Изучение учебного курса. Еврейские праздники История о рождении Шмуэля

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №79 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Согласовано

заместитель директора по УВР

___________________

«___» _____________________

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по основам религиозных культур и светской этики

Класс:

Учитель: Каримова Гузяль Рафаиловна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики для 4 классов, рассмотренной на заседании МО учителей начальных классов, принятой на педагогическом совете, утвержденной приказом директора от 31.08.2017 г. №247

Уфа - 2017

Планируемая

дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечания

1 четверть – 8 уроков

Россия – страна, объединившая народы.

1

05.09

Россия – многонациональная держава.

Как все начиналось. Древняя Русь.

2

12.09

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

3

19.09

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.

4

26.09

Как всё начиналось. Народы Сибири.

5

03.10

Русский язык– государственный язык России.

Когда люди объединяются.

Многообразие культур народов России.

6

10.10

Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук.

7

17.10

Приглашаем к праздничному столу.

8

24.10

Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.

2 четверть -8 уроков

9

07.11

Войдём в буддийский храм.

Войдём в мечеть.

Войдём в синагогу.

10

14.11

Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.Этот весёлый праздник Новый год.

11

21.11

Рождество. Пасха. Курбан-байрам.

12

28.11

День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.

Шмуэль-тряпичник. Пурим.

Праздник Весак.

Что объединяет разные народы.

13

05.12

Как возникли правила.

Будь милосерден и добр

14

12.12

Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).

Будь щедрым, довольствуйся малым.

15

19.12

Не завидуй.

Не предавай.

16

26.12

Будь терпим, умей прощать.

3 четверть -10 уроков

17

16.01

Будь честным

18

23.01

Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной.

Человек и его Родина.

19

30.01

Любовь к Родине – высшее нравственное чувство.

20

06.02

Семья – первая любовь человека.

21

13.02

Труд на благо Родины.

22

20.02

Защита Родины – долг гражданина!

Человек и природа.

23

27.02

Любовь к природе – что это значит?

О добродетелях и пороках.

24

06.03

Делать добро!

25

13.03

Человек – член коллектива. Трудолюбие – добродетель.

26

20.03

О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости.

4 четверть -8 уроков

27

03.04

28

10.04

О жадности и зависти.

Быть терпимыми…

29

17.04

Участвуем в проектной деятельности.

30

24.04

Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья!

Поговорим об этикете.

31

08.05

Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет.

32

15.05

Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет.

33

22.05

Участвуем в проектной деятельности.

34

29.05

Подведём итоги.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Изучение учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классеМодуль « Основы мировых религиозных культур»Учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» Кравцун М.Г. МБОУ ЕСОШ №1 Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике,об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС) Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Методическое обеспечение: Учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» 1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию; 2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека - это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.; 4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур. В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России»).3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»). Отличительные черты учебника:– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться»;установление преемственных связей –между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»; – отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря). I четвертьРоссия – страна, объединившая народы Россия – многонациональная держава.Как все начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири. Русский язык – государственный язык России. Когда люди объединяются. II четверть.Многообразие культур народов России Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить.Заглянем в бабушкин сундук.Приглашаем к праздничному столу.Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.Войдём в буддийский храм.Войдём в мечеть.Войдём в синагогу. III – IV четверти.Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.Этот весёлый праздник Новый год.Рождество. Пасха.Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.Шмуэль-тряпичник. Пурим.Праздник Весак. Что объединяет разные народы Как возникли правила.Будь милосерден и добрКирилл Белозерский«Кто есть ближний?» Милосердная Руфь.Чудо Георгия о змии.Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).Будь щедрым, довольствуйся малым.Что дороже? (осетинская сказка).Не завидуй.Не предавай.Будь терпим, умей прощать.Будь честным. Творческие проекты учащихся Творческие проекты учащихся Творческие проекты учащихся Курс и материалы учебника Виноградовой Н.Ф.,Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» который рекомендован для изучения ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур), дают возможность расширить и систематизировать знания четвероклассников об особенностях культуры народов России; понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих. Младшие школьники знакомятся с традиционными религиями, которые исповедуют народы России;осознают вклад каждой религии в становление и развитие культуры нашей страны и всего мира. Курс воспитывает добрые чувства, толерантность и интерес к культуре разных народов. Спасибо за внимание!







Обсудим вместе.

Прочитаем текст.

Как праздничный субботний день отличается от будничных?

Какие изменения происходят в этот день с тряпичником Шмуэлем и членами его семьи?




Но вот наступает канун субботы, и запущенное его жилище преображается: вымытая и подбеленная комната даже в бедности своей вызывает уважение. Загодя накрыт белой скатертью стол, а на ней две смазанные желтком халы - загляденье! В блестящих медных подсвечниках горят свечи.



Девочки, босоногие, но только что чисто умытые, с аккуратно заплетенными косичками, сидят по углам, на их лицах - ожидание чего-то радостного.

Доброй субботы! - говорит Шмуэль в дверях, с любовью оглядывая жену и детей, лицо его светлеет.

Доброй субботы! - звонко вторит ему сыночек Мойшеле…


Отец с сыном приветствуют "Ангелов Всевышнего", сопровождавших их от синагоги до дому, традиционным "Шолом алейхем". Нет, тряпичник больше не бродячий пес, он - царь в доме своем, он преобразился внешне, и душа его обновилась. Вот он читает "Киддуш" над кубком, омывает руки и садится во главе стола. Жена сидит возле него справа, дети - слева.


Он отрезает от "двойного каравая" и раздает кусочки халы, халы из настоящей рассыпчатой крупчатки, своим голодным "принцам", а затем - по кусочку рыбы, немножко бульона, крохотный кусочек мяса с костью, ложка компота - лакомства, которые и не снились им всю неделю.


И взрослые, и дети едят с восторгом, сосредоточенно - "во славу священной субботы". Шмуэль прочищает горло, откашливается и начинает радостно напевать:

День субботний - святый он, благо тому, кто его соблюдает…


Он напевает, а его маленькие дети подпевают ему с радостью. Дети поют: "Как прекрасна ты..." - хвалу Субботе, дню отдохновения всех уставших.Народ Израилев шумно суетится всю неделю, но вот приходит Шаббат, и снисходит покой, и исчезают печаль и страдания.