К подвигу готов кл час с презентацией. Классный час. Тема: "В жизни всегда есть место подвигу". III. Анализ стихотворения А. Барто «О человечестве»

Классный час – урок мужества

Цель: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности.

Задачи:

1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролики, высказывания великих людей о героизме, благородстве:

«Кто мужествен, тот смел.» ( )

«Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала.» ( )

«Никто лучше мужественного не перенесет страшное.» ( )

«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»( )

«Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду» (Конфуций)

Ход мероприятия

I. Организационный момент

II. Определение темы урока
(на доске написано стихотворение)

Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная…

III.
Ведущий 1 : Итак, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве.

Ведущий 2 : 23 февраля мы празднуем День защитника Отечества, день мужества, героизма и патриотизма нашего народа. Патриотизм (от греч. рatris – родина, отечество) - это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре. Под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина.

Ведущий 1: Защитники Отечества – в этих словах заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину. Наше Отечество не раз нуждалось в защите. Не раз наша страна стояла на краю гибели, и каждый раз воины, солдаты – все защитники Отечества вставали на его защиту и спасали Россию. Мы с вами не раз говорили и обязательно ещё будем говорить о победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Но нашему народу пришлось воевать не только в этой войне. Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.

Ведущий 2 : 12 декабря 1979 года. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

Ведущий 1:

Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.

Есть великое право: забывать о себе.

Есть высокое право: пожелать и посметь!

Стала вечною славой мгновенная смерть.

В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что это мир, живущий по особенным законам; нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом».

Ведущий 2: 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

Ведущий 1: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал. У этой войны нет еще истории, она не написана. Войну в Чечне с чьей-то легкой руки стали называть «неизвестной войной». Может быть, для кого-то она и неизвестная, но у этой войны есть свидетели. Война в Чечне обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов и унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат и около 3 тысяч не вернулось.

Ведущий 2: герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, жителей нашей маленькой республики. Обо всех сразу рассказать невозможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе…горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, ул ыбку, слезы, его радостный смех . (идет презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении песни группы Чернила «Зажгите свечи»). Пройдут года. Конечно, многое со временем забудется. Но эта война, как и все другие, останется в народе неизгладимой, трагической меткой. Теперь 26 ноября официально отмечается как День Памяти воинов, погибших в Чечне.

Ведущий 1. Мальчишки так хотели жить

И умирать не собирались,

Но будут вороны кружить,

Где месть и ненависть закрались.

И неужели ж не понять,

Что мы сейчас за все в ответе,

По ком колокола звонят?

Не дай Господь, по нашим детям.

Ведущий 2: а можно ли проявить мужество не только на войне? Да…и подтверждение этому страшные события в Беслане. 1 сентября группа боевиков на двух автомобилях подъехала к школе №1 в городе Беслан. В школе только что закончилась торжественная линейка, и дети вместе с родителями заходили в здание. Сотрудники милиции, присутствовавшие на линейке, вступили в перестрелку с боевиками. Террористы захватили в заложники 1128 человек - детей и их родителей, - загнав их в спортзал школы. Три дня террористы держали детей и взрослых в заминированной школе. С первого же дня начался расстрел заложников. На третий день в школе прогремел взрыв. В результате захвата среди заложников погибло 338 человек - их смерть подтверждена официально, ещё больше – пропавшие без вести. И не известно, во сколько бы раз могла увеличиться эта цифра, если бы не бойцы групп «Альфа» и «Вымпел», которые ценою своих жизней спасали детей. Бой длился примерно 13 часов. В освобождения заложников погибли 10 бойцов из подразделений «Альфа» и «Вымпел». Это катастрофически много, ведь по данным на 2004 год за 30 лет своего существования подразделение «Альфа» потеряло убитыми лишь 19 человек.

Ведущий 1: Трагедия в Беслане – это трагедия всей России. Террористы начали войну не только с простым взрослым населением, а направленную войну против детей. И каждый из бойцов «Альфа» и «Вымпела» выполнял свой долг, свою работу. Они делали то, чему были обучены. Но не стоит забывать, что, спасая детей в школе, они погибали и оставляли своих детей без отцов. А своих жён без мужей. Нельзя забывать о Героях России с большой буквы. О людях, которые охраняют нас и наших детей. Вечная память жертвам Беслана... Вечная Слава героям Беслана…

Ведущий 2: « 23 октября в 4:30 мин на административной границе между республиками Северная Осетия и Ингушетия произошел мощный взрыв.
К стационарному посту ДПС со стороны Ингушетии подъехал автомобиль ВАЗ-2109. Когда полицейские начали осматривать машину, террорист-смертник привел в действие взрывное устройство мощностью около 30 кг в тротиловом эквиваленте».

Всего несколько предложений. А за ними подвиг простого парня, нашего земляка, который предотвратил очередной страшный теракт на территории нашей многострадальной республики.

Ведущий 1: Cотрудник Госавтоинспекции МВД России, младший лейтенант полиции Заур Джибилов, родился 24 марта 1986 г. в г. Беслане; в 2006 г., после окончания Владикавказского колледжа электроники, поступил на службу в органы внутренних дел; в течение четырёх лет он служил в должности милиционера в приграничной зоне поселкового отделения в с. Зильги Правобережного района; считался одним из лучших сотрудников данного отделения, постоянно работал над собой и поэтому смог исполнить свою давнюю мечту - поступить на учёбу в Ростовский юридический институт МВД России и получить офицерское звание; по окончанию института получил звание младшего лейтенанта и с октября 2011 г. работал инспектором ДПС полка ГИБДД по Республике Северная Осетия - Алания; за год службы в этой должности неоднократно был признан руководством ГИБДД образцовым сотрудником; особо отмечались его исполнительность, дисциплинированность, ответственность и профессиональная грамотность.

Ведущий 2: 23 октября 2012 г. в 4 часа 15 минут утра инспектор ДПС ГИБДД Заур Джибилов, находясь на дежурстве на посту ДПС "Кизляр" (контрольно-пропускной пункт, находящийся вблизи административной границы между Северной Осетией и Ингушетией), остановил для проверки автомашину ВАЗ-2109; водитель попытался проехать без досмотра, однако Джибилов преградил собой путь автомобилю и закрыл шлагбаум, одновременно подав сигнал тревоги своим сослуживцам; в это время преступник привёл в действие взрывное устройство, находившееся в багажнике автомобиля; в результате взрыва Джибилов погиб на месте, а дежурившие с ним на посту полицейские (капитан полиции Вадим Хоранов, лейтенант полиции Васо Басиев, лейтенант полиции Нана Латишвили и старший сержант полиции Евгений Корнеев), вовремя предупреждённые тревогой, спаслись от гибели, получив различные ранения.

Ведущий 1: 24 октября 2012 г. в Беслане состоялось прощание с Зауром Джибиловым; с самого утра центральная улица города, на которой жил погибший офицер, была перекрыта; проститься с героем пришли его друзья, близкие, коллеги, а также совершенно чужие люди, пришедшие проводить спасителя сотен жизней в последний путь. На церемонии прощания присутствовало всё руководство республики, а также глава республиканского МВД Артур Ахметханов. 11 ноября 2012 г. глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, по предложению министра внутренних дел республики генерал-лейтенанта полиции Артура Ахметханова, представил младшего лейтенанта полиции Заура Джибилова к званию Героя Российской Федерации; Указом Президента России от 13 ноября 2012 г. лейтенанту полиции Джибилову Зауру Таймуразовичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Первого декабря в Беслане в торжественной обстановке была открыта мемориальная доска, установленная на доме, где родился и вырос Герой России Заур Джибилов, предотвративший террористический акт с многочисленными жертвами среди населения

Ведущий 2: В субботу, 26 января, во Владикавказе во дворце спорта «Манеж » стартовал открытый республиканский турнир по дзюдо среди юношей памяти Героя России Заура Джибилова, погибшего во время теракта на КПП в с.Чермен. Почетными гостями мероприятия стали глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, мэр Владикавказа Сергей Дзантиев, родные Заура Джибилова.
Турнир начался с минуты молчания. Затем с вступительным словом выступил Таймураз Мамсуров. «Сегодня такой день, в который мы хотим почтить память выдающегося человека, который ценой своей жизни спас, возможно, несколько сотен жизней. Молодой парень в погонах выполнил свой долг перед нами и перед Родиной. И сейчас я просто не могу не высказать слова благодарности его маме Зареме за то, что в нашей республике рождаются такие парни, как Заур », - сказал Мамсуров.

Ведущий 1: В соревнованиях приняли участие команды из Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Дагестана и Чеченской республики. Как пообещал генерал-лейтенант Ахметханов, турнир станет ежегодным. Он заверил присутствующих, что в полиции служит много сотрудников, которые готовы защищать жителей республики, если понадобится – и ценой своей жизни. «Спасибо маме, фамилии Джибиловых, учителям и всей Северной Осетии за то, что они вырастили и воспитали достойного сына своего народа », - сказал министр.

Адилен Лекс

Так много боли в нашей жизни,
Так много горечи и зла.
Но есть ведь те, кто для отчизны
Не пожалеет и себя.

Они стоят на тех границах,
В которых боя жар горел.
Один из них, отважный рыцарь,
Он жизнь для нас не пожалел.

Как свет, как знамя. Полицейский,
Каким и каждый должен быть.
Он думал о надеждах детских,
И не позволил их разбить.

Он стал один стальной стеною
И заслонил людей собой,
Оставив город за спиною.
Мы помним о тебе, герой!

Ведь мы нашли в тебе защиту,
Возможность заново вздохнуть.
Как горько нам. В гробу закрытом
Он отправлялся в вечный путь.

Как горько нам. Посмертный орден
Герою вечному вручен.
Спаситель жизней… тысяч, сотен…
Он в наших душах сохранен.

Дети зажигают свечи. Видеоролик «Помяните меня». Андрей Климнюк.

Когда людям надоело воевать, они
устали от войны, собрались вместе и пришли с
претензией к Богу: как же Он допускает войну?
Господь спросил их: кто же воюет? Люди ответили:
мы. – Тогда почему же вы пришли ко Мне?
(Древняя притча)


Классный час

для 5-8 классов

«В жизни всегда есть

место подвигу»

Цели:

Дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы, фольклора и современной жизни;

Развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;

Воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.


План мероприятия

  1. Подготовка к восприятию темы
1 сл. Учитель:

Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). -9 декабря в нашей стране отмечается День героя России. Этому празднику и будет посвящен сегодня классный час «В жизни всегда есть место подвигу». 2 сл.

Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре.
Учитель.

Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.


3.Восприятие темы
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова. 3 сл.

Герой –


1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.


Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг). 4сл.


Как вы понимаете слово «подвиг»? (Мнения учащихся)

А вот такое определение даётся в словаре 5 сл.


Подвиг – самоотверженный героический поступок.

Портрет героя 6 сл.

Внешность;

Возраст;

Профессия;

Воспитание;

Место рождения;

Качества характера;


Обсуждение по вопросам:

Каков внешне должен быть герой?

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком–то особом месте? (Мнения учащихся)

Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Работа по микрогруппам. На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой. (Обмен мнениями, основные качества появляются на экране).
Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше» 8 сл.

Учитель: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Никто из жителей блокадного Ленинграда не думал о подвиге, каждый не выживал, а жил, дышал, страдал. Сила духа и характера проявили все жители города. Ценою собственной жизни выстояли от мала до велика. 10 сл. 11сл

И там,среди жителей, была девочка, которая вела дневник12 сл.

Это была история семьи, история города, история народа, история жизни и смерти. Страшный и справедливый приговор убийцам.

Выразительное чтение стихотворения

Сергей Смирнов

Таня Савичева

На берегах Невы,

В музейном зданье,

Храниться очень скромный дневничок.
Его писала

Савичева Таня

Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане.

От старца –

До наивного мальца.

И письменная сущность содержания

Ошеломляет души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явления вник


Время возвышает

Образ Тани

И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых строки.


В каждом слове – емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе.
Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это боль – которая клубится.

Это сердце, что летит сюда…


Время удлиняет расстоянья.

Между нами и тобой.


Встань перед миром

Савичева Таня, (слайд №13)

Со своей немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно шествует она.

Пусть живёт, не ведая старенья,

И гласит про наши времена.
Мужество и героизм еще не раз проявили люди и на фронте и в тылу.
Но только ли на войне есть место подвигу?
Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения. 13 сл.

Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль.

Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой страшной болезнью15сл.

И это тоже настоящий подвиг.

Но ведь не все могут быть путешественниками или работать с вирусами. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

А как же подвиг?

И все же мне кажется – есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях.

Вспомним жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) 16сл.

на необитаемом острове, сего победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. 17сл.

Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

Попробуйте победить себя и вы поймете что такое подвиг.!

4. Итоги мероприятия

Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? (Герой - это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.) 18сл.

И Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». 19л.

Учитель: Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. И давайте поблагодарим друг друга теплом наших сердец и возьмемся за руки. Спасибо. До скорой встречи.

Цели: знакомство с понятиями «герой», «подвиг»; получить ответ на вопрос: «Возможен ли подвиг в мирное время?»

Подготовительная работа : попросить одного ученика подготовить выразительное чтение стихотворения А. Барто «О человечестве».

Оборудование : толковые словари И.С. Ожегова для работы в группе.

Оформление: написать на доске: героический поступок, герой, подвиг.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Беседа «В жизни всегда есть место подвигу».

III. Анализ стихотворения А. Барто «О человечестве».

IV. Практическая работа.

V. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Прочитайте слова, записанные на доске. Кто такой герой? Что такое героический поступок? Что такое подвиг?

(Дети высказываются. Затем каждый ряд получает задание посмотреть значение одного из слов в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова.)

II. Беседа «В жизни всегда есть место подвигу»

Классный руководитель. Когда мы чаще всего используем в разговоре эти слова: герой, героизм, подвиг? {Когда говорим о войне.)

А в мирное время можно ли совершить подвиг? (Дети высказывают предположения.)

- «В жизни всегда есть место подвигу», - однажды сказал писатель Максим Горький. Согласны ли вы с ним? (Дети отвечают.)

Классный руководитель. Люди могут совершить подвиг не только во время войны, но и в мирное время. Недавно по телевидению, в программе «Новости» рассказывали о восьмилетней школьнице, которая пришла в гости к своей подружке и обнаружила, что дом горит. Девочка не растерялась и вывела свою подругу и ее младших сестренку и братика из задымленного дома. Вызывает восхищение поступок этой девочки. Она не испугалась, не растерялась в такой опасной ситуации. Это ли не подвиг?

А прошлой зимой показывали сюжет про десятилетнего мальчика, который спас соседа-рыбака. Взрослый мужчина провалился под лед и вполне мог утонуть, если бы не школьник, приложивший максимум физических усилий. Мальчик не растерялся, лег на снег, ухватился за торчащий из трубы кусок проволоки и свободной рукой вытащил своего старшего товарища из ледяной воды. Этот поступок достоин восхищения и может называться подвигом.

Оба случая говорят о том, что подвиг возможен и в мирное время. А можете ли вы сами привести такие примеры? (Ответы детей.)

III. Анализ стихотворения А. Барто «О человечестве»

Классный руководитель. Интересное стихотворение на эту тему написала Агния Барто. Прослушайте его и постарайтесь понять его основную идею.

(Читает подготовленный ученик.)

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел.

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!.

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Классный руководитель. Как вы можете охарактеризовать главного героя? Что мешает ему выполнить свои обязанности? Способен ли этот мальчик на подвиг? (Дети высказываются.)

IV. Практическая работа

Классный руководитель. А какие добрые поступки, пусть не героические, но необходимые окружающим, вы можете совершить? Подумайте и запишите на листочке. (Ученики записывают и по желанию называют.) Пусть этот листок станет памяткой добрых дел, а может, даже и планом ваших действий. Заглядывайте в него почаще!

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать дела, достойные человека: помогать больному старику, гулять с младшей сестренкой, заботиться о близких нам людях. Давайте жить, думая не только о себе, но и о других. (Читает стихотворение С. Погореловского.)

Стать добрым волшебником,

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе - цветок,

Его листья повисли

Грустит он... О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться,

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем -

Галопом сестренка

Помчалась на нем.

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать ее думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, полатать...

С уборкой возиться опять».

И ты совершаешь

Великое чудо -

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: -

Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

Будьте добрыми волшебниками!

ü воспитание чувства долга, патриотизма, воли, мужества, любви к людям;

ü воспитание умения вести дискуссию, слушать других, уметь высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать свое мнение;

4. Рефлексия (дискуссия учащихся о качествах, присущих человеку, способному совершить подвиг).

5. Заключительное слово учителя.

«Героями не рождаются,

героями становятся!»

Ход классного часа

Учитель Мы очень часто говорим о стойкости, патриотизме и героизме советских людей, проявленных в тяжелые военные годы. О героических подвигах, память о которых жива до сих пор.

Подвиг! А что это? Как вы думаете?

(рассуждения учащихся)

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.

Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.

Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.

А есть ли место подвигу в мирное время?

(рассуждения учащихся)

Учитель Чаще всего понятие подвиг ассоциируется у людей с военными действиями, экстремальными ситуациями: вынести человека из огня, спасти утопающего, обнаружить и обезвредить опасного преступника. Рассуждая об этом, нельзя обойтись без конкретных ситуаций.

Ни одно событие после Второй мировой войны

не задело за живое столько людей в Европе,

как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС.

“Таймс”, апрель 1987 года

После пожарных эстафету борьбы с разбушевавшимся атомом приняли ликвидаторы последствий аварии. Тысячи людей со всех концов бывшего СССР были призваны и командированы для ликвидации последствий катастрофы. Работы по ликвидации аварии велись в основном вручную. Лопатами снимали верхний слой грунта на территории АЭС, сбрасывали руками куски арматуры, графита с крыши машинного зала, смывали радиоактивную грязь тряпками внутри станции. Некоторые радиоуправляемые механизмы, выполняющие работы по устранению завалов, не выдерживали высокого уровня радиации и выходили из - под контроля операторов. Разрушенная активная зона имела контакт с атмосферой; там все клокотало, шумело, гудело, подобно геенне огненной.

Правительство, выслушав советы специалистов, приняло решение закрыть, засыпать воронку теплопоглощающими материалами, способными к фильтрации огня и пепла.

Потому с 27 апреля по 10 мая летчики Военно-воздушных сил СССР, рискуя плотью и жизнью своей, совершили сотни полетов над активной зоной. Они сбросили с вертолетов тысячи и тысячи мешков песка, глины, доломита, бора, а также крупные упаковки свинца, который по весу занимал первое место - 2400 тонны.

Мощность радиационных выбросов из разрушенного реактора уменьшилась только через пять дней, составив примерно 15% от первоначальной. Затем она стала нарастать вновь, достигая (по истечении четырех дней) 70 % от уровня первого дня. Специалисты, крестясь от ужаса, ожидали еще более жестокого радиационного удара, который мог случиться при обвале в шахтный бассейн крышки разрушенного реактора, а бассейн был наполнен водой охладительной системы. В срочном порядке готовились средства для эвакуации миллионов людей. На запасные пути были поставлены сотни железнодорожных эшелонов. Готовились автомобильные колонны . Эвакуацию предполагалось провести в радиусе 300 километров от АЭС, куда входили города Киев, Гомель , Бобруйск ...

На десятый день мощность выбросов упала – до одного процента. Наступила нервная разрядка.

Загрязнения территории.

В первые дни, когда извержение было в самом разгаре, воздушные потоки двигались на Беларусь. Загрязнение, пришедшее из Чернобыля, от 1 кюри на квадратный километр составляет 1,7% территории Европы. На сводной карте выделено основное чернобыльское пятно, далее Гомельско-Могилевское, затем Плавско-Тульское в России. Загрязнение распространялось на запад - юго-запад, северо-запад, в скандинавские страны, потом на восток - очень большой, мощный след с обильными осадками. Потом тучи пошли на юг и юго-запад: Румыния, Болгария, запад: южная Германия, Италия, Австрия, альпийская часть Швейцарии. В атласе указывается, сколько цезия выпало в каждой стране и в целом по Европе. В Белоруссии - 33,5% от всего выброса, в России - 23,9%, на Украине - 20%, в Швеции - 4,4%, в Финляндии - 4,3%.

Облака и свободные потоки воздуха, несшие аэрозоли йода-131 и других радиоактивных элементов, расползлись по большей части территории Беларуси.

«Саркофаг»

Возведение "саркофага" осуществлялось с помощью самоходных кранов, оснащенных телевизионными средствами наблюдения. В нем предусмотрена система вытяжной вентиляции с очисткой воздуха, система принудительного охлаждения, а для недопущения повышения нейтронной активности на крыше установлены баки с раствором бора. Его высота составила 61 метр, наибольшая толщина стен – 18 метров.

Последствия аварии.

После аварии жизнь на огромных территориях как рядом с Чернобылем, так и на значительном удалении от аварийного объекта стала невозможной из-за радиоактивного загрязнения. Сразу после аварии из 30 – километровой зоны вокруг станции были эвакуировано около 90 тысяч человек. Из Гомельской области Беларуси – 17 тысяч человек, из Брянской области России – несколько тысяч. Позднее были обнаружены новые территории, подвергшиеся радиоактивному заражению. Поэтапное переселение людей с этих территорий продолжалось до 1992 года. Всего было переселено около 135 тысяч человек. Часто люди были вынуждены жить несколько лет на зараженной территории, дожидаясь очереди (или разрешения) на переселение.

О трагедии переселенцев трудно рассказать, трудно передать всю дикость ситуации, когда в один день – не по своей вине, а из-за чьей-то самонадеянности – сотни тысяч людей стали экологическими беженцами.

Тишина. Тишина в мертвом городе.

"Рассоха" - огромное поле, заполненное рядами изъеденных коррозией грузовиков, пожарных машин, бульдозеров , бронетранспортеров и прочей радиоактивной техники - а посредине, как символ полной безысходности, поникли лопастями вертолеты, которым уже никогда более не суждено подняться в воздух...

Под воздействием радиации яблоки выросли невероятных размеров, у животных проявлялись различные мутации. Отмечается: превышение показателей болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, болезни крови и кроветворных органов, врожденные аномалии более чем в 4 раза; психические расстройства и болезни системы кровообращения

более чем в 2 раза.

27 сентября 1998 года, в городе Петрозаводске, у возрождающегося храма Александра Невского, торжественно открыт памятник пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Героям Чернобыля

(стихотворение читает ученица 5Б класса Манукян Ани)

В украинский город малоизвестный

Пришла негаданно беда,

Оборвав на полноте звонкие песни,

Жестокая как всегда,

Тенью прокатилась она к порогам

Росою на землю легла,

Наделать она могла очень много

Людям горя и зла.

Но только народ, видно, особый –

Душа у всех одна

Вздрогнул в тревоге Чернобыль,

Откликнулась вся страна.

Сюда поехали не по приказу,

И даже не долг послал,

Для всех и для каждого как-то сразу

Весь город братом стал.

Открылись сердца, распахнулись все двери,

Давая тепло и приют,

Не выразить словом, ни чем не измерить,

Какие здесь люди живут.

Как хочется мне, чтобы все на планете

Вот так же за руки взялись,

Чтоб спали спокойно и мамы, и дети,

Счастливой была наша жизнь.

Учитель Авария на Чернобыльской атомной электростанции каснулась и жителей Мордовии . Ликвидаторов аварии в республике насчитавается более 1240 человек, из них 700 – инвалиды. Более 300 человек из их числа уже умерли от различных болезней, развившихся после их прибывания в Чернобыльской зоне. В черный день 26 апреля, все ликвидаторы Мордовии собираются в г. Саренске, у мемориального камня и идут в церковь на улице Демкратической, в которой служат панихиду о погибших.

Мордовским ликвидаторам приходилось трудиться в селах, а также на крыше атомного реактора. Работали они с дозиметрами, как и положено, записывали уровень радиоактивного фона. Однако сколько «доз» они получили на самом деле, точно не знал никто. Из воспоминаний председателя Республиканского союза Чернобылец», ликвидатора Александра Князькина:

«Тяжелее всего приходилось на крыше реактора. Мы находились там по 15 секунд, сбрасывали графит и спускались. Помню японца, который трудился вместе с нами и почти сразу потерял сознание…»

Последствия радиации дали о себе знать через два-три года. Практически все ликвидаторы получили множество заболеваний. У некоторых из них родились дети с серьезными отклонениями в развитии.

На территории Мордовии, после аварии на Чернобыльской АЭС прошли рабиоактивные дожди. В результате, которых 16 населенных пунктов Мордовии попали в зону радиоактивного заражения. Около 11 тысяч человек проживают на этой территории, подвергая своё здоровье серьёзным опастностям.

Ребята, это всего один пример того, что люди совершают героические поступки, профессиональные и трудовые подвиги. И все же, давайте подумаем:

ü Почему о подвигах мечтает почти каждый, а героями становятся лишь некоторые?

ü Какими качествами обладают люди, способные совершить подвиг?

ü Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему классному часу: «Героями не рождаются, героями становятся!»?

(дискуссия учащихся)

Учитель Закончить наш классный час мне хочется словами…

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать,

И даже в пиру - не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде,

И, чтобы быть верным в любой беде,

Трижды не грех учиться.

С готовой, с красивой душой на век

Отнюдь не рождается человек,

Не что ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся.

Но как это сделать? Легко сказать

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы

Как в спорте, как в музыке, как в труде

Тренаж нужен людям везде - везде

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты

Любви и действительной доброты

И нечего тут стыдиться

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек» -

Стоит, друзья, учиться!

Подвиги и героические поступки