Какие есть памятники в России. Памятники России. Великие памятники России. Какие есть памятники в России Творческие памятники нашей страны описание

Археологические находки, как правило, позволяют учёным получить весьма подробную информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.

1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)


Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов - их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.



Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России - Пор-Бажын (что означает "Глиняный дом"). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.

3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)


В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 - 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.

4. Древняя тундра (Гренландия)


До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который "стирает" с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.

5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)


В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.

6. Дворец династии Хань (Сибирь)


Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.

7. Семь провинциальных пирамид (Египет)


На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи "провинциальных пирамид", которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.

8. Магические святилища (Армения)


Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.

9. Буддийский храм (Бангладеш)


С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.

10. Тель-Бурна (Израиль)


На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны - одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта. Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.

Загадочные артефакты есть не только среди памятников архитекуры. Сегодня существует, как минимум, .

Россия известна бесконечными просторами, красивой природой и богатой культурой, которая нашла воплощение в многочисленных памятниках и прекрасных зданиях. Они привлекают в страну толпы туристов и притягивают жителей страны. Одни монументы поставлены буквально вчера, другие ведут историю со средних веков.

Чтобы донести их до потомков первозданном виде, нужно регулярно . Только так мы получим уверенность, что следующие поколения увидят их и узнают об исторических событиях, которым они посвящены.

Львиная доля памятников и исторических зданий сосредоточена в двух столицах России – Москве и Санкт-Петербурге, но это не значит, что в других городах не на что посмотреть. Так сложилось исторически, что основные памятные события в стране происходили здесь, поэтому здесь же они и увековечены. В этой статье мы расскажем вам про самые интересные памятники страны.

Царь-колокол в Москве

Этот памятник появился благодаря указу императрицы Анны Иоанновны. Когда она повелела отлить колокол в известных нам размерах, мастера из-за границы отказались, поскольку, как они считали, это невозможно технически. Тогда на авансцену вышли мастера Моторины. После долгих согласований проекта (только эта часть работ длилась 3 года), была предпринята первая попытка, которая не увенчалась успехом. Позже, уже после смерти главы семьи Моториных, его сын смог отлить Царь-колокол. Несмотря на удачу, столица так до сих пор и не услышала его голос. Сейчас один из самых монументальных памятников страны украшает территорию Кремля.

Царь-пушка в Москве

Памятник посвящен славной истории русской артиллерии и украшает Ивановскую площадь столицы. Весит монумент 40 тонн. Ее отлили для защиты кремлевских стен, но позже решили, что такая мощь может не только защитить Кремль, но и разрушить его. В результате, так и не получив боевое крещение, пушка стала памятником.

Любовь жителей Москвы к монументу настолько сильна, что послужила возникновению городской легенды. Якобы, Царь-пушка выстрелила в свое время прахом самозванца Лжедмитрия. Доказательств этому нет, однако это не делает памятник менее значимым для жителей и гостей столицы.

Храм Покрова Божией Матери в Москве

Это один из самых знаменитых и почитаемых храмов в России. С его историей связано много тайн и легенд. Постепенно легенды видоизменялись, приобретали новые выдуманные детали и все больше превращались в красивые сказки.

Но хочется привести здесь одну. По приданию, раньше на этом месте стояла церковь Троицы Живоначальной. Постепенно территория вокруг прирастала новыми храмами в честь свершений русского человека. Когда количество церквей приблизилось к десяти, митрополит Макарий попросил Ивана Грозного вместо них выстроить один большой храм.

Святилище пытались уничтожить много раз, одно время в нем запрещено было служить. Чтобы по-прежнему радовать посетителей внешним видом, регулярно , чтобы защитить его от негативного влияния внешней среды и вернуть внешнюю свежесть.

Обязательно посетите этот храм, если будете в Москве.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

Крепость, посвященная святым Петру и Павлу стоит особняком от многочисленных исторических зданий Санкт-Петербурга. Здесь, в центре города, была заложена столица Российской империи, открывшая “окно в Европу”. Первые строительные работы здесь начались в 1703 году, поэтому крепость - свидетель всех событий истории, которые пережил Город трех революций. На территории комплекса расположен красивый Петропавловский собор, в котором захоронены представители Дома Романовых. Рядом раскинулось Комендантское кладбище, где похоронены коменданты Петропавловской крепости.

“Медный всадник” в Санкт-Петербурге

Памятников, посвященных императору Петру I хватает в России и за рубежом. Но самым известным является “Медный всадник” в Питере. Он украшает Сенатскую площадь с 1782 года. С этим местом связано много историй и легенд, на описание которых не хватит книги. Интересный факт связан с названием памятника, которое он получил с легкой руки А.С. Пушкина, посвятившего монументу стихотворение. При этом творение скульптора Ю. М. Фельтена выполнено из бронзы.

Обязательно взгляните на “Медного всадника”, когда будете в Питере. Вы поразитесь тем, как такой массивный монумент держится всего на трех точках опоры.

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Монумент «Тысячелетие России установлен в 1862 году в память о тысячелетнем юбилее призвания варягов на Русь. Задумка автора ясна: он показывает зрителю богатство истории страны. Памятник имеет форму шара-державы и стоит на постаменте в виде колокола. Здесь вы увидите барельефы императоров и императриц, великих полководцев и знаменитых культурных деятелей. Каждый из них вписал славную страницу в историю России. Без них страна не была бы настолько большой и великой, как сейчас.

Сохранение культурных памятников – важная задача, которую следует поручить профессиональным клининговым компаниям. Сотрудники организаций помоют памятники и фасады, при необходимости окажут и другие услуги, например, .

Нет в России семьи, где вам не расскажут о трагической потере близкого человека в годы Великой Отечественной войны. Тем событиям мы обязаны не только ужасными потерями, но и небывалым взлетом народного самосознания. Горе и страдание всегда делали людей чувствительными к несправедливости. Вспомните фильмы послевоенных лет - Голливуду с его заоблачными бюджетами никогда не приблизиться к тем шедеврам с их правдивостью и благородством.

То, как лежащая в руинах страна в считанные годы поднялась с колен, внушило обоснованный страх геополитическим врагам, а друзьям по соцлагерю - уважение и восхищение. История не сохранила подобных коллективных подвигов. И каждое свидетельство тех лет, каждый памятник Великой Отечественной войны оживляют у неравнодушных генетическую память, заставляя благородную, как в песне, ярость вскипать от зрелища наглых супостатов, старающихся умалить вклад русского народа в победу над мировым злом.

Могила Неизвестного солдата

Легендарный, воспетый в сотнях творений Вечный огонь, горящий в Александровском саду, олицетворяет все те миллионы безымянных жизней, брошенных в это символичное пламя войны. А то, что это самый известный из всех мемориалов, что он расположен в сердце страны, что у него круглосуточно несут караул современные герои, говорит о значимости жертвы и о благодарности выживших.

И сколько чувств вызывает короткая надпись - «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Когда читаешь эти слова, внутри все замирает - это сердце отзывается, вспоминая о великом горе, чувства цепенеют, представляя масштаб трагедии, а воображение рисует картины сожженных деревень и выстланных телами дорог - трупами тех, чьи имена никогда не узнают. На всех потомков тех страшных дней так действуют памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Именно поэтому тяжело смотреть на кровавые события в братской Украине и на все несправедливые конфликты в мире, которых становится пугающе много.

Мамаев курган - монументальный памятник Великой Отечественной войне

Высота 102 - так помнят эту стратегическую точку на офицерском планшете те, кто проливал кровь на Сталинградском фронте. Получивший название во времена не менее тяжелые, Мамаев курган еще при нашествии татар служил опорным пунктом для защитников родной земли. И как будто созданный быть оплотом обороны, курган подтвердил призвание в годы нового нашествия нечисти.

Сухой военный язык вместе с громом пушек ушел в прошлое, а высота 102 стала Курганом славы. Почему современные памятники, посвященные Великой Отечественной войне, не вызывают того трепета и благоговения, которое охватывает при взгляде на творения периода восстановления страны от фашистского вторжения? Наверное, нужно пережить это историческое событие, с его болью, смертью и неотвратимостью, чтобы суметь передать значимость войны и феномена всеобщего объединения.

Родина-мать

Центральной фигурой на Мамаевом кургане выступает колоссальная фигура матери, ведущей в бой сыновей и дочерей войны. Нечто менее грандиозное было бы не достойно служить напоминанием о более чем полугодовой битве и 34,5 тысячах падших. Этот памятник Великой Отечественной войны в высоту достигает 85 м, а его вес колеблется в пределах 8 тысяч тонн. Но не только масштабность архитектуры заставляет с уважением замереть на высоте 102. Что-то в лицах и фигурах статуй не позволяет повысить голос, а мысли не могут рутинно перебирать домашние проблемы - в голову лезут непривычные мысли о героизме и самопожертвовании.

Дань павшим на Курской дуге

И хотя тяжело создать монумент так, как это сделает художник, прошедший по полям сражений, это не значит, что нужно забыть о новых творениях, прославляющих подвиги отцов. Особенно если речь идет о таком событии, как сражение на Курской дуге. Полтора месяца в кровопролитном 1943 году Россия и Украина сообща боролись за выживание в районе Курска. Числом невероятных потерь командованию удалось обратить противника в бегство.

И не слушайте тех, кто говорит о неподготовленности генералитета и о том, что стольких жертв можно было избежать. Мы противостояли превосходящим, отменно подготовленным частям, с лучшим оснащением и вооружением. На нас напали исподтишка, ударили в спину, а мы в одиночку справились с чудовищем. Никто не имеет право нас судить, пока мы помним и строим все новые памятники героям Великой Отечественной войны.

Несмотря на странные попытки извратить историю и обелить нацизм, мы помним героев и строим им новые памятники Великой Отечественной войны. Детям и взрослым, всем, кто идет за нами, останется величественная арка, увенчанная фигурой Георгия Победоносца. Вместе со статуей Жукова и могилой неизвестного солдата Курской земли она на сотни лет сохранит жертвы победителей в сердцах их детей.

Парк Победы на Поклонной горе

Как бы ни ругали нашу память о годах войны, памятников о тех временах в России не счесть. Хотя хотелось бы больше таких выдающихся, как парк Победы на Поклонной горе в Москве. Этот памятник Великой Отечественной войны занимает 135 гектаров, включая музей, посвященный подвигам солдат, монумент Победы и три храма. Главная достопримечательность - обелиск высотой 141,8 м. Эта цифра имеет сакральное значение - 1481 день продолжалась самая страшная и кровопролитная война в истории. Компанию обелиску составляют фигуры Ники - богини победы и Георгия Победоносца руки З. Церетели.

Маршалу Покрышкину

Богатая история памятников героям Великой Отечественной войны насчитывает сотни фигур и бюстов, посвященным конкретным личностям, внесшим вклад в дело победы. Одним из них является бюст трижды Герою Советского Союза, маршалу авиации Александру Ивановичу Покрышкину, установленный у него на родине - в Новосибирске. Начав войну молодым лейтенантом, 19 августа 1944 года Покрышкин становится первым троекратным героем страны.

Памятник Жукову в Москве

Самым знаменитым и многократно запечатленным в камне полководцем стал несгибаемый Георгий Константинович Жуков. Маршал Советского Союза, четырежды герой войны и кавалер двух орденов победы, он был не просто командиром - бойцы называли его батей. Он мог жить в окопах с простыми солдатами, стойко, как в уставе, перенося все тяготы. Как никто, часто в ущерб своим удобствам, радел за рядовой состав, чем нередко вызывал недовольство офицеров.

Памятник Великой Отечественной войны, посвященный Жукову, можно найти почти в каждом городе России. Это ли не свидетельство его заслуг и народного уважения? Но самый впечатляющий и знаменитый находится на Манежной площади в Москве. Это величественная фигура руки мастера Клыкова. Неудивительно, что такой человек, как Жуков, удостоился того, что так часто название памятников Великой Отечественной войны содержит эту легендарную фамилию.

Стоит ли помнить

История памятников Великой Отечественной войны составляет карту потерь и страданий человечества. Войны всегда были для человека повседневностью, и то, что сегодня в безопасности только те страны, которые могут атомным оружием гарантировано стереть с карты противника, говорит о том, что мир - это миф. К хорошему быстро привыкают. Но, как свидетельствует история, война необходима для развития - самые крупные взлеты в развитии наций происходят во время наивысшего напряжения. И бесчисленные памятники героям Великой Отечественной войны служат лучшим тому напоминанием и предупреждением.

Сейчас в крупных городах Европы можно встретить весьма необычные памятники и скульптуры, зачастую поражающие своим забавным, смешным и даже нелепым видом.

Ну, разве можно серьезно отнестись вот к такому памятнику, стоящему в Амстердаме? «Не пили сук, на котором сидишь»:


Кстати, подобный памятник установлен и в Якутске. Вот он:

А в Брюсселе на улице можно встретить вот такую вот старушку с сумкой, пересчитывающую свои денежки.

Там же, в Брюсселе установлен вот такой смешной памятник: полицейский и поймавший его вор-проказник:

Памятник очереди установлен в Вашингтоне. Посмотрите, как органично в него вливаются и туристы:

Очень необычно обстоит дело с проходимостью сквозь стены. Если в Лос-Анджелесе клерк с чемоданчиком смог засунуть в стену только голову...

То французский писатель Марсель Эме, в Париже, уже прошел сквозь стену, и теперь в процессе выхода из нее...

А вот бронзовая женщина из Санта-Фе, Нью Мехико улеглась отдохнуть прямо на тротуаре. Туристы присоединяются!

Музыку в Голландии любят. Вот, сквозь пол пробился скрипач, дабы усладить слух прохожих:

В Братиславе даже есть памятник сантехнику, высунувшемуся из канализационного люка:

Кстати, сантехники есть не только в Братиславе, но и на Украине. Вот такой грустный «санта» из Бердянска. Кстати, подобные памятники есть и в Красноярске, и в Омске, и в Екатеринбурге...

А в Осло замечен каменный мужчина, отбивающийся от каменных детишек. Или он ими жонглирует? Что примечательно - мужчина голый...

В Сеуле скамейки на улицах держат не подпорки, а крепкие зубы! Полюбуйтесь на этих товарищей!

Кстати, датчане тоже отличаются чувством юмора. Вот, например, памятник э... как бы это выразиться помягче?

Но датская мадам из Рингкобинга пожалуй, побольше будет:

Еще один достаточно необычный памятник установлен в Мельбурне. Что-то на картинке не так, не правда ли?

Кстати, от этих велосипедистов нигде не спрячешься... Даже на дне морском!

Кроме каменных или бронзовых людей, мир наводнили памятники вещам, и об этом нельзя умолчать!

Самый новый из них - это памятник, скажем так, политический. Памятник ботинку, брошенному в Буша Младшего:

А в Париже установлен памятник пальцу. И торчит он себе из-под земли:

В Австралии - кошельку:

В Накавике, Канада - топору:

В Спрингфилде (США) - памятник вилке:

А в Норвегии, Осло - скрепке:

И даже книгам - в Берлине:

А в России на это ответили мощным трехметровым табуретом! «Памятник первому табурету земли русской» установлен в бывшей усадьбе братьев Аршеневских на Таганке:

А еще в Германии в Брауншвайге были замечены бездомные коты (хорошо, что хоть эти - не орут):

И кран в Кадизе, льющий воду с неба:

Лондон славится своими светофорами, и по этому поводу там установлен вот такой памятник:

А в Праге - памятник женской туфельке:

А теперь, перенесемся в Россию. Чего только нет на земле русской! Начнем с животных. Любит русский народ братьев меньших!

Вот, например, в Питере, на Малой Садовой улице разместился чугунный кот, которого окрестили Елисей Котович Питерский. Кот забрался высоко - на второй этаж «Елисеевского» гастронома, и поэтому его не так просто заметить:

Другой кот (точнее кошка) «висит» у окна творческого центра «Митьки ВХУТЕМАС» (ул. Правды, 16) на уровне 6-го этажа. Одетую как известный герой мультфильма, ее сразу прозвали кошкой Матроскина:

А в Москве в сквере у озера возле Новодевичьего монастыря открылась целая скульптурная композиция «Дайте дорогу утятам!». Маленькие утятки озираются по сторонам, крякают, ищут в траве червяка - словом, ведут себя как живые. Недаром у памятника поставили охрану - утят так и норовят украсть!

Кстати, скульпторы не обошли вниманием даже такое крохотное существо, как пчела. В парке «Кузьминки», например, поставили памятник пчелке Кузе, которая сидит на одной из колонн изображающих соты:

К числу самых необычных памятников Петербурга причислен «Нос». Кстати, он, как и его прототип любит погулять. Например, в 2002 он внезапно исчез со своего постамента. Его нашли спустя год на лестничной площадке дома № 15, неподалеку от Вознесенского проспекта, где находилось его законное место:

Помещаю здесь так же подборку памятников, местонахождение которых мне неизвестно, но не показать их Вам, дорогие читатели, просто нельзя!

Всемирно известный памятник слону с картины Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» просто потрясает!

А это же самые настоящие Толстый и Тонкий:

Ой, как мамаша раскрутила дочурку. Лишь бы не отпустила!

Здесь мальчишки прыгают в воду и визжат от предвкушения:

А девчонки, оставшись на «суше» играют в чехарду:

А это кто? Прекрасный витязь на коне? Но что с конем?

И на последок: корова на дереве! Присмотритесь. Что она вам напоминает? Может, пакетик молока?

Памятники культуры

Памятники культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.



Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.



Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.