Проблемы нравственности в современной литературе. Литература — это совесть общества (Нравственные проблемы современной литературы)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности в произведениях русской литературы Аргументы к сочинению

2 слайд

Описание слайда:

Нравственность - Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей - жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, определяется какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность –самостоятельный выбор человека.

3 слайд

Описание слайда:

ПроблемЫ нравственности: Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с такими понятиями как: честь,совесть,достоинство, патриотизм, доблесть, честность, милосердие и т.д. Еще с давних времен все эти качества ценились человеком, они помогали ему в сложных жизненных ситуациях с выбором. По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», « Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими же источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки, былины, рассказы, повести и т.д.

4 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности В литературе: В литературе встречаются произведения, которые затрагивают многие проблемы нравственности.

5 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности - эта проблема одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Л.Н. Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

6 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

7 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например, для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

8 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Тема родины – одна из главных в творчестве И.А. Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Произведение «Антоновские яблоки» проникнуто грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями

9 слайд

Описание слайда:

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

10 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма. Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Строки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился.

11 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь и проявила милосердие.

12 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше. Например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев проходит путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду».

13 слайд

Описание слайда:

Проблема чести и бесчестия В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Пьер Безухов вызвал на дуэль Долохова, защищая свою честь и достоинство. Обедая за столом вместе с Долоховым, Пьер был очень напряжен. Его беспокоили взаимоотношения Элен и Долохова. И когда Долохов произнес свой тост, сомнения Пьера ещё больше начали одолевать. А потом, когда Долохов выхватил письмо, предназначенное Безухову, произошел вызов на дуэль.

14 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.

15 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти человека.

16 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.

17 слайд

Описание слайда:

Проблемы жестокости, предательства в современного мире Героиня рассказа В.П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, а близкий друг предал и не защитил. И девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасительным, и она покончила с собой.

18 слайд

Описание слайда:

Проблема жестокости современного мира, людей. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «кровь по совести», изобретенная Раскольниковым, – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.

19 слайд

Описание слайда:

Проблема истинных и ложных ценностей. Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.

20 слайд

Описание слайда:

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. Все это воплощено в образе главной героини романа «Война и мир» Наталье Ростовой.

21 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира По-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека. Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. Таким примером может стать Андрей Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

22 слайд

Описание слайда:

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,-воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни - самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскрешению.

23 слайд

Описание слайда:

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости В рассказе русского писателя Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. И во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу, забыв своего героя, а Данко умер.

24 слайд

Описание слайда:

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования. В повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприн рассматривают эту проблему через образ Желткова. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеиной. В знак своей пламенной любви Желтков дарит самое дорогое – гранатовый браслет. Но герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь.

25 слайд

Описание слайда:

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова своим состраданием спасает от духовной гибели Родиона Раскольникова. Она добивается, чтобы он совершил явку с повинной, а затем идет с ним на каторгу, своей любовью помогая Родиону обрести утраченную веру.

26 слайд

Описание слайда:

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви Сострадание и милосердие - важные составляющие образа Наташи Ростовой. Наташа, как никто другой в романе, умеет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отдавая всю себя без остатка. Стоит вспомнить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам...». Она - сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили душу, а укрепили ее.

27 слайд

Описание слайда:

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку Жестокому отношению подвергся главный герой произведения А.Платонова «Юшка».Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку.

28 слайд

Описание слайда:

Проблема человеческой духовности Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

29 слайд

Описание слайда:

Проблемы взяточничества, мещанства Ярким примером являются герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». К примеру, городничий Сквозник - Дмухановский, мздоимец и казнокрад, обманувший на своём веку трёх губернаторов, был убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения «пустить пыль в глаза»

30 слайд

Нравственные проблемы в произведениях современных писателей

Но в каждой жизни есть такая встреча,

а в этой встрече есть такое "вдруг",

когда рассудок, потерявший тропку,

и мрак души сливаются в одно,

и правда жизни, упираясь в пробку,

в закрытом сердце выбивает дно.

Вадим Антонов.

Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную мысль: с давних пор существуют два способа обновления и изменения жизни. Один - реформа и революция, второй - путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.

Кто же может достучаться до души каждого? Ответ понятен: литература. Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал: "Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем". Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к рыночной экономике и стать богатым, богатство не сможет заменить доброты, порядочности, честности. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Белова и других.

Валентина Распутина я читал раньше. "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Уроки французского". Писатель всегда мне нравился вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбу людей на крутом переломе, представить своих героев в трагическое, исключительное для них время. В "Живи и помни" это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в заброшенной бане, в "Прощании с Матерой"- время, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить.

В небольшой повести "Пожар" мы вновь видим особую ситуацию. В сибирском поселке случился пожар. Загорелись орсовские склады. И в его пламени высвечиваются душа и высокая нравственность главного героя Ивана Петровича Егорова и позиции других жителей леспромхоза поселка Сосновка. Поселок этот писатель называет "неуютным и неопрятным, не городского и не деревенского, а бивуачного типа", который как бы "держит себя в постоянной готовности" к переселению. Вырубили варварски лес, "а потом собирайся и кочуй". Известно, "лес вырубать- не хлеб сеять".

В.Распутин развивает здесь одну из своих любимых тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Поселок возник более двадцати лет назад. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновку. Исконные жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами. Старожилы называют их "архаровцами". В результате "люди... разошлись всяк сам по себе... отвернулись и отбились от общего и слаженного существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками и законами". Приезжих писатель насмешливо называет "легкими людьми", не отягощенными ни хозяйством, ни чем другим, знающими только дорогу в магазин да как скоротать время. Постепенно они составили открытую, ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу.

Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда перед односельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к старшим, трудолюбия- все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.

Пожар в повести как бы разделяет людей на две группы. Первые- те, кто забыв об опасности, кидается спасти гибнущее добро. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о которых прежде никто не догадывался (может, и сам человек): совесть, самопожертвование, чувство локтя. Кое-кто из шабашников именно так себя и проявил. Но другие мародерствуют. Пользуясь случаем, пытаются нагреть руки. И жадность переходит в жестокость и преступление: "архаровцы" убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который препятствовал им воровать. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня, "потерявший имя, безвестный горемыка".

Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его морали в том или ином варианте присутствуют у многих писателей. В романе Астафьева "Печальный детектиыв" есть эпизод, вызывающий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь получает известие о том, что его мать умерла. Он считался любимым сыном. Все, даже не кровные, родственники съехались. Но он только что вернулся из отпуска, где "укреплял здоровье". Боясь испортить эффект радоновых ванн, как бы "не подшалили нервы", и не желая знаться с "темной" родней, он посылает на похороны полсотни рублей. Читатель искренне радуется, когда узнает, что родств

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Большое место в литературе 70-80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. Ясно прослеживается, что возрастание интереса к нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных поисков. В этом плане очень значительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как В. Быков, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Дудинцев, В. Гроссман и др.

В повестях В. Быкова нравственная проблема всегда служит как бы вторым оборотом ключа, открывающим дверь в произведение, которое при первом обороте представляет собой какой-нибудь небольшой военный эпизод. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая”, “Его батальон” и другие повести писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек, оставшись один, должен руководствоваться не прямым приказом, а единственно лишь своим нравственным компасом.

Учитель Мороз из повести “Обелиск” воспитывал в детях доброе, светлое, честное отношение к жизни. И когда пришла война, его ученики устроили покушение на полицая по прозвищу Каин. Детей арестовали. Немцы пообещали отпустить ребят, если явится укрывшийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла, являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения человек (если он действительно человек!) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил, в чем убежден. Мороз не мог бы жить, не мог бы дальше учить, если бы хоть один человек подумал, что он струсил, оставил детей в роковой момент. Мороз был казнен вместе с ребятами. Поступок Мороза был осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после войны на обелиске на месте расстрела школьников его фамилии не оказалось. Но именно потому, что проросло в душах то доброе семя, которое он заронил своим подвигом, нашлись те, кто сумел добиться справедливости: имя учителя было дописано на обелиске вместе с именами ребят-героев.

Но и после этого Быков делает читателя свидетелем спора, в котором один из “сегодняшних умников” пренебрежительно говорит, что нет особого подвига за этим Морозом, так как он даже ни одного немца не убил. И в ответ на это один из тех, в ком жива благодарная память, резко говорит: “Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно. Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...” Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа всего общества.

Другая нравственная проблема - вечная битва добра и зла - исследуется в романе В. Дудинцева “Белые одежды”. Это произведение о трагедии, постигшей советскую генетику, когда преследование ее было возведено в ранг государственной политики. После печально знаменитой сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года началась гражданская казнь генетики как буржуазной лженауки, начались преследования упорствующих и нераскаявшихся ученых-генетиков, репрессии против них, их физическое уничтожение. Эти события на многие годы затормозили развитие отечественной науки. В области генетики, селекции, лечения наследственных болезней, в производстве антибиотиков СССР остался на обочине дороги, по которой умчались вперед те страны, которые и помышлять не смели соревноваться с Россией в генетике, которую возглавлял великий Вавилов.

Роман “Белые одежды” почти с документальной точностью рисует кампанию против ученых-генетиков. В один из сельскохозяйственных вузов страны, попавший под подозрение, приезжает в конце августа 1948 года по поручению “народного академика” Рядно (его прототип - Т. Д. Лысенко) Ф. И. Дежкин, который должен “разгрести подпольное кубло”, разоблачить вейсманистов-морганистов в институте. Но Дежкин, познакомившись с опытами ученого Стригалева по выращиванию нового сорта картофеля, увидев бескорыстную преданность науке этого человека, который отдает, а не берет, не думая, делает выбор в пользу Стригалева. После ареста и ссылки Стригалева и его учеников Федор Иванович спасает от Рядно наследство ученого - выведенный им сорт картофеля. В эпоху культа Сталина в стране и культа Лысенко в сельском хозяйстве Дежкин, человек доброй воли, вынужден вести “двойную игру”: притворяясь верным “батьке” Рядно, он идет на подневольное, тягостное, но героическое актерство, спасительное для праведного дела, для истины. Страшно читать (хотя и интересно: похоже на детектив) о том, что Дежкину приходилось жить в мирное время в собственной стране как подпольщику, партизану. Он похож на Штирлица, с той только разницей, что он резидент добра и истинной науки... у себя на Родине! Дудинцев решает в романе нравственную проблему: добро или правда? Можно разрешить себе врать и притворяться во имя добра? Не безнравственно ли вести двойную жизнь? Нет ли в такой позиции оправдания беспринципности? Можно ли поступиться в какой-то ситуации нравственными принципами, не замарав белых одежд праведника? Писатель утверждает, что человек добра, который чувствует, что он призван бороться за какую-то высшую истину, должен проститься с сентиментальностью. Он должен выработать тактические принципы борьбы и быть готовым к тяжелым моральным потерям. В беседе с корреспондентом “Советской культуры” Дудинцев, поясняя эту мысль, повторил притчу из романа о добре, которое преследует зло. Добро гонится за злом, а на пути газон. Зло бросается через газон напрямик, а добро со своими высокими нравственными принципами побежит вокруг газона. Зло, конечно, убежит. А если так, то, несомненно, нужны новые методы борьбы. “Вы даете в романе инструментарий добра”,- сказал Дудинцеву один читатель. Да, этот роман - целый арсенал оружия добра. А белые одежды (чистота души и совести) - доспехи в деле правом и боевом. Очень сложные нравственные проблемы ставит В. Гроссман в романе “Жизнь и судьба”. Он был написан в 1960 году, затем в рукописи арестован, лишь спустя треть века освобожден, реабилитирован и возвращен русской литературе.

“Жизнь и судьба” - роман о свободе. Автор запечатлел в нем усилия человека, направленные на то, чтобы нравственно распрямиться. Война - главное событие в романе, а Сталинградская битва (подобно Бородинскому сражению в “Войне и мире”) - кризисная точка войны, потому что с нее начался перелом в ходе войны. Сталинград в романе Гроссмана, с одной стороны, является душой освобождения, а с другой - знаком системы Сталина, которая всем своим существом враждебна свободе. В центре этого конфликта в романе - дом “шесть дробь один”, дом Грекова (помните дом Павлова?!), находящийся “на оси немецкого удара”. Этот дом для немцев как кость в горле, так как не дает им продвинуться в глубь города, в глубь России.

В этом доме, как в свободной республике, офицеры и солдаты, старые и молодые, бывшие интеллигенты и рабочие не знают превосходства друг над другом, тут не принимают докладов, не вытягиваются перед командиром по стойке “смирно”. И хотя люди в этом доме, как замечает Гроссман, не просты, но они составляют одну семью. В этом вольном сообществе, беззаветно жертвующем собой, бьются с врагом не на жизнь, а на смерть. Бьются не за тов. Сталина, а чтобы победить и вернуться домой, чтобы отстоять свое право “быть разными, особыми, по-своему, по-отдельному чувствовать, думать, жить на свете”. “Свободы хочу, за нее и воюю”,- говорит “управдом” этого дома, капитан Греков, подразумевая при этом не только освобождение от врага, но и освобождение от “всеобщей принудиловки”, которой, по его мнению, была жизнь до войны. Подобные мысли приходят в немецком плену и майору Ершову. Ему ясно, что, “борясь с немцами, он борется за собственную русскую жизнь; победа над Гитлером станет победой и над теми лагерями смерти в Сибири, где погибли его мать, сестры и отец”.

“Сталинградское торжество,- читаем мы в романе,- определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. От этого спора зависели судьба человека и его свобода”. Гроссман знал и не обманывался на тот счет, что страшно тяжело будет выстоять жизни против судьбы в виде лагерных вышек, разнообразного безмерного насилия. Но верой в человека и надеждой на него, а не гибельным разочарованием в нем насыщен роман “Жизнь и судьба”. Гроссман приводит читателя к выводу: “человек добровольно не откажется от свободы. В этом свет нашего времени, свет будущего”.

Добро и зло перемешались.
В. Распутин

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”.
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа.

Красова А.А. 1

Смарчкова Т.В. 1

1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Пестравка муниципального района Пестравский Самарской области

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I.Введение.

Мы живем в 21 веке.., в сложные, но интересные времена. Возможно, за последние десятилетия произошли самые значительные изменения в истории, в образе жизни человечества. Исторически доказано, что в эпоху перемен понимание чести, гордости, достоинства особенно важно для формирования молодого поколения. Недавний юбилей, посвященный 70-летию Великой Победы, войны в Чечне и Ираке - все это непосредственно связано между собой одним звеном - человеком. Человек всегда в личной ли жизни, общественной ли стоит перед выбором, именно от него зависит, что будет с ним в экстремальных ситуациях. Насколько он понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки. Именно это меня и заинтересовало. Что сейчас думает наша молодежь по этому поводу, как современная и древняя литература отражают проблемы человечества, русского народа. Эти слагаемые и явились объектом данной работы.

Цель исследовательской работы:

Проследить, как в русской литературе раскрывается проблема чести, достоинства, национальной гордости русского человека.

Выявились и общие задачи в работе:

Углубить знания по древнерусской литературе, литературе 19 века, литературе военных лет.

Сравнить, как в древнерусской литературе показано отношение к нравственным ценностям.

Проанализировать, как в русской литературе разных лет отражена роль человека в обществе в переломные моменты.

Проследить, как раскрывается русский национальный характер в русской литературе разных лет.

Основной метод - литературное исследование.

II. Проблема нравственного выбора человека в русской литературе.

1.Тема чести и национальной гордости в русском фольклоре.

Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с понятиями чести и достоинства, патриотизма и доблести. Заглянем в толковый словарь. Честь и достоинство - профессиональный долг и нравственные нормы делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека; охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага, означающие осознание лицом своего общественного значения.

Еще с давних времен все эти качества ценились человеком. Они помогали ему в сложных жизненных ситуациях выбора.

По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», «Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины - соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову» 1 . Интереснейшими же источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки и былины. А ведь их героями становятся богатыри и молодцы, воплощающие силу, патриотизм, благородство русского народа. Это и Илья Муромец, и Алеша Попович, и Иван Быкович, и Никита Кожемяка, защищавшие свою Родину и честь, рискуя жизнью. И хотя былинные богатыри - вымышленные герои, но их образы основаны на жизни реальных людей. В древнерусской литературе их подвиги, безусловно, фантастичны, а сами богатыри идеализированы, но это показывает, на что способен русский человек, если на карте стоит честь, достоинство и будущее его земли.

2.1. Проблема нравственного выбора в Древнерусской литературе.

Неоднозначен подход к проблеме нравственного выбора в древнерусской литературе. Галицко-Волынская летопись XIII в.… Она считается одним из самых интересных памятников древнерусской книжности, относящихся к периоду борьбы русских княжеств с иноземными захватчиками. Очень интересен фрагмент древнерусского текста, касающийся поездки князя Даниила Галицкого на поклон к Батыю в Орду. Князь должен был либо восстать против Батыя и умереть, либо принять веру татар и унижения. Даниил едет к Батыю и чувствует беду: «в печали велице», «видя беду страшьну и грозну». Тут становится ясно, почему князь скорбит душой: «Не дам полуотчины своей, но еду к Батыю сам…» 2 . Он едет к Батыю, чтобы выпить кобылий кумыс, то есть принять присягу в служении хану.

Стоило ли это делать Даниилу, измена ли это? Князь мог не пить и показать, что не покорился и погибнуть с честью. Но он не делает этого, понимая, что если Батый не даст ему ярлык на управление княжеством, это приведет к неминуемой гибели его народа. Даниил жертвует своей честью ради спасения Родины.

Отеческая забота, честь и гордость заставляют Даниила пить «черное молоко» унижения, чтобы отвести беду от родной земли. Галицко-Волынская летопись предостерегает от ограниченного и узкого взгляда на проблему нравственного выбора, на понимание чести и достоинства.

Русская литература отражает сложный мир человеческой души, мечущейся между честью и бесчестием. Чувство собственного достоинства, стремление в любых ситуациях оставаться Человеком с полным правом можно поставить на одно из первых мест среди исторически сложившихся черт русского характера.

Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе. Она была тесно связана и с другими более глубокими вопросами: как жить в истории? за что держаться? чем руководствоваться?

2.2. Проблема нравственного выбора в литературе 19 века (по произведениям И.С. Тургенева).

Иван Сергеевич Тургенев написал рассказ "Муму" 3 , отразив в нем свои переживания и беспокойства о российских судьбах и будущем страны. Известно, что Иван Тургенев, как истинный патриот, много размышлял, что ждет страну, а события в России в те времена были далеко не самыми радостными для народа.

В образе Герасима раскрыты такие великолепные качества, какие Тургенев хотел бы видеть в русском человеке. Например, Герасим обладает немалой физической силой, он хочет и может много трудиться, дело спорится в его руках. Также Герасим аккуратный и чистоплотный. Он работает дворником, и с ответственностью подходит к своим обязанностям, потому что благодаря ему хозяйский двор всегда чист и прибран. Автор показывает его несколько затворнический характер, поскольку Герасим нелюдимый, и даже на дверях его каморки всегда висит замок. Но этот грозный вид не соответствует доброте его сердца и великодушию, ведь Герасим открыт душой и умеет сочувствовать. Поэтому видно: нельзя по внешнему виду судить о внутренних качествах человека. Что еще видно в образе Герасима при анализе "Муму"? Его уважала вся дворня, что было заслуженно - Герасим много трудился, точно исполнял приказания хозяйки, при всем этом не потерял чувство самоуважения. Главный герой рассказа Герасим так и не стал счастливым, ведь он простой деревенский мужик, а жизнь городская строится совсем иначе и течет по своим законам. В городе не чувствуется единение с природой. Вот и Герасим, попав в город, понимает, что его обходят стороной. Полюбив Татьяну, он глубоко несчастлив оттого, что она становится женой другого.

В тяжелый момент жизни, когда главному герою особенно грустно и больно на душе, вдруг виден луч света. Вот она, надежда на счастливые минуты, маленький милый щеночек. Герасим спасает щенка, и они привязываются друг к другу. Щенок получил кличку Муму, и собака всегда со своим большим другом. По ночам Муму сторожит, а с утра будит хозяина. Кажется, что жизнь наполняется смыслом и становится радостнее, но барыне становится известно о щенке. Решив подчинить себе Муму, она испытывает странное разочарование - щенок ее не слушается, но барыня не привыкла приказывать дважды. Можно ли приказать любить? Но это уже другой вопрос. Барыне, привыкшей видеть, как ее указания исполняются в ту же минуту и безропотно, не перенести непослушания маленького существа, и она приказывает убрать с глаз долой собаку. Герасим, образ которого здесь хорошо раскрывается, решает, что Муму можно спрятать в своей каморке, тем более, что к нему никто не ходит. Он не учитывает одного: он глухонемой от рождения, а другие-то слышат лай собаки. Своим лаем щенок обнаруживает себя. Тогда Герасим понимает, что ему ничего не остается, как только прибегнуть к решительным мерам, и он убивает щенка, который стал его единственным другом. Угрюмый Герасим плачет, когда идет топить любимую Муму, а после ее смерти он идет пешком в деревню, где раньше жил.

В образе Герасима автор показал несчастного крепостного мужика. Крепостные "немые", они не могут заявить о своих правах, они просто подчиняются режиму, но в душе такого человека есть надежда, что когда-нибудь его угнетению придет конец.

Новое произведение И.С. Тургенева «Накануне» 4 явилось «новым словом» в русской литературе, вызвало шумные толки и споры. Роман читался с жадностью. «Самое название его,- по словам критика «Русского слова»,- со своим символическим намёком, которому можно придать очень обширный смысл, указывало на мысль повести, заставляло догадываться, что автор хотел сказать что-то больше того, что заключено в его художественных образах». В чём же была идея, особенности, новизна третьего романа Тургенева?

Если в «Рудине» и «Дворянском гнезде» Тургенев изображал прошлое, рисовал образы людей 40-х годов, то в «Накануне» он давал художественное воспроизведение современности, откликался на те заветные думы, которые в период общественного подъёма второй половины 50-х годов волновали всех мыслящих и передовых людей.

Не идеалисты-мечтатели, а новые люди, положительные герои, подвижники дела были выведены в романе «Накануне». По словам самого Тургенева, в основу романа была «положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело подвинулось вперёд», то есть речь идет о проблеме выбора.

В центре, на первом плане, стоял женский образ. Весь смысл романа таил в себе призыв к «деятельному добру» - к общественной борьбе, к отрешению от личного и эгоистического во имя общего.

В героине романа, «удивительной девушке» Елене Стаховой, выступал «новый человек» русской жизни. Елена окружена даровитой молодёжью. Но ни Берсенев, который только что окончил университет и готовится стать профессором; ни талантливый скульптор Шубин, в котором всё дышит умной лёгкостью и счастливой весёлостью здоровья, влюблённый в античность и думающий, что «вне Италии нет спасения»; ни тем более «жених» Курнатовский, эта «служебная честность и дельность без содержания» 5 ,- не разбудили чувств Елены.

Свою любовь она отдала Инсарову, иностранцу-болгарину, бедняку, у которого в жизни была одна великая цель - освобождение родины от турецкого гнёта и в котором жила «сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти». Инсаров покорил Елену тем, что ответил на её смутное, но сильное стремление к свободе, увлёк её красотой подвига в борьбе за «общее дело».

Выбор, сделанный Еленой, как бы указывал, каких людей ждала и звала русская жизнь. Среди «своих» таких не было - и Елена ушла к «чужому». Она, русская девушка из богатой дворянской семьи, стала женой бедняка-болгарина Инсарова, бросила дом, семью, родину, а после смерти мужа осталась в Болгарии, верная памяти и «делу всей жизни» Инсарова. В Россию она решила не возвращаться. «Зачем? Что делать в России?»

В замечательной статье, посвященной роману «Накануне», Добролюбов писал: «Появляются уже такие понятия и требования, какие мы видим в Елене; требования эти принимаются обществом с сочувствием; мало того - они стремятся к деятельному осуществлению. Это значит, что уже старая общественная рутина отживает свой век: ещё несколько колебаний, ещё несколько сильных слов и благоприятных фактов,- и явятся деятели... Тогда и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное, мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни. Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идёт как-то не в зачёт, и каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня. Придёт же он, наконец, этот день!» 6

Через два года после «Накануне» Тургенев написал роман «Отцы и дети», а в феврале 1862 года он его публикует 7 . Автор попытался показать русскому обще-ству трагический характер нараставших конфликтов. Чита-телю открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта, разрушение ве-ковых связей крестьянина с землей. Бестолковость и бес-помощность всех сословий угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о путях спасения России, который ведут герои, представляющие две основ-ные части русской интеллигенции.

Русская литература всегда проверяла устойчивость и прочность общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет даль-ше, к столкновению общественного, политического харак-тера. Взаимоотношения героев, главные конфликтные ситуации раскрываются преимущественно под идейным углом зрения. Это нашло свое отражение в особенностях построения романа, в котором такую большую роль играют споры героев, их мучительные размышления, страстные речи и излияния, и решения, к которым они приходят. Но автор не превращал своих героев в выразителей собственных идей. Художественное достиже-ние Тургенева — его умение органически связать движение даже самых отвлеченных идей своих героев и их жизненные позиции.

Для писателя одним из решающих критериев в опре-делении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей ее жизни, к текущим собы-тиям дня. Если присмотреться к «отцам» — к Павлу Пет-ровичу и Николаю Петровичу Кирсановым, первое, что бросается в глаза, — это то, что они, в сущности не очень старые люди, не понимают и не приемлют того, что про-исходит вокруг них.

Павлу Петровичу кажется, что принципы, которые он усвоил в молодости, выгодно отличают его от людей, прислушивающихся к современности. Но Тургенев на каж-дом шагу, без особого нажима, совершенно недвусмыслен-но показывает, что в этом своем упрямом стремлении показать свое презрение к современности Павел Петрович просто комичен. Он играет некую роль, которая со стороны просто смешна.

Николай Петрович не столь последователен, как его старший брат. Он даже говорит о том, что молодежь ему нравится. Но на самом деле, оказывается, понимает в современности только то, что угрожает его покою.

Тургенев вывел в своем романе несколько людей, стремящихся поспешать за временем. Это Кукшина и Сит-ников. В них это стремление выражено очень ярко и однозначно. Базаров говорит с ними обыкновенно прене-брежительным тоном. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. В разговоре с отцом и дядей он довольно точно разъяснил им такое сложное понятие, как нигилист. Он хорош уже тем, что не считает Базарова «своим братом». Это сближало Базарова с Аркадием, заставляло относиться к нему мягче, снисхо-дительнее, чем к Кукшиной или к Ситникову. Но и у Аркадия все-таки есть желание схватить что-то в этом новом явлении, как-то приблизиться к нему, и он хватается только за внешние признаки.

И здесь мы сталкиваемся с одним из важнейших качеств стиля Тургенева. С первых шагов своей литератур-ной деятельности он широко пользовался иронией. В ро-мане «Отцы и дети» он наградил этим качеством одного из своих героев — Базарова, который пользуется ею очень разнообразно: ирония для Базарова — средство отделить себя от человека, которого он не уважает, или «поправить» человека, на которого он еще не махнул рукой. Таковы его иронические выходки с Аркадием. Базаров владеет и еще одним видом иронии — иронией, направленной на самого себя. Он иронически относится и к своим поступкам, и к своему поведению. Достаточно вспомнить сцену дуэли Базарова с Павлом Петровичем. Он иронизирует тут над Павлом Петровичем, но не менее горько и зло и над самим собой. В такие моменты Базаров выступает во всей силе своего обаяния. Никакого самодовольства, никакой само-влюбленности.

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний, они-то и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью меру правоты и неправоты героя. «Пол-ное и беспощадное отрицание» оказывается оправданным как единственная серьезная попытка изменить мир, покон-чив с противоречиями. Однако для автора бесспорно и то, что внутренняя логика нигилизма неизбежно ведет к сво-боде без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Писатель не находит в нигилизме созидающей творческой силы: те изменения, которые нигилист предус-матривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны уничтожению этих людей. И Тургенев рас-крывает противоречия в самой натуре своего героя.

Базаров, переживший любовь, страдания, уже не может быть цельным и последовательным разрушителем, безжалостным, непоколебимо самоуверенным, ломающим других просто по праву сильного. Но смириться, подчинив свою жизнь идее самоотречения, или искать утешения в искусстве, в чувстве выполненного долга, в самозабвенной любви к женщине Базаров тоже не может — для этого он слишком зол, слишком горд, слишком необузданно, по-дикому свободен. Единственным возможным разрешением этого противоречия оказывается смерть.

Тургенев создал характер, до того полный и внутренне самостоятельный, что художнику оставалось только не погрешить против внутренней логики развития характера. В романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал Базаров. Уходит из жизни Базаров, и кончается роман. В одном из писем Тургенев признался, что, когда" писал Базарова, он в конце концов чувствовал к нему не неприязнь, а восхи-щение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

«Отцы и дети» вызывали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливался перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме к Достоевскому он с огорчением писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а все толкуют, — зачем он так дурен? или — зачем он так хорош?» 8

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплоче-ния общественных сил России, поможет многим молодым людям сделать правильный менее трагичный выбор, что русское общество при-слушается к его предупреждениям. Но мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое общества не сбы-лась.

3.1. Проблема нравственного выбора в литературе о Великой Отечественной войне.

Но бывает и так, что человеческое достоинство и честь являются единственным оружием в условиях жестоких законов существования на этой земле. Это помогает понять небольшое произведение советского писателя 20 века М. Шолохова «Судьба человека» 9 , открывающее запретную в советской литературе тему фашистского плена. Произведение поднимает важные вопросы о национальном достоинстве и гордости, об ответственности человека за свой нравственный выбор.

На жизненном пути Андрея Соколова, главного героя рассказа, было много преград, но он гордо нес свой «крест». Характер Андрея Соколова проявляется в условиях фашистского плена. Здесь и патриотизм, и гордость русского человека. Вызов к коменданту концлагеря - сложное испытание для героя, но он выходит из этой ситуации победителем. Идя к коменданту, герой мысленно прощается с жизнью, зная, что просить пощады у врага он не будет, а тогда одно остается - смерть: «Стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали […], что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…» 10

Андрей не теряет гордости и перед самим комендантом. Он отказывается пить шнапс за победу немецкого оружия, и подумать он не мог тогда о славе врага, гордость за свой народ помогала ему: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт, мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой». Выпив тогда за свою погибель, Андрей закусывает кусочком хлеба, половину которого оставляет целым: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались» 11 , - это говорит исконно русская душа героя. Сделан нравственный выбор: брошен вызов фашистам. Одержана моральная победа.

Несмотря на жажду, Андрей отказывается пить «за победу немецкого оружия», не пьет «черное молоко» унижения и сохраняет незапятнанной свою честь в этой неравной схватке, вызывая уважение противника: «…Ты - настоящий русский солдат, Ты храбрый солдат» 12 , - говорит Андрею комендант, восхищаясь им. Наш герой носитель черт национального характера - патриотизма, человечности, силы духа, стойкости и мужества. Таких героев в военные годы было много, и каждый из них совершал свой долг, а значит - жизненный подвиг.

Правдивы слова великого русского писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком». 1

Такие же человеческие качества показаны и в произведении Кондратьева «Сашка» 13 . В этой повести события, как и в «Судьбе человека», происходят в военное время. Главный герой - солдат Сашка - и действительно герой. Не последними качествами для него являются милосердие, доброта, смелость. Сашка понимает, что в бою немец - враг и очень опасный, а в плену - человек, человек безоружный, обычный солдат. Герой глубоко сочувствует пленному, желает ему помочь: «Кабы не обстрел, перевернули бы немца на спину, может, кровь и перестала…» 14 Сашка очень горд за свой русский характер, считает, что так и должен поступать солдат, Человек. Он противопоставляет себя фашистам, радуется за свою Родину и русских людей: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Он уверен, что человек везде человек, всегда должен им оставаться: «…Русские люди над пленными не издеваются» 15 . Сашка не может понять, как один человек может быть волен над судьбой другого, как можно распоряжаться чужой жизнью. Знает, что на это никто Человеческого права не имеет, что сам себе такого не позволит. Неоценимо в Сашке его огромное чувство ответственности, даже за то, за что отвечать он не должен. Ощущая то странное чувство власти над другими, права решать - жить или умирать, герой невольно содрогается: «Сашке даже как-то не по себе стало… не такой он, чтобы над пленными и безоружными издеваться» 16 .

Там, на войне, он понял смысл слова «надо». «Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил ему ротный, «перед тем, как приказать что-нибудь, и Сашка понимал - надо, и делал все, что приказано, как следует» 17 . Герой привлекателен тем, что делает сверх надобного: что-то неистребимое в нем заставляет его это делать. Он не убивает пленного по приказу; раненый, он возвращается, чтобы сдать автомат и проститься с солдатами-братьями; сам провожает санитаров до тяжело раненного, чтобы знать, что тот человек жив и спасен. Эту надобность Сашка ощущает в самом себе. Или это командует совесть? Но ведь иная совесть может и не скомандовать - и уверенно доказать, что чиста. Но нет двух совестей, «совести» и «иной совести»: совесть или есть, или ее нет, как нет двух «патриотизмов». Сашка считал, что Человек, а особенно он, русский, должен в любой ситуации сохранить свою честь и достоинство, а это значит - остаться человеком милосердным, честным перед самим собой, справедливым, верным своему слову. Он живет по закону: родился человеком, так будь настоящим внутри, а не внешней оболочкой, под которой темнота и пустота…

III. Анкетирование.

Я попыталась определить важные нравственные ценности для учащихся 10 класса. Для исследования я взяла анкеты из интернета (автор не известен). Провела анкетирование в 10 классе, в опросе участвовало 15 учащиеся.

Математико-статистическая обработка результатов.

1.Что такое нравственность?

2. Что такое нравственный выбор?

3. В жизни надо обманывать?

4. Вы помогаете, когда вас об этом просят?

5. Вы придете на помощь в любой момент?

6. Быть одному хорошо?

7. Знаете ли вы происхождение своей фамилии?

8. В вашей семье хранятся фотографии?

9. Есть ли у вас семейные реликвии?

10. Хранятся ли в семье письма, открытки?

Проведенное мною анкетирование показало, что для многих ребят нравственные ценности являются важными.

Вывод:

С древних времен почитались доблесть, гордость, милосердие в человеке. И уже с тех пор старшие передавали свои наставления молодым, предостерегали от ошибок и тяжелых последствий. Да, сколько времени с тех пор прошло, а не устаревают моральные ценности, живут в каждом человеке. Еще с тех времен человек считался Человеком, если мог воспитывать сам себя и обладал такими качествами: гордость, честь, добродушие, твердость. «Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его» 18 , - учит нас Владимир Мономах. Главное, чтобы человек был перед собой достойным жизни своей. Только тогда он сможет что-то изменить в своей стране, вокруг себя. Много может произойти несчастий и бед, но русская литература учит быть нас сильными и соблюдать «свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою» 1 , учит не забывать о братьях своих, любить их как родных, уважать друг друга. А главное - помнить, что ты русский человек, что в тебе сила богатырей, матерей-кормилиц, сила России. Об этом не забыл Андрей Соколов в плену, не превратил ни себя, ни Родину свою в посмешище, не захотел отдавать на поругание СВОЮ Россию, своих детей Сеня из повести Распутина.

Мы видим, каким должен быть человек, сын и защитник, на примере князя Даниила, он отдал все, чтобы его Родина, страна, народ не погибли, выжили. Он согласился и на осуждения, которые его ждали после принятия веры татар, он выполнил свой долг, и судить его не нам.

У Базарова, героя романа И.С. Тургенева, тоже впереди сложный жизненный путь. И у каждого из нас есть своя дорога, на которую мы должны непременно выйти, а выходят на нее все, только кто-то слишком поздно понимает, что идет по ней в другую сторону…

IV.Заключение.

Перед человеком всегда стоит нравственный выбор. Нравственный выбор - это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется моралью, собственными представлениями о жизни. Честь, достоинство, совесть, гордость, взаимопонимание, взаимовыручка - вот качества, которые помогали во все времена русскому человеку отстоять свою землю от врагов. Проходят века, меняется жизнь в обществе, общество, меняется и человек. И вот наша современная литература бьет тревогу: поколение больно, больно безверием, безбожием… Но Россия есть! А значит и есть русский человек. Есть среди современной молодежи те, кто возродит веру, вернет нравственные ценности своему поколению. А наше прошлое - будет опорой и помощью во всех ситуациях, именно на нем нужно учиться, идя к будущему.

Не хотелось, чтобы работа оказалась сочинением, прочитанным и забытым. Если после прочтения моих размышлений и «открытий», хоть кто-нибудь задумается о смысле этой работы, о цели моих действий, о вопросах и призывах к нам - к современному обществу - значит старалась не зря, значит это творчество не станет «мертвым» грузом, не будет без дела пылиться где-то в папке на полке. Оно в мыслях, в разуме. Исследовательская работа - это, прежде всего твое отношение ко всему, и только ты можешь ее развить и дать толчок к дальнейшим преобразованиям, для начала в себе, а потом, возможно, и в других. Я дала этот толчок, теперь дело за каждым из нас.

Написать подобную работу - полдела, а вот доказать, что она действительно важна и нужна, сделать так, чтобы она дошла до умов и поразила, как гром среди ясного неба, привела в восторг, как задачка, решенная в неожиданный момент, - это сделать гораздо сложнее.

V. Литература.

  1. М. Шолохов, «Судьба человека», повесть, Верхневолжское книжное издательство, г. Ярославль 1979 г.
  2. В. Кондратьев, «Сашка», повесть, изд. «Просвещение», 1985 г., г. Москва.
  3. «Рассказы русских летописей», изд. центр «Витязь», 1993 г., г. Москва.
  4. И. С. Тургенев «Муму», изд. «АСТ», 1999г., г.Назрань.
  5. В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа», изд. «Эксмо», 2009г
  6. И.С. Тургенев «Накануне», изд. «АСТ», 1999г., г. Назрань
  7. И.С. Тургенев «Отцы и дети», изд. «Альфа-М», 2003г., г.Москва.
  8. В.С. Апалькова «История Отечества», изд. «Альфа-М», 2004г., г.Москва.
  9. А.В. Века «История России с древнейших времен до наших дней», изд. «Современный литератор», 2003г., г.Минск.
  10. Н.С. Борисов «История России», изд. РОСМЭН-ПРЕСС», 2004г., г.Москва.
  11. И.А. Исаев «История Отечества», изд. «Юристъ», 2000г., г.Москва.
  12. В.И. Даль «Пословицы и поговорки русского народа», изд. «Эксмо», 2009г.
  13. «Рассказы русских летописей», изд. Центр «Витязь», 1993г., г.Москва.
  14. И.С. Тургенев «Муму», изд. «АСТ», 1999г., г.Назрань. Рассказ «Муму» было написано в 1852 году. Впервые опубликован в журнале «Современник» в 1854 году.
  15. И.С. Тургенев «Накануне», изд. «АСТ», 1999г., г. Назрань. Роман «Накануне» был написан в 1859 году. В 1860 году произведение было опубликовано.
  16. И. С. Тургенев «Накануне», изд. «АСТ», 1999г., г.Назрань
  17. И. С. Тургенев «Повести, рассказы, стихотворения в прозе, критика и комментарии», изд. «АСТ», 2010 г., г.Сызрань
  18. И.С. Тургенев «Отцы и дети», изд. «Альфа-М», 2003г., г.Москва. Произведение «Отцы и дети» было написано в 1961 году, а опубликовано в 1862 году в журнале «Русский вестник».
  19. И. С. Тургенев «Повести, рассказы, стихотворения в прозе, критика и комментарии», изд. «АСТ», 2010 г., г.Сызрань.
  20. М.А. Шолохов «Судьба человека», повесть, Верхневолжское книжное издательство, г.Ярославль, 1979г.
  21. М.А. Шолохов «Судьба человека», повесть, Верхневолжское книжное издательство, г.Ярославль, 1979г.
  22. М.А. Шолохов «Судьба человека», повесть, Верхневолжское книжное издательство, г.Ярославль, 1979г.
  23. М.А. Шолохов «Судьба человека», повесть, Верхневолжское книжное издательство, г.Ярославль, 1979г.
  24. Повесть была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».
  25. В.Л. Кондратьев «Сашка», повесть, изд. «Просвещение», 1985г., г.Москва.
  26. В.Л. Кондратьев «Сашка», повесть, изд. «Просвещение», 1985г., г.Москва
  27. В.Л. Кондратьев «Сашка», повесть, изд. «Просвещение», 1985г., г.Москва
  28. В.Л. Кондратьев «Сашка», повесть, изд. «Просвещение», 1985г., г.Москва
  29. «Поучение Владимира Мономаха» - литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.