Маленькие юмористические рассказы носова. Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках. Николай Носов: краткая биография для детей

Здесь вы можете скачать лучшие сказки в исполнении любимых актеров совершенно бесплатно.

Среди множества писателей и поэтов 20 века, посвятивших свое творчество детям, одним из самых известных и популярных стал Николай Николаевич Носов. Его жизненный путь начался в далеком 1908 году, в Киеве. Он появился на свет в семье актера Николая Носова. С детства юный Коля был очень непоседливым и любознательным мальчиком. Он увлекался буквально всем - музицированием на скрипке, рисованием, игрой в шахматы, театром. Родители поощряли его занятия. Все его детство и юношество прошли в городке Ирпень, пригороде Киева. Это было нелегкое время - сначала Российская империя вступила в затяжную Первую мировую войну, затем государство потрясла революция. Носовы прошли через все испытания той эпохи - голод, тиф, безденежье и разруху. Однако, несмотря на тяготы и лишения, Николай на всю жизнь сохранил детскую доброту и непосредственность.

Как и многие дети того времени, он учился в городской гимназии (после революции она стала средней школой). Он хотел поскорей стать самостоятельным, ведь кроме него родителям приходилось ставить на ноги еще троих детей - двух братьев и сестру. Будущий писатель и режиссер уже с 14 лет брался за любую работу - разносчик газет, землекоп, косарь, бетонщик, разнорабочий на кирпичном производстве. В старших классах Николай увлекался проведением химических опытов и планировал поступать в политехнический институт на соответствующий факультет. Однако судьба распорядилась иначе. Увлечение химией привело его к фотографии, и он поступил в художественный институт. Отучившись в Киеве два года, Николай Николаевич был принят в Московский институт кинематографии. Получив диплом, с 1932 года писатель работал режиссером документальных и обучающих фильмов. В годы войны он занимался созданием учебных кинолент для солдат и офицеров Красной армии.

С 1938 года Николай Носов начал пробовать себя в написании прозы для детей, чему и посвятил всю оставшуюся жизнь. Герои его произведений - добрые и любознательные персонажи. Он словно описывал себя и своих детских друзей. А первыми слушателями рассказов стали маленький сын и его друзья.

Первый сборник детских рассказов Н.Н. Носова был опубликован в 1947 году, а в 1951 году вышла в свет повесть «Витя Малеев в школе и дома». Повесть стала настолько удачной, что за нее писатель был награжден Сталинской премией. Николай Николаевич Носов написал большое количество сочинений, среди них рассказы «Фантазеры», «Замазка», повести «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка». Герои произведений - дети, с их чистым взглядом на мир, любопытством и изобретательностью. Все истории пропитаны искрометным юмором, их с удовольствием читают вместе со своими детьми и родители, узнавая в персонажах самих себя.

Но, безусловно, настоящей находкой для юных читателей стали рассказы и повести о Незнайке и его друзьях. Эти маленькие добрые человечки жили в сказочной стране коротышек. У них все как у людей, только очень наивно и по-доброму. У каждого свой темперамент, чувства, радости и огорчения. Незнайка - далеко не идеален. Он немного хвастун, немного лентяй, то есть такой, как и все дети, но при этом очень добр и всегда приходит на помощь в беде. Его друзья Знайка, Винтик, Шпунтик, Сиропчик и другие, каждый со своим самостоятельным характером, тоже очень похожи на каждого из нас и поэтому притягательны. Повести этого цикла носят характер легкой детской фантастики. Незнайка постоянно попадает в разные истории и с ним происходят захватывающие приключения. Он путешествует на воздушном шаре, едет в Солнечный город на сиропомобиле, летит на Луну. Однако, несмотря на наивность повествования, эти произведения полны житейской мудрости и учат детей правильному взгляду на окружающий мир. За трилогию о приключениях Незнайки, в 1969 году мастер был второй раз удостоен Государственной премии.

Николай Николаевич Носов ушел из жизни во сне, тихой летней ночью 1976 года, когда ему было 67 лет. В наследство читателям он оставил более 50 повестей и рассказов. По его книгам снято 15 мультипликационных и художественных фильмов. А Незнайка и его друзья продолжают жизнь в произведениях внука писателя - Игоря Петровича Носова. Сегодня рассказы и сказки Н. Носова считаются классикой детской литературы.

Николай Николаевич Носов (10 ноября 1908 – 26 июля 1976) – наиболее крупный и известный советский писатель, создавший множество произведений для взрослых и детей. В 1952 году стал Лауреатом Сталинской премии третьей степени.

Детство

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября в Киеве в многодетной семье. Его мать была безработной, а отец – эстрадным артистом, иногда подрабатывавшим рабочим на железной дороге. В далекие и тяжелые времена семья перебивалась как могла, стараясь прокормить трёх братьев и сестру. Однако денег едва хватало на пропитание, поэтому Носов впоследствии редко упоминал о своём детстве, называя его «темным и страшным временем невзгод».

С самого детства юный Николай очень любил концерты и спектакли, где играл его отец. Родители уже начинали думать о том, что в семье подрастает еще один театрал, однако дальше просмотров пьес дело так и не зашло. Зато, увидев и услышав на одном из концертов, как играют на разных музыкальных инструментах, Николай загорелся желанием пойти в музыкальную школу. Но мечта была неосуществимой из-за финансовых трудностей, поэтому, как бы компенсируя разочарование ребенка, отец дарит Носову-младшему скрипку. Радости мальчика не было предела… но ненадолго. Уже через несколько месяцев он понимает, что обучиться играть на скрипке – это отнюдь не так быстро, как может показаться, и бросает занятия, забывая о музыкальном инструменте раз и навсегда.

Когда Носову было 5 лет, он, как и вся его семья, серьезно заболел тифом. Для того времени это было естественным стечением обстоятельств, от которого ежемесячно гибли люди. Но, пережив страшную болезнь, Носов выжил и выздоровел, пусть даже и намного позже остальных.

В тот момент, как вспоминал впоследствии писатель, он впервые увидел, как плачет его мать:

«Только тогда я понял, что людям свойственно плакать не только от горя и несчастий, но и от большого, казавшего несбыточным, счастья».

Юность

Поскольку обычных средних школ на тот момент в его родном городе еще не было организовано, мальчик обучался в гимназии, которая в 1917 году была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, Николай был вынужден пойти работать, чтобы поддерживать свою семью. Но поскольку образования у него еще не было, а гимназия не являлась профильным заведением, ему отказывали во многих должностях и предлагали лишь подработку чернорабочим на заводах. Поняв, что это максимум, на что он может рассчитывать на данный момент, Носов устраивается сначала на угольный, затем на кирпичный заводы, где подрабатывает практически круглосуточно, при этом зарабатывая жалкие копейки.

На тот момент Носов увлекается химией и даже пытается поступить на один из факультетов Политехнического института города Ирпена, но его не берут по той же причине – образование в гимназии не соответствует профилю высшего учебного заведения. Тем не менее, отказываться от своей мечты юноша не желает, поэтому вместе со своим другом открывает небольшую химическую лабораторию, которая надолго становится его вторым домом.

«Помню, после окончания гимназии я очень сильно захотел посвятить себя науки. Многочисленные исследования, научные прорывы, люди в белых халатах – всё это казалось мне таким романтичным, несбыточным и захватывающим…».

Как и в случае с игрой на скрипке, в возрасте 19-ти лет Николай Носов бросает занятия химией и всерьез увлекается фотографией. Для того чтобы заниматься любимым делом, он поступает в Киевский художественный институт, а через полгода переводится в Московский институт кинематографии. Именно с этого момента Носов понимает, что всю жизнь гонялся за тем, что исходно нельзя было считать его родным делом. Он начинает работать режиссером и мультипликатором, каждый день открывая для себя все прелести этой творческой и невероятно интересной специальности.

Писательская карьера

После Второй мировой войны Носов открывает в себе писательский талант и начинает сочинять небольшие веселые рассказы для детей. Он старается не только сочинить нечто новое и интересное, но и создать произведение, которое максимально точно и четко опишет детскую психологию. К слову, он и сам старается изучить все детали этой сложной науки, чтобы иметь представление о том, как думают дети и что именно им хочется видеть в рассказах.

Дебютный рассказ Николая под названием «Затейники» выходит в 1938 году. Затем через месяц публикуются и другие произведения автора, такие как «Огурцы», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Огородники». Абсолютно все они становятся невероятно популярными, а журнал «Мурзилка», публикующий их, увеличивает число своих читателей почти втрое. Позже все рассказы, выпущенные в тот период, входят в первый сборник писателя «Тук-тук-тук».

В 1947 году публикуется второй сборник под названием «Весёлые рассказы». На тот момент Николая Носова уже знают и любят не только в его родном городе, но и по всей стране, а миллионы детей засыпают каждый вечер именно под его интересные рассказы. Наиболее известным и популярным произведением того периода становится «Витя Малеев в школе и дома» (1951), за которое писателю вручают Сталинскую премию третьей степени.

В 1953 году выходят рассказы, которые сегодня известны на весь мир. Это цикл произведений «Винтик, Шпунтик и пылесос» и «Приключения Незнайки и его друзей». Казалось бы, обычные рассказы с элементами фантастики становятся одними из наиболее удавшихся произведений писателя, его визитной карточкой, ведь они обладают еще и развивающим смыслом, рассказывая маленьким читателям в игровой форме об азах экономики и даже предпринимательской деятельности.

Личная жизнь

Николай Носов дважды женился. Первой его женой стала журналистка по имени Елена. В браке родился удивительно смышленый мальчик Пётр, но счастливая семья пробыла таковой не долго – когда ребенку исполнилось 15, Елена умерла после неудачно перенесенной операции.

Второй раз Носов женится на аккомпаниаторе Татьяне, но детей от этого брака у него нет. Жена во всём поддерживает мужа, и в благодарность он посвящает цикл рассказов о Незнайке ей.

Николай Носов (1980 — 1976) является одним из самых выдающихся советских детских писателей. Не имея, как другие его коллеги, мощных литературных корней или системного образования, Носов сумел создать целую плеяду ярких произведений, завоевавших большую популярность и у маленьких читателей, и у их родителей. Забавные истории, героями которых были не только дети и взрослые, но и выдуманные писателем существа-коротышки, прочно вошли в историю русской детской литературы. А государство оценило творчество Николая Носова рядом наград и премий.

Факты из биографии Н. Н. Носова

1. Отец Николая Носова был актёром, но основной заработок ему приносила работа на железной дороге – актёрский труд в дореволюционной России оплачивалась крайне скромно и нерегулярно.

2. Будущий писатель родился в Киеве, но ранние его годы прошли в местечке Ирпень – жизнь в провинции была дешевле. После поступления детей в гимназию семья вернулась в Киев.

3. Носов был третьим ребёнком в семье из четырёх – у него были старший и младший братья и младшая сестра.

4. По признанию самого писателя, сделанному в автобиографической книге «Тайна на дне колодца», коротышек он придумал, будучи совсем маленьким. Тогда будущие Незнайка и его друзья были размером с палец и жили в цветочной клумбе.

6. Мальчик, которого в семье называли Кока, поступил в гимназию, безупречно сдав экзамены по русскому языку (диктант), арифметике и Закону Божию.

7. Трудовая деятельность Носова началась в лавке, принадлежавшей его тёте. Братья поочерёдно торговали в ней немудрёными товарами, самым главным из которых был древесный уголь.

8. В 1918 году все Носовы переболели сыпным тифом. То, что в семье из шести человек никто не умер, было настоящим чудом. Коля болел последним, а тиф протекал у него тяжелее, чем у всех.

9. Носов сам научился играть на мандолине. Ему очень хотелось научиться играть на скрипке, но после нескольких уроков он спрятал купленный инструмент и больше не возвращался к нему.

10. В старших классах школы Николай увлекался химией и делал первые литературные пробы, сочиняя рассказы.

11. После окончания Гражданской войны Носов учился в рабочей школе в Киеве. Из-за проблем в семье и материальных трудностей в блужданиях по Киеву он познакомился с беспризорниками и даже разучил с ними стихотворение Пушкина. Беспризорники с успехом читали его по всему Киеву.

12. Носову довелось поработать и извозчиком. Семья купила лошадь, и Николай подряжался возить брёвна с железнодорожной станции.

13. В 1926 году Носов обманом получил справку о своём 18-летии (он родился в 1908 году, но поздней осенью) и устроился работать на кирпичный завод. В это же время он сам собрал фотоаппарат, который получился очень удачным.

14. В 1927 году Носов стал студентом фотокиноотделения Киевского художественного института. Закончил образование он уже в Московском институте кинематографии в 1932 году.

15. В течение 20 лет Носов работал режиссёром анимационных и документальных фильмов. За съёмки учебных фильмов для армии он был награждён орденом Красной звезды.

16. Получив в 1952 году Сталинскую премию, Носов, к тому времени издавший много рассказов и несколько книг, сосредоточился на литературном труде.

17. Единственный сын писателя Пётр считается классиком фотожурналистики. Более 30 лет он был главой творческой секции фотохроники ТАСС.

18. У Носова есть внук, два правнука и две правнучки.

19. Н. Н. Носов в конце жизни страдал заболеванием сердца, которое ошибочно диагностировали как болезнь желудка.

20. Умер писатель в 1976 году. Могила его находится в Москве на Кунцевском кладбище.

Факты из творческой жизни Н. Н. Носова

1. После детских опытов Николай не брался за перо почти двадцать лет, до рождения сына.

2. Первые детские истории, сочинённые Носовым, появились в устной форме – он рассказывал их Петру, родившемуся в 1931 году. Сын, а потом и его друзья были первыми слушателями произведений. Их одобрение побудило Носова начать записывать свои рассказы.

5. Впервые отдельной книгой произведения писателя были опубликованы в 1945 году – в Детгизе вышел сборник «Тук-тук-тук».

6. В 1952 году вышедшая годом ранее повесть «Витя Малеев в школе и дома» получила Сталинскую премию третьей степени.

7. Носов работал не только в жанре детских рассказов и повестей. Он также писал пьесы, фельетоны, кино- и мультипликационные сценарии, а также был автором автобиографических книг.

8. Всего из-под пера писателя вышло около 80 произведений.

9. В 1957 году при подсчёте тиражей книг советских писателей, переводы которых издавались за границей, произведения Носова заняли третье место. Это было ещё до Незнайки.

10. Над ставшим его визитной карточкой циклом книг о Незнайке и его друзьях Носов работал в течение 12 лет (1953 – 1965).

11. Последняя часть трилогии о Незнайке получила в 1969 году Государственную премию РСФСР.

12. Сюжеты многих рассказов, написанных Носовым, основываются на реальных историях, произошедших с друзьями его сына и их родителями.

13. Почти реальна и щегольская шляпа Незнайки – Носов любил удивлять окружающих фасонами широкополых шляп.

14. В автобиографической книге «Тайна на дне колодца» писатель жёстко упрекает юного самого себя в разбросанности и неумении сосредоточиться на одном занятии. Скорее всего, корни шалопайства Незнайки лежат в детстве и юности Носова.

15. Незнайка должен был быть подобием эльфа – Носова впечатляли похождения героев Анна Хвольсон. Но затем, видимо, ему вспомнились человечки, жившие на клумбе в Ирпене.

16. У девочек-персонажей трилогии о Незнайке практически нет отрицательных черт – Носов весьма уважительно относился к женщинам и стремился воспитывать такое же уважение у малышей.

17. Специалисты считают, что книга «Незнайка на Луне» вполне может служить пособием по политэкономии капитализма.

18. Прообразом жутких названий кинофильмов в «Незнайке на Луне» были рекламные слоганы, которые маленький Коля Носов придумывал, продавая в детстве газеты. Тогда он выкрикивал нечто вроде «Четырёхлетний ребёнок убил всю свою семью!»

19. По произведениям Н. Носова сняты десятки художественных и мультипликационных фильмов. Последним по времени является мультсериал «Незнайка на Луне» снятый в 1997 – 1999 годах.

20. Ещё при жизни писателя общий тираж его изданных произведений превысил 100 миллионов экземпляров.

И в заключение факт, который можно поставить в вину многочисленным почитателям Николая Носова, количество которых можно измерять уже поколениями. До сих пор не существует ни одного памятника великолепному писателю, кроме надгробия на его могиле. Память Носова не увековечена ни в Киеве, ни в Ирпене, ни в Москве. Хотя лучшим памятником отцу Незнайки навсегда останутся его прекрасные книги.

Рассказы и сказки, написанные великим литератором Николаем Носовым, не оставили без внимания каждого маленького читателя, даже несмотря на то, что на полках магазинов предлагается большой выбор рассказов современников. Произведения Николая Носова для детей являются эталоном детской литературы, и мы предлагаем краткий обзор некоторых из них.

Это один из любимых рассказов читателей, который состоит из двадцати одной главы. В нем описывается жизнь школьников, их мысли и тревоги, за которыми следуют действия, основанные на личных умозаключениях, пусть даже детских. Забавные истории, которые происходят в жизни Вити, придают юмористический оттенок повести и веселят читателя.

Написанная Носовым история в трех томах про необычного персонажа Незнайку, берет начало с книги «Приключения Незнайки и его друзей». События начинаются в Цветочном городе, где одним из жителей приходит идея путешествия на воздушном шаре. Приключения друзей набирают обороты, а чтобы найти дорогу домой придется приложить много усилий и смекалки.

Вторая часть трилогии о Незнайке, но здесь поведение главного героя меняется и из непослушного коротышки, он перевоплощается в отзывчивого малыша, который делает только добрые дела. Благодаря этому, Незнайка получает в дар волшебную палочку и отправляется в новые путешествия в Солнечный город, где новые друзья и приключения ждут на пути.

Заключительная часть трилогии Носова, которая состоит из тридцати шести глав и в каждую из них писатель вложил глубокий смысл, при этом текст изложен в доступной форме. Основные события происходят на Луне вместе с верными друзьями Незнайки, которые также рассуждают как взрослые. Не зря именно эту часть называют учебником жизни для малышей.

Небольшой рассказ Носова, где описывается спор двух юных мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» это или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, так как до этого у ребят была мечта покататься, но никто из водителей не соглашался на просьбу.

Этот рассказ про то, как Вадик и Вова увидели шляпу на полу и она, к их удивлению, оказалась «живой». Ребята увидели, как она начала ползти по полу внезапно и испугала их. Друзья решили разобраться в ситуации и, в конце концов, нашли ответ. Шляпа упала на кота Ваську, который сидел на полу.

Рассказ повествует о том, что простая замазка может привести к приключениям двух товарищей Кости и Шурика. Они добыли ее, когда стекольщик замазывал окна и после этого начались забавные приключения, которые происходили в кинотеатре. На замазку сел незнакомец, ее перепутали с пряником, а в итоге она вообще была потеряна.

Познавательный рассказ Носова, в котором мальчик Бобка сам учится ставить заплатку на штаны, так как мама отказалась их зашивать. А порвал он их так: перелазил через забор, зацепился и порвал. В результате многих проб и ошибок, юному портному удается сделать отличную заплатку.

Небольшая история, где события развиваются на основании знаменитой сказки «Три поросенка». Ее прочитали ребята и решили затеять игру. Они соорудили небольшой домик и обнаружили, что в нем нет окон и поэтому ничего не видно. И здесь им внезапно показалось, что к ним пришел серый волк…

История о том, как мама сделала подарок ее сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой – карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток. Когда мама не нашла рыбку дома, она решила выяснить, куда же она пропала. Виталик хитрил и не хотел рассказывать маме правду, но в итоге признался.

Николай Носов в рассказе «Фантазеры» показывает, как дети придумывают истории и выкладывают их друг другу. Но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.

Один из самых смешных рассказов. В нем идет речь о том, как мама с сыном Мишкой жили на даче и к ним приехал маленький друг в гости. Ребята остались вдвоем, так как маме надо было поехать в город. Она рассказала мальчикам, как варить кашу. Друзья весело проводили весь день, но потом проголодались, и началось самое интересное, варка каши.

Поучительный рассказ о хорошем и плохом поведении детей. Главный герой, Федя Рыбкин, забавный малыш, который придумывает веселые истории. Но проблема в том, что веселит он в школе во время уроков тоже. И однажды учительница решила мудро его проучить и это успешно у нее удалось.

История о том, как мама Миши сказала сыну примерно вести себя и в качестве поощрения пообещала дать леденец. Миша старался, но потом залез в буфет, вытащил сахарницу, а в ней оказались леденцы. Он не удержался и съел один, а липкими руками взял сахарницу и здесь она разбилась. Когда пришла мама, разбитую сахарницу и съеденный леденец было обнаружено.

Главный герой рассказа – Саша, он очень хотел себе пистолет, но мама запрещала. Как-то его сестры подарили ему долгожданную игрушку. Саша играл пистолетом и решил напугать бабушку, стрельнув прямо возле лица. Неожиданно в гости пришел милиционер. Здесь началось самое интересное, а ребенок навсегда запомнил, что пугать людей нельзя.

Эта история о школьнике Феде Рыбкине, который делал домашнее задание по математике. Он включил радио и преступил к решению задач. Ему показалось, что так будет веселее. Конечно же, песни по радио были намного интереснее, чем уроки, поэтому все песни были внимательно прослушаны, а вот задача так и не решена правильно Федей.

Шурик у дедушки

Рассказ о двух маленьких братьях, которые летом гостевали в деревне у бабушки с дедушкой. Ребята решили половить рыбу, а для этого на чердаке, вначале, решили отыскать удочку, но она была одна. Зато была найдена еще и калоша, с которой, как оказалось, тоже можно придумать много интересного. На пруду ловить рыбу не получилось так просто…

История о том, как трое деток остались дома одни и решили поиграть в прятки. Несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так и много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобился для ее уборки.

Рассказ Носова о маленьком мальчике Павлике, который весной поехал на дачу и решил посадить на огороде что-нибудь, хотя и сверстники не поверили в его силы. Мама подарила лопатку для огорода, а бабушка дала немного зернышек и объяснила, как сажать. И в результате, оказалось, что это была репка, которая, благодаря Павлику, взошла и выросла.

В рассказе Носов повествует о мальчиках, которые любили играть в прятки, но получалось всегда так, что один — постоянно прятался, а второй – всегда искал. Славику, который искал друга в игре, стало обидно. Он решил своего друга Витю закрыть в шкафу. Просидев некоторое время в шкафу, мальчик так и не понял, почему был заперт другом.

Поучительный рассказ, в котором идет речь о трех охотниках, которые пошли в лес за добычей, но никого не поймали и остановились отдохнуть. Они присели и начали рассказывать друг другу забавные сказки. В итоге поняли, что совсем не обязательно убивать животных, а можно и так весело провести время в лесу.

События этого рассказа Носова происходят в детском лагере, в который приехали трое друзей, но на один день раньше других. Днем им было весело, они даже украсили дом, но вот когда настала ночь, и неожиданно раздался стук в дверь, мальчики испугались. На их вопрос, кто это, ответ не поступал и всю ночь ребята не могли понять, кто это. Утром все выяснилось.

Шуточный рассказ о псе Барбоске, который пригласил в гости Бобика, в то время, как дедушки и кота Васьки не было дома. Барбос хвастался вещами, которые находились в доме: то зеркалом, то расческой, то плеткой. За разговором друзья уснули прямо на кровати, а когда пришел дед и обнаружил это, начал их выгонять, да так, что Барбос забился под кровать.

Рассказ о маленькой пятилетней девочке Ниночке, которая большую часть времени проводила с бабушкой, так как мама и папа работали. И однажды у нее возникла идея помогать взрослым в поисках железа для сдачи металлолома. Когда она показывала дорогу двум взрослым мальчикам, то забыла дорогу и заблудилась. Мальчики помогли найти дорогу домой.

Интересная поучительная история про отличника по имени Коля Синицын, который во время летних каникул решил вести дневник. Мама Коли пообещала купить ему ручку, если он будет все аккуратно писать. Мальчик старался записывать все свои мысли и события, да так увлекся, что у него закончилась тетрадь.

Метро

Рассказ о путешествии двух маленьких мальчиков, которые попали в московское метро, когда гостили у своей тети. Насмотревшись на движущиеся лестницы, остановки и покатавшись в поезде, мальчики поняли, что заблудились. И внезапно они встретили их маму с тетей, которые посмеялись над ситуацией. А в итоге и сами заблудились.

По определению С. Я. Маршака, это писатель «с отчетливой творческой индивидуальностью», в произведениях которого проявилось «соединение юмора, лиризма и памятливой зоркости бытописателя». Николай Носов создавал преимущественно детские произведения.

Произведения Носова для детей: список

  • «Затейники»
  • «Тук-тук-тук!»
  • «Огородники»
  • «Мишкина каша»
  • «Телефон»
  • «Ступенька»
  • «Про репку»
  • «Фантазеры»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Под одной крышей»
  • «Веселая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Приключения Незнайки и его друзей»
  • «Незнайка в солнечном городе»

И это не весь список детских произведений Носова , любимых многими поколениями.

Как Николай Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 годуначал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино - снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.

Кому из родителей не приходилось сочинять стихи, сказки, рассказы для своих детей ? Пришлось заняться этим и Николаю Николаевичу: у него рос мальчик. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники» . Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.

«Тук-тук-тук!» - этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия». Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей : «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей» .

Детские произведения Н. Носова

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова — «Веселая семейка» . Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Дневник Коли Синицына»

В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю передать размышления своего героя. В них немало наивности, окрашенной авторским юмором, и в то же время сколько моральной чистоты, свойственной пионерам.

По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывает, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8-13 лет. Многие ребята сообщают Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивают, как их издать.

Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». Это упрек тем взрослым, которые бездумно нарушают слово, данное ребятам. «И еще у меня сегодня была радость, — пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, — мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел». Вот пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием!

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)-в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

…Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, - размышляет Витя,- и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, - соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, - говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,- это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Говоря словами Льва Кассиля, «воспитатели найдут в повести Носова немало такого, что пригодится в их труде». Пусть родители задумаются над тем, как мать Кости не сумела верно направить увлечения сына и внушала ему, что у него нет воли. А тетя Зина все грозилась «взяться за него, проверять его учебу, но каждый раз забывала это делать». Поучителен и пример родителей Вити. Мать каждый раз ругала сына за то, что он поздно садится за уроки, но не помогала ему правильно распределить свое время. А отец, взявшись помочь мальчику по арифметике, просто решил за него задачу, а объяснял так нетерпеливо, что Вите не захотелось больше к нему обращаться.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

Повесть-сказка «Приключения Незнайки»

Н. Носов рассказывает, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» . Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет». Как обычно в произведениях Носова, главный герой новой книги - Незнайка - наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.

Увлекательные эпизоды новой сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорит о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее.