Все о ван гоге. Ван гог краткая биография. Он сменил несколько рабочих мест, прежде чем стал художником

Ван Гог Винсент (Винсент Виллем) (1853-1890), голландский живописец.

В 1869-1876 гг. служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 г. работал учителем в Англии.

В 1878- 1879 гг. был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями.

В 80-х гг. XIX в. он обращается к искусству, посещает художественную академию в Брюсселе (1880-1881 гг.) и Антверпене (1885- 1886 гг.). Ван Гог с увлечением рисует обездоленных рабочих людей - шахтёров Боринажа, позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых наблюдал в Голландии в 1881- 1885 гг.

Уже в тридцатилетнем возрасте Ван Гог решил посвятить себя живописи. Он создал серию картин, изображающих простых людей и выполненных в тёмных, мрачных тонах («Крестьянка», «Едоки картофеля», обе 1885 г.). В начальный период творчества художник сделал также множество рисунков, на которых предстают человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние дороги и др.). В них ощущается влияние французского живописца и графика Ж. Ф. Милле.

С 1886 г. Ван Гог живёт в Париже, где приобщается к исканиям А. де Тулуз-Лотрека, П. Гогена, К. Писарро. Благодаря этим первым контактам в его палитре появляются светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах более важную роль.

Под воздействием живописи Ж. Сера художник какое-то время пишет отдельными мазками дополнительных цветов, однако скоро переходит к простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует примеру Э. Бернара и Л. Анкетена, черпающих вдохновение в витражах, где чёткие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками, а также в «удивительной чёткости» и «уверенном рисунке» японских гравюр («Мост через Сену», «Портрет папаши Танги», обе 1887 г.).

В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции, в Арль. Здесь он создаёт пейзажи, сияющие радостными, солнечными красками юга («Жатва», «Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Красные виноградники в Арле», все. 1888 г., и др.), одухотворяет своим темпераментом обычные предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888 г.), иногда поддаваясь приступам одиночества и меланхолии («Ночное кафе в Арле», 1888 г.).

В октябре к художнику приезжает Гоген. Под его недолговременным влиянием Ван Гог пишет «Танцевальный зал». Два художника часто и яростно спорят; одна из таких сцен заканчивается тем, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо. Друзья расходятся.

Цвет в работах Ван Гога становится ещё ярче, импрессионистское мерцание уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей - одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к свету, который не может быть назван просто дневным, - в нём есть несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет всё более правдивое выражение тайны человеческого существа и болезненной жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма.

Напряжение сил и длительные этюды под испепеляющим арлезианским солнцем привели к тому, что последние годы жизни Ван Гога осложнились приступами душевной болезни. 1889-1890 гг. он проводит в больнице в Арле, затем в Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз, где 29 июля 1890 г. кончает жизнь самоубийством.

Произведения последних двух лет дышат тёмным, тяжёлым настроением («У врат вечности», «Дорога с кипарисами и звёздами», «Пейзаж в Овере после дождя», все 1890 г.).

Творческая жизнь художника продолжалась недолго - около десяти лет, но за это время было создано примерно 2200 произведений.

Казалось бы, у Винсента ван Гога (Vincent Willem van Gogh, 1853-1890) и , двух величайших художников второй половины XIX века, могло быть много общего. Но их недолгое общение закончилось трагедией.


Судьба распорядилась так, что ван Гог и Гоген оказались в одно время в одном месте. И те 70 дней, которые им было суждено провести в Арле, городе на юге Франции, стали для них трудным испытанием. Но если для Поля тяжелое соседство превратилось только в неприятное воспоминание, то для Винсента совместное проживание обернулось потерей физического и душевного здоровья. Ведь безумная история с отрезанным ухом произошла именно там, и до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какую роль в ней сыграл Гоген.

Мотивы поселиться в Арле у художников были разными. Винсент ван Гог был одержим идеей создать коммуну. Именно для Южной Студии и был снят в городе небольшой желтый дом.

Воплощение этой мечты потребовало от Винсента большого напряжения, потому что судьба редко была благосклонна к нему. Художник работал консультантом по продаже картин, был учителем, осваивал богословие и читал проповеди бельгийским углекопам. Но живого отклика разносторонняя деятельность в его душе так и не нашла.



Не лучше обстояли дела и на личном фронте: связь с уличной женщиной закончилась «дурной» болезнью и пагубной страстью к абсенту.

Картины не продавались, творчество не обеспечивало даже скромного существования, и чтобы приступить к очередной работе художнику зачастую приходилось брать холст и краски в долг у папаши Танги, торговца материалами для рисования.



Он, кстати, выставлял в витрине своего магазина картины «невостребованного» в то время ван Гога.

К моменту приезда в Арль художник был худым, крайне изможденным, потерявшим половину зубов тридцатипятилетним человеком с расшатанной нервной системой, неконтролируемыми вспышками ярости и букетом вредных привычек.

Но в творческом плане жизнь ван Гога в Арле оказалась на редкость плодотворной. Там не было язвительных критиков и вездесущих газет, комментирующих безумные выходки художника, поэтому только за два первых месяца жизни в провинции появились 200 картин.

Такая трудоспособность не давалась даром: художник выпивал в день более 20 чашек крепкого кофе, а засыпал только после немеренного количества алкоголя. Так продолжалось с февраля по октябрь 1888 года, до момента появления в Арле Поля Гогена, жизнь которого складывалась совсем иначе.

Крепкий достаток, большой дом в престижном районе Парижа, жена, пятеро детей – что еще нужно для счастья? Но Поль тосковал по былой свободе и тяготился условностями жизни обеспеченного буржуа. В семье его опекуна, где все очень увлекались живописью, ему в руки попали краски и кисти. Гоген начал писать.

На него сразу же обрушились многочисленные тяготы непризнанного гения: буквально за несколько лет рухнула карьера, с молотка был продан дом, жена-датчанка забрала детей и уехала на свою родину.

Слава откладывала визит к художнику, и он был вынужден согласиться на предложение Тео ван Гога, который обещал Полю выплачивать по 150 франков за то, что тот поедет в Арль и будет жить в одном доме с его братом Винсентом.

22 октября Гоген приехал в Арль. До трагических событий оставалось немногим больше двух месяцев. Обстановка накалилась в первые же минуты после встречи художников. Гогену не понравился страшный беспорядок, царивший в комнатах, и то, что в доме не оказалось никакой еды. К тому же он заявил, что будет жить в самой светлой и большой спальне, где уже успел обосноваться Винсент. Казалось бы, чашу терпения хозяина мог переполнить язвительный отзыв о картине, которую он нарисовал специально к приезду гостя – это, кстати, были знаменитые «Подсолнухи».

Но ван Винсент ван Гог терпеливо снес все замечания будущего, как он надеялся, друга, потому что абсолютно не претендовал на роль лидера в их отношениях.

На этом Поль не остановился и взялся руководить не только бытом, но и творчеством соседа. Он считал, что незачем часто ходить на пленэр, потому что рисовать можно и по памяти. Но ван Гог мог писать только с натуры, а созданные в комнате пейзажи вызывали у него приступы ярости.

Когда же художники все-таки попадали на природу, то раздражался уже Гоген – его товарищ за день рисовал полноценную картину, а он приносил домой только наброски.

Но в их видении, безусловно, было нечто общее, и именно этим объясняется то, что художники несколько раз «пересеклись» в сюжетах картин. Так, их обоих вдохновила на написание портрета местная красавица Мари Жино и не оставили равнодушными пейзажи Прованса, знаменитые красные виноградники Арля и скромные жилища местных фермеров.

Ван Гог называл желтый дом монастырем, где Гоген будет аббатом, а он – всего лишь послушником, но жили художники не по монастырскому уставу. Они много пили, часто посещали местную корриду и городской публичный дом. И, возможно, эти обстоятельства к отрезанному уху Винсента ван Гога имеют самое прямое отношение.

На корриде в Арле матадор не убивал побежденного быка, а только отрезал ему ухо. В очередной раз художники посетили арену буквально накануне трагедии, и у ван Гога была возможность еще раз увидеть, что происходит с проигравшими.

Эта история не могла обойтись и без женщины. Ею оказалась «жрица любви» Рашель, которая предпочла провести ночь с внешне привлекательным Гогеном. Он же позволил себе не только привести девушку в дом, но и обсуждать с ней картины своего товарища.

Вполне вероятно, что после этого в воспаленном воображении ван Гога возникла бредовая мысль, что он – неудачник, а Гоген и Рашель – победители, которые вправе «претендовать» на его ухо. Тогда становится понятно, почему утром Винсент принес Рашель такой страшный «подарок».

Но есть и другая версия, где события развивались иначе. Согласно ей, крепко нетрезвые друзья подрались, Винсент ван Гог кинулся на Поля с бритвой, а тот, защищаясь, случайно отсек ему ухо рапирой. Это вполне могло случиться, тем более что сам пострадавший никогда и никому о членовредительстве не говорил, но в одном из писем брату заметил:

«Хорошо, что у Гогена не было огнестрельного оружия, а то все могло кончиться гораздо хуже»

Винсент Ван Гог - один из величайших художников мира, чье творчество имеет большое влияние на развитие современных направлений в живописи и дает толчок для развития импрессионизма. На сегодняшний день такие страны как Нидерланды, Франция и Англия гордятся тем, что такой великий творец некогда проживал и творил на их территории, а ценность его картин, находящихся в разных уголках земли, не исчислима ни какой денежной единицей, как и стоимость irobot . Однако, как бы это не печально звучало, при жизни Винсента Ван Гога его картины не представляли для общества того времени никакой ценности, и умирал этот гений в состоянии безумия и полного одиночества.

На творчество Ван Гога влияло множество факторов, так, бесспорно на него повлияло его детство, склад характера, время в которое он был рожден. Однако, не смотря на то, что за свою короткую жизнь творец пережил множество болезней, депрессий, нищету, одиночество, он никогда не боялся и не переставал экспериментировать. А экспериментировал он со всем, с чем только было возможно. Так за свой недолгий творческий путь Ван Гог ставил эксперименты со светом и тенью, с цветовыми решениями, с формой, с моделями и с различными художественными приемами. Менялось его творчество и по мере того, как изменялось его мировоззрение.

Так, родившись в конце девятнадцатого века в малообеспеченной нидерландской семье рабочего класса, Ван Гог привык наблюдать за жизнью простых людей и сопереживать ей. В то время беднякам едва хватало средств на еду, и потому не возможно было себе представить, что через пару веков люди смогут, расположившись дома в кресле приобрести себе технику, задав в поисковой строке браузера: «irobot roomba 790 купить ».

Тяжелые времена и впечатлительность молодого Ван Гога послужили основным толчком для развития его творчества, в котором главными героями были люди рабочего класса. В картинах того времени творец передавал всю тяжесть положения бедных людей. Исполняя полотна в темных цветах, художник отчетливо и точно передавали давящую и гнетущую атмосферу того времени.

Однако, перебравшись в солнечную Францию, художник начинает писать наполненный жизнью пейзажи и натюрморты. Картины того периода творчества Ван Гога словно струились светом, благодаря использованию голубых, золотисто-желтых, красных цветов, а также написанию их при помощи техники мелких мазков.

Конец непродолжительной, но такой насыщенной художественной деятельностью жизни Винсента Ван Гога, считается рассветом его творчества. Именно в последние годы жизни творец определяется со своим стилем и техникой написания картин.

Биография и эпизоды жизни Винсента Ван Гога. Когда родился и умер Винсент Ван Гог, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Винсента Ван Гога:

родился 30 марта 1853, умер 29 июля 1890

Эпитафия

«Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог».
Из стихотворения Арсения Тарковского, посвящённого Ван Гогу

Биография

Без сомнения величайший художник XIX в. с узнаваемой манерой, автор всемирно признанных шедевров, Винсент Ван Гог был и остаётся одной из наиболее противоречивых фигур в мировой живописи. Душевная болезнь, страстный и неровный характер, глубокое сострадание и одновременно нелюдимость в сочетании с удивительным чувством природы и красоты нашли выражение в огромном творческом наследии художника. За всю свою жизнь Ван Гог написал сотни полотен и при этом до самой смерти оставался непризнанным гением. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника. Какая ирония: ведь спустя сотню лет после ухода Ван Гога из жизни самые крошечные его этюды стоили уже целое состояние.

Винсент Ван Гог родился в деревне, в большой семье голландского пастора, где был одним из шестерых детей. Учась в школе, мальчик начал рисовать карандашом, и даже в этих, самых ранних рисунках подростка уже проглядывает незаурядный талант. После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины. Это дало возможность юноше и его брату Тео, с которым Винсента всю жизнь связывали не простые, но очень близкие отношения, знакомиться с настоящим искусством. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором.

За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Ван Гог страстно рвался помогать бедному люду, вместе с тем испытывая всё возрастающую жажду творчества. Видя в искусстве много общего с религиозной верой, в 27 лет Винсент окончательно решает стать художником. Он много работает, поступает в школу изящных искусств в Антверпене, затем перебирается в Париж, где в то время живёт и работает целая плеяда импрессионистов и постимпрессионистов. С помощью брата Тео, который по-прежнему занимается торговлей картинами, и при его финансовой поддержке Ван Гог уезжает для работы на юг Франции и приглашает туда Поля Гогена, с которым тесно сдружился. Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца. Художники работают вместе, но отношения меж ними становятся всё напряжённее и в конце концов взрываются знаменитой ссорой, после которой Винсент отрезает себе мочку уха и попадает в лечебницу для душевнобольных. Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению.

Последние годы жизни Ван Гога - это метания между больницами и попытками вернуться к нормальной жизни. Винсент продолжает творить и находясь в лечебнице, но его преследуют навязчивые идеи, страхи и галлюцинации. Дважды Ван Гог пытается отравиться красками и, наконец, однажды возвращается с прогулки с огнестрельной раной в груди, выстрелив в себя из револьвера. Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Ван Гог был погребён в Овере, и его гроб усыпали подсолнухами - любимыми цветами художника.

Автопортрет Ван Гога, 1887 г.

Линия жизни

30 марта 1853 г. Дата рождения Винсента Ван Гога.
1869 г. Начало работы в галерее Гупиля.
1877 г. Работа воспитателем и жизнь в Англии, затем работа помощником пастора, жизнь с шахтёрами в Боринаже.
1881 г. Жизнь в Гааге, первые живописные работы, созданные под заказ (городские пейзажи Гааги).
1882 г. Встреча с Клозинной Марией Хорник (Син), «порочной музой» художника.
1883-1885 гг. Жизнь с родителями в Северном Брабанте. Создание цикла работ на бытовые сельские сюжеты, в том числе знаменитой картины «Едоки картофеля».
1885 г. Учёба в антверпенской Академии.
1886 г. Знакомство в Париже с Тулуз-Лотреком, Сера, Писсарро. Начало дружбы с Полем Гогеном и творческий подъём, создание 200 картин за 2 года.
1888 г. Жизнь и работа в Арле. Три картины Ван Гога выставлены на Независимом салоне. Приезд Гогена, совместная работа и ссора.
1889 г. Периодические выходы из лечебницы и попытки вернуться к работе. Окончательный переезд в приют в Сен-Реми.
1890 г. Несколько картин Ван Гога приняты на выставки Общества Двадцати в Брюсселе и Независимого салона. Переезд в Париж.
27 июля 1890 г. Ван Гог ранит себя в саду Добиньи.
29 июля 1890 г. Дата смерти Ван Гога.
30 июля 1890 г. Похороны Ван Гога в Овер-Сюр-Уаз.

Памятные места

1. Деревня Зундерт (Нидерланды), где родился Ван Гог.
2. Дом, где Ван Гог снимал комнату, работая в лондонском филиале компании «Гупиль» в 1873 г.
3. Деревня Кюем (Нидерланды), где до сих пор сохранился дом Ван Гога, в котором он жил в 1880 г., изучая жизнь шахтёров.
4. Улица Лепик на Монмартре, где Ван Гог жил у своего брата Тео после переезда в Париж в 1886 г.
5. Площадь Форум с кафе-террасой в Арле (Франция), которую в 1888 г. Ван Гог изобразил на одном из самых своих знаментых полотен «Ночная терраса кафе».
6. Лечебница при монастыре Сен-Поль-де-Мусоль в городке Сен-Реми-де-Прованс, куда Ван Гог был помещён в 1889 г.
7. Овер-Сюр-Уаз, где Ван Гог провёл последние месяцы жизни и где он похоронен на деревенском кладбище.

Эпизоды жизни

Ван Гог был влюблён в свою двоюродную сестру, но она отвергла его, а настойчивость ухаживаний Ван Гога рассорила его почти со всей семьёй. Подавленный художник уехал из родительского дома, где словно в пику семье и себе самому поселился с продажной женщиной, алкоголичкой с двумя детьми. Через год кошмарной, грязной и нищенской «семейной» жизни, Ван Гог расстался с Син и навсегда забыл о мысли создать семью.

Никто не знает точно, чем была вызвана знаменитая ссора Ван Гога с Полем Гогеном, которого он очень уважал как художника. Гогену не нравилась беспорядочная жизнь и неорганизованность Ван Гога в работе; Винсент, в свою очередь, не мог заставить друга сочувствовать своим идеям создания коммуны художников и общего направления живописи будущего. В результате Гоген решил уехать, и, видимо, это спровоцировало размолвку, во время которой Ван Гог сперва напал на друга, правда, не причинив ему вреда, а затем изуродовал сам себя. Гоген не простил: впоследствии он не раз подчёркивал, скольким ему обязан Ван Гог как художник; и больше они ни разу не виделись.

Известность Ван Гога росла постепенно, но постоянно. Начиная с самой первой выставки в 1880 г. художника никогда не забывали. Перед Первой мировой войной его выставки прошли в Париже, Амстердаме, Кёльне, Берлине, Нью-Йорке. А уже в середине XX в. имя Ван Гога стало одним из самых громких в истории мировой живописи. И сегодня работы художника занимают первые места в списке самых дорогих картин мира.

Могила Винсента Ван Гога и его брата Теодора на кладбище в Овере (Франция).

Заветы

«Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд».

«Всякий раз, когда вставал вопрос - голодать или работать меньше, я по возможности выбирал первое».

«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

«Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех».

«Да, зимой иногда бывает так холодно, что люди говорят: мороз слишком жесток, так что мне до того, вернется лето или нет; зло сильнее добра. Но, с нашего соизволения или без оного, морозы рано или поздно прекращаются, в одно прекрасное утро ветер меняется и наступает оттепель».


Документальный фильм BBC «Ван Гог. Портрет, написанный словами» (2010 г.)

Соболезнования

«Он был честным человеком и великим художником, для него существовало только две подлинные ценности: любовь к ближнему и искусство. Живопись значила для него больше, чем что бы то ни было, и он всегда будет жить в ней».
Поль Гаше, последний лечащий врач и друг Ван Гога

По оценкам социологов, в мире наиболее известны три художника: Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог и Пабло Пикассо. Леонардо «отвечает» за искусство старых мастеров, Ван Гог — за импрессионистов и постимпрессионистов XIX века, а Пикассо — за абстракционистов и модернистов XX столетия. При этом если Леонардо предстает в глазах публики не столько живописцем, сколько универсальным гением, а Пикассо — модным «светским львом» и общественным деятелем — борцом за мир, то Ван Гог олицетворяет именно художника. Его считают сумасшедшим гением-одиночкой и мучеником, не думавшим о славе и деньгах. Однако этот образ, к которому все привыкли, не более чем миф, который был использован, чтобы «раскрутить» Ван Гога и с выгодой продать его картины.

В основе легенды о художнике лежит подлинный факт — он занялся живописью, будучи уже зрелым человеком, и всего за десять лет «пробежал» путь от начинающего художника до мастера, перевернувшего представление об изобразительном искусстве. Все это еще при жизни Ван Гога воспринималось как «чудо», не имеющее реальных объяснений. Биография художника не изобиловала приключениями, как, например, судьба Поля Гогена, который успел побывать и брокером на бирже, и матросом, и умер от экзотической для европейского обывателя проказы на не менее экзотическом Хива-Оа, одном из Маркизских островов. Ван Гог был «скучным трудягой», и, кроме странных психических припадков, появившихся у него незадолго до смерти, и самой этой смерти в результате попытки самоубийства, зацепиться мифотворцам было не за что. Но эти немногочисленные «козыри» были разыграны настоящими мастерами своего дела.

Главным творцом Легенды о мастере стал немецкий галерист и искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Он быстро понял масштаб гениальности великого голландца, а главное — рыночный потенциал его картин. В 1893 году двадцатишестилетний галерист приобрел картину «Влюбленная пара» и задумался о «рекламе» перспективного товара. Обладая бойким пером, Мейер-Грефе решил написать привлекательную для коллекционеров и любителей искусства биографию художника. Живым он его не застал и поэтому был «свободен» от личных впечатлений, которые отягощали современников мастера. Кроме того, Ван Гог родился и вырос в Голландии , а как живописец окончательно сложился во Франции . В Германии , где Мейер-Грефе стал внедрять легенду, о художнике никто ничего не знал, и галерист-искусствовед начинал с «чистого листа». Он не сразу «нащупал» образ того безумного гения-одиночки, который сейчас знают все. Сначала мейеровский Ван Гог был «здоровым человеком из народа», а его творчество — «гармонией между искусством и жизнью» и провозвестником нового Большого стиля, которым Мейер-Грефе считал модерн. Но модерн выдохся за считанные годы, и Ван Гог под пером предприимчивого немца «переквалифицировался» в бунтаря-авангардиста, который возглавил борьбу против замшелых академистов-реалистов. Ван Гог-анархист был популярен в кругах художественной богемы, но отпугивал обывателя. И только «третья редакция» легенды удовлетворила всех. В «научной монографии» 1921 года под названием «Винсент», с необычным для литературы такого рода подзаголовком «Роман о Богоискателе» Мейер-Грефе представил публике святого безумца, рукой которого водил Бог. Гвоздем этой «биографии» стала история об отрезанном ухе и творческом безумии, которое вознесло маленького, одинокого человека, вроде Акакия Акакиевича Башмачкина, до высот гениальности.


Винсент Ван Гог. 1873 год

О «кривизне» прототипа

Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Начать с того, что он окончил престижную частную гимназию, свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки, хотя и была не в восторге от его экспериментов. Его дед был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов, трое из его дядей успешно торговали искусством, а один был адмиралом и начальником порта в Антверпене, в его доме он жил, когда учился в этом городе. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком.

Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи! Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Объясняется же все просто. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Или — пройти ускоренный курс за три года в евангельской школе по упрощенной программе, да еще бесплатно. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Конечно, он был гуманистом, старался помочь этим людям, но сближаться с ними и не думал, всегда оставаясь представителем среднего класса. Отбыв положенный срок в Боринаже, Ван Гог решил поступать в евангельскую школу, и тут оказалось, что правила изменились и голландцам вроде него, в отличие от фламандцев, надо платить за обучение. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником.

И этот выбор тоже не случаен. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Он ему покровительствовал. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. За 7 лет Ван Гог сделал карьеру в непростом, основанном на семейных традициях антикварном бизнесе. Из амстердамского филиала он перебрался сначала в Гаагу, потом в Лондон и, наконец, в штаб-квартиру фирмы в Париже . За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу, изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Его кумиром был французский художник Жан Франсуа Милле, прославившийся в то время своими «крестьянскими» полотнами, которые «Гупиль» сбывал по ценам в десятки тысяч франков.


Брат художника Теодор Ван Гог

Вот таким преуспевающим «бытописателем низших классов», как Милле, собирался стать и Ван Гог, используя свое знание жизни шахтеров и крестьян, почерпнутое в Боринаже. Вопреки легенде артдилер Ван Гог не был гениальным дилетантом вроде таких «художников воскресного дня», как таможенник Руссо или кондуктор Пиросмани. Имея за плечами фундаментальное знакомство с историей и теорией искусства, а также с практикой торговли им, упорный голландец в двадцать семь лет приступил к систематическому изучению ремесла живописи. Начал он с рисования по новейшим специальным учебникам, которые ему со всех концов Европы присылали дяди-артдилеры. Руку Ван Гогу ставил его родственник, художник из Гааги Антон Мауве, которому позже благодарный ученик посвятил одну из своих картин. Ван Гог даже поступил сначала в брюссельскую, а затем в антверпенскую Академию художеств, где проучился три месяца, пока не отправился в Париж.

Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Публика рано или поздно ее обязательно оценит.

Тео-провидец

Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.

Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.

Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.

Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.

«Непризнанный»

В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». И этим артдилером был его брат. О таком положении считающий каждый франк неприкаянный бродяга Гоген, например, мог только мечтать. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Ван Гог, как и всякий нормальный человек, желал признания не у далеких потомков, а при жизни. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.

Одна из главных тем его писем к Тео отнюдь не богоискательство, а рассуждения о том, что надо делать, чтобы выгодно сбыть картины, и какая живопись быстрее найдет путь к сердцу покупателя. Для продвижения на рынке он вывел безупречную формулу: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса». Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Позже легенда обыграла этот факт как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки.

А между тем он постоянный участник выставок в Салоне независимых и Свободном театре — самых модных местах парижских интеллектуалов того времени. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Великий Сезанн получил возможность показать свое творчество на персональной выставке только в возрасте 56 лет, после почти четырех десятилетий каторжного труда. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа.

Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Он — свой в среде передовых художников эпохи, самое убедительное свидетельство чему — несколько портретов голландца, написанных Тулуз-Лотреком, Русселем, Бернаром. Люсьен Писсарро изобразил его беседующим с самым влиятельным художественным критиком тех лет Фенелоном. Камилю Писсарро Ван Гог запомнился тем, что не стеснялся остановить нужного ему человека на улице и прямо у стенки какого-нибудь дома показывать свои картины. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно.

Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. На самом деле продажа этого полотна с выставки в Брюсселе в 1890 году за 400 франков была прорывом Ван Гога в мир серьезных цен. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года, и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.

Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Критик Октав Мирбо посоветовал Родену купить его картины. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Он намеревался создать биографию Ван Гога, но, к сожалению, умер от туберкулеза вскоре после смерти самого художника.

О разуме, свободном «от оков»

Зато «биографию» издал Мейер-Грефе, и в ней он особенно расписал «интуитивный, свободный от оков разума» процесс творчества Ван Гога.

«Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении. Его темперамент выплескивался на холст. Деревья кричали, облака охотились друг за другом. Солнце зияло ослепительной дырой, ведущей в хаос».

Проще всего опровергнуть это представление о Ван Гоге словами самого художника: «Великое создается не одним только импульсивным действием, но и соучастием множества вещей, которые были приведены к единому целому... С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, но должно быть создано упорным волевым напряжением».

Подавляющее большинство писем Ван Гога посвящено вопросам «кухни» живописи: постановка задач, материалы, техника. Случай почти беспрецедентный в истории искусства. Голландец был настоящим трудоголиком и утверждал: «В искусстве надо работать, как несколько негров, и спускать с себя кожу». В конце жизни он действительно писал очень быстро, картину мог от начала до конца сделать за два часа. Но при этом все время повторял любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».

Ван Гог писал не по наитию — долго и напряженно работал над одним и тем же мотивом. В городе Арле, где он устроил свою мастерскую, уехав из Парижа, он начал серию из 30 работ, связанных общей творческой задачей «Контраст». Контраст цветовой, тематический, композиционный. Например, пандан «Кафе в Арле» и «Комната в Арле». В первой картине — мрак и напряжение, во второй — свет и гармония. В этом же ряду несколько вариантов его знаменитых «Подсолнухов». Вся серия задумывалась как пример украшения «жилища среднего класса». Перед нами от начала и до конца продуманные творческая и рыночная стратегии. Посмотрев его картины на выставке «независимых», Гоген написал: «Вы единственный думающий художник из всех».

Краеугольный камень легенды о Ван Гоге— его безумие. Якобы только оно позволило ему заглянуть в такие глубины, которые недоступны простым смертным. Но художник не был с юности полубезумцем со вспышками гениальности. Периоды депрессии, сопровождаемые припадками, похожими на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. Врачи видели в этом действие абсента — алкогольного напитка, настоянного на полыни, чье разрушительное действие на нервную систему стало известно только в XX веке. При этом как раз именно в период обострения болезни художник не мог писать. Так что псхическое расстройство не «помогало» гению Ван Гога, а мешало.

Очень сомнительна знаменитая история с ухом. Оказалось, что Ван Гог не мог отрезать его себе «под корень», он просто истек бы кровью, ведь помощь ему оказали только через 10 часов после инцидента. У него была отрезана только мочка, о чем сказано во врачебном заключении. И кто это сделал? Существует версия, что это произошло во время ссоры с Гогеном, которая имела место в тот день. Искушенный в матросских драках Гоген полоснул Ван Гога по уху, и у того от всего пережитого случился нервный припадок. Позже, чтобы оправдать свое поведение, Гоген сочинил историю о том, что Ван Гог в припадке безумия гонялся за ним с бритвой в руках, а потом покалечил сам себя.

Даже картина «Комната в Арле», искривленное пространство которой считали фиксацией безумного состояния Ван Гога, оказалась на удивление реалистичной. Были найдены планы дома, в котором художник жил в Арле. Стены и потолок его жилища действительно были скошенными. Никогда Ван Гог не писал картин при луне со свечами, укрепленными на шляпе. Но творцы легенды всегда вольно обращались с фактами. Зловещую картину «Пшеничное поле», с уходящей вдаль дорогой, застилаемой стаей воронов, они, например, объявили последним полотном мастера, предсказывающим его смерть. Но хорошо известно, что после нее он написал еще целый ряд работ, где злополучное поле изображено сжатым.

«Ноу-хау» главного автора мифа о Ван Гоге Юлиуса Мейер-Грефе — не просто вранье, а подача вымышленных событий вперемешку с подлинными фактами, да еще в форме безупречного научного труда. Например, подлинный факт — Ван Гог любил работать под открытым небом потому, что плохо переносил запах скипидара, которым разводят краски, — «биограф» использовал как основу для фантастической версии о причине самоубийства мастера. Якобы Ван Гог влюбился в солнце — источник его вдохновения и не позволял себе покрывать голову шляпой, стоя под его жгучими лучами. У него сгорели все волосы, солнце напекло незащищенный череп, он сошел с ума и покончил с собой. На поздних автопортретах Ван Гога и изображениях мертвого художника, сделанных его друзьями, видно, что волос на голове он не утратил до самой смерти.

«Прозрения юродивого»

Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя абсолютно нормально. Сегодня врачи сходятся на том, что самоубийство произошло не во время припадка, а было результатом стечения внешних обстоятельств. Тео женился, у него появился ребенок, и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира.

После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания. Он скончался на руках у безутешного брата, который так и не смог оправиться от этой потери и умер спустя полгода. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог, и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком. Но судьба распорядилась иначе. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.

В кого вселился Винсент?

Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Мученик от искусства и безумец, мистическое творчество которого предстало под пером Мейер-Грефе чем-то вроде новой религии, такой Ван Гог захватил воображение и пресыщенных интеллектуалов, и неискушенных обывателей. Легенда оттеснила на задний план не только биографию реального художника, но и извратила представление о его картинах. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке.

В середине 1920-х годов к нему пришел некий Отто Вакер, выступавший с эротическими танцами в берлинских кабаре под псевдонимом Олинто Ловель. Он показал несколько картин с подписью «Винсент», написанных в духе легенды. Мейер-Грефе пришел в восторг и немедленно подтвердил их подлинность. Всего Вакер, открывший свою собственную галерею в модном районе на Потсдамерплац, выбросил на рынок больше 30 «Ван Гогов», пока не поползли слухи о том, что они фальшивые. Поскольку речь шла об очень большой сумме, в дело вмешалась полиция. На суде танцор-галерист рассказывал байку-«провенанс», которой «кормил» и своих доверчивых клиентов. Картины он якобы приобрел у русского аристократа, который купил их еще в начале века, а во время революции успел вывезти из России в Швейцарию. Имя Вакер не называл, утверждая, что озлобленные потерей «национального сокровища» большевики уничтожат семью аристократа, оставшуюся в Советской России.

В битве экспертов, которая развернулась в апреле 1932 года в судебном зале берлинского района Моабит, Мейер-Грефе и его сторонники горой стояли за подлинность вакеровских «Ван Гогов». Но полиция устроила обыск в ателье брата и отца танцора, которые были художниками, и нашла 16 свеженьких «Ван Гогов». Технологическая экспертиза показала, что они идентичны проданным полотнам. К тому же химики выяснили, что при создании «картин русского аристократа» были использованы краски, появившиеся только после смерти Ван Гога. Узнав об этом, один из «экспертов», поддержавших Мейер-Грефе и Вакера, заявил ошеломленному судье: «А откуда вы знаете, что Винсент после смерти не вселился в конгениальное тело и не творит до сих пор?»

Вакер получил три года тюрьмы, а репутация Мейер-Грефе была разрушена. Вскоре он умер, но легенда, несмотря ни на что, продолжает жить до сих пор. Именно на ее основе американский писатель Ирвинг Стоун в 1934 году написал свой бестселлер «Жажда жизни», а голливудский режиссер Винсенте Миннелли в 1956 году поставил фильм о Ван Гоге. Роль художника там сыграл актер Кёрк Дуглас. Фильм заработал «Оскара» и окончательно утвердил в головах миллионов людей образ полубезумного гения, взявшего на себя все грехи мира. Затем американский период в деле канонизации Ван Гога сменился японским.

В Стране восходящего солнца великого голландца благодаря легенде стали считать чем-то средним между буддийским монахом и совершившим харакири самураем. В 1987 году компания «Ясуда» купила на аукционе в Лондоне «Подсолнухи» Ван Гога за 40 миллионов долларов. Три года спустя эксцентричный миллиардер Риото Сайто, который ассоциировал себя самого с Винсентом из легенды, заплатил на аукционе в Нью-Йорке 82 миллиона долларов за «Портрет доктора Гаше» кисти Ван Гога. Целое десятилетие это была самая дорогая картина в мире. По завещанию Сайто ее должны были сжечь вместе с ним после его смерти, но кредиторы разорившегося к тому времени японца не дали этого сделать.

Пока мир сотрясали скандалы вокруг имени Ван Гога, историки искусства, реставраторы, архивисты и даже врачи шаг за шагом исследовали подлинные жизнь и творчество художника. Огромную роль в этом сыграл Музей Ван Гога в Амстердаме, созданный в 1972 году на основе коллекции, которую подарил Голландии сын Тео Ван Гога, носивший имя своего великого дяди. Музей занялся проверкой всех картин Ван Гога в мире, отсеяв несколько десятков фальшивок, и проделал огромную работу по подготовке научной публикации переписки братьев.

Но, несмотря на огромные усилия как сотрудников музея, так и таких корифеев вангоговедения, как канадка Богомила Велш-Овчарова или голландец Ян Хальскер, легенда о Ван Гоге не умирает. Она живет своей жизнью, порождая очередные фильмы, книги и спектакли о «святом безумце Винсенте», не имеющем ничего общего с великим тружеником и первооткрывателем новых путей в искусстве Винсентом Ван Гогом. Так уж устроен человек: романтическая сказка для него всегда привлекательнее «прозы жизни», какой бы великой она ни была.