Средневековая индия достижения. Древняя Индия: достижения и изобретения. Философия, литература, лингвистика Древней Индии

Средневековая Индия - страна развитой культуры, фундамент которой закладывался с глубокой древности. Средневековая культура страны формировалась под влиянием многих факторов, среди которых главным оказалось иноземное мусульманское влияние. В эпоху мусульманского господства родилось национальное сознание индийского народа, оформилась общность индийской культуры и религии.

Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбе мировой цивилизации и культуры.

Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. - индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии: одический - первая половина I тыс. до н. э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический - вторая половина I тыс. до н. э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т. п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический - с первого тыс. н. э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).

Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

Харша, правитель княжества Канаудж, попытался приостановить этот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами -

бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции.

Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и самодовлеющей.

Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.

В Индии до Гуптов была распространена практика служебных пожалований, пожизненных или временных "кормлений". Факты политической истории, как и наставления, содержащиеся в политической литературе, свидетельствуют о том, что местная знать нередко теряла принадлежавшие ей земли, но сохраняла само право на получение доходов, которое могло быть реализовано на другой территории. Как уже говорилось, грань между местным правителем - землевладельцем и государственным чиновником оказывалась довольно неопределенной, значительная часть господствующего класса как бы сливалась с государственным аппаратом.

К рассматриваемому времени, по всей видимости, деревенский староста стал не столько представителем общинного самоуправления, сколько низшим деятелем администрации. Располагая своей должностью по наследству, он имел возможность, и пользоваться небольшим "кормлением", и привлекать деревенское население к работам в свою пользу. Из подобных "господ деревни", очевидно, выходили многие основатели знатных родов раннего средневековья.

Яркими свидетельствами высокого уровня городского ремесла служат огромная бронзовая статуя Будды из Султанганджа, знаменитая железная колонна Чандрагупты II в Дели и другие археологические находки. Достижения металлургов получили признание далеко за пределами Индии - в "Дигестах" речь идет об импорте "нержавеющего индийского железа". Гуптский период был золотым веком индийской нумизматики. Тогда же начали складываться основные типы монументальных сооружений, получившие распространение уже в период средневековья. /1. стр. 272-274/.

Литературные источники помогают представить организацию городского ремесла, основной фигурой которого был самостоятельный мастер, имевший учеников. Ученик, прошедший испытание на выполнение "шедевра", мог открыть собственную мастерскую или работать за плату в качестве подмастерья. На подсобных работах, возможно, использовался и рабский труд. Представители отдельных профессий составляли артели, работавшие по найму. Основные специальности в городском ремесле были, видимо, монополизированы влиятельными корпорациями (шрени, нигама). Сохранились надписи гуптского времени, составленные, например, в память о строительстве храма на средства богатой гильдии шелкоткачей, переселившейся из Гуджарата в Дашапуру. Городское ремесло преимущественно ориентировалось на заказ. Существование крупных царских мастерских предполагают лишь на основании косвенных данных (например, исходя из сложности работы по изготовлению упоминавшейся железной колонны).

Существование крупной державы обеспечивало возможность развития торговли, как внутренней, так и внешней. Наметилась некоторая специализация отдельных районов Индии - славился сахар, привозимый из Гандхары, рис из Каушамби и т.д. Торговые караваны шли через Кабул и Балх к берегам Амударьи, через Кандагар - в Иран. По морю поддерживались активные связи с Византией. Китайский паломник Фа Сянь, посетивший Индию при Чандрагупте II, рассказывает о том, что двухмачтовые корабли, вмещавшие 150-200 человек, регулярно плавали из Тамралипти на Ланку. Активно развивались отношения с Юго-Восточной Азией, с островами Ява, Суматра, Бали. Известно о многочисленных индийских миссиях в Китай (не меньше десяти датируются V в.). В связи с распространением буддизма в Китае паломники приезжали в Индию за священными книгами.

Находки почти двух десятков кладов золотых монет в различных районах Индии говорят о размахе и регулярности денежного обращения. В надписях гуптского времени сообщается о том, что ремесленные и торговые гильдии принимали денежные вклады и осуществляли банковские операции. Не следует, впрочем, и преувеличивать степень развитости товарно-денежных отношений в основных отраслях экономики. Бросается в глаза немногочисленность находок медных монет, необходимых для розничной торговли. В записках Фа Сяня говорится о том, что даже в столице империи Чандрагупты II в качестве менового средства использовались раковины каури. Процветающие гуптские города были и важными культурными центрами. Городские власти и руководители купеческих гильдий устраивали празднества, театральные представления, приглашали бродячие труппы актеров. Пьеса Шудраки "Глиняная повозка" служит образцом чисто городского жанра "купеческой драмы". Городская новелла этого времени широко вошла в средневековые сборники так называемой обрамленной повести. Как свидетельствует "Камасутра" Ватсьяяны, город считался воплощением изысканной культуры в противоположность простой и грубой деревне. /1. стр. 274-276/.

Наряду с городом центром культуры являлся и царский двор, где создавалась искусная поэзия кавья. Можно указать на гуптские панегирики, написанные в высоком стиле и изобилующие сложными образами, поэтическими намеками, аллитерациями и нарочитой многоплановостью. Для придворного театра предназначались драмы Калидасы, написанные на героические и легендарные сюжеты. Традиция связывает знаменитого поэта с Чандрагуптой II Викрамадитьей, и, возможно, в данном случае она достоверна. В поэме "Родословие Рагху" находят прямые намеки на военные успехи его царственного патрона. Примерно к тому же времени относится творчество ученого врача Сушруты и лексикографа Амарасинхи, на рубеже V-VI вв. жил астроном и математик Арьябхата, а несколькими десятилетиями позже - Варахамихира. Литературные и научные сочинения этой эпохи, несмотря на верность традициям, имеют отчетливо выраженный авторский характер. /1. стр. 277/.

Трудно переоценить достижения в Древней Индии. Научные достижения Древней Индии использует весь мир. Индийский учёный Ариабхата известен изобретением десятичной системы исчисления, а также изобрел цифру "0". Этой системой пользуемся и мы. Возможно и цифры, какими мы их знаем, тоже были изобретены в Индии. Арьябхата, известный математик и астроном древней Индии, сформулировал и вывел правила извлечения квадратных корней, кубических корней; решение различных уравнений — линейных, квадратных, неопределенных. Он совершил ряд других открытий в математике. Также он был уверен, что земля движется вокруг своей оси, а также верно указал причины лунных и солнечных затмений. Жрецы и коллеги критиковали его взгляды. А жил он примерно в IV веке. Астроном Брашарачария в V веке расчитал время, за которое Земля совершает полный круг вокруг Солнца, с точностью до 9 знака после запятой. Будхайяна расчитал число "пи" еще в VI веке.

Система счета

Обсерватория

Индийцы умели изготавливать красители, стекло, яды и благовония. Они прекрасно разбирались в руде, сплавах и других ископаемых. "Навигация" (вождение кораблей), является видоизмененным индийским словом "водить". Исскуство управления кораблем было освоено индийцами 6 тысяч лет назад. Там же была изобретена тригонометрия — основа навигации в открытом море. Богата достижениями Индия и в медицине. Аюрведа, медицинская школа — древнейшая в мире, если не самая древняя, она была основана более 2500 лет назад. Индийцы правильно понимали назначение каждого органа, успешно лечили многие болезни. Важной чертой индийского лечения было то, что врачи, при постановке диагноза, не только оценивали физическое состояние пациента, но также и его психологический настрой. Хирурги владели более 120-ю инструментами, и делали достаточно сложные операции. В городе Такшашила был основан и построен университет, который считается первым в мире. В целом, Индия очень богата достижениями в математике, в том числе в алгебре, а также в астрономии и в медицине.


Древние тексты по медицине (музей медицины в Дармсале)

Достижения культуры Древней Индии также велики, как и научные достижения. Например, прототип шахмат пришел к нам из Древней Индии. Также карты и домино — наследие Древней Индии. В Индии было изобретено множество приправ и кулинарных рецептов. Самое известное изобретение Древней Индии — Йога, система духовных и физических практик для самосовершенствования. Философия древней Индии достигла больших высот. Многие теории, которые имели индийские философы того времени, доказаны лишь сравнительно недавно. В своих открытиях Индия намного опережала весь остальной мир.

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Культурные достижения древней Индии. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Древнее государство Индия

Местоположение и природа . На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна - Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна - кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну - вайшьи - входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна - шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры - ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263-233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Культурные достижения древней Индии. Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II - I тысячелетий до н. э. новое население Индии - индийцы - вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Языки и письменность Древней Индии. В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV - XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число-17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета - свята (праздник), брахман-рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев - это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально - мудрость) - священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Культурные достижения древней Индии. Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды - первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель - шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу - покровителю скота. Представление о Шиве - доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма - «Бхагавад-Гита» - «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ
Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6-12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам - служение первым трем со смирением.

Заключение

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия.

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренны и беспристрастны.

Культура Индии в период царя Ашоки..

Особенности культуры Древней Индии.

Культура Древней Индии

1. Древний период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в Китае, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с древними восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции, индийская община сильно тормозила развитие феодальных отношений. Можно назвать много факторов, определяющих своеобразие исторического пути развития Индии. Но важнейшими среди них являются особенности общины – основной социальной ячейки, ядра цивилизации – и специфика религии спасения, степень её воздействия на духовую и социальную жизнь. Уже тогда возникла вера в переселœение душ и учение о карме (судьбе) . В широком смысле карма – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий; в узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индийской истории. Отчасти в связи с этим такой сложной оказалась судьба буддизма – мировой религии, авторитет которой не убывает и в наши дни в самых разных странах.Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в конце III начале II тысячелœетиях до н.э. Сегодня известно два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро на берегу реки Инд. Мохенджо-Даро являлся одним из центров хараппской цивилизации. В Мохенджо-Даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, в домах - комнаты для омовений. Строительство велось из обожженного кирпича, а дома были многоэтажными. Появилась здесь и своеобразная до сих пор нерасшифрованная письменность. Высокого совершенства достигло и искусство малых форм - гравюры на печатях, статуэтки, а также различные виды ремесел. До II тысячелœетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов, заклинаний и жертвенных формул ʼʼРигведуʼʼ. Этот сборник до сих пор почитается как самый важный из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились и другие Веды - ʼʼСамаведаʼʼ, ʼʼЯджурведаʼʼ и ʼʼАтхарваведаʼʼ . Со временем вокруг Вед стала складываться так называемая ʼʼведическая литератураʼʼ, представляющая собой толкования и комментарии к Ведам, Наиболее значительные из них получили название ʼʼУпанишадыʼʼ (от ʼʼупа-ни-шадʼʼ - ʼʼсидеть около ног учителяʼʼ). Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - ʼʼварнаʼʼ (неточно переводимое как ʼʼкастаʼʼ, а буквально означающее ʼʼцветʼʼ). В определённой мере и по сей день, существуют каста жрецов, или брахманов (чистых), каста воинов, или кшатриев , каста вайшьев, или ремесленников, купцов и земледельцев, и каста шудр (слуг) Последняя каста образовалась из покоренных народов и составляла самую многочисленную часть народонаселœения Индии.В древнеиндийском обществе каждая из четырех варн (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать и изучать Веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам путь знаний был заказан. Образованный индус времен Упанишад заявлял - что помимо собственно Вед и ʼʼЗаконов Мануʼʼ он знаетʼʼправила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествахʼʼ . Записывались Веды на древнеиндийском, ведийском языке. В.5 веке до н.э. ученый брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант, названный санскритом. Санскрит - это литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы. На санскрите были записаны великие эпические поэмы ʼʼМахабхаратаʼʼ и ʼʼРамаянаʼʼ.

2. Интереснейшим документом, содержащим информацию о культуре Индии 3 века до н.э. являются высеченные на камне многочисленные надписи царя (раджи) Ашоки (так называемые эдикты). Эдикты Ашоки посвящены изложению правил благочестия, разработанных царем, и которым должны были следовать и сам государь, и всœе подданные. Надписи Ашоки - официальные государственные эдикты, но в них содержится и много чисто личных моментов, позволяющих судить о характере самого царя. Ашока покровительствовал нетрадиционным религиям, главным образом буддизму и призывал населœение почитать не только жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Индийский правитель провозглашал своей целью завоевание всœего мира, но не войной, а ʼʼправедностьюʼʼ. Он рассылал во всœе страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки. Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить сосœедей в достоинствах своей политики и таким образом добиться морального главенства над всœем цивилизованным миром. В надписях Ашоки говорится о ʼʼдхармеʼʼ как ʼʼправедностиʼʼ, которой должны придерживаться всœе. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всœего, к охране дхармы. Начиная с Ашоки, правители принимали титул дхармараджи. Царь обязан был поддерживать дхарму - ʼʼсвященный законʼʼ, карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что всœе подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (не причинœение вреда людям и животным), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тогда быстро распространилось среди верующих всœех направлений. Характерной чертой культуры Индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Среди них, прежде всœего, следует выделить брахманизм, с его позднейшими формами - индуизмом и джайнизмом. Вечно вращается колесо сансары, но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой - суммой добрых и злых дел человека, осуществляющей своего рода ʼʼзакон возмездияʼʼ. Дурная карма обеспечивала переселœение в низшие сословия или в животных, средняя - возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне. Вера в сансару на века обезопасила Индию от всœех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма и наказание за предыдущую греховную жизнь, в чём обвинять человек мог только себя самого. Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление - джайнизм, сыгравшее немалую роль в истории культуры Индии. Джайнизм, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Последователи джайнизма свято следуют принципу ʼʼахимсыʼʼ, не причинœения вреда всœему живому: ведь в каждом звере и птице, в каждой былинке и мошке сокрыта душа, ʼʼотрабатывающаяʼʼ прежнюю карму. Джайны даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое и тем самым не нарушить принцип ахинсы. Передвигались они только при свете, разметая перед собой дорогу, чтобы опять же не повредить что-либо живое.

3. Древнеиндийская культура отличалась многообразием философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосœе ʼʼМахабхарата ʼʼ говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу. Большое место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем - локаяте. Популярным философским направлением в Древней Индии была йога, нашедшая себе немало поклонников повсœеместно в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для достижения ʼʼосвобожденияʼʼ от оков материального мира. Сегодня йога прочно вошла в область интеллектуальной и культурной моды. При этом нельзя не учитывать того, на что обращает внимание в книге ʼʼАрхетип и символʼʼ К. Г. Юнг - ʼʼ...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание. Практика йоги немыслима - да и. неэффективна - без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное. ...Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йогиʼʼ. В конечном счете, всœе формы художественного древнеиндийского творчества тоже выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями как нирвана, мокша и др.
Размещено на реф.рф
Индийское искусство - наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры . По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистинœе энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, всœе слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, всœе человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, всœе это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Οʜᴎ поистинœе стали зеркалом жизни далеких веков.Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита͵ к примеру, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - всœе это было высечено из одного цельного куска камня. Работа велась на протяжении 150 лет, и представляет собой не строение, а огромную многофигурную скульптуру. Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла значительную часть своей культуры из Индии. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Непала, Таиланда, Японии и Тибета. Сильное влияние культура Индии оказала на Запад, особенно на Германию конца 18 - начала 19 вв. Гете, Гегель и многие другие писатели и философы начала XIX в. с увлечением читали всœе переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

Жизнь на полуострове Индостан зародилась столь давно, что трудно выбрать точку отсчета, с какого времени надо описывать культурные достижения Древней Индии. Пять, а то и шесть тысяч лет насчитывает шутка ли, в короткой статье дать полный анализ. Поэтому ограничимся краткими сведениями.

Особенности культуры

Народов, племен и, соответственно, языков в Индии великое множество. В отличие от европейской культуры, они развивались совершенно обособленно и самостоятельно, и то, что европейский человек считает базовым, таковым для жителя Индии не является. Мы мыслим эмпирически, а в Индии - абстрактно. Мы мыслим этическими категориями, в Индии - ритуальными. Ритуал гораздо важнее морали. Европейское мышление - юридическое (закон, права человека), в Индии - миф, в котором тонут все права. Мы мыслим в коллективных категориях, в Индии же придается значение только личному спасению и перерождению. Категории «народ», «нация», «племя», «единоверцы» для индийцев не очень понятны. Но все же их объединяла религия, в которой нет никакой систематичности. Ниже мы поговорим об индуизме, который жив до сих пор и который создала Древняя Индия. Достижения его духовных практик ценят и представители иных цивилизаций.

Зарождение жизни

Первые жители обитали в городах Хараппа и Мохенджо-Даро в долине Инда. Но о них известно мало. Это было чернокожее население (дравиды). Пришедшие светлокожие кочевые племена ариев из Ирана, что на языке означало «благородные», вытеснили аборигенов в леса и на самый юг Индийского субконтинента.

Они принесли с собой язык и религию. Спустя многие века, когда сами арии добрались до юга, то они начали мирно сосуществовать с темнокожим дравидийским населением, и их религии объединились, слились и переплавились.

Кастовая система

Ее принесли с собой арии. Сами индийцы применяют слово «варна», и оно переводится как «цвет» для обозначения своих социальных категорий. Чем светлее и белее кожа, тем выше на социальной лестнице стояли люди. Существует четыре варны. Самая высшая - брахманы, которые обладают и властью, и знаниями. Здесь рождаются жрецы и владыки.

Потом следуют кшатрии, то есть воины. Затем - вайшьи. Это торговцы, ремесленники, крестьяне. Самые низкие - шудры (слуги и рабы). Все сословия произошли от мифического человека - Пуруши. Из его головы произошли брахманы, из рук и плеч - кшатрии, из бедер и чресл - вайшьи, для которых было важно плодородие, из стоп - шудры, которые находятся в грязи. Из грязи были созданы неприкасаемые, чье положение самое ужасное. Все население было безграмотным, что сохранилось и до нынешних дней. А знаниями обладали кшатрии и брахманы. Именно последние и создавали Им обязана своим развитием Древняя Индия. Достижения в различных областях культуры были значительны. Но подняться по социальной лестнице при существовании каст невозможно. Человек от рождения до смерти связан только с той кастой, в которой родился.

Язык и письменность

Мы не будем останавливаться на нерасшифрованных языках, но обратимся к который появился почти пять с половиной тысяч лет назад и который стал языком ученых, жрецов и философов. На нем создана обширная литература. Первоначально это были религиозные малопонятные гимны, песнопения, заклинания (Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда), а позже и художественные произведения (Рамаяна и Махабхарата).

Для брахманов санскрит являлся таким же языком, как для нас латынь. Это язык учености. Для нас он представляет интерес тем, что из него предположительно выросли все языки, на которых говорит Европа. Его корни прослеживаются и в греческом, и в латинском, и в славянских языках. Само слово «веда» переводится как знание. Сравните с корнем русского глагола «ведать», то есть знать. Так входит в современный мир Древняя Индия. Достижения в развитии языка принадлежат брахманам, а способы его распространения изучены недостаточно.

Архитектура, скульптура и живопись

Брахманы, которые произошли из глаз мифического Пуруши, занимались визуальными искусствами.

Они проектировали храмы, создавали живописные и скульптурные изображения богов. Это привлекает внимание не только благочестивых индийцев, но и всех, кто приезжает в Индию и знакомится с несравненными по красоте дворцами и храмами.

Науки

  • Математика.

Чтобы заниматься грандиозным строительством, нужны точные знания. достижения которой в этой области очень велики, разработала десятичный счет, цифры, которые по недоразумению называются арабскими и которыми мы пользуемся, придуманы в Индии. В ней же разработана концепция нуля. Учеными из Индии было доказано, что если любое число разделить на ноль, то результатом будет бесконечность. За шесть веков до нашей эры им было известно число πи. Индийские ученые занимались развитием алгебры, решали умели извлекать квадратные и кубические корни из чисел, вычислять синус угла. В этой области далеко вперед всех ушла Древняя Индия. Достижения и изобретения в сфере математики - гордость этой цивилизации.

  • Астрономия.

Несмотря на то, что у них не было телескопов, астрономия занимала в Древней Индии почетное место.

Наблюдая за Луной, астрономы умели определять ее фазы. Раньше, чем греки, индийские ученые пришли к выводу, что Земля вращается вокруг своей оси. Индийские астрономы разделили сутки на часы.

  • Медицина.

Аюрведа, в которой содержатся основные медицинские постулаты, первоначально использовалась для ритуального очищения жрецов, которые имели дело с неприкасаемыми. Оттуда пошли всевозможные чистки организма, которыми в наше время широко пользуются, поскольку очень загрязнена окружающая среда.

Индуизм

Эта религия насчитывает, страшно сказать, почти шесть тысячелетий, и она жива и процветает. Она очень крепко связана с кастовой системой, о которой говорилось выше. Определения индуизму никто из теологов не давал, поскольку он включает в себя все, что встречает на своем пути. В нем можно найти элементы ислама и христианства. Ересей, потому что религия «всеядна», в нем никогда не было, как не было в Индии религиозных войн. Это безусловные достижения Древней Индии. Главное в индуизме - идеи ненасилия и аскетизма. Боги в Индии как человекообразные, так и включают в себя элементы животных.

Бог Хануман имеет тело обезьяны, а бог Ганеша - голову слона. Верховное почитаемое божество, создавшее мир, а потом разбившее его на мелкие части, словно хрустальный сосуд - Брахма. Его изучением и разработкой его учения занимаются брахманы. Простым людям ближе более понятные Шива - воин (это у него был третий глаз, предназначенный для уничтожения врагов; потом произошла любопытная трансформация, и глаз стал нужен для изучения внутреннего мира) и бог плодородия, и Вишну - темнокожий защитник семьи и борец со злом.

Буддизм

Это, сразу надо сказать, не религия, так как понятие божества в ней отсутствует и нет молитвы как вопля о спасении. Это сложное философское учение создал чуть раньше христианства принц Гаутама.

Главное, чего хочет достигнуть буддист - выйти из колеса сансары, из колеса перерождений. Только тогда можно достигнуть нирваны, того, что непостижимо. А счастье и гармония - представления ложные, их просто нет. Но буддизм в Индии не получил широкого распространения, так как нет пророка в своем отечестве, а процвел, видоизменившись, за пределами этой страны. На сегодняшний день считается, что человек может ничего не знать о Будде, но если он живет инстинктивно правильно и соблюдает все законы буддизма, то у него есть возможность стать просветленным и найти путь к нирване.

Достижения Древней Индии кратко

Математика - современные цифры и алгебра.

Медицина - очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты - зонды, скальпели.

Йога - духовные и физические практики, которые совершенствуют человека.

Кухня, богатая приправами, среди которых стоит выделить карри. Основной компонент этой приправы - корень куркумы, который улучшает иммунитет и предупреждает болезнь Альцгеймера.

Шахматы - игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию.

Все это дала Древняя Индия. Достижения культуры давних времен не устарели до сегодняшних дней.