Церковь Николая Чудотворца в Плотниках (не сохранилась). Николая чудотворца в плотниках, храм Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

Московские дома: от дерева к камню

Профессия плотника была одной из наиболее востребованных, так как деревянный город часто выгорал, и его нужно было восстанавливать. Новые постройки ставили также в дереве. И плотники рубили новые дома, ремонтировали ветшавшие старые, делали внутреннюю отделку и деревянные предметы обстановки. А еще в их обязанности входила борьба с огнем, так как при тесной деревянной застройке для тушения пожара ломали соседские дома.

Центром плотницкой слободы в 1625 году стал храм Николая Чудотворца. Он стоял на месте дома №45 по Арбату. Строили церковь сами жители, а в 1670-1677 годах перестроили одноглавый храм в камне. Трехъярусная колокольня появилась в 1771 году. Но на этом перестройка не закончилась, и еще много раз церковь меняла облик.

Советское время стало последней главой в истории храма Николая Чудотворца в Плотниках.

Что есть что в церкви

В 1925 году арестовали настоятеля, но церковь не трогали. В 1927 близ Николы в Плотниках поселился художник Нестеров. Он подарил храму распятие собственной работы. Но в 1929 году церковь закрыли, а через 3 года снесли.

На месте храма Николая Чудотворца в Плотниках в 1935 году построили жилой дом по проекту Л.М. Полякова. Там поселили потомков Александра Сергеевича Пушкина и Льва Николаевича Толстого, окружив их особым почетом.

Арбат относится к числу тех московских улиц, которым особенно не повезло. В начале 1930-х он потерял все свои церкви. Все, до одной... А ведь их на улице было немало. Исчезновение арбатских храмов изменило и архитектурный облик улицы, и стиль ее жизни, не говоря о духовной составляющей. Это была невосполнимая потеря.


Михаил Гермашев. Улица Арбат (1912-1913 годы). Ушедшая натура - хорошо видны надвратная колокольня церкви Николы Явленного, снесенной в 1931 году, и ампирный особняк Оболенских-Трубецких, разрушенный немецкой бомбой в 1941 году.

Когда-то Арбат называли улицей Святого Николая - здесь было три храма, посвященных Святому Николе - Николы Явленного, Николы в Плотниках, Николы на Песках... Старые арбатцы считали этого святого покровителем своей малой родины. Говорил об этом и писатель-эмигрант Борис Зайцев, бывший арбатский житель, представлявший Святого Николая в образе седобородого старичка-извозчика, проезжающего по Арбату, писал об этом и Андрей Белый: "Микола - арбатский патрон; сам Арбат - что, коли не Миколина улица?"

Борис Зайцев в начале ХХ века жил на Арбате в доме № 38, которым владел купец А.Ф. Чулков. Изначально дом был небольшим, двухэтажным, потом Чулков расширил свои владения, построив большой кирпичный дом "бесхитростной архитектуры" (по определению Льва Колодного) вдоль Спасопесковского переулка и соединив его с арбатским домом № 38, достроенным до 4-х этажей. Фасады двух объединенных строений отличало незамысловатое единообразие - ничем не задекорированная красная кирпичная кладка. Со временем старый кирпич темнел, придавая дому все более мрачный вид. Кирпичный фасад сохранился вплоть до реконструкции Арбата в 1980-х годах, при которой дом был окрашен в розовые тона, совершенно преобразившие его.


Дом, в котором жил Борис Зайцев

Борис Зайцев, русского писатель, прожил более 50 лет в Париже и в почтенном возрасте опочил в Париже, на улице Фремикур, немного не дотянув до девяносто одного года... Но всю свою долгую жизнь тосковал по Арбату и постоянно возвращался к нему - в произведениях, в воспоминаниях, в мыслях и беседах с близкими и друзьями. За границей он продолжал оставаться известным русским писателем, но на родину его произведения вернулись только на рубеже 1980-х и 1990-х годах, слишком поздно, когда его современников уже почти не было в живых, а потомкам его имя почти ни о чем не говорило. Немногие открыли этого писателя заново.
"Образ юности отошедшей, жизни шумной и вольной, ласковой сутолоки, любви, надежд, успехов и меланхолий, веселья и стремления - это ты, Арбат", - так начинается очерк "Улица Св. Николая", опубликованный на Западе после отъезда Зайцева в эмиграцию, одно из самых пронзительных и важных творений писателя . Арбат помнил Зайцева юным студентом, потом молодым писателем богемного вида.
Андрей Белый, друг и сосед по Арбату, вспоминал: "Борис Константинович Зайцев был и мягок, и добр: в его первых рассказах мне виделся дар; студент Боря, отпустивший себе чеховскую бородку, по окончании курса надел широкополую шляпу, наморщил брови и с крючковатой палкой в руке зашагал по Арбату; и все стали спрашивать:
- Кто?
- Борис Зайцев, писатель..."
Известностью Зайцев мог поспорить с такими "беллетристами" как Бунин или Куприн... Москвичи своего "начинающего гения" любили.


Борис Зайцев

"Петербург - это не мой город, - писал Зайцев в 1913 году друзьям, - люблю матушку-Москву, всегда ей верен, верен моему Арбату". Эту верность Борис Зайцев сохранил навсегда.
Борис Зайцев и его арбатский друг Констанин Бальмонт в парижской эмиграции будут смертельно тосковать по Москве. В прогулках по чужой столице они станут выискивать места, хоть чем-то похожие на любимый Арбат. Бальмонт начнет уверять Зайцева, что Рю де Пасси - это парижский Арбат. "В сущности, это Пасси для нас вроде кладбища", - мрачно заметит Зайцев в очерке "Возвращение от всенощной".
Если ему удавалось поговорить с людьми, приехавшими из советской России, Зайцев начинал жадно расспрашивать их о Москве, об Арбате. "Мысленно Борис Константинович проходил по Арбату, вспоминал дом за домом от "Праги" до конца улицы. При этом спрашивал, не снесли ли то или иное здание и что в нем сейчас находится. Особенно скорбел, что были взорваны и разрушены церкви". (Евгения Дейч. "Из воспоминаний о Борисе Зайцеве").
Недаром писал он в эмиграции: "Вспоминая московскую свою жизнь, видишь, что и началась она и окончилась близ Арбата. (...) Вижу его теперь, через много лет, взором неравнодушным".


Церковь Николая Чудотворца Явленного, 1881 год

Святой Николай - один из самых почитаемых святых на Руси. Николин день отмечался два раза в году - в мае и декабре. Праздники эти называли Никола летний и Никола зимний; на Арбате проходили они с особой торжественностью. Верующие часто шли к образу Николы-угодника за помощью - считалось, что он может выручить каждого, кто попал в беду.


Николай Угодник

Одной из самых древних и почитаемых Никольских церквей в Москве была церковь Николы Явленного на Арбате. Название это объяснялось преданием о том, что верующим в церкви "явилась" сама собой исцеляющая икона Николая-чудотворца. Церковь занимала обширный участок на углу Арбата и Серебряного переулка. Сохранившийся дом № 16, в котором прежде был продовольственный магазин, а потом постоянно сменяющие друг друга ресторанчики, кафе и бистро - перестроенная церковная богадельня.
Деревянное здание церкви было поставлено здесь в глубокой древности, когда Арбат только начали обживать.


Стрельцы времен Ивана Грозного

Со времен Ивана Грозного здесь был центр стрелецкой слободы - приходская церковь стрельцов, храм Николы Явленного, и своеобразный штаб полка - съезжая изба, где хранились полковая казна и знамена, заседало стрелецкое начальство и оглашались царские грамоты.
В 1593 году здание заменили каменным. Побывавший в Москве в конце Х VI в. епископ Арсений Элассонский упоминал, что Борис Годунов воздвиг на Арбате каменный храм Святого Николая. Годунов всячески развивал каменное строительство; Никольская церковь, возведенная по его повелению, относилась к самым значительным московским постройкам того периода.
Основные церковные здания стояли в глубине участка, впрочем с Арбата было прекрасно видно белую, возвышающуюся над малоэтажной застройкой, величественную церковь.
Надвратную колокольню, украшавшую Арбат (она находилась между несохранившимся домом № 14 и домом № 16), построили позже в 1639 году, в то время, когда Москва оправлялась от последствий Смуты. И она оказалась одним из лучших образов шатровых церковных построек 17 века.


Императрица Елизавета

Церковь эта была особо почитаема императрицей Елизаветой Петровной. Приезжая в Москву, она обязательно посещала этот храм и делала богатые пожертвования в его казну. По преданию, живший при церкви юродивый напророчил дщери Петровой царский венец в то время, когда еще ничто не предвещало таких перемен в ее судьбе. Добившись императорской короны, государыня в благодарность пожертвовала церкви чудотворный образ Ахтырской Божьей Матери. В 1761 году гвардейский капитан Дурново оборудовал на собственные средства специальный придел, куда поместили драгоценную икону.


Один из списков иконы Ахтырской Божьей Матери

В царствование Екатерины II церковь Николы Явленного была местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и дикие преступления. М.И. Пыляев в книге "Старая Москва" описывает подобный случай: "Из таких примеров известен был в 1766 году еще один, когда по московским улицам, при громадном стечении народа отряд солдат с заряженными ружьями, со священником с крестом провожал босых, скованных мужчину и женщину в саванах, с распущенными волосами, которые падали на глаза; это были Жуковы, убийцы своей матери и сестры.
Они останавливались перед дверьми Успенского собора, перед церквями св. Петра и Павла в Басманной, Праскевы Пятницы на Пятницкой, у Николы Явленного на Арбате... Там читался им манифест. Преступники, стоя на коленях, должны были прочесть сочиненную на этот случай молитву и неоднократно повторять перед народом покаяние".
Пыляев приводит также свидетельство профессора П.И. Страхова, скончавшегося в 1813 г., о том что в Х VIII в. церковь Николы Явленного окружала высокая ограда с башенками, почему церковные строения походили на укрепленный монастырь.


Церковь Николы Явленного со стороны двора

Церковь эта упоминается Львом Толстым в романе "Война и мир" при описании событий 1812 года в Москве. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату (здесь было окончание ведущей с запада Смоленской дороги, по которой наступали французы), Пьер Безухов решил устроить там покушение на французского императора. "Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело". Задержавшись на Поварской, Пьер спасает из огня ребенка, потом вступает в схватку с солдатами-мародерами, грабившими семейство московских армян, и вместо арбатской церкви попадает на Зубовский вал (ныне бульвар), где французы устроили гауптвахту для арестованных...


Сцена московского пожара 1812 года из кинофильма "Война и мир"

Когда на Арбате бушевал страшный пожар 1812 года, практически уничтоживший улицу, кирпичные здания церкви обгорели, но сохранились. Их восстановили, заново отделали и украсили. Прихожане Николы Явленного не скупились на пожертвования. На акварели В.Н. Нечаева "Вид Арбата" (1830-е гг.) из экспозиции мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина храм Николы Явленного на переднем плане представлен во всем своем блеске.


В.Н. Нечаев. Вид Арбата

В 1830 - 1840 годах Николо-Явленская церковь была одной из самых "модных" в Москве. Об этом писал М.Е. Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине", книге, основанной на собственных детских впечатлениях писателя. "У Николы Явленного настоятелем был протопоп, прославившийся своими проповедями. Говорили, что он соперничал в этом отношении с митрополитом Филаретом, что последний завидовал ему..."
Сюда, по словам Салтыкова-Щедрина, привозили "на смотрины" женихам молоденьких барышень, прибывших с родителями из провинциальных имений в Москву на "ярмарку невест". Во время церковной службы потенциальные женихи присматривали подходящую девицу, потом засылали в ее дом сваху договариваться о личном визите соискателя. Расхвалив жениха, его доходы и состояние, сваха испрашивала у родителей невесты приглашения для жениха ("Очень они Надежду Васильевну взять за себя охотятся. В церкви, у Николы Явленного, они их видели. Так понравились, так понравились!"). Если кандидатура соискателя считалась подходящей, его приглашали нанести визит и познакомиться получше. Невеста с волнением готовилась к этой встрече ("Сестрица заранее обдумала свой туалет. Она будет одета просто, как будто никто ни о чем ее не предупредил, и она всегда дома так ходит . Розовое тарталановое платье с высоким лифом, перехваченное на талии пунцовою лентою, - вот и все. В волосах вплетена нитка жемчуга, на груди брошь с брильянтами; лента заколота пряжкой тоже с брильянтиками. Главное, чтоб было просто"..)

Родители, прислуга и все домашние тоже суетились перед визитом жениха ("К семи часам вычистили зал и гостиную, стерли с мебели пыль, на стенах зажгли бра с восковыми свечами; в гостиной на столе перед диваном поставили жирандоль... В заключение раскрыли в зале рояль, на пюпитр положили ноты и зажгли по обе стороны свечи, как будто сейчас играли"). Матушка успела уже навести о женихе справки у московской родни. Долгожданного гостя занимают беседой, которая крутиться все больше около арбатской церкви, чтобы долго не искать общих тем.
"Гостя усаживают на диване рядом с хозяйкой.
- Мы, кажется, по Николе Явленному несколько знакомы, - любезно начинает матушка разговор.
- Поблизости от этой церкви живу, так, признаться сказать, по праздникам к обедне туда хожу.
- А какие там проповеди протопоп говорит! Ах, какие это проповеди!
- Как вам сказать, сударыня... не нравятся мне они... "Блюдите" да "памятуйте" - и без него всем известно! А иногда и вольненько поговаривает!"


Вид из дома в Серебряном переулке на церковь Николы Явленного и Арбат (начало 20 века)

Церковь Николы Явленного считалась одной из самых красивых в Москве. Архитектура церковных строений и особенно надвратной колокольни, выходившей на линию застройки Арбата, восхищала многих. В 1913 г. историк архитектуры Иван Павлович Машков, составляя архитектурный путеводитель "По Москве" для съезда зодчих, упоминул церковь Николы Явленного в числе главных московских достопримечательностей. Он обращает внимание на "роскошнейшие формы... надвратных шатровых колоколен" московских церквей и указывает, что "самая выдающаяся из них принадлежит церкви Николы Явленного на Арбате..." Колокольню с "изумительным, скульптурным шатровым верхом, ... царскою шапкою большого наряда" Машков называет "верхом изящества и вкуса". Надо сказать, отнюдь не каждое из московских архитектурных сооружений было удостоено такой подробной характеристики. Путеводитель был адресован архитекторам, способным самостоятельно оценить все своеобразие построек. Машков зачастую ограничивался лишь упоминанием объектов, достойных внимания специалиста. А если уж начинал что-то подробно описывать, то это был шедевр из шедевров и воистину "верх изящества и вкуса".

Храм Николы Явленного был известен своей обширной благотворительностью. До 1917 года при храме существовало Братство Святого Николая, которое заботилось о беднейших учениках духовных семинарий и епархиальных училищ, а также опекало осиротевших детей священнослужителей. В честь 300-летия Дома Романовых Братство основало благотворительный Религиозно-просветительский Центр с училищем и бесплатной библиотекой. Чтобы добывать средства для благотворительности, причту приходилось вести от лица церкви хозяйственную деятельность.
Церковь Николы Явленного была одной из самых богатых в Москве. Ей принадлежало несколько зданий на Арбате, окружающих церковные строения - жилые дома и магазины, дававшие неплохую прибыль. Например, здание цветочной лавки Карпова, торговавшей здесь с 1909 года. Магазин "Цветы" сохранялся на этом месте вплоть до 90-х годов, когда в перестроенном по фасаду здании открылся кафетерий. Позже там поменялись несколько кафе и закусочных.
Церкви также принадлежали оба здания на противоположных углах Арбата и Серебряного переулка. Невзрачный двухэтажный домик (№ 16) на фотографии 1881 года предстает в виде одноэтажного особняка послепожарной постройки, сохранившего детали ампирного оформления. В нем располагалась церковная богадельня. После переделок и надстроек начала ХХ века, превративших его в двухэтажную лавку (второй этаж был жилым), дом явно стал приносить доход, а богоделок перевели в более удобное здание в глубине переулка. Доходным был и соседний дом, также принадлежавший церкви (№ 18, 1909 год постройки, ныне полностью перестроен).
Задолго до того, как окружающие церковь дома перешли в ее собственность, на соседнем с храмом участке находилась, как уже упоминалось, съезжая изба стрелецкого полка. После упразднения Петром стрелецкого войска, просторное каменное строение "избы" превратилось в жилую усадьбу. Поменяв нескольких хозяев, основательно перестроенная "изба"-усадьба оказалась в собственности ландрихтера (судьи) Ф. Манукова, дедушки знаменитого полководца А.В. Суворова. По фамилии видного домовладельца Серебряный переулок даже назывался одно время Мануковым. Дочь судьи вышла замуж за офицера Преображенского полка, поручика В.И. Суворова, получив в приданое к свадьбе арбатскую усадьбу.

Многие исследователи предполагают, что именно здесь и родился великий генералиссимус. Позже семья Суворовых перебралась в другой особняк неподалеку, на Никитской. Но Арбат остался для них любимым и родным местом. В разные годы на Арбате и в ближних переулках проживали дети и внуки полководца.

К сожалению, после 1917 г. судьба Николы Явленного была столь же печальной, как и других арбатских церквей. В 1922 г. по "делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в г.Москве" в числе известных священников был арестован настоятель церкви, протоиерей Василий Соколов. Церковь закрыли и устроили в ней склады Книжной палаты.


В 1931 году храм Николы Явленного был разрушен. Арбат стал правительственной трассой. Колокольни, претендующие на "изящество и вкус", не должны были попадаться на глаза руководству страны. В составе снесенных строений находился четверик годуновской церкви Х VI в. В глубине церковного участка выстроили типовую школу, выходящую фасадом в Серебряный переулок. Занятия в ней начались в 1937 году. Позже оказалось, что школа в этом квартале совсем не нужна, ее расформировали, а здание поочередно занимали различные конторы.


Вот так стал выглядеть угол Арбата и Серебряного переулка после сноса церкви. Была оставлена только бывшая богадельня (д.16) и цветочная лавка (с правого края снимка). Фото 1970-х годов

В начале 1990-х годов в печати поднимался вопрос о восстановлении церкви Николы Явленного или хотя бы ее колокольни на прежнем месте, на частично сохранившихся старых фундаментах, обнаруженных при проведении на Арбате реставрационных работ. Но эта идея пока не нашла реализации...



Здание бывшей церковной цветочной лавки; за забором - бывший сад усадьбы Суворовых.

Почти одновременно с Николой Явленным погибла еще одна арбатская церковь Святого Николая - Николы Чудотворца в Плотниках (Арбат, дом № 45, на углу Плотникова переулка).


Церковь Николы в Плотниках

Продолжение следует.

Снесён советскими властями в 1932 году

Впервые упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников».

В 1670-1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. «Каменный Никола с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе“, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета дворцовых слобод». Трёхъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, Св. Троицы - в 1700, придел Балыкинской Божией Матери - в середине XIX века).

В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707-1782) - государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор.

В начале 1807 года в Кривоарбатском переулке, как раз в приходе храма Николы в Плотниках, поселилась семья Пушкиных, и маленький Саша был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. Чуть позже среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа Алексея Хомякова (1804-1860), хотя духовником самого Алексея Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного на углу и Серебряного переулка, стоявшего неподалеку, на другой стороне , где ранее проживали Хомяковы по адресу , дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: «Узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у неё всегда было парное молоко». В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крёстным отцом которого стал Николай Васильевич Гоголь.

В начале ХХ века церковь Николая в Плотниках на Арбате представляла собой маленький и бедный приход: весь приход храма Св. Николая Чудотворца в Плотниках составлял 30 домов, населенных главным образом купцами и интеллигенцией. Туда, в этот приход, получил распределение, причем по собственному почину, протоиерей и общественный деятель Иосиф Иванович Фудель (1865-1918), до того служивший священником в Бутырской тюрьме; он был религиозный писатель и публицист, подготовил к изданию собрание сочинений выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева. Отец Иосиф сделал очень много для помощи своим прихожанам, собирая пожертвования для бедных своего прихода и помогая другим, в том числе принимал участие в помощи для голодающих Поволжья. В 1908 году Иосиф начал совершенно новое дело для приходской жизни в России - издание своими силами и средствами журнала «Приходский вестник» - журнал издавался в 1908-1912 и 1914-1915 гг., рассылался по квартирам всем прихожанам церкви и отражал разные стороны жизни прихода. Горячо откликнулся о. Иосиф Фудель на помощь раненым в Первой мировой войне - 8 сентября 1914 года при церкви Николы в Плотниках открылся лазарет. За два года войны в лазарете при церкви лечились 222 человека. После Октябрьского переворота сын Иосифа Ивановича Фуделя, Сергей Иосифович, тоже религиозный публицист, неоднократно арестовывался, а его сын Николай Сергеевич Фудель стал автором нескольких исторических романов, работая под псевдонимом Плотников (в честь Плотникова переулка, где провел детство в квартире деда), заведовал филологической кафедрой в МИСиСе

После Октябрьского переворота настоятелем храма был протоиерей Владимир Воробьёв. Вскоре священник был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил святой Варлаам (Никольский) (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы.

С 1927 года близ Николы в Плотниках жил русский живописец М. В. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы

Некоторое время прихожанином и даже алтарником церкви был известный механик Н. Н. Бухгольц

В 1929 храм закрыт, а потом в 1932 году снесён. Протоиерей Владимир Воробьев погиб в 1940 году в заключении.

Еще одна арбатская церковь, посвященная Святому Николаю, - "храм Николы Чудотворца в Плотниках" - стояла на Арбате на месте дома № 45, на углу Плотникова переулка.

По документам она известна с 1625 года, но упомянута эта церковь была как уже давно существующая. Изначально соорудили ее в своей слободе государевы плотники, своими силами и из привычного для плотницкого дела материала - из дерева. В конце Х VII в. она уже числилась каменной, в Х VIII в. и позже неоднократно перестраивалась и реконструировалась, но главный храм постройки 1700 года дожил до советских времен. Изящная колокольня, украшенная классическими колоннами, напоминала колокольни петербургских соборов. К тому времени ни стрелецких, ни ремесленных слобод на Арбате не осталось, и здешние места обживались преимущественно дворянством и представителями аристократических фамилий.
В Х VIII в. по соседству с храмом построил усадьбу Василий Стрешнев , камергер и сенатор. Когда первый царь из рода Романовых Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой, захудалый род Стрешеневых быстро превратился в богатейших землевладельцев и влиятельнейших людей при Дворе. Василий Стрешнев, доживший до конца Х VIII в., до 1782 года, много жертвовал на храм в Плотниках, украшая его и обустраивая.


В 1807 году в приходе церкви Николы в Плотниках, в Кривоарбатском переулке поселась семья Пушкиных , проживавшая в Москве на съемных квартирах. Маленький Александр Сергеевич посещал этот храм вместе с родителями, исповедовался и причащался. В церковных исповедальных книгах были сделаны записи с его именем.
После пожара 1812 года храм восстановили - он обгорел, на разрушен не был.
С 1823 года в храме находилась высоко почитаемая верующими святыня - икона Балыкинской Богоматери.


Один из списков иконы Балыкинской Божьей Матери

В этом же храме Николай Васильевич Гоголь* в качестве крестного отца участвовал в церемонии крещения сына известного философа-славянофила Алексея Хомякова** , маленького Николая.

В начале ХХ века церковь Николы в Полтниках была самой небогатой из арбатских храмов. Многие жители улицы и окрестностей предпочитали более роскошный храм Николы Явленного или уютные церквушки арбатских переулков. К приходу было приписано всего 30 домов, а прихожанами являлись представители творческой интеллигенции, во множестве проживавшие в этом районе, отставные военные, небогатые купцы... И тогда священник Иосиф Иванович Фудель, религиозный философ и публицист, служивший до того тюремным священником в Бутырках, попросил, чтобы его перевели в церковь Николы в Плотниках. В сан священника отец Иосиф был рукоположен по благословению старца Амвросия Оптинского.


Иосиф Иванович Фудель

Ему удалось развернуть большую благотворительную работу - церковь взяла под свое попечение бедных людей из прихода, собирала пожертвования для сирот и больных, оказывала существенную помощь голодающим Поволжья, когда там разразился очередной неурожай. Даже скромные пожертвования, собранные вместе, давали средства для практической работы.
В годы Перовой мировой войны при церкви был создан лазарет, лечение в котором прошли 222 раненых.


Выпуск "Приходского вестника" от 1908 года с призывом проявить милосердие к детям, больным эпилепсией.

Священник на собственные средства издавал "Приходской вестник" - богословско-информационный журнал, который распространялся по домам прихожан. В нем помимо других новостей прихода можно было узнать о благотворительных акциях и принять в них посильное участие.
После 1917 года церковь продолжала быть прибежищем для арбатских "осколков старого мира", которым здесь старались помочь. Священник И.И. Фудель скончался в 1918 году от "испанки" - тяжелой формы гриппа, свирепствовавшей в объятой Гражданской войной России. Настоятелем храма стал протоиерей Владимир Воробьев, которого вскоре арестовали. До 1925 года он находился в заключении, а службы в церкви вел иеромонах Варлаам. Судьба обоих священнослужителей сложилась трагически.
Отец Владимир был повторно репрессирован и погиб в заключении в 1940 году.
Иеромонах Варлаам был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне и ныне причислен к лику святых . Неоднократно подвергался репрессиям и сын Иосифа Фуделя Сергей.


Вид из Плотникова переулка на Никольскую церковь и Арбат, начало ХХ века

Жители Арбата по-прежнему тянулись к храму Николы в Плотниках. Журналисту Н. Зарудину*** , поселившемуся на Арбате в середине 1920-х годов, вспоминались "нищий, стоящий у Николо-Плотницкой церкви в любые морозы и слякоти, два года подряд, в офицерской шинели, книжный развал у былой церковной ограды, букинист на одном костыле..." (очерк "Стар ина Арбат" ). Букинист-инвалид - это известный собиратель московского фольклора Евгений Баранов **** , автор книги "Московские легенды" , живший на Арбате и подрабатывавший торговлей подержанными книгами у Николы в Плотниках.
Художник Михаил Нестеров , поселившийся в 1920-х годах в Сивцевом Вражке и ставший прихожанином этой церкви, подарил ей "Распятие", специально написанное им для Николы в Плотниках...

В начале 1930-х годов в Москве началось массовое уничтожение церквей. 10 апреля 1931 года Президиум Моссовета обратился во ВЦИК с просьбой разрешить закрыть и снести церковь как "находящуюся на участке, отведенном для жилищного строительства" . Разрешение, естественно, было получено. Церковь в 1932 году снесли и на ее месте вырос престижный жилой дом с первым в Москве магазином "Диета", пользовавшимся у москвичей огромной популярностью. В 1990-х годах он был закрыт, а его помещения поочередно занимали различные рестораны и кафе.

Улица Арбат, дом № 45, построенный на месте снесенного храма Николы в Плотниках

Дом, возведенный по проекту архитектора Л. Полякова , сам по себе интересен и улицу он не испортил, но неужели для его возведения непременно нужно было уничтожить памятник архитектуры рубежа 17-18 веков, с которым так много связано в нашей истории? Неужели другого места не нашлось?
Рядом с домом № 45, на выходе из Плотникова переулка, в 2002 году был установлен памятник Булату Окуджаве (скульптор Георгий Франгулян ). С именем поэта связан соседний дом № 43.
В начале двадцатых в Москву был командирован с Кавказа Шалва Окуджава. Его направили учиться в Институт красной профессуры. После рождения в 1924 году сына Булата, Шалва Окуджава получил ордер на две маленьких комнаты в коммуналке на Арбате, в бывшей квартире фабриканта Каминского. По тем временам это было большой роскошью.
Самые ранние жизненные впечатления Булата Шалвовича связаны с этим домом. В одном из своих интервью он рассказывал: "Для меня это та самая родина, о которой говорят. Место где я рос, воспитывался. Где было много друзей, знакомых, родственников. Я никогда не утверждал: Арбат - самое лучшее место на земле, но для меня оно прекрасно".
Здесь Окуджава сформировался как личность, как художник, как человек. Профессионально писать стихи он стал позже, и прославился позже, но его слава - прежде всего слава певца Арбата, по которому Окуджава, "арбатский эмигрант", тосковал всю жизнь.
В 1937 году родители Булата были арестованы, отца по ложному обвинению расстреляли, мать оказалась в Карагандинском лагере, вернуться откуда ей удалось только в 1955 году. Для арбатских мест такое развитие событий было не редким. "Это одно из отчетливых воспоминаний детства , - вспоминал Булат Окуджава, - почти каждое утро во дворе недосчитывались кого-то, многих выхватывали..." ***
В 1940 году подростку пришлось перебраться к родственникам в Тбилиси, а в 1942 году семнадцатилетний Окуджава ушел на фронт и после короткой учебы попал на службу в минометный дивизион...


Памятник Булату Окуджаве
Автор снимка: akadaha_z.

Еще одна старинная арбатская церковь Святого Николая - "Николы Чудотворца на Песках" находилась чуть в стороне от Арбата, в Большом Николопесковском переулке , носившем в советское время название улицы Вахтангова.

Продолжение следует.
Примечания Р. Г. :

Церковь. Утрачена.
Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Балыкинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: Между 1692 и 1700.
Год утраты: 1930
Архитектор: 1903: Бетелев Л. П. (колокольня)
Адрес:Адрес: Москва, ул. Арбат,
Координаты: 55.74825, 37.588099

Впервые церковь упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников». История её такова. После Смутного времени и сожжения Москва начала заново строиться; выросла нужда в плотниках - даже новому государю, первому Романову негде было толком поселиться в Кремле. На Арбате появилась обширная слобода дворцовых плотников, они и выстроили деревянную церковь Николая Чудотворца, постепенно получившую прозвание Плотницкой (в Плотниках).

В 1670-1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. Каменный Никола с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе”, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета арбатских дворцовых слобод. Трехъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, придел Балыкинской Божией Матери - в середине XIX века). В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707-1782) - государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор. См. Фотографию церкви Николы в Плотниках 1882 года.

Этот храм помнил маленького А. С. Пушкина. В начале 1807 года семья будущего поэта жила в Кривоарбатском переулке, в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг.

Среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа А. С. Хомякова (1804-1860), хотя духовником самого А. С. Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного (у Серебряного переулка), стоявшего неподалеку, на другой стороне Арбата, где ранее проживали Хомяковы по адресу Арбат, дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у нее всегда было парное молоко. В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крестным отцом которого стал Гоголь.

В годы революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьёв, дед современного священника Владимира Воробьёва, нынешнего ректора Свято-Тихоновского богословского института. Вскоре он был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил иеромонах Варлаам (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне; причислен к лику святых, память 20 февраля). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы. С 1927 года близ Николы в Плотниках жил М. Н. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы. Некоторое время прихожанин и даже алтарником храма был известный механик Н. Н. Бухгольц. В 1929 храм закрыт, а в 1932 году снесён. Протоиерей Владимир Воробьёв погиб в 1940 году в заключении.

На месте храма в 1935 году возвели жилой дом .

Николая, святителя, в Плотниках церковь (уничтожена).

В Плотниковом переулке, названном по находившейся здесь дворцовой слободе плотников, на углу с улицей Арбат стояла приходская церковь святителя Николая. По ней и переулок до 1922 г. назывался Никольским. Рядом расположен другой переулок – Кривоарбатский, который идет от Арбата и круто, почти на 90 градусов, меняет свое направление. Раньше он назывался и просто Кривым, и Кривоникольским, тоже по церкви Николая в Плотниках, находившейся невдалеке.

Застройка в районе Арбата формировалась уже с древнейших времен. В XVI веке находившиеся здесь дворы были взяты царем Иваном IV Грозным в опричнину, и, может быть, к этому времени относится расположение здесь некоторых казенных слобод. В районе современного Большого Афанасьевского переулка – слобода иконописцев, у Сивцева Вражка – дворцовая царицына слобода, на южной стороне Арбата, в районе Кривоарбатского переулка – слобода казенных плотников. Историк Москвы М.И. Александрович выдвинул другое объяснение появление на Арбате слободы плотников. Согласно его розысканиям слобода плотников была создана царем Михаилом Федоровичем, который, восстанавливая Москву после Смутного времени, собрал плотников из разных мест и поселил их в районе Арбата. Выстроенная ими деревянная церковь известна с 1625 г. Она много раз горела, и впоследствии ее заменили каменной, построенной в два приема. На престол святителя Николая антиминс выдали 6 мая 1692 г. (к этому же времени относится и трапезная). 3 мая 1700 г. выдали антиминс на главную церковь Святой Троицы. Трапезную 1692 г. разобрали в 1852 г. В 1852–1856 гг. на средства Анны Александровны Небольсиной возвели новую трапезную с приделами святителя Николая и Балыкинской иконы Божией Матери – образа, пожертвованного Варварой Семеновной Ждановой и находившегося в храме с 1823 г. Первоначальную колокольню заменили новой трехъярусной в 1853 г. Церковь обновлялась в 1897 г.

Основной объем храма отличался внешней ясностью и относительной простотой. Гладкая поверхность стены контрастировала со сложным карнизом, отличавшимся большой пластичностью форм. Углы были обработаны колоннами в форме так называемой «дудки». Большие окна имели роскошные наличники «московского стиля». Сложно профилированные и раскрепованные фронтончики наличников своей верхней частью, балясиной, врезаются в карниз и прерывают ритмичный бег его рисунка. Фронтончики опирались на тонкие колонки с дыньками. Карниз представлял собой три «ленты» разного рисунка: нижний ряд – углубленный поребрик, средний – своеобразные пятиугольные ниши с вогнутыми верхними сторонами, в центре каждой такой ниши – выступающий прямоугольный камень; третья «лента» карниза – многоуступчатая горизонтальная тяга, имеющая сложный профиль. Карниз охватывал по периметру весь храм, как бы нависая над плоскостью стены. Двухъярусный восьмигранный барабан нес небольшую изящную луковичную главку.

Высокая четырехгранная трехъярусная классическая колокольня являлась вертикальной доминантой этого небольшого ансамбля. Ярусы звона имели полуциркульные пролеты, каждый ярус отделялся от другого раскрепованным карнизом, выносы которого соответствовали обрамляющим углы полуколоннам. Нижний ярус имел спаренные полуколонны тосканского ордера, средний – ионического, третий верхний ярус имел по одной полуколонне коринфского ордера на каждой стороне. Таким образом, нижний и средний ярусы имели по четыре полуколонны на каждом углу, что зрительно усиливало мощность устоев. По мере повышения ярусов происходит облегчение угловых частей и расширение пролетов. Колокольня приобрела прозрачность, легкость и стройность. На каждой стороне нижнего яруса имелись небольшие фронтончики, под ними – «триглифно-метопные» фризы. Каждая пара полуколонн располагалась на общем широком пьедестале, разделенном по горизонтали на две части – более широкую нижнюю и узкую верхнюю. Пьедестал продолжал стену и имел вынос под полуколоннами. На широкой части пьедестала между средним и верхним ярусами, под каждой коринфской полуколонной располагались прямоугольные филенки. Также каждой паре полуколонн соответствовала раскреповка антаблемента и карниза. Колокольня имела вытянутый сомкнутый купол, который, вероятно после обновления в 1897 г., приобрел более покатые очертания. На нем располагался узкий барабан, который нес изящную луковичную главку с крестом. Четкое и уравновешенное вертикальное и горизонтальное членение всех частей колокольни создавало ясный, спокойный архитектурный образ.

В трапезной, так же, как и в главном храме, стремились к сопоставлению глади стены и прихотливого криволинейного и пластичного решения деталей: наличников, карнизов. Большие окна имели наличники сложных криволинейных очертаний, с раскреповками, опирающиеся на тонкие колонки. В карнизе уже нет такого разнообразия форм, он представлял собой ясно профилированную горизонтальную тягу, также охватывающую все здание по периметру. Углы трапезной обработаны в форме пилястр без капителей. В общем, все формы трапезной отличались большей сухостью. В конце XIX века и трапезная, и главный храм имели покрытие на четыре ската. Известно, что эта церковь изображена на картине В.Д. Поленова «Московский дворик» на дальнем плане.

Храм разрушили в 1932 г. На его месте в 1935 г. был построен архитектором Л.М. Поляковым шестиэтажный жилой дом (Арбат, дом № 43), в котором в советское время располагался магазин «Диета», а ныне – кафе «Му-Му». На месте входа в церковь установлен памятник Б.Ш. Окуджаве (2001 г.).

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.