписки с ним наш герой был арестован в июне 1877 года.

Вместе с товарищами Ивана Франко обвиняли в создании тайного социалистического общества. В январе следующего года суд признал Ивана виновным. Он был приговорен к шести неделям заключения. Так как в то время срок следственного заключения не засчитывался в наказание, Ивана выпустили на свободу только через шесть недель, 5 марта 1878 года.

Последствия ареста

Срок наказания был небольшим, однако его последствия оказались ужасными. Дело в том, что человек, имеющий судимость, по закону не мог стать учителем. Из-за этого цель дальнейшего обучения Ивана Франко стала неясной. У нашего героя к тому же отобрали стипендию. Кроме того, Франко серьезно простудился во время заключения. Эта болезнь позднее стала хронической. Она преследовала Ивана всю жизнь. Но и это еще не все последствия заключения. Отец невесты Франко, Ольги Рошкевич, был священником и отказал ему в сватовстве. Он даже запретил Ольге видеться с "преступником" и переписываться с ним. Их брак, к сожалению, так и не состоялся.

Новые преследования

Полицейские преследования нашего героя на этом не закончились. Он был вновь арестован в Коломые в марте 1880 года. Франко опять обвинили в социалистической агитации. Он провел три месяца в заключении, пока длилось следствие. По его результатам было признано, что арест Франко не имеет оснований. 13 июня этого же года нашего героя отправили по этапу из Коломыи в Нагуевичи. Воспоминания, связанные с этим заключением, полученные Иваном впечатления отразились в его творчестве. Они легли в основу повести Франко "На дне".

Полиция не оставляла Ивана Франко в покое. В третий раз она вспомнила о нем в связи с прибытием во Львов группы украинцев, которые приехали из Киева. Иван был арестован во Львове в августе 1889 года. На сей раз он был обвинен не только в социализме, но и в шпионаже в пользу России. Однако и в этот раз обвинения оказались безосновательными. Тюремные впечатления этого времени отразились в "Тюремных сонетах" - поэтическом цикле, созданном Франко.

Личная жизнь

В 1886 году Иван женился. Супругой его стала девушка родом из Киева, Ольга Хоружинская. В семье Франко было четверо детей, однако семейное благополучие с 1902 года стало разрушаться. У жены Ивана началось психическое расстройство, усиливавшееся со временем. Это принесло нашему герою много горя.

Иван Франко в 1902 году перебрался в собственный дом (раньше он снимал жилье). Нынешний адрес дома, где жил Франко - ул. И. Франко, 152. Здесь действует мемориальный музей писателя. Для строительства жилья Иван взял большую ссуду. Выплаты по ней были завершены уже после смерти Ивана его сыном.

Болезнь Ивана Франко

Франко в апреле 1908 года отправился на лечение и отдых в Липик, который находится в современной Хорватии, близ Загреба. Здесь сильно обострилась его болезнь - обе руки его были парализованы. Кроме того, стали заметны признаки психического расстройства. В более поздние годы эти проявления болезни несколько смягчились. Однако Франко никогда уже не был полностью здоров. Современники полагали, что его болезнь является следствием сифилиса, перенесенного когда-то. Это доставляло большие неприятности Ивану Франко. В настоящее время, однако, врачи склонны полагать, что с 1877 года, со времени заключения, наш герой был болен одной из форм ревматизма. Речь идет о Понятия о нем были сформулированы спустя долгие годы после смерти Ивана.

Смерть Франко

Истощенный болезнями, общественными и семейными проблемами, безденежьем, наш герой скончался во Львове, в своем доме, 28 мая 1916 года. Могила Ивана Франко находится на Лычаковском кладбище.

Иван Франко как поэт

Предлагаем теперь поближе познакомиться с литературным творчеством Ивана. Впервые в качестве поэта выступил в 1874 году Иван Франко. Биография его отмечена созданием стихотворений до последних дней жизни, до 1916 года. Среди его произведений представлено множество прекрасных стихов об общественных делах и личных переживаниях. Они были собраны в несколько книг.

Однако поэтический талант нашего героя с максимальной силой проявился именно в больших поэмах, а не в лирике. Иван создал реалистические картины галицкой жизни, современной ему. Здесь нужно отметить такие произведения, как "Ботокуды" (1884 год), "По-человечески" (поэма 1889 года), а также созданная в 1890 году поэма "По любви". Иван Франко запечатлел также образы исторического прошлого украинского народа. Среди произведений на эту тему следует отметить "Барские шутки" (1887 год), поэму "Иван Вышенский", созданную в 1895 году, а также еще одно произведение - "На Святоюрской горе" (1900 год). Иван Франко посвятил несколько своих творений рассуждениям о боге и религии. Следует отметить поэму 1885 года Ex nihilo, а также "Смерть Каина", созданную в 1889 году.

Важное место среди написанных Иваном поэм принадлежит переработкам различных сюжетов из мировой литературы. Это такие произведения 1890 годов, как "Лис Микита", "Приключения Дон Кихота", "Царь и аскет", "Абу-Касимовы туфли", а также созданная в 1900 году поэма "Кузнец Бассим".

Какое же произведение является вершиной поэтического творчества интересующего нас автора? Исследователи полагают, что это созданная в 1905 году поэма "Моисей". В этом произведении, основа которого - библейский сюжет, представлен подъем украинского народа, который начал борьбу за свою независимость.

Франко - прозаик

Иван Франко был не только поэтом, но и прозаиком. В этих произведениях он выступал как реалист, который сосредоточен на проблемах галицкой жизни, современной ему. Именно Франко первым из украинских писателей изобразил быт рабочих Борислава, трудившихся на нефтяных промыслах, а также евреев-предпринимателей, которые были их классовыми антагонистами. В 1877 году появилось произведение "Обращенный грешник", в 1884 - Boa constrictor, в 1887 - "Яць Зелепуга", в 1899 - "Нефтяник". Созданный в 1882 году роман "Борислав смеется" считается лучшим произведением данного цикла.

Творения, посвященные жизни интеллигенции, также занимают значительное место в прозе Франко. В 1880 году Иван написал "На дне", в 1897 - "Для домашнего очага", в 1900 - "Перекрестные тропы". Важное место среди произведений этого ряда принадлежит тем, которые посвящены украинско-польским отношениям. Среди них нужно отметить "Лель и Полель" (1887 год), а также "Столпы общества" (1894). Оба произведения, к сожалению, остались незаконченными.

Весьма примечательна также сказка Ивана Франко "Фарбований лис" ("фарбований" означает "крашеный"). По ее мотивам в 1953 году был создан советский мультфильм, режиссером-мультипликатором которого является Александр Иванов. "Крашеный лис" является одной из самых популярных работ А. Иванова.

Многим украинцам известен фильм под названием "Захар Беркут". В нем рассказывается история борьбы свободолюбивого народа с социальным гнетом и захватчиками. Речь в этом фильме идет об одном карпатском селении. В основу сюжета легло произведение "Захар Беркут" Ивана Франко.

Иван Яковлевич проявил себя и в драме. Его пьеса "Украденное счастье" была новаторской для своего времени. Да и в наши дни она выглядит вполне современной. В пьесе "Украденное счастье" изображается жизнь семьи, которая внешне выглядит счастливой. Однако эта семья разрушается прямо на глазах у зрителей. Местом действия был выбран провинциальный украинский городок. Классический любовный треугольник лежит в центре сюжета этого произведения. Жизни трех людей сплелись воедино - Анны, ее супруга Мыколы и возлюбленного Михайло. Ревность, измены, любовь, истинные и мнимые смерти, покаяния и убийства, чудесное "воскрешение" - эта пьеса по накалу страстей не уступает драмам Шекспира.

Переводческая деятельность

Всю свою жизнь Франко работал над переводами различных произведений мировой литературы. Его заслуги на этом поприще очень велики. Из переводов, принадлежащих ему, можно составить целую библиотеку.

Чрезвычайно широк спектр произведений, которые привлекали Франко. Его переводы включают творения древнегреческой, древнеарабской, древнеиндийской литератур; древней вавилонской поэзии. Что касается новой литературы, можно отметить Иван Франко перевел его в 1882 году. Его интересовали и другие немецкие, а также французские, польские, английские и итальянские произведения.

Среди переводов Франко - целые книги сочинений К. Гавличка-Боровского и А. С. Пушкина. Отдельно следует отметить цикл переводов трудов, созданных историками древнего Рима. Иван Франко работал над ними с августа 1915 года по март 1916, то есть в последний год жизни.

Нужно отметить, что он переводил на немецкий язык украинские народные песни, а также помогал М. С. Грушевскому создать немецкий вариант "Истории Украины-Руси". Не одни лишь художественные произведения адаптировал Иван Франко. Биография его отмечена интересом и к научно-популярным трудам различной тематики, к которым он обращался в 1870-80-е годы. Иван считал их полезными в деле просвещения украинского народа.

Деятельность в качестве фольклориста

С самого начала своей творческой деятельности Франко проявлял интерес к фольклору. В 1876 году была опубликована первая народная сказка в его записи. "Галицко-русские народные пословицы", а также "Студии над украинскими народными песнями" стали важнейшими достижениями Франко на этом поприще. Иван опубликовал множество этнографических и фольклорных записей и исследований. Кроме того, он записал целый ряд народных песен.

Франко как историк литературы

В нескольких направлениях протекала работа Ивана Франко над историей литературы. Первое из них - история сюжетов. Самое значительное достижение в этом направлении - докторская диссертация Франко, защищенная в 1895 году. Второе направление - собирание, изучение и публикация различных произведений украинской литературы. Здесь нужно отметить сборник Франко "Апокрифы и легенды из украинских рукописей". Иван нашел и опубликовал творения Ивана Вышенского, о котором написал ряд исследований. Он также опубликовал произведения Т. Шевченко, Ю. Федьковича, А. Свидницкого и других украинских писателей. Еще одно направление, в котором работал Франко, - написание синтетических работ, посвященных истории украинской литературы.

Общественная деятельность

Молодые галицкие интеллигенты в 1890 году создали Русско-украинскую радикальную партию, которую до 1898 года возглавлял Иван Франко. Партия эта придерживалась социалистического направления. Она стремилась к тому, чтобы стать представительницей широких кругов трудящихся.

Иван Франко в 1895 году стал кандидатом в венский парламент (от Радикальной партии) по избирательному округу Мостиска - Добромиль - Перемышль. В 1898 году он был кандидатом по другому округу - Скалат - Збараж - Тернополь. Однако оба раза Иван Франко все-таки не был избран.

Франко в 1899 г. вышел из Радикальной партии, созданной им, и вошел в Украинскую национально-демократическую партию. В результате этого радикалы потеряли влиятельного лидера, а национал-демократы так и не получили значительной власти. Франко в новой партии особой деятельностью не отличился. Через некоторое время он прекратил политическую борьбу и всецело сосредоточился на научной и литературной деятельности.

Подводим итоги

Иван Франко, биография которого рассмотрена в статье, был литератором и поэтом по своему призванию. Однако он не мог спокойно наблюдать за политической ситуацией в своей стране. Поэтому он не позволил себе оставаться только писателем. Иван Франко решительно и охотно принимался за любое дело, которое было, по его мнению, полезным для украинского народа. Поэтому многие литературные планы так и не смог реализовать Франко, стихи и проза которого тем не менее пользуются заслуженным признанием. В некоторых лирических произведениях наш герой горько сетовал на то, что ему не удалось реализовать все свои замыслы в литературе.

Однако именно благодаря универсализму деятельности Франко мы можем говорить о том, что он является одним из строителей современной украинской нации. Это подтверждается тем, что Иван Яковлевич изображен на купюре номиналом 20 гривен. Безусловно, этот факт свидетельствует, что его фигура очень важна для украинского народа. С 1992 года изображение Ивана Франко находится на купюре номиналом 20 гривен. Ее дизайн несколько раз менялся, но фигура Франко всегда оставалась на месте.

Окончив школу, обучался в гимназии, попутно работал, чтобы обеспечить себе жизнь после смерти родителей. Высшее образование в биографии Ивана Франка было начато в 1875 году в университете Львова. Там присоединился к «москвофильсков партии».

В 1877 году был арестован, 9 месяцев провел в заточении, так и не смог доучиться в университете. В дальнейшей биографии Франко еще дважды находился под арестом – в 1880, 1889.

Во время заточения собрал значительный материал для своих произведений. В душе писателя разгорелся огонь борьбы с несправедливостью, который нашел отражение в его романах. С 1885 по 1887 Франко работал главным редактором издания «Зоря». Большую популярность среди народа получили его сборник «З вершин i низин», повесть «Миссiя», «Чума».

Также биография Ивана Франка известна как активного общественного, политического деятеля. Вместе с Павликом он организовал партию строгих демократов – Русско-украинскую радикальную партию, долгое время публиковал издание «Народ». В 1893 году вышел лирический сборник Франка «Увядшие листья». Примерно с того же года вновь посвящает себя обучению.

За исследования о Мицкевиче Ивану Франко запретили печататься в Польше. Став сотрудничать с обществом Шевченко, Франко начал работать редактором «Лiтературно-Наукового Вiстника».

С тех пор издал множество ученых сочинений. Умер великий украинский писатель в 1916 году в бедности.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Был и человек, первым почуявший в ней мужчину, - Иван Франко. Этот добрый господин в вышиванке, большую часть жизни проживший в польско-австрийском Лемберге, негров и папуасов считал низшей расой, а в мужчинах видел не только друзей, но и объект для влюбленности.

Общеизвестно, что Франко родился 27 августа 1856 года в селе Нагуевичи на Львовщине, жители которого твердо верили в нечистую силу и еще незадолго до рождения будущего писателя сжигали колдунов. Но немногие помнят, что по мужской линии предки писателя были немцами. На это указывает их фамилия. «Франками» на Галичине называли выходцев из Германии - преимущественно кузнецов. Они селились между крестьянами-русинами и зарабатывали на жизнь своим ремеслом. Простым кузнецом был и отец писателя - весельчак и гуляка.

Дом Ивана Франко в Нагуевичах

Но «арийские» корни все-таки сказывались. В юности Иван Франко не только увлекался социализмом, но и был убежденным сторонником расистских теорий. Знания по этому вопросу он почерпнул во Львовском университете, где, кроме лекций по филологии, прослушал «бесплатные курсы психологии, палеонтологии и национальной экономии».

Свои воззрения, почерпнутые из немецкоязычных брошюр, он изложил в «Мыслях об эволюции в истории человечества», изданных, когда их автору едва исполнилось двадцать пять. Молодой Франко верил, что расы делятся на низшие и высшие. К первым он относил вымерших неандертальцев, а также негров, бушменов и папуасов, которых скопом вообще называл «найнижчими» - то есть самыми примитивными.

По теории Франко, примитивные расы раньше других «вирізнилися з мавп». И только от них через тысячи лет произошли более совершенные индивидуумы. Случилось это где-то между Африкой и Индией, где сейчас плещется океан, а в допотопные времена, по утверждению Ивана Яковлевича, находилась «суха земля» - утонувший впоследствии континент Лемурия.

К чести Франко следует сказать, что он всегда оставался расистом-теоретиком. Негров на улицах Львова не бил - как по причине отсутствия таковых в Австро-Венгрии XIX в., так и из-за слабого телосложения. Низкорослого, рыжего и физически недоразвитого литератора даже не взяли в армию. Специальная «суперарбитрационная» комиссия признала хилого расиста непригодным для службы императору Францу-Иосифу II с винтовкой в руках.

К сожалению, об интересных антропологических взглядах юного Каменяра у нас сегодня умалчивают.

Наверное, чтобы не привлекать внимание скинхедов к его творчеству.

Расистские взгляды Франко гармонично сочетал с масонством. Стихотворение Ивана Яковлевича «Каменярі» сегодня, как и в советские времена, входит в школьную программу. При социализме его трактовали как гимн революции - свидетельство истинно пролетарской ориентации украинского классика. «Лупайте сю скалу!» - учили мы на уроках, продираясь через завалы франковского творчества.

Иван Франко

На самом деле, в пору написания «Каменярей» поэт пережил бурное увлечение масонством. Именно их называли «вольными каменщиками». Да и вся символика стихотворения - отнюдь не рабоче-крестьянская.

По словам историка и политолога Константина Бондаренко, «в середине XIX столетия, наверное, процентов девяносто всей галицкой интеллигенции (и поляков, и немцев, и украинцев) принадлежали к масонам. Масонских лож существовало несколько. Некоторые вели свой отсчет еще с XVIII века. Некоторые только образовались. Система строгого признания со стороны мирового масонства еще не считалась обязательной. К какой именно ложе принадлежал Франко, неизвестно. Однако его творчество периода 70-х гг. во многом пронизано масонскими мотивами. В «Каменярах» это влияние, несомненно - мессианство, голос сверху, призывающий к жертвенности во имя других - все это очень характерно для идеологии «вільних каменярів». Но масоном Франко пробыл недолго. С конца 70-х годов он включился в социалистическое движение, которое отвергало и религию, и масонство как пережитки прошлого».

Но не стоит полагать, что Иван Франко только то и делал, что горел на общественных работах. Искал он себя и в других сферах. Иногда довольно пикантных.

Вот отрывок из письма слегка растаявшего «каменяра» к невесте Ольге Рошко. В январе 1879 г. он признается ей в своих тайных увлечениях: «Красота людська, - чи то мужчин, чи то женщин, - все робить на мене дуже сильне враження… Впрочім женщини тутешні відстрашують, ні, відражають мене. З мужчинами я сміліший. Ти не знаєш, певно, що коли хто міг бути предметом твоєї заздрості, то скорше мужчини, ніж женщини. Я більше мужчин любив у своїм житті, ніж женщин знав. І знаєш що, - се в мене якась неприродна дика, любов».

Двадцатитрехлетний Франко описывает, как он обожает разгуливать по Львову, всматриваясь в мужские лица, иногда знакомится, заговаривает с приглянувшимися экземплярами, разочаровывается… Все это вызывает у него очень противоречивые чувства: «Мені встидно і страшно не раз, коли почну викликувати в своїй памяті ті лиця, що мені подобалися і притягали мене до себе, але що я можу зробити? Я знаю, що причина того неприродного потягу до мужчин дуже проста - виховання, зовсім відособлене від женщин, - але чи ж міг я се змінити?»

Наслушавшись таких признаний, Ольга Рошко - дочь священника - взяла и вышла замуж. Но не за Франко, а за надежного сельского попа - Владимира Озаркевича. И чего, спрашивается, испугалась? Ну, любил жених цепляться на улицах к понравившимся представителям своего пола. Что ж тут такого? Члены нашего Союза писателей, наверняка, в этом никакой крамолы не усмотрят. Мол, скучал человек, хотел поговорить…

В конце концов, Каменяру все-таки удалось жениться. Невесту он нашел аж «за границей» - в Киеве. Приехав в «мать городов русских» из австрийского Львова за деньгами для задуманного журнала, Иван Яковлевич встретил девушку, которая «созрела». Звали ее Ольга Хоружинская. Она приходилась сестрой жены преподавателя коллегии Галагана Е. К. Тригубова. Свела их так называемая «українська справа», имевшая порой сексуальный подтекст.

Вскоре Франко предложил Ольге руку и сердце. И сразу же получил положительный ответ. Ученой барышне страшно хотелось замуж! Чтобы жених, не дай Бог, не передумал, она приехала во сама с двумя сотнями рублей, собранными на журнал. Впоследствии Франко признавался, что женился без любви - «з доктрини, що треба оженитися з українкою і то більш освіченою, курсисткою». Свой выбор он называл не архиблестящим, утверждая, что с другой женой мог бы «розвитися краще і доконати чогось більшого». В общем, по примеру большинства наших мужчин во всех неудачах винил не себя, а бабу.

Иван Франко и Ольга Хоружинская

Идейный украинский брак оказался не лучшим проектом. Буквально накануне свадьбы странный литератор познакомился с полной противоположностью своей невесты. Девушка была по национальности полькой, украинским вопросом не интересовалась и служила на почте. «Фатальне для мене було те, що вже листуючись з моєю теперішньою дружиною я здалеку пізнав одну паночку польську і закохався в неї, - признался Франко в письме историку Агатангелу Крымскому. - Отся любов перемучила мене дальших десять літ». Звали панночку Целина Журавская. Ради нее Каменяр, плюнув на идейность, даже опубликовал по-польски в одном из львовских изданий повесть «Манипулянтка». Да, да! Сначала по-польски, и только потом - на украинском языке. Чуть было не пропала «українська справа»!

Личная жизнь на два фронта подорвала молодую семью. Не получая должной порции мужниной ласки, супруга писателя медленно, но надежно сходила с ума. Как однажды выразился Иван Яковлевич, «на тлі зразу еротичнім». Если верить Франко, она даже покушалась на его жизнь.

После этого сердце Каменяра стало, как гранит.

В 1914 году великий писатель сдал Ольгу в знаменитое львовское заведение для сумасшедших - «до Кульпаркова». А на ее место пришла Целина Журавская - успевшая за тридцать лет этого кошмара превратиться во вдову с двумя детьми.

К этому времени и сам «идеалист» стал инвалидом - даже писать мог только левой рукой, выводя отдельно каждую букву. По словам канадского исследователя Томаса Примака, «в начале 1908 года Франко переболел тяжелым параличом и расстройством умственной деятельности, от которого так и не оправился».

О причинах болезни франковеды спорят. Одни называют сифилис. Другие - прогрессирующую шизофрению. Возможны, и другие версии. Как бы то ни было, под конец жизни Иван Яковлевич стал все чаще общаться с «духами» и слышать «голоса».

Несмотря на посмертный статус украинского классика, при жизни Иван Франко в основном добывал пропитание как газетный журналист и… корректор. «Я зарабатываю на хлеб, главным образом, корректурой, из-за которой литературная и научная работа является для меня только роскошью», - жаловался он в 1904 году петербургскому профессору Венгерову.

Растроганный Венгеров подбросил Каменяру работенку - заказ на статью «Южнорусская литература» для энциклопедии Броггауза и Эфрона. «Южнорусская» в то время означала то же самое, что сейчас «украинская».

С заданием Иван Яковлевич справился успешно. Работу сдал в срок и, получив 803 кроны гонорара, поинтересовался у Венгерова, не нужен ли какой-нибудь петербургской редакции корреспондент в Галиции? «Или, может быть, кому-нибудь была бы интересна моя беллетристика?» - спрашивал он. - Мне кажется, что работая и на русском языке, я не изменяю интересам моей родины»…

Но беллетристика Франко Петербургу не понадобилась.

Современники вспоминали Франко как человека со странностями - желчного и обидчивого. Трудно найти видную фигуру, о которой он отозвался бы с восхищением. Разве что Лесю Украинку признал «настоящим мужчиной» в литературе. Сейчас мы назвали бы такого субъекта мизантропом.