Сравнение американского романтизма с английским. Засурский Я.Н.Романтические традиции американской литературы XIX века и современность Ковалев Ю. В.: Американский романтизм: хронология, топография, метод. История зарубежной литературы

Интернет-источники:

1. Богословский В.Н., Прозоров В.Г., Головенченко А.Ф. Американская литература (главы 23-29)/ История зарубежной литературы XIX века (Под редакцией Соловьевой Н.А). http://19v-euro-lit.niv.ru/

2. Ковалев Ю.В. Литература США (разделы: «Литература на рубеже XVIII-XIX веков», «Эпоха романтизма. Общая характеристика», «Ранний американский романтизм», «Ирвинг», «Купер», «Зрелый романтизм», «Готорн», «Эдгар По», «Мелвилл»)/ История всемирной литературы. 19 век, первая половина. http://19v-euro-lit.niv.ru/

3. Ковалев Ю.В. «Эдгар Алан По. Новеллист и поэт» http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=3009

К началу XIX в. Америка обрела политическую независимость от Старого света: бывшие колонии британской империи образовали самостоятельное государство США в результате победы в Войне за независимость 1775-1783 гг. Но американская культура и, в частности, литература пока развивается в русле европейской: она ориентирована на просветительскую идеологию и жанры (публицистика, социально-философская проза Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна и др.), популярен «готический роман» Ч.Б. Брауна. На повестке дня стояла задача создания национального эпоса, решенная в европейских литературах еще в Средние века, в пору формирования наций и националных государств. Эта задача оказалась по силам лишь Г. Лонгфелло, творцу индейского эпоса «Песнь о Гайавате», и У. Уитмену, создавшему лирический эпос «Листья травы». К национальным особенностям американского романтизма относятся параллельные (и притом весьма интенсивные!) процессы государственного стоительства и создания собственной американской литературы. Подобно французскому, американский романтизм запаздывал в своем развитии, но это позволило ему обращаться к творческому опыту романизма европейского. Этика новой нации, в основу которой легли традиционные ценности кальвинизма: трудолюбие, бережливость, прагматизм, способствовала стремительному социально-экономическому росту, что, в свою очередь, обусловило патриотические настроения, которые, однако, по мере развития капитализма оттенялись разочарованием в демократических идеалах. Американский романтизм можно условно разделить на следующие этапы:

1) ранний романтизм (1820-1830-е гг.) ‑ время художественного освоения американской действительности, природы и истории, проникнутый патриотическими настроениями, историческим оптимизмом и верой в здоровый дух и незыблемость национальной демократии. Он представлен школой «нативистов» , в первую очередь лириком У.К. Брайентом, В. Ирвингом, Дж.Ф. Купером:

2) зрелый романтизм (конец 1830-х – середина 1850-х гг.) – пора политических конфликтов, экономических кризисов, разочарования в буржуазной системе, появление трагических, пессимистических настроений;. Представители: Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Н. Готорн, Г. Мелвилл;



3) кризис романтизма (середина 1850-х гг. – начало Гражданской войны в 1861 г.), ознаменовавшийся тотальным разочарованием в американских духовных ценностях и идеологических приоритетах.

По причине обширных территорий, заселённых и освоенных поселенцами из различных государств Старого Света, носителями различных культурных традиций и языков, США в культурном и литературном плане развивались под знаком регионализма. Так, литература северо-востока США (т.н. Новой Англии), исторически формировавшаяся под влиянием первых американских колонистов ‑ выходцев из Англии, убежденных пуритан, отличается заостренностью нравственной проблематики, напряженностью духовных исканий, религиозным ригоризмом. Представители: Н. Готорн. В литературе американского Юга, складывавшейся в атмосфере французских, испанских и др. культурных влияний Старого Света, заметны расовая проблематика, тяготение к аристократизму, драматизм и даже трагизм мировосприятия, обусловленный нарастающим упадком и последующим крушением жизненного уклада южан после Гражданской войны 1861-1865 гг. История Юга отразилась в т.н. «южном мифе» и творчестве Э.А. По. Круг проблем литературы Среднего Запада (ее границы по мере освоения Дикого Запада продвигались все дальше к Тихому океану) как нельзя лушче обозначен в романах одного из первых ярких ее представителей Купера: это дух первопрохоцев-пионеров, тема взаимоотношений белых колонистов с исконными обитателями континента ‑ индейцами, тема человека и природы: пафос ее покорения и одновременно тревога об экологических последствиях такого вмешательства. Бостонские нравы?

Вашингтон Ирвинг (Washington Irving, 1783-1859)

У этого романтика типично американская биография: перепробовав на своем веку множество профессий и занятий (юрист, журналист, редактор, издатель, торговый представитель, военный, дипломат, путешественник, объехавший Старый и Новый Свет), Ирвинг в итоге стал профессиональным литератором. Увлечению Ирвинга европейским Просвещением обязана своим появлением сатирическая „История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии” (1809) ; автор замаскировал ее под фундаментальный исторический труд и приписал эксцентричному джентльмену Дидриху Никербокеру, чье имя впоследствии стало нарицательным для жителя Нью-Йорка. Пребывание Ирвинга в Старом Свете (1818-1832) ознаменовалось 4 сборниками романтических очерков и рассказов: „Книга эскизов” (1820), „Брейсбридж Холл” (1822), „Рассказы путешественника” (1824), „Альгамбра” (1832) , историческими штудиями на испанские и арабские темы „История Колумба”, „Завоевание Гренады”, „Жизнь Магомета” ). Постепенно в его творчестве выкристаллизовался жанр романтической новеллы, материал для которого большей частью дала Европа, однако представивший собственно американский взгляд на вещи и события, в корне отличный от европейского. Самые известные „американские новеллы” писателя – „Сонная Лощина” , где на фоне уютного живописного пейзажа рассказывается легенда о „всаднике без головы”, и „Рип ван Винкль” , удивительная история о поселенце, заснувшем на 20 лет и после пробуждения заставшем родные места преображенными. В последней новелле символически отражен ход истории, движение Америки от патриархального уклада и неспешных ритмов жизни первых голландских поселений к новой, буржуазной, деловитости. Несмотря на явное подтрунивание Ирвинга над героем ‑ неудачником Рипом, писатель втайне испытывает ностальгию по „старым добрым временам”, недавнему прошлому, уже успевшему стать американской историей.

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper, 1789-1851)

Среди обширного прозаического наследия Купера есть „морские” романы („Лоцман” (1824), „Красный корсар”(1828), „Морская волшебница”(1830) ), навеянные юношескими воспоминаниями о дальних странствиях и воспевающие изменчивую и неукротимую океанскую стихию, исторические романы ‑ цикл о европейском Средневековье „Браво”(1831), „Гейденмауэр”(1832), „Палач”(1833) ). Разделяя с европейскими романтиками В. Скоттом, В. Гюго увлеченность Средними веками – эпохой формирования наций и национальных государств, Купер обращается и к своей национальной истории, к сравнительно недавнему прошлому Америки, еще неотделенному от настоящего: Войне за независимость («Шпион», 1821 ), англо-французским военным столкновениям XVIII в. («Следопыт» ), сложной истории взаимоотношений белых колонистов и коренного индейского населения Америки.

Последняя тема, а также тема „фронтира” – подвижной границы, разделяющей „обжитые” и „дикие” территории, ‑ стали ключевыми в знаменитом куперовском цикле из 5 романов (пенталогии) о Кожаном Чулке (Leather Stocking Tales), куда вошли Пионеры» (1823). «Последний из могикан» (1826). «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841) . Сквозной герой цикла – пионер-первопроходец, обитатель «границы» Натти Бумпо, известный под прозвищами Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Зверобой, Следопыт, Длинный Карабин. Мужественный и великодушный, бескорыстный и находчивый, умудрённый жизненным опытом, готовый всегда прийти на выручку, Натти выступает живым воплощением авторского представления об идеальном человеке. Но трагическая ирония в том, что, прокладывая пути на Запад от атлантического побережья к Великим Озёрам и дальше к диким прериям, куперовский герой невольно способствует натиску хищнической и бездушной цивилизации на лесную стихию, ее истреблению. Сам Натти, закалённый жизнью в суровых природных условиях, оказывается бессильным перед властью закона, который воплощают в цикле фигуры шерифа и судьи Темпла. Важна для писателя и экологическая составляющая проблемы: если Кожаный Чулок, подобно своим краснокожим друзьям, интуитивно ощущает себя частичкой природы, то скваттеры (семейство Бушей в «Прерии», лесоруб Билли Керби в «Пионерах») приходят на индейские земли ради наживы и варварски уничтожают птиц и зверей, сжигают леса, оставляя после себя пустошь. Так гибнет под натиском цивилизации девственная природа Америки, так исчезает самобытная аборигенная культура, экзотический быт, обычаи, языки индейцев Америки («Последний из могикан»). В зрелом творчестве Купера все явственнее драматические интонации писателя, который «разошёлся со своей страной», не приняв воцарившегося в ней культа денег и голого практицизма.

Генри Водсворт Лонгфелло (Henry Wadsworth Longfellow, 1807-1882)

Уроженец Портленда и потомок первых переселенцев с корабля «Мейфлауэр», Лонгфелло представляет в американской литературе новоанглийскую традицию, тесно связанную с европейской. Ей соответствуют и полученное поэтом на родине и в Старом Свете первоклассное гуманитарное образование, и фундаментальные штудии европейской классической поэзии, которую он впоследствии преподавал в Гарварде, и многочисленные переводы из нее («Божественная комедия» Данте, многотомная антология «Стихотворения о разных странах» ). Современники знали Лонгфелло прежде всего как поэта-эрудита, живого классика, бесстрастного, несмотря на драматическую биографию, олимпийца. Однако цикл «Стихи о рабстве» , написанный как отклик поэта на животрепещущие проблемы современности, выдает в нем убежденного аболициониста, сочувствующего страданиям чернокожих невольников и призывающего покончить с национальным позором.

Все же в памяти читателей Лонгфелло остается автором одной книги – индейского национального эпоса «Песнь о Гайавате» (1855) . От фольклористики здесь основательное знание этнографического материала, традиций, народных сказаний и верований американских индейцев, от романтизма – сочетание проникновенного лиризма и поэтичности с героикой и грандиозным размахом событий. В Гайавате соединены черты божественные и человеческие. Он выступает в качестве культурного героя: учит соплеменников выращивать маис, строить пироги, устраивать праздники и чтить память предков, обучает их письменности, врачеванию, искусству заклинаний. Одно из наиболее выразительных мест поэмы ‑ пламенная речь Владыки Жизни Гитчи- Манито о Трубке Мира, возвещающей прекращение войн и согласие между всеми обитателями страны. В финале эпоса показана неизбежная смена эпох и цивилизаций: герой вслед за своей возлюбленной Миннегагой и друзьями отправляется в последнее путешествие в «страну Заката», возвещая приход на исконные индейские земли христианских миссионеров.

Трансценденталисты

В середине 1830-х гг заметную роль в духовной жизни Америки стали играть трансценденталисты. Центром движения была неофициальная столица Новой Англии – Бостон. Члены Трансцендентального клуба – философ Р.У. Эмерсон, писатель и моралист Г.Д. Торо, издательница и феминистка М. Фуллер и др. Трансценденталисты не ограничивались беседами и диспутами, сочинениями на философские, религиозные, нравственные темы («Природа» и «Эссе» Эмерсона, очерки Торо), но и непосредственно воплощали свое учение на практике: широко известны лесная робинзонада Торо, изображенная им в автобиографической книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851) , и коммуна Брук Фарм, целью которой было духовное обновление и нравственное самосовершенствование её участников. Ключевым понятием новой романтической философии, возникшей на основе идей философии природы Шеллинга, наукоучения Фихте, неоплатонизма и восточных учений, стало трансцендентальное (т.е лежащее за пределами опыта) как средство познать Бога через собственное мистическое переживание. В религиозном отношении трансценденталисты проповедовали интуитивно-эмоциональный путь постижения мира, в философском плане они воодушевлялись мыслью о единении человека и природы. В сфере нравственной они ратовали за этический индивидуализм, утверждая гуманистическую идею «доверия к себе» (self-reliance) и неразрывную связь индивидуальной души с Мировой Сверхдушой (Over-soul) . В политике же трансценденталисты выступали за полную свободу личности от налагаемых обществом и государством ограничений, вплоть до «гражданского неповиновения» в знак несогласия отдельного человека с официальной позицией (понятие введено в обиход Торо).

Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849)

По масштабу дарования и степени влияния на последующее развитие литературы этому американскому романтику найдется немного равных. Диапазон творческих интересов По охватывает журналистику, эстетику, поэзию, прозу. Из полусотни написанных им стихотворений, преимущественно «малоформатной» лирики, в читательском восприятии прочно закрепились хрестоматийные «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокольчики и колокола», «Эльдорадо» . В основе поэтической концепии По – идея о том, что к высшей Истине можно приблизиться через Красоту, поэтому задачу искусства поэт видит в создании особого, экстатического состояния души, когда только и возможно «прозрение» трансцендентного начала. Этой цели служит принцип «тотального эффекта» , охватывающий весь авторский художественный арсенал и стилистические средства. Поэзия По привлекает своей суггестивностью – неким зачастую невыразимым в словах, скрытым «мистическим смыслом», соединением логического и психологически-эмоционального подтекстов, что заставляет разбуженное читательское воображение работать в заданном направлении, воздействуя на него на всех уровнях поэтики – от звукописи до концепта. Поэтические метафоры По тяготеют к символам и часто бытуют в этом качестве: таковы образы умерших возлюбленных ‑ Ленор, Улялюм, Аннабель Ли, вестник инобытия и страж царства мёртвых Ворон, звон колоколов, знаменующий собой вехи жизни человеческой, вечно недостижимая страна грёз и сновидений Эльдорадо и т.д. Особая роль в суггестивной организации поэтического текста отводится музыкальности . Поэзия По рождается из духа музыки, самого субъективного и оттого самого романтического из искусств, но, в отличие от немецких романтиков, непременно в сплаве с мыслью и словом.

Другую вершину художественного мастерства По обозначила его проза, преимущественно новеллистика. Наряду с В. Ирвингом и Н. Готорном он разрабатывает новые жанровые модификации новеллы: психологические новеллы, иначе называемые «страшные» или «ужасные» («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Маска красной смерти», «Погребенные заживо», «Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник», «Черный кот», «Лигейя» ); логические (или детективные) новеллы («Тайна Мари Роже», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Золотой жук» ); научно-фантастические («Ганс Пфааль», «Сфинкс» ) и сатирические новеллы («Очки», «Разговор с мумией» ).

По разработал канон детективного жанра, согласно которому завязкой действия становится некая загадка, тайна обычно криминального характера, которую предстоит разгадать, раскрыть. В расследовании принимают участие герой ‑ эрудит и эксцентрик, психолог, наделенный недюжинными логическими способностями и тонкой интуицией; рассказчик, строящий всевозможные (нередко ложные) предположения, чье восприятие в целом соответствует уровню обыденного сознания, и полиция. Акцент в детективном повествовании переносится из сферы действий и событий (они представлены в виде умозрительной реконструкции) в область мыслей и интеллекта.

Если детектив у По воспринимается как гимн человеческому разуму и его неограниченным возможностям, то психологические новеллы сосредоточены на пограничных состояниях души и психики человека, „танатологичны”. Примерами обостренного, подчас болезненного, интереса По к феномену перехода от жизни к смерти могут служить описание последних минут героя, приговоренного Инквизицией к изощренной казни, в „Колодце и маятнике”; изображение чувств и ощущений рассказчика, вовлеченного в гигантский водоворот Мальстрем и чудом выжившего; сцены „пира во время чумы” в „Маске красной смерти”; патологическое, вплоть до чувства потери собственного „я”, раздвоение сознания героя в „Вильяме Вильсоне”, мистические встречи с духом умершей возлюбленной, „узнавание” ее в других женщинах в „Морелле” и „Лигейе”; образ заснувшей летаргическим сном и похороненной заживо леди Мадлейн Ашер в „Падении дома Ашеров” и пр.

Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XIX века и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России, а также в литературе США. К более поздним эпохам термин романтизм применяется в значительной мере на основе художественного опыта первой половины XIX века.

В 1775 г. 13 английских колоний на Американском континенте поднялись на освободительную борьбу против метрополии. Война за независимость (1775-1783) была не только антиколониальной. Итогом победы колонистов в Войне за независимость стало образование нового государства - Соединенных Штатов Америки, установление в стране буржуазно-демократической республики, в конституции которой было записано, что «все люди сотворены равными, и все одарены Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью»…ююб

В годы победоносного завершения Войны за независимость закладывались истоки будущих трагических конфликтов и серьезных противоречий внутри молодой и полной сил буржуазной республики. В США сохранялось социальное и имущественное неравенство, не было отменено рабство в южных штатах. Новая власть опиралась на имущие классы, и именно их интересы стояли на первом месте при формировании политической системы США. Как обычно в буржуазных революциях, плоды добытой народом победы были присвоены буржуазией. Надежды и насущные интересы рядовых солдат революционной армии удовлетворены не были. Яркое свидетельство тому - восстание в 1786 г. под руководством капитана армии Вашингтона Д.Шейса, отразившее недовольство широких народных масс итогами революции.

Разочарование результатами послереволюционного развития страны ведет писателей Америки к поиску романтического идеала, противостоящего антигуманной действительности, лежащего за пределами повседневной буржуазной практики. Этот идеал мог быть разным у каждого из американских романтиков, но в нем обязательно присутствует «идеализация отрицания буржуазного образа жизни» (Г. В. Плеханов).

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865).

Столь долгое по сравнению с европейскими странами существование романтического метода в литературе США объясняется особенностями истории американского общества. Важнейший ее фактор - постепенное продвижение американской нации с востока, где высадились «отцы-основатели», на запад, к побережью Тихого океана. В ходе колонизации материка, длившейся почти три столетия, в Америке существовал фронтир - чисто американское явление, подвижная граница между цивилизацией белых поселенцев и остальной частью материка. За линией фронтира лежали «свободные земли» - нетронутая природа Америки, горы, леса и прерии, населенные индейскими племенами.

Общество фронтира вплоть до последних десятилетий XIX в. сохраняло черты докапиталистического уклада и, что еще важнее, задерживало вызревание капиталистических противоречий в масштабе всей страны. Именно «возможность легко и дешево приобретать в собственность землю» была, как указывает Ф.Энгельс, одним из обстоятельств, которые долго мешали неизбежным следствиям капиталистической системы проявиться в Америке во всем своем блеске. Таким образом, формирование пролетариата в США затруднялось и замедлялось, а это вело к некоторой отсталости американского рабочего движения, порождению и распространению иллюзий о том, что Америка избежит социальных конфликтов и потрясений капитализма.

Незрелость общественных противоречий и обусловила более позднее формирование реалистического направления в литературе США. Оно стало быстро формироваться только после окончания Гражданской войны, когда новая общественная реальность могла быть выражена не в романтических символах, а в социальных понятиях и категориях.

В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его непосредственным предшественником был предромантизм, развивавшийся еще в рамках просветительской литературы (творчество Ф. Френо в поэзии, Ч. Брокден Брауна в жанре романа и др.). Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др. С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Показательно, что и Ирвинг, и Купер - два крупнейших ранних американских романтика - активно участвуют в общественно-политической жизни страны, стремясь прямо воздействовать на ход ее развития.

Вместе с тем в раннем романтизме США зреют критические тенденции, являющиеся реакцией на негативные последствия укрепления капитализма во всех сферах жизни американского общества. Ранние американские романтики с тревогой наблюдают искажение и забвение высоких идеалов, провозглашенных при рождении республики. Их отталкивает нарастающая волна власти «голого чистогана», коррупции, эгоизма, морального и духовного оскудения. Они ищут альтернативу буржуазному укладу и находят ее в романтически идеализированной жизни американского Запада (пенталогия о Кожаном Чулке Ф. Купера, «Путешествие в прерию» В. Ирвинга), героике Войны за независимость («Шпион» Ф. Купера), свободной морской стихии («морские» романы Ф. Купера), патриархальном прошлом страны («История Нью-Йорка» и рассказы В. Ирвинга), в богатой и красочной европейской истории («Альгамбра» В. Ирвинга, трилогия о средневековой Европе Купера).

Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев и хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Не случайно среди романтиков зрелого периода так много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, а позднее - поэтесса Э. Дикинсон.

В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком.

На данном этапе американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира, приобретает философскую глубину. При этом он опирается на современную идеалистическую философию Европы, прежде всего немецкую идеалистическую школу Канта, Шеллинга, Фихте. Эти теории по-своему преломляются в учении американского трансцендентализма, поставившего перед современниками вопросы глобального характера - о сущности человека, о взаимоотношениях человека и природы, человека и общества, о путях нравственного самосовершенствования.

В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречавшаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Наиболее яркий пример - судьба Мелвилла, на долгие годы ушедшего в добровольную духовную самоизоляцию.

В этот период происходит резкое размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной между Севером и Югом. С одной стороны, выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с этических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни.

Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и реалистических элементов является творчество величайшего американского поэта "Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикинсона. Романтические мотивы органично входят в творческий метод Ф. Брет Гарта, М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия.

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через все искусство американского романтизма. Писатели-романтики в своих книгах с увлечением путешествуют вместе со своими героями и читателями по морским просторам, глади Великих Озер, дремучим лесам, могучим рекам, бескрайним прериям. В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

Определенная сложность для американских романтиков заключалась в том, что в Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древних преданий и легенд, даже просто многих реалий жизни, за которыми уже закрепились устойчивые романтические ассоциации, таких, например, как английские замки и шотландские горы, тюльпаны Голландии и розы Италии и т. п. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки, не удовлетворенной и обеспокоенной противоречиями буржуазного развития страны.

Для американского романтизма сквозной стала индейская тема. Индейцы в Америке с самого начала были не условным отвлеченным понятием, фигурировавшим подчас в европейском романтизме, а повседневной реальностью, с которой был связан сложный психологический комплекс - восхищения и страха, враждебности и чувства вины. Несомненной заслугой американских романтиков был искренний интерес и глубокое уважение к индейскому народу, его своеобразному мироощущению, культуре, фольклору.

Образ индейца, «благородного дикаря», жизнь индейцев с ее свободой, естественностью, близостью к природе предстают романтической альтернативой капиталистической цивилизации в книгах Ирвинга и Купера, Торо и Лонгфелло. Их произведения свидетельствуют о том, что конфликт двух рас не был фатально неизбежен, а виновны в нем жестокость и корыстолюбие белых поселенцев. С творчеством американских романтиков жизнь и культура индейцев входят в мир национальной литературы США, придавая ей особую образность и колорит.

То же относится и к мироощущению и фольклору другого этнического меньшинства - черных американцев южных штатов.

В американском романтизме в рамках единого творческого метода существовали заметные региональные различия. Основные литературные регионы - это Новая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, Юг.

Для романтизма Новой Англии (Готорн, Эмерсон, Торо, Брайент и др.) характерно в первую очередь стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу национального прошлого, его идейного и художественного наследия, к исследованию сложных этических проблем. Важное место занимает пересмотр пуританского комплекса религиозных и нравственных представлений колонистов-пуритан XVII-XVIII вв., с которым сохраняется глубинная преемственная связь. В новоанглийском романтизме сильна традиция нравственно-философской прозы, уходящая корнями в пуританское колониальное прошлое Америки.

Средние штаты с самого начала отличаются большим этническим и религиозным многообразием и терпимостью. Здесь закладываются американская буржуазная демократия и особенно быстро развиваются капиталистические отношения. Со средними штатами связано творчество Ирвинга, Купера, Полдинга, позднее Мелвилла. Основные темы в творчестве романтиков средних штатов - поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, размышления об уроках пройденного страной пути, сопоставление прошлого и настоящего Америки.

С особой атмосферой американского Юга связано творчество Э. По, но оно выходит за рамки региональной «южной» литературы. Принадлежащие же к ней Д. П. Кеннеди и У. Г. Симмс не смогли избавиться от стереотипов прославления добродетелей «южной демократии» и преимуществ рабовладельческих порядков. Писатели-южане нередко остро и справедливо критикуют пороки капиталистического развития Америки, дегуманизирующие последствия буржуазного прогресса, но делают это с политически-реакционных позиций, утверждая, что «радостно, не ведая забот, невольник на плантации живет». При всех этих чертах ограниченности «южный» романтизм готовит почву для формирования сложной, многомерной, но несомненно плодотворной «южной традиции» в литературе США, которая в XX в. представлена именами У. Фолкнера, Р. П. Уоррена, У. Стайрона, К. Маккалерс, Ш. Э. Грау и др.

После окончания Гражданской войны в литературе США начинает утверждаться реалистическое направление. Новое поколение писателей связано с новым регионом: оно опирается на демократический дух американского Запада, на стихию народного устного фольклора и адресует свои произведения самому широкому, массовому читателю. С точки зрения утверждавшейся новой эстетики романтизм «повинен» во многих литературных «грехах». С едкой критикой романтических «преувеличений» выступают М. Твен, Ф. Брет Гарт, другие молодые писатели-реалисты. Их расхождения с романтиками вызваны прежде всего различным пониманием жизненной правды и способов ее выражения в художественном творчестве. Американских реалистов второй половины XIX в. не устраивает язык романтических аллегорий и символов, они стремятся к максимальной исторической, социальной и бытовой конкретности.

ЛЕКЦИЯ 7

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ. В. ИРВИНГ. Ф. КУПЕР. Н. ГОТОРН

1. Общая характеристика американского романтизма.

2. Жизненный путь В. Ирвинга. Новелістика американского писателя.

3. Ф. Купер - мастер приключенческого романа.

4. Миф и художественное творчество Н. Готорна. Проблемы духовности и морали в романе «Алая буква».

1. Общая характеристика американского романтизма

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием Соединенных Штатов как независимого государства. Молодая страна неустанно формировала собственную экономику, торговлю, промышленность, финансы, развивала новые города.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе Англии, Франции, Германии стал романтизм; американские художники именно в нем нашли созвучность своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, В частности. Скотта и Э. Гофмана.

Значительную роль в становлении философских принципов романтизма США сыграли сочинения французских просветителей, идеи Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

За временными промежутками американский романтизм развивался чуть позже от западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг. XIX ст. Точкой отсчета стало появление книги романтических новелл В. Ирвинга (1819 г.), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории США - годах гражданской войны между Югом и Севером. Окончательная победа капиталистического Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм полностью исчез из произведений американских авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы в творчестве многих писателей - реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество В. Уитмена. Романтические мотивы органично вплетены в творчестве М. Твена, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX вв.

В становлении и развитии американского романтизма выделено три периода.

1. Ранний американский романтизм (1819-1830 гг.), к которому критики и ученые отнесли творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Д. Кеннеди и др. Непосредственным предшественником этого периода был передромантизм, который развивался еще в рамках просветительской литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим время Войны за независимость.

2. Зрелый американский романтизм (1840-1850-е гг.) - это творчество Н. Готорна, Э. По, Г. Мелвилла и др. Большинство писателей этого периода пережила глубокое неудовлетворение ходом развития страны, поэтому в их произведениях преобладали драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения тоски, осознание трагизма человеческого бытия. Появился новый герой - человек с раздвоенной психикой, которая несла в своей душе отпечаток обреченности. На этом этапе американский романтизм приобрел философской направленности. В произведения писателей стала проникать романтическая символика и поучительная аллегоричность, значительную роль стали играть сверхъестественные силы, усилились мистические мотивы.

3. Поздний американский романтизм (60-е pp. XIX ст.). Это период кризисных явлений. На данном этапе работали те писатели предыдущего этапа, которые продолжали свой творческий путь в литературе. Произошло резкое размежевание романтической литературы:

Литературу аболіціонізму, которая в рамках романтической эстетики протестовала против рабства из эстетических и обще-гуманистических позиций.

Литературу Востока, которая романтизувала и ідеалізувала «восточное рыцарство», встала на защиту исторически обреченного движения и реакционного уклада жизни.

История, в частности история культуры, поставила перед американским романтизмом несколько сложных и ответственных задач:

Создать оригинальную национальную литературу, которая бы не была повторением или повторением того, что уже сделали романтики Европы.

Через все творчество американских писателей прошло утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера;

Главное, что привлекало в произведениях - история и современность, природа и обычаи, коллизии и процессы, человеческие типы и характеры.

Создать образ своей страны, рассказать о ее исторический путь, ее становления и достижениях.

Писатели - романтики в своих книгах с увлечением путешествовали вместе с героями и читателями морскими просторами, лесами, реками. Нетронутая цивилизацией природа представала сразу же за порогом дома. Природа малоизвестного континента или экзотических островов часто становилась одним из персонажей.

Исторические произведения о недавнем прошлом имели целью укрепить чувства привязанности к своей земле, гордости за нее. С другой стороны, в этих произведениях история часто было лишь проекцией проблем и конфликтов современности.

Объединить творческие силы различных регионов в единую культурную общность - национальное красное писательство. Основные литературные регионы:

- Новая Англия (северо-восточные штаты) - Н. Готорн, Эмерсон, Торо и др.

- Средние штаты - В. Ирвинг, Ф. Купер, Г. Мелвилл и др.

- Восток - Д. Кеннеди, У. Симмс, Э. По.

Учитывая идейно-эстетическую направленность творчества писателей, литературоведы выделили следующие основные течения в американском романтизме:

социально-критическая (В.Ірвінг, Ф.Купер, Е.По, Н.Готорн, Г.Мелвілл);

философская (Эмерсон, Торо);

аболіціоністська (Г. Бичер-Стоу, Брайент);

«плантаторська традиция» (В. Симмс).

В романтической литературе США также сложилась определенная система жанров. Наибольшее распространение получили прозаические произведения:

Путешествия в форме повестей, рассказов, очерков;

Романтический роман;

- автобиографии, беседы, проповеди, лекции, эссе, дискуссии;

Жанр «короткого рассказа» - рассказ фантастический, детективное, философское, психологическое, аллегорическое;

- эпическая поэма.

2. Жизненный путь В. Ирвинга. Новелістика американского писателя

ВАШИНГТОН ИРВИНГ (1783 - 1859) - выдающийся классик американской литературы, зачинатель романтизма США. Он первый из американских писателей, кто завоевал международное признание. Среди поклонников его творчества были В. Скотт, Дж. Байрон.

В. Ирвинг родился в семье богатого нью-йоркского коммерсанта. Отец был шотландским переселенцем и очень состоятельным человеком. В детстве малый Вашингтон отмечался мечтательной натуре, очень любил читать и слушать рассказы о давних временах. Детские и юношеские впечатления стали позже основой лучших новаторских произведений писателя.

Ирвинг изучал юриспруденцию, занимался журналистикой. В 1804 г. совершил путешествие в Европу, где познакомился с многовековой европейской культурой, о которой много читал еще в детстве. Так сформировалась главная особенность всего творчества Ирвинга - сочетание элементов древней европейской и молодой национальной культура.

Вернувшись на родину, Ирвинг в 1807 - 1808 гг. вместе с братом Уильямом и близким товарищем писателем К. Полдінгом издал альманах «Сальмаганді» (дословно - салат из рубленого мяса с добавлением различных ингредиентов). В нем были собраны разные смешные или странные истории, анекдоты, городские новости и сплетни. А объединено все было фигурами трех чудаков, которые собираются вместе в загородном поместье, весело проводили время и говорили о всяких вещах, рассказывая друг другу разные истории, побасенки, пережитые самими или услышанные от других. Основной тон альманаха - дух веселой насмешки над политической жизнью и моралью Америки. Выпуски этого альманаха (всего было 20) пользовались успехом и популярностью у читателей.

В 1809 г. Ирвинг придумал литературную мистификацию, которая побудила к публикации книги «История Нью-Йорка». В вечерний нью-йоркской газете появилось сообщение, о розыски мужчины преклонного возраста по имени Дитрих Никербокер, которого считали за сумасшедшего путешественника. Вскоре появилось сообщение, что будто его видели на самом деле. Вымышленный персонаж становился все более реальным. Наконец, появилось объявление о том, что с целью погашения неуплаченного гостиничного счета будет напечатан рукопись, будто принадлежал этому путешественнику. Так появилась «История Нью-Йорка».

По жанру - это комическая эпопея. Это рассказ о патриархальное прошлое, которое предстало милым, добрым, уютным. Симпатия к прошлому соединенная в произведении с мягкой иронией. Комический эффект достигнут за счет гиперболизации и пародийного унижения героического материала.

Автор пытался представить историю Нью-Йорка, когда он еще был мирным поселением голландских фермеров. Повествование в произведении от лица вымышленного Дитриха Нікербокера. Слово «никербокер» означало «коренной житель Нью-Йорка». Суждения героя и авторские отступления, романтично-произвольная форма чередование эпизодов и сцен, обращение к литературной мистификации стали новым явлением в американской литературе.

Сатира в произведении направлена против современной автору действительности. Так, говоря о политической жизни Нового Амстердама (Нью-Йорка), Ирвинг постоянно подчеркивал черты прошлого и современности. Автор высмеял тупость власти, хитрость и коварство священнослужителей.

В 1815 г. В. Ирвинг снова посетил Европу по делам семейного бизнеса. Вскоре фирма обанкротилась и писателю пришлось на долгие 17 лет остаться в Европе. В эти годы он много путешествовал, долгое время жил в Лондоне, Париже, Дрездене; издал 2 сборника новелл «Книга эскизов» (1819) и «Брейсбрідж-холл» (1822), которые принесли ему мировую славу; познакомился с современной литературой и фольклором, живописью и музыкой. Своеобразным итогом стала книга «Рассказы путешественника» (1824). В этой сборке Ирвинг использовал «бродячие» сюжеты европейской литературы, которые были известны еще с античных времен и средневековья. В этих рассказах фигурировали гномы, призраки, дьявол, но всему материалу был предоставлен национальный колорит.

В 1826 г. В. Ирвинг получил дипломатическое назначение в Испанию. Испанский период оказался для писателя наиболее счастливым и плодотворным. Ему поручили перевод документов, связанных с путешествием Христофора Колумба. На их основе он вида трехтомник «Жизнь Христофора Колумба» (1828).

Интерес к Испании побудил прозаика написать от имени доминиканского монаха Антонио Агапіди историю арабо-испанских войн - «Хроника завоевания Гранады» (1829). Арабо-мусульманские мотивы сохранились и в позднем творчестве художника. На склоне лет он написал биографию основателя ислама «Магомет и его сторонники».

В 1829 г. В. Ирвинг снова вернулся в Лондон, а в 1832 г. уехал на родину. Вместе со своим другом Полдінгом он путешествовал западными районами Америки. В 30-е годы Мероприятие для писателя - прежде всего «область романтики». На собственном жизненном материале он написал и издал произведения «Поездка в прерию» (1833), «Астория» (1836), «Приключения капитана Боннвіля» (1837).

Последние годы жизни Ирвинг провел в своем имении Саннісайд недалеко от Нью-Йорка. Он, как и раньше, пользовался большим авторитетом в литературном мире. Писатель полностью перешел в биографический жанр; написал биографии английского писателя - просветителя А. Голдсмита и президента Дж. Вашингтона. Умер В. Ирвинг в 1859 г.

В историю мировой литературы. Ирвинг вошел как родоначальник американской новеллистики с присущими ей характерными чертами: острота сюжета, заінтригованість, сочетание серьеВНОго и комического, романтической иронии и четко выраженного рационалистического начала.

Романтическая природа творчества Ирвинга наиболее ярко проявилась в известных рассказах, написанных в течение 20 - 30-х годов XIX ст.

«Рип Ван Вінкль»

Главный герой Рип - человек простой и добродушный. Больше всего он не любил работать; а жил занимаясь рыболовством или прогуливаясь по лесу. За лень его постоянно ругала жена, а сельские кумоньки симпатизировали ему. Однажды в лесу герой встретился с гномами, которые играли в кегли (национальный

колорит). Те угостили его напитком - голландской водкой (национальный колорит). Рип уснул и проснулся аж через 20 лет. Вокруг все стало совсем другим: умерла супруга, произошло много изменений в общественной жизни и характере людей.

Однако не только Рип стал объектом авторской иронии. Его возвращение дало возможность писателю сравнить «старые» и «новые» времена. И автор доказал, что все изменения - вряд ли к лучшему.

Своеобразие новеллистики писателя определена следующими особенностями:

Сюжетность совмещенная с подробными медленными описаниями характеров персонажей, их внешности, места действия, авторскими рассуждениями;

Динамизм развертывания событий начинался где-то с середины повествования, а экспозиция с множеством живописных подробностей часто растянута почти на половину всего произведения;

Детали и подробности жизни, быта изображены вполне реалистично, а описания природы - часто ярко романтично;

Нарушение привычного течения жизни событиями и личностями фантастическими, сказочными, почему автор давал логическое;

Сочетание элементов древней европейской и молодой национальной культур;

Склонность к иронии, гиперболы, юмора и лирико-ностальгических настроений.

3. Ф. Купер - мастер приключенческого романа

ФЕНИМОР КУПЕР (1789-1851) - классик американского романтизма, историк природы. В отличие от В.Ірвінга, который основал американскую новеллу, Ф. Купер стал автором исторического американского романа, основателем «морского романа» в мировой литературе.

В XIX в. в среде американских литераторов ходила шутливая история о том, что Фенимор Купер с простого фермера вдруг стал писателем. Действительно, до 30 лет он не имел никакого литературного опыта, и даже не мечтал стать писателем.

Отец будущего художника Уильям Купер был американцем в четвертом поколении. В 1744 г. он женился на Элизабет Фенимор, которая происходила из старинной богатой семьи. Молодые поселились в небольшом поселении Берлингтон (штат Нью-Джерси), где уже через несколько лет стали богатыми землевладельцами и имели немалое потомство.

15 сентября 1789 года у них родилась 11 - и ребенок, сын, которого назвали Джеймс. Следовательно, настоящее имя будущего писателя - Джеймс Купер, а Фенимор - взял позже, по девичьей фамилии матери. Когда ребенку исполнился год, родители переехали на постоянное место жительства в Куперстаун (поселение, названное по фамилии отца) неподалеку от Нью-Йорка, на озере Отсего.

Детские годы провел на хуторе, занимаясь охотой и рыболовством, прогуливаясь лесами. Родители Джеймса увлекались литературой и музыкой. В семье любили читать и обсуждать романы Свифта и Скотта, пьесы американских драматургов. Любовь к чтению родители пытались привить и своим 15-ти детям.

Начальное образование Джеймс получил в сельской школе, в которой единственным учителем по всем предметам был Оливье Корн, человек строгий, но добрый. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отправили в г. Албания учиться в Йельском колледже. Уже через 2 года он стал самым молодым студентом Нью-йоркского колледжа. Учеба давалась ему легко, поэтому Джеймсу было не интересно на лекциях, а выход энергии находил в различных проделках, за что был отчислен из заведения. Родителям пришлось перейти на домашнее образование. Для него пригласили преподавателем священника Уильяма Нилла. Но юноша не хотел учиться. И отец принял очень жесткое решение - отдать парня матросом на торговое судно. Для 17-летнего Купера начались годы путешествий.

На судне он проплавал 5 лет (с 1806 до 1811 г.), в течение которых не только освоил морское дело, но и приучил себя к выдержке и дисциплине. 20 февраля 1808 года Джеймс принял присягу и получил патент на первое официальное звание. Когда умер отец, юноша в чине офицера оставил службу, унаследовал имение, женился и начал заниматься сельским хозяйством. Его женой стала Сюзане Августа Делансі, красивая образованная 18-летняя девушка. Именно она выступила против возвращения мужа на флот.

В 1811 г. молодая семья поселилась в небольшом имении Мамаронек недалеко от Нью-Йорка, где Джеймс построил дом, получил кредит, открыл свою лавочку и купил китобойное судно «Юнион». Купер серьеВНО начал думать о том, чтобы заняться политикой, но, сам того не ожидая, посвятил себя литературе.

Однажды он заметил, что его семья зачитывается какой-то книгой, и сам заинтересовался ею. В тот же вечер Джеймс прочитал своей больной жене Сьюзен этот сентиментальный роман и, не выдержав примитивизма произведения, с возмущением воскликнул: «Да я сам напишу тебе книгу лучшую, чем эта». И написал роман «Предосторожность» (1820). Он не принес ни славы, ни денег, но способствовал вхождению Купера в круг нью-йоркских литераторов. Вскоре он получил должность рецензента журнала «Литература, нация и критика» и поставил перед собой цель - написать историю Америки.

Впоследствии вышел роман «Шпион» (1821), которым автор заложил традиции американского исторического романа. Это произведение принесло писателю литературную славу и прозвище «американский Скотт» (за 1 год - 9 тысяч экземпляров, что на 3 тысячи больше, чем известные романы В. Скотта). Именно эта книга стала основой для будущего цикла произведений о Кожаный Чулок и морских романов.

Но была и сторона жизни выдающегося писателя, полна тревог и бед. Наследство, полученное от отца, был растрачен, занятия литературой пока не приносили серьезных доходов. Долги росли, кредиторы все больше наступали. В 1823 г. шериф описал все домашнее имущество Куперов, и только по воле счастливого случая оно не было продано с молотка.

Однако Фенимор Купер не сдавался. Один за другим выходили в свет его романы: «Лоцман» (1823), «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1825), «Прерия» (1827), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница» (1830). Колумбийский колледж отметил заслуги писателя почетным ученой степенью, а нью-йоркские интеллектуалы признали его главой неофициального клуба под названием «Хлеб и сыр».

На заработанные гонорары писатель вместе с семьей в 1827 г. путешествовал по Европе, имея статус американского дипломата. Путешествие затянулось на 7 лет. Во Франции он служил консулом. Хотел посетить и Россию, но из-за революции не смог. Летом 1833 года семья вернулась на родину. Страна за это время очень изменилась. Когда ехал в Европу, то считал Америку лучшей.

В конце 40-х годов состояние здоровья Джеймса Куп эра резко ухудшилось, он уже не мог самостоятельно ходить, писать, а потому время от времени задиктовував страницы истории Нью-Йорка своей дочери Шарлотте. 14 августа 1851 г. сердце писателя перестало биться. Похоронили его на семейном кладбище в Куперстауні. В 1853 г. дом выдающегося романиста сгорел, а на его месте был поставлен памятник, который и сегодня сохранился.

При жизни Ф. Купер написал 33 романы (за год - 1,2 или 3 романа), несколько томов публицистических и путеводитель очерков, памфлетов, исторических поисков. В историю мировой литературы он вошел как создатель американского социального романа, который представлен несколькими раВНОвидностями:

Исторический («Шпион»);

Морской («Пират»);

О борьбе индейских племен («Кожаный Чулок»),

Писатель первым в американской литературе уверенно шел к эпического отражения мира, что частично отразилось на объединении его книг в циклы: пенталогію, трилогию, дилогию.

Три основные темы творчества:

Война за независимость;

Море;

Жизнь фронтира.

Из всего написанного Ф. Купером самой известной стала пенталогія о Кожаный Чулок («индейские романы»). Все эти произведения объединены общей темой (борьба индейских племен против колонизаторов) и образу охотника Натаниэля Бампо, у которого были многочисленные прозвища: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин.

Выходили

Следует располагать

«Пионеры» 1823

«Зверобой» (юность белого охотника Бампо, 1740 - 1745)

«Последний из могикан» 1826

«Последний из могикан» (1757) (белый Бампо и индеец Чингачгук - Большой Змей - Ункас; борьба «туземных воинов» в Северной Америке за свободу). (События англо-французской войны 50 - 60-х годов).

«Прерия» 1827

«Следопыт» (1758-1759) (несчастная любовь Следопыта Бампо + тема завоевания отечества).

«Следопыт» 1840

«Пионеры» (изменения на американской земле, 1793-1794).

«Зверобой» 1841

«Прерия» (события начала XIX ст., американцы выкупили у французов провинцию Луизиану, 1805).

«Пионеры». В центре - конфликт старого охотника Натті Бампо и его верного друга Чингачгука с обществом американских цивилизаторов (судья Мармадьюк Темпл). Темпл приговорил Натті за то, что он подстрелил оленя за 10 дней до начала сезона охоты. Развязка трагична. Старый индеец, друг Натті, Чингачгук умер. Натті отправился на запад, куда еще не ступала нога белого цивилизаторе.

Натті Бампо - американский вариант типа «лишнего человека», друзья - Чингачгук, Ункас.

«Зверобой». События, описанные в произведении, происходили между 1740 и 1745 годами. Трудно найти более мужественный образ, чем образ путешественника, который назвал себя Гарри Непоседа. Его настоящее имя было Гэри Марг, но поскольку жители пограничной полосы привыкли давать людям всякие прозвища, то чаще упоминали его прозвище, чем настоящая фамилия. Нередко его называли Гарри Торопичою. Оба прозвища он получил за свое мужество, подвижность и необычайную упрямство. Он был около 190 см ростом, лицо имел доброе и хорошее. Держался уверенно и раскованно. Непоседа принадлежал к числу тех «теоретиков», которые считали все расы ниже белую.

Другой герой - Зверобой, как называл его Непоседа, - и внешне, и по характеру был совершенно противоположным. Он был высоким (около 180 см.), худым, но мускулистым. Его молодое лицо нельзя было назвать особенно красивым, но присмотревшись внимательно вглядевшись, можно было увидеть добродушие и правдивость, твердость характера и честность чувств.

Оба пограничные жители были очень молодыми. Непоседе - лет 26 - 28, а Зверобой был еще моложе него. Они носили одежду пошит из кожи оленя (признак того, что все время проводили в лесах, на окраине цивилизованного общества). Зверобой говорил, что его воспитали делавари (племя индейцев), которые дали ему имя не за отважное сердце, а за «зоркий глаз» и быстрые ноги.

Между друзьями возникла ссора, которая показала и доказала, что их характеры действительно разные. Они завели разговор о Джудит Хаттер, дочь Властелина озера Плавучего Тома. Жена у него умерла, ее труп он спустил в воду. Том воспитывал двух дочерей - Джудит и Хэтти. Непоседа сказал, что готов жениться на Джудит, но она была против. «Если она осмелится обвенчаться в мое отсутствие, то узнает все радости вдовства, не дожил до 20 лет.... Если соперник встанет на моем пути, как ни отшвырнуть его в сторону?... Мы здесь живем без законов и поневоле должны сами быть и судьями, и палачами...»

Зверобой был потрясен сказанным. Он, в свою очередь, предупредил, что обязательно донес бы на него, если бы тот совершил такое преступление. Они поссорились, но надо было отправляться в дорогу. Зверобой любил природу, людей, независимо от их расы. «Убийство животного я никогда не считал подвигом... Я считаю краснокожих такими же людьми, как и мы с тобой. Каждого надо судить по его уступкам, а не по цвету его кожи».

История Зверобоя. Отца звали Бампо, и его назвали так же. При крещении дали имя Натаниэль, или Натті. Но это имя носил недолго; делавари подметили, что парень всегда говорил правду и дали ему прозвище Правдивый Язык. Потом за быстрые ноги дали имя Голуб (у голубя быстрые крылья и летает он всегда по прямой линии). После этого дали прозвище Вислоухий (хорошо слышал). Потом дали имя Зверобой (хороший охотник). Чингачгук - с английского Большой Змей (мудрость и хитрость). Настоящее имя - Ункас.

Особенности творчества Ф.Купера - романиста:

Напряженно - драматический, стремительный характер повествования;

Авантюрная интрига;

Наличие элементов сентиментализма и мелодраматизма;

Склонность к слишком подробных и чувственно окрашенных описаний архитектуры, быта, одежды, обычаев;

Контрастные по своими человеческими качествами, убеждениями, поступками, чувствами герои; прославление отваги и ума свободной и действенной естественного человека;

Новизна тематики, образов, мотивов;

Наличие своеобразных американских рис, введение местного колорита;

Развернутые поэтические картины природы.

4. Миф и художественное творчество Н. Готорна. Проблемы духовности и морали в романе «Алая буква»

НАТАНИЭЛЬ ГОТОРН (1804 - 1864) - новеллист, романист, журналист, автор произведений для детей и записных книжек. Наряду с В. Ирвингом и Е.По считается родоначальником жанра американской новеллы.

Родился Н. Готорн в 1804 г. в пуританской семье в г. Сейлем (штат Массачусетс). Отец будущего писателя, морской капитан, умер в 1808 г. Мать осталась одна с 3-мя детьми бедствовать. Парень любил читать и увлекался легендами и преданиями, которые слышал от жителей, поэтому рано начал знакомиться с историей и фольклором Новой Англии. С большим увлечением он читал произведения Шекспира, Спенсера, Скотта, а вечером рассказывал сестрам Элизабет и Луизе о прочитанном за день.

С 1821 по 1825 г. учился в Боудойнському колледже вместе с будущим поэтом Г. Лонгфелло и будущим президентом США Пирсом. Именно там почувствовал тягу к писательству, о чем и известил мать в одном из своих писем.

В 1828 г. Готорн анонимно напечатал роман «Феншо», все экземпляры которого были впоследствии уничтожены. А в 1830 г. опубликовал свой первый рассказ «Долина трех холмов».

Осенью 1837 г. Готорн познакомился с тремя сестрами Пибоди, дом которых был своеобразным литературным салоном. С большим уважением он отнесся к старшей сестре Элизабет - раВНОсторонне одаренной женщины, автора литературных статей. ей принадлежали книжный магазин и типография, где печатались произведения ее друзей.

Жизнь Готорна было тяжелым и необеспеченным. Поэтому он вынужден был пойти на службу инспектором меры и веса (1839 - 1841). Аз 1841 г. писатель жил и работал фермером в сельскохозяйственной общине Брук Фарм, в которую он вложил собственных 1000 долларов.

В 1842 г. он женился на Софии Пибоди, которая стала для него верным товарищем и спутником на всю жизнь. Литературная деятельность не давала достаточного материального обеспечения. Избежать экономических трудностей семьи Готорнів помогла служба Натаниэля надзирателем (1846 - 1849), а позже консулом США в Ливерпуле (1853-1857). Все это, а также путешествие через Францию в Италию, где он жил в Риме и Флоренции в 1858 г., способствовало накоплению необходимого для писателя жизненного опыта. В 1860 г. Готорн вернулся на родину и напечатал роман «Мраморный фавн».

В 1861-1862 годах он начал работу над романтическими романами «Тайна доктора Гримшоу», «Семптіміус Фелтон», «Следует предка», которые остались незаконченными. В 1863 г. издал книгу очерков «Наш старый дом», посвященную Пирса, вместе с которым он поехал в 1864 г. в штат Нью-Гемпшир, чтобы подлечиться, где и умер в ночь на 19 мая 1864 г. После смерти писателя вдова и дети издали ряд его произведений, написали воспоминания о нем. Сын Джулиан стал известным писателем, биографом отца. Младшая дочь написала книгу воспоминаний об отце.

Натаниэль Готорн считал романтизм высшей формой выражения истины бытия. О своем понимании романтической эстетики он рассказал в очерке «Таможня», который предшествовал роману «Алая буква». В нем с романтических позиций автор трактовал процесс художественного творчества как переход из реального мира в мир условностей. Готорн - романтик умело соединил в своих произведениях реальное и фантастическое, фольклорное и иллюзорное.

По тематике его новеллы можно разделить на несколько групп:

Рассказы о пуританское прошлое Новой Англии («Ендікотт и красный крест», «Мой родственник майор Монілью», «Главная улица»);

Вымышленные исторические и мифологические рассказы («Золото царя Мидаса», «Минотавр»);

Аллегорические эссе, рассказы, притчи на темы морали («Каменный человек», «Черная вуаль священника»);

Рассказы о нравственное осмысление связи прошлого и настоящего, что нашло свое воплощение в этических категориях добра и зла, преступления и покаяния («Эгоизм, или змея в груди»).

Готорн склонен к аллегории и символики, морально-философского дидактизма, к анализу душевного состояния человека, которую терзал тайный грех. Эти же особенности и тематика новелл характерны также для его романтических романов: «Алая буква» (1850), «Дом семи фронтонов» (1851), «Счастливый дом» (1852), «Мраморный фавн» (1860). Сборники новелл 30 - 40-х годов составили основу для 4 романов писателя.

Лучшим и наиболее известным стал его многоплановый роман «Алая буква». В нем соединяются черты исторического, морального и психологического романов. Сам автор назвал «Красную букву» психологическим романтическим романом. В книге история служила лишь фоном. Писатель раскрыл в нем сложные взаимоотношения людей между собой и с окружающей действительностью. Поэтому нравственная проблематика преобладала над новоанглійською историей.

Все события в произведении происходили с июня 1642 г. до мая 1649 г. В нем выведены исторические личности: Джон Уинтроп - основатель и руководитель пуританской колонии в штате Массачусетс, Ричард Белінген - губернатор колонии.

В центре романа 4 главных героя: двое молодых людей - пастор Дімсдейл и Эстер Прінн, их дочь Перл (прототипом стала старшая дочь писателя), которая родилась во время 2-летнего отсутствия мужа Эстер, и врач Чіллінгуорт, который не сообщал жене о себе. Судьба этих персонажей отмечена одним событием - грехопадением Эстер Прінн. Парадигма греха, за Готорном, выраженная в следующей градации: собственно грех, грех тайный грех - месть, который считался самым тяжелым.

Значительное место в книге автор уделил душевной драме пастора Артура Дімсдейла. Это хороший молодой человек. Он, сам того не желая, влюбился в замужнюю женщину Эстер, но не смог отказаться от избранного им пути служения Богу и чувствовал себя нерозкаяним грешником. Его грех был тайным, лишь Эстер, его соучастница, знала об этом. Пастор откровенно считал (в отличие от Эстер), который перешагнул не только общественный закон, но и божественный. Однако непрерывная внутренняя борьба долгое время не направлена его на путь публичного раскаяния: «Грешники все же полны рвения послужит на благо человечества, поэтому им страшно предстать столь черными и порочными перед людьми, ибо после этого они уже не смогут творит добро и благочестивыми делами искупить содеянное». Автор использовал фантастику, символику, что помогло выразить душевное состояние Дімсдейла: на его груди будто появился тот самый знак, что и у Эстер. «Погубил свою душу, я пытаюсь сделать все, что в моих силах, для спасения других душ!» - заметил Дімсдейл, определив свою миссию до конца жизни. Чувствуя приближение смерти, он решил признать свой грех, обнажив грудь перед людьми, которые стояли на эшафоте.

Муж Эстер - фанат - ученый, доктор Чіллінгуорт - все свои знания направил к злу: он мстил ради мести. Его образ сочетал в себе ненависть, любовь и осознание собственной вины. Но жажда мести постепенно превратила его в раба. «Вначале у него было спокойное и задумчивое лицо ученого. Потом в этом лице появилось что-то злобное, уродливое. Он стал намного безобразнее - смуглые носа эго еще больше потемнели, искривленная фигура сгорбилась совсем. Даже улыбка выдавала его, обнажая всю черноту его души». После публичного раскаяния и смерти Дімсдейла исчез объект мести Чіллінгуорта, а вместе с тем утраченный смысл всей его жизни. Готорн показал, что человек, который избрал путь мести, потеряла в результате свое духовное лицо: «Человек может превратиться в дьявола, если достаточно долго будет заниматься дьявольскими делами».

Самым привлекательным в романе стал образ Эстер Прінн. Главная черта героини - это способность роста и совершенствования. Моральные и физические страдания переродили Эстер, морально просвітлили. Осуждая ее, Готорн взамен отдал ей свои симпатии. Она хотела счастья и любви, и страстно боролась за них. Свою вину (она вынуждена на груди носить вышитую букву А - с английского «прелюбодійна») героиня искупила добрыми делами, помогая бедным и больным советами. После публичного наказания судьи выселили Эстер и ее дочь из города, обрекая их на одинокое существование. Вместе с тем женщина прозрела: «Алая буква наделила Эстер как бы новым органом чувств. Содрогаясь, Эстер, тем не менее, верила в свою способностью угадывать, благодаря внутреннему юродству, тайный грех в сердцах других людей». Именно видение чужого греха, не освященного чувством любви, как ее собственный грех, и помогло Эстер Прінн выстоять и не погибнуть. Много сил и энергии, душевного тепла вложила она в воспитание дочери Перл (с английского «жемчужина»), от слов которой и велась повествование в романе. Судьба Эстер, ее «вина» раскрыты как личная драма, порожденная жестокой и несправедливой общественной системе.

Таким образом, в своем романе Готорн разоблачил те морально-социальные противоречия, которые служили источником формирования качественно нового типа человеческого сознания с главной моральной доминантой, что человек может достичь счастья в земной жизни и право собственного нравственного выбора.

Вопросы для самоконтроля

1. Что повлияло на формирование и становление американского романтизма?

2. Какие определяющие особенности новеллистики В. Ирвинга?

3. Почему Ф. Купера считают мастером приключенческого романа.

4. В чем новаторство творчества Н. Готорна?

1. Общая характеристика американского романтизмау.

2. Жизненный путь. ВИрвинга. Новеллистика американского писателяика.

3. Ф. Купер - мастер приключенческого романану.

4. Миф и художественное творчество. НГоторна. Проблемы духовности и морали в романе"Алая буква"літера".

1 Общая характеристика американского романтизмау

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием. Соединенных. Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собств на экономику, торговлю, промышленность, финансы, развивала новые городова.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе. Англии,. Франции,. Германии стал романтизм;. Американским ки художники именно в нем нашли созвучие своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, в частности. ВСкотта и. Е. Гофманана.

Значительную роль в становлении философских основ романтизма. США сыграли сочинения французских просветителей, идеи. Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

По промежутками американский романтизм развивался немного позже западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг XIX в. Точкой отсчета стала появления книги ки романтических новелл. ВИрвинга (1819 г), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории. США - годы гражданской войны между. Югом и. Севером. Окончательная победа капитале стичной. Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим. Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм совершенно исчез из произведений американского их авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы - в творчество многих писателей-реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество. В. Уитмена. Романтические мотивы ор ганично вплетены в творчество. М. Твена,. Д. Лондона и других писателей. США конца XIX - начала XX вочатку XX ст.

В становлении и развитии американского романтизма выделено три периода.

1. Ранний американский романтизм (1819-1830-е гг), к которому критики и ученые отнесли творчество. В. Ирвинга,. Ф. Купера,. Д. Кеннеди и др.. Непосредственным предшественником этого периода был передромантизм, который развивался еще в рамках просвет тницькои литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим время. Войны за независимостьжність.

2. Зрелый американский романтизм (1840-1850-е гг) - это творчество. НГоторна,. ЭПО,. ГМелвилла и др.. Большинство писателей этого периода пережила глубокое недовольство ходом развития страны, поэтому в их произведениях преобладали драматические, на. Авив трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения тоски, осознание трагизма человеческого бытия. Появился новый герой - человек с раздвоенной психикой, которая несла в своей душе штамп прир чености. На этом этапе американский романтизм получил философской направленности. В произведения писателей стала проникать романтическая символика и поучительная аллегорическая, значительную роль стали играть надп риродни силы, усилились мистические мотиві мотиви.

3. Поздний американский романтизм (60-е годы XIX в). Это период кризисных явлений. На данном этапе работали те писатели предыдущего этапа, которые продолжали свой путь в литературе. Произошло резкое разграничение романтической литерату. Ури наи на:

-литературу аболиционизма которая в рамках романтической эстетики протестовала против рабства с эстетических и обще-гуманистических позиций.

-литературу. Востока которая романтизировали и идеализировала"восточное рыцарство", появилась на защиту исторически обреченного движения и реакционного уклада жизниладу життя.

История, в частности история культуры, поставила перед американским романтизмом несколько сложных и ответственных задач:

Через все творчество американских писателей прошло утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера;

Главное, что привлекало в произведениях - история и настоящее, природа и обычаи, коллизии и процессы, человеческие типы и характеры.

Писатели-романтики в своих книгах с восторгом путешествовали вместе с героями и читателями морскими просторами, лесами, реками нетронутой цивилизацией природой возникала сразу же за порогом дома. При ирода малоизвестного континента или экзотических островов часто становилась одним из персонажиів.

Исторические произведения о недавней прошлом имели целью укрепить чувство привязанности к своей земле, гордости за нее. Кроме того, в этих произведениях история часто было лишь проекцией проблем и конфликтов се огодення.

Новая. Англия (северо-восточные штаты) -. Н. Готорн,. Эмерсон, Topo и др..

Средние штаты -. ВИрвинг,. ФКупер,. ГМелвилл и др. ін.

Восток -. ДКеннеди,. УСиммс,. ЭПО.По.

Учитывая идейно-эстетическую направленность творчества писателей, литературоведы выделили следующие основные течения в американском романтизме:

; (У.Сіммс).

В романтической литературе. США также сложилась определенная система жанров. Наибольшее распространение получили прозаические произведения::

Путешествия в форме повестей, рассказов, очерков;-романтический роман;

Автобиографии, беседы, проповеди, лекции, эссе, дискуссии;

Жанр"короткого рассказа"- рассказ фантастическое, детективное, философское, психологическое, аллегорическое;-эпическая поэмаічна поема.

Ранний американский романтизм (1819-1830-е гг.), К которому критики и ученые отнесли творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Д. Кеннеди и др. Непосредственным предшественником этого периода был предромантизм, который развивался еще в рамках просветительской литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим временем Войны за независимость.

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием Соединенных Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собственную экономику, торговлю, промышленность, финансы, строила новые города.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе Англии, Франции, Германии стал романтизм; американские художники именно в нем нашли созвучие своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, в частности Скотта и Е. Гофмана.

Значительную роль в становлении философских основ романтизма США сыграли произведения французских просветителей, идеи Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

По временными промежутками американский романтизм развивался немного позже западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг. XIX в. Точкой отсчета стало появление книги романтических новелл В.Ирвинга (1819), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории США - годы гражданской войны между Югом и Севером.Окончательная победа капиталистической Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм вполне исчез из произведений американских авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы - в творчество многих писателей-реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество В. Уитмена. Романтические мотивы органично вплетены в творчестве М. Твена, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX в.

В. ИРВИНГ

Первым американским романтиком, "отцом американского романтизма" был Вашингтон Ирвинг 1783-1859), первый писатель США, чье творчество (а не личность, как в случае с Б. Франклином) получило европейское признание. Сам Ирвинг, человек остроумный и исключительно скромный, так объяснил причины своей популярности: "Просвещенная Европа была поражена тем, что человек из чащоб Америки изъяснялся на вполне пристойном английском языке. На меня взирали, - писал он, - как на нечто новое и странное в литературе, как на полудикаря, который взял перо в руки, вместо того, чтобы воткнуть его в голову".


Младший, одиннадцатый ребенок в семье преуспевающего нью-йоркского купца, всеобщий любимец, благодаря неизменно ровному, приветливому нраву, он был разносторонне одаренной личностью: превосходным рисовальщиком, страстным меломаном и неутомимым путешественником. Путешествовал Ирвинг много: он объехал чуть не половину американского континента, побывал в Англии, Германии, в разное время по нескольку лет жил в Испании. В его жизни, которую он воспринимал как в целом счастливую, бывали и досадные срывы и удары судьбы. Так, из-за слабого здоровья В. Ирвинг, единственный из всех братьев, не получил университетского образования; здоровье его позднее поправилось, и он благополучно дожил до семидесяти шести лет.

Ранние литературные опыты В. Ирвинга: "Письма Джонатана Олдстайла, джентльмена" (1802), опубликованные в газете его братьев Питера и Уильяма, участие в семейном литературном предприятии (совместно с братьями и их свойственникомДж.К. Полдингом) - создании сатирической серии "Салмагунди, или Причуды и мнения ЛанселотаЛэнгстаффа, эсквайра, и других" (1807-1808), даже первое имевшее успех произведение - пародийная хроника "История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии, написанная ДидрихомНикербокером" (1809), - находятся в русле просветительской эстетики.

Сразу после выхода в свет "Истории Нью-Йорка" для Ирвинга наступила полоса тяжкого и длительного творческого кризиса, начало которого совпало со смертью мисс Хоффман: целое десятилетие он практически ничего не публиковал.

Сдвиги во взглядах Ирвинга на перспективы национальной словесности, на принципы и задачи художественного творчества, на эстетику прозаических жанров были кардинальными; они в полной мере выразились в четырех книгах романтических очерков и рассказов, написанных в Европе, но теснейшим образом связанных с Америкой и отвечавших самым насущным потребностям национальной культуры. Это "Книга эскизов" (1820), "Брейсбридж Холл" (1822), "Рассказы путешественника" (1824) и "Альгамбра" (1832).

Предпринятое Ирвингом вскоре после возвращения путешествие на Юг и Запад США, результатом которого явились книги "Поездка в прерии", "Астория" (1836), "Приключения капитана Бонвиля" (1837), рассматриваются американскими исследователями как своего рода "инициация", то есть посвящение писателя в современную американскую жизнь.

Джеймс Фенимор Купер - американский романист, первый писатель Нового Света, чье творчество было признано Старым Светом и стало мощным стимулом для дальнейшего развития американского романа.

Его родиной был Берлингтон (штат Нью-Джерси), где он появился на свет 15 сентября 1789 г. в семействе, главой которого был судья, конгрессмен, крупный землевладелец. Он стал основателем поселка Куперстаун в штате Нью-Йорк, быстро превратившегося в небольшой городок. Там Джеймс Фенимор получил образование в местной школе, а, будучи 14-летним подростком, стал студентом Йельского университета. Высшее образование получить не удалось, т.к. за нарушения дисциплины Купера отчислили из альма-матер.

На протяжении 1806-1811 гг. будущий писатель служил на торговом, позднее – на военном флоте. В частности, ему довелось участвовать в постройке на озере Онтарио военного корабля. Полученные знания и впечатления впоследствии помогли ему порадовать публику превосходными описаниями озера в своих произведениях.

В 1811 г. Купер превратился в семейного человека, его женой стала француженка Делана. Именно благодаря случайному спору с ней, как гласит легенда, Джеймс Фенимор попробовал себя в качестве литератора. Поводом якобы послужила фраза, оброненная им во время чтения вслух чьего-то романа, о том, что написать лучше несложно. В итоге всего через несколько недель был написан роман «Предосторожность», действие которого происходит в Англии. Произошло это в 1820 г. Дебют остался не замеченным публикой. Но уже в 1821 г. выходит «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», романтизирующий период американской революции и борьбу за национальную независимость, и автор становится известным не только на родине, но и в странах Европы.

Написанный в последующие годы цикл романов «Пионеры, или Истоки Сасквианны» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841), посвященный американским индейцам и их отношениям с европейцами, прославили Джеймса Фенимора Купера на весь мир. Несколько идеализированный образ охотника НаттиБампо, не менее интересные образы Чингачгука и некоторых других «детей природы» быстро пробудили к себе всеобщую симпатию. Успех серии романов был огромен, и его вынуждены были признать даже суровые британские критики, назвавшие его американским Вальтером Скоттом.

Даже став известным писателем, Дж.Ф. Купер не занимался исключительно литературой. В 1826-1833 гг. его биография связана с масштабным путешествием по европейскому континенту в качестве американского консула во французском Лионе (должность была, скорее, номинальной, чем требующей активной работы). Купер посетил не только Францию, но и Германию, Англию, Бельгию, Нидерланды, Италию.

Получили известность и т.н. морские романы, в частности, «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница» (1830), «Мерседес из Кастилии» (1840). Есть в творческом наследииДж.Ф. Купера произведения исторического, политического, публицистического характера. Опубликованная им в 1839 г. «История американского флота», отличающаяся стремлением к беспристрастности, восстановила против него и американцев, и англичан. В частности, жителями Куперстауна было решено убрать из местной библиотеки все книги знаменитого земляка. Судебные тяжбы с ними, с журналистской братией отняли немало сил и здоровья Купера в последние годы жизни. Умер он 14 сентября 1851 г., причиной смерти был назван цирроз печени.