Межличностное общение. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения

Общение

Основой межличностных отношений является общение – потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в современном обществе постоянно возрастают, поскольку с увеличением объема информации более интенсивными становятся процессы обмена этой информацией, увеличивается число технических средств для такого обмена. Кроме этого, возрастает число людей, профессиональная деятельность которых связана с общением, т. е. имеющих профессии типа «человек – человек».

В психологии выделяют важные аспекты общения: содержание, цель и средства.

Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может быть передана с помощью прямого телесного контакта, например тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, например наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, изобретенные им самим, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.



Общение можно разделить на несколько видов (рис. 15).

Рис. 15. Классификация видов общения

Общение людей бывает вербальным и невербальным.

Невербальное – это общение без использования языковых средств, т. е. с помощью мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, получаемые от другого индивида.

Вербальное общение происходит с помощью какого-либо языка.

Большинство невербальных форм общения у человека является врожденным; с помощью них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (например, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, обладают способностью невербального общения с себе подобными. Вербальное общение присуще только человеку. Оно располагает гораздо более широкими возможностями, чем невербальное.

Функциями общения, по классификации Л. Карпенко, являются следующие:

контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;

информационная – получение новой информации;

побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;

достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;

обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;

установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;

оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивная – взаимодействие между общающимися индивидами;

3) перцептивная – взаимное восприятие партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями, идеями, чувствами и т. д. предполагает, что такая деятельность организованна. В психологии выделяют два вида взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.

Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией. Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:

♦ эффект «ореола» – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;

♦ эффект «новизны» – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);

♦ эффект стереотипа – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.

Аттракция

В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.

Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:

прием «имя собственное»

при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;

прием «зеркало души»

приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;

прием «золотые слова»

не скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых нуждается любой человек;

прием «терпеливый слушатель»

уметь заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;

прием «предварительная информация»

при общении использовать знания о своем собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).

Таким образом, общение – это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Рассматривая технологии, техники и правила общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного общения. Существует несколько правил конструктивного общения, целью которых является достижение наилучшего результата во время общения, например:

Говорить на языке, понятном обоим партнерам;

Проявлять уважение к партнеру, подчеркивать его значимость;

Подчеркивать общность с партнером (профессиональную, половую, этническую, конфессиональную, возрастную и т. д.);

Проявлять интерес к проблемам партнера.

Общение и речь

Одна из главных особенностей человека – это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи (рис. 16) осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

Информативность;

Понятность;

Выразительность.

Рис. 16. Классификация видов речи

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских – согласие, в Китае цвет траура – белый, а на Западе – черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Ни один человек не в состоянии прожить в полной изоляции, какая-то из форм межличностного взаимодействия непременно будет присутствовать. Такая потребность в тесных продолжительных взаимодействиях живет в каждом из нас. Она объясняется социальными и биологическими причинами и направлена на выживание человека.

Формы и виды межличностного взаимодействия

Психология давно интересуется вопросом межличностных взаимодействий и рассматривает их через призму , поскольку эти явления дополняют друг друга, но смешивать эти понятия не стоит.

Общение непременно будет случить средством связи (передачи информации) двух или более субъектов, оно может быть личным или опосредованным (почта, интернет). Но взаимодействие не всегда подразумевает общение, что делает последнее частным случаем различных видов контактов. В социальной психологии термином «межличностное взаимодействие» называют контакт двух или более субъектов, приводящий к изменению их поведения или настроения. Тремя основными задачами такого контакта являются: формирование межличностных отношений, межличностное восприятие и понимание человека, оказание психологического воздействия. Для решения этих задач применяются два основных типа взаимодействий: сотрудничество – продвижение к цели одного из партнеров способствует или не препятствует успеху других, и соперничество – достижение одним из партнеров исключает или затрудняет удачное завершение дел у остальных.

Также существует разделение межличностных взаимодействий по видам:

  1. В зависимости от цели – деловые, личные.
  2. В зависимости от модальности – позитивные, негативные, амбивалентные.
  3. В зависимости от направленности – вертикальные, горизонтальные. Примером таких отношений могут являться рабочие контакты, в случае общения с начальством или подчиненными, направленность будет вертикальной, при разговорах с коллегами – горизонтальной.

Сложность процессов межличностного взаимодействия рождает множество классификаций, некоторые из которых были приведены выше, но понятие не будет полностью раскрытым без упоминания форм их проявления, которых существует очень множество. Основными из них являются: дружба, привязанность, любовь, уход, времяпрепровождение, игра, социальное влияние, соревнование, конфликты и ритуальное взаимодействие. Последняя форма является очень распространенной, отличаясь особыми правилами, которым подчиняются отношения. Это помогает символически выразить социальный статус человека в группе, эта форма придумана специально для того, чтобы каждый смог удовлетворять свою потребность в признании. Такими ритуалами пользуются все – при общении с родителями и детьми, подчиненными и начальством, госслужащими и продавцами в магазине. Каждая из форм взаимодействия выполняет одну из трех функций – помощь в адаптации к новой среде, познавательную или удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми. Это еще раз подтверждает важность явления, как и его сложность.

Люди, состоящие в членах различных групп, неизбежно между собой общаются, что вполне естественно, мало того, закономерно. Складывающиеся межличностное общение и взаимодействие оказываются предметом, который подлежит изучению науки, называемой социальной психологией.

В силу специфических особенностей человека он должен общаться внутри социальной группы, ибо в противном случае, при отсутствии надлежащего контакта между отдельными индивидами, ни одна из человеческих общностей не будет иметь никаких возможностей для реализации совместной деятельности.

Общение и межличностные отношения

В связи с необходимостью осуществления индивидами любой коллективной деятельности возникает потребность в общении, являющемся процедурой, способствующей развитию отношений между личностями.

Буквально каждая возникающая межличностная связь сопровождается стремлением решить три ключевых задачи:

  • развитие межличностных связей;
  • расширение базы взаимопонимания человека человеком;
  • межличностная оценка.

Межличностное общение всегда будет находиться в зависимости от ряда факторов, в частности от таких характеристик личности как: пол и национальность, темперамент и возраст, наконец, состояние здоровья индивида и накопленный им опыт общения. Со временем восприятие окружающего мира каждым индивидом начинает преломляться сквозь призму его образа жизни.

Чем выше уровень социального интеллекта у индивида, тем он более действенен в своей способности определения психического состояния, социального и физического облика окружающих, с которыми ему приходится поддерживать отношения.

Изначально и прежде всего, происходит концентрация внимания человека на физическом, телесном образе индивида, а именно на его характеристиках:

  • физиологических – потоотделении, дыхании, кровообращении;
  • функциональных – позе, осанке, невербальных особенностях;
  • паралингвистических.

Формирование социального облика индивида сопровождается его восприятием на уровне характеристик:

  • экстралингвистических, таких как тембр, высота голоса, его своеобразие;
  • проксемических, касающихся взаиморасположения общающихся;
  • социального оформления личности, выражающегося в одежде, обуви, аксессуарах;

Социальные особенности оказываются более информативными, нежели особенности физического облика. Стоит заметить, что в любом случае работают механизмы, которые препятствуют восприятию неискаженного образа, что существенно ограничивает потенциал непредвзятого постижения окружающих. Речь в данном случае идет о роли первого впечатления, которое в значительной степени оказывает влияние на формирование образа индивида.

Что еще немаловажно, так это включение механизма интерпретации, когда восприятие конкретного индивида сопряжено с использованием накопленного личного опыта. Нередко происходит так, что межличностное познание происходит через отождествление конкретного человека с другим индивидом, в результате чего ему могут приписываться не свойственные ему в действительности мотивы и особенности.

Чем дольше взаимодействуют индивиды, тем глубже их межличностное взаимопроникновение. Вполне естественно, что одной из составных частей взаимодействия являются межличностные связи.

Межличностное общение, его психология

Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.

Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:

  • Поведение
  • Мышление
  • Личность
  • Отношения

Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.

Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.

Молодежная среда и межличностное общение

Переломным периодом процесса эволюции межличностных отношений является подростковый возраст и особенно – юношеский. Именно в этом периоде, в возрасте 14 лет, происходит установление разных отношений к людям пожилого возраста, к собственным родителям, одноклассникам, друзья, учителям, к лицам других национальностей, к людям больным.

Обычно подросток обращен вовнутрь себя, нередко он погружен в собственные фантазии, задумчив. Вместе с тем он часто нетерпим к окружающим, крайне раздражителен, имеет место проявление агрессии. В 16 лет обычно начинается период самопознания с самоутверждением, молодой индивид проявляет свою наблюдательность. Из-за своего предельно критичного отношения к реальности молодые люди многое не приемлют и отрицают.

Молодежная среда, из-за нередкого неумения студентов сострадать, уважать чувства других, наполняется конфликтами, что является причиной дестабилизации эмоционального фона студенческих коллективов. В этом возрасте молодые люди обоих полов часто преступают принципы культуры поведения. Для уклонения от активации подобных ситуаций, взрослые должны стараться не повышать градус общения, придерживаясь уважительного тона. Рекомендовано не использовать в отношении подростков безапелляционных суждений в вопросах, касающихся музыки и моды.

Исключительно добрые отношения являются залогом уравновешенного межличностного общения в молодежной среде, к которому должны стремиться взрослые люди. Избегание скандалов и стремление достижения компромиссов – главная цель взрослых, которым необходимо стараться мягко уступать, не развертывая конфликты с их демонстрацией как можно большему числу окружающих. Именно такой подход будет благоприятствовать налаживанию стабильно хороших отношений.

Межличностное общение и его культура

Развитие межличностных отношений и их культуры, способствует умению верно определять черты человеческого характера с верным восприятием окружающих индивидов, выбором соответствующего стиля и тона общения. Часто одни и те же слова могут при общении с разными людьми, спокойными или возбужденными, провоцировать различную реакцию.

С развитием межличностных отношений формируется и их культура, в основе которой – высокая потребность в глубоко эмоциональном, содержательном общении. Она удовлетворяется в том случае, когда личность способна сопереживать другим людям, воспринимая их мысли и чувства. Для соблюдения культуры межличностного общения важно обладать умением правильно формулировать вопросы, а также уметь на них отвечать исчерпывающе и точно, для чего иметь большой словарный запас и образность речи.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 11 Потребность людей во взаимоотношениях

Потребность людей во взаимоотношениях

11.1. Межличностные отношения и их классификация

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Из книги Возрастные кризисы автора Шихи Гейл

Глава 7. ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СУПРУГОВ Утро в Калифорнии. Прекрасное лицо молодой женщины дрогнуло. Она приподняла ресницы и открыла глаза. Ослепительный мир предстал перед ней во всех красках. Но что-то нарушало эту идиллию. О да, обещание!… Она поклялась, что

Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл Арнольд

Глава 12. Нерушимая целостность во взаимоотношениях Если Возлюбленный повсюду, Любящий - это завеса Но когда сама жизнь становится Другом, Влюбленные, исчезайте. Согласно медитативным традициям, представлениям коренных народностей, квантовой физике и психологии,

Из книги Парадокс страсти - она его любит, а он ее нет автора Делис Дин К

Глава 2. Действия равновесия. Чередование сил во взаимоотношениях Все взаимоотношения создаются действиями равновесия. Неуверенность, неопределенность и очарование молодой любви помогают поддерживать равновесие. Но когда отношения становятся достаточно зрелыми, оно

Из книги 13 способов преодолеть кризис любовных отношений автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 22. Потребность в сексуальной коррекции Внимание: Рекомендации, приведенные в данной главе, могут приятно дополнять и другие методики реанимации кризисных любовных отношений. Особенно методику "преодоления усталости отношений", "увеличения объемов личной свободы"

Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс Хосе

Сочетания драконов во взаимоотношениях людей Высокомерие с саморазрушением.Взаимоотношения с саморазрушительным партнером предоставляют человеку высокомерному отличную возможность выносить свое осуждение и неизменно ощущать собственное превосходство. Это

Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни Карен

Глава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Глава 5. Семейная вина: потребность в равновесии Мы видели, что с помощью вины совесть заставляет человека вести себя в соответствии с правилами того общества, к которому он принадлежит. Чувство вины - это осознаваемое нами чувство, оно возникает внутри нас, когда наши

Из книги Биоритмы. Или как стать счастливым. автора Квятковский Олег Вадимович

Глава 22. Потребность, удовлетворение и переудовл. С понятием "потребность" мы уже встречались в этой книге.Новым для нас будет понятие – "переудовлетворение потребности".В чем выражается переудовлетворение?Переудовлетворение – наступает вследствии длительного

Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Глава 11 Преодоление силы, самой разрушительной во взаимоотношениях Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности? Притчи, 27:4 Недавно наше общество было шокировано хладнокровным убийством двадцатитрехлетней женщины. Она сидела в припаркованной машине со

Из книги Из противников в союзники автора Бург Боб

Глава 56 Еще один ценный урок о взаимоотношениях с людьми от бенджамина франклина Мы уже говорили о том, какие подводящие реплики помогают смягчить удар при попытке повлиять на собеседника, переубедить его или склонить на свою сторону.В связи с этим нужно добавить, что

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Из книги Секреты счастья. Тренинг, который поможет вам обрести счастье автора Рубштейн Нина Валентиновна

Из книги автора

Глава 9 Потребность во взаимодействии с людьми «Наконец-то я встретил братскую душу», – сказал Каин Авелю. Я. Васильковский Человек отличается от животных тем, что он – существо социальное. Человек растет и развивается в рамках общественных, культурно-исторических

Межличностное общение как условие бытия человека

Без межличностного общения невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психи­ческих свойств личности в целом. Общение - это взаимодейст­вие людей, и в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотноше­ния, имеет место определенное взаимообращение, т.е. поведе­ние, выбираемое участниками общения по отношению друг к другу. Межличностное общение следует рассматривать как процесс в системе человек-человек в многоаспектной дина­мике ее функционирования.

Участники межличностного общения, вступая в контакт, преследуют по отношению друг к другу более или менее значи­мые для них цели, которые могут совпадать, а могут различать­ся по своему содержанию. Эти цели - следствие действия кон­кретных мотивов, имеющихся у участников общения; их дости­жение предполагает использование разнообразных способов поведения. Можно сказать, что межличностное общение по своим основным характеристикам является видом деятельно­сти, суть которого составляет взаимодействие человека с чело­веком. Как правило, межличностное взаимодействие людей в виде общения почти всегда оказывается вплетенным в деятель­ность и выступает условием ее выполнения. Так, без общения не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры и т.п. При этом вид деятельности, которую обслуживает обще­ние, оказывает значительное влияние на содержание, форму, течение всего процесса общения между исполнителями этой деятельности.

При сравнении характера межличностного общения в раз­ных общностях людей можно обнаружить черты сходства и различия. Сходство в том, что общение - необходимое усло­вие их бытия, фактор, который определяет успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед. В то же время каждая общность характеризуется преобладающим в ней ви­дом деятельности. Так, для учебной группы такой деятельно­стью будет овладение компетенциями, для спортивной ко­манды - участие в соревнованиях, рассчитанное на достиже­ние запланированного результата, для семьи - воспитание детей, обеспечение бытовых условий жизни, организация до­суга и др. Поэтому в общности каждого типа преобладает тот вид межличностного общения, который обеспечивает глав­ную для этой общности деятельность. Вместе с тем понятно, что на общение членов общности оказывает влияние не толь­ко главная для этой общности деятельность, но и то, что пред­ставляет собой сама общность. Например, повседневные це­ли семьи - воспитание детей, выполнение хозяйственных дел, организация досуга и др. - направленно программируют межличностное общение членов семьи друг с другом.

Однако то, каким общение оказывается в реальности, зави­сит от состава семьи (полная или неполная, трех-, двух- или од-нопоколенная и т.п.), от нравственного и общекультурного облика супругов, понимания ими своих родительских обязан­ностей, возраста и состояния здоровья детей, других членов семьи. В семье, как и в любой другой общности, особенности межличностного общения в значительной мере обусловлены тем, как члены семьи воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик они вызывают друг в друге и какой стиль поведения они поддерживают во взаимоотноше­ниях. Общности, к которым принадлежит человек, формиру­ют эталоны общения, и этим эталонам человек привыкает следовать. Изменения процесса деятельности и самой общно­сти людей обязательно сказываются на их межличностном об­щении.

В межличностном общении каждый человек одновременно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним инте­рес, а может быть, безразличие или неприязнь и воздействует

на них, решая по отношению к ним определенную задачу. Од­новременно он выступает объектом познания для всех, с кем он общается; ему они адресуют свои чувства, на него стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. В положе­нии объекта или субъекта общения люди сильно различаются по характеру выполняемой ими роли.

Во-первых, «выполнение» роли может осознаваться раз­ными людьми в разной степени. Так, в качестве объекта один человек может являть окружающим свою физическую наруж­ность, выразительное поведение, свои действия, не задумыва­ясь над тем, какой отклик он и вызывают у тех, с кем он общает­ся, а другой может пытаться оценить, какое впечатление он производит на окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент и целеустремленно де­лать все от него зависящее, чтобы сформироватьу других имен­но то впечатление о себе, которое он хотел бы.

Во-вторых, люди различаются по степени сложности личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, поэтому представляют неодинаковые возможно­сти для успешного взаимодействия с ними и в то же время име­ют неодинаковые способности проникать в своеобразие лич­ности партнера, определять свое отношение к ней, выбирать способы воздействия на эту личность, наиболее отвечающие целям общения.

Личность человека формируется в процессе общения с людьми. В начальный период жизни человек не волен выби­рать для себя тех, кто составляет его непосредственное окруже­ние. В зрелом возрасте он в значительной степени может регу­лировать число и состав лиц, с которыми он общается. Непо­средственное окружение человека составляют те, с кем он вместе живет, учится, работает, отдыхает. С возрастом значи­тельно изменяются причины, заставляющие человека вступать в непосредственное общение с другими людьми. Так, во вре­менном промежутке жизни от 1 5 до 23 лет наблюдается значи­тельный рост контактов, основу которых составляет необходи­мость удовлетворения познавательной потребности, а затем их число заметно уменьшается. Наиболее интенсивный период расширения круга непосредственного общения приходится на возраст от 23 до 30 лет. После этого круг общения человека су-

5.3. Межличностное общение как условие бытия человека

жается, т.е. уменьшается число субъективно значимых и входя­щих в круг непосредственного общения людей. Изменения в субъективной значимости других людей для данного человека, как правило, обусловливаются, с одной стороны, его позицией по отношению к себе в системе потребностей, а с другой - от­ношением к нему лиц, составляющих его круг общения.



Межличностное общение - один из сильнейших факторов, участвующих в формировании личности. Если моральные нормы, в соответствии с которыми строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, не совпадают с нор­мами, лежащими в основе их общения в других видах деятель­ности, то развитие их личности будет носить более или менее противоречивый характер, формирование цельной личности будет затруднено.

Обслуживая предметную деятельность и способствуя фор­мированию кругозора, умения обращения с предметами, ин­теллекта и эмоционально-волевой сферы, общение выступает обязательным условием и необходимой предпосылкой разви­тия у человека комплекса качеств, обеспечивающих его воз­можность жить среди людей, сосуществовать с ними и под­няться до претворения в своем поведении высоких нравствен­ных принципов.

Конкретный опыт общения развивает у человека умение дать полную и правильную оценку других людей, проявляю­щиеся у них психологические установки при восприятии окру­жающих и манеру отвечать на их поведение. На формировании у человека оценочных эталонов отрицательно сказывается ог­раниченность личных впечатлений от встреч с людьми, что бы­вает, если ему на жизненном пути встречались люди, по досто­инствам и недостаткам похожие друг на друга, или приходи­лось общаться изо дня в день с небольшим числом лиц, представляющих одни и те же возрастные, половые, профес­сиональные и национально-классовые группы людей. Собст­венный опыт - только один из путей формирования у человека качеств, необходимых ему для успешного общения с другими людьми.

Кроме того, невосприимчивость человека к воздействиям со стороны общающегося с ним лица может свидетельствовать

Глава 5. Потребности в межличностных отношениях

о том, что использованный способ обращения не соответствует личностным особенностям данного человека.

О психологической слепоте и глухоте говорят бедность и однообразие способов воздействия, к которым прибегают, вступая в контакт с разными людьми или с одним и тем же че­ловеком в различных ситуациях, хотя возможно использова­ние иных способов. Например, некоторые воспитатели во всех ситуациях воздействуют на воспитуемых с помощью наказа­ний и угроз, что вызывает, как правило, обратный результат - оборонительную реакцию у воспитуемых, требует от них зна­чительных затрат энергии, чтобы преодолеть страх и опасения, и в значительной степени подавляет их интеллектуально-воле­вую активность. Однако поведение человека в общении, ос­лабляющее или даже снимающее у других участников общения всякий самоконтроль, как правило, негативно влияет на их по­ведение в настоящем и будущем.

Творчество человека, направленное на обогащение спосо­бов поведения в общении, должно быть нацелено не на фор­мирование способности манипулироватьлюдьми или, наобо­рот, безлико подстраиваться под их желания, обнаруживае­мые в их поведении во время общения, а на овладение умением создавать своим общением с людьми психологиче­ские условия, благоприятствующие проявлению на опти­мальном уровне их интеллектуально-волевого и нравственно­го потенциала. Если способы общения соответствуют лично­стным особенностям человека, использующего эти способы в своем общении с другими людьми, в общении будет рождать­ся доверие, настрой на сотрудничество. Поэтому каждому че­ловеку необходимо сформировать стиль общения, аккумули­рующий его достоинства и одновременно учитывающий лич­ностные характеристики тех, с кем ему преимущественно приходится общаться.

Таким образом, потребность в межличностном общении является одной из основных потребностей человека. Через ее реализацию происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осу­ществляется социализация и профессионализация личности, формируется ее субъективность. Через межличностное обще­ние человек научается познавать других людей и самого себя,

6.1. Общение как фактор социализации

наращивает свой коммуникативный потенциал, более успеш­но решает производственные и другие жизненно важные за­дачи.