Анализ экскурсии в краеведческий музей. Экскурсия в школьном музее на тему. Школьные натуралистические экскурсии

Школьные натуралистические экскурсии

Цели и задачи экскурсии “История развития жизни на Земле” можно реализовать не только при проведении ее на геологическом обнажении, но и в краеведческом музее, имеющем экспозиции по геологическому прошлому местного края. Экскурсия в музей не изменяет установленного ритма учебного процесса, не перегружает учащихся в подготовительный период и во время ее проведения.

Краеведческие музеи со своими филиалами в различных районах могут обеспечить учащихся полноценной информацией о геологическом прошлом своего края. Высокая информативность и уникальность палеонтологических находок, хранящихся в музее, способствуют не только расширению мировоззренческого кругозора, но и воспитывают эколого-краеведческий подход к современной среде обитания. Учащиеся узнают особенности работы геологов, что способствует формированию профессионального интереса. Познавательные и интеллектуальные возможности учащихся раскрываются полнее при организации самостоятельной работы в палеонтологическом зале музея.

На диорамах и настенных экспозициях представлены эры и периоды с их описанием, что позволяет учащимся по плану экскурсии изучать экспозиции самостоятельно после обхода их с экскурсоводом.

Экскурсию целесообразно проводить в конце изучения раздела “Эволюция”, когда основные направления и пути эволюционного процесса можно обосновать конкретными примерами по геологическому прошлому. Использование материала экскурсии на обобщающем уроке или на зачете позволит учителю понять уровень усвоения учащимися основных закономерностей эволюции и провести в дальнейшем коррекцию их знаний, а учащимся - поупражняться в переносе знаний из стандартной обстановки в конкретные условия жизни человека и природы в целом.

Для подготовки к экскурсии учащимся сообщается тема: “История развития жизни на Земле”. Цель экскурсии: на основе сведений о геологическом прошлом раскрыть суть биологического прогресса и регресса, устанавливая причинно-следственные связи между основными направлениями и результатами эволюции. Описать геологическое прошлое местного края.

Темы для повторения: “Литосфера” и “Литосфера и рельеф Земли” (география 6-7 кл.); “Развитие растительного мира” и “Эволюция животного мира” (биология 7-8 кл.).

Вопросы для обсуждения:

  • Геологическая характеристика Земли.
  • Выход слоев на изучаемой территории и их палеоэкологические условия.
  • Палеонтологические доказательства развития жизни на данной территории.
  • Ароморфозы и идиоадаптации.
  • Механизм действия геологических сил в настоящее время.

Перед обсуждением указанных вопросов экскурсовод проводит вступительную беседу, кратко останавливаясь на характеристике пяти эр и их продолжительности. После этого дается характеристика периодов.

Необходимо привлечь внимание учащихся к вопросу о том, что эволюционный процесс продолжается и в настоящее время, причем скорость его, по сравнению с прошлыми эрами, возрастает. Примером этого служат виды, исчезнувшие в течение нескольких десятков лет.

После рассказа экскурсовода учащиеся самостоятельно осматривают экспонаты палеонтологического зала.

Задачи экскурсии в музей краеведения:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Добро пожаловать в музей!»

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Кипко-Кулага С.Г.

г. Покачи 2015 г.

«Добро пожаловать в музей!»

(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель:

  • познакомить детей с историей родного города.
  • познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город.

Задачи:

Сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Край, в котором мы живем»

Предварительная беседа в группе

Воспитатель :- Ребята, как называется город, в котором мы живем? Как называется каком округе? Какой главный город в округе?

(Ответы детей)

  • В нашем округе много городов – это Нефтеюганск, Сургут,

Пыть –Ях, Лангепас, Покачи и другие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.


- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом году краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.

Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, которые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.

Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:

Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.

Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.

Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображающие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.

Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.

Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)

Экскурсовод:

Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Как раньше жили ханты?

Какую одежду носят ханты?

Чем любят заниматься ханты? На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?


Консультация для воспитателей и родителей "Экскурсия в музей с детьми дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками - дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи».

Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

Познакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Занятие аппликацией довольно интересное и увлекательное дело. Обычно все детки любят ей заниматься. Аппликация из ладошек в детском саду 0 довольно необычный метод изготовления поделок. Почти каждый ребенок будет рад заниматься таким делом, ведь дети очень любят обводить на бумаге свои ручки. Также такие занятия развивают фантазию и воображение. Особенно, если тема урока заранее неизвестна детям. Хотя можно предложить задание на известную тематику. Работами можно украшать группу или делать аппликации в подарок родителям. Рассмотрим изготовление аппликаций из ладошек на конкретных примерах.

Кафедра управления развитием образовательных систем

Консультация для руководителей школьных музеев

Методика организации экскурсии для школьников

Консультант: Айдарова Олеся Александровна, методист лаборатории музейной педагогики.

Ключевые слова: экскурсия, школьная экскурсия, урочная экскурсия, внеурочная экскурсия, внешкольная экскурсия, тема экскурсии, экскурсионный объект, план текста экскурсии, показ экспозиции.

Краткая аннотация контента консультации

Консультация по методике разработки экскурсий для обучающихся образовательных учреждений. Формы и виды экскурсионной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности. Методика разработки, проведения экскурсий. Особенности показа экспозиционных объектов.

Запрос на консультирование

Педагоги образовательных учреждений применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. В связи с этим возникает вопрос, как максимально можно использовать ресурсы школьного музея или внемузейного объекта для наилучшего усвоения обучающимися предмета.

Консультационный текст

Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия.

Для того чтобы правильно представлять себе возможности экскурсии для учеников, давайте разберемся в этом понятии.

Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.».

Многие специалисты музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея.

Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Давайте уточним значение этих двух понятий, и так, школьная экскурсия это – форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Школьные экскурсии имеют два вида:

урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

— внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Как мы видим, экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, так или иначе связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличии от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал.

Теперь обратимся к понятию внешкольная экскурсия. Каковы её особенности и специфика.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии мы можем считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Давайте разберемся в том, как же правильно подготовить экскурсию по своему предмету, для того чтобы, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д.

Начнем с того, что рассмотрим все этапы подготовки школьной экскурсии.

Не будем забывать, что успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала.

Если экскурсия выходит за рамки школьного музея, следует предварительно ознакомить детей с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности.

Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести учеников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии музея и другого объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом.

В план подготовки экскурсии входит:

1. Определение темы экскурсии.

Следует тщательно продумывать и обосновывать тему экскурсии. Тема экскурсии, это то, что является её основой, на чем строится показ и рассказ. Тема экскурсии так же выступает критерием построения всей структуры экскурсии.

Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д.

Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.

2. После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Целями экскурсии могут выступать:

● воспитание патриотизма;

● интернациональное воспитание;

● трудовое воспитание;

● эстетическое воспитание;

● экологические воспитание;

● показ достижения населенного пункта в экономике страны;

● показ исторической роли населенного пункта;

● знакомство с особенностями природы края;

● расширение кругозора.

3. Затем, после определения цели экскурсии, определяется экскурсионный объект , который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции.

Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Что же такое экскурсионный объект, следует разобраться в этом понятии. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию.

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим что же может являться объектами экскурсии:

● памятные места;

● здания и сооружения;

● природные объекты;

● производственные и промышленные объекты;

● экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки;

● памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения,

курганы с захоронениями и т.д.

Заметим, что в экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:

● по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

● по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

И так, переходим к введению. Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа или беседы. Затем поясняется цель экскурсии и обозначиваются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок или не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект или объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов или действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Так, например, в ботанической экскурсии можно практиковать следующие задания: посчитайте число междоузлий на сосне, что позволит приблизительно определить ее возраст; измерьте длину тени дерева, что позволит определить его высоту. На геологической экскурсии можно определять твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко можно узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п. На производственно-экономической экскурсии школьники, например, с интересом подсчитывают, какое количество того или иного вида продукции изготовляется за определенное время.

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Так, экскурсия для школьников должна быть оформлена учителем в следующем виде:

Название экскурсии:

Тема:

Цель:

Задачи:

Образовательные:

Воспитательные:

Оборудование:

Итоги экскурсии.

Помните, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● методика и техника ведения;

● знания педагога;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Б.Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место куда ведешь экскурсию.

3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Исходя из всего выше сказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Экскурсия в Третьяковскую галерею

Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (русского, национального, зарубежного, народного изобразительного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые -- связи, автомобильные, железнодорожного транспорта, космонавтики и др.), а также мемориальные, экспозиции которых посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства.

Популярны экскурсии и в так называемые комплексные музеи преимущественно краеведческого профиля, а также музеи-заповедники, в состав которых наряду с экспозициями в закрытых помещениях входят расположенные территории заповедника архитектурные и исторические памятники. В последнее время широкое распространение получили народные музеи, музеи промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, посещение которых обычно включается в краеведческие экскурсии.

Основная функция музеев -- собирание, хранение и пополнение коллекций ценными историческими материалами и памятниками.

Музейные экспонаты хранятся в экспозиционных залах музея или в фондохранилищах и запасниках. В экспозиции, как правило, размещаются наиболее ценные в историческом или художественном отношении памятники или вещи, полнее характеризующие определенную эпоху или события. Хорошо подготовленная экспозиция музея представляет собой основу для успешного проведения экскурсий. Музейные экскурсии, как правило, проводятся сотрудниками отделов научной пропаганды музеев.

Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной -- 10-12 залов, но только 5-10 памятников.

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала -- тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.

В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте -- одна из отличительных черт экскурсии в музее.

Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп, например для работников искусства можно усилить показ разделов культуры, для группы колхозников подробнее охарактеризовать сельскохозяйственные орудия прошлого. С учетом возраста экскурсантов разрабатываются экскурсии и различной продолжительности: для школьников 4-5-х классов -- 45-50 мин, для 8-10-х -- до 1 ч 30 мин, для взрослых -- 2 ч.

Структура музейных экскурсий обычна: введение, основная часть, заключительная беседа. Музейные экскурсии, как и другие, имеют текст и методическую разработку. Основное правило методики проведения экскурсий-- сочетание показа с рассказом -- применимо и к музейным экскурсиям. В этих показ преобладает над рассказом. Однако, поскольку музейные экспозиции готовятся специально для осмотра, методика их показа упрощается по сравнению с показом объектов в городской экскурсии.

При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера.

Проведение экскурсии в одном из музеев г.Москвы: Третьяковская галерея, Исторический музеи или музей Изобразительных искусств им.А.С. Пушкина.

Государственная Третьяковская галерея - самая крупная сокровищница русского изобразительного искусства. За свою более чем вековую историю галерея стала одним из крупнейших музеев мира.

Музей вырос из частного собрания Павла Михайловича Третьякова, выдающегося деятеля русской культуры второй половины XIX столетия и его брата Сергея Михайловича Третьякова, который также был коллекционером.

В коллекцию галереи входят работы выдающихся русских художников, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, И. И. Левитана и других художников.

15 августа 1893 г. - день официального открытия Городской художественной галереи братьев Третьяковых (ныне Государственная Третьяковская галерея). Братья Третьяковы несколько раз перестраивали свой дом, чтобы в нём разместилась вся коллекция живописи и наконец им удалось создать первый общедоступный музей русского искусства, несущий многим пользу и всем удовольствие.

Логическим завершением собирательской деятельности Третьяковых явился акт передачи галереи городу Москве в 1892 году.

К тому времени в ней было 1287 картин и 518 рисунков.

Сейчас общее число картин и рисунков составило свыше 50 тыс. экземпляров.

Галерея стала первым национальным музеем, доказавшим своеобразие, самобытность, прогрессивность общественных воззрений русской школы живописи.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда московский коллекционер, купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) приобрел первые работы современных русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Такого музея в России в ту пору не было.

Среди частных коллекций Москвы и Петербурга в 1840-1850-е годы были такие, которые могли стать основой для музея национального искусства, например коллекции П.П.Свиньина, Ф.И.Прянишникова и других. Но все они оказались расформированными, в связи со смертью или банкротством своих владельцев. И только Третьякову удалось создать из частной коллекции подлинный музей общенационального значения, общественный по духу, исторический по характеру. Этому способствовали с одной стороны характер Павла Михайловича - человека деятельного, цельного, совестливого, а с другой - та обстановка невиданного ранее подъема национального самосознания, которая характеризовала атмосферу общественной жизни России рубежа 1850-1860-х годов.

К началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий. Особое внимание коллекционера было обращено в сторону молодого реализма. «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, - писал он в конце 1850-х годов, - …дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Такая эстетическая установка естественно привела Третьякова в конце 1860-х годов к сближению с группой художников-реалистов, чуть позже образовавших Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), крупнейшее творческое объединение за всю историю существования русского искусства. Начиная с первой выставки 1871 года Третьяков становится главным покупателем картин передвижников, оказывая тем самым им, а вместе с ними всему русскому искусству неоценимую поддержку. Но поддержка здесь была обоюдной: художники-передвижники часто не продавали своих картин, пока их не увидит и не выскажет своего мнения Третьяков.

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М.Третьякова были удивительны. Каждый год на выставках и в мастерских художников он покупал десятки, а то и сотни работ, не останавливаясь подчас перед очень крупными тратами, если того требовали интересы дела. Третьяков покупал картины, несмотря на отрицательную критику и недовольство цензуры, как это было, например, с полотнами «Сельский крестный ход на Пасхе» В.Г. Перова или «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина. Покупал, если даже не все в картине совпадало с его собственными взглядами, но соответствовало духу времени, как это было с картиной того же И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», социальная острота которой не вполне импонировала Третьякову.

Первоначально все, что приобреталось Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке в Замоскворечье. К концу 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах стало невозможно. В 1872 году было принято решение о постройке специальной галереи, примыкавшей к жилому дому. Весной 1874 года картины разместили в новом двухэтажном здании, состоящем из двух больших залов. Быстрый рост коллекции вскоре потребовал его расширения за счет дополнительных построек. К концу 1880-х годов галерея состояла уже более чем из 20 комнат. С появлением специального здания галереи собрание Третьякова приобрело статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для всех желающих, независимо от сословной принадлежности.

31 августа (ст. ст.) 1892 года Третьяков обратился в Московскую городскую думу с предложением принять от него в дар картинную галерею. Она включала в себя 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков. В дар вошла также и коллекция западноевропейского искусства (всего 88 работ), принадлежавшая скончавшемуся в 1892 году младшему брату Павла Третьякова - Сергею Михайловичу, бывшему московскому городскому голове, купцу. Московская городская дума с благодарностью приняла бесценный дар, и П.М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. В 1896 году ему было присвоено звание Почетного гражданина города Москвы.

После смерти П.М.Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый Думой. В его состав в разные годы входили видные московские художники и коллекционеры: В.А.Серов, И.С.Остроухов, И.Е.Цветков, а также дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина, впоследствии написавшая книгу воспоминаний об отце и истории создания знаменитой галереи.

1918 году Третьяковская галерея получила статус государственного музея. В последующие годы стремительно пополнялась коллекция Галереи. Национализация частных и централизация музейных собраний привели к тому, что за первое послереволюционное десятилетие количество экспонатов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова, часть собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев.

В 1980-е годы начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи. В 1985 году был открыт новый корпус - Депозитарий, включающий в себя просторные хранилища произведений искусства и реставрационные мастерские; в 1989 - второй, так называемый Инженерный корпус, где разместились выставочные помещения, лекционный и конференц-залы, детская студия, информационно-компьютерная и инженерная службы. В 1986 году началась реконструкция основного здания, завершившаяся в 1994 году. Фасад, возведенный по проекту В.М. Васнецова и ставший эмблемой Третьяковской галереи, был сохранен и отреставрирован.

За годы реконструкции сложилась новая концепция галереи как единого музея, существующего в двух зданиях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточены экспозиция и хранилища старого искусства, и на Крымском Валу, в залах посвященных искусству ХХ века. Тогда же в структуру Галереи на правах научных отделов был включен ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М. Васнецова, Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А.С.Голубкиной, Дом-музей П.Д.Корина. В процессе реконструкции здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрела церковь Святителя Николая в Толмачах, прихожанином которой был в свое время П.М.Третьяков, получившая теперь статус «домовой церкви» при музее, то есть Храма-музея.

Третьяковская галерея сегодня - это не только сокровищница отечественного культурного наследия, прошедшая за 150 лет путь от частной коллекции до всемирно известного музея национального искусства, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения (среди них - свыше 200 тысяч русских и 30 тысяч иностранных книг), отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы, единственной в своем роде фото- и слайдотекой русского искусства, большими оснащенными современными техническими средствами реставрационными мастерскими.

Экспозиция в Лаврушинском переулке, размещенная в 62 залах, построена по хронологическому принципу и включает 7 разделов.

Древнерусское искусство представлено работами иконописцев XI-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII - первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. С исчерпывающей полнотой представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: это известные картины И.Н. Крамского, И.Е Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников - современников П.М. Третьякова. Их произведения составили основу всемирно известного собрания искусства передвижников. В яркой коллекции живописи рубежа XIX-XX столетий - творения М.А. Врубеля, В.А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза».

Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где можно увидеть художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Специальный раздел галереи посвящен демонстрации графики, которая не выносит яркого прямого света, поэтому для ее экспонирования оборудованы залы с приглушенным освещением. Галерея располагает крупнейшим в стране собранием графики XVIII - начала XX века, а также небольшой, не многим более 300 произведений, но очень ценной коллекцией портретной миниатюры.

В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу представлена экспозиция отечественного искусства ХХ и начала XXI века, обновленная к 150-летнему юбилею: работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1910-1920-х годов, произведения социалистического реализма 1930-1950-х, творчество художников «сурового стиля» 1960-х, искусство представителей андеграунда, положивших начало «второй волне» русского авангарда. Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов. В соответствии с традициями П.М. Третьякова современная экспозиция позволяет «иметь понятие о всех русских художниках».

Вопросы для самоконтроля:

  • 1. В чем особенность подготовки музейной экскурсии?
  • 2. Какова специфика проведения музейной экскурсии?
  • 3. Перечислите основные функции музеев.
  • 4. Охарактеризуйте основные этапы создания Третьяковской Галереи.
  • 5. Какова цель обзорной экскурсии в Третьяковскую Галерею?
  • 6. Перечислите несколько тематических экскурсий для иностранных граждан в Третьяковской Галерее.