Айвазовский иван константинович девятый вал описание. Описание картины «Девятый вал. Где находится картина «Девятый вал»

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня – «Девятый вал» Ивана Айвазовского .

Иван Айвазовский. «Девятый вал». Холст, масло. Размеры: 221х332 см

Великий русский художник Иван Айвазовский имеет армянские корни. Его предки носили фамилию Айвазян. Сам он был записан в метрических книгах как Ованнес Айвазян. А его отец подписывался фамилией «Гайвазовский ». Эту же фамилию при поступлении в художественную школу использовал и будущий живописец. Спустя несколько лет он решил отбросить первую букву - и стал Айвазовским.

Факт второй. Служебный.

В сентябре 1844 года Петербургская академия художеств присвоила Ивану Айвазовскому звание академика. А еще через несколько дней художник был причислен к Главному морскому штабу. Он получил звание первого живописца и право носить морской мундир. В его обязанности входило писать виды русских портов и приморских городов. Правда, денежное пособие художнику не назначили – работать приходилось «на общественных началах».

Факт третий. Народный.

Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Название Айвазовский взял из народного поверья о том, что во время шторма одна из волне выделяется своей мощью и размерами. Кстати, древние греки считали самой гибельной волной третью, римляне - десятую. В представлениях других мореплавателей самым сокрушительным был именно девятый вал.

Факт четвертый. Стихийный

Для картины Айвазовский выбрал страшный момент стихии. Мы видим огромные волны, небо в всполохах и кучку людей, отчаянно борющихся со стихией. Удастся ли им пережить самую мощную волну? Однозначного ответа художник не дает. Но появившийся, может быть на одно мгновение, просвет, чуть правее от центра картины, дает надежду на спасение.

Факт пятый. Феодосийский

Естественно, над картиной Айвазовский работал в своей студии в Феодосии. Но в ней запечатлен момент, запомнившейся художнику бури, которую он видел в Бискайском заливе в 1844 году. Судно с Айвазовским угодило в шторм и только чудом ему удалось спастись. Причем в некоторых газетах уже успели сообщить о гибели русского живописца. Однако сильно поврежденное судно спустя несколько дней вернулось в порт.

Факт шестой. Мастерский

Художник работал в мастерской, которая находилась в северной части его дома в Феодосии, куда солнечный луч проникал только вечером, после трех часов. Поэтому он был ограничен по времени в работе над картиной. Некоторые специалисты говорят, что на написание этого шедевра, без учета предварительной работы над эскизами, у художника ушло всего три часа. Поверить в это сложно, учитывая масштабы полотна.

Факт седьмой. Успешный

Картина пришлась публике по душе. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, выстраивалась очередь. Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали полотно с «Последним днем Помпеи » Брюллова . Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин , которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой.

Факт восьмой. Третьяковский

Известный коллекционер Павел Третьяков заинтересовался успехами Айвазовского. «Девятый вал» ему понравился особенно, и он собирался купить ее у художника. В одном из писем Третьяков писал Айвазовскому: « ...дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».

Факт девятый. Имперский

Но Третьякову не повезло. Картину купил император Николай I для Эрмитажа. В 1897 году она была передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она находится и сейчас.

Факт десятый. Японский

Впрочем, иногда картина отправляется в турне. Из Русского музея она выезжала 8 раз. Самая дальняя поездка – в Японию . Как ни странно, но жители страны восходящего солнца вообще неровно дышат к творчеству Айвазовского. В 2003 году, в год 30-летия музея «Фуджи-музея», его администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений за тридцать лет больше всего запомнилось? И японские зрители дружно ответили: «Девятый вал» Айвазовского».

13. К картине И. К.Айвазовского «Девятый вал»
Размер картины – 221 х 332 см.
http://www.stihi.ru/2015/07/31/474

Талант от Бога в каждом вложен,
Сумей ты сам его встревожить...

Только трудолюбием и своим мастерством Иван Константинович Айвазовский написал в 1850 году во второй половине дня (РМ) «Девятый вал» – одну из самых знаменитых картин русского художника-мариниста, которая вошла в сто самых великолепных картин мира как мировой шедевр! Красивая глазурь морских волн с воздушной пеной отражает солнечные блики, окутанное облаками солнце создаёт ощущение покоя и гармонии с природой, – что значит импровизация, в природе такого не встретишь. Не оторвать глаз... Какое буйство стихии!.. Потрясающе! Настолько проникаешься этим зрелищем, что будто слышишь шум бушующего моря... рокот волн... крики и стоны потерпевших кораблекрушение... ощущаешь соль морской воды на губах, чувствуя ужас происходящего!
Шторм? Так бывает и намного сильнее. Я очевидец шторма, – когда всё море покрывается пеной, – видимость нулевая. А на картине – я так поняла, что всё уже заканчивается. Даже солнце, как надежда на выживание, появилось.
Но не каждому известно, что картина «Девятый вал» написана, как и многие его картины, во второй половине дня. Он работал в мастерской, которая находилась в северной части его дома в Феодосии, куда доступ солнечным лучам и белому свету открывался только к трём, а может быть, и позже, во второй половине дня. Также не каждому известно, что на написание этого шедевра, где он изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение, у художника ушло всего три часа. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них – девятый вал – готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. А также не каждому известно, что он написал несколько подобных «Девятому валу» картин, придвигая ракурс ближе или дальше вместе с людьми, или же в разное время суток, показывая меняющийся фон: в ночь, в день и на рассвете, – и разноцветный тон восхода, создавая видимость движения людей, борющихся со стихией за жизнь, по разбушевавшимся волнам. И если собрать все картины вместе, вы увидите передвижение людей, изнурённых борьбой за выживание, в течение нескольких суток...
Картина «Девятый вал» восхищала всех созерцающих её ещё ранее в Феодосии в музее Айвазовского. Не верилось, что это рукотворно. Некоторые даже заглядывали за картину, чтобы убедиться, что это не подсветка, а дело в таланте художника. И в то, что человек своими руками создал эту картину, до сих пор не верится.
Неповторимое искусство Айвазовского, оригинал «Девятый вал», находится в музее Ивана Айвазовского в городе Феодосии. По данным интернета, в Эрмитаже существует копия. Хотя на самом деле, где копия, а
где оригинал, неизвестно, – а может быть, всё это подлинные картины, потому что он писал их несколько. И все, посмотрев на неё, перенесут любовь с картины к мастеру живописи.
Художник-живописец Иван Айвазовский несколько раз, наслаждаясь, писал эту картину в любое время суток, вблизи и издалека.... разными оттенками, в зависимости от времени дня. Ведь героям картины долго пришлось плыть, чтобы добраться до берега... но я выбрала самую, на мой взгляд, хорошую, которая долго оставалась в памяти с детства.

«Девятый вал» И.К.Айвазовского
Размер картины - 221 ; 332 см

Ольга!Спасибо!А как можно было всё запомнить утром или же днём,чтобы писать картины наизусть у себя в кабинете после трёх часов...когда в его кабинет только всходило солнце...это талант мариниста на все эпохи...с уважением,Нина

Все от мала до велика знают, кто такой Айвазовский. Он прославился тем, что писал удивительной красоты и силы морские пейзажи. Интересно, что художника привлекала непосредственно морская тематика, все картины, которые он написал, вызывают искреннее восхищение. Самой известной работой, которая, безусловно, является шедевром русской живописи, является «Девятый вал». Картина написала в 1850 году, но до сих пор привлекает в себе всеобщее внимание и собирает вокруг себя множество восторженных поклонников.

О чем картина, ее история

Романтической искусство особенно отчетливо видно именно в этой работе Айвазовского. Это означает, что картина описывает то, что сложно встретить в повседневности, то, что выходит за рамки обычного и способно удивить человека, оставить в нем след и действительно запомниться.

Прежде всего, картина показывает нам бурю, при этом не только в качестве природного явления. Это можно трактовать и как переизбыток эмоций, взрыв ощущений, которые вырываются наружу, которые невозможно держать в себе. О том, что картина действительно является шедевром, говорит и факт того, что после ее написания она практически моментально стала популярной.

Благодаря тому, что о картине все говорили, она была, как говорится, на слуху, произошли еще некоторые события:

  • Полотно попало к царю Николаю I.
  • Творчеством Айвазовского стал интересоваться знаменитый коллекционер Третьяков.

Последний начал наблюдать за творчеством художника-живописца, восхощался его умением писать и талантом. Он также просил Айвазовского о том, чтобы тот преподнес в подарок ему одну из написанных картин

Что хотел показать автор

Как известно, картина называется именно «девятый вал» потому что на ней изображен сильнейший шторм. Именно такой разрушительной силы ветер и называется на море девятым валом. На картине можно увидеть не сам шторм. Здесь изображено море, на котором только что был сильный ветер. Море беспокойное, оно не может оправиться от того, чтобы здесь было. Вместе с тем, море и небо дают понять, что надвигается что-то страшное. Небо здесь очень мрачное, присутствует в основном серый цвет всех его оттенков.

Судно, на котором плыли моряки, не уцелело, выжило лишь несколько людей, которые сейчас находятся на нескольких связанных между собой бревнах и пытаются хоть что-то привести в пригодное состояние. Волны неустанно бьются о плот, будто бы предупреждая моряков, что самое страшное еще только впереди.

Выходец из крымского курортного городка, сын священника, с неблагозвучной фамилией Гайвазовский, впоследствии достиг мировой славы как художник-маринист. Он был самым последним и ярчайшим и российских художников-романтиков. Его притягивала свобода морской стихии и ее, словно женская, переменчивость. Творчество Айвазовского наглядно представляет принципы романтизма в живописи - из событий в жизни, а так же явлений природы отбирается не типичное, а то, что представляет уникальность и выходит за привычные для человека рамки. Окончив Императорскую академию художеств, юноша предпринял несколько неудачных попыток выставить свои картины, а потом вдруг начал обучение в классе по морской военной живописи. Это и определило его дальнейшую судьбу - Айвазовский убрал от своей фамилии мешающее «г» и отправился путешествовать по Крыму. Морская стихия привлекла его и в результате появились полотна, достойные звания шедевров, одно из которых - «Девятый вал».

Маринистическая тема подразумевает романтику, вселяющую страх. Еще древние цивилизации задумывались над губительной силой стихии, восхищались безбрежными водами и страшились их изменчивости. Греки считали третью волну во время шторма самой губительной, римляне - десятую, а жители Восточной Европы - девятый вал.

Картина Айвазовского с одноименным названием не пугает, она успокаивает, ведь передает торжество жизни - в неравной борьбе со стихией остались уцелевшие люди.

Первое, что броситься вам в глаза - это небо, играющее оттенками желтого, оранжевого и фиолетового. Из-за облаков чуть проглядывает солнце, начинает загораться рассвет. Ночью была буря. Где-то вдали накатывает девятый вал, а выжившие моряки, с трудом уместившиеся на обломке мачты, со страхом ждут его. Море на полотне - не безбрежно синее, а изумрудно-живое, темное, с вкраплениями розового отблеска заката.

Еще один момент - свет. Многие из тех, кто был в Феодосии и своими глазами видел полотно, ищут подсветку. Блики солнечных лучей на неспокойном море настолько загадочны, что придают творению Айвазовского объем и реалистичность.

У каждого, кто хоть раз увидел «Девятый вал» до предела обостряются все чувства. Художник ни в одном произведении не достиг такой анатомической точности изображения, как в этом. Биографы связывают это с тем, что Айвазовский пережил подобное в Бискайском заливе, а судно, на котором он находился в тот момент, похоронили все европейские и российские газеты. Наверное, увидев своими глазами дикость морской стихии, мастер не смог удержаться от того, чтобы ее не запечатлеть.

Психологизм картины используется в наши дни на многих психологических тренингах. Группка выживших после бури знает и видит, что надвигается последняя волна - та самая убийца. Карабкаясь на мачту из последних сил, каждый из них поддерживает товарища. Люди не теряют надежду, ведь знают, что минует девятый вал и выживших спасут.

Следующий психологический маневр мастера - «на грани», когда бездна вот-вот заберет человеческие жизни или даст им шанс уцелеть. Вы можете лишь представить, что произошло ночью, какая трагедия случилась, и сколько людей не уцелело.

Причем выживших мужчин на мачте вы замечаете не сразу - настолько ярко изображение рассвета. Лишь потом присматриваетесь и видите уцелевших пятерых мужчин. Если принять во внимание, что в среднем команда судна тех времен составляла больше сотни человек, то ощущается весь ужас ночного шторма. Самый старый из них из последних сил держится за обломок корабля. Возможно, девятый вал заберет его жизнь вместе с тем человеком, что тянет руку к небу, будто посылая мольбы о спасении. Трое других стараются поддерживать друг друга, чтобы не соскользнуть со спасительной мачты. Именно они, кажется, выживут после разрушительной волны, но сейчас, по замыслу художника, олицетворяют надежду на спасение.

Глядя на неистовую борьбу человека и стихии, многие из вас вспомнят Хемингуэя и его «Старика и море». Однако, если писатель изображает диалог человека и стихии, то маринист передает жизнь самого водного пространства.

Колористика картины потрясающая - все переходы цветов настолько плавны, что порой невозможно определить, где начинается море и заканчивается небо. Одно лишь можно сказать с уверенностью - небо занимает большую часть холста. Облака имеют объем лишь в левой части холста, в правой они покрыты дымкой.

Четко прописаны волны, которые спокойны в нижней части. С дальнего расстояния они кажутся зелеными, но если вы подойдете ближе, то увидите здесь нефритовые, изумрудные, черные, лиловые, оранжевые оттенки. Синий присутствует только в левом нижнем углу картины, причем не как цвет, а как отблеск игры света на воде.

Еще один момент «Девятого вала»- движение. Облака, стремительно бегущие по небу, пена волн и люди представляют законченную и целостную композицию полотна. Посмотрев на картину, вы заметите, что цвета сменяют друг друга подобно тем самым валу разбушевавшегося моря. Поначалу возникает туман, который слегка начинают отогревать солнечные лучи. Они подсвечивают изумрудный девятый вал, а после появляется темно-синяя волна, которая таит в себе жуткие и мрачные недра моря.

Интересна судьба картины. Где бы ее ни выставлял Айвазовский, очередь желающих увидеть «Девятый вал» была сравнима лишь с потоком в Лувр к «Джоконде». Русские критики писали восторженные отзывы и сравнивали ее цветовую гамму с «Последним днем Помпеи» К. Брюллова.

Осенью 1850 года картина оказалась на выставке в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Иван Шишкин, которому тогда было всего 19 лет, рассказывают, несколько часов провел перед этой работой. Дальнейшая судьба автора полотен «Рожь», «Золотая осень» известна всем - от искусствоведов до Википедии.

Айвазовский был предан маринистической теме до конца своих дней. До него российская маринистика практически не существовала, художник стал ее создателем и гуру. Мастер был поэтом моря, романтиком стихии, который изображал морскую гладь и опасность вод на холсте, подобно Байрону на бумаге.

Санкт-Петербург.

Шторм. Волна одна за другой. Горстка уцелевших после кораблекрушения. Рассвет, который не принёс облегчения. Лишь осветил людям весь ужас происходящего. Шансов на спасение немного…

Девятый вал – самая известная картина Айвазовского. Она была признана шедевром в первый же день выставки в далёком 1850 году. Люди приходили посмотреть на неё по несколько раз. Почему? Что в этой такого особенного?

Попробуем разобраться. А попутно разглядим ее самые интересные детали.

Волны

Легенда о девятом вале была очень популярна в 19 веке. Моряки верили, что во время шторма девятая по счёту волна – самая большая и разрушительная.

С ней и встретились герои картины. 6 несчастных моряков. Они цепляются за жизнь в бушующем море. На куске мачты погибшего корабля.

Волны у Айвазовского потрясающие. Сквозь них просвечивает солнце. Такого эффекта прозрачности художник добивался множественным наложением мазков (лессировки). Такие волны вы редко, у кого встретите.

Посмотрите на картины других европейских маринистов. И вы поймёте весь гений Айвазовского.

Слева: Клод Верне (Франция). Кораблекрушение. 1763 г. , Санкт-Петербург. Справа: Ричард Нибс (). Кораблекрушение. 19 век. Национальный морской музей, Лондон

Неправильные волны

Обратите внимание, что волны идут стороной от потерпевших. И не такие уж они огромные. Настоящие волны смерти достигают в высоту 20-30 м. На “Девятом вале” они высотой не более 3 м.

Возможно, Айвазовский пощадил своих героев. Показывая, что они справятся. Если бы он написал идущую прямо на людей волну в 30 м, это было бы чистой трагедией.

Он же был оптимистом. И почти в каждой картине с кораблекрушениями он смягчает трагизм. Добавляет надежду. В виде восходящего солнца. Выбравшихся людей на берег. Виднеющегося корабля.

Картины Айвазовского. Слева: Кораблекрушение. 1864 г. Музей католикосата “Эчмиадзин”, Армения. Справа: Спасающиеся от кораблекрушения. 1844 г. Государственная картинная галерея Армении, Ереван

Все были в восторге от реалистичных волн Айвазовского. Художник говорил, что чувствует вкус соли, когда смотрит на его картины.

Самое интересное, что волны на “Девятом вале” изображены НЕ правильно! Заворачивающиеся гребни волны, так называемые “фартуки” в открытом море никогда не образуются. Только у берега, когда волна уже накатывает на пляж или скалы.

Это не значит, что Айвазовский этого не знал. В 1844 году он сам попал в сильнейший шторм. Потом вспоминал, что многие пассажиры очень сильно испугались. А он, как ненормальный, стоял на палубе. Во все глаза смотрел на бушующее море. Он впитывал впечатления для своих будущих картин.

Почему же он изобразил волны неправильно?

Айвазовский был романтиком. То есть художником, который восторгался стихиями. И подчёркивал силу природы с помощью различных эффектов.

Согласитесь, вспененная, закрученная волна смотрится величественнее. Она более понятна обычному человеку. Чем грозный, пирамидальный вал настоящей волны.

Небо

Иван Айвазовский. Девятый вал. Фрагмент. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Небо на картине “Девятый вал” обнадеживающее. Восходящее солнце. Тучи развеиваются. Их гонит сильный ветер. Фиолетовый оттенок неба. Ночь отступает.

Айвазовский был отменным мастером. Но особенно ему удавались световые эффекты. Никакой специальной краски он не использовал. Однако его солнце выходило таким ярким, что многие верили в обратное.

Некоторые даже на полном серьезе заглядывали за картину. Они думали, что сзади полотна стоит свечка.

Выжившие

Иван Айвазовский. Девятый вал. Фрагмент. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Люди на “Девятом вале” тщательно написаны, несмотря на их небольшие размеры. При этом их позы и жесты очень выразительны. Они в отчаянии. Они борются за жизнь из последних сил.

Двое из них вот-вот соскользнут. Один уже падает в воду. Другой отчаянно цепляется за него. Возможно, мы видим последние минуты их жизни.

Другой моряк протянул руку к небу: “О море, сжалься над нами!” Ещё одного моряка мы видим со спины. Он размахивает красной тряпкой. Корабля не видно. Более того, обзор закрыт волнами. Зачем? Видимо, на удачу.

Обратите внимание, что люди одеты в восточные одежды. Затонул корабль из далекой страны. Зритель не знает этих людей. Они ему не родные. Это не купцы с соседней улицы.

Такую дистанцию Айвазовский добавляет не случайно. Она убирает сильную тревогу. Которая бы мешала наслаждаться бушующем морем. И героизмом людей.

Как “Девятый вал” влияет на людей

С одним известным хореографом Дэвидом Доусоном случилась одна история. Он приехал в Петербург ставить балет в Мариинке. В фойе театра он увидел репродукцию “Девятого вала”. Немного удивился. Репродукция этой же картины висела в его номере отеля.

Однажды ночью он проснулся и взглянул на картину. И ужаснулся. На полотне не было людей. Как будто их смыло! Он увидел в этом недобрый знак. Знак провала его постановки. Что ж поделать, такая репродукция попалась. Не совсем точная копия.

Утром прибежал в театр и успокоился. На репродукции в Мариинке люди были на месте. Значит надежда есть.

Премьера балета прошла успешно.

Почему все знают “Девятый вал”?

Сложно представить себе более популярную картину, чем “Девятый вал”. Да, она монументальна. Грандиозна. Работы такого уровня хорошо знают искусствоведы и любители живописи. Но не люди, далёкие от искусства. О “Девятом вале” же знает решительно все. Почему?

1. Айвазовский был первым художником, который стал организовывать персональные выставки. Причём не только в Петербурге. Но и в провинциальных городах.

2. Айвазовский всегда был за то, чтобы его искусство шло в массы. Отсюда – открытки с его маринами в каждой лавке. Репродукции – в каждой рюмочной.

3. Айвазовский умел добавлять яркие эмоции. Девятый вал – это отчаянная борьба человека со всемогущей стихией. Такие сюжеты всегда бередят кровь.

4. Мало кто из русских людей видел море. Пока не стали выезжать на морские курорты в 30-х годах 20 века. До этого море знали только по картинам Айвазовского.

А конкурентов у него особо не было. Маринистами в 19 веке были ещё Алексей Боголюбов и Сильвестр Щедрин.