Шуман первая. Шуман – кто он? Несостоявшийся пианист, гениальный композитор или острый музыкальный критик? Роковой удар судьбы

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Первая утрата

Фредерик Шопен. Прелюдия № 4 ми минор;
Роберт Шуман. Первая утрата;
Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части).

1-е занятие

Программное содержание . Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара, в которых выражены разные оттенки грустного настроения.

Первая пьеса тревожная, взволнованная, а вторая звучит как печальное раздумье. Эти пьесы так и называются: «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вы знаете, что многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Прелюдия – это небольшая пьеса для фортепиано или другого инструмента. Иногда прелюдия предшествует другому произведению, но может существовать и как самостоятельная пьеса. Какой характер этой прелюдии Ф. Шопена? (Исполняет её.)

Д е т и. Музыка грустная, жалобная, печальная.

П е д а г о г. Да. Прислушайтесь, как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация (играет нисходящую секунду) часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер. (Играет аккорды сопровождения.)

Своя мелодия есть и в этих аккордах, прислушайтесь, она движется медленно вниз. В этой прелюдии есть яркая кульминация, где музыка звучит очень напряжённо. Где вы её слышите? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В середине.

П е д а г о г. В прелюдии две части. Они начинаются одинаково. (Исполняет фрагменты.) Кульминация находится во второй части пьесы. Мелодия внезапно стремительно взлетает вверх, звучит взволнованно, как отчаянный возглас (исполняет фрагмент). Потом опять появляются плачущие, жалобные интонации, мелодия стихает, сникает, повторяются одни и те же звуки. (Играет фрагмент.) Мелодия замирает, неожиданно застывает, останавливается. (Исполняет фрагмент.) А как звучат последние аккорды? (Исполняет их.)

Д е т и. Очень грустно, тихо.

П е д а г о г. Да. Тихие, мрачные аккорды с низкими басами звучат очень грустно, скорбно. (Исполняет всю прелюдию.) Похожая интонация жалобы (играет её) звучала и в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута». Но в ней эта интонация «мелькала» в быстром темпе и создавала беспокойный, смятенный, тревожный характер. (Исполняет фрагмент.)

С этой же жалобной интонации начинается и пьеса Р. Шумана «Первая утрата» (исполняет её, показывает другие нисходящие интонации мелодии).

Роберт Шуман был не только выдающимся немецким композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.

С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке.

Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуках. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом».

Послушайте пьесу Шумана «Первая утрата» ещё раз.

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, различать форму произведений, находить кульминации.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали два грустных произведения - прелюдию Ф. Шопена и пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Мы отмечали, что в этих произведениях есть похожие интонации-жалобы. (Исполняет фрагменты.) В прелюдии Ф. Шопена мы слышали яркую кульминацию – взлёт мелодии, который выражает чувство щемящей тоски, скорби, звучит напряжённо, с мольбой, протестом. (Играет кульминацию.) А где кульминация в пьесе Р. Шумана «Первая утрата»? (Исполняет её.)

Д е т и. В конце. Музыка звучит громко, настойчиво.

П е д а г о г. Да. Аккорды в конце пьесы звучат с протестом, горечью. Переживания ребёнка, выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у взрослого. Первая утрата, которую испытал ребёнок, вызвала в его душе столько печали, скорби! Музыка звучит то жалобно (исполняет фрагмент), то взволнованно (звучит фрагмент средней части), то с протестом (играет последние четыре такта), то очень грустно (исполняет последние два такта). Давайте внимательно послушаем всю пьесу. Скажите мне, повторяется ли первая, жалобная мелодия пьесы? Когда она звучит? Сколько частей в пьесе? (Играет пьесу.)

Д е т и. Три части. Мелодия повторяется в конце, но звучит недолго.

П е д а г о г. Правильно. Мелодия с жалобными интонациями звучит в первой части пьесы дважды. В средней части музыка становится настойчивой, напряжённой. Одни и те же отрывки мелодии как бы перебивают друг друга с горечью и волнением. Ведь когда неприятная мысль тревожит человека, то она всё время напоминает о себе, не даёт покоя. (Играет среднюю часть.) Так и в музыке - беспокойная интонация мелодии звучит как бы на разные лады. Но вот мы опять слышим мелодию начала пьесы - жалобную, печальную. Здесь, в третьей части, она звучит не полностью, без окончания, появляются протестующие, грозные аккорды, но они скоро становятся мягкими и грустными. (Исполняет третью часть пьесы.)

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать произведения, перекликающиеся по эмоционально-образному содержанию. Различать оттенки настроений, выраженных в музыке.

Ход занятия:

П е д а г о г. И в жизни взрослых, и в жизни детей бывают самые разные грустные переживания: и светлая грусть (как в пьесе С. Майкапара «Раздумье» - звучит фрагмент), и грусть скорбь (как в пьесе Р. Шумана «Первая утрата» или в прелюдии Ф. Шопена - исполняет фрагменты этих произведений), и тревога (как в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута»).

А какое настроение выражено в этой музыке? (Исполняет фрагмент третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена.)

Д е т и. Нежное, грустное, беспокойное.

П е д а г о г. Правильно. Я сыграла вам отрывок из третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена. Эта музыка так красива! Она трепетная, порывистая, летящая, озарённая светом и грустью.

Прислушаемся к интонациям мелодии: они звучат то жалобно, когда окончания маленьких фраз-интонаций направлены вниз (играет три интонации, в первых двух тактах), то ласково-вопросительно, когда мелодия поднимается вверх в конце фраз (играет четвёртую интонацию, в 3-4-м тактах). Настойчивое повторение этих жалобных и ласково-вопросительных интонаций придаёт музыке трепетность, встревоженность. Давайте вспомним пьесу С. Майкапара «Тревожная минута», в которой мелодия тоже строится на смене интонаций, то жалобных, поникающих (направленных вниз), то вопросительных (направленных вверх). (Исполняет фрагмент.)

Давайте вспомним замечательное произведение В. А. Моцарта, которое вы все любите, его 40-ю симфонию. Сколько разных оттенков чувств сплетено в этой музыке - и нежность, и грусть, и взволнованность, и трепетность, и встревоженность, и решительность, и снова ласковость (звучит фрагмент). Давайте ещё раз послушаем, в записи, и другие произведения, в которых выражены разные оттенки грусти - прелюдию Ф. Шопена, фрагмент сонаты Л. Бетховена. (Звучит запись.)

Ф. Шопен. Прелюдия № 4 ми минор. Рекомендации по исполнению
Скорбный, грустно-взволнованный характер прелюдии создаётся повторяющейся нисходящей интонацией мелодии. Важно избежать статичности, чувствовать длинную фразировку. Немаловажную роль в создании образа играет красочная гармонизация. Аккорды аккомпанемента должны звучать ровно, стройно, мягко, с ясной линией звуков мелодии в верхних голосах.

Л. Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части). Рекомендации по исполнению
Нежно-взволнованная, переливчатая, летящая мелодия главной партии этой части исполняется без акцентов, с ощущением длинных фраз, мягко, с умеренной педализацией.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Соната № 17. III часть. Allegretto
Моцарт. Симфония № 40. I часть. Allegro molto
Шопен. Прелюдия № 4 ми минор
Шуман. Первая утрата
Майкапар. Тревожная минута
Майкапар. Раздумье, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения произведений педагогом, docx.

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, треугольник, струнные.

История создания

Первая симфония появилась в счастливую пору жизни Шумана. 12 сентября 1840 года композитор обвенчался с Кларой Вик, и после многолетней борьбы и страданий началась ничем не омраченная семейная жизнь. Они познакомились в 1828 году, когда 18-летний Шуман, подающий надежды пианист, стал брать уроки у ее отца, знаменитого лейпцигского педагога Фридриха Вика, и поселился в их квартире. Он разучивал фортепианный концерт, а 9-летняя Клара рядом за столом училась писать. Он сочинял для нее и ее младших братьев волшебные сказки и разбойничьи истории, играл в шарады, загадывал загадки.

Клара была вундеркиндом - в 11 лет она уже выступала с самостоятельными концертами и быстро завоевывала славу. А Шуман должен был расстаться с мечтой о карьере пианиста-виртуоза: от чрезмерных упражнений он растянул сухожилие, что привело к параличу пальца и неизлечимой болезни кисти правой руки. В те годы и возникла их любовь; в 1837 году они тайно обручились. «Борьба за Клару» была долгой и мучительной: отец не брезговал никакими средствами, чтобы разлучить влюбленных. Больше года длился суд. Счастье, охватившее композитора после женитьбы, вызвало такой прилив творческих сил, что 1840 год стал «годом песен» - он создал их более 100, таких, что другому хватило бы на всю жизнь. А ведь Шуман к тому времени был уже автором ярких, новаторских фортепианных миниатюр, объединенных в циклы, необычно трактованных сонат и стоял на пороге создания крупных жанров.

В 1839 году, будучи в Вене, Шуман посетил брата умершего более десяти лет назад Шуберта, у которого пылилось множество шубертовских рукописей. Среди них Шуман нашел большую симфонию до мажор, последнюю из написанных композитором. Она впервые прозвучала в исполнении знаменитого лейпцигского оркестра Гевандхауза под управлением Мендельсона, а Шуман проанализировал ее особенности в большой статье, опубликованной им в своем музыкальном журнале. Еще раньше Шуман познакомился с симфониями Мендельсона, - в 30-е годы тот создал первые программные образцы в этом жанре - Реформационную и Итальянскую. Шуман восхищался гармоничностью, ясностью, классичностью стиля своего друга. Воздействие его обнаруживается в шумановских симфониях, сдержанных и уравновешенных, в отличие от фортепианных сочинений 30-х годов.

В январе 1841 года за четыре дня Шуман набрасывает Первую симфонию. В его письмах читаем: «Я закончил на днях работу,., которая сделала меня вполне счастливым». Сочинение шло «в том весеннем порыве, который способен охватывать человека вплоть до глубокой старости и всякий раз по-новому». «Если бы вы могли внушить вашему оркестру при исполнении [симфонии] некоторое томление по весне! Именно это я главным образом и испытывал, когда писал ее». Музыка навеяна стихотворением современника Шумана, поэта А. Бётгера, и композитор предполагал дать симфонии не только название «Весенняя», но и предпослать стихотворный эпиграф. Каждая часть также имела заголовок, и в их чередовании рисовались картины весны - от робкого прихода до полного расцвета. Однако все эти пояснения Шуман снял при издании партитуры, и программность, достаточно обобщенная уже в первоначальном замысле симфонии, сохранилась лишь в письмах и воспоминаниях. Симфония посвящена королю Саксонии Фридриху Августу; ее первое исполнение состоялось 31 марта 1841 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Мендельсона.

Музыка

Общий светлый, беззаботный характер определяется уже в первой части, которая должна была носить название «Начало весны». Медленное вступление открывается неким «призывом к пробуждению», после чего «все словно начинает зеленеть и, быть может, даже вылетает мотылек», как писал композитор одному из дирижеров, репетировавших симфонию. Весенний призыв звучит у валторн и труб в унисон, а упомянутый мотылек, скорее всего, изображен в порхающих пассажах флейт и гобоя. Постепенное ускорение приводит к сонатному аллегро, главная партия которого, в легком, танцевальном движении, выросла из вступления. Фанфарные возгласы валторн открывают и побочную партию - простодушную, скромную, камерную. Эта простота музыкальных тем напоминает о классических симфониях. Всю разработку, традиционную по принципам развития, также светлую, ясную, объединяет пунктирный ритм фанфарного призыва. Однако здесь Шуман использует необычный прием, впоследствии ставший типичным для него: в пении гобоя и кларнета возникает новая тема, которая как бы восполняет отсутствие лирического образа в экспозиции. Она звучит и в коде, напоминающей обширные, активно развивающиеся коды Бетховена. В конце в жизнерадостном танце слышен, как и в начале, зов валторн и труб.

Медленная вторая часть первоначально имела заголовок «Вечер». Она очень близка медленным частям любимых Шуманом симфоний Мендельсона, также являясь своего рода симфонической «Песней без слов». Эту песню поют скрипки, варьируют другие инструменты, придавая ей более взволнованный характер, а в среднем разделе ее сменяют краткие мотивы вздоха, жалобы. В репризе варьирование песенной темы поручено солирующей валторне. В последних тактах вступают молчавшие до того тромбоны, подготавливая начинающуюся без перерыва следующую часть.

Третья часть первоначально носила название «Веселые забавы», но в партитуре сохранилось лишь обозначение «скерцо». Это ряд жанровых картинок в излюбленной Шуманом форме с двумя трио. Неоднократно возвращающаяся тема скерцо - упругая, энергичная, несколько суровая, минорная, - сопоставляется с более изящной и гибкой мажорной. Первое трио рисует романтический пейзаж и построено на эффекте эха. Второе трио, светлое и беззаботное, сочетает мотивы скерцо с аккордами эха. Еще раз тема эха возникает в кратком медленном эпизоде коды.

Финал с первоначальным названием «Весна в разгаре» возвращает к образам первой части. Он также открывается энергичным возгласом, а главная партия, беспечная, танцевальная, вновь напоминает о классических образцах. Побочная начинается таинственными пиццикато струнных (тема заимствована из финала фортепианного цикла «Крейслериана»), но через несколько тактов сменяется энергичным начальным возгласом. Он же составляет основу заключительной партии и большой разработки, неистощимой на варьирование. Перед репризой появляется краткий медленный эпизод лесной романтики: слышны отдаленные звуки рогов (солирующие валторны), птичьи трели (каденция флейты). После чего реприза почти без изменений, как в классических симфониях, повторяет экспозицию, а кода утверждает торжество жизненных сил, разбуженных весной.

А. Кенигсберг

« Альбом для юношества» ор.68 был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом.В октябре Шуман писал своему другу Карлу Рейнеке - ’’первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные’’. Первоначальное название сборника «Рождественский альбом».

Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественное кредо Шумана. Он планировал расположить их между пьесами. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в «Новой музыкальной газете» в специальном приложении под заглавием « Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию.

Успеху первого издания «Альбома для юношества» немало способствовал его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером. Сын художника, Генрих Рихтер был учеником Шумана по композиции в 1848-49 годах. Шуманом были указаны десять наиболее важных, по его мнению пьес, к которым по его пояснениям и были созданы художником виньетки на обложку издания. Это пьесы - Время сбора винограда, Первая утрата, Веселый крестьянин, Хороводная, Весенняя песнь, Песенка жнецов, Миньона, Кнехт Рупрехт, Смелый наездник и Зимняя пора.

Существовало мнение среди педагогов, современников автора, что «Альбом» нелогично построен и пьесы слишком трудны для исполнения детьми. Действительно, пьесы расположены не в порядке возрастания трудностей и амплитуда их сложности чрезвычайно высока, но вспомним, что во времена Шумана, в середине XIX века, не существовало еще систематизации учебных материалов. Кроме того, автор вообще не стремился следовать канонам современного педагогического репертуара. В этот период времени было естественным, что различные школы публиковали материал для шести – семи лет обучения.

Значение « Альбома» для фортепианной педагогики состоит в том, что Р. Шуман явился создателем совершенно нового и глубоко новаторского фортепианного стиля, вероятно поэтому пьесы оказались гораздо труднее того репертуара, который использовали в то время педагоги. Напрашивается аналогия с И.С.Бахом, который тоже шел впереди своего времени, создавая пьесы для учеников намного труднее общераспространённого уровня обучения.

Что бы оценить новизну этой музыки достаточно обратить внимание на тот учебный репертуар, которым пользовались педагоги в то время. Это были не только популярные фортепианные школы лучших педагогов того времени - Гуммеля, Мошелеса, Герца, Кулака, Рейнеке, но и произведения многочисленных недоучек.



Роберта Шумана от них отделяла дистанция огромного размера. Все ново в его « Альбоме» – гармония, фортепианное изложение, ритмы, пульсация, психологизм пьес. Но главным явилось - программное содержание.

Круг музыкальной тематики и жанров того времени был ограничен, это многочисленные сонаты, этюды, вариации и небольшие пьесы, как правило, танцевального жанра.

Шуман же ставит своей целью раскрыть мир ребенка и сочиняет психологические миниатюры, часто, правда, выставляя названия пьес после их сочинения, однако они удивительно точны.

Несомненно, в музыке этих пьес нашло отражение влияние Ф. Мендельсона, которого Шуман называл Моцартом XIX века и очень ценил. Особенно это проявляется в двух пьесах без названия, а пьеса « Воспоминание» написана в день смерти Мендельсона и по своему складу, стилю изложения и фактуре напоминает «Весеннюю песню» Мендельсона.

Но, безусловно, пианизм Шумана гораздо шире и разнообразнее. Фактически в Альбоме нет различия между детским и взрослым способом изложения музыкального материала, просто Шуман приспосабливает фактуру своих пьес для детской руки. Пожалуй, в этом выражается сходство с детскими пьесами Грига.

Для каждого образа Шуман выбирает свои средства выразительности, свои звуковые эффекты, то хоровые, то оркестровые, то гомофонию, то полифонию или фактуру богатую подголосками и каноническим движением.

Совершенно отсутствует техника в её чистом классическом виде, гаммы, арпеджио, и трудно определить, что же является и подразумевается под техническими трудностями, так важно для Шумана подчинение техники художественному образу.



Изучение произведений, входящих в Альбом, давно уже стало обязательным для воспитания пианиста и постижения им особенностей фортепианного стиля этого композитора.

Рассмотрим наиболее популярные пьесы из репертуара ДМШ.

Мелодия. Значится в Программах часто в репертуаре первого класса, что является явной ошибкой. Пьеса предназначена только для очень способных детей и не раньше третьего-четвертого класса. По сути, это маленький романс или детская песенка. Очень сложная фразировка, скрытое голосоведение, длинное ведение трех горизонтальных линии и тонкое следование левой руки за всеми движениями правой – вот основные педагогические задачи.

Марш. Обратим внимание на то, что почти отсутствуют исполнительские указания автора. Градация форте очень разнообразна. Аккорды staccato исполняются как pizzicato струнных инструментов, но требуют атаки звука, а не вялого прикосновения. Это наиболее простая пьеса в сборнике.

Первая утрата. Второй, третий класс. Трудная по содержанию и полифонической фактуре пьеса. Наиболее распространенные ошибки - ритмическая трудность с затактовым началом и частая грубость учеников в звучности последних аккордов. Точность выполнения голосоведения и тонкие динамические градации, темповые сдвиги – делают ее исполнение возможным только с подвинутыми учениками. Первоначальное название «Смерть чижика», что отражено в рисунке на обложке издания. В основе лежит семейная история, которая могла стать известной художнику только со слов самого автора. В начале репризы звук «ля» из правой руки уместно перевести в левую руку.

Смелый наездник . Точнее, верное название «Неистовый всадник». Первый или второй класс. Техническое содержание несложно, пьесу любят дети, и она быстро усваивается, трудности обычно возникают с исполнением различных окончаний мелодических фраз и трудностями фактуры.

Народная песенка . Часто стоит в программах рядом со Смелым наездником, что не совсем правильно. Третий класс. Пьеса трудна тонкой педализацией. Название скорее относится к крайним разделам, а середина сходна с народным танцем. Проведение основной мелодии в репризе в среднем голосе представляет трудность для учеников. Подражание Веберу и Мендельсону.

Веселый крестьянин. Второй или третий классы. Педагогу необходимо учесть, что в редакции А.Б. Голденвейзера стоят длинные фразировочные лиги, а авторские лиги смысловые, песенные.

Сицилийский танец. В русских изданиях пьеса имеет другие названия « В характере сицилианы» и «Силийская песенка». Написана пьеса в сложной трехчастной форме. В стиле баркароллы и народного танца. Чередование разных штрихов - legato и portamento. Темп не слишком медленный, к ремарке Шумана можно добавить ещё и слово « грациозно». Средний эпизод играется строго в том же темпе - четверть равна четверти, что представляет собою довольно большую трудность для детей.

Кнехт Рупрехт – буквально «слуга Рупрехт» – персонаж германской мифологии, один из домашних духов, всегда появляющихся на Рождество, когда дети получают подарки от младенца Христа, Кнехт Рупрехт пугает непослушных ребят и грозит им розгами. В наших изданиях эта пьеса широко известна под названием – Дед Мороз, что является ошибкой.

К сожалению, многие прекрасные пьесы забыты и не играются, особенно в старших классах. Среди них пьеса –« Всадник» , в которой звучитстольчастый и излюбленный образ композиторов романтиков, достаточно вспомнить « Лесного царя» Шуберта, «Мазепу» Ф. Листа, романс Г. Вольфа « Огненный всадник». Это своего рода баллада в миниатюре с интересными эффектами приближения и удаления звучания. Пьеса « Весенняя песня» - прекрасный материал, чтоб поиграть аккордовые сочетания на педали, а « Песня матросов» – изображает пение одноголосного, а потом четырехголосного хора. « Зима» первая и вторая – поражают глубиной и яркостью музыки и мыслились Шуманом как нечто единое, как миницикл. Поэтому их разделение во многих современных изданиях вряд ли оправдано. Средний эпизод Зимы второй это яркая жанровая сцена развлечений детей, вторая же часть построена на старинной немецкой песенке Grossvater.

Педагогу необходимо знать, пьеса «Маленький этюд» никогда не играется как инструктивный этюд на зачете или экзамене, что является частой ошибкой неопытных преподавателей.

Педагогу также следует обратить внимание ученика на то, что все украшения у Шумана играются не за счет ноты, у которой они поставлены, а за счет предыдущей, а в арпеджиато - верхний звук аккорда всегда приходится на сильную долю.

Существует множество редакций Альбома для юношества Шумана. Наиболее распространенные редакции - прижизненная 1848 года, редакция Н. Рубинштейна, немецкая редакция Зауэра, редакция А.Б.Гольденвейзера, факсимильная редакция 1956 года. В 1992 году вышла редакция В. Мержанова с указанием педали, фразировки и аппликатуры Роберта Шумана.

Биография

Дом Шумана в Цвиккау

Роберт Шуман, Вена, 1839

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, соч. 2
  • Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
  • Карнавал, ор. 9
  • Три сонаты:
    • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
    • Соната № 3 фа минор, ор. 14
    • Соната № 2 соль минор, ор. 22
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, соч. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82

Концерты

  • Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

Вокальные произведения

  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа , 20 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне , 16 песен)
  • «Геновева». Опера (1848)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120
  • Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
  • Увертюра «Мессинская невеста»

См. также

Ссылки

  • Роберт Шуман: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

  • Sempre Fantasticamente ed Appassionatamente (info)
  • Moderato, Sempre energico (info)
  • Lento sostenuto Sempre piano (info)
Произведения Роберта Шумана
Для фортепиано Концерты Вокальные произведения Камерная музыка Симфоническая музыка

Вариации на тему «Abegg»
Бабочки, соч. 2
Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
Карнавал, ор. 9
Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, соч. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
Konzertstück для четырех валторн и оркестра, op. 86
Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
Концерт для скрипки с оркестром, 1853
Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134

«Круг песен», ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)
«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 20 песен)
«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. А. фон Шамиссо, 8 песен)
«Любовь поэта», ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
«Геновева». Опера (1848)

Три струнных квартета
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
Симфония № 2 до мажор, ор. 61
Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
Симфония № 4 ре минор, ор. 120
Увертюра к трагедии «Манфред» (1848)
Увертюра «Мессинская невеста»


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шуман Роберт" в других словарях:

    ШУМАН, РОБЕРТ АЛЕКСАНДР (Schumann, Robert Alexander) РОБЕРТ ШУМАН (1810 1856), немецкий композитор. Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в том числе… … Энциклопедия Кольера

Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему призванию. В угоду матери и опекуну Шуман занимался юриспруденцией в Лейпциге, насколько приказывал долг, но не более, даже, пожалуй, и менее. В нем тогда уже начало проявляться влечение к музыке. Он брал уроки игры на фортепиано у Фридриха Вика (отца Клары - будущей жены). Его вдохновили произведения Франца Шуберта, с которыми он тогда впервые познакомился.

Каникулярное путешествие в 1829 году в прекрасную Венецию заронило в его душу не один зародыш будущих музыкальных цветов.

На следующий год Шуман отправился во Франкфурт-на-Майне, чтобы послушать Паганини. Некоторые меткие слова в дневнике его выдают поэта, который восхищается красотами природы и искусства. После всех этих восторгов, разумеется, было нелегко чинно опять усесться на место и, начав по порядку с первой главы пандектов, ломать голову над статьями о «Разделении королевского права».

Наконец 30 июня 1830 года Роберт решился на важный шаг - посвятить себя музыке. Он написал матери длинное письмо, в котором прямо объявил свое намерение. Добрая женщина сильно встревожилась, сомневаясь, будет ли Роберт в состоянии «зарабатывать насущный хлеб» посредством своего музыкального таланта. Однако же она письменно обратилась за советом к Вику, и когда тот одобрил намерение Роберта, то и мать согласилась. Роберт переехал в Лейпциг и сделался учеником и жильцом Вика.

Но скоро судьба его снова переменилась. Безумной была операция, которой Шуман подвергнул свою правую руку для скорейшего приобретения беглости игры на фортепиано. Средний палец перестал действовать; несмотря на медицинскую помощь, рука навсегда сделалась неспособной к игре на фортепиано. Шуман должен был навсегда отказаться от желания стать пианистом. Зато теперь его все более начало занимать сочинение музыкальных пьес.

Шуман решился, наконец, серьезно заняться теорией музыкальных композиций. Уроки у директора музыки Кунтша он брал недолго и довершил основательное изучение своего предмета под руководством Генриха Дорна. Отношение его к Вику оставалось по-прежнему самым наилучшим. Необыкновенные музыкальные способности Клары Вик, едва вышедшей тогда из детского возраста, возбуждали живейшее участие Роберта, который, впрочем, тогда интересовался единственно ее талантом.

В 1833 году в Лейпциг приехал из Штутгарта музыкант Шунке, и Шуман заключил с ним почти химерический союз дружбы.

Музыкального друга-женщину нашел он в Генриетте Фохт, ученице Людвига Бергера; но его сердцем владела в то время Эрнестина фон Ф. из Аша, в Богемии.

В конце 1833 года, как рассказывал сам Шуман, «каждый вечер как бы случайно сходилось несколько человек, большею частью молодых музыкантов; ближайшею целью этих сходок было обыкновенное общественное собрание; но тем не менее здесь происходил взаимный обмен мыслей о музыке, искусстве, которое было для них насущною потребностью». Тогдашнее далеко не блестящее состояние музыки было причиною того, что «однажды молодым, горячим головам пришло на мысль не быть праздными зрителями этого упадка, а постараться снова возвысить поэзию и искусства».

Шуман, вместе с Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлием Кнорром, основал журнал «Новая музыкальная газета», который имел огромное влияние на развитие музыкального искусства в Германии. В течение многих лет он сам писал в журнал под различными псевдонимами статьи и боролся с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки. Как музыкальный критик он оценил значение Ф. Шопена, Г. Берлиоза, И. Брамса, которые были его современниками, признавая и огромную ценность своих предшественников - И.С. Баха, Бетховена, Моцарта и Шуберта. Шуман был исключительным знатоком немецкой литературы.

Деятельные занятия композицией принесли свои плоды. Шуман создает целый ряд интересных произведений. Среди них фортепианные циклы из небольших пьес или миниатюр: «Бабочки» (1831), «Давидсбюндлеры» (1837). Они, так же как и «Фантастические пьесы» (1837), «Крейслериана» (1838), имеют программные заголовки, рожденные фантазией композитора или указывающие на связь с литературой. Так, «Крейслериана» напоминает о произведениях немецкого романтика Э.А. Гофмана. В ней оживает облик вдохновенного музыканта Фрица Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдающий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот борец-одиночка сродни самому Шуману.

В «Бабочках» - одном из первых изданных произведений Шумана - перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги Ж.П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один - мечтательный и задумчивый, другой - порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены.

Одно из самых оригинальных шумановских сочинений - фортепианный цикл «Карнавал» (1835). В этих пестрых, фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и помыслов молодого Шумана в пору его творческого расцвета. Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. Таков и его «Карнавал», где словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв. Здесь и современники композитора: знаменитый скрипач Н. Паганини и великий поэт фортепиано Ф. Шопен. А вот Флорестан и Эвсебий. Так Шуман называл выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро и едко шутит, речь его горяча, порывиста. Эвсебий любит мечтать в уединении, говорит он тихо, проникновенно.

Флорестан и Эвсебий, Шопен и Паганини, Кьярина (под этой маской выступает Клара Вик) являются членами придуманного Шуманом союза. В конце «Карнавала» все они выступают против обывателей, чуждых всему новому и смелому в искусстве - в «Марше Давидова братства». Это самые светлые и радостные страницы его творчества.

Новизна и необычность шумановской музыки ярче всего проявилась в его фортепианных пьесах, созданных в 1830-х годах в Лейпциге. Кроме уже названных это - три сонаты (1835, 1833-1838, 1836), «Симфонические этюды» (1834), фантазия (1837), «Новелетты» (1838). Шуман считал фортепиано инструментом для выражения чувств и настроений, навеянных как эмоциональными переживаниями, так и природными явлениями или литературными сюжетами. Интерес к фортепиано у Шумана возрос благодаря счастливому браку с Кларой Вик, как известно, великолепной пианисткой. Для нее автор создал чрезвычайно ценный фортепианный концерт ля минор. Часто исполняемый концерт для виолончели ля минор и множество камерных работ Шумана убедительно свидетельствуют о прогрессивной новоромантической ориентации композитора.

Итак, в 1830-е годы Шуман уже был автором многих оригинальных пьес, но композитор должен был узнать на опыте, «что известность продвигается шагами карлика, тогда как слава летит на крыльях бури». Для большинства дилетантов сочинения его были слишком трудны и непонятны, для музыкантов-специалистов они казались слишком эксцентричными, слишком отклонявшимися от традиций.

Огромное влияние на творчество Шумана оказал Мендельсон. На него Шуман, по собственному выражению, «смотрел, как на высокую гору», тот «ежедневно высказывал мысли, достойные быть оправленными в золото». Шуман очень многим обязан Мендельсону. Без него он подвергся бы опасности растратить свой необыкновенный талант на множество остроумно оригинальных музыкальных шуток.

Между тем любовь Шумана к Эрнестине фон Ф. мало-помалу ослабевала и, наконец, совсем прошла. Клара уже стала взрослой девушкой, и Шуман не мог не заметить это очаровательное существо, одаренное необыкновенным музыкальным талантом. Клара сделалась для Шумана поэтическим идеалом, и так как она отвечала взаимностью на его чувства и оба желали прочного союза, Шуман должен был позаботиться об обеспечении своего существования.

В 1838 году он решил поселиться в Вене и там издавать свой журнал. В октябре 1838 года композитор переехал в Вену. Впрочем, он слишком скоро убедился, что Вена перестала уже быть почвою немецкой классической музыки. В начале апреля 1839 года Шуман возвращается в Лейпциг.

1840 год был переломным в жизни Шумана. Лейпцигский университет присвоил ему звание доктора философии, и таким образом он получил титул, который в Германии довольно много значил. 12 сентября 1840 года в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Роберта с Кларой.

Неудивительно, что в то счастливое время Роберт Шуман - тонкий мастер в изображении нюансов чувств и настроений, создал циклы «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты» и другие.

После женитьбы Шуман творил с терпеливым прилежанием. Самые удачные, самые прекрасные произведения его относятся к этому времени, в особенности его Первая симфония и оратория «Пери и рай», исполненная в первый раз 4 декабря 1843 года в Лейпциге. Его супруга в своей женской, достойной удивления преданности, по возможности старалась оградить его от всех будничных мелочей жизни, от всего, что могло расстраивать и останавливать его музыкальную деятельность, или что, может быть, и она не считала достойным внимания. Таким образом, она была посредницей между своим мужем и практической жизнью.

Едва ли не единственной областью деятельности, где он выходил из замкнутого круга своей души, было учительство в учрежденной в 1843 году в Лейпциге и состоявшей под управлением Мендельсона «Музыкальной школе фортепианной и партитурной игры и упражнений в композициях». Предпринятое им в 1844 году артистическое путешествие вместе с супругой в Петербург и Москву доставило им много приятного - их везде принимали с большим почетом. Чтобы иметь возможность полностью посвятить себя сочинительству, он передал редакцию «Новой газеты» прежнему сотруднику ее, Освальду Лоренцу. Эта газета выполнила свое назначение: она поставила преграду бездушным музыкальным изделиям, а также фривольному легкомыслию в музыке и проложила дорогу тому направлению в искусстве, которое проникнуто поэтическим духом и стремится к серьезным целям.

Шуман оставил Лейпциг и поселился в Дрездене. Тогда в первый раз в 1844 году проявились признаки его душевной болезни. Нервы композитора совсем расстроились вследствие умственного перенапряжения. Только в 1846 году он почувствовал себя настолько поправившимся, что был в состоянии снова сочинять.

Он завершает одно из своих крупных произведений - Вторую симфонию. Всего Шуман написал четыре симфонии, среди которых особо выделяется Первая - «Весенняя» (1841) и Четвертая - ре минор (1851).

Артистическое путешествие в первых месяцах 1847 года в Прагу и Вену было приятной переменой и развлечением. В том же году Шуман начал сочинять оперу «Геновева» (на сюжет известной средневековой легенды о Женевьеве Брабантской). «Геновева» не сделала Шумана популярным. Ее музыке недостает того, что для оперы решительно необходимо, - живой, чувственной осязательности, сильных контрастов, ярких, резких красок.

Сильно или нет огорчил композитора холодный прием «Геновевы» - неизвестно, только эта неудача нисколько не остановила его влечения к творчеству. Что-то тревожное проглядывает в быстроте, с которою он, в особенности начиная с 1849 года, создает одни обширные произведения за другими. Песни Шумана «К солнечному свету», «Весенняя ночь» и другие, написанные в этот период, стали необычайно популярны. Прежде чем свет успел познакомиться с «Манфредом», Шуман опять выступает уже с ораторией «Странствование Розы», с музыкою на сюжет из «Фауста», с увертюрами, симфониями, трио, с бесчисленными тетрадями песен, фортепианными пьесами и т. д. К этому периоду очень подходит метафора его любимого автора (в «Титане»): «Чрезмерный свет и сверкание этого созвездия, кажется, предвещают закат и последний день».

В музыке Шумана к трагедиям «Фауст» Вольфганга Гёте и «Манфред» Джорджа Байрона, в его революционных маршах, хорах и песнях «На смерть героя», «Солдат», «Контрабандист» романтическая взволнованность, мечтательность, трепетность соединяются с бунтарством и свободолюбием. В дни революции 1848 года композитор записал в своем дневнике: «И так жестоко должны бороться люди за каплю свободы! Наступит ли время, когда все станут равны в своих правах?»

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Великий музыкальный поэт не всегда бывает хорошим дирижером; и наоборот. Шуман вовсе не имел качеств хорошего дирижера. Сам он думал, однако, иначе. В Дюссельдорфе слишком скоро начались размолвки, и осенью 1853 года все это дело расстроилось: контракт не был возобновлен. Это также могло в высшей степени болезненно ранить душу Шумана, и без того очень нежную и чувствительную, но он не показывал своих переживаний в силу скрытности характера.

Последним лучом света было путешествие его в Голландию в ноябре 1853 года, где его и Клару во всех городах принимали «с радостью и с почестями». Он «с удивлением видел, что его музыка в Голландии сделалась едва ли не более родною, чем в самом отечестве». Однако в том же году вновь стали проявляться болезненные симптомы, а в начале 1854 года они вдруг обнаружились с еще большею силою. Смерть, последовавшая 29 июля 1856 года, положила конец этим страданиям.

Но, несмотря на печальную участь Шумана, мы все-таки можем считать его счастливым. Он выполнил задачу своей жизни: оставил нам на память образец настоящего немецкого артиста, который был исполнен честного прямодушия, благородства и духовности. Говоря о своих величайших музыкальных поэтах, люди будут вспоминать и имя Шумана.