Аукционный дом Кристис (Christie's). Крупнейшие аукционы Европы: где и когда Кристи аукционный дом

Под тэгом «микро»

Всемирно известный аукцион «Кристис» (Christie’s) является старейшим и самым крупным аукционным домом в мире. Он был основан еще в 1766 году.

Ежегодно «Кристис» проводит около 450 торгов, на которых выставляют предметы искусства, антиквариат, а также ювелирные украшения и вино.

Представляем 6 самых дорогих картин, проданных на торгах этого знаменитого аукционного дома.

Портрет доктора Гоше, Винсент ван Гог, 1890 год

Эта картина была написана в июне 1890 года, незадолго до смерти великого нидерландского художника Винсента ван Гога. На картине изображен последний лечащий врач живописца - Поль-Фердинанд Гаше? . Он сидит с веточкой растения дигиталис, из которого приготовлял для художника лечебное снадобье.

15 мая 1990 года эта картина была продана на аукционе «Кристис» за 82.5 млн долларов . На протяжении 15 лет это картина оставалась самой дорогой в мире.

Автопортрет без бороды, Винсент ван Гог, 1889 год

Один из автопортретов голландского художника. Он написал ее в сентябре 1889 года. Размеры картины небольшие - всего 40 см х 31 см. Этот автопортрет был написан без бороды, в отличие от других автопортретов, на которых Винсент ван Гог всегда изображал себя с бородой.

Продан на аукционе в 1998 году за 71.5 млн долларов .


Женщина со скрещенными руками, Пабло Пикассо, 1902 год

Портрет был написан испанским художником Пабло Пикассо в 1902 году в Барселоне. Является одним из самых известных произведений, относящихся к так называемому голубому периоду Пикассо.

Картина была продана на аукционе за 55 млн долларов 8 ноября 2000 года, что вдвое превысило ожидаемую цену.

Портрет Адели Блох-Бауэр II, Густав Климт, 1912 год

Работа австрийского художника Густава Климта. Эта картина считается одной из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом (художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века). На картине изображена дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра.

В 2006 году картина была продана через аукцион «Кристис» за 87.9 млн долларов .

«Авария зеленой машины», Энди Уорхол, 1963 год

Работа американского художника Энди Уорхола «Авария зеленой машины» (Горящая зеленая машина-1) относится к серии произведений, на которых он, используя фотоснимки, отражал итоги трагических ДТП. На картине «Авария зеленой машины» изображена авария в городе Сиэтл.

В 2007 году на торгах аукциона «Кристис» эта картина была продана за 71.7 млн долларов .

«Пруд с кувшинками», Клод Моне, 1919 год

Работа французского живописца Клода Моне, одного из основателей импрессионизма. Она ценна тем, что входит в маленькую серию, состоящую всего из четырех работ.

Картина была продана продана на аукционе «Кристис» 24 июня 2008 года за 80.4 млн долларов .

Искусство и деньги веками были в центре человеческого внимания. Жанры и направления менялись, но интерес к таинству создания великих полотен и их заоблачным ценам неизменно велик. Как формируется стоимость лота на аукционе? Кто определяет, что “Швейная машинка с зонтами в сюрреалистическом пейзаже” Сальвадора Дали сегодня продается за 2 млн. евро, а “Соборная площадь. Милан” современного художника Герхарда Рихтера уходит с молотка за 51 миллион? Лучший способ окунуться в мир больших денег и произведений искусства – отправиться на аукционы и получить информацию из первых рук.

Аукционный дом «Сотбис» (Sotheby’s) – один старейших. С момента его основания в Лондоне в 1744 география и степень влияния этих торгов на мировой рынок значительно изменились. Сегодня его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке, а филиалы разбросаны по всему миру, включая Париж, Цюрих и Торонто. Ежегодный оборот дома достигает нескольких миллиардов долларов. Аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, даже если вы не участвуете в торгах. Большинство торгов проводятся в дневное время, однако некоторые начинаются и вечером, и тогда для посещения вам понадобится билет.

Обычно аукционы проходят четыре раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке. Посещение такого мероприятия – особый и ни с чем несравнимый опыт. Здесь можно увидеть произведения любимых художников и скульпторов, которых не найти в музейных коллекциях или собраниях галерей. В окружении лучших специалистов из мира торгов вы становитесь свидетелем таинств покупки и продажи предметов из нескольких десятков категорий: от античного искусства до картин современных художников.

Сегодня «Сотбис» признается профессионалами лидером именно в категории «Современное искусство», основные продажи предметов которого проходят ежегодно в мае и ноябре в Нью-Йорке и в феврале и июне в Лондоне.

Кристис

Еще один титан в мире аукционного дела и главный конкурент «Сотбиса» – «Кристис» (Christie’s), основное место дислокации которого также успело поменяться с Лондона на Нью-Йорк. Деятельность обоих вместе составляет около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.

«Кристис» осуществляет более шестисот продаж в год, то есть в среднем две продажи в день. Торги проходят по 80 категориям: изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель и предметы интерьера и многое другое. Одно из наиболее перспективных направлений развития «Кристис» – постоянно действующий Русский отдел и престижные «Русские торги» (Russian Sales).

Русский отдел каждый год проводит торги в апреле в Нью-Йорке и в ноябре в Лондоне, каждый раз устанавливая все новые и новые рекорды продаж. Последние торги в Лондоне, например, принесли 16,9 миллионов фунтов. Как и «Сотбис», этот аукционный дом устанавливает минимальную цену на торгах, которая постепенно увеличивается, и лот уходит к покупателю, назначившему самую высокую цену.

Предаукционные выставки Сотбис и Кристис

Увидеть произведения искусства, которые будут проданы на двух крупнейших аукционах за миллионы, можно, посетив выставки, организуемые аукционными домами до торгов. Для увеличения числа посетителей их устраивают не только в главных помещениях «Кристис» (Рокфеллер Плаза) и «Сотбис» (Йорк-авеню), но и привозят в крупнейшие мировые столицы: Москву, Токио, Лондон и Париж. Изюминка таких выставок – в выбранном организаторами помещении. Оно всегда сочетает в себе историческую ценность для жителей той или иной страны и одновременно достаточно надежно и безопасно для хранения дорогостоящих лотов.

Бонхамс

Вслед за двумя лидерами продаж объектов мирового культурного наследия эксперты обычно называют аукционный дом «Бонхамс» (Bonhams). Третий по величине аукцион в мире проводит продажи по 70 категориям, включая живопись и машины, музыкальные инструменты и предметы интерьера. Bonhams разместил свои филиалы в США, Австралии, ЮАР и Гонконге. Столь широкая география распространения позволяет этому аукционному дому проводить в год более 700 торгов по всему миру. Аукционы проводятся в разных городах в зависимости от специфики лотов и той категории, которая выставляется на продажу.

Доротеум

В немецкоговорящих странах лидерство принадлежит венскому аукционному дому «Доротеум» (Dorotheum). Более 300 лет существования делают его старейшим из главных аукционов мира. Штаб-квартира этого дома никуда не переезжала и по-прежнему расположена в Вене. Единственное изменение в рамках глобализации мирового рынка искусства – новые представительства в некоторых австрийских городах, например, в Зальцбурге, а также в других точках Европы, например, в Праге и Милане. Ежегодно «Доротеум» проводит около 600 аукционов, большая часть из которых – ежедневные «аукционы без каталога» во дворце Доротеум в австрийской столице. Однако самая важная часть продаж – серия четырех главных торгов в рамках аукционных недель. Именно во время них проводятся аукционы редких произведений изобразительного искусства – от работ старых мастеров до стиля модерн и современного искусства.

Еще одна особенность этого дома – собственный ювелирный магазин «Доротеума», который на сегодняшний день является крупнейшим в Австрии.

Винсент ван Гог. «Вспаханное поле и пахарь». 1889. Фото: Christie"s

Сомнения в том, что оборот аукционного дома Christie’s в 2017 году будет самым большим, отпали уже в ноябре, когда на торгах в Нью-Йорке за $450,3 млн картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Эти 20-минутные торги вошли в историю мирового арт-рынка, зрителями прямой трансляции продажи «Спасителя мира» стали почти полмиллиона человек. А работа наверняка теперь годами будет возглавлять список самых дорогих в мире произведений искусства, проданных на торгах (обычно покупатели предпочитают совершать подобные грандиозные сделки приватно).

Суммарный оборот дома составил $6,6 млрд, что выше результатов 2016 года на 21%. Причем рост наблюдается по всем позициям (то есть Christie’s лидировал бы и без Леонардо). Значительно выросла доля покупателей из Азии, сейчас они совершают примерно треть всех покупок, и примерно половина того, что они покупают, — искусство азиатского региона. Но главной площадкой традиционно остается Нью-Йорк. Здесь продали за $262,8 млн, «Спящую музу» Константина Бранкузи за рекордные для мастера $57,4 млн, картину Винсента ван Гога за $81 млн. На долю клиентов из США пришлось 32% всех приобретений. Впрочем, британские и французские отделения аукционного дома тоже не подкачали — везде наблюдается рост. Например, подборка работ из коллекции Юбера де Живанши, выставленная на продажу в Париже в марте, была распродана на 100%.

Константин Бранкузи. «Спящая муза». Фото: Christie"s

Даже раздел русского искусства пошел в рост: осенние торги в Лондоне были успешными. «Для российского представительства Christie’s 2017 год был очень насыщенным, — говорит Дирк Болл, президент Christie’s EMERI. — Мы провели семь выставок в московском офисе, а также ряд совместных проектов, в том числе с . В 2018 году 25-летний юбилей отметит московский офис Christie’s, старейшее из аукционных представительств российской столицы. Это событие будет отмечено соответствующим образом».

В целом мировой арт-рынок снова на подъеме. Аукционный дом Sotheby’s также отчитался о , торги принесли ему $4,7 млрд, на 13,1% больше прошлогоднего итога. В нынешнем году конкуренция обещает быть острой: второй Леонардо Christie’s вряд ли подвернется, а Sotheby’s продолжает вооружаться. В придачу к консалтинговой компании Art Agency, Partners (эксперты которой, кажется, знают всех покупателей искусства в мире лично) и , позволяющему рассчитать выгоду от приобретения отдельных произведений и художников, Sotheby’s только что купил нью-йоркский стартап под названием Thread Genius, который использует технологию распознавания изображений. Алгоритм Thread Genius идентифицирует поток изображений произведений искусства и выбирать из него то, что может подойти вкусу и бюджету конкретного покупателя.

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.

Аукционный дом Кристис. Christies Photobooks

Аукционный дом Кристис может взять на себя обязанности по упаковке и пересылке товара. При этом покупателю не возбраняется привлечь курьерскую службу на свой выбор. Если победитель аукциона антиквариата не забрал свою покупку в течение 35 дней со дня аукциона, то ему придется нести дополнительные издержки за хранение посылки.

Продажи на Кристис

Аукционные продажи базируются на методиках, разработанных выдающимися аукционистами, маркетологами, аналитиками. Эффективность торгов обеспечивается множеством факторов. Немаловажной особенностью аукциона Кристис считается внушительная международная база клиентов.

Оценка лотов

Первое, что рекомендуется сделать потенциальному продавцу, это связаться с местным отделением Кристис и договориться о встрече с экспертом. Также на официальном сайте аукционного дома имеется раздел Invitation to Consign, где предоставлена информация о грядущих торгах, которые еще не полностью укомплектованы и возьмут товар на реализацию.

Предварительная оценка антиквариата бесплатна. Кристис определяет стоимость, руководствуюсь своими статистическими данными о продажах сходных товаров. Чтобы узнать ориентировочную цену, можно сделать запрос по почте или Интернету.

Учтите, что эта оценка весьма приблизительна. Эксперт Кристис может вынести свой точный вердикт только после непосредственного осмотра товара.

Договор с Кристис

Продавец заключает с аукционным домом договор о передаче товара. Договор о реализации регламентирует все детали сделки (права и обязанности сторон), а также цену услуг (страховку, пересылку, расходы на печать).

Кристис практикует переменную шкалу размера комиссионных (то есть надбавки к стоимости), которая базируется но совокупной сумме годовой выручки. Размеры комиссионных варьируются в зависимости от территориальной переменной (торги проводятся по всему земному шару) и соглашений с коммерческими и благотворительными организациями. Более полную информацию можно получить в ближайшем торговом отделении Кристис.

Завершение аукциона

После окончания торгов аукционный дом высылает продавцу уведомление, в котором ему сообщается наибольшая сумма, предложенная за лот. После этого покупка антиквариата считается состоявшейся. Уведомление может сообщить и о том, что товар не удалось продать. Во втором случае Кристис рекомендует продавцу проконсультироваться с экспертом, чтобы выяснить, как лучше поступить в данной ситуации: снять предмет с торгов или выставить его снова.