Американская культура: традиции и обычаи США. Культурные особенности США становятся «миской с салатом»

Революции 1848-1849 гг. в Европе, несмотря на их поражение, имели серьезные социально-экономические и политические последствия. Они еще более ослабили феодальные отношения в ряде стран, обусловили установление конституционного порядка в Сардинском королевстве и Пруссии, проведение либерально-конституционных реформ в Бельгии, Голландии и Швейцарии. В целом революции способствовали ускорению развития капитализма.

Дальнейший подъем производительных сил. Социальные изменения.

50-60-е годы были временем бурного роста капиталистической экономики. «От революционных потрясений Европа перешла к промышленной горячке» ". С завершением промышленного переворота Англия продолжала наращивать свой промышленный потенциал «... с быстротой, неслыханной даже для этой колыбели современной индустрии»2. Промышленная и торговая монополия, захваченная Англией еще в первой половине

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 515.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 201.

века, достигла в 60-е годы своей вершины. Разрыв в размерах промышленного производства между Англией и другими более развитыми в промышленном отношении странами (Францией, Бельгией, Германией, США) продолжал увеличиваться, несмотря на ускорение темпов их экономического развития. Громадные колониальные владения Англии с населением, которое примерно в 8 раз превышало население метрополии, поглощали все больше английских промышленных товаров, особенно хлопчатобумажных тканей.

К исходу 60-х годов капиталистические отношения утвердились почти во всех странах Европы. Промышленный переворот в той или иной мере уже охватил большинство европейских стран; он завершился во Франции, был близок к завершению в Бельгии, шел полным ходом в Германии, Австрийской империи и в США. Эти страны уже широко использовали машины собственного производства. В Германии закладывались основы будущей мощной тяжелой индустрии - металлургии, машиностроения, химии. Капиталистические отношения продолжали внедряться в Латинской Америке, где развернулось строительство железных дорог, начиналось применение машин в промышленном производстве.

Концентрируя промышленность, ускоряя разорение мелких производителей, капитализм вызвал быстрый рост городов и городского населения. В Европе к 70-м годам были уже десятки городов, насчитывавших более 100 и 200 тыс. жителей. Продолжали возникать города нового промышленного типа, подобные Манчестеру, в которых концентрировались большие массы рабочего населения. Социальная поляризация затронула и старые города: в них в стороне от административного центра и богатых кварталов росли рабочие районы с их скученностью, бедностью, неустроенностью. Англия стала первой страной, в которой городское население превысило сельское. Ускоренная урбанизация - одно из самых примечательных явлений XIX в. Она резко меняла уклад жизни миллионов людей, создавала дополнительный спрос на продукты сельского хозяйства, стимулировала производство их на рынок и интенсификацию хозяйства.

Продолжали совершенствоваться методы земледелия, и, что особенно важно, началось массовое внедрение сельскохозяйственных машин, работавших, однако, еще на конной тяге (паровые машины практически использовали только на молотьбе). Эта новая техника применялась в крупных капиталистических хозяйствах в Европе и на фермах в США, которые лидировали по масштабам применения и производства сельскохозяйственных машин: в 60-е годы здесь были изготовлены сотни тысяч сенокосилок и десятки тысяч жнеек.

Разительные изменения происходили на транспорте. За 20 лет было построено 170 тыс. км железных дорог. Шло активное строительство шоссейных дорог и каналов. Пароходы начали теснить деревянные парусные суда, а железные винтовые пароходы - колесные. Внедрение электрического проволочного телеграфа, который обеспечивал невиданную ранее быстроту передачи информации, явилось подлинным переворотом в средствах коммуникации. В 1851 г. Англия была соединена телеграфной линией с Францией, в 60-е годы - с Индией и Северной Америкой (благодаря прокладке подводного кабеля через Атлантический океан). Телеграфная связь ускоряла и облегчала торговые операции. Активизировалась и почтовая связь: в Англии в 1860 г. было отправлено писем в 6 раз больше, чем в 1840 г. Благодаря совершенствованию транспортных средств население стало более подвижным, громадное развитие морского судоходства резко увеличило эмиграцию: за период с 1846 по 1875 г. Европу покинуло 9 млн. человек (по сравнению с 1,5 млн. за первую половину века). В этом потоке переселенцев, направлявшихся главным образом в США, преобладали беднота, разорившиеся ремесленники и крестьяне.

Мировая торговля стремительно расширялась, ее объем всего за два десятилетия вырос в 2,5 раза. Одним из стимулов роста являлся приток золота, открытого в Калифорнии и Австралии, что в немалой степени притягивало сюда переселенцев из Европы.

Огромный размах строительства железных дорог и судов, увеличение удельного веса тяжелой промышленности требова-

ли все более крупных капиталов. Росло число акционерных обществ, расширялась кредитно-банковская система, предназначенная для финансирования промышленности.

Распространяясь по земному шару, капитализм экономически все теснее связывал страны и континенты через мировой капиталистический рынок. В результате промышленной революции отчетливее проступало деление мира на небольшую группу европейских государств и США, в которых ускоренно развивалась промышленность, и огромное большинство отсталых аграрных стран (включая колонии), превращавшихся в поставщиков промышленного сырья и продовольствия для экономически передовых метрополий.

Присущие капиталистическому способу производства противоречия также приобрели мировой масштаб. Очередной кризис перепроизводства в 1857 г. впервые принял мировой характер, он потряс большинство стран Европы и США, остро отозвался в колониях. Таким же охватом отличался и следующий кризис 1866 г.

Бурный подъем материального производства и обмена породил новые формы общественных связей, вызвал перемены в сфере информации и образования. В 1851 г. в Лондоне открылась первая всемирная промышленная и сельскохозяйственная выставка. Стали созываться международные научные съезды. Возросла информация: в середине века выходило уже более 4 тыс. газет и журналов. Увели-

чение количества и тиражей периодических изданий и выпускаемых книг объяснялось совершенствованием типографского производства, в котором также стали использоваться машины (в частности, наборные и печатные). Входила в массовое употребление фотография.

Несколько поднялся культурный уровень трудящихся масс. Стремительное развитие и усложнение промышленных процессов требовали более подготовленной рабочей силы. Почти повсюду расширялась система народного образования, преимущественно начального. В ряде стран вводилось обязательное (Австро-Венгрия, Пруссия, Англия) и бесплатное (Дания, Пруссия, Румыния, США) начальное обучение. Однако начальная школа находилась еще под сильным влиянием духовенства. Общей тенденцией было повышение грамотности населения. В Англии в 1861 г. грамотность мужчин достигла более 75% (в 1841 г. - примерно 67%), во Франции в конце 60-х годов - 76% по сравнению с 50% в середине 30-х годов, в Голландии - более 80%, а в Германии - более 90% к началу 70-х годов.

Положение рабочего класса. Рабочее движение.

Развитие капитализма сопровождалось колоссальным накоплением богатства. В 60-е годы в ряде стран заработная плата рабочих несколько увеличилась, однако доля пролетариата в производимом им богатстве сокращалась. Уделом

подавляющей части пролетариата оставались крайняя бедность, нищета, неуверенность в завтрашнем дне. Особенно тяжелыми были его жилищные условия. Периоды кризисов, когда происходило расширение безработицы и снижение оплаты труда, были особенно бедственными для трудящихся.

В 50-60-е годы ряды пролетариата быстро росли, в Европе его численность почти удвоилась. Рабочие мануфактур и мелких ремесленных мастерских все еще преобладали в большинстве стран Европы и США, однако укрупнение размеров производства продвинуло вперед концентрацию труда и увеличило удельный вес фабрично-заводского пролетариата. Этот процесс способствовал развитию классового сознания рабочих.

Внедрение капиталистических отношений меняло лицо деревни: в ряде стран образовались большие группы сельского пролетариата. К началу 70-х годов в Англии насчитывалось 1 млн. 250 тыс. наемных сельскохозяйственных рабочих, в США - 800 тыс. В Пруссии, Италии и Испании миллионы батраков, наделенных крошечными участками земли, по своему положению также приближались к сельскому пролетариату.

Тяжелые последствия мирового экономического кризиса 1857 г. активизировали затихшую было стачечную борьбу, усилили тягу рабочих к созданию самостоятельных организаций (профсоюзов, обществ взаимопомощи и др.), а такие события, как Гражданская война в США и восстание в Польше в 1863 г., пробудили стремление к международной сплоченности. Возникшее в таких условиях Международное Товарищество Рабочих открыло новый этап рабочего движения. Первый Интернационал дал мощный толчок распространению марксизма среди передовых рабочих многих стран, способствовал его соединению с массовым пролетарским движением. Руководители Первого Интернационала К. Маркс и Ф. Энгельс в 50-60-е годы продолжали работать над теорией научного коммунизма, обогатив ее важнейшими выводами о путях революционного преобразования общества, о завоевании пролетариатом политической власти, о диктатуре пролетариата и необходимости его союза с крестьянством. С выходом в свет I тома «Капитала» научный коммунизм встал на прочный фундамент экономической теории.

Национально-буржуазные движения и войны.

Буржуазные революции и преобразования. Полоса политической реакции, наступившей после подавления революций 1848-1849 гг., оказалась короткой. 50- 60-е годы в Европе и Америке ознаменовались многочисленными социально-политическими потрясениями. Они были вызваны продолжавшейся борьбой за устранение препятствий, которые все еще мешали развитию капитализма. В Западной Европе завершалась эпоха длительной борьбы буржуазии и народных масс против феодальных порядков. В указанный период она приняла преимущественно форму национально-освободительных и объединительных движений и войн, цель которых заключалась в создании национальных государств.

В 1859-1860 гг. была ликвидирована в основном политическая раздробленность Италии, и это привело к образованию единого итальянского государства. В 1867 г. Пруссия сумела объединить под своим главенством большую часть Германии, а в 1871 г. создать единое германское государство. Нарастала борьба за национальную независимость в Ирландии. Подъем в 60-е годы национального движения угнетенных народов Австрийской империи (прежде всего венгров), а также ее поражения в войнах 50-60-х годов вынудили монархию Габсбургов осуществить в 1867 г. буржуазные преобразования и ввести в империи конституционный строй (однако национальное угнетение большинства народов монархии сохранялось). В 1859-1862 гг. в результате объединения Валахии и Молдовы возникло единое румынское государство. В 60-е годы произошла также мощная вспышка национально-освободительной борьбы в Польше (восстание 1863 г.) 3.

Обострение социально-политических противоречий в Испании, вызванное сохра

3 О развитии национально-освободительного движения народов Восточной и Юго-Восточной Европы от конца XVIII в. до 60-х годов XIX в. см. в главе 15.

нением многочисленных феодальных пережитков и засильем реакции, явилось причиной двух буржуазных революций, которые произошли в этой стране в 50-х - начале 70-х годов.

Новые возможности для развития капитализма в Европе открыла отмена крепостного права в России в 1861 г.

К исходу 60-х годов все страны Европы (кроме Швейцарии) по своему государственному устройству оставались монархиями. Однако за исключением России и Франции (в которых сохранялись царское самодержавие в одной и бонапартистская диктатура в другой) неограниченных монархических режимов в Европе уже не существовало - их сменили различные формы конституционно-парламентского строя, носившего, однако, весьма недемократический характер; во многих странах сохранялись также те или иные элементы дворянских прерогатив и привилегий, феодальные пережитки.

Важнейшим историческим событием этого периода на Американском континенте стала вторая буржуазная революция в США. Начавшись с Гражданской войны 1861 -1865 гг., она привела к ликвидации рабовладельческой системы и утверждению капиталистического строя на всей территории страны. В 1867 г. добилась полного внутреннего самоуправления Канада. Упорная борьба за проведение дальнейших буржуазных преобразований развертывалась в странах Латинской Америки. Среди связанных с этой борьбой событий выделяются буржуазная революция в Мексике в 50-х годах, которая была направлена на ликвидацию феодальных пережитков и рабства и переросла в 60-е годы, вследствие военного вмешательства бонапартистской Франции, в национально-освободительную войну мексиканского народа, изгнавшего иностранных интервентов.

Славной страницей освободительной борьбы народов Латинской Америки явилась всенародная «великая война» за независимость и ликвидацию рабства, развернувшаяся в 1868-1879 гг. на Кубе, которая все еще оставалась колонией Испании.

Тем не менее, несмотря на это, считается, что в основе ее лежит культура поселенцев из Англии. Недаром в США говорили и говорят по-прежнему на английском языке.

Формирование культуры в США

Нельзя не отметить, что язык формировался в Америке не так как в Англии – произношение, словарный запас несколько разнятся. Причина в следующем: много слов, наречий американцы позаимствовали у переселенцев, индейцев, которые населяли тогда их земли.

В связи с этим появилось выражение «американский язык ». Хотя и англичане, и американцы понимают друг друга без труда. Известно, что наиболее специфическим и интересным считается южный диалект, негритянский.

На формирование культуры США большое влияние оказали такие страны, как Германия, Италия, Бельгия.

Немалую роль исполнила британская культура. Изначально США известны смешением культур разных народов. Однако многие народы не потеряли своей индивидуальности, скорее понятие «смешение» необходимо заменить на «адаптация».

Культура воспитания коренного населения такова, что они в первую очередь всегда думают о том, что ждет их в будущем.

Еще одна характерная черта в менталитете страны – родители и дети, достигшие совершеннолетия не помогают друг другу. При этом, естественно культура США широких масс сильно отличалась от культуры верхних слоев общества.

Литература США

Пожалуй, при изучении культуры США наибольший интерес представляет американская музыка. Она богата традициями, разнообразием стилей и жанров. При этом сейчас большое значение имеет именно концертная деятельность.

На сегодняшний день американская индустрия музыки считается наиболее развитой в мире. Нельзя не отметить и то, что музыкальные веяния афро-американцев, так блюз, джаз и хип-хоп, также наложили свой отпечаток на становление творчества многих исполнителей.

Сочетание фольклора, старых элементов и новых давали удивительный ни на что не похожий результат.

С начала 17 века на территории США стали создаваться литературные произведения, причем непосредственно в британских колониях Северной Америки. Этап формирования литературы подошел к концу в начале 19 века.

И романтизм в культуре США как всегда сыграл тут далеко не последнюю роль. Настал период Гражданской войны и в 60-х гг. 19 века в литературе прослеживаются демократические тенденции.

Пожалуй, всем известно имя легендарного писателя Марка Твена. Именно он способствовал тому, что реализм в литературе США стал набирать силу. Благодаря М. Твену многие реалии того времени были описаны без прикрас.

Также приблизительно в этот период происходит зарождение модернизма в литературе США. Такие поэты, как Т.Элиот и Э. Паунд, выказывали свой протест против обезличивания людей в Америке. Уже 70-80 гг.прошлого века – эпоха бунтарей, культура зачастую носит разрушительный характер.

Музеи, университеты и культура США

Музеи США также представляют большой интерес для ценителей истории, живописи и иных видов искусств. Наиболее известные среди них - Метрополитен-музей, Музей искусства Квинс, которые расположены в Нью-Йорке.

Большой популярностью пользуется Национальная галерея искусств Вашингтона . Здесь находятся полотна Рембранта, Леонардо да Винчи, Моне и др. В Висконсе находится Музей цирка, который собрал огромное количество экспонатов со всего мира, посвященных этой тематике.

Наиболее старыми университетами Америки считаются Гарвардский, Пенсильванский, Колумбийский и пр. Они возникли еще в 17-18 вв. На тот момент они по большей части были школами богословов, то есть готовили и обучали только священников.

Кстати до 2 Мировой войны считалось, что американские университеты стоят ниже по статусу, нежели учебные заведения европейских стран. Однако уже с середины 20 в. приоритеты смесились и уже сейчас студентов в Америке гораздо больше, чем в иных странах.

Будучи страной иммигрантов, Соединённые Штаты находятся под влиянием многих культур, включая в себя различные обычаи и традиции в религии, искусстве, еде и во многом другом. Почти каждый регион мира повлиял на американскую культуру, но в первую очередь это были англичане, которые колонизировали страну ещё в начале 1600-х годов. Также культуры коренных американцев, латиноамериканцев, африканцев и азиатов оказали мощное влияние на страну.

Соединённые Штаты иногда описывают как»плавильный котёл», в который различные народы добавили свой собственный аромат или вкус, сформировав одну большую американскую культуру. Так же, как культуры всего мира оказали влияние на США, теперь американская культура влияет на весь мир. Термин западной культуры в широком смысле часто относится к Соединённым Штатам и Европе.
Будучи третьей по величине страной в мире, с населением более 315 миллионов человек — США имеет самое большое культурное разнообразие в мире. Север, юг, запад и восток страны имеют разные традиции и обычаи. Ниже мы приведём краткий обзор культуры Соединённых Штатов.

Язык

Страна не имеет одного официального языка, хотя 31 из 50 штатов предоставили этот статус английскому языку. Более 90% населения США говорит и понимает по-английски и большинство официальных дел ведётся именно на этом языке.

В то время как почти все языки в мире можно услышать в Соединённых Штатах — испанский, китайский, французский и немецкий языки являются одними из наиболее часто употребляемых (не считая английского). Каждый регион США, в частности юг, имеет своё собственное произношение с использованием уникальных слов и фраз.

Религия

Почти все известные религии практикуются в Соединённых Штатах, так как страна была основана на идее религиозной свободы.

Более 75% американцев считают себя христианами. Приблизительно половина из них — протестанты, около четверти — католики, и небольшой процент — мормоны. После христианства иудаизм является второй наиболее распространённой религией — примерно 1,4% населения. Около 20% американцев не имеют религиозной принадлежности.

Американский стиль

Стиль одежды в США зависит от региона и климата, но в основном это стиль «casual» — повседневная одежда, где основная функция это удобство. Стиль «деним» (грубая джинсовая ткань), кроссовки, ковбойские шляпы и сапоги — это некоторые предметы одежды, которые тесно связаны с образом американцев.

«Ральф Лорен», «Кельвин Кляйн», «Майкл Корс» и «Виктория Сикрет» являются известными американскими брендами. Также американская мода сильно подвержена влиянию своих знаменитостей.

Американская еда

Американская кухня находилась под влиянием европейцев и коренных американцев в своей ранней истории. На сегодняшний день существует ряд продуктов, которые, как правило, определяются как американские: гамбургеры, хот-доги, чипсы, макароны с сыром и мясной хлеб. Фраза «Такой американский, как яблочный пирог» стала обозначать то, что является подлинно американским.

Существуют также стили приготовления пищи и типы продуктов, которые являются специфическими для региона. Южный стиль приготовления пищи, который часто называют американской «удобной» едой, включает в себя такие блюда, как жареная курица, капуста, спаржевая фасоль и кукурузный хлеб. Текс-мекс — популярная разновидность кухни в штате Техас и на юго-западе, представляет собой смесь испанских и мексиканских стилей приготовления пищи и включает в себя такие элементы, как перец чили, буррито и содержит большое количество бобов и тёртого сыра.

Искусство

Соединённые Штаты широко известны во всём мире как лидирующая страна по производству средств массовой информации, включая телевидение и кинематограф.

Отрасли телевещания начали развиваться в Соединённых Штатах в начале 1950-х, когда американские телевизионные программы начали показывать по всему миру. США также имеет яркую киноиндустрию, сосредоточенную в Голливуде, а американские фильмы пользуются популярностью во всем мире. Нью-Йорк является домом Бродвея и американцы имеют богатую театральную историю. Американская музыка очень разнообразна, можно выделить ритм-н-блюз, джаз, госпел, кантри, рок-н -ролл и хип-хоп.

Спорт

Соединённые Штаты являются спортивно-ориентированной страной с миллионами поклонников, следящими за футбольными, бейсбольными, баскетбольными и хоккейными матчами помимо множества других видов спорта.

Бейсбол, который появился в колониальной Америке, стал официальным спортом в середине 1800-х годов и по сей день известен как любимое времяпрепровождение американцев, хотя сейчас его популярность затмил футбол.

Американские праздники

Американцы празднуют свою независимость от Великобритании 4-го июля. День Памяти отмечается в последний понедельник мая и чтит память тех, кто умер на военной службе. День Труда отмечается в первый понедельник сентября, и чествует рабочую силу страны. День Благодарения, ещё один отличительный американский праздник, приходится на четвёртый четверг ноября и уходит корнями к колониальным временам.

В День Президентов отмечают дни рождения Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна в третий понедельник февраля. Вклад ветеранов в развитие и свободу страны чествуется в День Ветеранов 11 ноября. Вклад лидера движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга отмечают в третий понедельник января.

Но основное внимание в этой статье мы хотим уделить самым необычным и интересным американским традициям, которые существуют по сей день. Далее вы сможете ознакомиться со списком десяти самых странных традиций США.

10 странных американских традиций

Как вы планируете праздновать Новый год в этом году? Будете ли вы бегать по окрестностям, разбивая старую посуду об соседские двери? Если вы живете в Дании, то очень даже возможно. Или может вы выберете каких-нибудь знаменитостей, которые произвели настоящий фурор в новостях в течение года, сделаете их чучела, а затем подожжёте и будете смотреть как они горят? Не похоже на вас? А если бы вы были родом из Эквадора, то это вполне могло бы быть правдой.

Традиции очень варьируются по всему миру, и обычаи одного общества часто кажутся совершенно безумными для другого. Американская культура и традиции стали хорошо известны во всех уголках планеты, благодаря напряженной работе Голливуда и СМИ. Но это не означает, что все американские традиции спокойно воспринимаются людьми из других стран. Далее мы рассмотрим 10 традиций США, которые американцы считают абсолютно нормальными, но в других странах люди считают их в лучшем случае странными.

  1. «Тейлгейт пати» (тусовки возле открытой задней двери автомобиля)

Когда американцы посещают спортивные соревнования (в частности футбольные матчи), то им не достаточно просто прийти и занять свои места — они должны прибыть за несколько часов, чтобы должным образом подготовиться к просмотру игры.

Разукрашенные цветами любимых спортивных команд, люди будут тусоваться возле своих автомобилей на стоянке стадиона, жарить еду на гриле, попивая холодные алкогольные напитки и играть на газоне, бросая друг другу футбольные мячи.

Многие «тейлгейтеры» (так называют людей, устраивающих тусовки возле задних дверей своих автомобилей) серьёзно готовятся к подобным мероприятиям и даже привозят с собой музыкальные центры, телевизоры и спутниковые антенны, придавая чувство глобальности спортивному событию. Как рано фанаты приезжают, чтобы начать «тейлгейт пати»? Пределов не существует. Некоторые из них прибывают на рассвете, начиная праздновать, а некоторые даже ночью, чтобы занять приличное место!

Но когда дело доходит до футбольных матчей, традиции не ограничиваются парковочными стоянками. Далее вы узнаете о ещё одной странной американской одержимости, связанной с футболом.

  1. Просмотр рекламы во время Супер Боула (американский футбол)

Подавляющее большинство зрителей Супер Боула — американцы, и они с нетерпением ждут перерыва в большой игре, чтобы увидеть, какой рекламный ролик удивит их больше всего на этот раз. В последующие дни, эта реклама очень активно обсуждается снова и снова, с удовольствием и до тошноты, возможно даже больше, чем сама (порою скучная) игра.

Какая реклама была самой дорогой? Какие из них были на удивление дешёвыми? За какие деньги был продан коммерческий слот? Потенциальные вопросы — бесконечны. Что касается ответов, то в 2011 году, одной из самых популярных была реклама «Doritos» (чипсы), стоимость создания которой составила около 500 долларов. Всего около 60-ти рекламных роликов были запущены в эфир на протяжении всей игры, стоимостью до 3-х миллионов долларов за тридцатисекундный ролик. За 100 тысяч долларов в секунду рекламодатели рады поощрять эту странную американскую традицию.

  1. Празднование Американской мечты

Хотя американская мечта не имеет конкретного определения и изменялась на протяжении многих лет, нельзя отрицать, что американцы в целом по-прежнему учат своих детей, что это мечта, к которой все должны стремиться. Правда это или нет — это другой вопрос.

На эмоциональном уровне американская мечта вызывает чувство свободы в стремлениях и возможностях и равный доступ к пути процветания для всех, кто готов упорно работать для её достижения. На более практическом уровне, многие утверждают, что достижение американской мечты стало приравниваться к обычному потребительству и правам собственности, а не стремлению к самой идее свободы. Независимо от того где же истина, национальной традицией по-прежнему является обязанность передать идею, что американская мечта осуществима для каждого поколения. Далее мы рассмотрим менее приятные ценности, передаваемые следующим поколениям.

  1. Повышенный интерес к судебным делам

Американцы любят сенсации, а средства массовой информации с удовольствием предоставляют их, преподнося это в простой и невероятно преувеличенной форме. Вот почему, к примеру, каждые два года в США происходит новый «судебный процесс века». Все прошедшие «судебные процессы века» коллективно забываются, так как новый оказывается гораздо более громким, неприятным, отвратительным (можно вставить много прилагательных), чем последний.

Часто в этих процессах принимают участие знаменитости — это касается и «Толстяка» Арбакла, и О. Джея Симпсона, и бывшего президента Билла Клинтона, но также часто судебные процессы делают знаменитостей из рядовых граждан. Судебное дело Кейси Энтони является хорошим примером недавнего «судебного процесса века», который обычного человека поставил под пристальное наблюдение СМИ. Её известность принесла ей в основном только общественное порицание. Однако, вероятнее всего, что через несколько лет будет установлена новая сцена для следующего «судебного процесса века».

  1. «Punkin Chunkin» (Панкин Чанкин)

Каждый год, когда стебли кукурузы поднимаются к небу и листья желтеют, люди в Соединённых Штатах часто съезжаются на фермы, чтобы посетить осенние фестивали. Большинство мероприятий на этих фестивалях — семейные. Можно кататься на возу, выбирать тыквы, гулять по лабиринтам из кукурузы, дегустировать сидр, играть с домашними животными во дворе и в таком духе.

Но что действительно выделяет некоторые из этих осенних мероприятий, так это желание посетителей наблюдать как тыквы (эти безвредные полезные плоды) взрывают в воздухе и запускают на большие расстояния на сельскохозяйственных угодьях. Есть несколько способов как достичь этого, чтобы удовлетворить толпу: с помощью воздушных пушек, катапульты или машин с помощью раскручивания и центробежной силы. Единственные, кто не веселятся от всей души в это время — это, пожалуй, тыквы.

  1. Угощение или шутка

Во многих культурах существуют устойчивые исторические традиции, связанные с переодеванием во время Хэллоуина и обменом различными угощениями, но лишь немногие из этих традиций заставляют детей ходить от двери к двери, прося сладости со словами: «угощение или шутка!»

Эта странная практика имеет американское происхождение. Тогда как в любое другое время года родители запрещают детям общаться с незнакомыми людьми, выпрашивая конфеты и бродить по улицам в ночное время, вдруг они меняют свой настрой и поощряют все эти действия в один волшебный вечер каждую осень.

  1. Президентское помилование индейки

День благодарения в целом, кажется, может озадачить тех, кто не погружён в американские традиции, но, вероятно, ни один фестиваль индеек не покажется более странным, чем ежегодная церемония, в ходе которой современные президенты дают официальное помилование живой индейке, представленной им Национальной Федерацией Индейки (НФИ). Интересно то, что было много путаницы даже среди американцев о действительном происхождении этой странной традиции.

Хотя «НФИ» предоставляла президентам индейку ежегодно, начиная с 1947 года, сама идея «помилования», избавляя птичку от печки, возникла не сразу. Первая птица, которая получила официальное «президентское помилование» была доставлена в Розовый Сад в 1989 году, когда президент Джордж Буш-старший выразил это как акт доброжелательности, который сейчас превратился в ежегодную американскую традицию.

  1. Распродажи в «чёрную пятницу»

Через несколько часов после того как миллионы непомилованных индеек съедаются американцами на День Благодарения, армии покупателей выдвигаются в поход по магазинам, чтобы сделать покупки по списку рождественских подарков. Распродажи «чёрной пятницы» традиционно проходят на выходных, которые затем перетекают в «кибер понедельник» — новая традиция, которая стала популярна с ростом интернет-магазинов.

В 2010 году национальная федерация розничной торговли провела опрос населения. По полученным данным — более 200 миллионов людей совершали покупки в интернете и в магазинах по всей стране в течение выходных после Дня Благодарения, а ещё 106 миллионов американцев планировали делать покупки через интернет в понедельник.

Большинство из тех, кто совершал покупки в «чёрную пятницу» прибыли в цивилизованное время, но многие «крепкие орешки» пошли дальше и начали свой день в изнурительно ранний час. В редких случаях среди покупателей возникали массовые беспорядки или ужасная давка в попытке получить конкретный продукт или заключить определённую сделку.

  1. День сурка

Пусть грызуны решают, как скоро американцам можно снимать тёплую одежду. Каждый год сурки по всей стране (но прежде всего всем известный сурок Фил из города Панксатони, штат Пенсильвания) выставляются напоказ, чтобы предсказать, сколько ещё времени осталось до прихода весны.

Либо ещё шесть недель зимы, либо ранняя весна — всё зависит от того, видит ли сурок свою тень. Эта традиция продолжается с 1800 года, несмотря на довольно скромные достижения в области прогнозирования погоды, как показывает опыт. И если говорить об измерении вещей странными средствами, то у нас есть последняя американская традиция для вас.

  1. Дюймы, чайные ложки и тонна кирпичей

Вполне приемлемо использовать метрическую систему в США. Конгресс впервые утвердил её в 1866 году и продолжал это делать в последующие годы. Но традиции говорят совсем о другом. Хотя правительство теперь требует использования метрической системы некоторых государственных секторов и настоятельно призывает к нему во многих частных предприятиях, американская общественность никогда её не использовала и практически отвергла, что делает Соединённые Штаты единственной промышленно развитой страной, где это происходит.

В попытке сдвинуть дело с места, Конгресс даже принял закон об использовании метрической системы в 1975 году и создал «совет», который должен был осуществить требуемый переход. Но, видимо Конгресс не уполномочил «совет» достаточным авторитетом и американский народ отреагировал слабо и продолжил мерить всё милями, футами, унциями и так далее.

Гэри Р. Вивер, доктор философии

Зима 1997, т. 14, стр. 14-20.
Переработанная редакция опубликована в журнале Kokusai Bunka Kenshu (Обучение в рамках культурного обмена) ,

Специальный выпуск, 1999, стр. 9-15.


Для понимания политических, экономических, социальных и даже личных мотивов поведения любой группы людей нам прежде всего необходимо ознакомиться с превалирующими и основополагающими культурными ценностями этих людей, передаваемыми из поколения в поколение в процессе познания. Если вы не знакомы с фундаментальными основами американской культуры, вам никогда не удастся понять американцев.

Культура похожа на айсберг. Его вершина – лишь самая маленькая часть. Основная масса скрыта под водой. Это одинаково справедливо и для культуры. Видимая часть – поведение людей, - составляет самую малую долю общих культурных традиций нации. Это ее внешняя оболочка, а основная доля, внутренняя культура, находится ниже уровня очевидности (подводная часть). Она в головах людей.

Под внутренней культурой следует понимать образ мыслей и восприятие. Прежде всего, такая культура подразумевает ценности и убеждения, усвоенные на подсознательном уровне человеком, выросшим в определенной культурной среде. Такие ценности и убеждения определяют основы поведения людей.

ПОВЕДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЯ

ЦЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Культура подобна айсбергу – Основная масса находится под водой

ПОВЕДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЯ

ЦЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ МЫШЛЕНИЯ

На рисунке изображены два сближающихся «культурных айсберга», подобно тому, как могут сближаться люди, вышедшие из разных культур. Обратите внимание, что наибольшую часть культуры личности составляет внутренняя культура, та, что находится ниже уровня очевидности.

После столкновения двух айсбергов большинство людей заметят разницу в поведении. Они могут придавать чрезмерно большое значение таким деталям, как неправильная манера приветствовать другого или ношение неподходящей одежды. Ошибки на этом уровне культуры относительно невелики. Большинство людей ожидают, что представители другой культуры будут ошибаться на поведенческом уровне. С другой стороны, подлинное столкновение культур происходит на подсознательном, внутреннем культурном уровне, опирающемся на фундаментальные культурные ценности.

При столкновении внутренних культур мы начинаем яснее понимать различие и сходство культурных ценностей. Более того, понимание внутренней культуры, особенно основополагающих ценностей, позволяет нам вырабатывать систему анализа и толкования поведения.


Соединенные Штаты Америки – не «плавильный котел».

Многие полагают, что Соединенные Штаты Америки представляют собой смесь множества различных культур без основополагающей или превалирующей культуры. Стала привычной метафора «плавильный котел». Люди, прибывающие в Америку со всех концов земного шара, привозят сюда свою культуру и “сбрасывают” ее в “американский котел”. Смесь взбалтывается и подогревается до образования культурного сплава.

Какая-то доля истины в этом есть. Американское общество отличается разнообразием культур. Однако основополагающая культура все же существует, и иммигранты становятся ее частью, поступаясь индивидуальными различиями для того, чтобы приспособиться к существованию в рамках превалирующей культуры общества. Более точной исторической метафорой была бы культурная «штамповочная машина», с использованием «шаблона» или «формы» мужчины белой расы англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания.

В начале 1900-х годов немецкий иммигрант-католик мог выучить английский язык и смешаться с протестантским населением. Он мог изменить свое немецкое имя на типично англо-саксонское – Вильгельм Шмидт становился Вильямом Смитом или просто Биллом Смитом. Люди, подходившие под стандартный культурный шаблон, достигали успеха легче и быстрее тех, кто не мог приспособиться. Даже сегодня наиболее процветающими среди арабских иммигрантов следует назвать ливийских христиан. Будучи христианами, в противоположность мусульманскому большинству арабской диаспоры, они гораздо быстрее освоились в условиях превалирующей американской культуры.

Американские индейцы, а также американцы мексиканского и африканского происхождения, не вписывались в шаблон. Как бы они не старались вести себя также, как белые англо-саксонские протестанты, они не могли изменить цвет кожи и фактуру волос. Даже если они безупречно знали английский и понимали основополагающие ценности и принципы поведения, непохожесть представителей рас, отличных от белой, была очевидной, и их было легко исключить из превалирующей культуры.
Американцы – не европейцы.

Некоторые люди полагают, что Соединенные Штаты Америки – это всего лишь еще одна страна с европейской культурой. Однако первые иммигранты, прибывавшие в Америку большими группами, были «нетипичными» европейцами. Многие из них бежали из Европы, спасаясь от религиозных или политических преследований. Другую группу составляли люди, преступившие закон и сосланные британцами в «Новый Свет».

Ценности и убеждения, присущие основной части иммигрантов, не пользовались популярностью в Европе. Они прибыли в такой уголок земного шара, где эти ценности и убеждения всемерно поощрялись и укреплялись. Некоторые социологи заявляют даже, что эти ценности развились и укоренились в Америке благодаря уникальной физической и социальной среде.

Религия в Америке

Из всех иммигрантов наиболее мощное влияние на американскую культуру оказали кальвинисты, подвергавшиеся преследованиям в Европе за свои религиозные убеждения. Там они принадлежали к религиозным меньшинствам, боровшимся с римско-католической церковью или иной официальной государственной религией. Нередко они были готовы пожертвовать свободой в защиту своих верований, и поэтому их часто называли религиозными фанатиками.

Религия всегда была важной ценностью для американцев. Многие из первых независимых штатов были образованы отдельными религиозными группами и позже вошли в состав Соединенных Штатов, признававших равные права за всеми религиями. Даже сегодня около 70 процентов всех американцев называют себя протестантами, а численность церковных прихожан в США выше, чем в любой другой индустриально развитой стране. В ходе недавнего опроса населения выяснилось, что 94 процента американцев верят в Бога по сравнению с Великобританией, где число верующих составило около 70 процентов, и Западной Германий – 67 процентов.  Почти 80 процентов опрошенных американцев ответили, что религия занимает очень важное или весьма важное место в их жизни, в том время, как в среднем только 45 процентов европейцев (немцев, французов, англичан, итальянцев, австрийцев и голландцев) дали аналогичные ответы. 2

Американцы ожидают от своих лидеров уважения к религии, они привыкли к тому, что речь Президента США оканчивается словами «Боже, благослови Америку». Фраза “Одна нация под Богом» напечатана на банкноте достоинством 1 доллар.

Оставаясь важнейшей культурной ценностью нации в целом, религия занимает определенное место и в системе индивидуальных ценностей отдельных граждан. Официальной государственной религии в Америке нет. Конституцией запрещена государственная поддержка любых религий и вмешательство в отправление религиозных обрядов. Парадоксально, но в европейских странах, где государственные или национальные религии признаны законодательно, религия с годами утратила свое прежнее значение.

Готовность к риску

В 1700-1800 г.г. перемещение населения внутри Европы было незначительным. Люди продолжали жить в домах, принадлежавших родителям. Иммигранты, отправлявшиеся в Америку, были готовы оставить родительский кров и отправиться на другой конец света, зная, что 20 процентов обречены на гибель в пути. Они рисковали жизнями ради нового мира, где их ждала религиозная и политическая свобода. Прежде всего, перед теми, кто был готов рискнуть и отправиться в Новый Свет, открывались возможности экономического процветания.

Готовность индивидуума к принятию риска является фундаментальной чертой американской культуры. Реальной надежды избежать нищеты в Европе не было. Жизнь не обещала изменений. Родившийся бедным умирал бедным. Но иммигранты верили, что жизнь можно изменить, если не бояться риска.

И сегодня иммигрантов по-прежнему объединяет «американская мечта» об экономическом процветании и успехе. Даже при том, что многие после прибытия в страну продолжают жить в относительной бедности, их дети ходят в американские школы и учат английский язык. Именно первое поколение детей, родившихся в Америке, помогает семье выбраться из нищеты. Это, пожалуй, вряд ли было возможно на их родине.

Прогрессивная экономическая подвижность

В Европе 1700-х кальвинизм считался революционной теорией, поскольку он не поддерживал экономический статус кво. Кальвинизм опирался на допущение, согласно которому изменение – это хорошо, и человек обязан брать инициативу в свои руки и добиваться перемен.

В Европе существовала чрезвычайно жесткая социально-экономическая классовая система и смешение классов было редкостью. Тем не менее, кальвинисты верили, что Бог награждает труженика, и что человек может достичь более высокого классового положения в результате личных усилий.

Во всех культурах преимущественное место занимают убеждения и ценности, приносящие вознаграждение. Иммигранты нашли уголок мира, изолированный от войн, сотрясавших Европу. Здесь их ждали неограниченные природные ресурсы и малонаселенные земли. Действительно, в таких условиях иммигранту, готовому трудиться, предоставлялась возможность преуспеть. Такие убеждения и ценности вознаграждались сторицей, и они продолжают оставаться важнейшими культурными ценностями и по сей день.

Эгалитаризм, личные достижения и действия

Ни один политик в США не будет бороться за государственный пост, используя академический титул, например, доктора философии. Даже к президенту или послу США следует обращаться «г-н Президент» или «г-н посол», а не «ваше превосходительство». Американцы не любят титулов и часто обращаются к собеседнику по имени. Мы связываем титул с европейской традицией, когда титул часто дается при рождении. Американцы считают, что все люди обладают равным статусом и равными возможностями для достижения социального статуса через труд.

В Америке социальный статус завоевывается деятельностью человека. Принципиальное значение, придаваемое американцами личным достижениям, восходит к кальвинистскому убеждению в том, что все люди равны перед Богом и могут трудом добиться исполнения любых желаний.

Высшей мерой успеха в США считается личный успех, достигнутый упорным трудом и предприимчивостью. Американские герои – это всегда индивидуалисты, предприниматели, пришедшие к успеху в любом виде деятельности... Дэниел Бун, Дэйви Крокетт, Пол Баньян или Рембо. Ни один политик не скажет: « голосуйте за меня, потому что я происхожу из такой-то семьи и имею большие связи». Говоря о себе, почти все политики США в той или иной степени рисуют некое подобие Авраама Линкольна – человека, добившегося успеха своими силами, выросшего в нищете и ставшего президентом благодаря собственным заслугам без всякой посторонней помощи.

Президент Клинтон вырос в бедной семье, тяжелым трудом зарабатывал деньги на образование и, будучи стипендиатом Родса, с отличием закончил юридический факультет Йельского Университета. Благодаря личным заслугам и способности конкурировать с другими политиками, он завоевал поддержку американского народа и был избран президентом.

Не случайно библия капитализма, книга Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», была опубликована 1776 году, в том же году в котором были основаны Соединенные Штаты Америки. Свободное предпринимательство, рыночный капитализм и политический либерализм сформировались на базе индивидуальных достижений, подвижности социальных слоев внутри классовой системы и антиправительственного курса. Развитию этих идей способствовали тепличные условия Америки с ее изобилием природных богатств, малой плотностью населения и непрерывным ростом экономики.
Самостоятельность и независимость – ценности первых американских поселенцев

Если бы вы эмигрировали в Америку из Европы в середине 1800-х годов, то, вероятно, вы начали бы приобретать свой опыт американской жизни бедняком в перенаселенном городском квартале. Такова же судьба и многих сегодняшних иммигрантов. Большинство из них занимались тяжелым трудом и копили деньги, желая воспользоваться экономическими возможностями Запада, где были земля, полезные ископаемые, золото и шанс получить работу.

Караваны фургонов тянулись на Запад. Этот путь был мало похож на коллективную туристическую поездку. Каждая семья ехала в собственном фургоне, питалась отдельно, и у каждой был свой конечный пункт. Для выживания в пограничных районах, переселенцам требовалась полная самостоятельность и независимость. Эти ценности первых поселенцев слились с ценностями, привезенными кальвинистами из Европы, и их них сформировались основополагающие ценности Америки.

Почти каждый политик хочет запечатлеть себя на фотографии в ковбойской шляпе. Почему? Потому что, когда американцы думают о ковбое, они представляют себе одинокую фигуру всадника, скачущего по прерии. Ковбои никогда не путешествовали группами. Они были людьми действия, самостоятельные и независимые индивидуалисты, выжившие без всякой посторонней помощи. Для американцев ковбой – это кальвинист верхом на лошади, олицетворяющий превалирующие ценности общества.

Таким образом, нельзя придумать худшего оскорбления для американца, чем сказать ему, что он от кого-то зависит или полагается на других. Когда мы помогаем другим, мы часто делаем это косвенно, «окольными путями», через анонимные благотворительные организации, и очень редко напрямую, потому что помощь может обидеть нуждающегося в ней.

Средний американец ежегодно отправляет благотворительным организациям около пятисот долларов, и чем беднее жертвователь, тем больший процент его или ее дохода отдается на благотворительные цели. Около 48 процентов населения на добровольных началах работают в среднем четыре часа в неделю в пользу различных организаций и акций. 3 Они бесплатно предоставляют свое время и труд менее благополучным членам общества – бедным, старикам или детям. Добровольный бесплатный труд также относится к числу фундаментальных ценностей.

Следует еще раз подчеркнуть, что такую помощь никогда не следует оказывать напрямую, иначе вы обидите того, кому хотите помочь. В идеале, для тех, кто получает такую помощь, она должна стать возможностью сделать что-то такое, что помогло бы им подняться на ступеньку выше. Например, многие из прежних американских филантропов, как, например, Эндрю Карнеги, не подавали милостыню бедным. Карнеги строил университеты и библиотеки, чтобы бедные могли в них учиться и собственными силами повышать свое экономическое благосостояние. Его помощь не оказывала губительного воздействия на самостоятельность и независимость личности.

В течение всего периода американской истории основная семья состояла из мужа, жены и детей, но без бабушек, дедушек, теток, дядьев и прочих родственников. Такая небольшая семья была очень мобильной. Даже сегодня средний американец переезжает 14 раз в течение жизни, в основном в поисках лучших экономических возможностей в других частях страны. Родители ожидают, что после того, как их ребенок в возрасте 18-19 лет закончит среднюю школу, он покинет родительский дом, поступив в высшее учебное заведение или начав работать. Дети не должны быть материально зависимы от своих тружеников-родителей.

Американский либерализм и капитализм.

Ведущим политическим принципом страны следует считать то, что многие европейцы называют «либерализмом», хотя в самих США этот принцип часто относят к одной из форм «консерватизма». Американцы убеждены, что чем меньше правительство, тем оно лучше, и что правительство не должно вмешиваться в жизнь индивидуума. Еще одно логическое продолжение кальвинизма.

Большинство американцев не доверяют сильному централизованному правительству. Вот почему у нас нет парламентарной системы, объединяющей исполнительную и законодательную ветви власти. Всегда считалось, что исполнительная, законодательная и юридическая ветви государственной власти должны быть разделены и должны обладать пропорциональной долей политической власти.

Преобладающим экономическим убеждением является капитализм эпохи свободной конкуренции, при котором правительство не должно вмешиваться в экономику и вся ответственность за успех или неудачу возлагается на индивидуума. Такой подход является логическим развитием идей кальвинизма. В отличие от многих европейских стран и даже Канады, в США не существует социалистической партии, и по сравнению с другими промышленно развитыми странами, поддержка федеральным правительством сфер здравоохранения, заботы о детях, безработных и престарелых гораздо менее существенна. Даже вопросы образования находятся преимущественно в ведении местных, а не федеральных органов власти.
Американцы отождествляют себя c родом деятельности.

Если вам доведется встретиться с американцем на вечеринке, он приветствует вас следующим образом: «Привет. Меня зовут Гэри Вивер. Я – профессор американского университета. Кем вы работаете?» Мы отождествляем себя с тем, что мы делаем .

Представители многих других культур идентифицируют себя со своим происхождением. Житель Восточной Африки может поприветствовать вас, сказав: «Здравствуйте. Меня зовут Амос Нтимама, я сын Вильяма Оле Нтимама из Нарока в Масаи Мара». Здесь отправной точкой самоопределения служит понимание того, кто он, поэтому прежде всего будут названы имя отца и место рождения. Социальный статус опирается на семью и унаследованные традиции, а не на деятельность личности.

Во многих традиционных незападных культурах с преобладанием сельского населения детей учат тому, что родственные отношения и связи более важны, чем индивидуальные достижения. Фактически достижения важны ради семьи или друзей. Чрезвычайно ценится надежная, слаженная и проверенная годами дружба, и люди хотят зависеть от других и полагаться на них. Сотрудничество взамен соперничества вызывает восхищение и поощряется в семье и на работе.

Учитывая громадную значимость, придаваемую независимости, самостоятельности и личным достижениям, американец, потерпевший крах в личных или финансовых начинаниях, чувствует себя лично ответственным. Он нередко испытывает чувство вины за недостаток старания, неумение стать более конкурентоспособным или воспользоваться представившейся возможностью. Во многих незападных культурах с их уважением с большим семьям и унаследованным традициям, для людей, потерпевших неудачу, характерно чувство стыда , поскольку неудача отдельного человека отражается на всех, кто так или иначе с ним связан.

Эти ценности влияют также на манеру проведения американцами деловых встреч. Они стремятся «перейти к делу» гораздо быстрее, чем это принято в культурах, где столь важны взаимоотношения. Для многих традиционных культур с сельским населением принято уделять время для знакомства и определения статуса участников, и только после этого приступать к обсуждению дел. Некоторые американцы думают, что мексиканцы или африканцы «теряют время» на неделовое общение перед началом работы. С другой стороны, африканцы и мексиканцы иногда считают американцев «назойливыми» и вечно торопящимися сделать дело, не заботясь об установлении взаимоотношений.

США становятся «миской с салатом»

Безусловно, США изменились. Большинство населения больше не устраивает концепция «плавильного котла» или «культурной штамповочной машины». Сегодняшние популярные метафоры указывают на то, что стало приемлемым сохранять отличия и в то же время оставаться частью единого общества. В салате каждый овощ добавляет собственное своеобразие и вкус, так же, как мужчины и женщины черной, белой, желтой и коричневой рас соединяются, образуя общество, сохраняющее уважение к индивидуальным различиям пола, расы, вероисповедания и этнических корней.

Некоторые американцы опасаются, что превалирующая культура будет уничтожена большим количеством иммигрантов, прибывающих из неевропейских культур. С 1964 года в Америку ежегодно переселяются около одного миллиона иммигрантов, подавляющее большинство из которых составляют выходцы из Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Азии и Африки.

Доказательств, подтверждающих подобные опасения, нет. Несмотря на почти нулевой прирост белого населения, не принадлежащего к испаноязычным культурам, те, кто добивается успеха в нашем обществе, ведут себя как англо-саксонские протестанты. Они приобретают уважение к упорному труду, личным достижениям и умению действовать. Одновременно многие хотят сохранить свое культурное, расовое или этническое тождество и не видят причин забывать их для того, чтобы достичь успеха в современном американском обществе.

Положительные и отрицательные аспекты американских культурных ценностей.

Для правильного подхода к пониманию культурных ценностей необходимы обобщения. Ценности не применимы к каждому человеку или к любой ситуации, возможной в Америке, и для всякой превалирующей ценности справедливы исключения. Например, американцам необходимо чувство принадлежности к группе, так же, как для японцев важны чувство родства и коллективизма.

Необходимость ощущения себя единой большой семьей, коллективом, в США может быть развита даже сильнее, и это проистекает из чрезмерного воспевания индивидуализма. Как следствие, в дни национальных праздников или международных кризисов американцы собираются вместе с чувством подлинной силы и единения. Патриотизму в США придается исключительно важное значение и его часто называют «гражданской религией» 4 Америки. Подобно тому, как это происходит с людьми, принимающими другую веру, иммигранты нередко более фанатичны в своей приверженности Америке и ее ценностям, чем граждане, рожденные в США.

Завоеванный социальный статус, индивидуализм, самостоятельность и независимость. Признание всех этих ценностей было необходимо тем, кто хотел выжить и преуспеть в передовом американском обществе 1800-1900 г.г. Эти ценности позволили иммигрантам добиться успеха и были жизненно необходимы для экономического роста страны. И все же, сослужат ли эти ценности добрую службу Америке в новом тысячелетии?

Жесткий индивидуализм Америки привел к тому, что многие старики предпочитают жить отдельно – самостоятельно и независимо, - а не полагаться на своих детей и не зависеть от них. Многие молодые люди испытывают трудности при попытке подружиться или наладить любовные отношения, потому что они не могут отказаться от привычного соревнования личностей. Родные братья и сестры, друзья, и даже мужья и жены периодически соперничают друг с другом. Сегодня такая форма конкурирующего индивидуализма может оказаться чрезмерной и приводящей к прямо противоположным результатам. Она может оказать крайне отрицательное воздействие на психологическую обстановку в семье. Возможно, что после 2000 года мы станем зависимы от семьи и должны будем полагаться на родных в поисках экономической и психологической стабильности и поддержки.

Летом 1996 г. самым популярным в Америке фильмом был «День независимости». День, в который сильнее всего проявляется чувство американского патриотизма – это 4 июля, - в эту дату Америка празднует объявление независимости от Великобритании. Фильм стал классическим примером превалирующих американских культурных ценностей. Пришельцы из дальнего космоса пытались завоевать планету Земля, и президент лично повел самолет в атаку. Американцы влюбились в этот современный научно-фантастический вестерн.

Тем не менее, в сегодняшнем мире с его экономическими и политическими взаимозависимостями одинокие ковбои могут стать опасными. Возможно, в новом тысячелетии американцам придется позаботиться о более разумной пропорции индивидуализма и духа соперничества по отношению к коллективизму и сотрудничеству.


 Andrew Greeley, Religion Around the World: A Preliminary Report (Chicago: National Opinion Research Center, 1991), p. 39.

2 Ronald Inglehart, 1990 World Values Survey (Ann Arbor, MI: Institute for Social Research, 1990), question 3 F.

3 Richard Morin, “So Much for the ‘Bowling Alone’ Thesis: A compilation of data suggest that Americans actually are becoming more involved,” The Washington Post National Weekly Edition , June 17-23, 1996, p. 37.

4 Seymour Martin Lipset, American Exceptionalism: A Double-Edged Sword (New York: W.W. Norton, 1996), pp. 18, 63-64.