Русский народ главный герой сказа левша. Написать сочинение "Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н. С. Лескова "Левша". Диалог Левши и англичан. Продолжение сюжета

Образ русского народа в сказе "Левша" Н. С. Лескова

В большей части произведений Николая Семёновича Лескова изображается особый народный тип героя - человек, носитель высоких моральных качеств, праведник. Таковы персонажи произведений "Очарованный странник", "Человек на часах" и других. Левит - главный герой "Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе" - один из таких образов. Внешне левша скромен и непригляден. Он косой, "на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны". Одет бедно, "одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван". Платову даже стыдно показать левшу царю. Он необразован и неискушён в общении со знатными людьми. Но этот человек оказывается единственным положительным героем произведения. Он не видит большой беды в собственной неучёности, но не потому, что глуп. Дли простого человека есть нечто более важное, чем собственная персона. "Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные", - так левша отвечает удивлённым англичанам, заметившим его невежество. Левша - истинный патриот своего отечества. Он не говорит громких слов о любви к родине. Однако он ни зaчто не соглашается остаться в Англии, хотя ему сулят всяческие блага. "Мы к своей родине привержены", таков его ответ. Левша, будучи искусным мастером, не кичится своим талантом. Осматривая фабрики и мастерские англичан, он искренне хвалил ружья, признавая их превосходство: "Это против нашего не и пример превосходнейше". Оказавшись в Европе, левша не теряется. Он ведёт себя уверенно, с достоинством, но без наглости. Врождённая культура простою человека вызывает уважение. Жизнь левши полна трудностей. Но он не отчаивается, не жалуется на судьбу, а старается жить так, как умеет, безропотно терпит беззакония Платона, когда тот увозит его в Петербург без паспорта. Это говорит о таких народных чертах, как жизненная мудрость и терпение. Лесков рисует читателям одного из лучших представителей народа, простого русского человека, обладающего прекрасными моральными качествами. Но вместе с тем левша подвержен главному русскому пороку - пьянству. Он не мог отказаться от многочисленных приглашений англичан выпить. Болезнь, пьянство, тяжёлое возвращение домой по морю, отсутствие врачебной помощи, равнодушие окружающих - всё это погубило левшу. Лесков восхищается левшой, любуется его талантом и душевной красотой, сочувствует его тяжёлой судьбе. Образ, нарисованный писателем, - символ русского народа, сильного, талантливого, но ненужного собственному правительству.

Еще при жизни Лескова прозвали самым русским писателем из всех русских творцов, человеком, знающим душу простого мужика. И в правду, каждое произведение этого автора наполнено любовью к России и ее народу. Лескову известно, чем живет народ: он смеется и плачет вместе с народом, терпит поражения и празднует победу, страдает и мается, веселится и отдыхает душой. Он часть большого народа.

Такая подпись к произведению, сделанная самим автором, по началу насторожила читателей и, в первую очередь, критиков, которые спешили обвинить Лескова в бездумной записи услышанного, приписав себе авторство. Но даже первого прочтения произведения хватило, чтобы понять, что это великолепное произведение с абсолютно авторскими неповторимыми приемами ведения повествования, главными из которых является жанр сказа, чем по сути является это произведение.

«Левша» имеет предисловие и рассказчика, что опять заставляет читателей думать о полной правдоподобности описанного. Но это всего лишь определенный прием, добавляющий произведению ноту достоверности. А значит все, о чем он будет говорить в произведении, начнет восприниматься с особым вниманием.

По этой же причине он делает главным героем простого мастерового по прозвищу Левша, ведь главной его задачей было обратить внимание на проблемы простого народа. Левша - оружейник из Тулы, хорошо знавший свое дело, тихий и добропорядочный, очень трудолюбивый, способный сделать своими руками многое, казалось бы невозможное. По велению императора Николая I Левша подковывает блоху, причем малюсенькие подковы на ее лапках видны лишь через микроскоп. Таким образом, туляки в лице Левши превзошли в своем мастерстве англичан, которые несколькими годами ранее создали маленькую танцующую блоху.

Лесков восхищается огромным трудолюбием русского мужика, его талантом и открытостью души. Автор отмечает, что простой мужик готов был работать во имя славы своей страны и ее императора, а не ради материального блага. Левше не обещали никаких денег за работу, но он начал свое дело и довел его до конца.

Лесков доказывает, что русский мужик предан своей стране, он настоящий патриот своей Родины и не видит себя в ином месте, нежели там, где родился. Левше во время поездки по Европе показали местные заводы, то, как отлично организован рабочий процесс, и предлагали остаться. Но Левшу не соблазнили ни хорошая оплата труда, ни достойные условия, он поспешил вернуться домой, чтобы работать в своей маленькой темной кузнице и до конца сажать свое и так плохое зрение. Он стремился трудиться на благо лишь своей Родины и искренне не понимал, как можно бросить места, где живет твоя семья, где похоронены твои родственники.

В конце произведения Лесков показывает ту страшную несправедливость, царившую в стране по отношению к простому народу. На обратном пути Левша на спор пил с подшкипером судна. По возвращению на Родину, подшкипера отправили в больницу и привели в чувства. Ведь он имел статус и деньги. А бедный Левша, сделавший невозможное, прославивший свою страну на всю Европу и не взявший за это ни гроша, умер в простонародной больнице, куда отправляли умирать, не стремясь оказать особой помощи, всех представителей неведомого сословия.

Особое внимание следует обратить на то, что Левша умирает от чрезмерно выпитого алкоголя. Лесков считал, что пьянство - одна из главных бед простого народа нашей страны. Оно сгубило тысячи талантливых интересных людей, и с ним необходимо бороться.

Несмотря на драматизм и несправедливость своего положения, Левша вовсе не держит ни на кого за. Он до последнего вздоха предан Родине и его последними словами стала просьба передать государю секрет чистки оружия.

В данном произведении Лескова главной становится национальная тема и тема патриотизма человека. Через образ Левши, некий собирательный образ умельцев, коих по всей России огромное множество, автор призывает читателей к осознанию роли каждого отдельного человека в развитии и процветании государства.

творческая работа

3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.

· Религиозность

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” - покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши - одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

· Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

· Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:

“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет - под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”

· Патриотизм

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

Левша - истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

· Доброта

Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,-- говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

· Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство - основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».

Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова "Кадетский монастырь"

Определение атмосферы, царящей в художественном мире писателя, представляется одной из важных задач при изучении содержательной стороны его творчества...

Изображение русского национального характера

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля (стар. ст.) 1831г. в сельце Горохове Орловской губернии, в семье мелкого судейского чиновника, выходца из духовного сословия и лишь перед смертью получившего документы о личном дворянстве...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Немалую роль в смещении жанровой доминанты в художественной системе русского классицизма сыграло качественно иное отношение наших авторов к традициям национальной культуры предшествовавших периодов, в частности к национальному фольклору...

Малахитовая шкатулка П.П. Бажова

По определению словаря С.И. Ожегова Шведовой сказ - это 1) народное эпическое повествование (Сказ о народных героях.) 2) в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. (Сказы Лескова...

Образ "маленького человека" в произведениях русских классиков

У Николая Семеновича Лескова "маленький человек" - это совсем другой человек, нежели у его предшественников, в том числе у Пушкина. Для того, чтобы в этом разобраться, сравним героев трех произведений этого писателя: Левшу...

Характер -- совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер. Посеешь привычку -- пожнёшь характер, посеешь характер -- пожнёшь судьбу...

Особенности русского национального характера на примере повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" и рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека"

В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный...

Роман Дж. Д. Селінджера "Над прірвою в житі"

Селінжер звернув увагу читача на той вік людини, в якому відсутні компромісні рішення, живуть гуманістичні ідеали, зберігаються вірні оцінки духовних якостей суспільства. Творчість Селінджера викликає постійну полеміку в США...

Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость...

Русский национальный характер в произведении Н.С. Лескова "Левша"

Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова - сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей - в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”...

Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчестве Блока и Верлена

Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности...", "новое сочетание мыслей, красок и звуков"}