Психоделический сюрреализм или агония любви. Американский художник Алекс Гросс создает оригинальные картины, очень образные и ироничные

Хотя в 60-х и 70-х этот художник создал множество картин, его имя и большая часть работ, до сих пор остаются неизвестным для большинства. Мати был весьма плодовитым художником, диапазон которого охватывал натюрморты, очень много портретов, и большое разнообразие пейзажей, и реальных и воображаемых.

У истинного гражданина мира, Мати Кларвейна, не было сильных привязанностей к какой либо стране. Родившись в еврейской семье в довоенной Германии, он убежал со своими родителями в Палестину, когда ему было два года, там он позже взял себе второе имя Абдул, как жест сочувствия к арабским соседям. Будучи эмигрантом, Мати всегда был чужаком и никогда не знал комфорта в отличной от его системы взглядов. Возможно, поэтому в своих работах ему нравится бросать вызов всем существующим стереотипам от религии и сексуальности.



Меняя местожительство, работая и путешествуя в Париже, Нью-Йорке, Испании, Италии, Греции, Турции, Индии, Марокко, Нигере, Гаити, Ямайке, Индонезии, Бразилии, Мексике, Багамах, Кении, Сенегале, Гамбии, Кубе и Гватемале, Мати много взял для своего искусства, дистиллируя этот богатый опыт в еще более богатые визуальные образы.

Благодаря опыту этих путешествий, работы Мати Кларвеина, воплощают удивительное видение мира, донося его до зрителя.

От ранних работ, которые уже демонстрировали техническое мастерство, через психоделический сюрреализм шестидесятых и семидесятых, к более поздним пейзажам его любимой Майорки, большая часть картин Мэти показывает расширенное восприятие красоты, которое многие из нас испытывают лишь изредка.

Поп-сюрреализм December 12th, 2009

Сегодня я решил написать о художественном течении Lowbrow или как его еще часто называют поп-сюрреализм. Оно возникло в солнечном Лос-Анжелесе в семидесятых годах и пережило недавно свой ренесанс за счет молодых художников и стало мэйнстримом. Большинство из представителей начинали иллюстраторами и перенесли затем свой творческий опыт в живопись. Да еще какую. Географически все связывают себя с Калифорнией, они там либо учились, либо жили некоторое время. Никто особенно не ломает голову над концепцией, шутят с сарказмом, мыслят образами. У каждого свои узнаваемый стиль.

Самый известный монстр поп-сюрреализма с мировым именем - калифорниец Tim Biskup (www.timbiskup.com) . Свою карьеру он начал в анимации и занимался техническим рисованием. Развил постепенно из своей студии целый мир состоящий не только из картин, но и постоянного потока оригинальных лимитированных графических работ, виниловых скульптур и футболок.

The Golden Plague

Camille Rose Garcia (www.camillerosegarcia.com)
Камилла родилась в Лос Анжелесе. Ее картины это путь калифорнийской девушки от Диснейленда до освобождающего от комплексов нашей эры панковского концерта.. В ее картинах отображены немного жутковатые сценарии неудавшейся капиталистической утопии. Очень красивые и длинные названия дает она своим работам. Очень мне нравяться ее работы.

Royal Disordner Subterranean Invasion

А вот и она сама. Eе мордастеньких осьминожиков можно приобрести в ее онлайн-шопе. Знаете, сейчас стало модно среди художников определенные образы из картин переносить в 3D.

Бабочки. Люблю. :-) офигительно.

Mark Ryden (www.markryden.com)
В бывшем дизайнер и иллюстратор, вдохновляется Босхом, Брейгелем и Энгром, итальянской и испанской религиозной живописью. Оформил обложку Chilli Peppers. Рисует в основном детишек, немного странненьких, они выглядят не по-детски взрослыми и немного мертвенькими.

Apology

Суперкартина, я считаю. И пенек как символ очень сильный. Это картина как смесь "Детей кукурузы" с "Полетом над гнездом кукушки". Знаете у меня в детстве был тоже любимый пенек перед домом где я вырос, такого же типа, дубовый. В архивах моего головного мозга сохранились записи трех-летнего возраста как я на этот пенек любил вставать и топать. И представляете он еще до сих пор там, не сгнил! Сюр!

Allegory of the Four Elements

Femke Hiemstra (www.femtasia.nl) из Амстердама, смешивает в своих картинах все культурные слои. Вот посмотрите: Терминатор первой модели атакуется птицами из фильма Хичкока. С лампочками идея гениальная - это символ гениальной идеи как таковой. Рисовать птичек - это признак депрессии, говорят психологи. Вспомните "Пшеничное поле" Ван Гога и чем это кончилось.

Brian Despainhaunting

Сама автор (голандка) мне больше понравилась, чем ее картины)
Любит капучино и обажает своего "придурковатого" котика по кличке Noodel.

Наш любимый Jeff Sotto (www.jeffsotto.com)
Как уже можно было догадаться закончил дизайнерский колледж, а мотивы свои находит в детских игрушках, в красочном стиле скейтеров, граффити, хип-хоперов и попкультуре. Для его картин характерно одновременное внимание к деталям и стимулирующая динамика. Человек вырос в эру шагающих атомарных роботов. Роботам он приделывает неимоверное количество органических щупалец и цветочков. Цветочков побольше и что бы обязательно дым шел. Черепа тоже любит. Живет со своей женой и детьми ясное дело в Калифорнии

Gumivore Love

Paul Chatem , работал долгое время в индустрии развлечений на родственных к искусству проектах (и устал судя по лицу). Теперь уединился в предгорье Лос Анжелеса и в свою мастерскую никого не пускает.

The Clayton Brothers (www.claytonbrothers.com)
Все люди - сестры, а вот Клейтоны - братья. Роб и Кристиан. Как они так дружно и без скандалов умудряются делать свои полотна. Напоминают мне работы моего профессора. Правда он такое уже в 70х делал, потом забросил. Видимо Клейтоны увидели и украли идею.)

Turbulent Tumble Tumble

Alex Gross (www.alexgross.com)
Гений, разговоры тут не уместны. :-)

Brenedan Danielsson (www.bdanielsson.com)
Вырос в Спрингфилде, там же где и Симпсоны.) О себе говорит скромно и не многословно "Мое творчество не концептуальное, не личностное, не спиритуальное или политическое. Оно не есть тайное послание, оно просто вредно для здоровья."
Вот когда я говорю, что люблю рисовать обнаженную натуру. я такое не имею ввиду.

Такое тоже нет не имел в виду.

Ryan Heshka (www.ryanheshka.com). Выходец из Канады с раннего возраста любил всевозможный антиквариат, вышедшие из моды вещи, включая мултфильмы, комиксы и графический дизайн. Начинал как дизайнер интерьера и аниматор.Он не разделяет формально иллюстрацию и искусство. Для него это одно. Я кстати придерживаюсь его мнения.

У меня такое тоже уже было. :-(

Не знаю относится ли к поп-сюрреалистам берлинец Olaf Hajek , но он мне понравился очень. А к поп-сюреалистам можно отнести в принципе любого художника, который умеет создать добрый и красивый образ. :) и бабочки, мириады бабочек.

Если вы после такой красоты не взяли карандашик или кисточку, я удивлюсь. :-)
Приезжайте к нам в Калифорнию. Don"t cry for me Argentina.

Вместо эпиграфа:

Я против легализации марихуаны.
Я против насилия.
Я не люблю людей.
Я люблю жизнь.

Тяжелый синий дым легко прошел через трахею и бронхи и ворвался в легкие, передавая воздушным пузырькам энергию своей жизни. Затем поток разбавленной алкоголем крови захлестнул альвеолы, унося с собой смысл бытия… вперед, к нервным клеткам мозга… Я ощутил этот удар тугой волны – сначала плавно – в голову, а потом – резко – в ноги. Истина растворялась во мне, захватывала тело, давила на грудную клетку… вот она – правда – подумал я…
Выдохнув, я растянулся поудобнее в кресле и глотнул еще водки. Водка всегда усиливала во мне желание жить… я не сдержался и прокричал: «Жизнь – я люблю тебя!» Эхо, отразившись от четырех бетонных стен с ободранными обоями, больно стукнуло по барабанным перепонкам…
Я вспомнил тех, кто сейчас не сидел со мной, потому что они переехали жить на небо – и засмеялся. Идиоты! Вы не знаете, что такое жизнь! Вы не любили жизнь! Только я люблю ее! А она любит меня!
Жизнь – отражается в гранях стакана с прозрачным напитком, жизнь глядит на тебя мерцающим огоньком тлеющей травы, жизнь вливается в тебя вместе с дозой белого порошка, обдает тебя сизым выхлопом, смотрит на тебя через целлофан в радужных разводах бензина А-76, жизнь охватывает тебя, когда ты входишь в Женщину…

И тут я вспомнил ее. Сука! Моя девушка больше не со мной. Она ушла, бросила меня, сказав, что не понимает моих слов и не желает спать с сумасшедшим! Она назвала меня идиотом! Дура, пускай катится. Истина известна не каждому. Я бы мог помочь ей обрести настоящее знание, настоящую любовь к жизни - она не захотела. Теперь я убью ее. Просто не хочу чтобы кто-то трахал ее роскошное тело. Чтобы какой-нибудь ублюдок дышал на нее своим вонючим перегаром, рассказывая о том, чего он не знает.
Наверное, я должен уничтожать все, что когда-то принадлежало мне… Хрен с ней. Зато теперь, когда я убью ее, я могу сильнее любить жизнь. И от этой мысли мне стало легче…

Снова улыбнулся, вспомнив, как кричали маленькие дети, задыхающиеся от дыма в том доме. Я поджег его. А они сгорели. Просто сгорели, потому что они не любили жизнь. Я любил. Так хотелось посмотреть на ослепительные языки пламени, вырывающиеся из плена уютной домашней жизни, разрушающие все живое и неживое, все, что создано человеком… На вечернем небе это выглядело особенно привлекательным… Я люблю жизнь, и люблю ее красоту. Черт, это было очень красиво!

…Еще разок затянулся, забив легкие тяжелым дымом…

Красными буквами на стене стала проявляться иностранная надпись… self-destruction – прочел. Ха! Я вдруг ощутил себя эдаким большим и сильным монстром, уничтожающим свое тело – я пожирал свою больную печень и черные легкие, слабое сердце и воспаленный мозг, хилые конечности и вены, испещренные сеткой маленьких ран. Мне нравилось жрать свое тело, уничтожать в себе остатки жизни. Жизнь была вкусной. Черт возьми, как я люблю жизнь!

Трава быстро отпускала, и я пошел поискать, чем бы закинуться. Нашел в ванной пачку «супрастина»… сожрал все. Решил добавить водки. Водки больше не было. Спустившись на улицу, я пошел в ночной магазин. Обогнав призрачный оранжевый свет фонарей, я шел во тьме, а свет, догоняя меня, бил в спину, отчего спина ныла и болела, как будто кто-то ударил по ней ладонью изо всех сил… я побежал. Вдруг свет догнал меня, накрыл сверху, больно резанул по коленям, ударил в подбородок, отчего я прикусил язык… Я понял, что упал. Обернувшись, увидел ногу.
…Я бил по ней тяжелым ботинком долго и сильно… пока не стало трудно дышать. Алкаш шевелился и что-то мычал… изо рта у него капала слюна вперемешку с блевотиной. Воняло прокисшим салатом. Его нога стала мокрой и черной от крови – наверное, порвались вены. Кровь, просочившись через штаны, лилась на асфальтовое покрытие автобусной остановки и алой тоненькой струйкой стекала в решетку канализации. Класс! Вот бы запихнуть туда эту мразь целиком! Я поднял решетку и взял алкаша за воротник, но оторвать от асфальта не смог. Сука. Ударил его в последний раз, под ботинком хрустнуло… Пошел дальше. Сволочь. Валяется на остановке, людям пройти не дает, ноги растянул. Не любит жизнь.
Вернулся к остановке, вспомнив, что нет денег. Пошарил в карманах у истекающего кровью мужика. Нашел полтинник. Живем… Снова посмотрел на алую струйку, отражающую оранжевый свет ночных фонарей… красиво! Я люблю жизнь!

…Поднявшись домой, включил музыку на всю. Валерию. Черт, классная телка. Трахнул бы ее, будь у меня такая возможность. И поет классно – чувствуется любовь к жизни. Тут же снизу застучали… уроды, они не понимают хорошей музыки. Так не хотелось идти вниз и говорить им про ихнюю тупость… я просто открыл кран в ванной и направил поток воды на пол. Пускай затопит идиотов.

Посидел немного, перевел дух… Выпил стакан. Посмотрел вдаль. Вдруг заметил, что стены в моей комнате – стеклянные, как странно, что я не видел этого раньше… мне стало немного стыдно, ведь я так часто ходил голым по квартире – это могли увидеть соседи… За стеной, оказывается, находился большой зал. Огромное помещение с сотнями мягких откидывающихся кресел… и на них теперь сидели люди. Народ жрал. Тысячи зубов, молодых и старых, белоснежных и гнилых, золотых и керамических впивались в сырое мясо и рвали его клочьями… брызгала кровь и хрустели кости… нет! Народ не ел, он просто курил. Одновременно тысячи рук подносили тысячи сигарет к тысячам ртов, и каждый смачно засасывал в себя дым, так, что щеки втягивались внутрь, а глаза блаженно закатывались… потом все одновременно выдохнули. Синий дым заполнил зал, стал проникать в мою комнату через неплотно пригнанное стекло, струясь по стенам и потолку, змейкой вился по полу и оседал на моей груди десятками килограммов никотина и смолы, от чего мне стало трудно дышать. Когда дым развеялся, я увидел, что люди голые. Они делали какие-то телодвижения, и я понял, что все совокупляются. Старые и молодые, мужчины и женщины, дети и подростки… их грязные немытые тела качались взад и вперед, вверх и вниз, садились и вставали, входили и выходили, издавая громкое чавканье и хлюпанье… Стоны и дикие крики вселенского экстаза прорывались через стекло, грозя разбить его и раздробить мой мозг на мелкие кусочки. От этой картины меня начало рвать, сильно и приятно. Проблевавшись и подняв голову, я с облегчением понял, что все уже кончилось, и все сидят на своих креслах в вечерних платьях и костюмах, аккуратно сложив руки. Все явно чего-то ждут. На меня никто не смотрел. Тут я увидел, что в конце зала стоит возвышение. А на возвышении стоят черные лакированные сапоги. А в сапогах стоит кто-то Большой и Властный. Он обвел зал взглядом и повелительно взмахнул волосатой рукой, в которой была толстая пачка денег.
Сверху стала спускаться веревка. На конце ее была петля. Большой и Властный продел свою голову в петлю, и кто-то легко поддернул его кверху. Лакированные сапоги покинули помост и повисли в воздухе. Никто не удивился такому странному развитию событий, просто люди вдруг начали один за другим тихо сползать со стульев, держась руками за горло и болтая ногами. Многие улыбались… Я почувствовал, что сзади мне сильно сдавили шею, и попытался обернуться, но не получилось. Хотел подняться, но не почувствовал ног. Хотел крикнуть, но лишь беззвучно раскрывал рот. Я умирал. Я чувствовал, как теряю жизнь… и тогда я собрал все усилия и прохрипел: «Жизнь, не уходи… я люблю тебя, жизнь!»
Отпустило. Я снова оказался. Оказался. Снова. Я. Стал тем, чем должен быть – человеком, сидящим в заблеванном кресле в комнате с ободранными обоями… Гремела музыка, Валерия пела «одарю я тебя, собой одарю», в ванной шумела вода. Я успокоился. Всего лишь глюк. Обыкновенный глюк. Супрастин с водкой. Испуганный взгляд на стену… Бетонная.

…Включил порнуху. Уже не возбуждает. Выключил. Не выключается, с экрана на меня продолжает пялиться безумно красивая потная сучка, похожая на ту, с кем я расстался. Господи, да это она и есть! Изо всех сил ударил ногой по экрану. Стало больно. Шлюха исчезла.

…Кто-то большой, коричневый и очень мягкий схватил меня за ноги. Это рыба – подумал я. Всего лишь большая теплая мохнатая рыба. И она лижет шершавым языком мне ноги. Я решил поймать ее. Резко бросив руки вниз… я ничего не обнаружил. Наверное, спугнул. Остались только теплые и липкие слюни. Почему-то они были красными.

…Эй, я люблю тебя, жизнь!!
«Не кричи»… вдруг услышал я. На кухню зашел Ангел. У него были мягкие домашние тапочки с помпонами и хитрые глаза с прищуром. Во рту торчал окурок. Ангел был немного пьян и от него приятно пахло домашним вином. Я очень обрадовался. Не кричи… строго сказал он. Давай повторим это вместе… только шепотом. Тихо. Давай: Я-люб-лю-те-бя-жизнь! Я-люб-лю-те-бя-жизнь… Он помог мне подняться, и мы, обнявшись, пошли потихоньку по остаткам разбухшего паркета. Вода хлюпала под ногами, было скользко, и Ангел чуть не упал. Краем глаза я заметил, как большая коричневая рыба плещется около письменного стола. Время от времени она грызла его ножку…
Вдвоем вышли на балкон. Теплый зимний снег падал на нас хлопьями, а мы улыбались и все шептали о том, как мы любим жизнь… Я увидел свет на улице, смеющихся людей, они показывали пальцами на нас и улыбались… Проезжающие автомобили притормаживали и народ, сидевший в них, тоже улыбался и смотрел на нас… идущий мимо скорый поезд приветственно прогудел мое имя… а птицы опускались с небес к нам на плечи и, казалось, тоже радовались вместе со всеми…

**********************************************************
Ангел отпустил его руку и плавно слетел вниз, поближе к людям… они обступили Ангела и перестали обращать внимание на человека, стоящего вверху. Стало обидно, и он тоже захотел спуститься вниз, в толпу, и веселиться вместе со всеми. Тогда он переступил через перила и шагнул вниз… вдруг некстати возникла мысль, что именно так обычно кончают с собой. Суицид? Господи, что за мысли, да нет же, просто я люблю жизнь! Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЬ! - орал он, летя к людям, но они почему-то начали быстро растворяться в утренней дымке… Он вдруг вспомнил о разрыве с Ней и от этого ему стало неприятно. Хотелось догнать исчезающий праздник, забыть Ее навсегда, забыть о кричащих детях и языках пламени, о чьем-то отце, лежащем на остановке в луже крови… хотелось радоваться и любить, любить, любить…
Стойте, подождите меня! Я люблю вас! Я люблю жизнь! Я люб…

***********************************************************
Алая кровь, отражая слабый еще свет поднимающегося над горизонтом солнца, стекала тоненькой струйкой в решетку канализации…

В наше время, когда новые фильмы все больше и больше становятся похожими друга на друга, шаблонными и однообразными, культовые картины остаются светом в конце туннеля. Причудливые, таинственные и не соблюдающие традиции — все они чрезвычайно разнообразны. Впрочем, есть у них и кое-что общее — поклонники, которые видят ценность именно в том, что эти произведения слишком необычные для массового зрителя.

Список сюрреалистических фильмов можно вести до бесконечности и, кажется, нет никакого смысла в том, чтобы пытаться описать их все. Но из их огромного количества все-таки можно выделить самые странные и самые достойные зрительской любви картины.

Дом / Hausu, 1977

Дом / Hausu, 1977 Вот что произошло, когда японская киностудия наняла режиссера-экспериментатора для того, чтобы он снял «японский ответ «Челюстям ». Из этой сумасшедшей идеи получился довольно странный фильм, в основу которого режиссер Нобухико Обаяси положил ночные кошмары своей 11-летней дочери.

Повествование начинается довольно обыденно: семеро подружек отправляются в гости с ночевкой к тетушке одной из них. Однако любой зритель скоро поймет, что это единственная банальная вещь в данной картине. Уже по визуальному стилю становится ясно, что у фильма в запасе есть несколько сюрпризов, приятных зрителю и очень неприятных для маленьких героинь. Причем злобный игрушечный кот, загадочная тетка и хищное пианино — самые безобидные из этих сюрпризов.

Представление / Performance, 1970

Представление / Performance, 1970 Николас Роуг - это один из представителей британской «новой волны», создававший свои фильмы при помощи психоделических расцветок и инновационных методов монтажа. Точно так же он снял и свой дебютный фильм «Представление», на первый взгляд кажущийся обычным криминальным триллером. Но это лишь до того момента, пока в кадре не появляется Мик Джаггер .

Главный герой, гангстер Чес, случайно убивает своего мафиозного босса и теперь ищет убежища в доме друга, бывшего рок-певца, который практикует свободную любовь, экспериментирует с наркотиками всех видов и любит носить женскую одежду. Постепенно в образ жизни приятеля втягивается и Чес. «Представление» — очень яркий продукт эпохи хиппи, демонстрирующий шокированному зрителю несимулированный секс и употребление наркотиков, но все это наполнено такой долей интеллекта и остроумия, что не проникнуться разудалой атмосферой просто невозможно.

Крот / El topo, 1970

Крот / El topo, 1970 Самая известная работа Алехандро Ходоровски из всех его психоделических опусов — это «Святая гора». Однако его предыдущая картина, «Крот», намного более сюрреалистична и захватывающа. Сам Ходоровски и его родной сын предстают перед нами в образах стрелка по прозвищу Крот и его вечно голого ребенка, странствующих по пустыне в поисках четверых бандитов, слывущих величайшими стрелками в мире. Если Крот победит, то величайшим стрелком в мире по праву станет называться он сам.

Каждый из героев воплощает в себе символ определенной религии, и на протяжении всего действия Ходоровски сталкивает эти религиозные течения в символическом поединке, победителей в котором, впрочем, не остается. Картина постоянно изменяется от едкого сарказма до глубокой духовности, и далеко не каждый сможет оценить маниакальную гениальность человека, связавшего эти два явления в одном произведении.

Одержимая / Possession, 1981

Одержимая / Possession, 1981 Многие критики склонны называть творения Анджея Жулавски «хоррором с морскими мотивами», но это не совсем так. Фильм действительно держит в напряжении, и несколько раз даже заставляет подпрыгнуть на стуле от испуга, однако прежде всего это философская и провокационная психологическая драма, описывающая распад личности молодой женщины и его последствия для ее близких к ней людей.

Изабель Аджани и еще никому тогда не известный Сэм Нил сыграли семейную пару, чьи отношения постепенно сходят на нет. Мужу невдомек, что пока он находится на работе, супруга предается любовным утехам с отвратительным моллюскоподобным чудовищем, которое постоянно требует пищи в виде мужского мяса. Посредством такой отталкивающей символики Жулавски умудрился передать все стадии психоза одинокой жены, а игру Аджани до сих пор называют «подлинной арией истерики».

Печальная Белладонна / Kanashimi no Beradonna, 1973

Печальная Белладонна / Kanashimi no Beradonna, 1973 До недавнего времени эта картина считалась почти потерянной для кинематографа, однако бережная реставрация и перевыпуск сделали ее доступной каждому киноману в мире. Фильм японского режиссера полностью анимирован вручную и исполнен в причудливой акварельно-карандашной технике. Белладонну называют «оккультной психосексуальной одиссеей», но она нарисована слишком хитро, чтобы назвать ее эротической и в то же время слишком провокационно, чтобы отпустить зрителя от экрана.

Сюжет — знакомая фаустовская сказка: став жертвой насилия со стороны жителей деревни, красивая крестьянка продает свою душу дьяволу, чтобы жестоко отомстить обидчикам.

Дикая планета / La planète sauvage, 1973

Дикая планета / La planète sauvage, 1973 "Дикая планета" - один из многих сюрреалистических мультфильмов, выпущенных в 70-е годы. Его можно назвать сплошной большой галлюцинацией, но достоинство этого произведения не в визуальном ряде или странных спецэффектах. Под психоделическую джазовую музыку перед нами разворачивается самый настоящий политический эпос, события и мелкие детали которого не могут оставить в равнодушии.

Где-то в космосе затерялась планета под названием Игам. Ее основные обитатели — драги, гигантские голубые существа с красными глазами, обладающие сверхвысоким уровнем развития. Живут на Игаме и люди. Но исключительно в качестве домашних животных. В один прекрасный день начинается революция…

Другие ипостаси / Altered States, 1980

Другие ипостаси / Altered States, 1980 Режиссер Кен Рассел не славится сдержанностью или утонченностью, а «Другие ипостаси» — самая выбивающая из колеи его работа, смело использующая против вас дезориентирующие визуальные эффекты и захватывающее звуковое оформление. Настоящей изюминкой фильма режиссер сделал череду галлюцинаций главного героя, но и любителей изощренных сценариев может порадовать суть сюжета: ученый, ставящий опасный эксперимент, заходит слишком далеко.

Ученый-естествоиспытатель верит в то, что измененные состояния сознания — реальны. Для подтверждения своей гипотезы он совмещает два радикальных метода исследований — галюциногенные препараты и сенсорную депривацию. Однако опыты заводят его пугающе далеко.

Маргаритки / Sedmikrasky, 1966

Маргаритки / Sedmikrasky, 1966 Самый забавный фильм, относящийся к чешской новой волне, «Маргаритки» объединяют в себе авангардизм и доступность для понимания. В центре сюжета — две девушки с одинаковым именем Мария, по какому-то непонятному наитию вдруг решившие стать плохими. С этим решением они предаются шалостям, нарушающим все правила, принятые обществом: ходят на свидания с пожилыми мужчинами, пожирают еду, предназначенную для чужого банкета, и качаются на люстрах.

Весь этот хаос, впрочем, довольно-таки организован посредством духа феминизма, который в те годы был чрезвычайно спорным явлением. Неудивительно, что фильм Хитиловой почти сразу же запретили, как «демонстрирующий бессмыслицу». Нынешние критики, пересмотрев эту картину, пришли к выводу, что она «намного опередила свое время».

Голова-ластик / Eraserhead, 1977

Голова-ластик / Eraserhead, 1977 Невозможно составить какой-либо список фильмов, вызывающих ощущение утерянной реальности, и не включить туда раннюю работу Дэвида Линча, мастера нагонять жуть и сбивать с толку. «Голова-ластик», хоть и загадочен насквозь и донельзя непонятен, все же имеет и осмысленную фабулу. Линч задумывал его как оду страхам и комплексам отцовства, роящихся в голове главного героя.

Молодой человек узнает, что его давняя подруга родила от него ребенка с очень странной внешностью: деформированная голова и нелепое тельце придают этому, так сказать, существу сходство больше с инопланетным детенышем, чем с обычным мальчиком. Образ этого маленького чудовища становится движущей силой фильма, побуждая героя на пугающие поступки.

После работы / After Hours, 1985

После работы / After Hours, 1985 В грозном послужном списке Мартина Скорсезе есть лишь пара-тройка комедийных фильмов, но даже настолько легко прикоснувшись к жанру, он смог создать одну из самых странных и оригинальных комедий 80-х. Молодой человек, простой программист по имени Пол, знакомится с девушкой. Кажется, он понравился своей новой знакомой, и она оставляет ему свои адрес и номер телефона. Однако, отправляясь к девице в гости, Пол не ожидал, какой насыщенной на удивительные события окажется эта ночь.

События в картине представляют собой нагромождение нелепых ситуаций: то Пол оказывается в ловушке вместе с навязчивым поклонником, то его обвиняют в краже пресс-папье из квартиры художника, то он теряется в суете на вечеринке панков. Невероятная и, безусловно, намеренно бессвязная подача абсурдных эпизодов может прийтись некоторым не по вкусу. Но кое-кто, однозначно, оценит этот малоизвестный момент из карьеры Скорсезе.

Алиса / Neco z Alenky, 1987

Алиса / Neco z Alenky, 1987 Картины чешского режиссера Яна Шванкмайера всегда немного тревожны и нелинейны, и все же ни одна его работа не воплощает чувство смутного беспокойства так, как это удается его первой полнометражной картине под названием «Алиса». «Алиса» до сих пор считается сущим кошмаром для людей, которые имели неосторожность посмотреть ее перед сном, и опровергнуть это не так-то просто.

Шванкмайер отсек всю невинность и сладость оригинальной истории, чтобы выставить напоказ ее пугающие стороны. Но темные тона картины скрашены тщательно проработанными деталями и своеобразной анимацией. Его высокохудожественное видение очень часто обзывают жутким детским фильмом, в то время как на самом деле это просто сказка для взрослых.

В прошлом году в Мариенбаде / L’année dernière à Marienbad, 1961

В прошлом году в Мариенбаде / L"année dernière à Marienbad, 1961 Французский режиссер Роб-Грийе привнес в свой фильм одновременно черты и модерна, и романтизма. Сам он открыто говорил, что его творение не несет смысла и предназначено для того, чтобы заставить зрителей тщательнее всматриваться в саму природу фактов или выдумок.

Сказочное повествование постепенно заставляет нас сопереживать мужчине, который убеждает молодую красавицу в том, что год назад они уже встречались, и между ними существуют определенные чувства. Особа его интереса же, в свою очередь, не поддерживает его фантазий и категорически отказывается его узнавать. И вот они оба скрываются за финальными титрами, а зритель остается в недоумении — кто же все-таки прав? Что же это вообще было? А был красивый философский диалог, сталкивающий между собою реальность и мечты. Уникальная картина бередит умы публики до сих пор.

Видеодром / Videodrome, 1982

Видеодром / Videodrome, 1982 В начале 80-х Кроненберг уже показал себя как любитель гротеска, но ему хотелось достичь новых высот, и результатом его внутренней одержимости стал «Видеодром». Директор маленького телеканала отчаянно ищет новые провокационные идеи для своей работы и однажды ночью случайно натыкается на новый, жуткий канал, по которому непрерывно транслируются пытки и убийства. Очень скоро он обнаруживает самого себя одержимым этой странной программой и понимает, что стал объектом заговора.

Немногие фильмы могут одновременно очаровать и вызвать отвращение и, похоже, что «Видеодром» — один из них. Мрачное повествование, ужасающие спецэффекты и размышления об опасности высоких технологий — Кроненберг собрал все это в свой самый сложный и бескомпромиссный фильм.

Черная луна / Black Moon, 1975

Черная луна / Black Moon, 1975 Луи Маль — одна из самых таинственных и важных фигур французского кино. Большинство его работ основаны на реалиях современной жизни, щедро сдобренных сюрреалистическими поворотами. Спасаясь от войны, разразившейся между мужчинами и женщинами по всей Европе, главная героиня ищет убежища. Следуя за дамой, скачущей на вороном коне, она прибегает в дом, где свиньи сидят за столами, кошка играет на пианино…

Дико абсурдное развитие сюжета берет, по словам самого Маля, свое начало из «Алисы в стране чудес». Но было бы глупым считать, что режиссер не привнес в действие ничего личного. Напротив, картина глубоко интимна и, прикасаясь к фантазиям чужого человека, зритель даже испытывает некое подобие смущения и желания скорее уйти и не мешать.

3 женщины / 3 Women, 1977

3 женщины / 3 Women, 1977 Культовый режиссер Олтмен почерпнул сюжет фильма из своего сна, который он понял не до конца, но, тем не менее, записал. Снимать он намеревался без сценария, и продюсеры согласились финансировать фильм исключительно с оглядкой на репутацию Олтмена.

Молодая наивная девушка затевает тесную дружбу с прожигательницей жизни, кажется, уже повидавшей на этом свете все. В свою компанию они постепенно втягивают еще одну женщину, которой жизнь уже порядком наскучила. Сложные жизненные перипетии героинь, происходящие с их характерами метаморфозы, запутанный клубок непростых взаимоотношений очень волнуют и задевают за живое.

Американский художник Алекс Гросс создает оригинальные картины, очень образные и ироничные.

Алекс Гросс (Alex Gross) – , самыми известными работами которого являются психоделические картины, изображающие современного человека в достаточно необычных обстоятельствах. При всей странности картин Алекса их вполне можно рассматривать как актуальное отображение современного мира.

Гросс при создании картин использует обычные масляные краски и холст. Фантазирует он чаще всего на тему торговли, глобализации, необычной красоты и хаоса, скрывающегося во тьме. В независимости от темы его работы, в ней всегда присутствует напоминание о том, насколько безжалостным является время, убивающее человека. В целом, можно сказать, что Алекс создает свои картины в стиле поп-сюрреализма. Стоит заметить, что в 2000 году талант Гросса был признан японскими искусствоведами, которые выдвинули его на получение гранта.

Психоделические картины Гросса ничуть не уступают прочим шедеврам современного искусства, их также можно легко найти на выставках и экспозициях. Его работы выглядят несколько необычно, однако равнодушно пройти мимо них просто невозможно.