Современная научная картина мира. Картины современных художников мира Трехмерная графика в искусстве XXI века

Философское понимание бытия является базой для формирования картин мира. Картина мира – это образ окружающей действительности, специфический способ восприятия, объяснения и осмысления окружающего мира.

Выделяют 4 типа картин мира:

1. обыденная картина мира – простейший взгляд на мир на основе опыта повседневного наблюдения, свободного от достижений науки и религиозной веры.

2. научная картина мира – это образ окружающего мира на основе достижений науки (она подробно будет рассмотрена в лекциях № 13 и 14)

3. религиозная картина мира – это взгляд на окружающий мир с позиции религии, веры в сверхъестественное (её характеристика – в лекциях № 14 и 15)

4.философская картина мира – это целостный мировоззренческий взгляд на мир и на место в нем человека (может быть идеалистической, метафизической, материалистической, диалектической, дуалистической). Развитие философской картины мира подробно рассмотрены в лекциях № 1-5.

Основные этапы развития картин мира:

1 этап: до XVIIвека – натурфилософская картина мира

2 этап: XVII–XVIIIвека – механистическая картина мира

3 этап: XIX– начало ХХ века – электромагнитная картина мира

4 этап: начало ХХ – конец ХХ века – квантово-релятивистская картина

5 этап: с конца ХХ века – синергетическая картина мира (синергетика – это наука о разнородных процессах).

Особый интерес представляет осмысление истории развития и современного анализа научной картины мира. Научная картина мира представляет собой специфический способ видения (образ) окружающей действительности и ее отдельных элементов, основанный на достижениях науки. В своем развитии научная картина мира прошла три основных этапа: классический, неклассический и постнеклассический.

Классическая научная картина мира (до начала XIX века) осмысливает все, что от­носится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельно­сти. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изу­чения.

Классическая научная картина мира сама изменялась с тече­нием времени: с античности до окончания эпохи Возрождения (конец ХУ1 века) она носила натурфилософский характер, в основе которого:

а) опыт обыденного наблюдения, невмешательство в окружающий мир, сознательный отказ от эксперимента;

б) космоцентричность, гармоничность, единство небесной и земной жизни;

в) примитивные знания о мире (Земля - диск или шар, покоящейся на трех слонах т.п.);

г) слитность человека с природой, его включенность в окружающий мир (человек как микрокосмос, а позднее - образ и подобие божье);

д) цикличность и повторяемость событий;

е) господство стихии случайностей и стремление человека выжить в опасном и чуждом ему мире;

ж) наука подчинена религии, так как вся жизнь человека подчинена воле богов;

з) аграрное общество, основанное на обработки земля.

Для эпохи Просвещения и нового времени (ХУП - ХУШ в.в.) характерно механистическое осмысление действительности, основные идеи которого состоят в следующем:

а) решающий фактор изучения мира - изобретение механических часов, разнообразных транспортных машин и механизмов, баромет­ра, микроскопа, магнита, телескопа, воздушного насоса и т.п.;

б) наукоцентризм в познании действительности, безграничная вера в исключительную силу науки (знание - сила);

в) опытно-экспериментальное изучение мира;

г) в центре научного исследования - макромир (физические тела и явления);

д) человек - чрезвычайно сложная живая и мыслящая машина;

е) общество как гигантский механизм (часы), созданный и заведенный великим часовщиком (Богом);

ж) промышленное общество ка следствие промышленного переворота.

Неклассическая научная картина мира (2-я половина XIX - 1-я половина ХХв.в.) связанная с разработкой электромагнитной и квантово-релятивистской теории, отвергает объективизм класси­ческой науки и отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств познания, от субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Неклассическая картина мира во 2-ой половине XIX и начале XX в.в. была электромагнитной, которая характеризовалась следующими основными идеями:

а) включение в сферу научного исследования микромира;

б) рассмотрение поля (электрического, магнитного) как вида дейст­вительности;

в) введение принципа близкодействия для анализа взаимодействия электрических взглядов и элементарных частиц;

г) понимание человека как социального (общественного) существа, представителя определенной социальной группы;

д) анализ индустриального общества как результата научно-технического прогресса и усиления взаимозависимости различных государств и народов.

Для середины XX века характерно квантово-релятивистское понимание мира, основу которой составляют:

а)квантовая механика, астрофизика, теория относительности, исследование внутриядерной энергии и внутриядерных взаимодействий;

б) объект исследования - мегамир и минимикромир;

в) линейность и равномерность изменений действительности;

г) человек как биосоциальное существо;

д)постиндустриальное общество как следствие научно-технической революции;

е) противоборство различных государств и социальных систем.

Постнеклассическая научная картина мира конца XX - начала XXI века характеризуется включенностью субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с его ценностно-целевыми структурами. Современная Постнеклассическая картина мира носит синергетический характер и базируется на следующих идеях:

а) нелинейность, разнообразие, разупорядоченность, неравномерность мира как сложной системы и процессов его изменения и развития;

б) эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых и самоорганизующихся систем, а также возможность их распада из-за нарушения равновесия и недостатка информации;

в) человек как биопсихосоциокультурное существо со своим индивидуальным, непохожим на других людей внутренним миром;

г) информационное (технотронное) общество;

д) конвергентное развитие общества;

е) необходимость выживания человечества в ядерный век и в условиях экологических проблем.

Философия и современная наука позволяют с определенной долей достоверности заглянуть в будущее. Оно может быть класси­фицировано:

а) на непосредственное будущее, которое является наиболее предсказуемым,ибо базируется на достижениях современной нам науки (приблизительно 1-я четверть ХХI века);

б) на обозримое будущее, степень вероятности прогноза которого уже ниже, чем в первом случае, что диктует большую осторожность в размышлениях: государство не отомрет, социальная разобщен­ность останется, хотя возможно будет несколько сокращена эконо­мическая отсталость отдельных государств, сократится в опреде- ленной степени разрыв между городом и деревней, физическим и умственным трудом (большая часть XXI века);

в) на отдаленное будущее, для которого характерна минимальная вероятность и требуется максимальная осторожность: здесь больше незнания, чем знания, так как изменения в этот период будут осуще­ствляться на научной базе сложившейся в XXI столетии.

Человечество всегда стремилось заглянуть в свое будущее, предвидеть его, чтобы подготовиться к возможным негативным событиям. Вспомним "Атлантиду" Платона, "Утопию" Т.Мора, "Город Солнца" Т. Компанелло, "Новую Атлантиду" Ф.Бэкона, предсказания Нострадамуса, марксистские идеи светлого будущего, технократические и антитехнократические прогнозы современной западной философии. Однако сегодняшние проблемы, связанные с опасностью войн и военных конфликтов способны перечеркнуть оптимистические надежды человеческой цивилизации. Изучением войны и вооруженной борьбы для их предотвращения и в идеале -исключения из жизни человечества занимается военная наука.

2. Основные открытия xx века в области естествознания

Литература

1. Общая характеристика современной естественно-научной картины мира

Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

Важнейшие элементы структуры научной картины мира - междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются, однако сам "вопросник" остается практически неизменным по крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греции.

Каждая научная картина мира обязательно включает в себя следующие представления:

о материи (субстанции);

о движении;

о пространстве и времени;

о взаимодействии;

о причинности и закономерности;

космологические представления.

Каждый из перечисленных элементов изменяется по мере исторической смены научных картин мира.

Современная естественно-научная картина мира , которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

В своем развитии естестенно-научная картина мира прошла ряд этапов (табл.1).

Таблица 1

Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира

Этап истории Научная картина мира
4000 лет до н.э.3000 лет до н.э.2000 лет до н.э.VIII в. до н.э.VII в. до н.э.VI в. до н.э.V в. до н.э.II в. до н.э.1543 г.XVII в.XIX в.XX в. Научные догадки египетских жрецов, составление солнечного календаря.Предсказание солнечных и лунных затмений китайскими мыслителями.Разработка семидневной недели и лунного календаря в Вавилоне.Первые представления о единой естественно-научной картине мира в античный период. Возникновение представлений о материальной первооснове всех вещей.Создание математической программы Пифагора-Платона.Атомистическая физическая программа Демокрита-Эпикура.Континуалистическая физическая программа Анаксагора-Аристотеля.Изложение геоцентрической системы мира К. Птолемеем в сочинении "Альмагест".Гелиоцентрическая система строения мира польского мыслителя Н. Коперника.Становление механистической картины мира на основе законов механики И. Келлера и И. Ньютона.Возникновение электромагнитной картины мира на основе трудов М. Фарадея и Д. Максвелла.Становление современной естественно-научной картины мира.

Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Между структурами существуют четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий.

Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то впоследствии были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов.

В современной естественно-научной картине мира наблюдается теснейшая связь между всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают как единый пространственно-временной континиум, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются настойчивые попытки создать единую теорию всех взаимодействий.

Как механистическая, так и электромагнитная картины мира были построены на динамических, однозначных закономерностях. В современной картине мира вероятностные закономерности оказываются фундаментальными, не сводимыми к динамическим. Случайность стала принципиально важным атрибутом. Она выступает здесь в диалектической взаимосвязи с необходимостью, что и предопределяет фундаментальность вероятностных закономерностей.

Научно-техническая революция, развернувшаяся в последние десятилетия, внесла много нового в наши представления о естественно-научной картине мира. Возникновение системного подхода позволило взглянуть на окружающий мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем. С другой стороны, появление такого междисциплинарного направления исследований, как синергетика, или учение о самоорганизации, дало возможность не только раскрыть внутренние механизмы всех эволюционных процессов, которые происходят в природе, но и представить весь мир как мир самоорганизующихся процессов.

В наибольшей мере новые мировоззренческие подходы к исследованию естественно-научной картины мира и его познания коснулись наук, изучающих живую природу, например биологии.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и, прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом, для объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных. Такой парадигмой в свое время служила теория движения земных и небесных тел, построенная Ньютоном, поскольку на нее опирались все ученые, изучавшие конкретные механические процессы. Точно так же все исследователи, изучавшие электрические, магнитные, оптические и радиоволновые процессы, основывались на парадигме электромагнитной теории, которую построил Д.К. Максвелл. Понятие парадигмы для анализа научных революций подчеркивает важную их особенность - смену прежней парадигмы новой, переход к более общей и глубокой теории исследуемых процессов.

Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественно-научная традиция. Теперь научная картина мира создается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора. Тем не менее, сейчас перед нами раскрывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого взрыва до современного этапа, когда материя познает себя, когда ей присущ разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие.

Наиболее характерной чертой современной естественно-научной картины мира является ее эволюционность . Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.

Современная естественно-научная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид, что впрочем, является преходящим (когда - то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно "безумной").

Но в то же самое время эта картина величественно проста и стройна. Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

системность,

глобальный эволюционизм,

самоорганизация,

историчность.

Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика и т.д.). Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас практически уже нет ни одной "чистой" науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией.

Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной также свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

На рубеже 20 и 21 столетий мир претерпел значительные изменения. На мировой баланс сил стали влиять новые действующие лица и новые факторы, в связи с чем сложилась новая геополитическая картина мира, пребывающая в состоянии перманентной трансформации. При всем разнообразии геополитических процессов, разворачивающихся в мире, и многообразии акторов мировой геополитики, целесообразно остановить внимание на основных субъектах современной геополитики и ведущих геополитических процессах.

США занимает ведущие позиции, которые имеют решающее значение для мирового геополитического могущества:

  • 1. Финансовые;
  • 2. Глобальные возможности развертывания вооруженных сил;
  • 3. Коммуникационные сети и информационные технологии;
  • 4. Лидерство в области массовой культуры.

В США существует разница в подходах глобализации и понимании границ американской экспансии. Республиканцы были изоляционистами, демократы распространяли миссионерскую роль США на весь мир.

Стратегической целью США является закрепление роли сверхдержавы на более длительный срок. Важной особенностью американского доминирования является новая схема мирового господства, в выстраивании схемы которого США принадлежит главная роль.

Американское глобальное превосходство основано на следующих элементах:

  • 1. военный элемент (НАТО, американо- японский договор);
  • 2. экономический элемент (ВТО,МВФ, Всемирный банк);
  • 3. правовой элемент (международный суд).

Другая модель доминирования США в мире - это политическое и экономическое объединение Нового Света под эгидой США.

Искусство постоянно развивается, как и весь мир вокруг нас. Современные художники 21 века и их картины совсем не похожи на те, что существовали в Средние века, Эпоху Возрождения. Появляются новые имена, материалы, жанры, способы выражения талантов. В этом рейтинге познакомимся с десятью художниками-новаторами нашего времени.

10. Педро Кампос. На десятом месте испанец, чья кисть легко может посоперничать с фотоаппаратом, настолько реалистичные полотна он пишет. По большей части, он создает натюрморты, но в удивительное восхищение приводят не столько темы его картин, сколько мастерское воплощение. Текстуры, блики, глубина, перспектива, объем, - все это Педро Кампос подчинил своей кисти, чтобы с холста на зрителя смотрела реальность, а не выдумка. Без прикрас, без романтизма, только реальность, именно в этом заключается смысл жанра фотореализм. Свои внимание к деталям и скрупулезность художник, кстати, приобрел на работе реставратора.

9. Ричард Эстес. Еще один поклонник жанра фотореализма – Ричард Эстес – начинал с обычной живописи, но впоследствии ушел в рисование городских пейзажей. Сегодняшним художникам и их творениям не нужно ни под кого подстраиваться, и это прекрасно, каждый может самовыражаться так, как хочет в том, в чем хочет. Как в случае с Педро Кампосом, работы этого мастера легко можно спутать с фотографиями, настолько похож город с них на реальный. На картинах Эстеса редко встретишь людей, зато почти всегда найдутся отражения, блики, параллельные линии и совершенная, идеальная композиция. Таким образом, он не просто срисовывает городской пейзаж, но находит в нем совершенство и старается его показать.

8. Кевин Слоан. Современных художников 21 века и их картин невероятно много, но далеко не каждый из них стоит внимания. Американец Кевин Слоан – стоит, ведь его работы словно перемещают зрителя в другое измерение, мир, полный иносказаний, скрытых смыслов, метафорических загадок. Художник любит писать животных, так как, по его мнению, получает таким образом больше свободы, чем с людьми, для донесения истории. Свою «реальность с подвохом» Слоан вот уже почти 40 лет создает маслом. Очень часто на полотнах возникают часы: на них смотрят то слон, то осьминог, этот образ можно трактовать как уходящее время или как ограниченность жизни. Каждая картина Слоана поражает воображение, хочется разгадать, что хотел донести ей автор.

7. Лоран Парселье. Этот живописец относится к тем современным художникам 21 века, картины которых получили признание рано, еще во время обучения. Талант Лорана проявился в изданных альбомах под общим названием «Странный мир». Пишет он маслом, его манера легка, тяготеет к реализму. Характерной особенностью работ художника является обилие света, который будто льется с полотен. Как правило, изображает он пейзажи, какие-то узнаваемые места. Все работы необычайно легки и воздушны, наполнены солнцем, свежестью, дыханием.

6. Джереми Манн. Уроженец Сан-Франциско любил свой город, чаще всего изображал на картинах именно его. Современным художникам 21 века можно черпать вдохновение для их картин где угодно: в дожде, влажном тротуаре, неоновых вывесках, городских фонарях. Джереми Манн наполняет простые пейзажи настроением, историей, экспериментирует с техниками и выбором цветов. Основной материал Манна – масло.

5. Ганс Рудольф Гигер. На пятом месте неповторимый, уникальный Ганс Гигер, создатель Чужого из одноименного фильма. Нынешние художники и их произведения разнообразны, но каждый по-своему гениален. Этот мрачный швейцарец не пишет природу и зверюшек, ему больше по душе «биомеханическая» живопись, в которой он преуспел. Некоторые сравнивают художника с Босхом по мрачности, фантастичности его полотен. Хоть от картин Гигера и веет чем-то потусторонним, опасным, в технике, мастерстве ему не откажешь: он внимателен к деталям, грамотно подбирает оттенки, продумывает все до мелочей.

4. Уилл Барнет. Этот художник имеет свой неповторимый авторский стиль, потому его работы охотно принимаются великими музеями мира: Метрополитен-музеем, Национальной галереей искусств, Британским музеем, Эшмоловским музеем, музеем Ватикана. Современные художники 21 века и их произведения, чтобы быть признанными, должны чем-то выделяться на фоне остальной массы. И Уилл Барнетт это умеет. Его произведения графичны и контрастны, он часто изображает кошек, птиц, женщин. На первый взгляд, картины Барнета просты, но при дальнейшем рассмотрении понимаешь, что в этой простоте как раз заключается их гениальность.

3. Нил Саймон. Это один из современных художников 21 века, произведения которого не так просты, как кажутся на первый взгляд. Между сюжетами и произведениями Нила Саймона будто смыты границы, они перетекают из одного в другое, влекут за собой зрителя, затягивают в иллюзорный мир художника. Для творений Саймона характерны яркие, насыщенные цвета, что придает им энергию и силу, вызывает эмоциональный отклик. Мастер любит играть с перспективой, размерами предметов, с необычными сочетаниями и неожиданными формами. В работах художника много геометрии, которая сочетается с природными пейзажами, как бы врывается внутрь, но не разрушая, а гармонично дополняя.

2. Игорь Морски. Сегодняшнего художника 21 века и его картины часто сравнивают с великим гением Сальвадором Дали. Работы польского мастера непредсказуемы, загадочны, волнующи, вызывают яркий эмоциональный отклик, местами безумны. Как и любой другой сюрреалист, он не стремится показать реальность такой, какая она есть, а показывает грани, которые в жизни мы никогда не увидим. Чаще всего, главный герой работ Морски – человек со всеми его страхами, страстями, недостатками. Также метафоры работ этого сюрреалиста часто касаются власти. Безусловно, это не тот художник, чье произведение повесишь над кроватью, но тот, на чью выставку обязательно стоит сходить.

1. Яёи Кусама . Итак, на первом месте нашего рейтинга японская художница, добившаяся невероятного успеха во всем мире, несмотря на то, что у нее есть некоторые психические заболевания. Главная «фишка» художницы – горошек. Она покрывает кружками различных форм и размеров все, что видит, называя все это сетями бесконечности. Интерактивные выставки и инсталляции Кусамы пользуются успехом, ведь каждому порой хочется (даже если он в этом не признается) оказаться внутри психоделического мира галлюцинаций, детской непосредственности, фантазий и разноцветных кружочков. Среди современных художников 21 века и их картин Яёи Кусама – самая продаваемая.

Картина мира

Самое существенное достижение науки каждого исторического периода - это так называемая картина мира , квинтэссенция знаний, созданная лучшими умами данной эпохи, и принятая за основу своего мировосприятия значительным количеством современников. Картина мира существовала уже у древних греков, как уверяют нас историки. В этой картине Земля была центром Вселенной, над ней располагались в различных вариациях небеса со светилами, над небесами же царил нематериальный эфир, обиталище богов. В рамках этой доисторической картины мира учёные работали фактически вплоть до появления таких могучих умов, как Декарт, Галилей, Ньютон. Их трудами была создана и постепенно овладела современниками новая картина мира, в которой бескрайнюю Вселенную заполнял вездесущий газоподобный механический эфир, а в нём плавали сравнительно редкие небесные тела. Земля уже не была центром Мироздания, но лишь рядовым небесным телом. В этой картине главенствовало механистическое восприятие мира, законы механики усматривались во всём и вся, и всё почиталось сводимым к механическим процессам и явлениям. Даже открытие микромира, мира молекул и атомов только укрепило позиции механистической картины мира. Успехи термодинамики прозвучали как победные фанфары гению Ньютона, Галилея, Декарта. Как ни странно, но глубокое знакомство науки с электрическими явлениями мало затронуло в 19 веке механистическую картину мира. Её просто попытались распространить на эти явления. По сути, весь 19 век являет нам драматическую историю могучего умственного усилия, которое придприняло огромное число учёных мужей, дабы сохранить Ньютонову картину мира, вписав в неё при этом всю сумму заний об электричестве, электромагнитных волнах, а затем и о микроскопическом строении вещества, элементарных частицах. Поток новых фактов был столь стремителен, а попытки согласовать их со старой картиной мира столь неудачными, что к началу 20 века Ньютонова картина мира с треском рухнула, почти моментально (в исторических масштабах) уступив место новейшей, Эйнштейнианской картине. В этой картине мира эфир уже не упоминался, но зато царило пространство-время, четырёхмерный континуум, способный сам каким-то непостижимым образом "кривляться" под воздействием массивных тел и своими "кривляниями" изменять движение не только вещественных тел, но и электромагнитных волн, полей, света.

В то же время в нижней части картины, в микромире сложились совершенно иные, но не менее фантастические представления: там царствовал Случай, и правила Неопределённость. Там Бог играл в кости, а объекты могли одновременно находится везде и нигде и притом не иметь размеров. Причём быстро выяснилось, что верхняя, космогоническая часть картины просто несовместима с нижней, микроскопической. Словно бы между ними существовала некая непреодолимая граница, некая стена жёлтого тумана. Этот распад научного мировоззрения оказал огромное влияние на всю науку 20 века и к его концу как из рога изобилия посыпались не просто те или иные частные альтернативные научные теории, а уже целые альтернативные куски картины мира. В начале 21 века не только некоторых учёных, но и многих людей, казалось бы далёких от науки, перестала устраивать та странная, раздвоенная, отвернувшаяся от здравого смысла и нормальной логики научная картина мира, которую мы всё ещё имеем сегодня, или которая имеет нас.

Здесь мы предлагаем Вашему вниманию основы, фундамент с одной стороны "сверхновой" физической картины мира, а с другой стороны, картины очень "старой", элементы которой люди развивают веками и никогда не переставали развивать, даже во времена безраздельного господства совершенно чуждых взглядов и концепций. В этой картине мира вся Вселенная и погружена в электрический эфир, и состоит из него же, причём сам по себе этот эфир носит невещественный характер. Вещественность проявляется как возмущения этого эфира, нарушения его природного равновесия. Говоря философским языком, в этой картине мира нет ничего, кроме движущегося различным образом возмущённого эфира. Сам же эфир представляется вездесущей, невесомой, всепроникающей, безгранично подвижной диэлектрической средой. О внутреннем его устройстве установлено лишь то, что он являет собой диалектическое единство двух противоположностей, двух электрических континуумов: положительного и отрицательного. Кстати, если называть их Инь и Ян, то ничего особо не изменится. И вещество и поле современной физики - лишь определённые, точно описываемые состояния этого электрического эфира. В этом смысле он играет у нас даже более широкую роль, чем пресловутое Единое поле, которое столько десятилетий пытаются найти (создать?) современные физики для объяснения только одного, довольно узкого вопроса: природы силовых взаимодействий.