Все школьные сочинения по литературе. Философское и социальное в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско

И. Бунин – один из немногих деятелей русской культуры, оцененных за рубежом. В 1933 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Можно по-разному относиться к личности и взглядам этого писателя, но его мастерство в области изящной словесности бесспорно, поэтому его произведения, как минимум, достойны нашего внимания. Одно из них, именно «Господин из Сан-Франциско», получило столь высокую оценку у жюри, присуждающих самую престижную премию мира.

Важное качество для писателя – наблюдательность, ведь из самых мимолетных эпизодов и впечатлений можно создать целое произведение. Бунин случайно увидел в магазине обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», а спустя несколько месяцев, приехав в гости к двоюродной сестре, вспомнил это название и связал с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал. Так и получился один из лучших бунинских рассказов, причем не просто рассказ, а целая философская притча.

Этот литературный труд был восторженно встречен критикой, а незаурядный талант писателя сравнивался с даром Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. После этого Бунин стоял с маститыми знатоками слова и человеческой души в одном ряду. Его произведение настолько символично и вечно, что никогда не потеряет своей философской направленности и актуальности. А в век власти денег и рыночных отношений вдвойне полезно вспомнить, к чему ведет жизнь, вдохновленная лишь накопительством.

О чем рассказ?

Главный герой, не имеющий имени (он просто Господин из Сан-Франциско), всю жизнь занимался преумножением своего богатства, а в 58 лет решил уделить время отдыху (и заодно семье). Они отправляются на пароходе «Атлантида» в свое развлекательное путешествие. Все пассажиры погружены в праздность, зато обслуживающий персонал трудится, не покладая рук, чтобы обеспечить все эти завтраки, обеды, ужины, чаи, игры в карты, танцы, ликеры и коньяки. Также однообразно пребывание туристов в Неаполе, только в их программу добавляются музеи и соборы. Однако погода не благоволит к туристам: неапольский декабрь выдался ненастным. Поэтому Господин с семьей спешат на остров Капри, радующий теплом, где они селятся в такой же отель и уже готовятся к рутинным «развлекательным» занятиям: есть, спать, болтать, искать жениха для дочери. Но вдруг в эту «идиллию» врывается смерть главного героя. Он внезапно умер, читая газету.

И вот тут-то и открывается перед читателем главная мысль рассказа о том, что перед лицом смерти все равны: ни богатство, ни власть не спасут от нее. Этот Господин, который только недавно сорил деньгами, презрительно говорил со слугами и принимал их почтительные поклоны, лежит в тесном и дешевом номере, уважение куда-то пропало, семью выставляют из отеля, ведь его жена и дочь в кассе оставят «пустяки». И вот его тело везут обратно в Америку в коробке из-под содовой, потому что даже гроба не найти на Капри. Но едет он уже в трюме, скрытый от высокопоставленных пассажиров. И никто особенно не скорбит, потому что никто уже не сможет воспользоваться деньгами мертвеца.

Смысл названия

Сначала Бунин хотел назвать свой рассказ «Смерть на Капри» по аналогии с вдохновившим его названием «Смерть в Венеции» (книгу эту писатель прочел позже и оценивал как «неприятную»). Но уже после написания первой строчки это заглавие он зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.

С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Он — господин, верхушка общественной иерархии. Но вся эта власть быстротечна и зыбка, напоминает автор. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.

Характеристика героев

Персонажей в рассказе немного: Господин из Сан-Франциско как символ вечного суетливого накопительства, его супруга, изображающая серую респектабельность, и их дочь, символизирующая стремление к этой респектабельности.

  1. Господин всю жизнь «работал не покладая рук», но это были руки китайцев, которые нанимались тысячами и столь же обильно умирали на тяжелой службе. Другие люди для него вообще значат мало, главное – выгода, богатство, власть, накопления. Именно они дали ему возможность путешествовать, жить по высшему разряду и наплевательски относиться к окружающим, которым в жизни повезло меньше. Однако ничего не спасло героя от смерти, деньги на тот свет не заберешь. Да и уважение, купленное и проданное, быстро превращается в пыль: после его смерти не изменилось ничего, праздник жизни, денег и праздности продолжался, даже о последней дани мертвому некому побеспокоиться. Тело путешествует по инстанциям, это уже ничто, лишь еще один пункт багажа, который бросают в трюм, скрывая от «приличного общества».
  2. Жена героя жила однообразно, по-обывательски, но с шиком: без особых проблем и трудностей, никаких волнений, лишь лениво тянущаяся вереница праздных дней. Ничего не впечатляло ее, она была совершенно спокойна всегда, вероятно, разучившаяся думать в рутине безделья. Ее беспокоит лишь будущее дочки: нужно найти ей респектабельную и выгодную партию, чтоб и она также безбедно плыла по течению всю свою жизнь.
  3. Дочь всеми силами изображала невинность и в то же время откровенность, привлекая женихов. Именно это ее и занимало больше всего. Встреча с некрасивым, странным и неинтересным человеком, но принцем, повергла девушку в волнение. Возможно, это было одно из последних сильных чувств в ее жизни, а дальше ее ждало будущее матери. Однако какие-то эмоции еще остались в девушке: она одна предчувствовала беду («сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове») и плакала об отце.

Основные темы

Жизнь и смерть, обыденность и исключительность, богатство и бедность, красота и безобразие – вот главные темы рассказа. В них сразу отражается философская направленность авторского замысла. Он призывает читателей задуматься о себе: не гонимся ли мы за чем-то легкомысленно малым, не погрязаем ли в рутине, упуская подлинную красоту? Ведь жизнь, в которой некогда задуматься о себе, своем месте во Вселенной, в которой некогда посмотреть на окружающую природу, людей и заметить в них что-то хорошее, прожита даром. И напрасно выжитую жизнь не исправишь, а новую не купишь ни за какие деньги. Смерть все равно придет, от нее не скрыться и не откупиться, поэтому нужно успеть сделать что-то действительно стоящее, что-то, чтобы тебя помянули добрым словом, а не равнодушно бросили в трюм. Потому стоит задуматься и об обыденности, которая делает мысли банальными, а чувства — блеклыми и слабыми, о богатстве, не стоящем затраченных усилий, о красоте, в продажности которой кроется уродство.

Богатству «хозяев жизни» противопоставляется бедность людей, живущих столь же обыденно, но терпящих бедность и унижения. Слуги, которые втайне передразнивают своих господ, но пресмыкаются перед ними в глаза. Господа, которые обращаются со слугами, как с низшими существами, но пресмыкающиеся перед еще более богатыми и знатными персонами. Пара, нанятая на пароходе, чтобы играть страстную любовь. Дочь Господина, изображающая страсть и трепетность, чтобы завлечь принца. Всему этому грязному, низкому притворству, хоть и поданному в роскошной обертке, противопоставляется вечная и чистая красота природы.

Главные проблемы

Главная проблема этого рассказа – поиск смысла жизни. Как нужно провести свое короткое земное бдение не зря, как оставить после себя что-то важное и ценное для окружающих? Каждый видит свое предназначение по-своему, но никто не должен забывать о том, что душевный багаж человека важнее материального. Хотя во все времена говорили о том, что в современности утрачены все вечные ценности, каждый раз это неправда. И Бунин, и другие писатели напоминают нам, читателям, что жизнь без гармонии и внутренней красоты — не жизнь, а жалкое существование.

Проблема мимолетности жизни также поднимается автором. Ведь Господин из Сан-Франциско тратил свои душевные силы, наживал-наживал, откладывая какие-то простые радости, настоящие эмоции на потом, но этого «потом» так и не началось. Так происходит со многими людьми, погрязшими в быте, рутине, проблемах, делах. Иногда стоит просто остановиться, обратить внимание на близких людей, природу, друзей, почувствовать прекрасное в окружающем. Ведь завтра может не наступить.

Смысл рассказа

Рассказ недаром назван притчей: он имеет весьма поучительный посыл и призван дать урок читателю. Основная идея рассказа – несправедливость классового общества. Большая его часть перебивается с хлеба на воду, а элита бездумно прожигает жизнь. Писатель констатирует нравственное убожество существующих порядков, ведь большинство «хозяев жизни» достигли своего богатства нечестным путем. Такие люди приносят лишь зло, как Господин из Сан-Франциско оплачивает и обеспечивает гибель китайским рабочим. Смерть главного героя подчеркивает мысли автора. Никого не интересует этот недавно столь влиятельный человек, ведь его деньги уже не дают ему власти, а каких-то заслуживающих уважения и выдающихся поступков он не совершил.

Безделье этих богачей, их изнеженность, извращенность, бесчувственность к чему-то живому и прекрасному доказывают случайность и несправедливость их высокого положения. Этот факт скрывается за описанием досуга туристов на пароходе, их развлечениями (главное из которых – обед), костюмами, отношениями между собой (происхождение принца, с которым познакомилась дочь главного героя, заставляет ее быть влюбиться).

Композиция и жанр

«Господина из Сан-Франциско» можно рассматривать как рассказ-притчу. Что такое рассказ (короткое произведение в прозе, содержащее сюжет, конфликт и имеющая одну основную сюжетную линию) известно большинству, но как можно охарактеризовать притчу? Притча – небольшой иносказательный текст, направляющий читателя на путь истинный. Поэтому произведение в сюжетном плане и по форме является рассказом, а в философском, содержательном – притчей.

Композиционно рассказ делится на две большие части: путешествие Господина из Сан-Франциско из Нового света и пребывание тела в трюме на обратной дороге. Кульминация произведения – смерть героя. До этого, описывая пароход «Атлантида», туристические места, автор придает рассказу тревожное настроение ожидания. В этой части бросается в глаза резко отрицательное отношение к Господину. Но смерть лишила его всех привилегий и уравняла его останки с багажом, поэтому Бунин смягчается и даже сочувствует ему. Здесь же описывается остров Капри, его природа и местные жители, эти строки наполнены красотой и пониманием прелести естества.

Символы

Произведение изобилует символами, подтверждающими мысли Бунина. Первый из них – пароход «Атлантида», на котором царит бесконечный праздник роскошной жизни, но за бортом шторм, буря, даже сам корабль дрожит. Так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы.

Остров Капри символизирует настоящую красоту (поэтому теплыми красками овеяно описание его природы и жителей): «радостная, прекрасная, солнечная» страна, наполненная «сказочной синевой», величественные горы, прелесть которых невозможно передать человеческим языком. Существование же нашей американской семьи и подобных им людей – жалкая пародия на жизнь.

Особенности произведения

Образный язык, яркие пейзажи присущи творческой манере Бунина, мастерство художника слова отразилось и в этом рассказе. Сначала он создает тревожное настроение, читатель ожидает, что, несмотря на великолепие богатой обстановки вокруг Господина, скоро случится что-то непоправимое. Позже напряжение стирают природные зарисовки, написанные мягкими мазками, отражающие любовь и преклонение перед красотой.

Вторая особенность – философское и злободневное содержание. Бунин бичует бессмысленность существования верхушки общества, ее избалованность, неуважение к остальным людям. Именно из-за этой буржуазии, оторванной от жизни народа, развлекающейся за его счет, через два года на родине писателя разразилась кровавая революция. Все чувствовали, что нужно что-то менять, но никто ничего не делал, вот почему столько крови пролилось, столько трагедий произошло в те сложные времена. А тема поиска смысла жизни не теряет актуальности, вот почему рассказ и спустя 100 лет по-прежнему интересует читателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

  • Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
  • Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
  • Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Ход урока

Учитель обществознания:

Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.

В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

ДУХОВНОСТЬ-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное, что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Учитель литературы:

Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”(1916г.).

Повесть “Господин из Сан-Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию

Учитель обществознания:

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность, а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.

Учитель литературы.

Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.

  • “Атлантида” - затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.
  • “Нет имени у господина” - олицетворение человека буржуазной цивилизации
  • “Океан, ходивший за стенами” парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
  • “Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь-символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается. (слайд на доске)

Анализ рассказа.

Обратимся к содержанию рассказа.

Прослушайте отрывок из произведения “Господин из Сан-Франциско”.

А.Бунин “Господин из Сан-Франциско” (презентация, слайд 6)

Почему главный герой лишен имени? (Герой назван просто - “господин”. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением: он может позволить себе ради развлечения поехать в “Старый Свет” на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, может презрительно унижать людей, говоря им “Прочь!”)

Как описывает “господина” автор? (Подчеркивается его богатство и его неестественность: “серебряные усы”, “золотые пломбы зубов” и пр. В “господине” нет ничего духовного. Его цель-стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась. Но он не стал от этого счастливее).

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? (“Господин” меняется перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и светлеть…” Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым).

Как показано общество в рассказе? (Работа с текстом рассказа) (На верхних этажах корабля протекает жизнь богатых, достигших “полного благополучия”. Общество обезличено, лишено индивидуальности. Все, что они делают, ненатурально: нанятая пара влюбленных – показатель отсутствия настоящих чувств. Это искусственный рай, залитый теплом и музыкой)

Учитель обществознания:

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Творческое задание.

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. Л.Н.Толстой.

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 33»

Г. НАЗЫВАЕВСКА

по литературе

«Осуждение бездуховности существования в рассказе

«Господин из Сан - Франциско»

Подготовила,

г. Называевск

Конспект урока литературы

Тема урока: Слайд 1

осуждение бездуховности существования в рассказе и. а.бунина «Господин из Сан – франциско»

Цель:

Обучающие цели:

· проанализировать текст, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа “Господин из Сан-Франциско”;

Развивающие цели:

· развитие речи обучающихся через устное высказывание, творческое задание;

· формирование умений применять полученные знания на практике.

Воспитательные цели:

· формировать ценностное отношение к духовному миру человека, нравственным ценностям в обществе.

Задачи:

· Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.

· Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа “Господин из Сан-Франциско”.

· Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: презентация, тексты художественного произведения

И. А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Ход урока

1. Оргмомент (Давайте посмотрим друг на друга и пожелаем успешной работы.)

2. Вступительное слово преподавателя (целеположение):

На этом уроке мы завершаем изучение творчества Ивана Алексеевича Бунина и одного из его философских произведений – рассказа «Господин из Сан-Франциско». Прочитав и проанализировав рассказ, мы пришли к заключению: в нём, как и во многих произведениях писателя, остро встаёт вопрос о назначении человека, о его месте в этом мире и смысле существования.

Сегодня мы ответим на заданный вами на предыдущем занятии вопрос. Напомните его.

Обучающиеся:

Преподаватель литературы: Вот на эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить; они и заставят нас проанализировать, в чём состоит бездуховность существования героев рассказа «Господин из Сан-Франциско».

3. Новый учебный материал

Учитель литературы:

Весной 1910г. посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910 - весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. И вновь - полгода на Капри, с декабря 1913г. (или - география путешествий временного промежутка с 1910 по 1913 гг. обширна: Франция, Алжир, Египет, Цейлон, Трапезунд, Константинополь, Бухарест и трижды на острове Капри.)

Слайд 2

https://pandia.ru/text/79/292/images/image002_197.gif" width="322" height="243 src=">

Рассказ “Господин из Сан-Франциско” продолжал традицию великого классика, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, которые и выявляют истинную цену личности.

Что происходило в это время в мире? Почему Бунин обратился к теме жизни и смерти рядового жителя Земли?

Слайд 4 (связь с историей)

color:black">Конечно, война никогда не несёт добро, красоту. Она выгодна лишь малой толике людей, которые используют её в целях наживы, упрочнения власти и так далее. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводила к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого - неотвратимость гибели этого мира.

Слайд 6

Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая , неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Наряду с философской линией в данном произведении Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Слайд 7 (связь с обществознанием)

DIV_ADBLOCK28">

Слайд 8

(Обуч-ся распределяют понятии на две части. Устные ответы по желанию двух обучающихся.) Проверка правильности по слайду №8. Запись в тетрадь характеристик духовности с добавлением своих.

Слайд 9

DIV_ADBLOCK29">

Сообщение обучающейся, которая провела исследование (или обобщение) материала

Предполагаемый ответ обучающейся:

n Многопалубный корабль – макет устройства общества (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя).

n Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души.

n Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха; олицетворение человека буржуазной цивилизации.

n Символическое название парохода «Атлантида» в расшифровке: легендарный мифический континент, потонувший в Западном океане, столица которого была построена на концентрических кругах земли и воды. Страна, первоначально напоминавшая своего рода рай, существовала до той поры, пока ее жители не стали надменными и безнравственными, боги решили уничтожить остров.

n Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности в буржуазном обществе.

n Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии.

n Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью.

n Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил.

n Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы.

n Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования.

Преподаватель литературы:

Анализ рассказа.

- Обратимся к содержанию рассказа. Вы сказали, что многопалубный корабль – макет устройства общества. Каким показано общество в рассказе? (Могут быть как собственные выводы, так и подтверждение текстом произведения)

Предполагаемые ответы обучающихся:

1) На верхних этажах корабля, похожего « на громадный отель со всеми удобствами»: с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, с винными погребами – размеренно, праздно протекает жизнь богатых, достигших полного благополучия.

Пассажиры корабля представляют безымянные сливки общества: « Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, … был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюблённая пара, … и наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито...». Здесь всё предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Кругом царит роскошь, уют и спокойствие.

Слайд 11

Предполагаемый ответ обучающегося:

Чтение текста художественного произведения

2). Предложение: «…жизнь на нём протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам в тот сумрачный час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане; накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана, или играть в шеффльборд и другие игры для нового возбуждения аппетита, а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном ; подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, ещё более питательного и разнообразного, чем первый; следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами, глядя на облачное небо и на пенистые бугры, мелькавшие за бортом, или сладко задрёмывая; в пятом часу их, освежённых и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего существования, венец его…»

Какой вывод можно сделать, судя по данному предложению?

Предполагаемый ответ обучающегося: здесь автор ещё раз подчёркивает обезличенность, тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально, и кажется, нужно только для очередного возбуждения аппетита. Они не слышат даже злобного воя сирены, его заглушают «звуки прекрасного струнного оркестра». Весь смысл этой размеренной жизни в том, чтобы пить кофе, завтракать; делать гимнасти­ку, гулять по палубе, играть в шеффельборд только ради возбуждения аппетита; отдыхать, сладко задремывая, вновь ожидая чаяТакой же распорядок дня и в Неаполе. И главная цель всего существования, венец его – опять обед в празднично залитой огнями зале.

Преподаватель (если обуч-ся не скажут): Замкнутый круг: еда и сон .

Преподаватель литературы:

В памяти всплывают мудрые строки Шекспира из «Гамлета»:

Что значит человек,

Когда его заветные желанья –

Еда и сон? Животное - и всё.

Наверно, тот, кто со­здал нас с понятьем

О будущем и прошлом, дивный дар

Вложил не с тем, чтоб разум гнил без пользы.”

Я согласна, это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой.

Но эти комфортные условия ведь кем-то созданы. В рассказе есть «подводная утроба парохода», она подобна преисподней. Следовательно, есть и ад.

Слайд 12.

Посмотрите на эту схему и найдите в тексте подтверждение данному утверждению. Работа в парах с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Беззаботность" href="/text/category/bezzabotnostmz/" rel="bookmark">беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликёры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале всё сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила всё об одном, всё о том же…».

Преподаватель: Какой мотив начинает звучать в этих строках?

(-В этих строках звучит мотив гибели.)

Слайд 13

Преподаватель литературы:

Мелодия смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Вначале смерть живописна: в Монте-Карло одним из занятий богатых бездельников является «стрельба в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю». Затем намёк на смерть возникает в словесном портрете наследного принца одного из азиатских государств, милого и приятного в общем человека, усы которого «сквозили, как у мертвого», а кожа на лице была «точно натянута». И сирена на корабле захлёбывается в «смертной тоске», суля недоброе, музеи «мертвенно-чисты», и океан ходит «траурными от серебряной пены горами» и гудит, как «погребальная месса».

Всё это нужно Бунину, чтобы подготовить читателя к кульминационному моменту повествования – смерти героя, о которой тот не задумывается, мысль о которой вообще не проникает в его сознание. Ведь он один из них, один из тех, кто …

- Пожалуйста, закончите начатое мной предложение.

(Варианты ответов: 1. Один из тех … кто до пятидесяти восьми лет работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей, которых когда-то взял себе за образец;

2. Один из тех …кто не жил, а лишь существовал, зарабатывая деньги, не жалел ни своих рабочих, ни семью и возлагал надежды на будущее;

3 Один из тех …. кто уже не человек, его жизнь течет автоматически: без потрясений, без сюрпризов, размеренно, он автоматически выполняет весь распорядок дня, никогда ничего не меняет;

4. Один из тех … кто надеялся, что его деньги дают ему положение в обществе и власть над другими людьми и обстоятельствами.

5. Один из тех, … кто всегда был убежден, что удовольствие можно купить, и теперь, когда у него много денег, будет много удовольствий.

6. Один из тех, … кто за всю жизнь он не научился радоваться жизни, солнцу, утру, а заставляет закрыть окно.)

Преподаватель литературы:

И, что ужаснее всего, он не один такой – целый корабль Господ.

За всю прожитую жизнь, в которой были и самоуверенная деловитость, и жестокая эксплуатация других людей, и бесконечное накопление богатств, и убеждённость, что все вокруг призваны служить ему, предупреждать его малейшие желания, таскать его вещи, за отсутствие какого-либо живого начала казнит его Бунин и казнит жестоко, беспощадно.

Слайд 14

Какое впечатление на вас произвела смерть господина из Сан-Франциско?

1). - Деньги это не главное, и мы видим, что когда заглавный герой умер, то, несмотря на его богатство, его поместили вниз, к бедным.

2). Смерть уравнивает всех, могущество господина оказалось призрачным.

3). Жизнь продолжалась, про него забыли.

4). В этом обществе вас помнят, пока вы живы и богаты.

Преподаватель:

Человек смертен, причём, неожиданно, как скажет потом Булгаков. Не надо забывать о бренности всего сущего и в то же время надо уметь видеть прекрасное, наслаждаться живой жизнью, а не в богатстве искать счастья.

На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии . Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Задание: Устная работа обучающихся. (Варианты ответов)

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Преподаватель: (Рефлексия)

Теперь, я считаю, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока: Что хотел сказать нам автор этим произведением? О чём предупредить?

(Ответы обучающихся.)

Слайд 14

Завершаю урок словами святителя Иоанна Златоуста, так как они помогают понять смысл бунинского рассказа: «Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осёл; когда ты покорен и бесчувственен, ты камень. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию».

Оценивание.

Домашнее задание

Творческое задание:

Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. (.)

Список источников информации

1.www. *****

2. www. *****

3. *****

4. www. *****

5. *****

6. uzverkms.

7. www. *****

8. nnm. me

9. *****

11. lib. *****

12.

13. www. *****

14. www. *****

15. vipbook. info

16. alindomik.


Рассказы Бунина являются актуальными, и по сей день. И дело не в том, что они критикуют капитализм и колониализм, как ужасающие моменты истории. Бунин подымает остросоциальные вопросы, которые просто не могут оставить человека равнодушным.

Важное место в его рассказе «Господин из Сан-Франциско» играет описание «вечной» проблемы человечества в развитии цивилизации.

Особенность произведения в том, что в нем совершенно отсутствует сюжет. Перед нами проносятся люди, места, разговоры, встречи. Но во всем этом вечном потоке нет ничего искреннего и чистого.

Главный герой Господин из Сан-Франциско – это обобщенный образ человечества. Так что не удивительно, почему Бунин не дал ему даже имени. Описывая жизнь персонажа, автор погрузил его в суету тысяч разных мелких дел, которые с головой окунули Господина в рутинную работу.

Больше всего меня поразило описание корабля.

Мне очень понравилось, как Бунин описывал всю сущность жизни, используя различные сравнения и метафоры. Верхние палубы – это элита общества, высший класс. Нижние палубы – это порабощенное общество. Корабль будет плыть только при условии жестокой эксплуатации. Пока верхушка общества будет наслаждаться жизнью, все остальные будут вынуждены нести на себе тяжелое ярмо. Самое страшное то, что все это было на самом деле. История преподносит, по истине, тяжелые уроки.

Образ Господина Бунин использует для того, чтобы показать какой пустой и никчемной является жизнь представителя капиталистического общества. Человек того времени думал только о наживе, напрочь забыв о Боге, покаянии, смерти и грехе.

Люди стремились к единому установленному образу идеала. И никого не волновало то, что он был аморальным, греховным и антидемократичным. Все были слепы на пути к своему «успеху» и «счастью».

Господин из Сан-Франциско не жил, а существовал. Так что нет ничего удивительного в том, что в конце жизни в нем, напрочь, отсутствовала человечность.

Итак, в чем же смысл данного рассказа. Прежде всего, Бунин старался показать нам, как сильно влияет цивилизации на человека. На каждом этапе своего развития общество имело свои ценности и желания. Конечно, всегда были люди, готовые идти против системы. Но большинство выбирало просторный и легкий путь подчинения.

Автор пытался донести, как важно сохранить истинные человеческие ценности, что без них человек просто не может называться человеком. Каждый из нас индивидуален, у каждого своя особенная судьба. Все мы должны переживать не только за материальное, но и за духовное. А самое главное, по слова автора, в том, что только отношения человека с Богом, могут сделать тебя счастливым.

Я знаю, что впереди еще много испытаний. Человечеству придется снова и снова подстраиваться под новые законы. Так что мы должны быть готовыми к этому, чтобы дать достойный отпор всякой системе, которая будет считать, что имеет право порабощать, унижать и оскорблять.

Взгляд на буржуазную цивилизацию в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, во время Первой мировой войны, к которой писатель относился крайне негативно. В этом рассказе отразился трагизм жизни и отчаяние автора, который не в силах был что-либо изменить. Бунин не приемлет тот мир, в котором живет, и дает в рассказе почувствовать резкую отрицательную характеристику современной ему цивилизации.

В рассказе автор использует интересные приемы обобщения и осуждения социального зла, воплотившегося в образе главного персонажа, в нем высвечены те черты личности, которые типичны для людей, особенно состоятельных. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель старается ответить на интересующие его вопросы: в чем счастье человека, его предназначение на земле? Также Бунин ставит такую проблему, как взаимодействие человека и окружающей среды. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» (первоначальное название «Смерть на Капри») наряду с философской линией разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением писателя к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Основное действие рассказа разворачивается на огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде». Само название здесь приобретает символическое значение. Атлантида - полулегендарный остров к западу от Гибралтара, в результате землетрясения опустившийся на дно океана. Особенно большое значение образ Атлантиды приобретает в финале рассказа, хотя еще в самом начале читателю нетрудно догадаться о том, что ждет главного героя, который так и остается безымянным в конце его пути, как оказалось, его жизненного пути. Ограниченность сюжетного пространства позволяет сосредоточить внимание на механизме функционирования буржуазной цивилизации. По Бунину, все люди равны перед великим миром природы. Главная ошибка человека состоит в том, что он живет ложными ценностями. В рассказе звучит мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что все накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому все подчинены без исключения. Смысл жизни ни в наполнении, ни в приобретении денежного богатства, а в чем-то ином, неподдающемся денежной оценке. В центре произведения образ миллионера, у которого нет имени или его никто не запомнил. Вместе с семьей господин отправляется в путешествие, маршрут которого тщательно продуман, как все в его жизни. В скрупулезном описании маршрута и планируемых развлечений в рассказе мыслится не только авторская усмешка, но и голос «вселенского рока», готового покарать бездуховное устройство мира, и людям, живущим при таком укладе, грозит участь погребенной Атлантиды. Смерть господина воспринимается окружающими как неприятность, которая омрачила приятное время препровождения. Судьба семьи героя никого уже не интересует. Хозяина отеля волнует только получение прибыли, а потому сей инцидент непременно нужно сгладить и постараться поскорее забыть. Жена господина из Сан-Франциско была потрясена случившимся, но, скорее, внезапностью его, чем самим фактом. Обе женщины - и жена и дочь господина провели ночь после его смерти в слезах, но нельзя сказать, что потеряв своего господина, его семья потеряла смысл жизни. Являясь частью того высшего общества, подноготную которого обнажает Бунин в своем рассказе, можно говорить о том, что семья из Сан-Франциско в большей степени сожалела лишь о том, что закрылся бесперебойный источник материальных благ для них. Таково нравственное падение цивилизации и общества в целом. Богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти. Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире. И жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил. Проблема взаимоотношений человека и цивилизации раскрывается писателем не только за счет сюжета, но и с помощью аллегорий, ассоциаций, символов. Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Командир корабля сравнивается с «языческим идолом». Бушующий океан предвещает о надвигающейся опасности. Гроб в трюме в финале рассказа является своеобразным приговором безумно веселящемуся обществу, напоминанием о том, что и богатые люди, стоящие «на вершине мира» отнюдь не всесильны, далеко не всегда определяют свою судьбу и являются никчемными перед высшими силами. «Господин из Сан-Франциско» повествует о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о претензиях на господство в этом мире, о непознаваемости Вселенной и цивилизации, которая неизбежно движется к собственному финалу, о котором никогда не стоит забывать. И движется корабль нашей цивилизации, руководимый гордым сознанием своей человеческой избранности, к самонадеянно поставленной мечте, а в ушах все отчетливее предупреждающий свист сирены: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий».