§6. Древние цивилизации Месопотамии. Месопотамия (Междуречье)

Лекция 3. Древние цивилизации

План:

1. Цивилизация Месопотамии

2. Египетская цивилизация

3. Индийская цивилизация

4. Китайская цивилизация

В IV-II тыс. до н.э. на территории от Средиземного моря до Тихого океана появляются первые в истории человечества цивилизации. Возникло несколько центров формирования древних цивилизаций, четыре из которых связаны с бассейнами крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхе. Независимо друг от друга шло зарождение цивилизационных структур и образование четырех речных цивилизаций Месопотамской, Египетской, Индийской и Китайской.

Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. Уже в IV тыс. до н.э. здесь начала развиваться ирригация. В Месопотамии имелись глина и природный асфальт, на севере встречались месторождения свинца, олова, железа, меди, в гористых районах много камня. В III тыс. до н.э. шумеры открыли бронзу. Финиковая пальма давала питательные плоды, но невысокую по качеству древесину. Здесь росли и другие фруктовые деревья, инжир, виноград, по берегам рек ива, камыш и тростник.

Основы цивилизации в Месопотамии заложили шумеры. К концу III тыс. до н.э. шумерское и пришлое семитское население смешалось, а аккадский язык постепенно вытеснил язык шумеров. В IV тыс. до н.э. большие поселения превращаются в города-государства. Большую роль в развитии Шумерской цивилизации сыграл город Урук, расположенный на Евфрате. В IV тыс. до н.э. он являлся самым крупным городом Месопотамии.

Главное занятие шумеров - земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы, имевшие важное общественное и экономическое значение. На рубеже IV - III тыс. до н.э. появляется письменность. Письмо в Шумере возникло сначала как пиктограмма. Затем широкое распространение получила клинопись, которая содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог.

Шумерская цивилизация создала ранние формы государственности. В первой половине III тыс. до н.э. в Шумере сложилось несколько политических центров, которые соперничали друг с другом.

В 2312 году до н.э. правителю Уммы Лугальзагеси удалось на некоторое время объединить весь Шумер. Затем последовали две попытки создания объединенного государства Двуречья при Саргоне Аккадском (2316-2361 гг. до н.э.) и при III династии Ура (около 2112- 2003 гг. до н.э.).

Объединив Аккад и Шумер, Саргон укрепил государственную власть. Саргону удалось создать единую ирригационную систему, которая регулировалась в общегосударственном масштабе. Саргоном впервые в мировой истории было создано постоянное профессиональное войско. Деспотически-бюрократическое правление Саргона создало целую армию чиновников, новую служилую знать, ряды которой не пополнялись. Деспотическая форма правления установилась в Месопотамии на тысячелетия, определяя специфику развивающейся здесь цивилизации.



Деспотия стала особой формой государственной власти во всех древних восточных государствах. Суть деспотии заключалась в том, что стоящий во главе государства правитель обладал неограниченной властью. Стабильность деспотий основывалась на вере в божественность царя. Свою власть деспот реализовывал через разветвленную административно-бюрократическую систему.

Аккадское государство, ослабленное социальными противоречиями, рухнуло около 2200 г. до н.э. под ударами внешнего врага кутиев. Господство кутиев было недолговечным. На смену им в 2112 г. до н.э. пришла власть над Двуречьем города Ура, его III династии, наиболее заметный представителем которой был Шульги. Новое государство получило название «Царство Шумера и Аккада». III династия Ура пала под ударами внешних врагов, в первую очередь семитов-амореев. Воспользовавшись ситуацией, с востока вторглись племена эламитов. В 2003 г. до н.э. был уничтожен город Ур.

В Месопотамии выдвинулся и постепенно добился преобладания город Вавилон. Первый период - Старовавилонский охватывает время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н.э., когда Вавилонию покорили касситы. Второй период Средневавилонский (касситский) занимал более 400 лет касситского господства (1595-1158 гг. до н.э.). Третий период Нововавилонский связан с правлением халдейской династии, которое завершилось завоеванием Вавилона персами (626-538 гг. до н.э.).

В 1792 г. до н.э. шестым царем Вавилона стал Хаммурапи, который правил до 1750 г. до н.э. Политика Хаммурапи способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. Государственная власть Вавилонии являлась одним из классических образцов древневосточной деспотии. Управление страной было строго централизовано. В период правления Хаммурапи процветало земледелие, скотоводство, а также ремесло и торговля. Особое значение имела внешняя торговля, которую вели тамкары.

Население Вавилонии делилось на два класса свободных и рабов. Свободные люди делились на две категории, обладавшие различными юридическими правами: полноправные свободные граждане авилум и лица с ограниченными юридическими и политическими правами мушкенум, они не были членами общины, не имели недвижимой собственности и использовались для работ на царской земле. Подлинными рабами вардум в старовавилонском обществе были рабы-чужеземцы.

Хаммурапи создал первую в истории цивилизации законодательную систему. Законы Хаммурапи один из первых, наиболее детализированных сводов законов. Кодекс Хаммурапи включал 282 статьи законов. При наказании закон требовал следовать основному принципу назначения наказания таллиону, т.е. воздаянию равным за равное.

В 538 г. до н.э. царь персов Кир присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе, и она навсегда утратила свою независимость.

Итак, именно в Шумере в конце IV тыс. до н.э. человечество вышло из первобытности и вступило в эпоху цивилизации. Переход к цивилизации сформировал новое специфическое мировоззрение. Люди Месопотамии боялись смерти и стремились к полноте своего земного существования. В мировоззрении шумеров, а затем и аккадских семитов важную роль играло обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия, - неба, земли и воды. Единая система религиозных верований сложилась примерно ко времени III династии Ура. На небе правил Ану, на земле Энлиль, в мировом океане Энки. Верховным богом и творцом Вселенной считался Мардук. Каждый город и поселение почитали своего бога-покровителя.

Месопотамская цивилизация дала первый опыт подготовки образованных людей. Обучение строилось на копировании текстов самого разного назначения. В крупных храмах, дворцах правителей, в школах, а также у частных лиц создавались целые собрания глиняных книг своеобразные библиотеки. Большую роль в этом сыграла шумерская школа - эдуба, которая готовила писцов и землемеров.

В сокровищницу мировой литературы вошли Сказания и Гильгамеше, Поэма о страдающем праведнике, мифы древних шумеров и многие другие произведения.

Месопотамская архитектура создала оригинальные храмовые ступенчатые башни-зиккураты, воспоминания о которых сохранили библейские легенды. Население Месопотамии жило по лунному календарю, который имел свои отличия у каждого города-государства. После возвышения Вавилона вся страна перешла на календарь города Ниппура.

Основы научной мысли древности также были заложены в Месопотамии. Источником развития науки являлась хозяйственная практика царских и храмовых хозяйств. Значительны достижения Месопотамской цивилизации в области медицины. Символ месопотамской медицины змей (бог Нингишзида), обвивающий жезл, - сохранился в качестве эмблемы медицины и в наше время.

У Месопотамской цивилизации не было непосредственных преемников, хотя ее достижениями и ученостью воспользовались многие цивилизации мира.

Название «междуречье» обозначает территорию слияния двух рек на Ближнем Востоке - Тигра и Евфрата. Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад.

Древняя Месопотамия

Историки делят этот регион на Верхнее и Нижнее Междуречье. Верхнее - северная часть региона, где относительно недавно было сформировано государство Ассирия. В Нижнем (южном) Междуречье люди жили задолго до появления людей севернее. Именно здесь возникают первые города человечества - Шумер и Аккад.

На территории этого региона около 7 тысяч лет назад были сформированы первые государства - одноименные первым двум городам. Позже возникают и другие города-государства - Ур, Урук, Эшнуна, Сиппар и другие.

Рис. 1. Карта Междуречья.

Спустя сотни лет города Нижнего Междуречья будут объединены под властью усилившегося Вавилона, который станет столицей Вавилонии. Севернее его возникает Ассирия.

Древняя цивилизация Месопотамии формировалась параллельно с египетской, но она имеет определенные отличия. Междуречье является уникальным очагом возникновения земледелия, потому что он не только располагался вдоль рек, но еще и было с севера защищено цепью гор, что обеспечивало мягкий климат.

Культура древней Месопотамии

Ярким представителем культурного наследия Месопотамии является народ шумеров. Никто не знает, как они появились в этом регионе, а главное, что они не имеют ничего общего с населявшими его семитскими народами. Их язык не был похож ни на один из соседних диалектов и был похож на индоевропейскую речь. Их внешность также отличалась от семитской - шумеры имели овальные лица и большие глаза.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Шумеры описывают в своих преданиях, что они были сотворены богами для того, чтобы служить им. По преданию, боги прибыли с другой планеты на Землю, а процесс сотворения человека описывается у шумеров достаточно подробно и рассматривается как плод эксперимента.

Рис. 2. Шумерские города.

Так или иначе, искусство шумеров дало толчок для развития культуры других цивилизаций. У шумеров был свой алфавит, уникальная клинописная письменность, свой свод законов и множество технических изобретений, опережавших свое время.

История шумеров представляет собой борьбу между группами людей во главе каждой из которых стоял царь. Поселения шумеров были огорожены каменными стенами, население города достигало 50 тысяч человек.

Венцом культурного наследия шумеров является земледельческий альманах, в котором рассказывается как правильно выращивать растения и вспахивать почву. Шумеры умели пользоваться гончарным кругом и умели строить дома. Они не скрывали, что всему, что они умеют и знают, их научили боги.

Рис. 3. Клинопись.

Вавилония и Ассирия

Вавилонское царство возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры, причем сам город возник на месте более раннего шумерского города Кадингир. Это был семитский народ амореев, который перенял раннюю культуру шумеров, но сохранил свой язык.

Знаковой фигурой в истории Вавилона является царь Хаммурапи. Он не только смог подчинить себе многие соседние города, но и знаменит своим огромным трудом - свод «Законов Хаммурапи». Это были первые законы, высеченные на глиняной табличке, регулирующие взаимоотношения в обществе. По мнению историков, понятие «презумпция невиновности» также было введено этим царем.

Первые упоминания об Ассирии датируются 24 веком до н.э. и просуществовало 2 тысячи лет. Ассирийцы были достаточно воинственным народом. Они подчинили себе Израильское царство и Кипр. Их попытка подчинить египтян не увенчалась успехом, так как через 15 лет после покорения Египет все-таки обрел независимость.

Древняя Месопотамия - одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат . Условные хронологические рамки - c середины IV тыс до н. э. (эпоха Урук) по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. в Междуречье находились крупнейшие [ ] города с наибольшим числом прилегающих населенных пунктов. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье относят к одному из древнейших очагов цивилизации в 4-м - 3-м тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства , среди которых шумерские города Киш , Урук (библейский Эрех), Ур , Лагаш , Умма , семитский город Акшак , аморейский/шумерский город Ларса , а также государства Аккад , Ассирия и в начале 2-го тыс. до н. э. - Вавилония . В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).

    Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что её начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам . Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

    Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

    Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны. Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы , с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий. Лев Мечников , которому принадлежит авторство книги «Цивилизация и великие исторические реки», вышедшей в свет в Париже в 1889 г., считал необходимым подчеркнуть, «что и здесь история отвернулась от плодородных стран…, а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий». В отличие от регулярных нильских разливов половодья Евфрата и Тигра не отличались периодичностью, что детерминировало более значительный и постоянный характер человеческого труда в создании ирригации.

    Вообще, с точки зрения Л. Мечникова, исторические реки являлись великими воспитателями человечества. «Все эти реки обладают одной замечательной характерной чертой, способной объяснить секрет их выдающейся исторической роли. Все они обращают орошаемые ими области то в плодородные житницы, то в заразные болота….Специфическая географическая среда этих рек могла быть обращена на пользу человека лишь коллективным, сурово дисциплинированным трудом больших народных масс…». Л. Мечников считал значимой ту мысль, что причину возникновения, характера первобытных учреждений, их последующей эволюции должно усматривать не в самой среде, а в соотношениях между средой и способностью населявших данную среду людей к кооперации и солидарности.

    Массовые археологические исследования следов древнейших поселений Нижней Месопотамии свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более чем мелких посёлков большесемейных общин к центру номов, где располагались основные храмы. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. городские стены становятся атрибутом плотно заселённых пространств вокруг главных храмов.

    В соответствии с ещё одной точкой зрения подъём цивилизации обуславливался взаимодействием оседлого населения деревень и кочевников месопотамского региона. Несмотря на взаимную подозрительность, а то и враждебность, свойственные отношениям между оседлыми общинами и кочевниками, последние ввиду своей мобильности, пастушеского образа жизни занимали важное место в жизни жителей земледельческих поселений, будучи необходимы для общения, торговли, разведения домашнего скота, располагая ценной информацией. Постоянные миграции позволяли кочевникам быть в курсе политических событий в разных местах, располагать сведениями о наличии тех или иных ресурсов, выступать посредниками в обмене товарами и идеями между оседлыми жителями горных районов и Месопотамской равнины.

    Хронология событий

    • Середина IV тыс. до н. э. - Урукская эпоха в Южной Месопотамии, начало эпохи бронзы. Складывание основ шумерской цивилизации, формирование номов, первые архивы хозяйственных документов, написанных пиктографическими знаками (напр. Табличка из Киша), углубление социального неравенства, развитие храмовых хозяйств, протогорода, урбанистическая революция, шумерские колонии в Верхней Месопотамии (Хабуба Кабира, Джебель Аруда), монументальные храмовые постройки, цилиндрические печати и др. В Верхней Месопотами - начало эпохи бронзы, формирование на местной основе протогородов (Телль Брак), шумерские колонии.
    • Конец IV - начало III тыс. до н. э. - период Джемдет Наср в Южной Месопотамии. Завершение формирования номовой системы, углубление социальной дифференциации, изображения лидеров; к концу периода - возникновение ранних государств и династий Шумера.
    • XXVIII - XXIV вв. до н. э. - Раннединастический период (сокращённо: РД) в Месопотамии. Расцвет шумерской цивилизации - города, государства, письменность, монументальные сооружения, ирригационные системы, ремесло, торговля, наука, литература и т. д. Подразделяется на три этапа: РД I, РДII и РД III.
    • XXVIII - XXVII вв. до н. э. - первый этап Раннединастического периода (сокращённо: РД I). Расцвет архаического Ура. Гегемония Киша в Шумере. Выдающиеся цари (лугали) I династии Киша - Этана , Эн-Мебарагеси . Легендарные правители I династии Урука - Мескианггашер (сын бога Уту), Лугальбанда , Думузи .
    • XXVII-XXVI вв. до н. э. - второй этап Раннединастического периода (сокращённо: РД II). Поражение войск кишского царя Агги под стенами Урука (правитель - Гильгамеш), падение гегемонии Киша. Вторжение эламитов в Ки-Ури и разорение ими Киша и воцарение там новой (II) династии. Урук - сильнейшее государство Шумера.
    • XXVI-XXIV вв. до н. э. - третий этап Раннединастического периода (сокращённо: РД III). Усугубление политической нестабильности в Шумере. Возвышение и расцвет Ура; гробницы I династии. Цари Ура - сильнейшие правители Шумера. Обособление Лагаша от кишской зависимости, укрепление этого государства при Ур-Нанше . Возвышение Лагаша при Эаннатуме . Череда пограничных войн между Лагашем и Уммой из-за плодородной равнины Гуэдинну. Объединение Ура и Урука в единое государство. Реформы лагашского правителя Уруинимгины и создание им древнейших законов. Лугальзагеси - единый правитель шумерских городов-государств. Война Лугальзагеси с Уруинимгиной. Восстание восточных семитов в Ки-Ури.
    • XXIV - XXII вв. до н. э. - Аккадская держава в Месопотамии. Восстание восточных семитов в Ки-Ури увенчалось успехом; руководитель восстания под именем «Истинный царь» (Саргон) нанёс поражение коалиции шумерских городов-государств и впервые в истории полностью объединил Шумер. Столица Саргона из Киша перенесена в Аккад, по названию которого новое государство и сама область Ки-Ури стали называться Аккадом. Укрепление государственности, борьба с сепаратизмом при преемниках Саргона - Римуше и Маништушу ; расцвет завоевательной политики при Нарам-Суэне . Засуха, сепаратизм, экономический спад и передвижения горных племен кутиев приводят к ослаблению Аккада. В XXII в. - междоусобица, потеря самостоятельности и уничтожение Аккадского царства кутиями.
    • XXII в. до н. э. - владычество кутиев в Месопотамии. Возвышение II династии Лагаша; правление Гудеа и его потомков. Восстание Утухенгаля в Уруке; свержение власти кутиев.
    • XXII - XXI вв. до н. э. - Шумеро-Аккадское царство (Держава III династии Ура) - крупнейшее государство Западной Азии. После смерти Утухенгаля власть переходит к Ур-Намму , столицей становится Ур. «Шумерское Возрождение». Правление Шульги - расцвет Шумеро-Аккадского царства. Расцвет шумерской литературы, архитектуры, искусства на фоне вытеснения шумерского языка аккадским в разговорной речи. В конце периода - экономический кризис, борьба с кочевниками-амореями . Набег эламитов в правление Ибби-Суэна и крушение державы.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Старовавилонский период в Нижней Месопотамии. На осколках державы III династии Ура возникает несколько государств, правители которых сохраняют титул «Царь Шумера и Аккада» : это Иссин и Ларса (оба в Шумере). Захват амореями месопотамских городов-государств, установление там аморейских династий. Сильнейшие аморейские царства - Ларса (в Шумере), Вавилон (в Аккаде), Мари (в Северной Месопотамии). Возвышение Вавилона, подчинение им Аккада. Борьба вавилонских царей с Ларсой за влияние в Шумере. Разгром Ларсы и объединение Месопотамских государств при Хаммурапи . Начало формирования народности вавилонян (из шумеров, аккадцев и амореев). Бурное развитие Вавилона, превращение его в крупнейший город Месопотамии. Расцвет экономики и культуры. Законы Хаммурапи . Ослабление Вавилонского царства при последующих царях. Возникновение Приморского царства на юге. Разгром Вавилонского царства хеттами и касситами в XVI в.
    • XX - XVI вв. до н. э. - Староассирийский период в Верхней Месопотамии. После падения Шумеро-Аккадского царства независимость получили древние номы - Ниневия , Ашшур , Арбелы и др. Международная торговля через степи верховьев Хабура и будущей Ассирии. Попытки ранних правителей из Ашшура закрепиться на торговых путях - формирование ассирийского государства. Возвышение Мари, влияние Хеттского царства, расселение хурритов и амореев - кризис верхнемесопотамской торговли. Создание аморейским вождём Шамши-Ададом I обширной державы со столицей в Шубат-Энлиле (так называемая «Староассирийская держава»); подчинение им значительной части Верхней Месопотамии. Ослабление державы при преемниках Шамши-Адада и подчинение этих земель Вавилоном. Формирование народности древних ассирийцев на основе аккадоязычного населения и других семитов Верхней Месопотамии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Средневавилонский или касситский период в истории Нижней Месопотамии. Захват Вавилонии касситами и возрождение ими царства Хаммурапи в пределах Нижней Месопотамии. Разгром Приморья. Расцвет при Бурна-Буриаше II . Дипломатические отношения с Египтом и Хеттским царством. Ослабление централизации Вавилонии. Переселение новой волны семитоязычных кочевников - арамеев . Упадок Вавилонии.
    • XVI - XI вв. до н. э. - Среднеассирийский период в истории Верхней Месопотамии. Консолидация хурритского мира, возвышение государства Митанни . Противоборство Митанни, Хеттского царства, Вавилонии и Египта на Ближнем востоке. Ослабление Митанни. Первое возвышение Ассирии; превращение её в крупную региональную державу (при Тиглатпаласаре I). Внезапный упадок Ассирии в результате вторжения арамеев .
    • Рубеж II-I тыс. до н. э. - Катастрофа бронзового века на Ближнем Востоке. Упадок всех значимых государств, передвижения многочисленных племен - арамеев, халдеев, «народов моря» и т. д. Окончание эпохи бронзы и начало железного века. Начало арамеизации Месопотамии; арамейский язык и его диалекты начинают вытеснять аккадский из разговорной речи.
    • X - VII вв. до н. э. - Новоассирийский период в Верхней Месопотамии. Экономический и военно-политический подъём Ассирии на фоне упадка её соседей (второе возвышение Ассирии). Завоевательная политика Ашшурнацирапала II и Салманасара III . Временный упадок Ассирии (конец IX - первая половина VIII). Реформы Тиглатпаласара III и начало третьего возвышения Ассирии; разгром северосирийских государств, объединение Месопотамии, присоединение части Мидии. Саргон II , Синаххериб , Асархаддон : Ассирия - первая «мировая империя»; присоединение Египта. Ашшурбанапал : подавление восстаний, гражданская война и распад Ассирийского государства. После смерти Ашшурбанапала: война с Вавилоном, Мидией и скифскими племенами; уничтожение Ассирийского государства. Коренная территория Ассирии входит в состав Мидийской державы .
    • X - VI вв. до н. э. - Нововавилонский период в Нижней Месопотамии. Проникновение арамеев и халдеев в страну; кризис вавилонской государственности. Уния с Ассирией (Тиглатпаласар III - первый единый царь Ассирии и Вавилона). Укрепление халдеев в Нижней Месопотамии, халдейские правители в Вавилоне. Синаххериб и ужесточение политики по отношению к Вавилонии. Восстания против Ассирии и разрушение Вавилона. Восстановление Вавилона Асархаддоном. Мятеж Шамаш-шум-укина . Возобновление борьбы Вавилонии за независимость. Распад и гибель Ассирийского государства. Набопаласар - первый царь нового независимого Вавилона. Создание Нововавилонской державы. Навуходоносор II . Экономический, политический и культурный расцвет державы. Вавилон - крупнейший город мира; первый мегаполис. Внутриполитическая борьба после смерти Навуходоносора II. Набонид и борьба со жречеством. Война с Персидским государством и переход оппозиции Набонида на сторону врага. Битва при Описе. Войска Кира II без боя вступают в Вавилон.
    • 12 октября 539 г. до н. э. - персидские войска занимают Вавилон. Конец истории Древней Месопотамии как политически самостоятельного региона.

    Создание ирригации

    Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы , притока Тигра . Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата .

    Бассейн нижнего Евфрата - обширная плоская равнина, ограниченная с востока рекой Тигр, за которой тянутся отроги Иранских гор , а с запада - обрывами Сирийско-Аравийской полупустыни. Без надлежащих ирригационных и мелиорационных работ эта равнина местами представляет собой пустыню, местами - болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. В настоящее время пустынная часть равнины пересечена валами выбросов от копки каналов, и если канал - действующий, то вдоль этих валов растут финиковые пальмы. Кое-где над плоской поверхностью возвышаются глинистые холмы - телли и зольные - ишаны. Это развалины городов, точнее, сотен сосуществовавших последовательно на одном и том же месте сырцовых кирпичных домов и храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Однако в древности здесь ещё не было ни холмов, ни валов. Болотистые лагуны занимали гораздо больше пространства, чем ныне, протянувшись поперек всего нынешнего Южного Ирака, и лишь на крайнем юге попадались низменные безлюдные острова. Постепенно ил Евфрата, Тигра и бегущих с северо-востока эламских рек (Керхе , Карун и Диз ; в древности они тоже впадали в Персидский залив , как и Тигр с Евфратом, но под углом в 90 градусов к последним) создал наносный барьер, расширивший к югу территорию равнины километров на 120. Там, где раньше болотистые лиманы свободно сообщались с Персидским заливом (это место называлось в древности «Горьким морем»), теперь протекает река Шатт-эль-Араб , в которой ныне сливаются Евфрат и Тигр, имевшие ранее каждый своё устье и свои лагуны.

    Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько русел. Из них важнейшими были западное, или собственно Евфрат, и более восточное - Итурунгаль; от последнего к лагуне на юго-востоке отходил канал И-Нина-гена. Ещё восточнее протекала река Тигр, но берега её были пустынны, кроме того места, где в неё впадал приток Дияла .

    От каждого из главных русел в IV тысячелетии до н. э. было отведено несколько меньших каналов, причём с помощью системы плотин и водохранилищ удавалось на каждом задерживать воду для регулярного орошения полей в течение всего вегетационного периода. Благодаря этому сразу возросли урожаи и стало возможно накопление продуктов. Это, в свою очередь, привело ко второму великому разделению труда, то есть к выделению специализированных ремёсел, а затем и к возможности классового расслоения, а именно к выделению класса рабовладельцев, с одной стороны, и к широкой эксплуатации подневольных людей рабского типа и рабов - с другой.

    При этом надо заметить, что чрезвычайно тяжёлый труд по строительству и расчистке каналов (как и другие земляные работы) выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый свободный взрослый тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. Основные земледельческие работы - пахоту и сев - также вели свободные общинники. Лишь знатные люди, облечённые властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, землю не пахали.

    Массовое обследование археологами следов древнейших поселений Нижней Месопотамии показывает, что процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших поселков большесемейных общин к центру номов (единицы административного деления), где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Храмы являлись центрами сбора номовых запасных фондов; отсюда же по поручению управления храмов в далекие страны отправлялись торговые агенты - тамкары - обменивать хлеб и ткани Нижней Месопотамии на лес, металлы, рабынь и рабов. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. плотно заселённые пространства вокруг главных храмов обносят городскими стенами. Около 3000 - 2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учёт их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

    Возникновение письменности

    Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинопись . История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Сначала письмо в Нижней Месопотамии возникало как система объемных фишек или рисунков. Рисовали на пластичных плитках из глины концом тростниковой палочки. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображённый предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «чёрный», «тёмный», «больной», «болезнь», «темнота» и т. д. Знак ноги означал «идти», «ходить», «стоять», «приносить» и т. д. Грамматические формы слов не выражались, да это было и не нужно, так как обыкновенно в документ заносились только цифры и знаки исчисляемых объектов. Правда, сложнее было передавать имена получателей предметов, но и тут на первых порах можно было обойтись наименованием их профессий: горн обозначал медника, гора (как знак чужой страны) - раба, терраса (?) (может быть, род трибуны) - вождя-жреца и т. п. Но скоро стали прибегать к ребусу: если на означало «камень», «гиря», то знак гири рядом со знаком ноги подсказывал чтение гена - «идущий», а знак кучи - ба - рядом с тем же знаком подсказывал чтение губа - «стоящий» и т. п. Иногда ребусным способом писали и целые слова, если соответствующее понятие трудно было передать рисунком; так, га («возвращать, добавлять») обозначалось знаком «тростника» ги. Процесс создания письменности происходил примерно с 4000 до 3200 гг. до н. э. Миновало не менее 400 лет, пока письмо из системы чисто напоминательных знаков превратилось в упорядоченную систему передачи информации во времени и на расстоянии. Это произошло около 2400 г. до н. э.

    К этому времени из-за невозможности быстро проводить по глине криволинейные фигуры без заусенцев и т. п. знаки превратились уже просто в комбинации прямых черточек, в которых трудно было узнать первоначальный рисунок. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер; вследствие этого такое письмо называется клинописью. Каждый знак в клинописи может иметь несколько словесных значений и несколько чисто звуковых (обычно говорят о слоговых значениях знаков, но это неверно: звуковые значения могут обозначать и полслога, например, слог боб можно написать двумя «слоговыми» знаками: бааб; значение будет то же, что и при одном знаке баб, разница - в удобстве заучивания и в экономии места при написании знаков, но не в чтении). Некоторые знаки могли быть также и «детерминативами», то есть нечитаемыми знаками, которые только указывают, к какой категории понятий относится соседний знак (деревянные или металлические предметы, рыбы, птицы, профессии и т. д.); таким образом облегчался правильный выбор чтения из нескольких возможных.

    Изучение языка некоторых более поздних клинописных надписей (примерно с 2500 г. до н. э.) и упоминающихся в надписях (примерно с 2700 г. до н. э.) собственных имен показало ученым, что уже в то время в Нижней Месопотамии жило население, говорившее (а позже и писавшее) на двух совершенно разных языках - шумерском и восточносемитском. Шумерский язык с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Восточносемитский язык, который позже назывался аккадским или вавилоно-ассирийским , относится к семитской ветке афразийской семьи языков . Как и ряд других семитских языков , он вымер до начала нашей эры. К афразийской семье (но не к семитской её ветви) принадлежал также древнеегипетский язык , в неё и поныне входит ряд языков Северной Африки , вплоть до Танганьики , Нигерии и Атлантического океана .

    Ранее IV тысячелетия до н. э., в долине Тигра и Евфрата ещё жило население, говорившее на сино-кавказских языках. После опустынивания саванн Сахары и Аравийского полуострова в IV тысячелетии до н. э. кочевые народы, говорившие на афроазиатских языках, заселяют дельту Нила, а позднее - Левант и Междуречье. До среднего течения Тигра осваивают одновременно семиты и шумеры. Верхнее течение неоднократно заселяли среднеазиатские кочевники. Большинство современных жителей Месопотамии генетически происходят с Армянского нагорья. Хурриты и хетты оставили многочисленные письменные памятники на севере Месопотамии. Хурриты, предположительно, являлись носителями сино-кавказских наречий, хеттский - древнейший письменный индоарийский язык, позаимствовал шумерскую клинопись.

    Что касается наиболее древних месопотамских письменных текстов (примерно с 2900 до 2500 г. до н. э.), то они, несомненно, написаны исключительно на шумерском языке. Это видно из характера ребусного употребления знаков: очевидно, что если слово «тростник» - ги совпадает со словом «возвращать, добавлять» - ги, то перед нами именно тот язык, в котором существует такое звуковое совпадение, то есть шумерский. Все же, по-видимому, население южной части Месопотамии примерно до 2350 г. говорило в основном по-шумерски, в то время как в центральной и северной части Нижней Месопотамии наряду с шумерским звучал также и восточносемитский язык, в Верхней Месопотамии преобладал хурритский.

    Между людьми, говорившими на этих столь различных между собой языках, судя по наличным данным, этнической вражды не было. Очевидно, в то время люди ещё не мыслили такими большими категориями, как одноязычные этнические массивы: и дружили между собой, и враждовали более мелкие единицы - племена, номы, территориальные общины. Все жители Нижней Месопотамии называли себя одинаково - «черноголовыми» (по-шумерски санг-нгига, по-аккадски цальмат-каккади), независимо от языка, на котором каждый говорил. Поскольку исторические события столь древнего времени нам неизвестны, историки пользуются для подразделения древнейшей истории Нижней Месопотамии археологической периодизацией. Археологи различают Протописьменный период (2900-2750 гг. до н. э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750-2310 гг. до н. э., с тремя подпериодами).

    От Протописьменного периода, если не считать отдельных случайных документов, до нас дошли три архива: два (один старше, другой моложе) - из г. Урук (ныне Варка) на юге Нижней Месопотамии и один, современный более позднему из урукских, - с городища Джемдет-Наср на севере (древнее название города неизвестно).

    Заметим, что письменная система, применявшаяся в Протописьменный период, была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии. Это говорит в пользу того, что она была создана в одном центре, достаточно авторитетном, чтобы тамошнее изобретение было заимствовано разными номовыми общинами Нижней Месопотамии, хотя между ними не было ни экономического, ни политического единства и их магистральные каналы были отделены друг от друга полосами пустыни. Этим центром, по-видимому, был город Ниппур , расположенный между югом и севером нижнеевфратской равнины. Здесь находился храм бога Энлиля , которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза ещё в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго.

    Храмовое хозяйство

    Все документы происходят из хозяйственного архива храма Эанна , принадлежавшего богине Инанне , вокруг которого консолидировался город Урук, и из аналогичного храмового архива, найденного на городище Джемдет-Наср. Из документов видно, что в храмовом хозяйстве было множество специализированных ремесленников и немало пленных рабов и рабынь, однако рабы-мужчины, вероятно, сливались с общей массой зависимых от храма людей - во всяком случае, так, бесспорно, обстояло дело двумя столетиями позже. Выясняется также, что община выделяла большие участки земли своим главным должностным лицам - жрецу-прорицателю, главному судье, старшей жрице, старшине торговых агентов. Но львиная доля доставалась жрецу, носившему звание эн .

    Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял её совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инанной Урукской - обряде, по-видимому считавшемся необходимым для плодородия всей урукской земли. В общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн (иногда известная и под другими титулами), также участвовавшая в обряде священного брака с соответствующим божеством.

    Земля, выделенная эну, - ашаг-эн, или ниг-эн, - постепенно стала специально храмовой землей; урожай с неё шел в запасный страховой фонд общины, на обмен с другими общинами и странами, на жертвы богам и на содержание персонала храма - его ремесленников, воинов, земледельцев, рыбаков и др. (жрецы обычно имели свою личную землю в общинах помимо храмовой). Кто обрабатывал землю ниг-эна в Протописьменный период, нам пока не совсем ясно; позже её возделывали илоты разного рода. Об этом нам рассказывает архив из соседнего с Уруком города - архаического

    Природа, население, периодизация истории Древней Месопотамии

    Лекция 5. ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ (МЕСОПОТАМИЯ)

    Месопотамия – область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Ефрат (отсюда второе название – Двуречье). Расположение на перекрестке торговых путей обеспечило ей ведущую роль в международной торговле. Климат Месопотамии отличался на севере и юге: на севере выпадал снег и шли дожди, на юге было сухо и жарко. Здесь выращивали фруктовые, зерновые (ячмень, полбу, просо), технические (лен), огородные (лук, огурцы, баклажаны, тыкву) и бобовые культуры, а также финиковые пальмы и виноград. Фауна в древние времена была богатой.

    Население Месопотамии характеризовалось этнической пестротой, отчасти обусловленной политикой насильственного переселения народов I тысячелетия до н. э. Заселение началось с древнейших времен. Народы: шумеры, аккадцы и др. Позднее шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру.

    На этих территориях существовало несколько сменяющих друг друга цивилизаций, что отражено в принятой периодизации истории Древнего Двуречья:

    – Древний Шумер (III тыс. до н. э.): раннединастический период, создание деспотических монархий, возникновение государства Аккад;

    Вавилонское царство : старовавилонский (аморейский) период XIX–XVI вв. до н. э., средневавилонский (касситский) XVI–XII вв. до н. э. и нововавилонский (VII–VI вв. до н. э.) периоды; завоевание страны персами;

    – Ассирийская держава : староассирийский период (XX–XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV–XI вв. до н. э.), новоассирийский (X–VII вв. до н. э.).

    Древний Шумер. В Месопотамии развитие цивилизации зависело от ирригации, которая должна была упорядочить разливы рек Тигр и Евфрат. Эта проблема была решена около середины IV тысячелетия до н. э. Примерно в это же время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена и возникает Урукская культура с такими городами, как Эриду, Ур, Урук. Она характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, появлением классового общества и государственности. Около конца IV – начала III тыс. до н. э. возникает пиктографическая письменность,потребность в которой связана с необходимостью строгого учета возникшего сложного и разнообразного храмового хозяйства. В первой половине III тысячелетия Южная Месопотамия доминирует в регионе в экономическом и политическом отношении над жившими севернее аккадцами и хурритами.Совершенствуется ирригационное земледелие, увеличивается число изделий из металла, появляются и первые бронзовые орудия. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения, совершенствуются органы государственной власти со всеми характерными атрибутами: войском, чиновничеством, тюрьмами и т. д. В XXVIII – XXIV вв. до н. э. последовательно возвышаются иполучают гегемонию города Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV– XXIII вв. до н. э. Шумер подпадает под власть аккадских правителей, наиболее влиятельным из которых был Саргон. Он организовал первое в истории постоянное войско, сумел создать в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя. В XXII в. до н. э. территория Шумера была завоевана кочевыми племенами кутиев, власть которых была свергнута основателями III династии Ура (XXII – начало XX веков до н. э.).
    В это время существенные изменения происходят в экономике, общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер, ведется грандиозное строительство. Совершенствуется такой тип храмовой постройки как зиккурат. Государственное устройство Шумеро-Аккадского приобретает типичные черты восточной деспотии, в стране появляется значительная прослойка чиновничьей бюрократии. Совершенствуется письмо, создаётся и записывается миф о Гильгамеше, где впервые в мировой истории мы встречаем легенду о всемирном потопе. Вначале XX в. до н. э. Шумеро-Аккадское государство погибло под натиском соседних племён и народов.



    Вавилонское царство. После падения III династии Ура Месопотамия переживает период политической раздробленности, целый ряд мелких царств ведёт борьбу за преобладание в регионе. В результате этой борьбы получает политическую независимость и возвышается город Вавилон, где воцаряется I Вавилонская (аморитская) династия.Расцвет Вавилона связан с именем царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Ему удалось объединить под своей властью всю Месопотамию, последовательно подчинив Урук, Исип, Ларсу, Мари, Ассирию. Во время правления Хаммурапи в Вавилоне ведется монументальное строительство, в результате которого город становится крупнейшим центром Двуречья, укрепляется администрация и упорядочиваются социальные и имущественные отношения, свидетельством чему являются знаменитые «Законы Хаммурапи». Но уже при сыне Хаммурапи нарастает борьба за освобождение покоренных Вавилоном областей и государств, усиливается давление воинственных касситских племён, образовавшегося на северо-западе Месопотамии государства Митанни, наконец, в 1595 году до н. э. хетты разрушают Вавилон, после чего он попадает под власть касситских правителей. Во время касситского правления регулярно используются в военном деле лошади и мулы, внедряется комбинированный плуг-сеялка, создаётся сеть дорог, активизируется внешняя торговля. С XIII века до н.э. всё более сильные удары Вавилону наносит Ассирия, к которой со временем присоединяется Элам, местные правители, и, как результат, около 1155 года до н. э. касситская династия заканчивает своё существование. В 744 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию, сохранив за ней статус отдельного царства. В 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против Ассирии (лидер Набопаласар, основатель халдейской династии). При царе Навуходоносоре II начинается расцвет Вавилонии. Он ведет активную внешнюю политику (с переменным успехом воюет в Египте и более удачно – в Иудее). После смерти Навуходоносора II престол достался Набониду, который пытался создать могущественную державу при помощи религии. Он объявил Сина вместо Мардука верховным богом, что привело к конфликту со жречеством.

    В VI в. до н. э. на Востоке появился могущественный противник – персы, которые разгромили вавилонян в 539 г. Набонид был взят в плен и сослан. Царь Кир изображался освободителем страны. Его политику отличало уважение к религии вавилонян и насильно переселенным народам. Кир сохранил Вавилонию в составе Персидской державы как особую единицу.

    Ассирия. Возникшее на перекрёстке выгодных торговых путей государство с центром в городе Ашшуре первоначально ориентировалось на развитие выгодных торговых связей с различными регионами. С этой целью ассирийцы пытались основать ряд колоний за пределами собственно Ассирии, но этому помешало возвышение государства Мари на Евфрате, образование Хеттского государства и продвижение аморейских племён. В конце XIX – начале XVIII вв. до н. э. Ассирия переходит к активной внешней политике и становится крупным государством с новой организацией управления и сильной армией. Дальнейшее противоборство с Вавилоном привело к подчинению Ассирии этому государству, а в конце XVI в. до н. э. Ашшур попадает в зависимость от Митанни. В XV в. до н. э. возобновляются попытки возродить могущество ассирийского государства, которые к концу XIV в. увенчались успехом. Наивысшего подъема государство достигает в XIII в. Царь Тиглатпаласар совершает свыше тридцати походов, в результате которых были присоединены Северная Сирия и Северная Финикия. Объектами агрессии становятся юго-восточные области Малой Азии и Закавказье, где Ассирия воюет с Урарту. Но на рубеже XI – X вв. до н. э. страна подвергается нашествию семитоязычных племён арамеев, пришедших из Аравии. Арамеи расселились на территории Ассирии и смешались с коренным населением. Дальнейшая история Ассирии на протяжении 150 лет владычества иноземцев практически неизвестна.В конце X в. до н. э. Ассирия смогла оправиться от арамейского нашествия, во многом благодаря внедрению в хозяйственный оборот и в военное дело изделий из железа. Начиная с IX в. до н. э. экспансия Ассирии развивается практически по всем направлениям, особенно интенсивно при царях Ашшурнасирпале II и Салманасаре III. В продвижении на запад Ассирия достигает побережья Средиземного моря. Богатейшая военная добыча, стекавшаяся в Ассирию, использовалась для украшения столицы, строительства царских дворцов, совершенствования фортификационных сооружений.

    В конце IX – первой половине VIII вв. до н. э. Ассирия переживает упадок, вызванный как внутренними, так и внешними причинами, из которого она смогла выйти только после прихода к власти Тиглатпаласара III, проведшего административную и военную реформы. Несколько раньше в Ассирии произошло важное событие в сфере военного дела: появилась конница (раньше использовались только колесницы). Организация и вооружение армии Ассирии стали намного превосходить армии соседей. Были введены постоянные части с чёткой градацией на подразделения, численность армии достигала 120 тыс. человек.

    Эти реформы и обеспечили внешнеполитический расцвет Ассирии в VIII –VII вв. до н. э. В результате нескольких войн она превращается в крупнейшее государство Передней Азии, в которое входили Месопотамия, большая часть восточного побережья Средиземного моря, ряд областей Мидии. Ассирийцы впервые в истории стали практиковать переселение значительных масс населения из завоёванных территорий на другие земли. Огромная держава не отличалась внутренним спокойствием. Наряду с успешными войнами ассирийским царям приходилось постоянно усмирять покорённые народы. Конец 50-х – 40-е гг. VII в. до н. э. характеризуются восстаниями, когда против Ассирии выступает мощная коалиция в составе Вавилона, Элама, Лидии, Египта, Мидии. Но Ассирии удается их подавить. В ходе этих войн ассирийцы лишились своей «монополии» на военные новшества, их успешно переняли Мидия, Египет, Вавилон. В 614– 605 гг. до н. э. новая коалиция сумела нанести военное поражение ассирийцам. Крупнейшие их города – Ашшур и Ниневия – были разрушены, знать истреблена, рядовое население рассеялось и смешалось с другими народами и племенами. Ассирия прекратила свое существование.

    Контрольные вопросы

    1. Каковы особенности природно-географических условий Древнего Двуречья?

    2. Назовите основные этапы периодизации истории Двуречья.

    3. Каковы особенности экономического и политического развития Древнего Шумера?

    4. Охарактеризуйте основные этапы становления Вавилонского царства.

    5. Почему время правления Хаммурапи называют временем наивысшего расцвета Вавилона?

    6. Каковы особенности развития и причины упадка Ассирийской державы?

    В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

    Это огромная земля между двумя реками – устья Тигра и Евфрата перед тем, как впадают в Персидский залив, образовывают широкую долину. Но эта территория была сильно заболочена и представляла собой пустыню.

    Появление первых поселенцев: особенности местности

    Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

    Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало – это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

    Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

    Появление цивиллизации

    Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

    Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

    Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности – эта цивилизация первая, кто придумал ее.

    Особенности цивилизации Междуречья

    Поселения древних шумеров представляли собой города-государства, которые располагались на холмах, а вокруг были обнесены защитными стенами.

    Примечательно, что вначале во главе городов стояли жрецы – они обладали большей властью, множественными видам собственности, обширными землями и богатством. Только впоследствии правителями стали считать царей. Это были целые династии царей, которые передавали власть по наследству.

    Цивилизация Междуречья отличается от других первых цивилизаций. Например, Древний Египет был значительно изолированной страной. Но в Междуречье все было совсем не так, при первых очагах возникшей цивилизации на этой территории стали селиться Аккадские племена с севера.

    Вскоре рядом с цивилизацией Месопотамии образовалось другое государство – Элам, которое постоянно использовало территорию и урожай Междуречья.

    К 4 тысячелетию до н.э. относят образование полноценных городов-государств, их названиями были Ур, Ниппур и Лагаш. Это первый пример поселений, у которых была структура власти, определенная территория и границы, армия и даже законы.