Конспект экскурсии впервые в музее для детей. По познавательному развитию. Методическая разработка экскурсии по выставке «Династия Васильевых»

Методическая разработка экскурсии в школьном музее «Рушник – это Вам ни полотенце!»
Цель
: Воспитание подрастающего поколение в духе возрождения народных традиций России через возрождение интереса к народному декоративно-прикладному творчеству на примере использования рушника в обрядах.

Место проведения: школьный музей.

Участники : Учитель технологии, хранитель музея, заранее подготовленные ученики-экскурсоводы, школьники (обучающиеся возрастной категории 11-14 лет).

Материальное обеспечение: музейные экспонаты предметов быта, оформленные вышивкой; выполненные работы детей, мам и бабушек; магнитофон и аудиокассета с записью народных мелодий (мероприятие проходит на фоне русских народных мелодий).

    Приветствие, общее знакомство с музеем

II . Экскурсия (рассказы экскурсоводов сопровождаются демонстрацией музейных экспонатов, принесенных детьми работ мам и бабушек, своих первых работ).

Рассказ учителя: Рушник это расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста. Это не только предмет народной культуры славян, но и один из немногих реликтов уходящей в прошлое славянской культуры вышитого символьного письма. Рушник несёт в себе множество смыслов, хранит историю народа не только христианского, но и гораздо более раннего, языческого периода.

Слово рушник имеет корень «руш», «рух». Что означает «рушить» – рвать, ломать, то есть рушник это оторванный кусок ткани, отрез. В славянском языке корень с этим значением встречается в таких словах, которые означают рубашку, простыню, одежду - рухо, рухлядь, то есть полотно, целостность которого нарушена.

Ткань рвали, а не резали потому, что ткачество как таковое появилось намного раньше металлических ножей и ножниц.

Созвучие со словом «рука» наталкивает многих людей на ошибочное толкование слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались утирки, ширинки, полотенца, рукотерки, ручники - небольшие куски полотна, которые были украшены гораздо скромнее по сравнению с настоящим рушником.

Настоящий же рушник имел ширину 35 - 40 сантиметров и длину 3 - 5 метров. Он был богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием практически невозможно вытирать руки. Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое.

Экскурсовод 1: Рушник - дорога жизни. Вышитое льняное (или конопляное) полотенце - очень символичная вещь. Оно сопровождает человека в самые ответственные моменты его жизни - рождение, крещение, свадьба. А длинное - порой до двух с половиной и трёх метров - отбеленное полотно символизирует дорогу.

Важнейшие события в жизни народа не обходились без рушника:

    он был знάком гостеприимства,

    на нём дорогим гостям подносили хлеб-соль,

    на рушниках принимали новорожденных,

    мать дарила рушник сыну в дорогу - на счастье в новой жизни,

    славянская невеста должна была приготовить к свадьбе 40 рушников.

Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение.

Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник , на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель.

На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником . Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники , но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца. «Божником » называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебных рушников насчитывается около 40. В знак согласия невесты и ее родителей на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник . Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом жениха посыльный рушник - знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. Рушник-ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома. Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный» , на который преклоняли колени молодожены, когда их благословляли на брак родители перед венчанием. Такие рушники входили в приданое невесты.

Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный» . Ещё были «союзный», «хлебосольный», «рушник–утренник» и много других, о которых могут рассказать вам ваши бабушки.

Экскурсовод 2: Рушники украшали магическими узорами. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи. Узоры, вышиваемые на рушниках, носили глубоко символический смысл. На рушниках вышивались орнаменты зооморфные (лебеди, петухи, куры, орлы, утки, олени, кони и др.), растительные (дуб, хмель, виноград, калина, лилия, мак, роза, и др.) и геометрические (круги, ромбы, свастики, зигзагообразные линии и проч.).

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли , горизонтальной волнистой линией - воду , а вертикальной волнистой - дождь , треугольником - горы , скрещивающимися линиями - огонь и молнию . Солнцу , как источнику жизни, обладающему очистительной и охранительной силой, придавалось большое значение, поэтому солнечная символика присутствовала на многих предметах. По условиям техники вышивки счетными швами круг превращен в многогранник, ромб, или в квадрат. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Калина - дерево украинского рода. Ягоды калины красные, что символизирует бессмертие рода. Дуб и калина - символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной. Символика винограда открывает нам радость и красоту образования семьи. Лилия - символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии. Узоры срозами вышиваются по законам растительного орнамента, что означает беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Хмель - очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках. Молодоженов символизируют соколы , голуби и петухи . Ласточка - эта птица всегда несет добрые вести.


III . Рефлексия. Школьники заинтересовались вышивкой рушников, выбрали узоры для своих будущих работ. Решили пригласить мам и бабушек, послушать их рассказы, поучиться у них вышивке.

IV . Фотоотчет

Фото 1. Место проведения экскурсии - школьный музей.

Фото 2. Хранительница музея Т.Б. Лисова познакомила школьников с музейными экспонатами.

Фото 3. Ученицы демонстрируют свои первые работы, выполненные на уроках технологии.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое и художественно - эстетическое развитие.

Цели:

  • приобщение к истокам духовной культуры русского народа;
  • знакомство с историей возникновения куклы, вызвать эмоциональный отклик;
  • бережное отношение к окружающему предметному миру, желание своими руками смастерить игрушку.

1-я часть. Вводная

Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? Как вы можете объяснить слово «музей»?

Музей - это собрание редких и замечательных предметов. А вы хотели бы, все вместе отправиться в удивительное путешествие и узнать много интересного о возникновении, наверное, самой любимой детской игрушки?

2-я часть. Информационная (Проходит в музее.)

Экскурсовод. Ребята, у вас дома, я думаю, есть много игрушек. А куклы у вас есть? А хотели бы вы узнать, как появились самые первые куклы, и, какими они были?

Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находить свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь - кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Самые первые куклы изготовляли из кусочков ткани - лоскуточков. Изготовление этих кукол не требует шитья иглой, поэтому их можно делать даже с очень маленькими детьми. Так и было в давние времена - играли детишки лоскутными игрушками: куклами, зайчиками и даже лошадками. Сядут вечерком мама, а может быть бабушка с маленькой девчушкой и мастерят куклу - детали не сшивают, а связывают нитками. Боясь, что в куклу вселится злой дух, на ней не обозначали лица, оберегая этим ребенка от злых сил. Обычай не расписывать лицо куклы долго сохранялся у многих народов, был распространен в древнейшие времена и на Руси.

3-я часть. Проблемная

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы смастерить такую куклу?

Дети. Ткань белого цвета для лица, лоскуточки цветной ткани для косынки и сарафана, разноцветные нитки, тесемки и ленточки.

Воспитатель. Все ли куклы выполнены одним способом, ведь они такие разные? Действительно существует много способов изготовления кукол. И называются куклы по-своему. А вы хотели бы больше узнать о них и научиться мастерить такие куклы?

4-я часть. Стимулирование детских, вопросов

Дети проходят по выставочному залу, рассматривают представленные экспонаты и задают вопросы экскурсоводу о названиях кукол и технике их изготовления.

Техники изготовления кукол весьма разнообразны. Кукла - кувадка и неразлучники делаются из одних только лоскутков, перевязанных ниткой, вежская кукла состоит из трех «шариков» - комочков шерсти, обернутых тряпицей, а в основе разнообразных столбушек - столбик, скрученный из ткани. Если нарядить две связанные крест-накрест палочки, получится кукла - крестушка, если мешочек с зерном - зернушка.

Экскурсовод обращает внимание детей на куклу в избушке на курьих ножках и предлагает закрыть глаза.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга и предлагает детям отгадать загадки о лесных жителях:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши выше головы? (Заяц.)

Мастер шубу себе сшил.

Иглы вынуть позабыл. (Еж.)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой.

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь.)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины,

Называемый плотиной. (Бобры.)

Затем Баба Яга предлагает игру «Кто быстрее пролетит вокруг елки на помеле», и угощает детей конфетами.

Постановка новой проблемы

Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы сами смастерить куклу? Дома вместе со взрослыми выберите лоскутки ткани, разноцветные нити и ленточки и тогда в группе, мы с вами изготовим куклы - пеленашки. Подумайте, для кого это будет кукла: для себя или может быть, это будет подарок?

5-я часть. Символизация

Продуктивная деятельность. Художественно-ручной труд: «Кукла - пеленашка».

Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей г. Сафоново. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений.


Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Сотрудники сафоновского историко-краеведческого музея успешно сотрудничают со многими дошкольными учреждениями нашего города. Экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении практикуются сейчас часто. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Совсем недавно для воспитанников нашей логопедической группы была проведена очередная обзорная экскурсия по залам сафоновского историко-краеведческого музея.Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

Я приглашаю всех на обзорную экскурсию по залам сафоновского историко-краеведческого музея!
"Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог."

Вот такая ступа из позапрошлого века и телевизор из прошлого века встречают нас в музее.


Одежда наших бабушек.


Предметы обихода.



"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"


Крестьянская изба.



Хороши лапоточки!
"Взгляни на пару лыковых лаптей,
Они достойны взгляда между прочим.
В наш век среди затейливых вещей
Нет обуви бесхитростней и проще." Бурчак Михаил


Бабушкин "миксер".


Чудо утюжок.


Как необычно мелодично звучит музыка из граммофона.


Зал воинской славы.


Пулемет времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Автомат времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Винтовка времён Первой мировой войны.


Солдатская шинель.
"Со слезами гордости
В первый угол горницы
Мать повесит старую
Серую шинель."Юрий Михайленко


Литературный герой А.Т.Твардовского- легендарный Василий Тёркин.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив..."


Портрет В.В.Грибоедовой- кузины поэта А.С.Грибоедова


Cкрипка советского военачальника,Маршала Советского Союза М.Н.Тухачевского


Старинный патефон.
"То, что было, то уходит
Забываясь, словно сон.
Жалко редко кто заводит,
Старый, добрый патефон…". Игнатов Александр


У портрета Ю.А.Гагарина.
"Тускнея, гаснет зарево заката.
Мерцая, шепчет первая звезда:
«Гагарин не ушел, поверьте мне, ребята.
Он с Вами, здесь, остался навсегда!» Ю. Говердовский



Знамя градообразующего предприятия завода "Авангард"


Наши знаменитые земляки.




Выставка топариев.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Определение цели экскурсии помогает творческой группе более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Четко сформулированная цель правильно намечает тему экскурсии.

Нельзя смешивать цель и задачи экскурсии. Неправильно, когда вместо цели называются задачи, стоящие перед экскурсией. Задачи экскурсии служат основой для вступительного слова экскурсовода в начале экскурсии, они определяют глубину раскрытия темы, объем материала экскурсии.

В качестве примера приведем цель и задачи экскурсии «Мир белорусских местечек», разработанной в ТП «Виаполь» экскурсоводом Н.Метельской:

Цель экскурсии : содействовать воспитанию патриотизма и чувства национальной гордости за прошлое отчизны; развивать уважение к культуре и традициям наших предков; развивать эстетическое восприятие памятников архитектуры; способствовать воспитанию ответственности за сохранность культурного наследия Беларуси.

Задачи экскурсии:

Познакомить с архитектурными памятниками Мира.

Познакомить с историей поселка Мир и Мирского замка.

Дать представление о традициях и культуре белорусских местечек.

На примере Мира познакомить с культурой национальных меньшинств Беларуси.

Выбор темы.

Что же такое тема вообще? Тема – это то, что положено в основу, это главная мысль произведения. Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Она показывает, чему, какому именно кругу явлений посвящено данное произведение, к чему автор стремиться привлечь внимание своих читателей, слушателей, зрителей, экскурсантов, что и с каких позиций хочет осмыслить. Русский лексикограф В.И.Даль давал этому термину такое толкование: тема – это «положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Таким образом, тема определяется как главная мысль той формы, в которой знания доносятся до аудитории – лекции, доклада, телепередачи, экскурсии.

В современной экскурсионной практике очень важно обеспечивать правильный выбор темы экскурсии. Он (выбор) зависит от спроса на туристском рынке, конкретного заказа. Четкая определенность темы оказывает влияние на содержание экскурсии и, в конечном счете, на ее эффективность. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии, которое объединяет в одно целое объекты и подтемы экскурсии.

В результате правильного выбора темы, экскурсии на разные темы могут быть построены на одних и тех же экскурсионных объектах, но раскрывать их разные стороны, по своему содержанию быть абсолютно не похожими. Так, объекты важнейшего экскурсионного центра Беларуси – Несвижа – являются основой для раскрытия нескольких тем экскурсий – «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа», «Несвиж – столица белорусских привидений», «Радзивиллы – белорусские короли».

Тему экскурсии нередко смешивают с ее названием. Но это не одно и то же. Тема, как мы уже определились, призвана концентрировать внимание авторов-разработчиков, экскурсоводов, проводящих экскурсию, на определенном круге объектов и событий, связанных с ними, последовательном логическом изложении материала. Название же экскурсии – это ее имя. Его задача активизировать, заинтересовать заинтриговать экскурсантов, подготовить их к восприятию материала. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от круга участников и от поставленной задачи. Например, обзорная экскурсия по Минску для гостей столицы носит название «Город-герой Минск – столица Республики Беларусь»; для местных жителей – «Родной город» или «Город девяти веков»; для школьников младших классов – «С чего начинается Родина?»; вечерний вариант - «Огни родного города» или «Минск зажигает огни»).

Разделы: Классное руководство

Цель:

  • пробуждать интерес к познанию искусства и культуры семейских через музей и его коллекции;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры;
  • формировать понимание единства истории и культуры.

Задачи:

  • формировать способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность;
  • развивать способность цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии;
  • сформировать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее;
  • на примере творчества писателей сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Оборудование:

  • экспонаты музея МОУ “Куйтунская средняя общеобразовательная школа” Тарбагатайского района,
  • компьютерная презентация,
  • музыкальное сопровождение экскурсии.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач

Звучит фольклорная песня.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по– иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это в первую очередь это относится к нашему прошлому.

Весной 2007 года наш город наполнился людьми в ярких костюмах. Это было мероприятие, на которое съехались представители разных стран.

– Что это был за событие?

В мае 2007 года наш город стал центром проведения Всемирного съезда старообрядцев “Путь Аввакума”. Мы стали свидетелями этого грандиозного события. Чтобы лучше узнать их культуру я предлагаю совершить экскурсию в выездной краеведческий музей и посетить экспозицию “Нам есть, что помнить. Нам есть, чем гордиться”. Наш музей необычен, все экспонаты можно потрогать руками, примерить на себя.

– Может вы знаете, кто такие семейские?

– А может и среди вас те, у кого семейские корни?

Послушайте, больше 200 лет живет в Забайкалье большая группа русского населения, которая прозвала себя семейскими. Их предки выступили в 17 веке против реформы Никона и были подвергнуты жестоким преследованиям со стороны официальной церкви.

Чтобы больше узнать о культуре народа, надо окунуться в ту атмосферу, в которой жили семейские.

3. Костюм семейских.

В русской пословице говорится “Встречают по одежке …”. Вот и мы сначала познакомимся с женскими и мужскими костюмами.

Любили семейские свои костюмы и берегли их. У Фирса Федосовича Болонева есть такие строки, подтверждающие мои слова:

Все, что было завещано,
Из седой старины,
Сохранили нам женщины,
Обаянья полны.
Золотые кокошники –
Обереги для баб.
Запона с лентой розовой
У девчат, молодух,
От Федосьи Морозовой
Несгибаемый дух.
Сарафаны их радуют
Наш придирчивый глаз,
Пояса, словно радуга,
Кашемир да атлас.

Очень красив и необычен женский костюм. О семейском костюме, нам расскажет гость нашей экскурсии, человек, который много знает о культуре семейских Зайцева Анна Федоровна. (Рассказывает и показывает.)

– Вы познакомились с женским костюмом. Я думаю вам интересно узнать, что собой представлял мужской костюм? (Приложение , слайды)

– Понравились вам костюмы. Думаю, вам захотелось самим примерить их. Давайте мы с вами приобщимся к культуре семейских. Мальчики повяжут пояс, а девочки оденут на волосы косник или накинут на плечи шали.

Теперь вы чувствовали себя настоящими семейскими.

– Сравните семейский и современный костюм. Чем они отличаются?

– Что значат цветовые решения отдельных частей костюма?

– Почему именно такую одежду носили семейские?

4. Материальная культура

Красив и необычен костюм, но много тайн хранит в себе и материальная культура. Переходим к другой экспозиции, где представлена материальная культура

В руках любое дело спорится –
Трудолюбив семейский люд,
А избы, как хоромы строятся.
Все блага люди создают.
Как радуга цветенье ставней,
Промытых стен янтарный жар.
О, быт семейских стародавний,
Ты полон самобытных чар.

Жилище представляло собой бревенчатую избу, состоявшую, как правило, из единственной комнаты, к которой могли примыкать сени – своеобразный тамбур для входящих в дом людей. Внутри избы располагалась печь, представлявшая собой круглую или продолговатую площадку, перекрытую сводом. Кроме печи внутри избы находились также стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Наиболее ценные вещи и скоропортящиеся продукты питания хранили в подполье – яме, вырытой под дощатым полом избы, в которую спускались по лестнице. Давайте и мы посмотрим, что было в семейской избе, подойдем и познакомимся с утварью. В нашем музее экспонатов намного больше. На этой экспозиции представлена домашняя утварь, которая вызывает наибольший интерес.

– Посмотрите, может кто-нибудь расскажет об заинтересовавших вас экспонатах.

Основная масса утвари, использовавшейся в повседневном быту, изготавливалась их дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т. п.), средства транспорта (сани, лодки).

– Попробуйте рассказать об этих трех экспонатах?

– Что это?

– Из чего сделано?

– Для чего используется (продемонстрировать в действии).

(Выступление групп)

– Посмотрите на необычный рисунок внутри вафельницы. Что изображено?

– Где это изображение можно увидеть? (На гербе.)

В “Истории государства Российского ” Н. М. Карамзин высказал предположение, что символика русского державного герба ведет начало от печати. Действительно, печать представляла впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника , поражающего копьем дракона , и двуглавого орла с коронами на головах. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел “завоевывает приоритет”. В XII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

Обратите внимание на рисунок и подумайте, о каких нравственных качествах семейских по этому рисунку можно судить. (Они были патриотами своей Родины.)

5. Духовная культура

Трудно жилось семейским, но они свято хранили обычаи старины и культуру. Там, где люди трудились, отдыхали, зарождались песни, стихи. В следующей экспозиции мы познакомимся с духовной культурой семейских.

Всегда там к месту поговорки,
И песни, песни без конца…
Вдруг привлекут в оконной створке
Черты прекрасного лица.

Послушайте семейскую песню. В чем красота исполнения таких песен. (Фонограмма песни)

Болонев в книге “Семейские” говорил “Физический труд укрепляет телесную мощь человека, песня, поэзия – духовную. Душа отдыхала от спокойных, милых, родных напевов, ритмов, мелодий. Они так задушевны, трогательны, милы в подлинных народных песнях.....”

Мы узнали о том, что трудиться и отдыхать семейские умели, но, наряду с этим, существовали много запретов, которым они должны были подчиняться: нельзя было пить, курить, сквернословить, поэтому и дети, и взрослые зачастую долгими вечерами играли.

Игры были самыми разнообразными, и мы разучим одну из них.

Очень часто на молодежных вечерках играли игру “Подушечка”, в которой сочетается и песня, и танец, большой юмор. Во время этой игры знакомились, общались, дружили. В нее можно играть как в доме, так и на улице. Играющие юноши и девушки становились в круг. Девушка держит в руках подушечку. Она обходит играющих, выбирает себе юношу. Играющие приветствуют друг друга поклоном и выходят в центр круга. Девушка предлагает стать на колени на эту подушечку, под пение всех остальных они прикасаются друг к другу щеками, изображая поцелуй. Все остальные приплясывают и поют. Затем юноша кланяется, берет подушку и выбирает себе другую пару.

Стелю, стелю подушечку,
Стелю пуховую
Люблю, люблю девчоночку,
Люблю молодую.
На коленочки поставлю,
Целовать заставлю.
Коло носа, коло глаз
Поцелую 40 раз.

6. Итог

Сегодня мы только прикоснулись к культуре семейских. Говорить о ней можно бесконечно, подробнее вы можете узнать в музеях, из книг.

– Нужна ли нам культура семейских?

Для того, чтобы нашему народу найти истоки такого духовно– нравственного здоровья, почерпнуть живой воды, которая смогла бы принести ему оздоровления души и тела.

Семейский писатель ФФ. Болонев говорил: “Без истории, без опыта предшествующих поколений любая нация обречена на деградацию”.

“Обретение истории родного народа – начало духовного возрождения”.

Действительно истоки духовно– нравственного здоровья мы вправе искать в родной истории. Любить и уважать предков – это одно из условий нашего духовного и физического возрождения.

На территории республики Бурятия проживают люди разных национальностей. У каждого народа есть своя неповторимая культура – богатейшая бурятская, русская, казацкая, эвенкийская и многие другие. С традициями и обычаями этих народов вы будите знакомиться самостоятельно.

Я думаю, что подобные экскурсии у вас будут продолжаться, а наша экскурсия подошла к концу.

– Что нового узнали? Ваше впечатление об экскурсии? (Отзывы зачитать.)