Мутанты из музея Вролика (фото). Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры Музей хирургии какие экспонаты можно увидеть


В музеях по всему миру хранится немало удивительных экспонатов. Но среди них есть и такие, которые вызывают не просто изумление, но откровенно шокируют, а то и вовсе вызывают отвращение. В нашем обзоре собраны 10 странных и страшных экспонатов из разных музеев.

1. Ребенок-циклоп (Музей Фролик, Амстердам, Нидерланды)


В девятнадцатом веке анатомы отец и сын Герард и Вилле Вролик увлеклись человеческими мутациями. В 1834 году Виллем написал медицинскую работу, посвященную циклопии, редкому врожденному дефекту, при котором у эмбриона неправильно формируются две отдельные глазницы, в результате чего возникает одна центральная полость в черепе. Шансы того, что у эмбриона возникнет циклопия, 1 к 16 000.Большинство циклопов рождаются мертвыми. Вроликам удалось собрать коллекцию из пяти людей-циклопов и 19 свиней, ягнят и кошек. Их можно увидеть в коллекции музея Вролик при кафедре анатомии и эмбриологии университета Амстердама.

2. Банка кротов (Музей зоологии Гранта, Лондон, Великобритания)


Банка кротов? В Великобритании можно увидеть и такое. Восемнадцать кротов, упакованные в стеклянную банку, может и не настоль ужасное зрелище, но довольно необычное. В этом же музее можно увидеть скелет анаконды, кости додо и обширную коллекцию мозгов.

3. Гигантский человеческий трихобезоар (Национальный музей медицины и здоровья, штат Мэриленд, США)


Кошки иногда страдают от безоаров - скоплений неперевариваемой материи, которые чаще всего являются волосяными клубками. Однако, кошки - не единственные животные, страдающие от этой отвратительной и неприятной болезни. Иногда волосяные шары находят у коров, быков, овец, коз, лам, оленей и антилоп. В Национальном музее здоровья и медицины есть несколько образцов человеческих безоаров. Крупнейший трихобезоар (человеческий волосяной шар) был удален из желудка 12-летней девочки, которая имела навязчивую привычку есть собственные волосы.

4. Голова жертвы огнестрельного ранения (Медицинский музей Сирираж, Бангкок)



Болезнь Гиршпрунга начинается, когда нервные окончания в толстой кишке плода не полностью развиваются в утробе матери. Это приводит к тому, что определенные мышцы не получают сигналы о сокращении и проталкивании отходов через пищеварительную систему (в итоге возникают страшные запоры). В результате, развивается аномально большая толстая кишка, которая в данном конкретном случае доросла до 240 сантиметров в длину и весила 18 кг. Для сравнения рядом положиливосковую модель толстой кишки нормального размера. Разница в размерах просто колоссальна.


В Музее человеческих заболеваний, находящемся в Университете Нового Южного Уэльса, можно найти всевозможные виды больной человеческой плоти, в том числе поврежденные сердца и легкие. Один из наиболее необычных образцов в музее - доброкачественная тератома яичника (рак половых клеток, который вызывает бурный рост клеток яичника). В крайних случаях это может привести к появлению опухоли, которая частично напоминает сформированный плод с волосами и зубами.

7. "Анатомические Машины" (Музей Капеллы Сан-Северо, Неаполь, Италия)


В подземном помещении под часовней Сан-Северо в Неаполе находятся две из самых ужасных находок в Европе. Два скелета, мужчины и беременной женщины, стоят бок о бок под стеклом. Особо поражают идеально сохранившиеся кровеносные системы. "Машины", которые были были созданы врачом 18-го века Джузеппе Салерно, являются двумя самыми хорошо сохранившимися телами в мире. Но их окраска и сохранившаяся кровеносная система стали предметом споров.

Некоторые говорят, что, хотя скелеты, несомненно, подлинные, вены и артерии сделаны из смеси пчелиного воска, железной проволоки и шелка. Другие же придерживаются более жуткой версии: Салерно был темным колдуном, который убивал свои жертвы путем введения в них некоего отвердителя.



В 19 веке в Шотландии орудовали два серийных убийцы - Уильям Хэр и Уильям Берк. Они продавали тела своих жертв (в общем, 16 трупов) д-ру Роберту Ноксу, который вскрывал тела на своих знаменитых лекциях по анатомии. В музее, расположенном в Королевском хирургическом колледже можно найти ужасный артефакт, сохранившийся после тех убийств - книгу с переплетом из кожи Уильяма Берка. Кожу с убийцы содрали после того, как его повесили, а затем расчленили.


Оноре Фрагонар, который жил с 1732 по 1799 годы, был анатомом со множеством странностей. Еще до этого времени существовали экорше - изображения тел без кожи. Но Фрагонар начал делать экорше из настоящих трупов. Всего анатом освежевал около 700 трупов, но до сих пор сохранился только 21. Наиболее известной фигурой является человек верхом на лошади. "Всадника Апокалипсиса" окружают человеческие эмбрионы, сидящие верхом на спинах эмбрионов лошадей и овец.

В продолжение медицинской темы . Современные возможности медицины дарят людям надежду на долгую жизнь.

В прошлом году ездили в Питер, побывали в знаменитой кунсткамере Петра I, посмотрели на заспиртованных уродцев, хотя на самом деле для них отведен только один из нескольких залов музея. Остальные рассказывают про культуру различных народов мира…

Недавно случайно узнал, что и в Москве тоже открылась кунсткамера. Находится на ВВЦ в павильоне №2. Громкое название фактически подразумевает под собой небольшой зал, где за 300 руб. (цена билета) вы сможете посмотреть на 3D фотографии заспиртованных уродцев, сделанные, видимо, в питерской кунсткамере, а также на восковые фигуры людей с различными физическими отклонениями.

Перейдем к тому, что можно там увидеть. Положа руку на сердце, могу сказать, что некоторые моменты были интересными, но выставка очень маленькая, обойти всё и прочитать все описания можно минут за 10, поэтому и интересного, соответственно, не много. Возможно, чтобы удержать посетителей там крутят ещё и видеосюжет про курение, в котором рассказывается не только о его вреде здоровью, но и о том, что на самом деле находится в продаваемых сигаретах, и как на их продаже компании-производители зарабатывают свои миллионы. Но, эти ролики наверное могут и меняться, и в следующий раз показывать там будут что-нибудь другое.

Машина для казни

Тюрьма на острове Санто-Стефано. Здесь, среди заключенных, в годы фашистского режима побывали будущий президент Италии Алессандро Пертини, писатель Джорджо Амендола, журналист Лелио Бассо, политик Альтиеро Спинелли, коммунист Умберто Террачини. Не совсем ясно только, при чем тут кунсткамера.

Трехногий человек - Георг Липперт. Его третья нога была полностью сформирована, но, тем не менее, была неработоспособна. По словам самого Липперта некогда она могла действовать, как обычная конечность, но из-за перелома пришла в негодность. Липперт выступал в цирке, где получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле». Но в 1898 г. из Италии приехал Франческо Лентини и титул был утрачен. У Франческо третья нога была вполне рабочей, и он мог даже играть ею в футбол.

Волосатый человек – Федор Махнов. Всё его тело было покрыто густыми волосами, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. В сильные морозы ходил в одной рубахе. Так его видно при созданном в кунсткамере освещении.

А это – его реальный вид.

Женщина свинья. Это единственная зафиксированная подобная аномалия. Родилась обычным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей. К 25 годам сформировался свиной пятачок. Была дочерью священника, очень набожной. Прожила 94 года, была замужем и родила двоих детей.

Двуликий Янус. 19 век. Немецкий музыкант. На затылке имел подобие второго лица. Тщательно его скрывал до 20 лет. В музыке успехов не имел и решил использовать этот свой недостаток. После этого его карьера пошла вверх, многие хотели увидеть музыканта с двумя лицами. И даже не важно, как он играл.

Двухголовый охотник. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, т.к. было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Разновидность сиамских близнецов, второе туловище росло из грудной клетки первого. Был мушкетером у Людовика XIII. Но фактически – это был мушкетер-шут. Ни о какой военной службе речи быть не могло. Он носил плащ мушкетера и забавлял придворных.

Четырехглазый. В 1854 г. некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников «он мог закрывать любой глаз отдельно друг от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище». Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

Ещё несколько фотографий из кунсткамеры на ВВЦ:

Тяга гуманоидов к прекрасному понятна всем без пояснений. Тягу к безобразному в большинстве социумов и их культур приходится аргументировать. Помнятся советские, простите, времена. На лето школьникам задавали прочесть саги о майоре Дееве или купце Калашникове, но интереса к такому чтиву мальчики и девочки не испытывали. За неимением порножурналов и каких-нибудь альбомов с репродукциями Бориса Вальехо особой популярностью среди разночинцев младого племени пользовались учебники по судебной медицине. Увидел искаженное высокой печатью ужасное, прочел пару строк о мацерации и жировоске - на пару месяцев породистые кошмары ночные себе обеспечил.

Еще древние доинтернетовские советские времена были отмечены двумя изумительными «некрофилическими» очередями в двух столицах Матушки: воспетой Летовым очередью в и почти мордобойной давкой за право на входной билет в питерскую кунсткамеру - поглазеть на анэнцефалов в банках и шестиногого теленка.

После Чернобыля с его восьмирукими яблоками и сомами-конокрадами всем все дали. Вместе с долларом в жизнь любознательных нас пришла визуальная информация о запретном. Фильмы ужасов, телерепортажи в стиле «Совершенно секретно» и все такое. Одновременно пришли в негодность многие второстепенные кунсткамеры. Да и в главную очереди поредели. Ужас вошел в повседневную жизнь, как игла с адреналином в вену умирающего. Заодно и заграница стала ближе. Любители встретили свой звездный час.

Анекдоты про патологоанатомов и колбасу существуют во всех культурах. Музеи с биологическими ужасами, открытые за рубежом, поддерживаются в идеальном состоянии манят тысячи туристов. Ими владеет то же любопытство, что приводило их прапрадедов на ярмарочные платные выступления и . И это любопытство не способны удовлетворить ни фильмы ужасов, ни порнуха, ни трэшуха.

Короче, вот вам недолгая экскурсия по самым «трэшовым» кунсткамерам западного и восточного миров. Будете в гостях - не побрезгуйте, кому интересно.

1. Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды)

Среди отчаянных людей, которых волны мозга уносят в Нидерланды, бытует такая забава - будучи в Амстердаме, дунуть и пойти в музей уродов «Museum Vrolik».

Слово фролик можно перевести с англо-голландского суржика как «задорный» или «шаловливый». На деле же своим названием музей диковинок обязан основателям - отцу и сыну Герардусу и Виллему Фроликам, жившим 200 лет назад. В настоящее время экспозиция этой кунсткамеры размещена в амстердамском университете. Музей Фроликов считается самой богатой коллекцией человеческих уродов в мире. Это примерно 10 тысяч экспонатов - младенцы-циклопы, сиамские близнецы и тому подобное. А также скелеты животных, чучела невероятных мутантов из мира фауны, многие из которых весьма стары. Музей регулярно пополняется.

Достопримечательностью музея считается так называемый кабинет Ховиуса. Это собранная в 18 столетии коллекция черепов и костей с различными дефектами, своим существованием обязанная доктору Якобу Ховиусу, практиковавшему в Амстердаме.

Упомянутый ленточный червь длиной почти 9 метров был извлечен из кишечника японца, который неудачно пообедал форелью. Рядом с экспонатом лежит веревка длиной с червя, с которой посетители могут поиграться, чтобы представить себе масштабы патологии.

Всего же в «Мегуро» собрано 45 тысяч гадостей, моделей и фотографий.

3. Музей криминальной антропологии Чезаре Ломброзо (Турин, Италия)

Криминалист Чезаре Ломброзо придумал теорию прирожденного преступника. Он считал, что склонность к совершению преступлений таится в биологии человека. Жуликов и убийц доктор Ломброзо учил определять по особенностям строения черепа и другим чертам внешности. Так, о криминальных наклонностях могли рассказать низкий покатый лоб пациента, его широкие челюсти, высокие скулы, неоднородное оволосение лица и длинные руки. Работая над своими теориями, Ломброзо собрал большую коллекцию анатомических препаратов и криминологических артефактов. Музей был открыт для публики в 1884 году, затем гастролировал по Италии. Сегодня коллекция Чезаре Ломброзо экспонируется в Туринском музее.

Венчает коллекцию музея криминальной антропологии голова самого Чезаре Ломброзо.

4. Анатомический музей больницы Сирирай (Бангкок, Таиланд)

Наибольшей популярностью у посетителей музея в больнице Сирирадж пользуется мумия первого серийного убийцы Таиланда, людоеда Си Уей Сай Урнга, который при жизни, в 1950-е годы, охотился на детей.

5. Музей человеческих болезней (Сидней, Австралия)

Данный музей был основан в середине 1960-х годов профессором Дональдом Уилхелмом для студентов и врачей. Остальным категориям населения вход в него разрешили лишь в 2009 году. В музее собрано примерно 2700 образцов пораженных болезнями человеческих тканей - от лоскутов кожи до сердец и легких.

Все нелицеприятные экспонаты плавают в формалине. К каждому из них прилагается «родословная» - история болезни, сразившей тот или иной орган. Некоторые экземпляры патологий более нигде в законсервированном виде не встречаются, чем австралийские медики очень довольны.

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему. (11 фотографий)

The Human Body Exhibition.
Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами.

Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Museum Vrolik.
Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1. В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью.

Музей человеческого тела в Нидерландах.
Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма.

Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.