Забирающие жизнь или мистические тайны портретов

Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут?

Когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр "посмертного портрета", и какие в нем есть нюансы.

И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника?

***
Что это такое?
"Посмертные портреты" (posthumous portraits) -- совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных "живых" людей. То есть это отнюдь не "портреты на смертном одре", когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира. Например, как я в прошлый раз , если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся -- какие-то мелкие. Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в "Царском титулярнике" 17 века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков 19 века), то это -- вымышленные, "ретроспективные портреты".

Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции).
Давайте попробуем вычленить некоторые их черты.

Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут ГЕРОЙ или Предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца.

1) Ж.М. Натье. "Портрет Петра I", 1717 год (прижизненный)
2) П. Деларош. "Портрет Петра Великого". 1838 (посмертный)


Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом.
У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего). На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж.

Иногда видно, что голову со старого, "настоящего" портрета будто вставили в новую картину.

Томас Салли. Портрет Джорджа Вашингтона. 1842

Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся -- скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали. А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто "человека", и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы.

1) Джотто. "Портрет Данте" (фрагмент фрески), ок. 1335 (спустя 20 лет после смерти поэта)
2) Боттичелли. "Портрет Данте", 1495


Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая -- уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины?

1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449-1492)





3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)


Правильные ответы под катом:

1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449-1492)
а) Посмертный . Худ. Дж. Вазари, 1533-4
б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485

2. Портрет поэта Шелли (1792-1822)
а) А. Клинт с оригинала 1819 года
б) Посмертный . Худ. Джозеф Северн, 1845

3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503-1539)
а) Посмертный . Худ. Тициан, 1548
б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е

4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841-1870)
а) Автопортрет. Ок. 1867.
б) Посмертный . Худ. Ренуар. 1885

Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю.

Как вообще - не слишком ли легкие задания? А объяснения в начале, не слишком ли я подробно разжевываю, может, надо больше интриги оставлять? или как, норм?

Холсты-убийцы

Альфреду Хиггинсу было 47 лет. Он входил в число пятидесяти самых богатых людей мира. У него была красивая жена и милые дочки-близняшки. Летом 1996 года Альфред заказал картину: он и супруга стоят на палубе их любимой яхты. Картина получилась колоритная, но вскоре после окончания работы над ней у Альфреда случилось смертельное кровоизлияние в мозг. Через неделю его жену госпитализировали с приступом острого психоза, и вскоре она скончалась.

Супруги Хиггинс умерли оттого, что их нарисовал Марк Квин. Говорили, что художник продал душу дьяволу - все изображенные на картинах люди умирали вскоре после позирования. Хиггинсы были первыми. Художник не дает интервью, не комментирует трагические судьбы своих моделей. Он периодически звонит тому или иному состоятельному человеку, чье лицо часто мелькает в газетах: "Знаете, планирую сделать ваш портрет..." И смертельно напуганный миллионер выплачивает кругленькую сумму только за то, чтобы он этого не делал...

Портрет может изменить судьбу человека как в плохую, так и в хорошую сторону. Историки склонны акцентировать внимание на трагических случаях, потому что их легче зафиксировать, хотя известны и другие.

Из досье "С. Г."

Историкам известно немало случаев, когда изображенные на портретах люди умирали преждевременной или насильственной смертью.

Леонардо да Винчи согласился написать для флорентийского гражданина, мессира Франческо дель Джиокондо, портрет его жены Моны Лизы. Тогда ей было 24 года, она была безмерно красива... Леонардо работал над портретом четыре года, но не успел завершить. В маленьком глухом городке Лангонеро Мона Лиза Джиоконда умерла.

Супруга великого Рембрандта, Саския (она была моделью его "Данаи" и "Флоры"), умерла в возрасте тридцати лет. Рембрандт нарисовал портрет своих детей - трое умерли во младенчестве, четвертый в 27 лет. Вторая мена Рембрандта - Хендрике Стоффельдс, запечатленная на многих картинах, - тоже прожила недолго.

Холсты-исцелители

Пятилетняя Лиза Киселева ударила коленку. На рентгене обнаружили трещину кости, наложили гипс. Кость быстро срослась. Но вскоре Лиза вновь пожаловалась на боль в ноге... И опять обследования, слезы, мольбы, неизвестность. Осенью вместо школы Лиза поступила в онкоцентр - рак легкого, множественные метастазы, не оставляющие надежд.

Родители, смирившись с горем, попросили знакомого художника написать портрет их дочери. Изобразить ее такой, как до болезни, - с курчавыми ярко-рыжими волосами, блестящими голубыми глазами и румяными щечками. На память... Портрет получился как живой. А через месяц врачи с удивлением обнаружили, что опухоль перестала расти. Сейчас Лиза учится в шестом классе - рыжеволосая, голубоглазая, румяная. Врачи назвали ее выздоровление чудом. А родители уверены: причина в портрете - он словно заставил Лизу стать похожей на себя.

Из досье "С. Г."

Несколько примеров того, как портреты благотворно влияли на судьбы изображенных на них людей.

Итальянскому живописцу Рафаэлю Санти для знаменитой Сикстинской мадонны и некоторых других полотен позировала дочь бедного булочника Маргарита Лути по прозвищу Форнарина (в переводе - булочница). После этого ее судьба сложилась неожиданно благополучно для представительницы бедного сословия - она вышла замуж за богатого вельможу и прожила долгую счастливую жизнь.

Моделью великолепных мадонн Рубенса была его жена - красавица Елена Фоурмент. Он беспрерывно писал ее портреты и в качестве героини множества мифологических сюжетов - она становилась все краше, нарожала много здоровых детишек. Намного пережила мужа.

Мнение специалистов

Искусствовед Наталья Синельникова, кандидат искусствоведения:

Да, те, кто близко связан с миром искусств, хорошо знают: творческое общение с художником не проходит бесследно для портретируемого. Почему?

Настоящий художник, создавая картину, вкладывает в нее душу, насыщает огромной энергией. В это время он обязательно чем-то подпитывается - от плитки шоколада до космической энергии, кто чем может. От степени этой "подключенности к источнику питания" и зависит, видимо, влияние творца на окружающих людей. Некоторые художники отличаются колоссальной энергетикой - они выплескивают ее на картину, а заодно и на натурщиц, семью и близких. Таким был, например, Рубенс, рядом с которым все женщины расцветали. Другие художники, напротив, подобны губке - они высасывают энергию из окружающих, чтобы отдать ее картине, поэтому модели и члены семьи чахнут прямо на глазах, как это было, например, с Пикассо. Механизмы подобного вампиризма нам неизвестны...

Но такого не происходит с ремесленниками, которые на многолюдных площадях рисуют желающих, - они не вкладывают в изображение душу. Портрет, который действительно обладает внутренней энергией, отличается от остальных - смотришь ему в глаза и чувствуешь: еще мгновение, и ты попадешь в зазеркалье, за картину...

Руководитель КБ "Астра" при МАИ и объединения "Космопоиск" Вадим Чернобров:

Над тайной "судьбоносных картин" работали ученые разных стран. В Новой и Старой Пинакотеке в Мюнхене, в Лувре в Париже, в художественных галереях Брюсселя были установлены специальные приборы, фиксирующие движения глаз зрителей и время, проведенное у картины. Исследователи обнаружили, что в ряде картин явно присутствует некая энергия, душа. С помощью термографии было зафиксировано: в состоянии творческого экстаза в мозг художника поступает огромное количество энергии - у него развивается измененное состояние сознания.

На электроэнцефалограмме в это время отмечаются особые медленные волны, характерные для активной работы подсознания, которых не бывает у обычного человека. Именно в таком состоянии художник способен творить чудо.

При этом в ряде случаев было отмечено, что когда у художника энергетика повышается, у натурщика резко снижаются биопотенциалы мозга. Художник "сжигает" свою модель, питается ее энергией.

В то же время в некоторых мастерских измерения показывали, что у моделей во время позирования биопотенциалы мозга повышаются. Видимо, в этих случаях художники, наоборот, отдают энергию окружающим.

В результате исследований было доказано: на модель влияет творческая энергия художника и в большинстве случаев это опасно для жизни портретируемого. Причем отмечен печальный факт: когда художнику позирует не близкий ему человек, он тратит (а стало быть, и вампирит) меньше энергии, чем когда рисует собственных детей или жену.

Профессиональные модели, каждый день позирующие десяткам рисовальщиков, обычно не страдают от своей работы - они не "допускают художника в душу".

В любом случае следует очень осторожно относиться к позированию. Недаром люди, одаренные высокой чувствительностью, например Ванга, Эдгар Кейси и другие, отказывались от предложений художников.

Она позировала и исцелилась

В начале XX века восемнадцатилетняя Елена Дьякова приехала из России лечиться в туберкулезную клинику Швейцарии. Однако именитые врачи полагали, что помочь ей уже нельзя. Тем временем Елена познакомилась с начинающим художником и поэтом Полем Элюаром - он много рисовал худенькую чахоточную девушку, и ее болезнь немного затихла. Потом Елена подружилась с сюрреалистом Максом Эрнстом, тоже рисовавшим ее. Врачи поражались - женщина, которая давно должна была умереть, чувствует себя весьма неплохо... В сорок лет она вышла замуж за Сальвадора Дали, став знаменитой Гала. Дали рисовал жену чуть ли не каждый день - молодой и красивой, без морщин и седины. Она умерла в возрасте 88 лет.

Смерть и жизнь

Рассказ Эдгара По "Смерть и жизнь" повествует о художнике, нарисовавшем свою жену. Рассказ начинается словами: "Она была девою редкостной красоты...", а заканчивается тем, что художник ставит последнюю точку на портрете и восхищенно восклицает: "Да ведь это сама жизнь!", затем обращает взгляд на жену, а она мертва.

Портрет Дориана Грея

Взаимосвязь портрета и прототипа описана в романе-притче Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" - божественной красоты юноша, изображенный на холсте, превращался в мерзкого старина по мере духовного разложения своего прототипа - Дориана. "Портрет - это как бы совесть..." - пишет Уайльд.

11.12.2015

Многие из нас слышали, что некоторые племена запрещают фотографировать своих соплеменников, так как считают, что портрет содержит частичку души изображенного. Оказывается, подобного мнения придерживаются и некоторые мировые религии, например, в исламе и иудаизме запрещено рисовать портреты. И есть некоторые факты, которые подтверждают правильность этого мнения, а именно печальная судьба многих натурщиков.

Рембрандт , величайший мастер светотени, очень любил рисовать свою жену и детей. Его супруга, Саския, изображена на многих известных полотнах: « », «Блудный сын в таверне» и другим. Саския умерла после 8 лет супружеской жизни, а из четырех совместных детей только один, Титус, смог покинуть колыбель, правда и он дожил только до 27 лет. Часто появлялась на портретах и вторая жена Рембрандта, Хендрике Стоффельдс, (например, «Флора»), нужно ли говорить, что и она не пережила художника. Похожая судьба постигла и близких другого известного голландского художника Питера Пауля Рубенса . Его первая супруга Изабелла и дочь часто появлялись на полотнах живописца. Изабелла не дожила до 35 лет, а дочь скончалась в 12-летнем возрасте.

Не стоит думать, что подобные совпадения - бич голландских живописцев их натурщиц. Известна печальная судьба одной из любимейших натурщиц прерафаэлитов - Элизабет Сиддал. Особенно часто она позировала Данте Россетти , самый известный ее портрет - «Беатриче Блаженная ». Элизабет умерла в 32 года от передозировки лауданума. Неизвестно, было ли это самоубийство или случайность. Широко известны нежные отношения и Камиллы Донсьё, также известны солнечные картины Моне, посвященные супруге: «Камилла в японском платье», «Дама в зеленом », «Дама с зонтиком ». Есть портреты Камиллы, принадлежавшие кисти других импрессионистов , например Ренуара , Мане. Камилла Мане скончалась, когда ей было 32, а супруг нарисовал ее посмертный портрет. Натурщицей для самых известных работ Амадео Модильяни была его студентка Жанна Эбютьен. Она покончила с собой в возрасте 21 года, выбросившись из окна.

Подобные печальные факты встречаются и в истории отечественной живописи. Так, известный писатель Всеволод Гаршин позировал И. Репину для его скандальной картины «Иван Грозный убивает своего сына Ивана… ». Известно, что писатель закончил жизнь суицидом, выбросившись в пролет лестницы, а произошло это после позирования Репину. Вообще, у И. Репина сложилась достаточно печальная репутация портретиста. Как минимум 11 героев его портретов постигла преждевременная смерть, вскоре после окончания работы художника, среди которых И. Пирогов, М. Мусоргского, П. Столыпин. Через три года после завершения портрета Лопухиной, работы В. Боровикова, знаменитая модель скончалась безо всякой причины. А об этом портрете еще долго ходили дурные слухи. Печальная судьба постигала и многих натурщиц русского импрессиониста В. Серова. Скоропостижно скончалась и натурщица К. Сомова («Дама в голубом»), по совместительству и его единственная любовь. Известны примеры и влияния портретов на зрителей. Так «

Он написал тысячи портретов и более сотни картин, многие из которых хранятся в домах жителей Парижа, Барселоны и Москвы. В начале 90-х с целью заработать, Кусманбек Омарулы находился в затяжном творческом вояже по городам Европы.

«Я тогда работал на киностудии мультипликатором, но потом нам руководство объявило, что финансирования не будет. Нужно было как-то выживать, у меня уже было двое детей. Помню дождался лета и поехал в Москву, там рисовал портреты на Арбате, на ВДНХ, и за лето заработал денег на зиму. Потом заметил, что московские художники часто летают в Европу, сравнил свой уровень с ними и понял, что я не хуже. На следующий год отправился в Германию. Это был небольшой городок, но местные художники как-то мене сказали, - «поезжай лучше в Барселону, там очень много творческих людей живет», и я поехал».

Сейчас Кусманбек Омарулы работает художником-мультипликатором на «Казахфильме» в Алматы. Каждое лето он приезжает в Астану, чтобы отдохнуть от основной деятельности и немного заработать, рисуя портреты на Арбате.

Кусманбек Омарулы один из первых учеников Амена Хайдарова - основоположника казахской мультипликации, поэтому у него особое отношение к шаржам.

«Если в портрете идет прямое копирование внешности, то в шарже нужно утрировать какие-то яркие черты. Бывают люди с очень аккуратным лицом, вот на такие лица очень трудно сделать шарж, у него все на месте и зацепиться не за что. А есть люди с выразительным лицом: крупный нос, брови, глаза, и тогда можно сделать что-то интересное и смешное», - поясняет художник.


- А на кого из известных людей хотели бы сделать шарж?

- Таких людей много, вот на Филиппа Киркорова хотел бы сделать, у него черты такие яркие, или же на актера французского Жана Рено. Вот у меня есть шарж на Сталлоне, (показывает рисунок) у него глаза такие как у птицы и подбородок тяжелый, очень яркая внешность .

Любовь к изобразительному искусству начала проявляться в детстве в 6 классе. Именно тогда он понял, что может рисовать лучше сверстников. Первым кто заметил талант были родители.

"Мы жили в селе, родители с братьями что-то во дворе делали, а я из дома глядя в окно тихонько их рисовал. После они меня похвалили, узнав себя на моем рисунке. Я был тогда удивлен, что у меня это получилось и с этого момента появилась уверенность рисовать дальше» - вспоминает Кусманбек Омарулы. - Потом в школе начали замечать, я был членом редколлегии рисовал разные плакаты, все учителя меня постоянно привлекали что-нибудь нарисовать, с уроков часто меня отпрашивали, а моя классная руководитель была очень недовольна этим. Так зародилась мечта стать художником, хотя еще в четвертом классе в сочинении о будущей профессии я написал - буду космонавтом, в общем как и все дети в то время".

Лето 2017-го, художнику запомнилось удивительной встречей с Нурсултаном Назарбаевым.

«Я тогда на Арбате рисовал одну женщину, мы знали, что приедет Президент, но я не ожидал, что он именно ко мне подойдет. Я был увлечён процессом рисования и сперва не видел, что происходило вокруг. И вдруг потом заметил, что меня окружили камеры, я обернулся, а Президент уже около меня стоит и смотрит как я рисую. Он взял у меня кисть и дорисовал кулон на портрете у женщины и еще подпись свою оставил. После той встречи люди на Арбате стали меня узнавать» - говорит Кусманбек Омарулы.

- А бывало так, что Вам не нравились свои работы?

- Бывало, но это зависит от человека, которого ты рисуешь. Есть люди садятся позировать, но потом начинают нервничать, энергетика отрицательная идет от них, начинают меня торопить. И я начинаю спешить, мне же закончить портрет надо. В итоге такой портрет получается не самым лучшим…


Вторая специализация Кусманбека Омарулы - художник-дизайнер, педагог. Пару лет он работал в столичном вузе.

«Я понял, что преподавательская деятельность это не мое, потому что там ограничивается моя творческая свобода, больше занимаешься «бумаготворчеством», и я вернулся в студию «Казахфильма».

Портрет - самый сложный жанр в изобразительном искусстве, сколько на Земле людей, столько и лиц, и все эти различия портретист должен уметь передавать, говорит художник.

«Художник делает более глубокий портрет, в отличии даже от фотографии. Он делает образ, передает характерность, видя характер он может усилить какие-то его качества, а какие-то наоборот сделать менее выразительными. Некоторые люди думают, что для портрета подходят только красивые люди, - это не так. У художника своя красота, он по-своему видит человека. Настоящий художественный портрет - не терпит «зализанности» он любит свободу»


Кусманбек Омарулы отмечает, что секрет хорошего портрета заключается в любви к портретируемому.

«Это любовь к натуре, не та любовь, о которой так часто говорят, а любовь через искусство. Не важно красив человек или нет, художник найдет в нем «фишку» и позирующий увидев свой портрет останется приято удивленным».


- Ви дение современного художника сильно отличается от ви дения художников прошлых веков?

- Если говорить о логике художника, то двести лет назад они всего себя отдавали портрету, чтобы добиться его реалистичности. Сегодня этим уже никого не удивишь, очень много техник существует, благодаря которым можно легко создать реалистичный образ, есть фотографии. Если раньше художники удивляли своим мастерством, то современный художник удивляет своей особой логикой, мировоззрением, ценностями. Сегодня художник больше чем просто художник, он может заниматься, например, политикой.


- В чем заключается Ваша философия как художника?

- Как говорил Микеланджело: «Творец уйдет природой побежденный, однако образ им запечатленный веками будет согревать сердца», я придерживаюсь этой идеи. Хочется оставить что-то людям и внукам своим, чтобы они гордились мной, и возможно, через сто лет сделали выставки моих работ.

В советское время художники были более востребованы, говорит Кусманбек Омарулы, - «для каждого была работа. Сегодня же обеспечить всех молодых художников такой занятостью невозможно и большинство из них идут в смежные профессии».

- И как художнику в наше время стать успешным, востребованным?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы считался, неверное, гениальным человеком . Все художники бы меня на руках носили, если бы я нашел этот рецепт. (смеется) . Даже талант, в наши дни не обеспечит успеха, потому что люди стали другими, их духовные потребности изменились, и в какой-то степени снизились. Сегодня больше спрос на материальное…


- А как художник находит общий язык с материальным миром?

- Внутренний мир художника очень тонкий, и тонкие струны его души может задеть любой, художника очень легко обидеть. Он также, как и артист нуждается в аплодисментах, если образно выражаться. Но даже с таким особым видением мира нам нужно как-то адаптироваться, учиться мыслить материально. Ты должен зарабатывать, обеспечивать семью, в противном случае нужно быть одиноким. Я, стараюсь совмещать творчество и материальный мир.


Кусманбек Омарулы не имеет высоких званий в области искусства, говорит никогда к этому не стремился. Сегодня его работы, написанные маслом, можно увидеть в музеях Алматы и Костаная.

Как создается портрет, Вы можете увидеть в этом видеоролике.

#творчество #художник #Арбат

Почему нельзя рисовать с фото? Чем плохи группы, где критикуют рисунки

Недавно мне предложили создать группу, куда все желающие скидывали бы свои работы, а я критиковала их. Я этой темой заинтересовалась и решила ознакомиться с уже существующими подобными пабликами.

И у меня сложилось ощущение, что групп с критикой артов и помощью художникам советами не так много, но они все-таки есть. Так что сегодня мы поговорим о них, а также о том почему нельзя учиться рисовать с фото.

Что это за группы?

Суть простая: вы кидаете в «предложку» свои рисунки, а админ подготавливает пост с критикой, после чего публикует его. Обычно комментарии отключены, поэтому критиковать критику нельзя. Или же администраторы, наоборот, вообще не учувствуют в критике, а просто публикуют арты. В данном случае комментарии включены и работу критикуют подписчики, то есть все кому не лень.

Кто админы?

Меня крайне поражает низкопоклоннический тон в письмах людей, которые направляют свои работы. Извиняются за все, что не попадя. Просят прощения в начале, в середине и, контрольное, в конце. Это вроде как должно быть очень мило, но нет! Как-то глаза от сахара слипаются.

И, кажется, что после прочтения всех этих постов у меня передоз словом, «ибо» и другим высокопарным слогом, например: «премного благодарен, не соблаговолите ли, давеча нарисовал». Ребята, если вы не уверены, что способны писать без ошибок, то лучше используйте более привычный и простой стиль письма. Ведь каждый стиль предполагает уместность – вы же не пойдете за хлебом в бальном платье, а на пляж в смокинге?

Я это все к тому, что в такой ситуации админам очень легко возомнить себя пупом земли. При том, что администраторы в таких сообществах анонимны. А это значит, что они могут быть учащимися младшей школы, и в профессиональном смысле ничего из себя не представлять. Не все админы, которые берут на себя бремя критики, умеют рисовать даже на начальном уровне. Я не говорю про всех, но это очень часто.

Видела, как на откровенное хамство со стороны админов некоторые подписчики писали: «все правильно, с нами нужно построже, а то совсем от рук отобьемся», а ведь в подписчиках, кстати, немало взрослых людей. Друзья, все-таки нужно себя хоть немного уважать.

Еще заметила, что такие сообщества сочиняют многотомники правил, на манер протокола заседаний совбеза ООН. И требуют от подписчиков мало того, что прочитать их, но и заучить! Кого вообще волнуют портянки правил в каком-то сообществе вконтакте?! Не меня! Есть общепринятые правила поведения в любом сообществе, вежливость, адекватность. Этого вполне достаточно. Всё остальное – это просто повод для самоутверждения админов, их способ почувствовать себя маленьким большим начальником. Даже не знаю какой золотой контент сможет удержать меня в такой группе?

Какая критика вас ждет?

Если вы решили отправить свою работу на критику, лучше не утруждайте себя, я прямо через монитор с помощью особой магии предскажу вам комменты, которые вы получите. «Неплохо, но нужно подучить анатомию, глаза разные, поработайте над штрихом и тенями, детализации можно добавить». Вот это типичный комментарий, если убрать насмешки и оскорбления. И они повторяют эти шаблоны как мантру из поста в пост, больше вам ничего не напишут. Еще я заметила, что критики пишут снисходительно и свысока в ультимативной форме: «Тебе нужно сделать то-то и то-то» вместо «я думаю, тут не хватает того-то и того-то». Иными словами: «то, что я говорю – истина, а не просто мое мнение».

И какую же смысловую нагрузку несет эта критика?

Видела, как одна девочка пыталась спросить, что в рисунке не так с тенями и где ошибки в построении, но ее просто проигнорировали. Человек щелкнул вас по носу и скрылся в туман, ему не важно что-то объяснить, он здесь не за этим.

Дорогие критики, если человек просит вас помочь с рисунком, то нельзя просто сказать ему: «поработай над рисунком» – нужно быть конкретнее, гораздо конкретнее. Объяснять – это дар, и если вам нечего сказать, то и не сотрясайте воздух. Самоутверждайтесь в своих работах, а не в унижении других людей.

Видела коммент: «Слабая тональность, это значит, что нужно четче выделить участки, где должны располагаться тени и полутени». По-моему, это был даже админ. На самом деле, тональность относится к колористическому характеру произведения, а также к насыщенности и контрастности цветов и тонов. То есть сложный набор характеристик, который создает общее впечатление от работы, которое придает ему определенное звучание, оставляет какое-то настроение. Тональность может быть теплой или холодной, контрастной, мрачной. Тональность, тон и тональные соотношения – это не одно и то же. То есть админ ввел в заблуждение подписчика, при этом сделал это с умным видом, неграмотно используя профессиональный жаргон.

«Сперва добейся»

Я призываю вас не создавать себе авторитетов на пустом месте и анализировать советы, которые вам дают. В том числе и мои. Критикуйте критиков! Задавайте больше вопросов. Если человек наглый и напористый, умеет убеждать в своей правоте, уверен, что всегда прав – это совсем не значит, что его советы имеют смысл.

Аноним может быть кем угодно и обладать более низким уровнем навыка чем вы. Ответьте себе честно: будете ли вы слушать советы человека, если его работы слабые и имеют много ошибок? Он вам конечно расскажет, что чтобы оценить блюдо не нужно быть поваром, что нельзя говорить «сперва добейся» и т.д. Оценивать-то он может сколько влезет, но давать советы вряд ли!

Для меня мнение анонима практически не имеет веса. Слишком много раз видела, как абсолютно никчемные люди, с мнением которых в реале никто не считается, в интернете же везде лезут со своим мнением.

Что никогда не следует присылать в такие сообщества если не хотите, чтобы вам напихали в панамку?

  • Обводка

Это когда люди рисуют, используя прозрачность дополнительного слоя. Они обводят контуры уже созданного кем-то рисунка.

  • Обмазка

Этот прием используют, когда хотят сделать очень реалистичный рисунок с фотографии. Есть несколько способов сделать обмазку, в том числе с помощью разных инструментов в фотошопе. Самый простой способ – повозюкать по любой фотографии инструментом палец.

В этих случаях (обводка, обмазка) вы используете минимальное количество навыков. Уникальность рисунка нулевая. И вы не получаете никакого развития.

  • Копия, срисовка

Копирование чужих уже готовых рисунков, без использования обводки.

Этот тип работы плох только тем, что уникальность такого рисунка нулевая и вы не можете подписывать ее своим именем. Плюс вы не развиваете собственное творческое воображение. Но в такой работе есть и масса плюсов.

Во-первых, вы переносите рисунок пусть и с двухмерного пространства на двухмерное, но все же с использованием собственного глазомера, а значит развиваете его. Во-вторых, очень глубоко анализируете работу автора, который вам нравится, изучаете особенности его стиля, которые могут ускользнуть от вас при обычном просмотре. Тут главное быть честным с самим собой, не выдавать копию чужого рисунка за свой и понимать цели с которыми вы копируете чужие работы.

Не думайте, что если вы срисуете или обмажете с какой-то картинки из интернета, то об этом никто не узнает. Еще как узнают! А если даже не найдут исходник, то все равно есть много способов определись, что работа срисована.

  • Рисование с фото

В некоторых пабликах не принимают работы, нарисованные с фото. И тут мы подбираемся к главному вопросу...

Почему же рисовать с фото плохо?

Потому что вы учитесь. Вам требуются практики, которые вырабатывают максимальное количество умений. Когда вы учитесь у вас не должно все получаться с первого раза, вам не должно быть комфортно. Если вам тяжело работать, знайте – вы на верном пути. Если вам перестало быть тяжело, значит процесс обучения прекратился и нужно усложнить задачу.

Рисование с фото не дает достаточной нагрузки для вашего глазомера и мозга. При рисовании с трехмерной натуры будет задействовать гораздо больше мыслительных процессов в вашей голове. Я бы даже посоветовала скульптуру с натуры. Вот это точно даст вам максимальный толчок.

Кроме того, когда вы рисуете с натуры, вы учитесь отсекать второстепенное и оставлять главное. Работать от общего к частному и не зацикливаться на деталях, что может нарушить целостность вашей работы. А еще интереснее вам будет, если натура будет находится в движении и времени на рисунок будет 10 секунд, например.

Еще один момент – композиция. На фото уже есть готовая композиция, которую выбрал для вас фотограф. Рисуя с натуры вы сами для себя решаете задачи компоновки объектов на листе. И тут вы тоже отсекаете второстепенное и выбираете главное, на чем сосредотачиваете внимание свое и зрителя. А значит работаете с акцентами и даже смыслами. Это творческая составляющая.

Рисование с фото никогда не прокачает ваше мастерство рисовальщика так, как сделает это рисование с натуры. Какой путь вы выбираете: захватывающий и интересный, который точно приведет вас к вашей цели, или скучный и спокойный, который приведет непонятно куда? Не тратьте свое время, выходите из зоны комфорта.

А вот аргумент, что «срисовать с фото, и говорить, что ты художник, это то же самое, что переписать «Войну и мир» и говорить, что ты писатель» считаю, мягко говоря, некорректным. Не то же самое. Для рисования с фото нужно гораздо больше навыков, и получится это не у каждого, кто умеет держать карандаш в руках.

Причем про «Войну и мир» пишут под каждым спором о рисовании с фото. Друзья, ответьте мне – сколько оригинальности в ваших словах? Это же простейший бытовой навык – выразить свое мнение, подискутировать. А вы даже это не можете сделать своими словами, все копипастите. И думаете, что в праве судить тех, кто рисует с фото.

Почему я рисую с фото?

Все сказанное выше актуально для обучения и поддержания себя в форме. Когда я решаю другие задачи я использую фото как вспомогательный инструмент. При этом, навыки, которые я взяла от натуры, мне очень помогают.

Если вы приходите в паблик и просите критики, очевидно, что вы только учитесь. Админы имеют свою точку зрения на обучение и не хотят помогать тем, кто ее не придерживается. Считают, что вы зря тратите свое время, при том, что могли бы развиваться. Отсюда и раздражение с их стороны, именно поэтому они отказываются критиковать работы с фото. Имеют на это право, в общем-то.

Но когда говорят «зачем вам критика? просто смотрите на фото и исправляйте свои ошибки», я считаю, что люди немного лукавят. Очень часто люди даже при наличии образца не могут найти и проанализировать свои ошибки.

Выводы

Есть некоторые паблики с грамотными админами и здоровой атмосферой, но в основном админы там школота, атмосфера хамская, каждый хочет только одного – самоутвердиться за чужой счет. Помните, чтобы критиковать не обязательно унижать объект критики. Критикуют на холодную голову без эмоций, тогда критика полезная. Если вы не мазохист, то вам не нужен паблик с бесполезной критикой.

Если вы админ или подписчик подобного паблика, но при этом вполне адекватный, не хамите, критикуете по делу, значит я говорила в этом видео не о вас и вам просто не смысла обижаться на меня и писать гневные комменты.