Школа №79 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Согласовано
заместитель директора по УВР
___________________
«___» _____________________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по основам религиозных культур и светской этики
Класс: 4Б
Учитель: Каримова Гузяль Рафаиловна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики для 4 классов, рассмотренной на заседании МО учителей начальных классов, принятой на педагогическом совете, утвержденной приказом директора от 31.08.2017 г. №247
Уфа - 2017
Планируемаядата проведения
Фактическая дата проведения
Тема урока
с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан
Примечания
1 четверть – 8 уроков
Россия – страна, объединившая народы.
1
05.09
Россия – многонациональная держава.
Как все начиналось. Древняя Русь.
2
12.09
Как всё начиналось. Народы Поволжья.
3
19.09
Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.
4
26.09
Как всё начиналось. Народы Сибири.
5
03.10
Русский язык– государственный язык России.
Когда люди объединяются.
Многообразие культур народов России.
6
10.10
Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук.
7
17.10
Приглашаем к праздничному столу.
8
24.10
Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.
2 четверть -8 уроков
9
07.11
Войдём в буддийский храм.
Войдём в мечеть.
Войдём в синагогу.
10
14.11
Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.Этот весёлый праздник Новый год.
11
21.11
Рождество. Пасха. Курбан-байрам.
12
28.11
День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.
Шмуэль-тряпичник. Пурим.
Праздник Весак.
Что объединяет разные народы.
13
05.12
Как возникли правила.
Будь милосерден и добр
14
12.12
Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).
Будь щедрым, довольствуйся малым.
15
19.12
Не завидуй.
Не предавай.
16
26.12
Будь терпим, умей прощать.
3 четверть -10 уроков
17
16.01
Будь честным
18
23.01
Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной.
Человек и его Родина.
19
30.01
Любовь к Родине – высшее нравственное чувство.
20
06.02
Семья – первая любовь человека.
21
13.02
Труд на благо Родины.
22
20.02
Защита Родины – долг гражданина!
Человек и природа.
23
27.02
Любовь к природе – что это значит?
О добродетелях и пороках.
24
06.03
Делать добро!
25
13.03
Человек – член коллектива. Трудолюбие – добродетель.
26
20.03
О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости.
4 четверть -8 уроков
27
03.04
28
10.04
О жадности и зависти.
Быть терпимыми…
29
17.04
Участвуем в проектной деятельности.
30
24.04
Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья!
Поговорим об этикете.
31
08.05
Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет.
32
15.05
Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет.
33
22.05
Участвуем в проектной деятельности.
34
29.05
Подведём итоги.
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Изучение учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классеМодуль « Основы мировых религиозных культур»Учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» Кравцун М.Г. МБОУ ЕСОШ №1
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на решение основных задач реализации содержания обязательной предметной области учебного плана ФГОС – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике,об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» (п.19.3. Учебный план начального общего образования ФГОС)
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Методическое обеспечение: Учебник Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» 1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека - это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.
В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России»).3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).
Отличительные черты учебника:– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться»;установление преемственных связей –между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»; – отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).
I четвертьРоссия – страна, объединившая народы Россия – многонациональная держава.Как все начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири. Русский язык – государственный язык России. Когда люди объединяются.
II четверть.Многообразие культур народов России Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить.Заглянем в бабушкин сундук.Приглашаем к праздничному столу.Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.Войдём в буддийский храм.Войдём в мечеть.Войдём в синагогу.
III – IV четверти.Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.Этот весёлый праздник Новый год.Рождество. Пасха.Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.Шмуэль-тряпичник. Пурим.Праздник Весак. Что объединяет разные народы Как возникли правила.Будь милосерден и добрКирилл Белозерский«Кто есть ближний?» Милосердная Руфь.Чудо Георгия о змии.Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).Будь щедрым, довольствуйся малым.Что дороже? (осетинская сказка).Не завидуй.Не предавай.Будь терпим, умей прощать.Будь честным.
Творческие проекты учащихся
Творческие проекты учащихся
Творческие проекты учащихся
Курс и материалы учебника Виноградовой Н.Ф.,Власенко В.И., Полякова А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс» который рекомендован для изучения ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур), дают возможность расширить и систематизировать знания четвероклассников об особенностях культуры народов России; понять нравственные ценности, которые приобрели характер общечеловеческих. Младшие школьники знакомятся с традиционными религиями, которые исповедуют народы России;осознают вклад каждой религии в становление и развитие культуры нашей страны и всего мира. Курс воспитывает добрые чувства, толерантность и интерес к культуре разных народов.
Спасибо за внимание!
Обсудим вместе.
Прочитаем текст.
Как праздничный субботний день отличается от будничных?
Какие изменения происходят в этот день с тряпичником Шмуэлем и членами его семьи?
Но вот наступает канун субботы, и запущенное его жилище преображается: вымытая и подбеленная комната даже в бедности своей вызывает уважение. Загодя накрыт белой скатертью стол, а на ней две смазанные желтком халы - загляденье! В блестящих медных подсвечниках горят свечи.
Девочки, босоногие, но только что чисто умытые, с аккуратно заплетенными косичками, сидят по углам, на их лицах - ожидание чего-то радостного.
Доброй субботы! - говорит Шмуэль в дверях, с любовью оглядывая жену и детей, лицо его светлеет.
Доброй субботы! - звонко вторит ему сыночек Мойшеле…
Отец с сыном приветствуют "Ангелов Всевышнего", сопровождавших их от синагоги до дому, традиционным "Шолом алейхем". Нет, тряпичник больше не бродячий пес, он - царь в доме своем, он преобразился внешне, и душа его обновилась. Вот он читает "Киддуш" над кубком, омывает руки и садится во главе стола. Жена сидит возле него справа, дети - слева.
Он отрезает от "двойного каравая" и раздает кусочки халы, халы из настоящей рассыпчатой крупчатки, своим голодным "принцам", а затем - по кусочку рыбы, немножко бульона, крохотный кусочек мяса с костью, ложка компота - лакомства, которые и не снились им всю неделю.
И взрослые, и дети едят с восторгом, сосредоточенно - "во славу священной субботы". Шмуэль прочищает горло, откашливается и начинает радостно напевать:
День субботний - святый он, благо тому, кто его соблюдает…
Он напевает, а его маленькие дети подпевают ему с радостью. Дети поют: "Как прекрасна ты..." - хвалу Субботе, дню отдохновения всех уставших.Народ Израилев шумно суетится всю неделю, но вот приходит Шаббат, и снисходит покой, и исчезают печаль и страдания.