Как проходит адаптация к детскому саду у начинающих педагогов? Дневник воспитателя. Развитие речи и речевого общения. Здоровье и физическая готовность

Адаптационный период в детском саду переживают не только дети, но и воспитатели. Какие чувства испытывает молодой воспитатель, только вышедший на работу в дошкольное учреждение? Публикуем страницы из дневника начинающей воспитательницы Дианы Власовой.

День первый

Я в шоке….

День второй

Сегодня отработала в первую смену, пришла в хорошем настроении домой. Наконец-то начинаю вникать в работу. Детки — молодцы, голос не срываю, голова не болит! Такие отзывчивые, хоть и шебутные. Занятия прошли хорошо, к обеду подустали. На улице никто не пострадал.

А теперь обращение к родителям (понятно, что обобщенно) — одевайте детей легче! Зачем в ноль градусов надевать пухленькому ребенку вязаную кофту? Сверху еще зимний пуховик и шарф. Я сегодня пока пятерых таких мерзунчиков одела, думала — на прогулку сил не хватит! Они вспотели! Мокрющие! И еще, чем проще, тем лучше: колготы, водолазка, теплые штаны и куртка, рукавицы, шапка, шарф — ВСЁ! Не усложняйте жизнь ребенку! А обувь! Она должна быстро и легко надеваться на ножку!

Это сообщение просто общее, потому что в моей группе из 14 сегодняшних детишек правильно было одето двое….

Две недели в роли воспитателя

Две недели беспрерывного общения с детьми….Работа в две смены, мои впечатления: Я ЕЛЕ ЖИВА!

В пятницу второй недели я ревела в кабинете заведующей, без голоса, с трясущимися руками, уставшая, как собака… На эту неделю мне дали сменщицу, и я, отдохнув еще и за выходные, снова полна жизни и огромного желания работать с детьми! Надеюсь, что дети тоже отдохнули от меня. Это очень тяжело — видеть одного воспитателя ежедневно. А я еще и требовательна. Ну это эмоциии.

А теперь по сути.

Первое , что хочу сказать, дети замечательные ВСЕ, без исключения. Я это знала всегда, просто к каждому ребенку нужно подобрать свой ключик. Не всегда у воспитателя есть время искать этот ключ, ибо помимо детей есть планы, журналы, отчеты, мероприятия, конкурсы и так далее.

Второе : работать в две смены без опыта сложно, потому что с детьми всегда надо знать, во что поиграть и чем их занять, а это должны быть и куча игр в голове, и стихи, и потешки, и физминутки. И всё должно заинтересовывать, всё должно играть и привлекать, ибо не школа это, а детский сад. Я перерыла интернет за выходные, накачала кучу материала, учу сижу, тренируюсь на дочке.

Третье : работа с родителями в сто раз тяжелее, чем с детьми, ну это сам Бог велел. Все своё чадо боготворят, поэтому в группе у меня только идеальные дети:) А бездарность только я, но, при всём этом, я как бездарность ОБЯЗАНА научить! А родители должны лишь восторгаться! Понятно, что я преувеличиваю, но некоторые родители готовы свесить своего ребенка на воспитателя и жить спокойно какой-то своей непонятной жизнью.

Вот пример. Одна мамочка спросила: «А зачем выполнять домашнее задание, ведь это же в саду должны делать! Это ваша обязанность. А дома мне некогда с ней заниматься, я работаю допоздна. А в выходные отдыхаю». На что я ответила: «Чтобы закрепить то, что мы прошли на занятии с двадцатью ребятами за 20 минут. И для контроля. Ведь родители должны знать, разбирается ли их ребенок в теме и чем ему можно помочь.»

Я не права? У меня самой дочь и я обожаю выполнять с ней задания, я слежу за каждым её движением, умиляюсь её правильным и грамотным ответам, плачу от счастья, когда она говорит мне умные не по годам вещи. Она растёт на глазах и я хочу каждое мгновение ловить и запечатлять в своем материнском сердце! А как иначе? И я найду время в своей забитой делами жизни на своего родного малыша, самого дорогого! Родители! Это же ваша обязанность, а не воспитателя. Я за двадцать минут успеваю дать основу, например, что такое овал и где он встречается в жизни, а остальное — ВАША забота, понял ребенок или нет. Да и занятия в детском саду больше носят игровой характер, немного приближая игру к обучению и дисциплине.

Четвертое — сбор денег с родителей. Это отдельная тема. В бюджетном детском саду на всё нужное денег нет! И это закон! И приходится вымаливать каждую копейку на элементарные вещи: книги, бумагу, игрушки. Ведь без этих вещей в саду детям нечем будет заняться! А воспитательские зарплаты не позволяют нам разгуляться! 50 рублей в месяц на группу, 100 рублей на детский сад в месяц. Это ж немного для своего-то чада!

Я понимаю, есть у нас мамочки одинокие, есть и семьи, где считают каждую копейку. Ну не платите в месяц, заплатите раз в два месяца. Ну не можете, помогите морально или физически. Например, нам, воспитателям, приходится еще и во время прогулок очищать площадки, ну помогите расчистить. Есть же сильные папы. Ну спросите просто по-человечески воспитателя: ЧЕМ ПОМОЧЬ? Даже эта фраза — уже помощь! Это значит, что родители заодно с воспитателем, понимание без общения не получится.

Объясниться нужно и можно. Ведь воспитатели — чуть ли ни вторые мама-папа для ваших детей. Воспитатель двенадцать часов в день бок о бок с вашим ребенком! Он не просит платить ему в карман, он просит помощи для вашего ребенка, чтобы ваше дитя читало нужные книги, чтобы ваш малыш играл в необходимые и красивые игрушки. Я недавно выкинула двух безобразных кукол с выколупанными глазами. Мы пытались с ребятами их лечить, но они так и остались валяться в углу после игры. Я убрала. Это неэстетично и неполезно. А на новые денег нет. А ведь у кого-то дома, наверняка, кукол вагон, и не все нужны. Несите! Ну это долгий разговор.

Пятое касается работы воспитателя в коллективе. Ох, ну женский коллектив есть женский коллектив. Кто-то вживается, а кто-то так и остается один….Ну тут я пока не поняла всей прелести, но потихоньку вхожу. Тяжелее даже, чем с родителями.

Итог

Что я поняла и какие перспективы: я воспитатель требовательный. Считаю, что одной лаской нельзя воспитывать, это медвежья услуга. Маленькие человеки, готовясь ко взрослой жизни (а именно с сада начинается социализация), уже что-то ДОЛЖНЫ и даже немного ОБЯЗАНЫ. Только на одних желаниях детей построить воспитание нельзя. Сложнее будет потом, после сада, осознавать, что мир не подчиняется одному лишь ХОЧУ. Это моё мнение, зачем ребенку детский сад. Всё остальное развитие осуществляют сами родители! Это и кружки, секции и всё остальное, самое новое, креативное, нужное и необходимое! В саду обыкновенном, бюджетном и простом, такого нет. В нем дается минимум.

Многое зависит от желания воспитателя, от его знаний, умения и выдумки. Сейчас нас обязывают искать новшества и заниматься с детьми чем-то интересным, что развивает ребенка, раскрывает его талант. Многие с радостью ищут это новое. А некоторым за три копейки просто жаль себя напрягать. Понять можно и тех, и тех. За идею работать как-то обидно. А стимулировать, увы, наше государство пока не способно. Вот и получается, если раньше, чтобы стать воспитателем, надо было постараться, то теперь готовы брать кого угодно, лишь бы галочку поставить, что штат укомплектован. Обидно, товарищи, и стыдно. Самая престижная профессия когда-то потеряла свой статус, превратившись в должность, на которую идут от безвыходности или по большой любви к делу и детям.

Я бы очень хотела стать опытным воспитателем, посвятить себя этим маленьким человечкам с огромными сердцами и горящими глазами. Но и кушать хочется…

Всё. Ухожу на смену.


(фамилия, имя, отчество)

_________________________

_______________________________
(группа, детский сад, населенный пункт)

«Педагогический дневник воспитателя» разработан коллективом педагогов Преображенского детского сада «Малышок» Назаровского района Красноярского края и предназначен для фиксирования наблюдений за детьми в ходе педагогической работы.
Анализ наблюдений позволяет сделать некоторые выводы о развитии ребенка, посещающего группу, в частности - о его готовности к обучению в школе.
Дневник состоит из диагностических карт, карт наблюдений, анкет. Работа с дневником поможет выделить достижения, проблемы и трудности ребенка и на этой основе строить индивидуальный маршрут его развития.

Данные дневника можно использовать в повседневной работе для самоконтроля, в индивидуальной работе с родителями, учителями начальных классов.
Представленные в карте данные не должны рассматриваться как диагноз. Педагог может сделать лишь вывод о соответствии или несоответствии уровня развития возможностям возраста. В случаях явного несоответствия при определении готовности к школьному обучению следует порекомендовать родителям обратиться к специалистам: психологу, логопеду, дефектологу.

1. Список детей группы с данными о родителях

2. Общая характеристика группы

2.1. Общее число детей в группе _________
из них мальчиков _________
девочек _________

2.2. Число детей 5–6 лет _________
6–7 лет __________

2.3. Число детей, работающих левой рукой _________
с дефектами речи _________
с заиканием _________
медлительных (движения, речь) _________
чрезмерно подвижных ______________________________

2.4. Число детей, имеющих хронические заболевания:
Нарушения зрения _________
Нарушения слуха __________
Нарушения осанки _________________________________

3. Собеседование

Собеседование проводится с целью выяснения представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о семье и др., которые могут быть весьма разрознены и не имеют целостной системы. Приведенные ниже «Примерные вопросы» послужат ориентиром при формировании круга вопросов, которые могут составить основу беседы с ребенком. По результатам собеседования вы сможете определить свою дальнейшую работу как с ребенком, так и со всей группой, а родителям дать обоснованные рекомендации по продвижению ребенка в его развитии.

1. Как зовут, имя, фамилия.
2. Сколько лет?
3. С кем живешь? Назови членов семьи.
4. Где живешь? Назови адрес.
5. Чем любишь заниматься? Какие любимые игры?
6. Есть ли дома книги? Что читали тебе взрослые?
7. Посчитай предметы. Поиграй пальчиками. (Пальчиковые игры.)
8. Определи, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, над, под, за, рядом? Умение передвигаться в заданном направлении. Отнеси игрушку в тот угол.
9. Назови дни недели, времена года, время суток.
10. Каких знаешь птиц, животных?
11. Умственные действия: сериации, классификации. (Подбери предметы по форме, цвету, величине; разложи в порядке возрастания, убывания; выдели из набора картинок мебель, одежду, растения; собери пирамиду, матрешку.)
12. Нарисуй, слепи, собери, изобрази.
13. Физическая подготовка, координация, игры, общения - смотреть по наблюдениям. В ходе собеседования, наблюдения ребенок договаривается с детьми, взрослыми, формулирует вопросы, отвечает, выполняет словесные инструкции, стремится к общению.
14. Имеет элементарные навыки поведения. (Здоровается, прощается, благодарит.)

Картина здоровья

4. Карта уровня развития ребенка на начало года

5. Индивидуальные карты отслеживания динамики развития детей в течение года

Наблюдения за самостоятельной деятельностью детей

Наблюдения проводятся в естественных условиях в течение 2–3 дней. Длительность каждого наблюдения 20–30 минут. Наблюдение и анализ осуществляются по направлениям:

1. Деятельностное предпочтение.

Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка, ручной труд):

Длительность.
- Разнообразие.
- Насыщенность.
- Партнерство.
- Степень концентрации внимания на деятельности.
- Самостоятельность, активность, инициативность.
- Наличие интереса к результату.

2. Игровая деятельность:

Виды предпочитаемых игр (лингвистические, подвижные, театрализованные, настольно­печатные, сюжетно­ролевые, конструктивно­строительные).
- Сюжетное и тематическое разнообразие.
- Атрибутизация (реальные предметы, игрушки, предметызаместители).
- Формы организации (совместно­групповая, индивидуальная, малая группа).
- Длительность.
- Ролевое разнообразие.

3. Коммуникация:

Эмоциональная насыщенность (доброжелательные и негативные тенденции).
- Компетентность (умение слушать, действовать совместно, договариваться).
- Выразительность (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика).
- Направленность (с кем предпочитает общаться, со взрослым, со сверстником).
- Содержание (по поводу чего происходит общение).
- Инициативность (кто инициатор общения - ребенок или взрослый).

6. Карта уровня готовности ребенка, поступающего в 1-й класс

Социальное развитие

Развитие речи и речевого общения

Познавательное развитие

Фамилия, имя ребенка

Имеет представления о живой и неживой природе, о своем селе. Кругозор

Сформированы элементарные
математические представления

Сформированы интеллектуальные умения (анализа, сравнения, обобщения)

Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе

Психофизические функции, значимые для школьного обучения

Знает колич. и порядк. счет в пределах 10–20

Сравнивает

Состав чисел в пределах
5–10

Простейшие арифметические задачи

Геометрические фигуры

Произвольность

Мелкая
моторика

Координация в системе «глаз - рука»

Развитие детских деятельностей

Уровни готовности ребенка к обучению в школе

1. Здоровье и физическая готовность

Данные о характере отклонений, имеющихся в системах организма.
- Состояние нервнопсихической сферы (признаки детской нервности - двигательная расторможенность, склонность к беспокойству, волнениям, тревожности, необоснованные страхи, беспокойный сон, раздражительность).
- Владение двигательными навыками.

2. Готовность функций, значимых для школьного обучения

Данные для выводов.

1. Выше среднего.
Дефектов звукопроизношения нет (недостатки в произношении 1–2 звуков). Рука развита хорошо. Ребенок уверенно работает карандашом, ножницами, рисует, лепит. Его можно назвать ловким. Он хорошо координирует движения, ориентируется в пространстве, имеет чувство ритма.

2. Средний.
Развитие всех вышеперечисленных функций достаточно для выполнения ребенком на хорошем уровне деятельности по программе предшкольного образования для детей 5–7 лет.

3. Ниже среднего.
Развитие одной из перечисленных характеристик отстает от требований, предъявляемых Программой.

4. Низкий.
Недостаточный уровень обнаруживается по двум и более характеристикам.

3. Познавательная готовность

1. Выше среднего.
Ребенок имеет достаточно конкретные представления о селе, в котором живет, стране, животных, растениях, временах года. Кругозор его достаточно широк.

2. Средний.
Свои знания и представления ребенок может связно и логично выразить в речи. Любознателен, активен. Правильно выполняет в игровой, учебной деятельности задания, направленные на выделение главного, сравнение, обобщение. Может дать адекватное название тексту или изображение, правильно ответить на вопросы: что изображено? О ком, о чем рассказывается? Передает содержание, не исказив при этом существенных связей и зависимостей. При сравнении предметов может находить общие и отличительные черты, хорошо отгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц. Деятельность ребенка, как правило, целесообразна, организованна. Он может сам преодолевать трудности, возникающие в работе, доводить дело до конца.

3. Ниже среднего.
Развитие всех или 3–4 из перечисленных характеристик незначительно отстает от требований, предъявляемых Программой. При выполнении соответствующих заданий встречаются ошибки, требуется помощь взрослого.

4. Низкий.
Развитие большинства перечисленных характеристик существенно отстает от требований, предъявляемых Программой. При выполнении соответствующих заданий помощь взрослого необходима. Воспринимается помощь с трудом.

4. Социальная готовность

1. Выше среднего.
Ребенок хочет идти в школу, адекватно представляет себе нормы школьной жизни и психологически готов к их соблюдению, осознает важность и необходимость обучения. Можно с достаточной уверенностью сказать, что он уже перерос игру или перерастает, учебные занятия приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность.

2. Средний.
Ребенок усвоил принятые нормы поведения, умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, чувствует дистанцию в отношениях со взрослыми, воспитателем. Достаточно организован.

3. Ниже среднего.
Ребенок по 1–2 из вышеперечисленных характеристик не в полной мере готов к школе. В школу идти хочет, но привлекательной для него является только внешняя сторона, учебные занятия как таковые не привлекают. В ситуации выбора соотносит свое поведение с поведением других детей с принятыми нормами. Недостаточно организован.

4. Низкий.
Ребенок идти в школу не хочет. К учебным занятиям интереса не проявляет, устойчиво предпочитает им игровые виды деятельности. Нормы общения усвоил плохо. Поведение ребенка неорганизованно (сонлив или импульсивен в действиях, поступках: вскакивает с места без причины, дерется, кричит, опрокидывает вещи).

7. Анкеты для родителей

7.1. Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».

Уважаемые родители! Напишите о своем ребенке. Ваши ответы помогут воспитателям быстрее и лучше установить контакт с вашим ребенком, лучше понять его личность.

1. Каков ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
3. Какое у него любимое занятие?
4. Какие способности есть у вашего ребенка?
5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
6. Часто ли плачет ваш ребенок?
7. Быстро ли он устает?
8. Как он реагирует на неудачи?
9. Как реагирует на замечания, наказания?
10. Как у ребенка проявляется самостоятельность?
11. Каковы отношения со сверстниками?
12. О каких еще особенностях своего ребенка вы хотите нам рассказать?

7.2. Социологическая анкета семьи.

1. Фамилия, имя ребенка, его возраст.
2. Возраст мамы, папы.
3. Место работы и должность мамы, папы.
4. Кто входит в состав вашей семьи?
5. Сколько в семье детей?
6. Какого возраста?
7. Имеет ли семья отдельное жилье?
8. Имеет ребенок свою комнату?
9. Чем любит заниматься?
10.Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

7.3. Анкета «Удовлетворенность родителей услугами детского сада».

Уважаемые родители! Прошел учебный год, в течение которого ребенок посещал детский сад. Конец года - традиционное время подводить итоги. Воспитателю важно знать ваше мнение и пожелания относительно работы.

1. Что вас больше всего привлекает в детском саду?

Хорошая организация режима.
- Работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья.
- Хорошее отношение воспитателя к ребенку.
- Хорошие отношения между детьми в группе.
- Профессиональный уровень сотрудников.
- Подготовленность ребенка к школе.
- Консультации для родителей.
- Возможность участвовать в жизни детского сада.
- Другое.

2. На каких мероприятиях для родителей и детей вам удалось побывать?

3. Что вам нравится больше всего в таких мероприятиях?

4. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворения от общения с воспитателями.

Приложение № 1

Оценка содержания предметно­развивающей группы

Характер деятельности ребенка

Зоны и виды предметно­развивающей деятельности и среды

Материал для занятий

Примечания

Сюжетно­отобразительная деятельность

Парикмахерская, больница, дом, школа

Сюжетно­образные игрушки, кукольный уголок, игровое оборудование для сюжетно­ролевых игр

Познавательно отобразительная деятельность

Сюжетное конструирование.

Природный уголок.

Книжный уголок.

Театрализованная деятельность.

Деятельность по формированию представлений о себе.

Музыкальный уголок.

Строительные наборы, простые конструкторы, сюжетные фигурки.

Растения, аквариум.

Книги, иллюстрации, сюжетные картинки.

Театр, игрушки бибабо, фланелеграф, ширма.

Зеркало, игры для мальчиков и девочек, одежда для ряженья, фотографии, картинки.

Погремушки, нестандартные музыкальные пособия, записи детских песенок, звуков природы, музыки

Процессуальная игра

Деятельность с предметамизаместителями, неоформленным материалом

Коробки разных размеров, пузырьки, банки и др.

Сенсорное развитие

Игры­занятия: цвет, форма, величина

Вкладыши, пирамидки, пуговицы, шнуровки, молнии и др.

Продуктивная деятельность

Рисование, аппликация, лепка

Доска, мел, карандаши, краски, бумага, ножницы, пластилин, шаблоны, трафареты и др.

Физическое развитие

Физкультурный уголок.

Условия для свободного перемещения детей

Нестандартное оборудование, мячи, кегли, ленты, обручи, двигательно­моторные
игрушки

Результативность

Фамилия, имя ребенка

Знает виды волокон, их применение и виды тканей

Умеет подбирать ткань по цвету, виду, назначению

Знает технику безопасности при работе с иглой и ножницами

Знает виды ручных стежков (стачной, косой, подшивочный)

Умеет выполнять стежки, пришивать пуговицы

Знает о возникновении и развитии одежды

Умеет выбирать ткань, раскладывать выкройку на ткани, раскраивать и сшивать сметочной строчкой

Знает виды тканей, перенос рисунка на ткань, правила раскроя

Умеет составлять эскизы, подбирать ткань, переносить рисунок на ткань

Знает историю народной игрушки, правила раскроя, технологию пошива

Умеет зарисовывать модель игрушки, увеличивать или уменьшать выкройку

Знает, что такое композиция, простейшие швы

Умеет выбирать ткань, переводить рисунок, выполнять простейшие швы

Приложение 2

Мониторинг условий группы

Цель: Осуществить мониторинг организационных условий в группе.
Объект: Условия в группе.
Предмет: Готовность группы.

Всю свою сознательную трудовую жизнь я работаю в детском саду «Малышок». Год за годом мой опыт «капает» в педагогическую копилку. Много детворы прошло через мою душу, сердце и руки. С одними было трудно, с другими легко, но с каждым из них интересно и увлекательно. Чувствую себя счастливой, наблюдая, как малыши растут, взрослеют и набираются знаний, ведь к этому я прилагаю максимум усилий, знаний и умений.

Вот уже четыре года прививаю детям любовь к миру природы и её обитателям - ведь теперь я воспитатель - эколог. Стараюсь многое рассказать об этом загадочном мире - учу детей и учусь сама!

Дошкольное детство проходит, а я в нём остаюсь, встречая у порога новых воспитанников. Чтобы оставить в памяти некоторые сюжеты из детсадовской жизни, пишу дневник. Вот некоторые его моменты.

Завтра у меня запланировано в двух группах по занятию. Долго думала, что бы такое занимательное рассказать детям? Я люблю преподносить то, что интересно мне самой. Тогда и «глаз горит» и говорю взахлёб, боясь что-нибудь пропустить, забыть. Нашла.

Про себя сразу составила картинку занятия: сначала скажу так, потом так и закончу на музыкальной ноте! Вечером, дома, распечатала картинки для наглядности, чтоб и словом, и видом поразить детей. Знаю, что поддерживать интерес ребёнка можно только постоянно чем-то его удивляя, иначе заскучает, отвлечётся и тут все мои планы и усилия рушатся.

Итак, картинка есть и к ней описание. Надо же, если это я и знала, то давно забыла. Но вот интересно запомнят ли эту беседу дети, останется ли в их памяти хоть капля информации, так усердно мною собранной и подготовленной. Я очень надеюсь, что в прошествии лет, уже в школе, мои воспитанники вспомнят наши занятия и скажут: «О, да об этом нам в садике рассказывали!» И пусть дети не вспомнит моё имя - отчество, да это и не главное. Важно то, что зерно знаний попало в почву, прочно укоренилось и проросло!


Сегодня беседой с детьми я осталась недовольна. Особенно хромало поведение. Говорю на каждом занятии - разговариваешь, мешаешь не только мне, но и своим друзьям. Но детям надо сиюминутно обсудить услышанное, рассказать, как это было у него, где видел, и что «это» есть у кого-то из родных.

Особенно выделялся Ахмет. Объясняю: перебиваешь меня - я забываю, что хотела сказать, сбиваюсь и всё занятие, так уютно устроившееся у меня в голове (обдуманное и всё - по - плану) рушится. Ну, нет, ему надо сказать, причём сейчас, не откладывая на потом. Аж приплясывает, сидя на стуле, по-школьному тянет руку, а когда не получает разрешения, просто выплёскивает то, что хотел сказать. По правде говоря, я люблю детей, от которых чувствуется отдача, но это уже слишком!

Постепенно другие дети начинают скучать, позёвывать - ведь они не знают столько, сколько Ахмет. А если и знают, у них нет такой напористости. Разные дети - это разные характеры и темперамент. Одни знают, но молчат, другие «тугодумы» - им приходит нужная мысль позже. А третьи ещё не созрели для размышлений и с тоской смотрят на обитателей игрового уголка.

Всё это я понимаю - заинтересовать ребёнка, зажечь любопытный огонёк в его глазах - вот главная задача педагога. Но справиться с ней так трудно, тем более, когда этих глаз тридцать умноженное на два!


Утром мама моего воспитанника Вани с удовольствием сообщила, как её сын рассказывал дома о том, что услышал на моём занятии по экологии. Потеплело на душе, слёзы навернулись на глаза. Отвернулась, проморгалась - как-то неудобно показывать свою слабость и одновременно удовольствие. Про себя подумала - значит, ручеёк знаний просочился сквозь ребёнка и побежал дальше. Именно этого я добивалась, готовясь к очередной нашей беседе.

Если бы знали родители, как важны для нас, педагогов, эти разговоры о знаниях, полученных на образовательной деятельности. Они поддерживает тонус: желание находить ещё более интересные темы для бесед и наблюдений. И как угнетает недовольство родителей воспитателями. Болью в сердце отдаётся их недоверие, подозрительность. Ну, никак они не хотят понять, что в воспитании ребёнка применимы разные методы: где пожурить, а где и похвалить. Насмотревшись разных телепередач о воспитателях - мучителях, теперь везде подозревают жестокость к своим детям.

А ведь мы, воспитатели, любим их детишек ничуть не меньше, чем родные люди. Просто мы не только любим, но ещё и воспитываем, и не одного, а почти тридцать разных характеров. Дошкольники - это мягкий пластилин в руках взрослых. И если бы родители и педагоги «лепили» каждого ребёнка вместе «в две руки», шествуя в одном направлении, то наши дети в дальнейшем не делали бы серьёзных ошибок, идя по жизни, обладали бы более хорошими качествами характера, были более коммуникабельными. В них не было бы зажатости или наоборот чрезмерной раскованности. Но не всегда получается задуманное…

Знаю, что будет дальше семье Вани: родители расскажут об этом своим знакомым, чтобы похвалиться эрудицией сына. Возможно, многие из них эти факты не знают или давно позабыли и им будет интересно их вспомнить. Исходя из этого, подвожу итог - день прожит не зря! Чувствую себя нужной и значимой в этой жизни!


В пятницу у меня занятие в средней группе. Я прихожу к ним с удовольствием: дети умеют хорошо себя вести, внимательно слушают, многие отвечают на мои вопросы. Когда это происходит, я раскрываюсь полностью - достаю из недр моих знаний и умений столько материала, что самой становится интересно. Тут я и учёный, и философ, и артист. Кстати, последнее качество помогает раскрасить материал в разные тона и делает его увлекательным и понятным. Для этого беру помощника - Буратино. Он говорит с детьми моим писклявым голоском. Ещё не один ребёнок не сказал мне, что Буратино не настоящий, а просто кукла. Этим и хорош средний возраст. Они верят в чудеса и волшебство.

Я думаю, детям нужно верить в сказки как можно дольше. Это поможет нам воспитать в них такие чувства, как доброта, сочувствие, жалость, умение удивляться и смотреть на мир широко открытыми любопытными глазами. Но самое главное мы укрепляем веру в то, что добро всегда побеждает над злом


За окном падает снег, тяжёлые белые снежинки как лягушки шлёпаются на дорожку. Моё воображение летает высоко, придумывая всё более интересные варианты бесед, ведь завтра у меня встреча с подготовительной группой! К ним с пустыми руками и неподготовленной не придёшь. Дети этого возраста уже много знают, потому что внимательно слушают воспитателя, размышляют, сопоставляют. Могут самостоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию. С ними легко беседовать почти на равных, т.е. без упрощения речи. Очень интересно слушать, как они рассказывают о своей семье, развивая свою точку зрения про отношения родных ему людей. Часто говорят со слов взрослых, однако всё равно имеют своё мнение и могут охарактеризовать человека и его поступки.

Подготовительная к школе группа - тут каждый ребёнок по-своему интересный, с почти сложившимся характером и взглядом на окружающую действительность. Но год пролетает быстро, и наши подросшие детишки покидают детский сад. Вот так всегда только сроднишься со своими воспитанниками, найдёшь общий язык с родителями и вот он … порог начальной школы.

Доведёшь до этого порога, смахнёшь слёзы расставания и всё начинаешь заново. Ищешь подход к новым детям, присматриваешься к ним, протягиваешь «руку дружбы» встревоженным родителям. Начинается воспитательно-образовательный процесс, а попросту моя обычная трудовая деятельность, моё любимое дело!

(Лабораторная работа)

  • Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста (Документ)
  • Совместная деятельность логопеда и воспитателя (консультация) (Документ)
  • Диплом - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Дипломная работа)
  • Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста (Документ)
  • Авдонина Е.В. Интегрированные занятия в детском саду (Документ)
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста (Документ)
  • Курсовая работа - Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста (Курсовая)
  • Курсовая работа - Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ (Курсовая)
  • Образец. Медицинская карта для детей дошкольного возраста (Справочник)
  • n1.doc

    Серия „Психология образования"*

    ДНЕВНИК ВОСПИТАТЕЛЯ: РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

    ВОЗРАСТА

    Под ред. О.М.Дъяченко, Т.В. Лаврентьевой

    ВЫПУСК II

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР СЕМЬИ И ДЕТСТВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    Москва, 1996 г.

    ДНЕВНИК ВОСПИТАТЕЛЯ: РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой,

    Е.В. Горшкова, Н.С. Денисенкова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, И.В. Маврина, Л.Н. Павлова, Е.Л. Пороцкая, Г.В. Урадовских, Л.И. Эльконинова, Е.К. Ягаовская.

    © Международный образовательный и психологический колледж, 1996
    ВЫПУСК II

    Без речевого общения невозможно полнояенного развития, ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонетико-фонематическая (звуковая культура), лексическая, грамматический строй, связаная речь. На протяжении дошкольного возраста связанная речь развивается в напраатении от диалогической к моноло! ической.

    Дети грех лет

    Звуковая культура речи. В возрасте грех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. Хотя в большинстве случаев в звуковом отношении речь детей этого возраста далеко несовершенна: она нечетка, характеризуется общей смягченностыо, многие звуки не произносятся. Но это не означает, что не следует заниматься с детьми, чтобы речь была внятной, неторопливой и громкой (варьировать и слух голоса, высоту и темп речи). Лучшим образцом служит речь взрослого. Замечания - не самый хороший способ исправить ошибки ребенка, тем более, что вполне естественны в этом возрасте.

    Как правило, дети демонстрируют свои умения в артикуляции и произношении во время звукоподражательных упражнений: ква-ква-ква, иго-го, тук-тук-тук, мс-э-э, у-у-у, ы-ы-ы, пи-пи-пи-, ду-ду-ду и т.п. Ребенок с удовольствием подражает знакомым зверям и персонажам: лягушке, лошадке, козе, волку, медведю, мышонку, дудочке и др. При этом он копирует их движения, эмоционально и интонационно окрашивая свои действии. В это время ребенок старается правильно произносить гласные звуки. Тем более, если во время произнесения их дольше потянуть: кааар-каар, мууу-мууу, игооо-rooo и т.п. Силу голоса малыш может легко и свободно попробовать на примере как бы удаляющегося парохода (у-у-у -тихо и тише) и приближающегося (у-у-у - громко и громче); вороны-мамы и вороненка (кар-кар-кар - тромко и кар-кар-кар - тихо) и т.д. Аналогично можно включать в упражнения и темп речи: медведь - топ-топ-топ (медленно), медвежонок - топ-топ-топ (быстро) и т.д.

    Дети самостоятельно гимнастикой речевого дыхания не владеют. Здесь помогают упражнения, игры: дети могут дуть на полоски бумаги, на снежинки, изображая ветерок; произносить протяжно на одном выдохе гласные и согласные звуки, небольшие фразы, шутки, чистоговорки.

    Если ребенок в возрасте трех лет не произносит или неправильно произносит согласные звуки, особенно шипящие (ш,х,ч,щ), свистящие (с,з,ц), сонорные (р,л) - это надо воспринимать как явление вполне допусгимое. Поскольку он только овладевает произношением этих трудных звуков. Вместе с тем упражнения, направленные на их постановку у ребенка, очень нужны. Это звукоподражания ветру (ш-ш-ш), мотору (р-р-р или рь-рь-рь), часам (тик-так), насосу (с-с-с или сь-сь-сь), водичке (ль-ль-ль) и др.

    Детям этого возраста очень интересно распознавать, что и как звучит: деревянные, металлические предметы, стеклянные, музыкальные

    Инструменты. Подобная практика традиционно сложилась и проводится в форме загадок за ширмой.

    Существует определенный порядок, в котором устанавливается произношение пар твердых и мягких согласных звуков: м-мъ, п-ш>, б-бь, т-тъ,д-дь, н-нь, к-къ, г-гь, х-хь, и, ф-фь, в-вь, с-сб, з-зь, ц,ш, ж, ч, щ. В таком порядке ребенку легче овладеть правильным произношением этих звуков. Для того, чтобы их подчеркнуть, дается окраска голосом (громко, четко или протяжно).

    В силу того, что у нормально развивающихся детей в возрасте от двух до пяти дет наблюдается явление "языковой одаренности", связанное с повышенной чувствительностью к звуковой стороне речи, заинтересованностью и желанием ею заниматься, взрослые (педагоги и родители) могут ее удачно использовать во благо ребенку, способствуя правильному произношению и хорошей дикции. Поэтому дети любят произведения народного фольклора: потешки, поговорки, сковоговорки, пословицы, стихи и др.

    Если у ребенка не воспитано внимание к звуковой стороне речи, слуховое внимание, или он не проявляет к ней никакого интереса и к занятиям ею, то это может негативно. сказаться на овладении и другими сторонами речи: лексики и грамматики, не говоря уже об упущении в произношении и интонационной выразительности.

    Грамматический строй речи. От того насколько ребенок правильно пользуется грамматикой зависит понимание речи и способность выразить собственные мысли. К трем годам у малыша происходят качественные изменения в речи: он не только подражает речи взрослого, используя готовые образцы, но и активно осваивает грамматические формы. Если ребенок ошибается, то это скорее свидетельствует о его самостоятельности в построении слов, нежели чем о том, что он умеет правильно строить высказывание. Это нормальное явление.

    Во-первых, это имеет отношение к употреблению в речи единственного и множественного числа (посуда, одежда, игрушки и др.). Кроме того правильное употребление слов, обозначающих детенышей зверей, детям дается не сразу. Например: лев - львенок, заяц - зайченок, коза - козленок, но корова - теленок (а не коровенок), свинья - поросенок (а не свиненок) собака - щенок (а не собаченок) и т.д. Взрослые не должны пугаться ошибок, которые указаны выше, т. к. они свойственны детям не только этого возраста, но и более старшего. Ребенок при этом употребляет усвоенную в большинстве случаев форму слов для образования слов, обозначающих животных (суффиксов их образующих). Как правило, малыш действует но аналогии с предыдущим образцом взрослого, и создает новое слово, используя только что принятый им способ.

    Во-вторых, это ошибки в согласовывании прилагательного и существительного, что легко выяснить с помощью вопросов: Какая?, Какой? (выделяя признак предмета - форму, цвет, величину). Игра "Что бывает таким?" (зеленым, красным, круглым, маленьким и т.д.). Если ребенок не отвечает на вопрос, то причиной может быть и незнание самого слова, словарь ребенка еще очень ограничен.

    В-третьих, это согласовывание глагола во времени и существительного. "Кто пришел в теремок": кошка пришла, но - еж пришел, волк пришел и т.п.

    В-четвертых, употребление предлогов, которые малыш уже осваивает как служебные слова, которые выражают отношения между существительными и другими словами. Типичные упражнения: "Куда прыгнул зайчик?" - "На стул" (на стол). "Где спрятался бельчонок?"

    - "Под кустик" (под кровать) и т.д.

    Детям этого возраста доступны и разные варианты интонационной выразительности: повествование, вопрос, побуждение и др.

    Лексическая сторона речи. Слово - основная единица языка, и развитие речевого общения немыслимо без расширения словаря. Дети этого возраста еше не "почемучки", они сравнительно мало задают вопросов. В то время, как основной двигатель познания окружающего мира и обогащения словаря связано в большей степени с вопросами, которые задают дети. Поэтому взрослого не должно сильно беспокоить малое количество детских вопросов, скорее само их отсутствие.

    Взрослый обычно, задавая вопросы ребенку, получает конкретный ответ:

    Мяч - маленький или большой?; Красный или синий?; Зайчик -игрушка? или зверек? Или картинка? и т.д. Каждый раз предметы могут отличаться по своему признаку и включаться в разные контексты. Например, "Чашка стоит на столе", "Из чашки пьют чай", "Мальчик сидит на стуле", "Мальчик пришел домой " и др. Дети в возрасте трех лет еще не способны обобщать и поэтому им трудно устанавливать связи между словом и обозначаемым объектом.

    Есть побуждающие вопросы, стимулирующие ответ. При этом в эти вопросы включается сначала все, что используется в ближайшем окружении ребенка (посуда, одежда, мебель и др. предметы), потом признаки предметов, позже животные, овощи, фрукты, растения и т.д.

    Например, в форме ответа можно задать вопрос: Кашу едят ложкой? режут ножницами? и т.п. А потом сказать в первоначальном виде: Чем едят кашу? Чем режут бумагу?...

    Обогащение словаря ребенка связано с расширением личного опыта, познание окружающего мира. Здесь очень важно организовать среду вокруг ребенка, использовать повседневную жизнь, включая элементарные классификации предметов и вешей его окружающих.

    Связная речь. Они объединяют все достижения ребенка в озшадании родным языком. В возрасте трех лет ребенку свойственна более простая форма усгной речи - диалог. Это ответы на вопросы, которые подготавливают более сложную форму связной речи - монологическую.

    Обычно ребенок трех лет может начать сказку и не в состоянии ее продолжить. Следует помочь вопросами. Наиболее доступны для пересказа сказки: "Репка", "Курочка-Ряба". "Колобок" и др.

    В маленьких рассказах, которые они пытаются пересказать, некоторые дети повторяют отдельные слова, другие - целые предложения. В этом возрасте дети могут отвечать хором, могут - индивидуально.. Сначала ответы являются следствием допросов по знакомому тексту, потом возможен пересказ небольших отрывков.

    Не раз уже упоминалось, что речь взрослого - это то, чему ребенок подражает, с нее он "снимает" образцы для своих высказываний. Поэтому на первых порах малыш повторяет рассказ с небольшим сюжетом, подражая Вам слово в слово. Например, как девочка заблудилась в лесу, кто ей встретился и кто помог выйти из леса и т.д. Ребенок тем самым

    Упражняется в рассказывании. Позже нужно уводить ребенка от слепого подражания, побуждая к самостоятельному рассказыванию (меняя героев, обстоятельства, тему рассказа и др.).

    Очень хорошо дети могут рассматривать игрушки, картинки; играть в "Чудесный мешочек", "Кто это?", "Что ты нашел?", где используется прием сравнения - предмет один, но отличается по признаку (медведь - большой и маленький, мяч - синий и красный, чашка - стеклянная и металлическая

    вопросы, иди рассказать любимому герою (Чебурашке, Черепашке Ниндзе, кукле, гному и т.п.)- Вопросы детей говорят об их продвинутости в диалоге, ведущем к связной речи.

    Вся повседневная жизнь помогает ребенку овладеть связной речью: одни и те же действия с разными предметами обозначаются одними и теми же словами (налить - компот, суп, чай; надеть - шапку, пальто, обувь и т.д.); разные действия с одним предметом обозначаются разными словами (надеть, снять, повесить, постирать, погладить - платье); один и тот же предмет (явление) по-разному характеризуется (легкий, пушистый снег; дождливая, хмурая осень; жаркое, солнечное лето и т.п.).

    В этом возрасте ребенок хорошо вычленяет обращения, адресованные к нему индивидуально, а не только обращенные ко всем детям.

    Если ребенок не может выполнить Ваше.поручение - сходить куда-то,что-то принести и т.п. Следует забеспокоиться, т.к. это свидетельствует об отсутствии у него понимания обращенной к нему речи взрослого или сверстника. Постарайтесь помочь ребенку, объяснив, что нужно сделать, показывая наглядно, как делать. Если и в. этом случае малыш остается безучастен к Вашим попыткам привлечь его к действиям, следует отметить этом факт как сигнал неблагополучия.

    Показателем полноценного речевого развития и общения является инициативная речь ребенка.

    Дети четырех лег.

    На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее налагать свои мысли, более свободно общаться со взрослым и

    сверстниками.

    Звуковая культура ре*т. Основными направлениями является развитие правильного звукопроизношения и хорошей дикции. Попутно уделяется внимание также развитию фонетического слуха, речевому дыханию, интонационной выразительности, темпу речи.

    Дети в этом возрасте в большинстве своем уже четко произносят все звуки родного языка. Если ребенок не четко произносит шипящие. свистящие и сонорные согласные звуки - нужно уделшъ этому внимание. Дети могут выделять звук в словах, в специальном речевом материале /потешках, скорогопорках, считалках, небольших стихотворениях/. Это происходит в упражнениях, направленных на отыскание в словах заданного звука. Упражнения даются в форме игры: собираем "мамину сумку" с вкусными продуктами, в которых есть звуки "к" и "кь"; выбираем игрушки,

    в названии которых есть звуки "с" и "сь"; "строим дом" со звуками "р" и "рь" и т.д.

    В сравнении двух предметов (вернее слов их означающих) дети легче находят слово с заданным звуком. Образец, данный взрослым, помогает малышу, он на него всегда ориентируется. Например, взрослый спрашивает ребенка: "В каком слове есть звук "р" - в слове "мак" или в слове "рак"?" "Где спрятался звук "сь", в каких словах - "сьсьсьэтка" или "щетка" ? и т.д.

    Ребенок четырех лет восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов настолько, что может подобрать "слова-друзья": свечка-печка, галка-палка, норка-корка, игрушка-погремушка и др. Тем более, что они испытывают определенную тягу к рифме.

    Развитое речевое дыхание позволяет выполнить такие сложные упражнения, как катать карандаши и шарики по гладкой поверхности, дуя на них; выдувать мыльные пузыри; приводить в движение вертушки, направляя на них струю воздуха из рта и т.д.

    Дети занимаются звукоподражанием различным шумам и звукам (лесу, жукам, комарам, мотору, водичке и др.).

    Кроме того у детей уже хорошо развит голосовой аппарат и они могут менять громкость голоса и произносить громко или тихо одни и те же слова, фразы. А также могут варьировать темп речи - говорить быстро, медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки.

    Дети используют интонационную выразительность чтения стихов, сказок - инсценируя их, читают по ролям, разными голосами за животных и персонажей.

    В этом возрасте они уже могут различать слово и звук. Помогают этому игры, игровые упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в слове звуков (лев-лес, чайка-майка; ...омашки. ...осмонавт, ле... и т.д.).

    Грамматический строй речи. Усложняется грамматическое оформление речи. Дети этого возраста проявляют грамматическую самостоятельность: не только воспроизводят услышанное, но и творчески принимают усвоенное. Они упражняются в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения, названий предметов посуды, мебели и др. Иначе говоря, дети начинают использовать грамматические правила на интуитивном уровне. Например, такие слова: сахарница, салатница, конфетница, но солонка, масленка, кофейник, молочник и др.

    Многие дети употребляют неологизмы - детские слова типа: откнопил, оконистый, желтик, красник и т.п. На первый взгляд создается впечатление, что дети безграмотны. На самом деле это есть пример детского словотворчества, которое позволяет лучше и быстрее усвоить аналогии в словообразовании. Дети, которые не творят неологизмов, скорее нуждаются во внимании со стороны педагога. Словотворчество -нормальное явление в процессе освоения ребенком родного языка.

    Дети могут согласовывать слова в предложении. Например, они отгадывают, о ком воспитатель говорит в загадке: "Веселый, пушистый, ласковый, маленький, мяукает..,? - Котенок". Но "красивая, нарядная, любимая, с рыжими волосами...? - Кукла Катя" и т.д.

    Но некоторые дети могут ошибаться, не всегда ориентируясь на окончания и согласуй существительное с прилагательным, существительное

    с глаголом.

    Использование глаголов в повелительном наклонении вполне доступно детям четырех лет. Они с удовольствием выполняют поручения и дают задания любимому герою, игрушке.

    Дальнейшее развитие грамматического оформления речевых высказываний осуществляется в процессе речи, во время рассказывания, во время дидактических игр.

    Лексическая сторона речи, (словарная работа). Новые слова насыщают детскую любознательность. Развитие словарной работы связано с вычленением в предметах свойств, качеств, деталей, частей и их словесным обозначением. При этом ребенок опирается на наглядность.

    Характерным для детей этого возраста является умение подобрать соответствующие предмету действия (ножницы - режут, машина - ездит, лопата - копает и др.), или (собака - лает, кусает, бегает, сторожит).

    Трудно детям четырех лет пока справляться с противопоставлениями: добрый - злой, пушистый - гладкий, сухой - мокрый, сильный - слабый и т.п. Взрослый может так задать вопрос, что в нем уже будет почти ответ: "Слон - сильный, а мышонок - ...?" и т.д.

    Дети уже способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в родовые категории: одежду, мебель, посуду. Однако некоторые дети затрудняются в классификации животных - на дикие и домашние, посуды -на столовую и чайную. Только когда у детей накопились конкретные представления, возможен переход к обобщению. Дети объединяют предметы по существенным признакам в логических упражнениях: узнают и называют предметы, выделяют признаки предметов (находят сходства и различия), обобщают и группируют. Дети могут сравнивать, что похоже, а что различно в предметах, игрушках, персонажах. Слова хорошо накапливаются, когда понятен их смысл. Словарь тесно связан с познанием окружающего мира. Последнее происходит через наглядность и описание дается словесное. Все слова находятся в речевых контекстах.

    Связанная речь. У детей четырех лет речь становится более связанной и последовательной. Дети могут пересказать литературные произведения, рассказать по картинке, описывать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать. Во время пересказа произведения ребенок четырех лет способен выразительно передать диалог действующих лиц и рассказать кратко, что произошло.

    Работая с картиной, дети обращаются к личному опыту, проводя аналогии с содержанием изображенного на ней. В результате дети подходят к маленькой истории из 2-4 предложений, позже - к небольшим рассказам. Описание игрушки начинается с ответов на вопросы воспитателя, называния самых характерных признаков. Затем это переносится на описание внешности сверстников, взрослых.

    Дети пяти лет.

    Звуковая культура речи. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные.

    Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Если недостатки носят устойчивый характер, следует обратиться к логопеду.

    Отчетливая речь становится нормой для пятилетного дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

    У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки. Этому способствует такой материал, как стихи, потешки, считалки.

    Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно могут читать стихи.

    Дети могут уже регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, говорить тихо в общественных местах, интимных беседах и т.д. Они умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно в соответствующих обстоятельствах. У детей пяти лет хорошо развито речевое дыхание: дети могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

    А кроме того дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Если это трудно дается детям, то лучше всего обратиться к чтению стихотворений по ролям, в которых есть вопросительная и утвердительная форма.

    Дети пяти лет могут сравнивать спою речь и речь сверстников с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах. Если ребенок не замечает своих речевых недостатков, на них следует обратить внимание взрослому и тренировать в специальных упражнениях, т.к. это облегчает устранение дефектов речи.

    Грамматический строй речи. Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте дети активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неолошзмов. Плохо, если этого не наблюдается у ребенка, такие дети справедливо вызывают тревогу воспитателя и родителей и больше других нуждаются в помощи.

    В старшем дошкольном возрасте дети осуществляют первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.

    Пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Правда это трудно дается и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов. Умению анализировать, систематизировать и обобщать способствуют так называемые поисковые вопросы: Почему?, Зачем?, Для чего? и др.

    Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс: "Мяч забивает в ворота... (футболист)", "Шайбу забивает...(Хоккеист)" и т.п. Можно даже подсказать, дав начало слов: футбо..., хокке..., а дети продолжат.

    Дети способны закончить начатую Вами фразу: "Я полагаю, что сейчас весна, так как...", "Оля была доброй девочкой потому,что...", "Мама пошла в магазин, чтобы..." и т.п. Деятельность детям понятна и интересна. Они также в состоянии сочинить письмо любимому герою, игрушке,

    Персонажу, родным и друзьям. Дети могут и пересказать произведение от лица героев, овладев при этом прямой и косвенной речью. Кроме того дети могут встать на позицию в воображаемой ситуации: "Если бы я был артистом...", "Если б я стал художником," и т.п.

    У детей пяти лет уже появляется и критическое отношение к своей речи, речи сверстников и взрослых. Они уже знают, как согласовываются прилагательные с существительными в роде, числе; правильно употребляют существительные единственного и множественного числа в родительном падеже; употребляют в речи сложноподчиненные предложения. Однако возможны и ошибки в таких словах: чулков (чулок), ботинков (ботинок), тапочков (тапочек) и др.

    Лексическая сторона речи. К пяти годам ребенок углубляет и уточняет свои дознания об одном и том же предмете: дети узнают, что он может быть сделан из различного материала (дерево, стекло, пластмасса, металл), знакомятся с его разными деталями, частями и их значениями. Прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки и выделять существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку, мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт и др. Ребенок свободно справляется с такими задачами, как: перечисление предметов с последующим обобщением (ромашка, роза, ландыш - назови одним словом); продолжение перечисления слов после обобщения (малина, клубника - это ягоды, какие еще знаешь ягоды?); обобщения после исключения "лишнего" предмета (ботинки, сапоги, валенки, носки - что лишнее? Почему?); обобщение через противопоставление (платье -одежда, о босоножки?); устранение путаницы (собака - птица, чайка -рыба, сом - зверь) и др.

    Развивается смысловая сторона речи: обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, употребление прилагательных, антонимов. Например, ночь темная, а день... (светлый), мед сладкий, а лимон...(кислый), лед холодный, а огонь...(горячий) и т.п. Слова в различных значениях: "Катя наступила на камешек" и "Наступила долгожданная весна"; "Бежит заяц", "Бежит человек" и "Бежит время" и т.п. Бедная речь ребенка в этом возрасте характеризуется частыми повторами: очень-очень маленький или очень-очень глубокий и др. В то время, как ребенок может сказать: большущий, преглубокий.

    Связанная речь является показателем речевого развития ребенка. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Таким образом обогащается тематика связной речи. При этом дети могут использовать синонимические выражения, т.е. говорить точно по содержанию, но другими словами. Кроме того пересказ может включать и коллективные формы общения детей между собой. Совместные рассказы всегда интереснее детям, но нужно уметь договориться, кто первым начнет, кто продолжит, а кто закончит.

    Дети могут пересказать прочитанное им произведение. Маленькие рассказы можно рассказывать целиком, большие - по частям, заранее продуманным взрослым.

    Как разновидности детского рассказывания используются в старшем дошкольном возрасте рассказы по картинке, об игрушке и из личного опыта. Как правило, дети пяти лет могут применять образец педагога не для полного воспроизведения, а для обобщенного подражания: грамматически правильно и полно, последовательно и выразительно передать содержание картины, охарактиризовать действия персонажей, качества и состояния объектов и явлений. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того они могут вообразить события предшествующие изображенному на картине, а также и последующие, т.е. выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно. При этом возможны коллективные формы работы, которые способствуют критическому отношению к речи сверстников и своей, умению оценивать содержание и форму рассказов. К одной и той же картине, но с разными задачами можно неоднократно возвращаться на протяжении года.

    Дети пяти лет уже способны увидеть в картине не только главное и существенное, по и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.

    Они также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ о ней или по нескольким игрушкам, показать рассказ-инсценировку по

    набору игрушек.

    Когда ребенок может рассказать связно и интересно о том, что с ним или с кем-нибудь произошло - это достаточно высокий показатель его самостоятельности в овладении устной речью. Но чтобы рассказать о чем-то, нужны собственные впечатления, приключения, наблюдения и запоминание. Постепенно дети в состоянии создать и творческие рассказы.

    Подготовка к обучению грамоте. В старшей группе детского сада обучение грамоте приобретает самостоятельное значение. Дети пяти лет способны анализировать звуковой состав слов, сравнивать слова по количеству звуков, а звуки - но их качественной характеристике (гласные -ударные и безударные, согласные - твердые и мягкие). Дети моуг оперировать понятиями: слог, слово, звук. Они также способны вычленять прс;июжения из речевого потока и анализировать его словесный состав (2-3 слова). Дети приобретают ориентировку в звуковой стороне нашей речи.

    Дети шести лета.

    Звуковая культура речи. У детей этого возраста недостатки в

    произношении встречаются редко, лишь в отдельных случаях. Некоторые дети продолжают неправильно произносить шипящие, сонорные, свистящие звуки, реже - твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. С такими детьми проводиться индивидуальные занятия с логопедом. Иногда может помочь и педагог, хорошо знающий методику проведения занятий по устранению дефектов речи.

    Обычно дети шести лет говорят внятно и четко. Ошибки бывают в правильности проставления словесного ударения, понял, магазин и др. Взрослый всегда исправляет ребенка, давая правильный образец произнесения слова. Работа по грамоте способствует действию вычленения словесного ударения и осуществлению его переноса.

    Кроме того с детьми, у которых обнаруживаются недостатки в умении управлять голосом, изменять темп речи, в овладении интонационной выразительностью, педагог организует дополнительные занятия, связанные с развитием речевого слуха и внимания.

    Грамматический строи речи. С детьми шести лет возможно совершенствование и усложнение и особенно синтаксической стороны речи: усвоение способов словообразования всех частей речи, единичных форм, исключений. Речь ребенка обогащается грамматическими формами и конструкциями. Дети шести лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, означающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметов посуды, подбирают однокоренные слово.

    И самое главное, дети способны критически относятся к своим грамматическим ошибкам, они, как правило, стремятся к правильности и точности речи. Они знают, что слово "пшгъто" не изменяется; что "одеть" -кого, а "надеть" - что; а слово "хотеть" изменяется по-разному в зависимости от того, говорим ли мы об одном человеке или о многих: хочу - хотим и др.

    Дети шести лет используют в своей речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Им можно задавать вопросы о грамматической правильности высказываний, т.к. они уже способны анализировать.

    Ъсли дети не владеют всем перечисленным выше, следует разобраться в причинах отставания в речевом развитии, затем в зависимости от причин, предложить ребенку материал наиболее доступный (тот, что рекомендуется в пять лет и ранее), или обратиться за помощью к специалисту. Очень внимательно надо отнести ко всем недостаткам в речевом развитии, обнаруженным в конце дошкольного детства, т.к. они негативно скажутся предже всего на обучение в школе.

    Лексическая сторона речи. Словарь детей к моменту поступления в школу насыщен обобщающими существительными, прилагательными, обозначающими свойство предметов и явлений, названиями действий и их качеств и т.д. Дети пользуются точными выразительными словами для передачи своих эмоций, впечатлений, представлений. Соответственно речь обогащено синонимами и антонимами, дети в состоянии объяснить неизвестные и малоизвестные значения знаков многозначных слов, умеют правильно сочетать слова но смыслу и осознанно употребляют видовые родовые понятия. Например, дети правильно используют обобщающие слова типа: растения - деревья, цветы, кустарник, или фрукты - виноград, слива, яблоко, груша и аналогичные. Понимая при этом, что понятия "растение" шире и включает в себя такие как: деревья, цветы, кустарник; а понятия "фрукты" шире слов: виноград, слива, яблоко и др.

    Дети также способны выделять в предложениях слова, близкие и противоположные по смыслу. Дети в состоянии понять разное значение одного и того же слова, правильно оценить переносный смысл слов (в поговорках, пословицах), выбрать наиболее точные слова и выражения, подходящие к данной ситуации.

    Если дети шести лет не овладели лексикой родного языка, то причину недоразвития речи можно обнаружить, обратившись за помощью к специалисту (логопеду, психологу, дефектологу).

    Связная речь. У детей шести лет хорошо развита диалогическая речь: отвечают на вопросы, подают реплики, задают вопросы. При этом свободно пользуются интонациями вопросительными, восклицательными, могут выразить удивление, просьбу; сопровождают речь жестами, мимикой. Они способны уже построить краткие сообщения.

    Владея монологической речью, дети содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно строят свои высказывания при пересказах и самостоятельном рассказывании. Дети могут пересказать литературное произведение, имея определенные представления о его композиции и языковых средствах художественной речи.

    В рассказах по картинке дети способны описать содержание, составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие и последующие изображаемому. Могут дать описание пейзажа, передать настроение картины, сравнить разные картины.

    Рассказывая об игрушках, дети пользуются точными названиями их качеств (цвет, форма, размер, величина), функциональных назначений. Активно используют в рассказах определения. Они уже в состояопии составить рассказы по набору игрушек.

    Дети также в состоянии рассказать, что с ними случилось, простые истории из собственной жизни, т.е. передать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно.

    Кроме того дети шести лет используют различные варианты творческих рассказов: придумывают продолжение, завершение рассказа, составляют рассказ или сказку по плану воспитателя, по теме, которую могут выбрать самостоятельно.

    У детей уже достаточно развит интерес к самостоятельному творчеству; они могут сочинять рассказы, истории, сказки, стихи.

    Если дети не владеют связной речью к концу шести лет, стоит обратиться к рекомендациям по ее развитию на более ранних ступенях развития ребенка. Если это конечно связано с некоторым отставанием в развитии по тем или иным причина!^ (болезни, темпераменту, недостаточному вниманию к познавательной жизни ребенка и др.). 13 противных случаях, следует обращаться к специалистам другого профиля (психологам, психотерапевтам, врачам, дефектологам).