"сохранение историко-культурного наследия родного края". Дмитрий Лихачев. "Экология культуры" Памятники культуры и истории родного края

1 Паспорт проекта

Название проекта:

Руководитель проекта: учитель изобразительного искусства

Швыдченко Людмила Сергеевна

Учебный предмет: « Изобразительное искусство».

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: « Краеведение».

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14–15 лет
(8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создать экспозицию для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Методические задачи проекта:

метапредметные – познакомить учащихся с концепцией проектной деятельности; научить видеть проблему пополнения экспозиции школьного музея, намечать и реализовывать пути её решения; изучать художественный язык архитектуры зданий немецкого поселения XIX века, понимать смысл соразмерности форм, красоту конструкций зданий; учить ориентироваться в информационном пространстве, использовать Интернет, расширять навыки работы с ПК;

предметные – развивать интерес к процессу познания архитектурных памятников XIX века родного края на уроках изобразительного искусства; формировать творческую инициативу во время поиска информации по истории архитектурных сооружений музея-заповедника «Старая Сарепта», желание разобраться в проблеме создания экспозиции для школьного музея;

личностные – формировать нравственно-эстетический интерес к среде, в которой мы живём, истории архитектурного наследия родного края – музея-заповедника «Старая Сарепта»; воспитывать любовь к малой родине, гордость за историческое наследие колонии «Сарепта», ставшей одним из промышленных, торговых, научных и культурных центров Нижнего Поволжья, активную гражданскую позицию; формировать умения работать в коллективе, ощущать себя членом команды, находить компромиссы; воспитывать умение принимать решение и нести за него личную ответственность.

Вопросы проекта:

Какие экспонаты необходимо изготовить для краеведческого школьного музея?

Как выполнить заказ администрации школы?

Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран, бумага, карандаш, ластик, картон, клей, ножницы; поисковые и другие материалы для реализации замысла автора.

Аннотация

Актуальность метода данного проекта в том, что в процессе работы активизируется познавательная деятельность учащихся. Учитель подводит ребят к самостоятельному выбору темы, а это является мотивацией к высокой стабильной результативности. Учащиеся самостоятельно разрабатывают план своих действий, конечный результат. Они видят цель поставленной перед собой задачи, что способствует развитию определённых личностных качеств: умения работать в коллективе, способности ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя.

Практическая значимость проектной деятельности заключается в том, что образовательный процесс имеет логический, личностный смысл – учащиеся знают, для чего работают над поставленной проблемой. В конечном итоге они оформляют экспозицию школьного музея, проводят экскурсии. Видят заинтересованность и одобрение окружающих, что качественно развивает творческий потенциал учащихся. Ребята могут примерить на себя определённую профессиональную роль взрослого человека: архитектора, программиста, экскурсовода... Им предоставляется возможность для получения опыта публичного выступления.

Новизна опыта заключается в применении метода практико-ориентированного проекта в учебно-воспитательной деятельности. Учащиеся знакомятся со сложным процессом работы архитектора над окончательным вариантом проекта здания.

Творческие проекты учащихся выходят за рамки урока и могут применяться в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Концептуальность проектного метода состоит в том, что современный образовательный процесс включает в себя развитие художественно-экспозиционной мысли, формирует развитие умения демонстрировать продукты творческой деятельности. В данном проекте это оформлено в игровом моменте – открытие музея.

Краткое содержание проекта

Проект долгосрочный , рассчитан на две четверти. Он практико-ориентирован, так как нацелен на социальные интересы самих учащихся, заказчик – администрация школы, продукт деятельности заранее определен и может использоваться в жизни школы (макеты для школьного музея).

Это монопроект , он проходит в рамках одного предмета, но при работе используется информация из других областей знаний (краеведение).

Проект внутриклассный , проводится в восьмом классе.

Форма продукта данного проекта: экспозиция для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Работа над проектом состоит из четырёх этапов .

I этап . Определение темы и цели проекта.

1. Определение темы и цели проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный музей.

Проблема: в музее недостаточно экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ:

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея, подготовить экскурсию в школьный музей.

Определилась тема: «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: Сарепта».

Задачи: изучить архитектуру немецкого поселения XIX века; изготовить макеты зданий музейного комплекса; пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты.

2. Подбор рабочей группы.

II этап . Определение источников информации. Определение способов сбора информации. Выбор объекта. Распределение задач.

1. Определение источников информации, способов сбора информации.

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскурсовода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая Сарепта».

мотивы»

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня.

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект макетирования:

1- я группа – здание кирхи в Сарепте;

2- я группа – Дом Лангерфельда (знаменитая аптека);

3- я группа

4- я группа – горчичный завод И. К. Глича;

5- я группа – центральная площадь Сарепты с видом на здания (ныне площадь Свободы).

роли и виды деятельности: архитекторы – 2 чел., программист – 1 чел., научные сотрудники – 2–3 чел.

III этап . Сбор и уточнение информации. Представление информации. Поэтапное выполнение макета.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» учащиеся нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея... В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали информацию по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Данную графику Алексей Григорьевич создал, изучая архивы музея «Старая Сарепта», – это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи об архитектуре Германии XIX века, о реставрации музея-заповедника и его статусе сегодня.

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную информацию членам своей команды. Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное.

3. Поэтапное выполнение макета.

архитекторы, строители, дизайнеры, ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность.

IV этап . Защита проекта.

1. Анализ информации.

Защита проекта в форме деловой игры «Пресс-конференция».

Присутствовали: директор и администрация лицея.

Оценка результатов проекта – «отлично».

Ход игры

Рассматривает предложенные материалы, задаёт вопросы. Отвечают все члены команды.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались для изготовления макета?

Какие трудности возникали во время создания макета?

2. Определение способа представления результатов.

PowerPoint .

План работы над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Подготовка

1. Определение темы и целей
проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный
музей.

Проблема: в музее недостаточно
экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ: учащиеся из предложенных ими тем выбирают проблему пополнения музея-заповедника «Старая Сарепта» дополнительными информационными данными и новыми экспонатами.

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея,
подготовить экскурсию в школьный
музей.

Определилась тема – «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: создать макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Учащиеся знакомятся со школьным
музеем. Обсуждают с учителем
недостаток экспонатов в музее.
Предлагают:

пополнить музей экспонатами редких растений дендрария своего
района;

изготовить экспонаты христианских храмов своего района;

экспонаты, посвящённые легендарным улицам своего района;

экспонаты, посвящённые музею-
заповеднику «Старая Сарепта».

Учащиеся обсуждают темы проекта
с учителем.

Предлагают остановиться в выборе: создать экспонаты для музея-заповедника «Старая Сарепта», подробнее изучить историю поселения; создать макеты архитектурных памятников Сарепты.

Проводить по школьному музею экскурсии, обогащённые новой информацией, с представлением созданных руками ребят макетов.

Учитель проводит обзорную экскурсию по школьному музею. Обращает внимание на недостаточное
количество экспонатов в музее. Администрация школы делает заказ классу на создание дополнительных экспонатов для школьного музея.

Помогает в определении цели
проекта.

Наблюдает за работой учеников

Задачи: изучить архитектуру немецкого
поселения XIX века.

Выполнить макеты зданий музейного комплекса.

Пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты

2. Подбор рабочей группы.

Учащиеся делятся на группы по 5–6 чел.

Учащиеся объединяются в группы
по желанию (5–6 чел.)

Каждая группа выбирает объект
для изучения и макетирования

Учитель предлагает разделиться на группы и выбрать объект для организации деятельности.

Наблюдает за работой учащихся.

Условия для успешной реализации проекта:

отсутствие лидера;

равенство всех членов команды;

команды не соревнуются;

все члены команды должны
проявлять активность, вносить свой вклад в общее дело;

все участники проекта ответственны за конечный результат;

составить и записать план своих действий;

согласовать личный план с планом своих товарищей

II. Планиро-
вание

1. Определение источников инфор-
мации, способов сбора информации.

На первом этапе поиска информации
ребята получают консультацию учите-

Учитель предлагает ребятам
распределить между собой виды

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскур-
совода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая
Сарепта».

Рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы» Алексея Григорьевича Ильина.

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня

ля (условия для успешной реализации проекта).

Ребята разработали общий план действий:

1. Определить источники информации.

2. Как собирать информацию?

3. Как оформить информацию?

4. Как подготовить информацию
для экскурсовода?

5. Как представить результат?

деятельности во время поиска информации.

Наблюдает за работой учащихся

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект
макетирования:

1-я группа – здание кирхи в Сарепте;

2-я группа – Дом Лангерфельда
(знаменитая аптека);

3-я группа – немецкое кладбище братства гернгутеров;

4-я группа – горчичный завод
И. К. Глича;

5-я группа – центральная площадь
Сарепты с видом на здания (ныне
площадь Свободы).

Распределяют между собой роли.

Архитекторы – ищут и исследуют
чертежи, планы и характеристики архитектуры зданий, связанные
с выбранным объектом.

Из группы выделяется тот, кто лучше владеет навыками работы с компьютером , он непосредственно будет заниматься оформлением информации
в программе
PowerPoint .

Остальные члены группы будут собирать информацию по истории создаваемого объекта и другую информацию, необходимую, по мнению команды, для проекта

Между членами группы распределяются роли и виды деятельности:

архитекторы – 2 чел.;

программист – 1 чел.;

научные сотрудники – 2–3 чел.

III. Исследо-
вание

1. Сбор и уточнение информации.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» ребята нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея. В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали данные по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Историк, художник, участник Великой Отечественной войны Алексей Григорьевич Ильин подарил школьному музею рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы».

Данную графику Алексей Григорьевич
создал, изучая архивы музея «Старая
Сарепта», это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи
об архитектуре Германии XIX века,
о реставрации музея-заповедника
и его статусе сегодня

Ребята собирают информацию.

Обсуждают её с членами команды, консультируются с учителем.

Ребятами разработан алгоритм выпол-нения макета:

1. Фронтальный чертёж, определение масштаба.

2. Модули (развёртки геометрических тел) будущего здания.

3. Выполнение рельефа и дополнительных элементов (колокол, лестница,
черепица и пр.).

4. Оформление участка вокруг здания.

5. Монтаж объектов

Учитель следит за ходом обсуждения, консультирует, помогает,
направляет деятельность учащихся

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную инфор-
мацию членам своей команды.

Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное

На этапе практического макетирования роли меняются в соответствии с деятельностью.

Архитектор – выполняет фронтальный чертёж здания, размечает его расположение на местности, готовит чертежи модулей.

Программисты и научные работники становятся строителями, дизайнерами и ландшафтными дизайнерами.

Строители и дизайнеры – выпол-
няют макет рельефа и дополнительные элементы.

Ландшафтный дизайнер – привязывает к местности и оформляет участок вокруг здания.

Команды изучают фронтальный
чертёж здания, расположение на местности, масштаб.

Начинают выполнение модулей и параллельно рельефа, определив, какой рельеф лучше выполнить в развёрнутом виде.

Делают макет ландшафта, соединяют его с архитектурным объектом и природными формами: забор, мостик,
деревья...

2. Поэтапное выполнение макета.

Роли для практической деятельности:

архитекторы, строители, дизайнеры,
ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность

Выполняют монтаж архитектурных объектов с ландшафтным макетом

IV. Представ-
ление

1. Защита проекта.

В форме игры «Пресс-конференция».

Ход игры

«Журналист» (учащийся соседней команды) интересуется теоретической частью проекта.

Слушает предлагаемую информацию,
задаёт вопросы. Отвечают все члены
команды.

Ребята остальных команд – зрители.

«Журналист» переходит к рассмотрению макета.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались
для изготовления макета?

Как выполнялись особенные элементы макета?

Какие трудности возникали во время
создания макета?

Ребята проводят деловую игру «Пресс-конференция» (каждая
команда).

Один человек из команды представляется журналистом и проводит интервью с ребятами соседней команды,
которые предлагают ему приготовленную информацию о проделанной
работе.

В ходе игры ребята представляют свой макет здания «журналисту». Отвечают на вопросы

Учитель наблюдает, консультирует. Присутствующие: директор, администрация лицея. Оценка результатов проекта – «отлично».

Учитель предлагает заполнить анкету «Оцени свою работу в проекте».

2. Определение способа оформления результатов.

Оформляют информацию в программе PowerPoint

Составляют план презентации.

Оформляют информацию по истории возведения здания в программе PowerPoint

Ребята завершили проект.

Проделана серьёзная работа, собрано много интересного материала. Возникла идея привлечь внимание учащихся всего
лицея к школьному музею

Как привлечь внимание учащихся
к школьному музею?

Приняли решение: провести игру «Открытие музея» .

Действующие лица: учитель (автор
проекта); авторы макетов; гости (учащиеся, учителя, директор); «экскурсоводы»; «журналисты»; «фоторепортёры».

Ход игры

1. Открытие музея.

2. Экскурсия по школьному музею.

3. Интервью «журналистам».

4. Торжественное завершение работы выставки

Гостей встречает группа «экскурсо-
водов».

Представители команд («экскурсово-ды») проводят для гостей экскурсию.

На вопросы гостей отвечают все члены команды.

Члены команд дают интервью «журналистам»

На этапе торжественного завершения работы выставки гостям предлагается высказать своё мнение.

Гости задают вопросы командам.

«Журналисты» берут интервью, ведут съёмку.

Директор награждает команды грамотами.

«Журналисты» готовят информирование школьной общественности

Анкета
«Оцени свою работу в проекте»

Поставь отметку на оценочных шкалах по десятибалльной системе:

1) Оцени, насколько интересным показался тебе этот проект.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в реализации проекта).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе?

ДА НЕТ (подчеркни)

Почему ____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_________________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Проект-экскурсия

«Памятники нашего края»

класса: Гаранин Максим, Голодяев Фёдор, Голодяева Кира, Торопыгина Полина,

Пушкина Ксения, Румянцева Лилия

Руководители: Щербакова И.И.,

учитель начальных классов

2016 г.

Содержание

I . Введение ……………………………………………………………………. …………3стр.

II .Содержание…………………………………………………………………………………

1.Тема, цели, задачи, гипотеза, этапы проекта ………………………………………… 4-5 стр.

2. Вопросы, направляющие проект, сроки проведения…………………………………....6 стр.

3. Актуальность проекта. …………………... ……………………………………………….7-8 стр.

4.Достопримечательности. История происхождения памятников …………………… 9-13 стр.

5. Известные люди…………………………………………………………….……………...14 стр.

III. Заключение …………………………………………………………………………...15стр.

IV . Литература…………………………………………………………………………….16 стр.

V . Приложение……………………………………………………………… ………… 17 стр.

Введение

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.

Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет историю нашей страны, республики, города.

В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.

Тема нашего проекта: «Памятники нашего края »

Цели проекта : сформировать у младших школьников интерес к истории своего города, в частности к памятникам.

Задачи проекта :

1. Знакомить детей с памятниками своего края, их историей;

2. Формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ.

3. Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живет в сердцах жителей города.

4. Обратить внимание на разницу в архитектуре памятников.

5. Рассказать об охране памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире.

6. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного города;

7. Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой и практическо-экспериментальной деятельности.

8. Развивать умение обобщать, делать выводы.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое.

10. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего города.

Гипотеза:

Гипотеза исследования : Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего села, района, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил свой родной край, начнут проявлять интерес и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта достигнуты.

Дети, познакомившись с памятниками своего края, узнают об их многообразии и истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.

Педагогические технологии : здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемное обучение.

Формы реализации проекта :

1. Инсценированное представление

2. Экскурсия

3. Урок-презентация

4. Краеведческая викторина

5. Индивидуальная работа с детьми

6. Организованные занятия

7. Встречи с интересными людьми

8. посещение музеев, памятников и т.д.

Этапы проекта:

Подготовительный

Изучение литературы.

Подбор материалов.

Формирующий:

Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок.

Занятия-путешествия, викторины.

Изготовление макетов памятников города.

Экскурсия в городскую библиотеку.

Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,)

Работа с родителями

Изготовление фото- альбома: «Памятники моего края».

Анкетирование «Люби и знай родной край».

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты проекта: Проект предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, уроки-презентации. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Ученик, любящий свой край и свое Отечество, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и традиции. Понимание детьми значимости памятников в жизни людей. Проявление заботы и уважения к памятникам нашего города. Знание детьми истории появления памятников нашего города, их название, местонахождение

Формы подведения итогов реализации проекта:

Фотоальбом «Памятники моего края».

Презентация проекта.

Участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее»

Практическая значимость: Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.

Исполнение проекта

Свою работу над проектом «Памятники нашего края» мы начали с того, что выявили проблему в классе. Изучив литературу, составили план реализации проекта. Дети в недостаточной степени имеют представления о памятниках нашего края.

Нам хотелось вызвать у ребят желание познакомиться с историей возникновения памятников, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним. С этой целью мы подготовили беседу для ребят «Для чего нужно знакомиться с памятниками?»

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно в детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Реализуя данный проект, можно развивать представления детей о памятниках, истории их возникновения, значении их в жизни людей.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается малая родина?

Проблемные вопросы

1.О чём может рассказать прошлое нашего края?

2.О чём рассказывают достопримечательности нашего города?

4.Какие известные люди жили в нашем крае?

5.Чем дорог для человека край родной?

В ходе проекта мы-обучающиеся 2 «Б» класса разбились на 2 подгруппы: краеведы и экскурсоводы. Каждой подгруппе было дано задание. Краеведы готовили материал об истории нашего края и пямятниках, экскурсоводы - об интересных фактах из жизни нашего края, о знаменитых людях.

Сроки реализации проекта: октябрь 2015-март 2016

Актуальность проекта

Для каждого из нас очень важно и нужно знать историю своей страны, историю своей большой и малой Родины. И задача учителя воспитывать патриотов своей Родины, развивать интерес к прошлому и настоящему страны, республики, района, своего села. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, чем больше любви проявляет к своим соотечественникам, тем больший патриот, данный человек.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Любовь к своему селу, к краю, к России в целом, конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, работа во благо своей Родины – это очень важно. Любить и жить в своем городе, делать все, чтобы наше село стало лучше, краше. Жить за пределами своей малой Родины, но продолжать любить и прославлять ее. Проблема исследования: отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю к истории и культурному наследию родного края, низкий уровень знаний о традициях и обычаях родного края.

Проект «Памятники моего края » актуален, так как в ходе реализации данного проекта мы познакомились с историей возникновения и становления г. Шихан и Вольска, его архитектурными сооружениями, узнали много нового о земле, где родились. Cмогли сравнить настоящий город с прошлым. В процессе работы происходило развитие познавательных процессов, формировались чувства патриотизма, любовь к родному городу, к природе, к пямятникам.

В связи с 80 -летием Саратовской области дети сами заинтересовались и с помощью родителей, дополнительных источников стали собирать информации по истории города. В процессе сбора информации учащиеся узнают названия улиц, историю этого названия;

памятников, местностей, их расположение; имена знатных людей города, их биографию. Познакомятся с учреждениями социальной и культурной сфер города.

Данный проект формирует целостное представление о родном крае, знакомит с социально-экономическими и культурными достижениями, традициями, историей города, формирует представления о его прошлом и настоящем. Важное место уделено людям, люди – главное богатство нашего города. Наши земляки, ушедшие на войну – самые почетные и уважаемые из них. Весь этот материал присутствует в этой работе. Наши земляки участвовали в Великой Отечественной войне и внесли свою лепту в победу над фашизмом.

Наш гоород расположен на правом берегу реки , в 129 км от , в 20 км от г. . Он граничит с территорией .

Поселение было основано в 1820 г. как усадьба графа , героя . В 1876 г. была построена земская школа.

На момент революции 1917 года в Шиханах было около 200 домов и 800 жителей. Последним владельцем был правнук основателя - Василий Петрович Орлов-Денисов.

В 1923 г. на территории Шихан создана аэрохимическая станция, ставшая впоследствии Центральным войсковым химическим полигоном Советской армии. Основные части города: Шиханы-1 (непосредственно сам город), Шиханы-2 (военный городок), Шиханы-4 (арсенал).

Шиханы-2 (п. Вольск-18)

Военный городок Шиханы-2, также известный как Вольск-18, административно не входит в ЗАТО Шиханы, но исторически является с ним одним целым. Расстояние между городами 2 км. В городке построено два с небольшим десятка достаточно современных домов, расположенных на одной улице под названием «Краснознаменная». В городке есть парк с прудом, являющийся частью графского парка. Изначальный размер графского парка около 10 000 га, сейчас большая часть одичала и стала неотъемлемой частью лесного массива. В парке на озере живут утки и лебеди, их специально содержит гарнизон. На зиму лебедей переселяют в тёплые помещения.

Вокруг поселка существует достаточно богатая природа. Он с двух сторон окружен густым лесом (сосны, лиственные деревья). С другой стороны - полигон, степная зона, практически не тронутая земля. Полигон - ареал сурков, занесенных в Красную книгу. Химическое оружие на полигоне не испытывается.

В поселке находится 1 мобильная бригада радиационной, химической и биологической защиты. Это войска повышенной боеготовности, которые обеспечивают защиту от аварий на радиационно и химически опасных объектах и предприятиях.

В 1980-е годы в поселке стал развиваться горнолыжный спорт. Были построены первые трасса и подъемник, которые были введены в эксплуатацию зимой 1979-1980 г.г. Затем была построена горнолыжная база.

В мае 1997 года в поселке был торжественно открыт и освящен православный Храм святителя Николая архиепископа Мирликийских. В поселке также имеется Мемориальный комплекс в честь жителей поселка, погибших во время Великой отечественной войны. Здесь круглосуточно горит вечный огонь. Кроме того в поселке открыты памятники героям-химикам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в военных действиях на территории Чеченской республики.

Достопримечательности

22 ноября 2014 года в городе Шиханы на площади около ДК «Корунд» состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию бюстов Героев Советского Союза, наших земляков, павших в годы Великой Отечественной войны. Это Полещиков Николай Иванович и Рыбаков Алексей Филиппович.

Право торжественного открытия бюстов было предоставлено родным Героев Великой Отечественной войны: внуку А.Ф.Рыбакова А.П.Дурову и снохе Н.И.Полещикова Л.П. Полещиковой.

Рыбаков Алексей Филиппович был командиром взвода связи 465-го стрелкового полка. Младший лейтенант Рыбаков в ночь на 30 сентября 1943 года во главе группы бойцов первым в полку переправился через Днепр в районе села Вышгород, установил связь с командиром полка. В течение суток несколько раз устранял обрывы телефонного кабеля. Был дважды ранен, но остался в строю. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 10 января 1944 года . Алексей Филиппович Рыбаков погиб смертью храбрых в бою 10 марта 1945 года.

Николай Иванович Полещиков

был командиром отделения сапёрного взвода 4-ой гвардейской механизированной бригады. Гвардии рядовой Полещиков при форсировании Днепра в районе села Червоный Маяк Херсонской области в ночь на 10 марта 1944 года на рыбачьих лодках и плотах переправился со штурмовой группой на правый берег и вместе с отделением обезвредил 478 вражеских мин, чем обеспечил захват плацдарма. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 3 июня 1944 года. Старшина Николай Иванович Полещиков умер от ран 13 ноября 1944 года.

В Шиханах стоит ещё пямятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Глубокая признательность и благодарность, участникам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности. Честь и слава воинам, участникам боевых действий в Афганистане и Чечне, мужественно выполнившим воинский долг перед родиной.

В России Вечный огонь впервые загорелся в Ленинграде в 1957 году – его зажгли у памятника «Борцам революции», который расположен на Марсовом поле. Именно это пламя стало источником, от которого начали зажигать воинские мемориалы по всей России, во всех советских городах-героях и городах воинской славы. Затем торжественное открытие Вечного огня состоялось 8 мая 1967 года – его зажгли на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

В Вольске-18 Вечный огонь горит при входе в Графский парк. На гранитных стенах написаны имена местных жителей, которые участвовали в Великой Отечественной Войне. Слева от Вечного огня стоит памятник солдату, а напротив матерям, которые ждали их с войны.

Каждый год 9 мая к Вечному огню возлагаются венки и цветы, в память о героях Великой Отечественной Войны.

при На высоком постаменте на берегу Волги, видный издалека всем проплывающим по реке судам, стоит самый известный в Вольске памятник – памятник, посвящённый матросам и бойцам Вольской Красной флотилии. Памятник установлен на крутом берегу Волги как раз на том месте, где 12 июля 1918 года высадился краснофлотский десант под командованием Сергея Циганкова. Решительными действиями десантники пробились к зданию тюрьмы и освободили 700 заключённых.

Памятник создан саратовским скульптором Георгием Эповым и открыт в 1976 году. На цоколе постамента барельефное изображение якоря и слова «Матросам и бойцам Вольской красной флотилии.

Вольская речная Красная флотилия – первое воинское соединение Красной Армии, возникшее на Волге. Первым оно вступило в наступательные действия для интенсивной защиты Советской власти. Воины Вольской флотилии сражались на всём протяжении от Баронска (так раньше назывался город Энгельс) до Камского Устья.

Вольская речная Красная флотилия прославилась и в годы Великой Отечественной войны. Она обеспечивала перевозки и оборону Волги. Флотилия вела боевые действия с июля 1942 по февраль 1943, производя траление мин от Саратова до Астрахани, поддерживая войска артиллерийским огнём во время битвы за Сталинград, обеспечивая перевозки войск и грузов, высаживая десанты, осуществляя противовоздушную оборону Волжского водного пути. Под непрерывным огнём корабли флотилии совершили свыше 35 тыс. рейсов, перевезли свыше 120 тыс. чел. и свыше 13 тыс. т грузов. В 1943-44 Волжская военная флотилия производила работу по очистке Волги от мин.

л Есть на берегу Волги ещё один памятник. Скульптура, возвышающаяся на постаменте, обращена к «главной улице России» – реке Волге. Эта памятник Клименту Ефремовичу Ворошилову (1881 – 1969), первому маршалу Советского Союза, дважды Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда. Он установлен по ходатайству ветеранов Гражданской и Отечественной войн в 1972 году. Его можно назвать забытым памятником. Постамент обветшал, видны кирпичи, он производит очень удручающее впечатление.

от

15 ноября 1985 года в Вольске на пересечении улиц Революционная и Максима Горького был открыт бронзовый бюст уроженцу города, почетному Гражданину Вольска, академику Петру Дмитриеви чу Грушину д важды герою соц. труда за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники.

При въезде в город Вольск стоит памятник воинам-автомобилистам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Здесь формировались автомобильные части для фронта в годы войны. Монумент представляет собой покрытую мрамором стелу с постаментом, на котором находится один из символов Великой Победы - легендарный автомобиль ЗИС-5. Силами местных энтузиастов грузовик отреставрировали, а территорию около памятника благоустроили.

«ЗИС-5 был основным транспортным автомобилем Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Сегодня, отдавая дань памяти и заслугам воинов-автомобилистов. В 1942 году из Саратовской области в Сталинград было отправлено 400 грузовых машин. Среди фронтовых шоферов были наши земляки, которые с честью и до конца выполнили свой воинский долг.

В центре города Вольска Стоит памятник погибшим землякам.

Рядом стоит памятник погибшим в локальных войнах.

Известные люди нашего края

Работая над проектом, мы узнали много интересного об известных людях: Это Полещиков Николай Иванович и Рыбаков Алексей Филиппович – Герои Советского Союза.

Дважды Герой Социалистического Труда, академик, создатель зенитных управляемых ракет

Русский военно-общественный деятель, журналист, профессор-математик

Советский и российский композитор

Русский генерал (1917), служил в

Советский общественный деятель, председатель Гостелерадио, посол СССР в Австралии

Один из основоположников химической физики

Герой Российской Федерации, заслуженный военный лётчик РФ, военный лётчик 1-го класса, лётчик-испытатель 1-го класса, военный лётчик-снайпер .

Русский военный деятель, генерал-майор

Советский учёный-механизатор

Председатель Временного Правительства России в 1917 г. был избран в Госдуму от города Вольска

Начальник разведывательного управления ВМФ СССР (с 1965 по 1979).

Более 50 героев Советского Союза были уроженцами Вольска и Вольского района или ушли на фронт по призыву Вольского военкомата. - Герой Советского Союза, гвардии майор, корпусной инженер 9-го гвардейского танкового Уманского Краснознамённого ордена Суворова корпуса.

Герой Советского Союза, командир звена 165-го гвардейского штурмового авиационного Краснознамённого полка, гвардии старший лейтенант.

Герой Советского Союза, командир понтонной роты,. - лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза

Герой Советского Союза, механик-водитель танка 6-й танковой бригады

Заключение

Родной край - самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая , самые интересные сказки, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое.

У каждого человека есть свой родной край, куда хочется все Время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих краях. впервые здесь увидел солнце, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел в друзей.

Родной край самое красивое место на земле, здесь живут самые хорошие люди. А сколько всего интересного здесь было, сколько хороших воспоминаний связанно с этим местом. Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый.

Любовь к Родине, родному краю и её достопримечательностям - важнейшее чувство для каждого человека. Но где же этот исток, маленький родничок, с которого всё начинается?

Давайте же будем любить нашу Родину и бережно относиться к ней, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, мой край родной!» Но нельзя любить не зная. Как сказал Ю. Ефремов «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем больше знаю».

Участие в проекте помогло создать нам «образ страны», образ нашей Родины, образ нашего города, нашего края.

Мы любим свой родной край!

Любуемся красивыми зданиями, парками и скверами, золотыми куполами церквей и соборов, памятниками. Наш город прекрасен в любое время года!

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986-1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Текст приводится по изданию: Лихачев Д. Заметки о русском. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014.

Экология культуры

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые, ленинградские черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата. Жить там, где жили революционеры, поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки — напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать. Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Человек — существо нравственно оседлое, даже и тот, кто был кочевником, для него тоже существовала «оседлость» в про сторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость в других. Все мною сказанное не значит, что надо приостановить строительство новых сооружений в старых городах, держать их «под стеклянным колпаком» — так искаженно хотят представить позицию защитников исторических памятников некоторые не в меру рьяные сторонники перепланировок и градостроительных «улучшений».

А это значит только, что градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать свое существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное старое, создавая лишь некоторые «культурные мнимости». Не все то, что воздвигается нынче в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок — по отношению к своим родителям. Нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует. Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.

Возьмем, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль. В древнем Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя продуманность в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства — выявлять эту «идею города», чтобы продолжать ее творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой. Новгород строился по обоим низким берегам Волхова, у самих полноводных его истоков. В этом его отличие от большинства других древнерусских городов, стоявших на крутых берегах рек. В тех городах бывало тесно, но из них всегда виднелись на другом берегу заливные луга, столь любимые в Древней Руси широкие просторы. Это ощущение широкого пространства вокруг своих жилищ было характерно и для древнего Новгорода, хотя и стоял он не на крутом берегу. Волхов мощным и широким руслом вытекал из Ильмень-озера, которое хорошо было видно из центра города.

В новгородской повести XVI века «Видение пономоря Тарасия» описывается, как Тарасий, забравшись на кровлю Хутынского собора, видит оттуда озеро, как бы стоящее над городом, готовое пролиться и затопить Новгород. Перед Великой Отечественной войной, пока еще был собор, я проверял это ощущение: оно действительно очень острое и могло повести к созданию легенды о том, что Ильмень грозил затопить город. Но Ильмень-озеро виднелось не только с кровли Хутынского собора, но прямо от ворот Детинца, выходящих на Волхов. В былине о Садко поется, как Садко становится в Новгороде «под башню проезжую», кланяется Ильменю и передает поклон от Волги-реки «славному Ильмень-озеру». Вид на Ильмень из Детинца, оказывается, не только замечался древними новгородцами, но и ценился. Он был воспет в былине...

Кандидат архитектуры Г. В. Алферова в своей статье «Организация строительства городов в русском государстве в XVI-XVII веках» обращает внимание на «Закон градский», известный на Руси начиная по крайней мере с XIII века. Восходит он к античному градостроительному законодательству, заключающему четыре статьи: «О виде на местность, который представляется из дома», «Относительно видов на сады», «Относительно общественных памятников», «О виде на горы и море». «Согласно этому закону, — пишет Г. В. Алферова, — каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии (вид, открывающийся от здания) ярко отразился в русском архитектурном законодательстве „Кормчих книг...“». Русское законодательство начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом. «Новое дело творит некто, когда хочет или разрушить, или изменить прежний вид». Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должны производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями: в одном из параграфов закона запрещается лицу, обновляющему старый, ветхий двор, изменять его первоначальный вид, так как если будет надстроен или расширен старый дом, то он может отнять свет и лишить вида («прозора») соседей.

Особое внимание в русском градостроительном законодательстве обращается на открывающиеся из домов и города виды на луга, перелески, на море (озеро), реку. Связь Новгорода с окрестной природой не ограничивалась только видами. Она была живой и реальной. Концы Новгорода, его районы, подчиняли себе окружающую местность административно. Прямо от пяти концов (районов) Новгорода веером расходились на огромное пространство подчиненные Новгороду новгородские «пятины» — области. Город со всех сторон был окружен полями, по горизонту вокруг Новгорода шел «хоровод церквей», частично сохранившийся еще и сейчас. Один из наиболее ценных памятников древнерусского градостроительного искусства — это существующее еще и сейчас и примыкающее к Торговой стороне города Красное (красивое) поле. По горизонту этого поля, как ожерелье, виднелись на равных расстояниях друг от друга здания церквей — Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Благовещения на Городце, Нередица, Андрей на Ситке, Кириллов монастырь, Ковалево, Волотово, Хутынь. Ни одно строение, ни одно дерево не мешало видеть этот величественный венец, которым окружил себя Новгород по горизонту, создавая незабываемый образ освоенной, обжитой страны — простора и уюта одновременно.

Сейчас по горизонту Красного поля появляются какие-то бесформенные хозяйственные постройки, само поле зарастает кустарником, который скоро превратится в лес и заслонит собою вид, вал, который издавна служил местом прогулок, особенно прекрасных вечером, когда косые лучи солнца особенно высвечивали белые строения по горизонту, не восстанавливается вид на Ильмень с Торговой стороны Новгорода, не только от Кремля, закрыт валами бесцельно вырытой земли для строительства предполагавшегося водноспортивного канала, по середине русла Волхова стоят громадные быки еще в 1916 году начатого, но так, к счастью, и не осуществленного железнодорожного моста.

Долг современных градостроителей перед русской культурой — не разрушать идеальный строй наших городов даже в самом малом, а поддерживать его и творчески развивать. ...Стоит вспомнить о предложении академика Б.Д. Грекова, высказанном им еще в конце войны, после освобождения Новгорода: «Новый город следует строить несколько ниже по течению Волхова в районе Деревяницкого монастыря, а на месте древнего Новгорода устроить парк-заповедник. Ниже по течению Волхова и территория выше, и строительство будет дешевле: не надо будет нарушать многометровый культурный слой древнего Новгорода дорогостоящими глубокими фундаментами домов». Это предложение следовало бы учитывать при проектировании новой застройки во многих старых городах. Ведь строительство легче осуществлять там, где оно не будет врезаться в старое. Новые центры древних городов должны строиться вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

А как все-таки строить, если это необходимо, рядом со старыми зданиями? Единого метода предложено быть не может, одно бесспорно: новые здания не должны заслонять собой исторические памятники, как это случилось в Новгороде и в Пскове (церковь Сергия с Залужья, застроенная домами-коробками, против «Октябрьской» гостиницы в центре города или громадное здание кинотеатра, поставленное вплотную к Кремлю). Невозможна также никакая стилизация. Стилизуя, мы убиваем старые памятники, вульгаризуем, а иногда невольно пародируем подлинную красоту. Приведу такой пример. Один из архитекторов Ленинграда считал самой характерной для города чертой шпили. Шпили в Ленинграде действительно есть, главных три: Петропавловский, Адмиралтейский и на Инженерном (Михайловском) замке. Но когда на Московском проспекте появился новый, довольно высокий, но случайный шпиль на обыкновенном жилом доме, семантическая значимость шпилей, отмечавших в городе главные сооружения, уменьшилась. Была разрушена и замечательная идея Пулковского меридиана: от Пулковской обсерватории прямо по меридиану шла математически прямая многоверстная магистраль, упиравшаяся в Адмиралтейскую иглу. Адмиралтейский шпиль был виден от Пулкова, он мерцал золотом вдали и притягивал к себе взор путника, въезжавшего в Ленинград со стороны Москвы. Теперь этот неповторимый вид перебит стоящим посередине Московского проспекта новым жилым домом со шпилем над ним.

Поставленный по необходимости среди старых домов новый дом должен быть «социален», иметь вид современного здания, но не конкурировать с прежней застройкой ни по высоте, ни по прочим архитектурным модулям. Должен сохраняться тот же ритм окон; должна быть гармонирующей окраска. Но бывают иногда случаи необходимости «достройки» ансамблей. На мой взгляд, удачно закончена застройка Росси на площади Искусств в Ленинграде домом на Инженерной улице, выдержанным в тех же архитектурных формах, что и вся площадь. Перед нами не стилизация, ибо дом в точности совпадает с другими домами площади. Есть смысл в Ленинграде так же гармонично закончить и другую площадь, начатую, но не завершенную Росси, — площадь Ломоносова: в дом Росси на площади Ломоносова «врезан» доходный дом XIX века. Культурную экологию не следует смешивать с наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое нашей страны должно рассматриваться не по частям, как повелось, а в его целом. Речь должна идти и о том, чтобы сохранить самый характер местности, «ее лица необщее выражение», архитектурный и природный ландшафт. А это значит, что новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих лучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа — вот чем необходимо обладать и градостроителю, и в особенности строителю сел. Архитектура должна быть социальной. Культурная экология должна быть частью экологии социальной.

Пока же в науке об экологии нет раздела о культурной среде, позволительно говорить о впечатлениях. Вот одно из них. В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим энтузиастом своего дела реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле — Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходит в отпуск: он не может без Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы: двадцать шестым августа (по старому стилю) и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.

Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством. Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И здесь, на этой национальной святыне, политой кровью защитников Родины, в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Те, кто это сделал, совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину, командовавшему с необыкновенным мужеством и искусством русскими войсками в самом опасном месте битвы. Как расценить тех, кто в те же годы намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели Тучкова-четвертого его вдовой: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»? Понадобилось вмешательство газеты «Правда» в 1938 году, чтобы надпись эта была уничтожена.

И еще о чем хотелось бы вспомнить. Город, в котором я родился и живу всю жизнь, — Ленинград — связан прежде всего в своем архитектурном облике с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Прямо в лоб: первое большое здание Ленинграда и Растрелли! Оно было в очень плохом состоянии — стояло близко от линии фронта, но советские бойцы сделали все, чтобы сохранить его. И если бы его реставрировать, какой праздничной была бы эта увертюра к Ленинграду. Снесли! Снес ли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто на его месте, пусто в душе, когда это место проезжаешь. Кто же эти люди, убивающие живое прошлое, прошлое — которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить «свое творение» на выигрышном месте. Иногда это реставраторы, заботящиеся о том, чтобы выбирать себе наиболее «выгодные» объекты, о том, чтобы восстановленное произведение искусства принесло им славу, и восстанавливающие старину по своим собственным, иногда очень примитивным представлениям о красоте.

Иногда же это совсем случайные люди: «туристы», разводящие костры вблизи памятников, оставляющие свои надписи или выковыривающие изразцы «на память». И за этих случайных людей ответственны все мы. Мы должны позаботиться о том, чтобы таких случайных убийц не было, чтобы вокруг памятников был нормальный нравственный климат, чтобы все — от школьников и до работников городских и областных организаций — знали, какие памятники доверились их знаниям, их общей культуре, их чувству ответственности перед будущим. Одних запрещений, инструкций и досок с указанием «Охраняется государством» недостаточно. Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической и культурной экологии, шире создавать в школах кружки по истории и природе родного края. К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать.

Итак, экология культуры! Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное. До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной вид растений. Удалось же восстановить зубров — и на Кавказе, и в Беловежской Пуще, даже поселить в Бескидах, то есть там, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне — пожарами, вырубками, ядовитой пылью, сточными водами. Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению ее жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, уничтожают и то, что в земле еще не открыто, и то, что над землей, — уже служившее людям. Даже сами реставраторы, руководствуясь своими собственными, недостаточно проверенными теориями или современными представлениями о красоте, становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. Градостроителям, как никому, нужны знания в области экологии культуры.

В первые годы после Великой Октябрьской революции краеведение переживало бурный расцвет. По различным причинам в тридцатые годы оно почти прекратило свое существование, специальные институты и многие краеведческие музеи были закрыты. А краеведение как раз и воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым. Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нрав ственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры.

Введение С. 2-3

Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию
прошлого. С. 3-4

Глава II. Роль церкви в судьбе казачестваС. 5-10

Глава III. Судьба православных храмов нашего края С. 10-19

Заключение С. 19-20

Литература и источники С. 21-22

Введение
Любовь к своейстране, своему народу память предков есть то начало, которое по- настоящему освящает жизнь каждого из нас, приносит счастье, делает нас сильными и едиными. Разве это не та национальная идея, которую мы сегодня ищем, не патриотизм, как чувство ответственности перед потомками за сохранение и преумножение культурных традиций и ценностей своего народа.
Конституция Российской - статья 44, закрепляет правокаждого гражданина на доступ к культурным ценностям и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Но, ни один закон не может заставить душу человека любить свое прошлое бескорыстно, не по закону, а нравственно, с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями, светло и искренне, с чувством ответственности за всё – и прошлое, инастоящее, и будущее. А начинается все с любви к родному краю, городу, а затем и к человеческой культуре.
Можно ли полюбить храм, разрушенный временем, традиции прошлого, которые сегодня кажутся, подчас, наивными, смешными, не вписывающимися в нашу жизнь? Можно и нужно, ведь это твои корни, твои истоки, без которых невозможна жизнь!
Сегодня народ земли хоперской обращается к своим истокам иистории, изучая их, возрождая православные храмы, восхищаясь щедростью и широтой души предков, великолепием храмов, созданных их стараниями и пожертвованиями.
Целью нашей работы является:
изучить судьбу православных храмов и роль церкви в истории казачества как элемент культурного наследия родного края.

Для решения целей поставлены задачи:
- актуализировать проблему духовно-нравственного восприятияи культурно-исторического наследия;
- показать, как воздвигались отечественные святыни, какие шедевры создавались в области культуры стараниями и талантами народа;
- формирование интереса к изучению православных традиций казачества хопёрского края, как одного из путей развития гражданского самосознания и патриотизма.
Объект исследования: православные храмы города Урюпинска иУрюпинского района, сохранившиеся до наших дней, разрушенные и восстанавливающиеся сегодня.
Предмет: история православных традиций казачества и роль церкви в жизни Прихоперья.
Гипотеза: цель данной работы будет достигнута, если проследить историю становления православной веры в казачьих станицах нашего края и судьбу православных храмов как основу культурного наследия родного края.
Методы:
- анализисторико-краеведческой публицистической литературы;
- работа с документами церковных архивов материалами музея;
- интервьюирование церковнослужителей местных приходов.
Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию прошлого.
Многие памятники культуры сегодня утрачены. Их потери невосстановимы, а воссозданные вновь эти памятники теряют свою индивидуальность, связь с эпохой, с мастерами, ихсоздавшими. Памятники культуры неповторимы и даже восстановленные заново, они только «портрет», видимость эпохи, ведь портреты мертвы. Наличие памятников культуры ограничено, оно измеряется не количеством, яркостью и красотой, а способностью источать дух эпохи, наполнять душу гордостью за свое прошлое и любовью к настоящему.
Много ошибок, трагических просчетов и...

Памятники культуры представляют особую ценность для истории страны, которой принадлежат. Часто они сохраняются с древних времен, дойдя до нашего времени в неизменном или уже отреставрированном виде. Эти сооружения являются символами искусства и частью истории государства, они воплощают в себе яркий талант создателей, демонстрируя нам всю тонкость красоты и величия. Также к памятникам культуры относят находки археологов, рисунки первобытных людей, древние иероглифы. Всё это имеет огромную историческую ценность.

В России немало памятников культуры, сохранившихся из прошлых веков. Самыми известными из них можно назвать Красную площадь и Кремль в Москве. Это здорово, что мы стремимся сохранить ценности культуры своей Родины, бережно храня памятники, изучая их историю. В этом проявляется духовность и единство народа.

Прекрасным примером памятника культуры, величественного и красивого, можно назвать Царь-колокол. Огромный колокол имеет высоту более шести метров. Отливали его по приказу императрицы Анны Иоанновны. Колокол оказался таким большим и тяжелым, что его не смогли поднять, поэтому он оставался в плавильной яме. При пожаре от монумента откололся кусок. Только спустя сто лет этот знаменитый памятник смогли поднять - сегодня он красуется в московском Кремле, вызывая восторг у каждого, кто увидит Царь-колокол.

Старинные храмы и соборы тоже являются памятниками культуры России. Прекрасный храм Покрова Божьей Матери, который в народе переименовали в Собор Василия Блаженного, своими шестью разноцветными куполами символизирует звезду Вифлеема. Вид этого святого памятника культуры завораживает и вызывает неподдельный трепет перед талантом зодчих, создавших его.

Сохранение памятников культуры - это задача всего народа. Мы должны изучать свою историю, ведь отношение к прошлому раскрывает будущее страны. И уважение к предкам, к величайшим их творениям искусства - это признак духовного расцвета народа.

Ещё одно сочинение от ученика 8 класса по теме «Памятник культуры»

Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.

Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.

Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.

Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.

Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.