Кружок биологии для детей. Рабочая программа кружка по биологии « Мир вокруг нас. Что должен знать юный натуралист, проводя опыты с растениями


БИОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ "ВООП"
(общая информация о кружке, главная страница раздела)

Биологический кружок Дарвиновского музея ("ВООП") - один из старейших кружков Москвы и России в целом. Он был организован в 1950 году замечательным натуралистом-биологом Петром Петровичем Смолиным и существовал под его руководством до 1975 года (см. раздел История кружка). После смерти Петра Петровича и до настоящего времени кружок ведут его ученики. В 2010 году кружку исполнилось 60 лет (см. ).

"ВООП" -историческое самоназвание кружка, связанное с тем, что в первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. В настоящее время кружок существует на базе Дарвиновского музея г. Москвы. Кружок ВООП не является, в обычном смысле, школьным биологическим кружком, а представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста. Работу кружка с 1975 года координирует Екатерина Сергеевна Преображенская - кандидат биологических наук, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ) РАН (см. раздел Контакты).

В состав учебной группы кружка входят школьники начиная с 7 класса (а наиболее упорные - начиная с 6 и даже с 5) и студенты - по 3-й курс включительно. Основное направление работы кружка - научно-исследовательская работа в природе (см. раздел Гостю кружка).

Основные принципы работы кружка были сформулированы в свое время еще Петром Петровичем Смолиным. Их три .

Первый принцип - "природный компонент " (или "ближе к природе ") - подразумевает проведение основной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций. Этот момент очень важен в настоящее время, когда значительная часть детей лишена нормального контакта с природой. Такое отсутствие контакта, кроме незнания, вызывает страх: "лес - это место, где с тобой что-то может случиться". Незнание естественной природы и боязнь ее с большим трудом преодолеваются лишь во взрослом состоянии.

Второй принцип - "исследовательский подход ". Для того, чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходимо что-то делать. Причем, деятельность должна подразумевать общение именно с природными объектами, а не с другими людьми на фоне природы (туризм). Опять же, знания о природе должны проистекать от самой природы, а не только от источника информации, для которого она служит фоном (экскурсовода). Одним из самых естественных путей получения навыков общения с природой служит учебно-исследовательская работа (все дети по натуре исследователи). Все участники биологического кружка Дарвиновского музея подготавливают и защищают исследовательские работы, служащие основанием для приема в основной состав кружка (см. список исследовательских работ-проектов , выполненных кружковцами).

Третий принцип - "общественный момент " (по формулировке Петра Петровича) - подразумевает обучение и работу в составе разновозрастных групп , когда "старшие" кружковцы (как школьники, так и студенты, и выпускники) исполняют роль инструкторов, преподавателей и руководителей работ для "младших" по отношению к ним. Это позволяет эффективно организовать учебную и исследовательскую работу практически без участия официальных педагогов и руководителей.

Работа кружка складывается из лекций и семинарских занятий (3 раза в неделю по вторникам, средам и четвергам - для ребят с разным уровнем подготовки), воскресных выездов в лес (2 раза в месяц) и экспедиций (обязательно - каждые каникулы, в том числе, около 2 месяцев летней полевой практики)(см. раздел Экспедиции и выезды).

Вторники проходят всегда в музее с 17.30 до 20 часов; по средам могут быть как занятия в музее , так и различные экскурсии . Лекции и практические занятия проводят учёные и студенты. Эти занятия служат для того, чтобы расширить кругозор и получить общие представления для дальнейшей самостоятельной работы. Занятия в Москве включают, в основном, зоологию и ботанику, а также, экологию и связанные с ней дисциплины. Такие «лабораторные» дисциплины, как цитология, генетика, биохимия и молекулярная биология затрагиваются лишь попутно и в очень небольшом объёме.

Выезды и экспедиции - основная форма работы кружка; без них всё остальное теряет смысл. Кружковцы ездят в лес по воскресеньям, обычно два раза в месяц, с утра или с ночевкой (в теплое время - в лесу, зимой - в помещениях). Для работы во время каникул у кружка есть своя база в Костромской области, на реке Унжа (600 км от Москвы). Кроме того, проводятся экспедиции и в другие районы, в основном в заповедники . Чаще всего ребята выезжают в заповедник «Брянский лес», Керженский заповедник (Нижегородская область), заповедник «Калужские засеки», «Большая Кокшага» (Марийская республика); бывают и более дальние поездки - в Башкирию (Башкирский заповедник), на Белое море (Кандалакшский заповедник, Соловецкие острова) и другие.

У биологического кружка Дарвиновского музея есть несколько традиционных направлений работы, в которых обычно рано или поздно принимает участие большинство кружковцев. Это - проведение зимних учётов птиц в лесах разных районов России (см. информацию о программе Евроазиатских Рождественских учетах птиц), проведение геоботанических и почвенных исследований на Костромской станции ИПЭЭ РАН .

Ежегодно в кружке выполняется около десятка самостоятельных учебно-исследовательских тем (см. раздел Исследовательские работы). Многие из них высоко оцениваются на различных конкурсах московского и всероссийского уровней. Значительная часть кружковцев становится профессиональными биологами - в настоящее время более 30 выпускников кружка учится в различных биологических вузах.

По традиции запись в биологический кружок Дарвиновского музея не проводится . На занятиях могут присутствовать все желающие. Те, кто приходит в первый раз - гости кружка. После третьего раза гости превращаются в посетителей (см. раздел Гостю кружка).

Для того чтобы перейти из группы посетителей в состав основного кружка , надо принимать участие в выездах и исследовательской работе. Как правило, вначале стажёры помогают вести исследования и в ходе этого знакомятся с методиками и объектом работы. Тот, кто принял участие в полевых исследованиях в качестве помощника или начал подготовку к самостоятельной исследовательской деятельности, становится кандидатом в основной состав кружка. Чтобы стать членом основного состава кружка надо выполнить и защитить самостоятельную работу. Для этого надо выбрать тему, ознакомиться с литературой, сформулировать задачу, собрать материал, обработать его. Конечно, всё это делается с помощью старших кружковцев или «начальства». Только после того, как кружковец сделает доклад по своей работе и ответит на вопросы по выбранной специальности, он становится настоящим членом кружка. «Судьями» в этом служат старшие кружковцы.

Работа кружка не так сложна, как это на первый взгляд может показаться. Приходите в музей (см. раздел Контакты), приглядитесь, мы Вас не торопим. Подумайте - любите ли Вы лес? Хотите ли вести самостоятельные исследования? Не боитесь ли промочить ноги, замерзнуть, заблудиться, ночевать у костра? Если любите, хотите и не боитесь - значит, Вы с нами!

Опыт работы биологического кружка Дарвиновского музея возможно использовать и распространять в двух основных направлениях.

Во-первых, при создании полевых центров экологического образования школьников. Такие центры могут быть организованы как в качестве самостоятельных учебных единиц (например Полевой Центр "Экосистема"), так и при различных особо охраняемых природных территориях - национальных парках, заповедниках . Необходимо, чтобы курс обучения "экологии в природе" в таких учебных центрах стал обязательным компонентом школьного образования.

Во-вторых - при проведении программ мониторинга и научных исследований, в первую очередь на особо охраняемых природных территориях . Опыт кружка показывает, что такие программы могут проводиться в значительной степени за счет "волонтерских групп" исследователей - в первую очередь школьников и студентов, если эти группы соответствующим образом обучены и организованы (например Программа Рождественских учетов птиц). Такое совмещение учебной и исследовательской работы традиционно для значительного числа старых российских заповедников; необходимо поддерживать и расширять его.

Хроника кружка

Биология — наука, изучающую живую природу. Ее современное название появилось всего два века назад. Школьная программа немыслима без изучения биологии и ее подразделов — ботаники, анатомии, зоологии. Этот предмет нередко выбирается выпускниками во время сдачи ОГЭ и ЕГЭ, что говорит о его значимости и популярности.

Немало ребят хотят узнать об этой науке больше, чем предполагается по учебному плану. Они имеют прекрасную возможность познакомиться с ее разделами, особенностями как в теории, так и на практике. В нашем городе существуют эколого-биологические центры, лаборатории, клубы и другие учреждения, в которых юные натуралисты могут глубже познакомиться с миром растений и животных, узнать о защите окружающей среды.

Помимо получения новых знаний, ребята смогут участвовать в научных конференциях и конкурсах, подготовятся к сдаче экзаменов и поступлению в высшие учебные заведения. Соприкосновение с живой природой воспитывают в детях доброту, чуткость, внимательность, ответственность. Занятия станут отличной базой для учебной и научно-исследовательской деятельности, подготовке проектов различного уровня — от школьного до всероссийского.

Что должен знать юный натуралист, проводя опыты с растениями

Опыты – это прекрасная возможность познакомиться на практике с тем, о чем рассказала теория. Но перед тем, как к ним приступить, важно помнить, что без аккуратности и внимательности лучше их даже не начинать. Кроме того, плохую службу может сослужить спешка, желание ускорить процесс. Перед экспериментом положите на столе только то, что потребуется для него: семена, растения, землю, приборы, материалы и пр. Лишнего ничего не должно быть. Если перед вами стоит задача вырастить растение, то за ним нужно тщательно ухаживать: рыхлить почву, удобрять и не забывать о прополке. Также нужно иметь так называемые контрольные растения, находящиеся в одинаковых условиях с теми, которые используются в опыте. Ценность эксперимента повышают дневниковые записи и рисунки. После завершения опыты обязательно напишите вывод - отчет о проделанной работе.

В чем плюсы занятий с микроскопом?


Очень часто дети задают вопросы, которые ставят родителей в тупик. Например, вроде бы простой вопрос «Почему крапива обжигает кожу?» может вызвать затруднения. Конечно, в век интернета легко найти ответ, но не торопитесь. Попробуйте вместе с малышом прийти к нему, что называется, опытным путем. А поможет вам в этом микроскоп. Ведь как интересно будет и вам, и ребенку рассматривать под микроскопом строение листика крапивы. Тогда знания, которые вы почерпнете в интернете или в книге по занимательной биологии, будут прекрасным дополнением к вашим опытам и наверняка отложатся в памяти. Намного проще рассказывать о строении цветка, о клетках, используя микроскоп. Он станет отличным стимулом познавательной активности, расширит представление ребенка о мире, который нас окружает. Отсюда более глубокий интерес к законам биологи и жизни на Земле вообще. Освоив микроскоп, ребенок будет стараться самостоятельно отыскивать ответы на возникающие у него вопросы. Самое главное - юный исследователь-биолог научится замечать красоту природы, а в будущем, возможно, выберет интересную профессию биолога.

Вы знаете как растет ананас? А зачем жирафу нужны рожки? Что такое ГМО и почему из-за него столько шума?

Если вам интересно - добро пожаловать в биологию! Сегодня мы расскажем, какие кружки бывают в Москве и как на них увлекательно учиться!

Потрогать, поездить, понаблюдать.

В московском зоопарке с 1924 года существует юннатское объединение под названием «Кружок юных биологов зоопарка» . Здесь школьникам 5-8 классов читают лекции известные ученые, сотрудники зоопарка, бывшие КЮБЗовцы, а сами дети наблюдают за животными и ведут исследовательскую работу, о результатах которой докладывают на общих собраниях кружка. Организаторы регулярно вывозят детей на природу, в том числе - в месячную экспедицию в заповедник. Участники помогают зоопарку: проводят субботники и выполняют небольшие поручения для обитателей.

Еще больше кружков по биологии вы найдете на сайте study.olimpiada.ru !

Но если не нашлось подходящего по времени кружка или если хочется заниматься еще больше, обратите внимание на проект КПД БИО - на сайте есть полезные материалы для самостоятельных занятий. Это и целый канал с полезными видео, и список рекомендуемой литературы по разделам и даже тесты региональных этапов всероссийской олимпиады прошлых лет для активных участников олимпиад.

Влада Казанцева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5- 11-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Ростовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 168 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
  • Условия реализации программы
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 4,5 учебных часа в неделю (2 занятия по 1,5 ч)
  • За год (37 недель) - 75 занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:

Диагностические карты;

Табель развития;

Папка достижений ("Портфолио").

Учебно-тематический план

№/ месяц Темы Количество занятий
Общее В том числе теоретических В том числе практических
1/IX Природа под микроскопом. 9 4 5
2/X Осенние явления в природе. 8 3 5
3/XI Зеленый мир. 8 3 5
4/XII Мир животных. 9 4 5
5/I Организм человека 7 3 4
6/II Эволюция природы. 8 4 4
7/III Весна в природе 9 4 5
8/IV Природа под охраной. 8 3 5
9/V-VI Здоровье человека и окружающая среда. 9 4 5
Всего 75 32 43

В соответствии с данной программой разработан тематический план (Приложение 1) . В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. Планирование составлено таким образом, что его можно вывешивать на стенд для обозрения школьникам. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации (Приложение 2). Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках и в агитбригадах.

Список необходимой литературы.

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.

5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.