Психология межэтнических отношений и межнационального общения. Психология общения с людьми разных национальностей

Бабушкина Дарья 8 "а"
Взаимоотношения людей разной национальности.

В мире насчитывается много разных национальностей. И каждая по-своему хороша. Даже самая нищая, малоразвитая нация имеет право на существование.
Что такое национальность? "Это то же, что и народность. Принадлежность к какой-нибудь нации, народности", так объясняет это понятие словарь русского языка Ожегова.
В нашей стране проживает много народностей. Например, на севере встречаются места, где одна народность существует в отдельно взятой деревне, имеет свой язык, обычаи, нравы.
Правительство нашей страны старается учитывать интересы каждой народности, давая им возможность сохранить свою культуру, религию. В отдельных случаях,если национальность слишком малочисленна, чтобы её сохранить, предоставляют льготы: не призывают в армию, помогают при поступлении в ВУЗы. Например, в Красноярске есть Институт северных народов.
Но есть и такие государства, правительство которых поддерживает лишь одну народность. На этой почве нередко возникают разногласия, которые могут перейти в вооружённые выступления. Например, в Великобритании с давних пор Ирландия борется за сою независимость. У них часто происходят террористические акты, цель которых - постоянно напоминать о себе.
А такая страна, как Грузия, вместо мирного решения национального вопроса, на протяжении многих лет пыталась решить свои проблемы путём уничтожения народов Абхазии и Северной Осетии. Чтобы этого не допустить, пришлось вмешаться миротворческим силам, в частности войскам Российской Федерации. В связи с этими событиями обострились отношения между Россией и Грузией. Но не между русскими и грузинами как народами.
Соблюдая интересы своих граждан, каждая страна стремится решать вопросы на мировом уровне. Кто-то решает их мирным путём, кто-то навязывает своё мнение другим странам. Например, США отстаивает свои интересы под предлогом распространения демократии во всём мире, на этой почве происходят "цветные революции", свержение неугодных политических режимов. Многие страны выражают недовольство действиями Америки. Для того, чтобы вернуть стране репутацию, американцы пошли на исторический шаг, избрав темнокожего президента. Тем самым они привели к власти другую партию, которая должна в корне изменить как внутреннюю, так и внешнюю политику страны.
Страну можно рассматривать как одну национальность, также, как и государства всего мира можно объединить в одну национальность "земляне".

Красненко Илья 8 "а"
Взаимоотношения в семье.

Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.
Своё сочинение мне бы хотелось начать с описания своей семьи. На пять человек: мама, папа, брат, сестра и я. У нас в семье хорошие взаимоотношения, мы все друг друга любим и понимаем. С братом мы часто играем в разные игры, я помогаю ему учить стихотворения, играю с ним в компьютер, хожу гулять. Если он меня не слушается, то мы с ним иногда можем повздорить. Но после этого мы сразу миримся. С сестрой у меня иные отношения. Я помогаю ей с уроками, могу выполнить её просьбы. Она мне тоже иногда помогает в сложных ситуациях. Когда у неё плохое настроение, она может обидеться из-за всяких пустяков, но я к этому уже давно привык. С родителями я общаюсь хорошо, хотя они частенько меня контролируют. Заставляют делать уроки сразу после того, как я приду со школы. Время на то, чтобы сделать все уроки у меня почти не бывает, поэтому я делаю уроки вечером. Моих родителей редко можно увидеть дома, они постоянно чем-то заняты.
На выходных мы с братом сестрой ездим к бабушке, даём родителям отдохнуть. Бабушка нас постоянно чем-то балует. У неё в гостях я могу отдохнуть от школы, от уроков, от всех домашних дел.
По будням я хожу на тренировки, прихожу домой уставший, делаю уроки и ложусь спать.
Мне бы хотелось, чтобы я со своей семьёй общался почаще, чтобы вместе на выходные ездили куда-нибудь. Мне не нравится то, что родители от меня часто чего-то требуют.
В разных семьях отношения разные. Во многих люди ругаются и это заканчивается разводами. Детям, которые живут в таких семьях, очень не повезло, потому что детей должны воспитывать оба родителя. В семьях, где родители каждыми днями пьют и курят, дети тоже начинают пить и курить, прогуливать школу, что в результате не приводит ни к чему хорошему. А виной всему родители, которые не контролируют своих детей. К счастью, больше семей, в которых всегда есть о чём поговорить, где каждый может выручить другого в трудной ситуации.

Швайковская Евгения 8 "а"

Взаимоотношения в семье.

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью моральной и правовой ответственностью. В современной технологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический.
Для меня семья - это, прежде всего, родной дом, где тебя всегда ждут, любят и могут поддержать в трудную минуту.
Я считаю, что в семье у каждого есть свои роли, но не всегда они правильные. Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было раньше, а тому, у кого больший вклад в семейное благополучие. Сейчас в семьях вопрос о первенстве решается так: глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них. А ведь именно забота, внимание и сотрудничество делают семейный климат тёплым и приятным, а семью крепче. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому.
Мне кажется, что благоприятный климат в семье создаётся на основе уважения к каждому члену семьи. Хорошо жить в семье, в которой тебя могут понять, вовремя поддержать, подсказать, правильно посоветовать. Именно в такой семье я живу. Я люблю свою маму, и она меня. Мы сней очень дружны. Она делится со мной своими проблемами, много рассказывает о своей работе. Большее время она проводит на работе. Зная, что мама сильно устаёт, я статаюсь ей во всём помогать. Она интересуется моеё учёбой, результатами спорта, знает все мои тайны. Если у мамы есть свободное время, мы вместе смотрим передачи по телевидению, спорим, она терпеливо выслушивает моё мнение.
В крепкой, дружной семье все дела спорятся, легко решаются все проблемы. И жизнь в такой семье прекрасна.

Губеева Ирина 8 "А".

Самоотверженность - это жертвование своими интересами ради других или общего блага. Это замечательное человеческое качество. На такого человека всегда можно положиться, ведь ради других он может рисковать жизнью.
Каждый год как только наступает лето и начинаются каникулы, родители отправляют моего брата к бабушке, которая живет в поселке, возле леса. Там очень чистый воздух, красивая природа, а в саду растут вкусные, полезные фрукты и овощи. Недалеко от поселка протекает чистая и быстрая речка. Мой брат с друзьями часто ходит купаться и загорать. Однажды, когда они купались в речке, произошел случай, который всех напугал.
А произошло вот что. Когда мальчишки плавали наперегонки, в стороне от них послышался слабый крик, и оказалось, что в воде находится девочка шести лет. Она пыталась плыть к берегу, но сильное течение не давало ей это сделать. Мальчишки уже уплыли далеко и за поворотом реки вышли на берег отдохнуть. Они не видели, что происходит. А остальные ужасно перепугались и не знали, что делать. Девочка еле держалась на воде, течение относило ее все дальше и дальше. Они понимали, что ей нужно очень быстро помочь, но она была далеко. К тому же их пугало быстрое течение, и они стали звать на помощь, но вокруг никого не было.
И тут раздался неожиданный всплеск, кто-то прыгнул в воду и поплыл к девочке. Это был мальчик из соседнего поселка, который иногда ходил вместе с ними на речку. Все очень удивились: в том месте был очень высокий обрыв, а внизу торчали коряги. Мальчику пришлось плыть против течения. Преодолевая сопротивление воды, он быстро приближался к девочке, которая тем временем успела как-то ухватиться за торчащую из воды палку. Спаситель уже почти добрался до девочки, как вдруг сильная волна накрыла ее и оторвала от ветки. Но ему это не удалось. Тогда он снова бросился за ней. Так как плыл он быстро и теперь уже по течению, то смог догнать малышку. Она тут же схватилась за него, и они благополучно добрались до берега. Девочка была спасена.
Тут уже все подбежали к ней, стали укутывать в полотенца, спрашивать, как она. Узнав, где она живет, они отвезли ее домой. А спаситель скромно стоял в стороне, вытирая намокшие волосы. Все-таки не перевелись в наше время смелые, самоотверженные люди, готовые пойти на риск ради спасения жизни другого человека!

Рузаева Вероника 11 "б"

Я удивился человеку.

Здравствуй, деда, как дела?
В гости я к тебе пришла.

Здравствуй, здравствуй. Потихоньку.
Добрался до старых книг, в памяти одна легонько
Пробудила яркий миг.

Что такое? Что за время?
Может быть опять война?

Угадала, это бремя
Тяготит меня всегда…

Расскажи мне, что за случай
Приключился вдруг с тобой?

Хорошо, но только слушай
Ты рассказ мой фронтовой.

Было трудно всем тогда,
По России шла война.
Пулемёты и гранаты,
С неба разные снаряды,
Самолёты, поезда…

Познакомился я с парнем.
Не высок он был, не мал,
Отличался тот здоровьем,
Красноречьем не блистал.

Говорил, что жил в колхозе,
Там всё лето на покосе.
Он привык тяжёло жить,
Но с людьми всегда дружить:
Помогать и в жар, и в стужу,
Хотя занят был по уши.

Я хочу тебе сказать
По одёжке не встречать.
По беседе человека
Не узнаешь и в полвека.
Нужен случай, чтоб легко
Он открыл своё нутро.

Например, как пел Высоцкий,
Отправляйся в горы с ним,
Если он не тру убогий,
Станет другом твоим..

Но со мной однажды случай
Приключился на фронту:
Мы с моим знакомым Мишей,
Что в кохозе был "отличник",
Приползли на стан к врагу.

Поручили нам заданье
"Языка" впотьмах достать.
Доползти до немцев зданья, подстрелить, отшвартовать.

Ночь, темно, земля сырая,
Светят звёзды в небесах,
Страшно, жутко, но я знаю -
Родина в моих руках.

Видим немца в карауле,
Что один, как перст стоит.
Угрожаем ему дулом
И уводим напрямик.

Ну, а он, собака, крикнул,
Всех поднял, всех разбудил.
Тут меня как кто-то стукнул -
Это немец подстрелил.

Он геройски отличился -
Возвратил меня домой,
Но и немец не забылся,
Что был стражею ночной.

Тот товарищ к генералу
Приведён был на допрос,
Мише дали и награду,
Отпустили на покос.

Вот таких людей не сразу
Различаем мы в толпе,
Но живут не по приказу,
А по собственной стезе.

Так давайте же стремиться
К идеалу вновь и вновь,
И не в "предков" превратиться
Да поможет нам любовь.

Шевченко Олеся 11 "Б"

Удивительный человек.
Как сейчас вспоминаю эту историю, которая произошла пять лет назад.
Живу я в маленьком дворе, где все друг друга знают. В нашем дворе жил тогда парень, звали его Витька. Это был главный драчун и заводила. Если на улице драка, будьте уверены, без дворового вожака не обошлось. Витькина мама работала проводницей на поезде, и поэтому жил он с бабушкой. Бабуля души не чаяла в своём единственном внуке и никогда не верила в то, что её "детка" может кому-нибудь нагрубить или с кем-нибудь подраться.
Однажды, когда я шла из музыкальной школы, во дворе, как обычно сидел Витька. Но в этот раз он был совсем один. Сначала я по привычке хотела обойти дом с другой стороны и нырнуть в свой подъезд незаметно. Но что-то в поведении нашего хулигана меня насторожило. Он был какой-то странный и задумчивый. Если честно, таким я его никогда не видела. Спрятавшись за дерево, я стала наблюдать.
Сначала он как будто что-то в уме подсчитывал, а потом резко махнул рукой и побрёл. Меня как будто кто-то заставил пойти следом за ним. Он проскользнул в какой-то заброшенный двор, там был неказистый домишко, Витька проследовал туда. Минуту я сомневалась, а потом решилась туда войти.
Когда я зашла, то увидела такую картину: вокруг стен были сделаны перекладины, на которых сидели голуби! Целая куча голубей! Вернее стая: белые, серые, рябые. Как же я сразу не догадалась, ведь было слышно на улице курлыканье. Витька стоял ко мне спиной, в руке он держал голубя и поил его водой изо рта. Было видно, что птицы его не боятся, а, наоборот, любят. Так и стояла я, открыв рот. Но тут хулиган повернулся, я зажмурила глаза.
- Дурёха, не бойся, я не трону тебя, - сказал он непривычно ласково.
- Это твои голуби? - только и могла я спросить.
- Теперь мои. Когда-то я жил в деревне у другой бабушки, а там была голубятня. Я с детства ухаживал за голубями с моим дядей. Но когда дядю отправили на север, а бабушка умерла, то я переехал сюда. Я долго не знал о судьбе своих пернатых, но однажды увидел Тимку. Тимка - это мой любимый голубь. Вот он, - и он показал мне голубя, который только что пил воду.
- однажды я спас его от кошки. У него было сломано крыло. Я лечил его. Наш деревенский ветеринар говорил, что травма серьёзная и вряд ли птица выживет. Я не мог этого допустить. Ночами я вставал и поил его, бинтовал крылышко, давал витамины и капли из пипетки, и наконец-то Тимка поправился. Так и началась наша настоящая "мужская дружба".
- А что было потом? - спросила я.
- а потом был переезд, и я подумал, что больше никогда не увижу своего друга. Но он нашёл меня здесь, в городе! А следом за ним прилетели и другие голуби. Я уже не мог их держать в своей квартире. Так вот потихоньку смастерил я из этого брошенного дома голубятню. И прихожу сюда каждый день, кормлю и пою своих птиц.
Я смотрела на него во все глаза и ничего не понимала. Это тот хулиган Витька или не тот? Уж очень люди были разные. Но Витька не дал мне опомниться, схватил за руку и потащил.
- Идём скорее, я покажу тебе ещё что-то.
И мы пошли, а я всё оборачивалась, уж так всё происходящее казалось каким-то видением. Я даже забыла, что дома меня ждала мама.
Витька притащил меня к двери своей квартиры. Я стала упираться, а он посмотрел мне прямо в глаза и тихо сказал: "Не бойся". И я покорно шагнула за ним в открывшуюся дверь.
Дома была бабушка, которая очень обрадовалась нам и предложила ватрушки с вареньем. Ватрушек совсем не хотелось. Витька провёл меня в свою комнату. И тут я увидела чудо. В углу на коврике спал маленький котёнок.
- Какой хорошенький! - воскликнула я.
- Тише, не разбуди его, он ранен, - предупредил парень.
И тут я увидела, что крошечная лапка животного забинтована.
- Что с ним случилось? - осторожно поинтересовалась я.
- я спас его от бродячих псов, теперь он вне опасности, - гордо заявил Витька.
- Но почему же ты никогда никому не рассказывал о своих питомцах? - возмутилась я.
- Мои друзья знают о них, - спокойно сообщил он.
- А как же драки и хулиганство? - удивилась я.
- А мы дерёмся только с теми, кто обижает маленьких и слабых. Вот, например, Вовка подрался с соседским мальчишкой, который бил своего пса. А Серёга по заслугам отлупил Федьку за то, что он всё время издевался над своим попугаем. И вообще, у нас дружная команда. Ты приходи в гости, не стесняйся.
Бабушка всё-таки напоила нас чаем с ватрушками. И тогда я поняла, что она права, ведь Витька не может обидеть просто так. Этот человек меня удивил.
Когда я пошла домой, то всё время думала, что люди могут казаться не такими, какие они есть на самом деле. Вот я раньше боялась Витьки, думая, что он обычный хулиган, а он оказывается такими методами "учил" людей не обижать слабых и беззащитных. Этот случай научил меня не судить олюдях с первого раза. Понимать, что первое мнение о малознакомом человеке может быть обманчиво. Так и произошло с Витькой. Общество прозвало его хулиганом, личностью, которая нарушает общественный покой, а оказалось, что Витька - человек, способный делать добро и своими поступками побуждать остальных к хорошему.
Такая история произошла со мной несколько лет назад. А Витька выучился на ветеринара и уехал в другой город. Голуби тоже куда-то пропали. Но я уверена, они полетели вслед за своим другом.

Гуц Кристина 8 "А"
Права человека.

В современном мире значительное распространение получило убеждение, что права человека и есть лучший способ развития человеческой личности и организации общества. Каждому из нас желательно не ограничивать одну из опор жизнедеятельности другой, а найти иной выбор. Между защитой своей личности, свободы, достоинства должно быть ограничение по причине уважения свободы и достоинства других людей. Надо искать компромисс между реализацией своей свободы, выражения взглядов, естественной и неотчуждаемой, личности каждого, ведь любой может быть неготовым к её публичному обсуждению. Каждый должен быть разумным и морально ответственным за прямое и косвенное воздействие своих поступков на других людей. Это относится ко многим темам, возникающим в обществе.
Задача государства, закона, отдельных групп - помочь людям в согласовании их прав, в том числе и прибегая к моральным нормам, а не только юридическим путем.
К сожалению, в эти годы мы не можем выйти на решение не менее важных проблем, связанных с общественными и социальными явлениями в нашей стране.
Человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции, он имеет потребности и способности.
Каждый из нас имеет свой вид деятельности, проявляет свои способности, пытается улучшить свою жизнь, самореализоваться.
Самореализация один из самых сложных путей в жизни человека. В этом слове заложен очень глубокий смысл. Самореализовать себя в жизни должен каждый, но не каждому это дается.
Человек должен осознавать смысл своей жизни, ставить себе цели и добиваться их. Мы знаем, что личность имеет свои права и не должна нарушать их. Нужно доказывать свое положение в обществе, если ты ставишь себя выше кого-то. Нужно не забывать, что помимо свободы есть еще и ответственность, которая способствует всему вышеперечисленному.
От свободы и ответственности зависит воспитание. Воспитание является главной причиной восприятия человека в обществе. С помощью познания своего воспитания и поведения формулируется характер человека.
Общество воспринимает тех людей, которые ведут себя просто. Оно не должно нарушать права людей. В систему прав человека входит: достоинство человека, права человека, безопасность человека. Все эти пункты основаны на общей системе ценностей, посвященным неприкосновенности личности. Они представляют основу для общего понимания права.
Свобода, равенство, солидарность - основные элементы прав человека. Такие свободы, как свобода мысли, совести и вероисповедания, а так же мнения, выражения, защищены правами человека.
"Все права человека для каждого" - это был девиз Венской всемирной конференции по правам человека в 1993 году. Жаль, что сейчас в нашей стране не приветствуется это высказывание. Права человека позволяют людям, а так же сообществам добиваться изменений в обществе для полной реализации прав человека.
"Безопасность человека" является, по сути, попыткой сконструировать глобальное общество, где безопасность личности стоит в центре международных приоритетов.
Надеюсь, что светские структуры, органы власти, международные структуры выскажут свои мысли и комментарии, критику и пытаются решить проблемы, часто возникающие в обществе.

Самышева Маргарита 8 "А".

Взаимоотношения людей разных национальностей.

Мы рождены, чтобы жить
совместно, наше общество -
свод из камней, который
обрушился бы, если бы один
не поддерживал другого.
Сенека.


С испокон веков Россия - страна, где проживает много народностей. Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах.
Национальное происхождение - это просто дело случая, это не является ни достоинством, ни недостатком.
В мире приблизительно пять тысяч народов. А значит многим из них надо жить совместно, в одном доме - государстве. Естественно, возникают проблемы. Но мы должны быть терпимы к образу жизни, поведению, обычаям другого народа. Где бы мы не находились, мы всегда будем встречаться, общаться, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее, плохие или хорошие поступки. Например, герой Отечественной войны 1812 года Багратион - грузин, Пушкин - из арапов, Фонвизин - немец, Левитан, Пастернак - евреи, Куприн - татарин, Вахтангов и Хачатурян - армяне. Но разве их можно оторвать от русской культуры? Разве они сами не ощущали свою принадлежность к русской культуре?
Россия - многонациональное государство. Оно включает в себя более ста различных народов. Люди, которые проживают на нашей территории, обладают правами наравне с русскими. Но в то же время происходит их сильное выделение в русском обществе. Уже много десятилетий это остается острой, пока что неразрешимой проблемой во многих странах. Человек, попавший в чужую страну, чувствует себя неуютно, потому что у здешних людей другая культура, традиции, привычки, язык. И к этому иностранец привыкает постепенно. Но в то же время человек, который привык к вежливому отношению в своей стране, приехав в другую страну, замечает, что он лишен многих прав. Но что хуже всего, придя устраиваться на работу, его не берут, даже, если он хорошо говорит на языке или окончил какое-нибудь училище - и все это из-за того, что он говорит с акцентом, эмигрант из другой страны или просто человек другой расы. Нередко по телевизору можно услышать, как небольшая группа людей избила, проходившего мимо человека, причем просто оттого, что он другой национальности. Опечаливает то, что коренное население какой-либо местности не особо хочет воспринимать человека другой национальности. Конечно, найдутся люди, которые поддержали бы этого человека в тяжелом ему мире, но, к сожалению, таких людей сейчас очень мало.
Проблема национализма затрагивает многих людей. Ее пытаются решить на протяжении долгих лет. Определение "свои - чужие" прочно вошло в повседневную речь.
Раньше в Советском Союзе не было господствующей нации. Долгое время национальный вопрос считался решенным полностью, так как был ликвидирован национальный гнет, экономическая и культурная отсталость народов. Человек любой мог свободно передвигаться по всей территории СССР и везде его встречали доброжелательно. "СССР - не тюрьма народов. Это коммунальная квартира" (М. Гаспаров). После распада СССР ситуация резко изменилась. Появились такие слова как "мигранты" и "оккупанты".
Большую проблему представляют собой международный национализм - войны и другие конфликты, несущие международный характер.
Вспомним, что за прошедшие годы "полыхало пламя" более сорока вооруженных конфликтов: в Югославии, Грузии, Узбекистане, Армении, Афганистане, Северо-Кавказском регионе. Большинство конфликтов носило межнациональный характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя в полномасштабные войны. Что нужно сделать, чтобы не было войны, чтобы все люди жили дружно, с уважением относились к людям: для этого, я думаю, что все должны стать патриотами своей Родины. "Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный" (Н.А. Добролюбов). Эти определения помогают понять, что патриотизм должен проявляться в любви к своей Родине, а не в ненависти к другому народу.

  • 2.2. Развитие этнической психологии в России вxxвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава третья. Историческое развитие этнопсихологических взглядов за рубежом
  • 3.1. Этнопсихологические представления в древности, средневековье и эпоху просвещения
  • 3.2. Зарубежная этнопсихология вXiXвеке
  • 3.3. Зарубежная этнопсихология вXXвеке
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четвертая. Психологическая характеристика этнических общностей
  • 4.1. Человечество. Этнос. Нация
  • 4.2. Психологическая основа нации
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей
  • 4.4. Психологические предпосылки целостности нации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава пятая. Сущность, структура и своеобразие этнопсихологических феноменов
  • 5.1. Содержание психологии нации
  • 5.1.1. Системообразующая сторона психологии нации
  • 5.1.2. Динамическая сторона психологии нации
  • 5.2. Свойства национальной психологии
  • 5.3. Функции национальной психики
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава шестая. Механизмы функционирования и проявления этнопсихологических феноменов
  • 6.1. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей
  • 6.2. Своеобразие проявления национальных установок
  • 6.3. Психологические особенности этнической стереотипизации
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава седьмая.Национально-психологическиеособенности представителей разныхнародов России
  • 7.1. Русские как представители славянского этноса
  • 7.2. Тюркские и алтайские народы России
  • 7.3. Финноугорские народы России
  • 7.4. Буряты и калмыки
  • 7.5. Представители тунгусоманьчжурской группы народов России
  • 7.6. Представители еврейской национальности
  • 7.7. Народы Северного Кавказа
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава восьмая. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья
  • 8.1. Украинцы и белорусы
  • 8.2. Народы Прибалтики
  • 8.3. Народы Средней Азии и Казахстана
  • 8.4. Народы Закавказья
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава девятая. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья
  • 9.1. Американцы
  • 9.2. Англичане
  • 9.3. Немцы
  • 9.4. Французы
  • 9.5. Испанцы
  • 9.6. Финны
  • 9.7. Греки
  • 9.8. Турки
  • 9.9. Арабы
  • 9.10. Японцы
  • 9.11. Китайцы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава десятая. Психологическая специфика этнических конфликтов
  • 10.1. Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов
  • 10.2. Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения
  • Задания для самоконтроля
  • Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений
  • 11.1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений
  • 11.2. Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях
  • 11.3. Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе
  • 12.1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия
  • 12.2. Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе
  • 12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава тринадцатая. Профессионализм в межнациональных отношениях
  • 13.1. Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях
  • 13.2. Сущность профессионализма в регулировании межнациональных отношений
  • 13.3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Глава четырнадцатая. Методы изучения национально-психологических особенностей людей
  • 14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований
  • 14.2. Основные методы этнопсихологических исследований
  • 14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований
  • 14.4. Надежность этнопсихологических исследований
  • Задания для самоконтроля
  • Направления дальнейшего совершенствования знаний
  • Библиография
  • Содержание
  • Крысько Владимир Гаврилович Этническая психология Учебное пособие
  • 4.3. Специфика межнациональных отношений людей

    Нации на Земле, как известно, живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктив­ных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрица­тельные, способствующие возникновению недоверия во взаимо­отношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регла­ментируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нрав­ственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.

    Эффективной может стать та этническая общность и такие условия ее взаимоотношений с другими этносами, при которых, вы­полняя свои официальные и неофициальные роли, каждый человек мо­жет (и это стимулируется другими людьми) проявить свои уникаль­ные свойства и способности.

    Контакты между нациями являются результатом определен­ной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ре­сурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченно­стью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интере­сы, для удовлетворения которых национальные общности вынуж­дены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перерас­пределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлени­ем к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

    Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным за­конодательством, заключенными соглашениями. Внутри отдельных государств конкуренция создает условия соревнования и борь­бы как между отдельными общностями, так и региональной и центральной властью. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, сопер­ничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперниче­ство за развитие торговли, экономики, производства и сбыта про­дукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.

    Соревнование является неизбежной формой взаимоотношений наций в силу того, что в обществе существует ограниченное количе­ство материальных, и других ресурсов.

    В ходе межнациональной конкуренции могут возникать проти­воречия, т. е. разногласия между общностями. И это естественно, поскольку они являются динамичными, развивающимися и из­меняющимися системами, в процессе трансформации которых возникает дискомфорт из-за материальных и духовных различий, возможностей и условий для удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей.

    Межнациональные противоречия могут иметь различное со­держание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются тер­риториальные противоречия. Те из них, которые носят полити­ческий характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные - создание независи­мого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяж­ную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное проти­востояние.

    Противоречия между национальным большинством и меньшин­ством в границах государства разрешаются конституционным пу­тем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанно­стей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижени­ем национального согласия, компромисса, результатом чего яв­ляется создание культурной автономии, появление новой поли­тической, территориально-государственной единицы в государ­стве. Успешность межнациональных отношений зависит от терри­тории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций. Например, в Дагестане проживают сорок народов, и все они считают территорию своей республики общей. С другой сто­роны, есть нации, считающие, что их территория должна при­надлежать только им самим.

    Большое значение имеет также продолжительность взаимодей­ствия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянны­ми, долговременными или кратковременными.

    Наконец, эффективность межнациональных отношений зави­сит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, пси­хология, религия.

    Межнациональные контакты могут осложняться в силу нали­чия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, наме­рений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловлен­ные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нор­мы, правила, стандарты отношений, свойственные представите­лям конкретных народов.

    Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этничес­ких общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты спо­собны оказывать положительное влияние, когда понижается враж­дебность, уменьшается выраженность негативных восприятий пред­ставителей других этнических общностей, уменьшается внутрен­няя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосо­матические расстройства.

    Различают четыревозможныхрезультата контактов с представителями других этнических общностей.

    1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным, а его носителя в психологии именуют «перебежчиком». Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к сво­ему народу.

    2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.

    3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности доволь­но часто встречается в местах совместного компактного прожива­ния разных национальных общностей. Иногда к таким людям от­носятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких куль­тур.

    4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. Психологи называют этот тип людей «посредниками», каковыми они и явля­ются на самом деле, поскольку в силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одина­ково родным и знакомым .

    Межнациональные отношения могут осуществляться на меж­групповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:

    геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;

    ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, тради­ции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного раст­ворения в ней;

    сегрегации, когда группы существуют раздельно;

    интеграции, когда группы сохраняют свою этническую иден­тичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.

    Из сказанного видно, что всегда существуют трудности меж­национальных отношений, т.е. внешние и внутренние (психоло­гические) препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

    На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода труд­ности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами - экономического, полити­ческого, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимос­ти, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.

    На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подо­зрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданны­ми препятствиями на пути контактов и связей, обмена информа­цией, достижениями науки, культуры, игнорированием нацио­нальных традиций, обрядов, обычаев.

    Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия - это препятствия психологического характе­ра, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебно­сти, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по сво­ему характеру имеют как экономическую, политическую, куль­турную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного под­хода.

    В интересах нации, представителей ее отдельных этнических общ­ностей и групп необходимо вовремя прогнозировать, выявлять и уст­ранять возникающие противоречия и трудности в их взаимоотно­шениях, достигать взаимопонимания и согласия мирными средства­ми, не доводя дело до межнациональных конфликтов и войн.

    Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, не­доверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она за­висит от ряда факторов:

      истории развития межнациональных отношений, истори­ческой памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной меж­этнической напряженности);

      уровня экономического развития сторон, занимаемого пред­ставителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональ­ных и социальных группах, доминирования различных форм соб­ственности, уровня жизни и т.д.);

      структуры культурного развития нации - преобладания сель­ского или городского населения, уровня образования и профес­сиональной квалификации .

    Особо следует выделить явления и процессы, существенно влия­ющие на формирование и усиление межэтнической напряженно­сти.

    Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.

    Нужно принимать во внимание и возможность негативного отношения к представителям народов, ассоциирующихся в глазах тех или иных наций с административно-командным аппаратом. Так, у нас в стране есть такое отношение прежде всего к русским, а на уровне автономных республик - к народам, давшим назва­ние республике, например у эвенков, юкагиров и русских к яку­там, у эскимосов к чукчам.

    Особой проблемой в России является положение народов, под­вергшихся депортации и массовым преследованиям в период ста­линских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.

    В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население многих ре­гионов нашего государства начинает также испытывать и прояв­лять в разных формах чувство национальной вражды по отноше­нию к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «жи­вут лучше нас». Эти представления бывают вызваны самыми раз­ными причинами, в том числе отождествлением всего народа с наиболее часто встречаемыми его представителями. Так, «тор­говцы-воротилы» для центра европейской части России - «кав­казцы». Для Сибири подобные предубеждения вызывают «заши­бающие» большие деньги строительные бригады представителей Украины, немцы, корейцы, евреи, традиционная рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей ко­торых позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

    Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отно­шения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совмест­ную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонацио­нальной среде. Эти отношения в то же время поддаются управле­нию и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализу­ются возможности предвидения и локализации конфликтов, воз­никающих на почве каких-то неожиданно складывающихся про­тиворечий между нациями.

    Адаптация к новым условиям межнациональных отношений требует вместе с тем известного отказа от ряда традиционных пред­ставлений и норм, что является необходимым условием эффек­тивной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, приспособление его к нормам и требованиям другой нации не означают полного отказа от традиционных ценностей, представлений, а лишь способствуют эффективности совместного проживания и сотрудничества. Со­вершенно очевидно, что напряженность в межнациональных отношениях - результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнацио­нальных трений и тем более конфликтов. В межличностных отно­шениях между людьми разных национальностей должны домини­ровать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе.

    Основа для определенного дискомфорта во взаимоотношениях между представителями разных наций появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности, т.е. национальную психологию.

    У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам психо­логии народов, которые проявляются в контактах между предста­вителями различных этнических общностей, хотя бы на первый взгляд они и казались отжившими, даже смешными.

    Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.

    В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.

    На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.

    Что это такое

    Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.

    Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.

    В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.

    Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.

    Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ. Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну. Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.

    Причины межнациональных конфликтов

    Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:

    • социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
    • экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
    • географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
    • политические формы поведения властей;
    • культурно-языковые претензии народов;
    • историческое прошлое , в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
    • этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
    • борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
    • религиозные и конфессиональные.

    Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.

    Стадии

    Любой конфликт народов проходит следующие стадии:

    1. Зарождение , возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
    2. Предконфликтный , подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
    3. Инициализация , событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
    4. Развитие конфликта.
    5. Пиковая , критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
    6. Разрешение конфликта может быть различным:
    • устранение причин и угасание противоречий;
    • принятие компромиссного решения, договорённость;
    • тупиковая ситуация;
    • вооружённое столкновение, террор.

    Виды

    Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:

    1. Государственно-правовой : стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
    2. Этнотерриториальный : определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
    3. Этнодемографический : стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
    4. Социально-психологический : нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.

    В чем опасность: последствия

    Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.

    Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.

    Пути преодоления

    Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

    Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.

    Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

    Видео: Межнациональные конфликты

    Один ребенок среди разговора вдруг заявляет, что ненавидит мусульман. Другой объявляет себя националистом. В классе один мальчик называет другого «черным», завязывается драка. Как научить детей любить свою культуру и уважать чужую, избегая обеих крайностей: и нетерпимости, и розовых очков?

    Самоидентификация

    Рано или поздно каждый ребенок задается вопросами «кто я?» и «какой я?». Я брюнет или шатен, холерик или меланхолик, на папу похож или на маму, русский или мордвин, татарин или молдаванин? Иногда ответ прост и лежит на поверхности, иногда национальное самоопределение дается трудно, особенно если семья, в которой растет ребенок, многонациональная.

    «Мои дети считают себя русскими американцами, - говорит Анна С., живущая в США, мама взрослого сына и 10-летней дочери. – “Русская” составляющая крайне важна для обоих. Мы ее всячески поддерживаем: знание языка, культуры, истории России - в качестве прививки против комплекса неполноценности в этом плане. Одновременно искренне интересуемся американской культурой».

    Детям москвички Людмилы Д. самоопределиться оказалось трудно: мама на три четверти украинка, на четверть белоруска, папа наполовину балкарец, наполовину кабардинец. «Старший сын, 17-летний, считает себя балкарцем, младший, 13-летний, - белорусом. Считает, что белорусы ему “ближе по характеру - спокойные и уравновешенные”», - говорит Людмила. Удивительно, но национальное самоопределение зависит еще и от темперамента.

    У психолога Надежды Захаровой (Джинчарадзе) двое сыновей, 16 и 19 лет. Оба носят грузинскую фамилию. «Грузинской крови у них совсем мало - не то 1/16, не то 1/32. Мальчики по-разному это переживают. У старшего нет национальной идентификации, а младший начал позиционировать себя как грузин. Он не знает языка, не очень знаком с грузинской культурой, но его близкие друзья с Кавказа: армянин и ингуш из ортодоксальной мусульманской семьи, - рассказывает Надежда. - Дети понимают, что внутренне похожи на маму или на папу, и идентифицируют себя с кем-то из них. Национальная идентификация здесь имеет тот же механизм: ведь нельзя одновременно себя чувствовать и мамой, и папой… И когда жизнь заставляет самоопределяться, дети определяют себя через ближний круг».

    Иной раз самоидентификация причиняет боль.12-летний Саша М., полурусский-полуеврей, жаловался маме, что не хочет быть «коктейлем из разных национальностей». «Я стала выяснять, в чем дело, - рассказывает его мама, Людмила М., - и поняла, что он путает национальность и вероисповедание - в нашем случае иудаизм и еврейство. Сын говорил, что не хочет, чтобы в его роду были евреи, потому что он православный. Я подвела его к иконе Божией Матери и спросила, кто Она была по национальности. Сын сначала ответил ртом, а потом головой дошел, что еврейка. И сам же удивился. А потом стали про национальность и веру говорить».

    Национальные конфликты

    С конфликтами на национальной почве некоторым детям уже пришлось встретиться к их 10-12 годам. Иногда это скорее попытка опробовать себя в своей национальной роли, защитить свою культуру от нападок: так, сын Анны С. спорил со своими французскими одноклассниками в США по поводу войны 1812 года. Другим приходится вступать в серьезные конфликты.

    «Я уже вынуждена была рассказать сыну про корни антисемитизма, - рассказывает Жанна Р. - Он один раз подрался с одноклассником из-за того, что тот что-то сказал про евреев. При этом сам однажды притащил из школы что-то пренебрежительное о таджиках, а после какой-то телепередачи об Иране долго ненавидел всех иранцев: террористы они все! Приходится учить, что на каждый роток не накинешь платок, что судят о людях не по национальности. Учу, что любая нация - это история, культура, ментальность и много-много всего интересного».

    Иногда ненависть к чужим будто ветром приносит. 16-летний сын русской киевлянки Натальи Н. однажды начал пренебрежительно высказываться о китайцах. «Начитался в интернете, - говорит мама. - Я достала с полки книжку с китайскими сказками и напомнила, что одна из них года два была его наилюбимейшей. Посетовала, мол, неужели своих мозгов нет, что как попугай повторяет чужие бредни. В качестве профилактики - у нас всегда был полный дом сказок разных народов, мы подчеркнуто уважительно относимся к людям различных национальностей».

    В главном опрошенные мамы единодушны: чем больше опыт общения с разными культурами, тем меньше ненависти. И что удивительно - тем больше интерес к своей культуре. Надежда Захарова рассказывает: «Мои дети оба крещеные, но невоцерковленные, и даже со скепсисом относящиеся к моим поискам. Однако младший недавно неделю отдыхал вместе с друзьями - ингушской мусульманской семьей. Они строго соблюдают посты, и сын заинтересовался тем, как это происходит в Православии, что такое посты, зачем их соблюдают. Я вижу, что общение младшего сына с детьми из других культур расширяет его кругозор, дает ему новый опыт и новые ресурсы, дает ему способность понимать и принимать других, и мне от этого тепло. И вот еще что. Мне кажется, у мальчиков рано или поздно наступает этап в жизни, когда они дерутся. И нет большой разницы, обзовет один другого “козлом” или оскорбит его национальность. Когда они обзываются “козлами” - мы не торопимся заострять внимание на том, что нехорошо называть так другого, но за националистический аспект мы цепляемся, и это можно понять: такова история страны. Может быть, если бы мы сами специально не придавали значения этому фактору, то и в сознании детей он бы не разрастался. Мы бессознательно даем детям урок, что это важно».

    На бытовой почве

    «Межнациональные конфликты в детской среде, как и детские суициды, о которых сейчас много говорят, это не отдельные проблемы сами по себе, а только формы, в которых выражаются совсем другие проблемы, - утверждает Ольга Хухлаева, этнопсихолог , кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, доцент, профессор Московского городского психолого-педагогического университета. - Корни этих конфликтов - в психологическом неблагополучии конфликтующих. Оно вызывает гнев, печаль, обиду, раздражение - и эти “трудные чувства” ищут подходящую мишень. Большинство выбирает в качестве мишени тех, кто на них не похож. А сверху добавляется еще один разделяющий фактор: межнациональные проблемы культивируются в СМИ, так что на находящихся рядом инокультурных людей оказывается легче направить свой гнев».

    По наблюдениям Ольги Хухлаевой и педагогов, с которыми она работала в школах, детские конфликты никогда не начинаются как межнациональные: они всегда бытовые, а в этническую плоскость переходят только тогда, когда страсти успевают достаточно сильно накалиться. Именно поэтому Хухлаева считает бессмысленной тратой денег создание специальных программ толерантности к иным культурам. Чтобы дети не били друг друга, их надо учить не столько толерантности, сколько пониманию самих себя: когда человек осознает, что он плохо себя чувствует, понимает причины этого плохого самоощущения, умеет адекватно выразить свои эмоции, гораздо меньше вероятность, что он обрушит свою злость на случайно подвернувшегося рядом человека.

    «Я заметила, что в частных и элитных школах практически нет этнических конфликтов и национальных проблем, хотя их этнический состав может быть очень пестрым, - говорит Ольга Хухлаева. - Но в таких школах обычно все семьи - с высоким уровнем развития культуры, у родителей и детей четко сформирована идентичность, в которой национальные признаки не являются определяющими».

    Иногда конфликт втягивает в себя еще и окружающих. Слабые «я», замечают психологи, имеют тенденцию сливаться в сильное «мы». Дети формируют замкнутые группы, часто по культурному и этническому принципу - из «своих». А культуры бывают разные - одни коллективистские, другие индивидуалистические; в одних принято бурно выражать эмоции, в других - сдерживать их; когда темперамент, коллективизм и чувство ущемленности сплачивают детей в группировку, в школах могут начаться настоящие этнические войны.

    Кто должен разбираться в этих конфликтах? Разумеется, взрослые. В первую очередь школьные психологи и классные руководители. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к вымыванию психологов из школы, а классные руководители не только не готовы разрешать межэтнические конфликты, но зачастую и сами их провоцируют. Я хорошо помню, как мой сын пришел из школы возмущенный тем, что учительница ядовито спросила его одноклассницу-чеченку, одна ли она такая тупая или чеченцы все такие. Замечательно, что в таких случаях (а случай не единичный) в классе обычно находится немало детей, которых глубоко возмущают выпады учителя. И здесь опять собака зарыта не в области межнациональных отношений. Или не только в ней.

    «Педагоги часто хуже относятся к инокультурным детям, - рассказывает Ольга Хухлаева. -Такие дети часто не могут успешно учиться: им мешают культурные особенности мышления и памяти, кажется, что они глупее. Из-за затруднений с вербальной и невербальной коммуникацией инокультурные дети и их родители иногда ведут себя неправильно. Им трудно в разговоре: они могут не слишком хорошо владеть языком преподавания, не все понимают, часто им приходится переводить в разговоре реплики с одного языка на другой, а это замедляет общение и создает ощущение, что они не особенно умны. Они могут не понимать мимики, жестов, в их культуре может быть иное отношение к громкости разговора, дистанции между собеседниками, взгляду в глаза. На юге принято громче говорить, и южных детей часто считают агрессорами просто потому, что они громкие. В одной из школ, где я работала, учителя считали скандалисткой одну маму, сербку по национальности. А проблема была только в том, что она усаживалась слишком близко к учителю, слишком громко говорила и бурно жестикулировала - так, как принято в ее культуре».

    Словом, для профилактики межэтнических конфликтов нужно учить детей и учителей - но не малопонятной толерантности, а вполне ясным навыкам: детей - рефлексии и самопознанию, учителей и школьных психологов - умению понимать и учитывать культурные отличия и разрешать конфликты.

    Мастера коммуникации

    Двухгодичную программу обучения педагогов и психологов межкультурной коммуникации проводит кафедра этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ. Сотрудники кафедры встречаются со своими слушателями дважды в неделю в гимназии № 1540. Среди слушателей - сотрудники колледжей, которые обучают или собираются обучать подростков разных национальностей: «У нас есть таджики, украинцы, армяне; пока немного, но мы предполагаем, что будет больше», - говорит одна из слушательниц, преподаватель физкультуры из колледжа малого бизнеса № 48 Татьяна Олешкевич.

    На занятиях идет речь о том, как общаться с представителями индивидуалистических и коллективистических культур, фемининных и маскулинных, какие аргументы более приемлемы в диалоге, как общаться с людьми, имеющими разные типы нервной системы и разные ведущие каналы восприятия информации.

    Слушатели разыгрывают сценки: вот к вам пришел родитель для разговора, допустим, азербайджанский еврей, как вы будете строить с ним диалог, если вам надо сообщить, что его ребенок плохо учится и дерется? А если перед вами папа-бизнесмен с лидерскими замашками, агрессивный, с заранее заготовленным списком претензий?

    Оказывается, к каждому из этих непонятных родителей можно подобрать ключик - а значит, нет никакой необходимости конфликтовать.

    Уважать лучшее

    Протоиерей Федор Кречетов - настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах (г. Москва). Даже в тяжкие дни русско-грузинской войны в 2008 году, когда антигрузинская истерия в российском обществе достигла пика, его прихожане держались вместе.

    В православной среде все смягчено, - говорит отец Федор. - Наши прихожане, которые дружили и до начала этого конфликта, переживали друг за друга, поддерживали друг друга. Звонили из Москвы в Грузию и Осетию, оттуда звонили сюда - и русские, и грузины, и осетины… Причина национальной неприязни - это обычно незнание и своей культуры, и чужой. Если знать чужую культуру, видеть, что в ней есть ценного - а ведь грузинская культура гораздо древнее, чем наша, - если есть культурное взаимопроникновение, то противостояние сразу теряет накал. Там, где есть опыт жизни рядом, есть и взаимопонимание. Мы замечаем сейчас, что грузинская молодежь, воспитанная в Грузии, уже иначе относится к русским и к России: культурное взаимопроникновение ослабло, они иначе воспитаны, чем даже их сверстники-грузины, выросшие в России, и настроены враждебно.

    - Можно ли как-то избежать вражды?

    Единственный способ избежать вражды - усиливать общение, в этом смысле отмена виз грузинской стороной - ход хотя и вполне прагматический, для развития туризма, - но очень полезный, поскольку будет служить усилению общения. А для православных на первом месте должна стоять Церковь. Церковь у нас едина, мы вместе - два православных народа.

    Но от православных часто можно услышать довольно злобные высказывания по поводу представителей других религий, сейчас чаще всего - о мусульманах.

    Православной вере принадлежит особое место среди всех исповеданий, потому что это вера истинная. Но это не значит, что люди другой веры презренны или забыты Богом, в том числе и мусульмане. В чужой вере есть какие-то искажения, которые льстят самолюбию того или другого народа: у иудеев это их мессианство, у мусульман - презрение к неверным… Но очень часто бывает так, что нашей стопроцентной истиной мы пользуемся на один процент, а люди другой веры, если в ней есть хоть один процент истины, используют его на все сто. У тех же мусульман немыслимы разврат, аборты, пьянство. Они в чем-то выше нас: мы не проявляем такой ревности, как они. Почему бы нам этой ревности у них не поучиться?

    Если мы посмотрим, как вели себя святые в отношении иноверцев, мы увидим, что они никогда не отказывали им в просьбах, молились за них, через их молитвы происходили чудеса. Святые никого не принуждали к обращению, но всегда понимали, что другой человек тоже ходит под Богом.

    - И что же, спросят читатели, спокойно терпеть, как приезжие на наших улицах грабят и насилуют девушек?

    Разумеется, разнообразного негатива много. Мы знаем, например, что в Москве занимается грабежами группа выходцев из Абхазии. Это люди, у которых нет дома, которые нигде не нужны - ни в России, ни в Абхазии, ни в Грузии. И таджики сюда едут не от хорошей жизни, чтобы мы их тут эксплуатировали.

    Нет, конечно, мы не должны спокойно относиться и к нарушениям этических норм, и к исламскому прозелитизму, который все шире распространяется. Но мы должны уметь увидеть в чужой культуре хорошее. Скажем, у нас во дворе, как и везде, работают таджики. Они всегда со мной здороваются, они с большим уважением относятся к священнослужителям, могут даже попросить помолиться за них… К сожалению, в бытовой жизни мусульмане часто лучше себя проявляют, чем русские: они внимательнее, уважительнее к людям, почтительнее к старшим… И для того, чтобы мирно жить, мы должны обращать внимание на то лучшее, что есть у других народов, а не на худшее. Мы должны учиться уважать друг друга.

    Ирина ЛУКЬЯНОВА

    Проблема межнациональных отношений очень актуальна в современном обществе. Назвать человека представителем другой национальности часто означает обидеть его. Моя клиентка, девочка 12-ти лет, горько плакала от того, что ей кто-то в разговоре приписал принадлежность к другой национальности.

    Казалось бы, современному человеку понятно, что все нации равноправны. Взрослые люди, по моим наблюдениям, на вопрос известного теста “Кто я?” в первую очередь отвечают “человек”, ” житель земли” – в большинстве случаев.

    Даже понятие “национализм” в наше время приобрело позитивную окраску. Оно трактуется сейчас как приверженность духовным и культурным ценностям своей нации, осознание ценности нации как высшей формы общественной жизни. При этом оно противопоставляется понятиям “национальный экстримизм”, “шовинизм”.

    Есть версия о том, что само слово “нация” происходит от слова “наши”, общего для индоевропейского праязыка.

    Национальные противоречия

    И всё же на сегодняшний день существует немало межнациональных противоречий во всех странах мира, даже в т.н. развитых странах. Это объясняется в первую очередь нестабильностью сегодняшнего мира, отсутствием чего-то надежного и постоянного. В этом неустойчивом мире человеку важно найти устойчивую группу, с которой он бы себя отождествил, принадлежность к которой с удовольствием бы признал. При этом далее неизбежно разделение по типу “свой – чужой”. Главное в этом вопросе – какое отношение устанавливается в каждой такой группе к тем, кто признается “чужими”.

    В первую очередь для ребенка или взрослого, испытывающих затруднения в этом вопросе, необходимо возникновение
    доверия к миру. Необходимо ощущение и понимания того, что в затруднтельных ситуациях мир людей не оставит тебя в полном одиночестве, всегда находится поддержка в трудных ситуациях, и это базовое свойство нашего мира.

    Далее, конечно, важно пробудить или поддержать уверенность человека в собственных силах, убежденность в том, что в самой нестабильной ситуации он сможет сохранить равновесие. Психологи в своей работе постоянно прилагают усилия для возникновения и развития этих ценных установок.

    В результате у человека исчезают растерянность, озлобленность, его жизненная позиция становится устойчивой и дружелюбной по отношению к окружающим, в том числе и к представителям других наций.

    Внутренняя, психологическая устойчивость дает возможность заинтересованно и непредвзято относиться к другим этническим группам. Известный русский социолог и культуролог Н.Я. Данилевский утверждает, что многообразие устойчиво, а однообразие неустойчиво.

    Изначальная, естественная заинтересованность по отношению к представителям другой, “не нашей” культуры необходима для осуществления нормального мультикультурного процесса в современном обществе. И развитие качеств, связанных с принятием другого (то, что сейчас называют толерантностью) необходимо для любого социума. Поскольку однообразие может стать причиной его угасания.

    Но это не отменяет знание истории своей нации, ее традиций и достижений. Уважение к своему народу и отстаивание его интересов также базируется на доверии к миру и на ощущении своего человеческого достоинства. Интерес к прошлому и настоящему своей нации, ощущение ее перспективы, стремление действовать во благо своего народа – это свойства современного развитого человека.

    Взаимопонимание между такими большими социальными группами как этносы начинается со взаимопонимания между человеком и его ближайшим окружением – семьей, коллегами, соседями… Современный цивилизованнный человек ищет способы оптимального сосуществования со своими соседями по жизни. Современные психологи ищут и предлагают способы осуществить это как на уровне межличностных, так и на уровне межнациональных отношений.