Характерный балет. Характерный, народный танцы, танец модерн и их характеристика. Что значит "характерный танец"

франц. danse de caractere, danse caracteristique

Одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981


ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ (франц. danse de caractere , danse caracteristique ), одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим. Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы. В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма - создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.
Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма ("Половецкие пляски"; "Арагонская хота" на муз. Глинки). В "Половецких плясках", опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах "Ледяная дева", "Коппелия"; "Светлый ручей" Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.
В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. ("Сердце гор"; "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, "Весенняя сказка" Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, "Шурале", "Каменный цветок" и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие "Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение - танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "характерный танец"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

характерный танец

вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

Характерный танец

одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть Х. т. все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили Х. т. на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан экзерсис Х. т. (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).

В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. ≈ М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Г. Н. Добровольская.

Характерный танец

одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть Х. т. все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили Х. т. на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан Экзерсис Х. т. (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).

В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. - М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Г. Н. Добровольская.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Характерный танец" в других словарях:

    Вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля … Большой Энциклопедический словарь

    Свойственный какому либо народу, выражающий его характер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля. * * * ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой),… … Энциклопедический словарь

    Характерный танец - ХАРÁКТЕРНЫЙ ТÁНЕЦ (франц. danse de caractère, danse caractéristique), одно из выразит. средств балетного т ра, разновидность сценического танца. В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в… … Балет. Энциклопедия

    Характерный танец - одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х. Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т ра. Средствами… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец, чем? танцем, о чём? о танце; мн. что? танцы, (нет) чего? танцев, чему? танцам, (вижу) что? танцы, чем? танцами, о чём? о танцах 1. Танцем называется вид… … Толковый словарь Дмитриева

    танец - та/нца, м. 1) Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью выразительных движений тела. Теория танца. Выразительные средства танца. Театрализация танца. Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан (Панова).… … Популярный словарь русского языка

    Танец - ТÁНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид иск ва, в к ром средством создания художест. образа являются движения и положения человеческого тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными… … Балет. Энциклопедия

    характерный - I хара/ктерный ая, ое; рен, рна, рно. 1) только полн. В сценическом искусстве: свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде; выражающий определённый психологический тип. Х ая роль. Х ая жанровая фигура. Характерный актёр, артист;… … Словарь многих выражений

    - (польский taniec, от нем. Tanz) вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Хип-хоп. New style. Начальный уровень (DVD) , Пелинский Игорь. Hip-hop new style -ультрамодное танцевальное направление, зародившееся в 80-х годах в США и получившее широкое распространение по всему миру. Особенность hip-hop new style в том, что этот…
  • Ритмика в школе. Третий урок физической культуры. Учебно-методическое пособие , Фирилева Жанна Евгеньевна, Загрядская Ольга Владимировна, Рябчиков Александр Иванович. Предлагаемые варианты третьего урока физической культуры как урока ритмики в 1-4 классах школы предназначены для учителей физической культуры, специалистов, ведущих предмет Ритмика,…

одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть Х. т. все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили Х. т. на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан Экзерсис Х. т. (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).

В современном балетном спектакле Х. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л. - М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Г. Н. Добровольская.

  • - руч. , пп р. Курумкан в Селемджинском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от слова характер – вероятно при половодье ручей...

    Топонимический словарь Амурской области

  • - вид сценического танца. В его основе народный танец, подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля...

    Большой энциклопедический словарь

  • - для кого-чего. Эта черта для него характерна. Характерный для севера климат. Приглядевшись и привыкнув к Воропаеву, Лена уже любила его той робкой и безмолвной любовью, которая так характерна для русской женщины...

    Управление в русском языке

  • - I хара́ктерный A/A пр; 109 см. _Приложение II хара́ктерен хара́ктерна хара́ктернее 260 см. _Приложение II II характе́рный A/A пр...

    Словарь ударений русского языка

  • - I хара/ктерный кр.ф. хара/ктерен, хара/ктерна, -рно, -рны; хара/ктернее II характе/рный кр.ф. характе/рен, характе/рна, -рно, -рны...

    Орфографический словарь русского языка

  • Толковый словарь Ожегова

  • - ХАРА́КТЕРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна. 1. Упрямый, любящий делать по-своему, с тяжёлым, своенравным характером. Х. мужчина. 2. характерная роль то же, что характерная роль. II. ХАРАКТЕ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна. 1...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ХАРА́КТЕРНЫЙ, характерная, характерное; характерен, характерна, характерно. 1. . Обладающий резко выраженными, очень заметными особенностями, чертами. Характерная фигура. Характерная одежда. 2. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - характерный I хар`актерный прил. 1. соотн. с сущ. характер I 3., связанный с ним 2. Выражающий определённый психологический тип. II хар`актерный прил. разг. 1. соотн. с сущ. характер I 1., связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - характе́рный прил., употр. сравн. часто Морфология: характе́рен, характе́рна, характе́рно, характе́рны; характе́рнее 1...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - хар"актерный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - I. ХАРАКТЕРНЫЙ I ая, ое. КАРАКТЕРНЫЙ ая, ое. caractère < avoir du caractère. устар. и простореч. Властный, волевой, упорный. БАС-1. - Баба хорошая, рассудливая, ....

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - имеющий свои отличительные особенности; в просторечии: своенравный, упрямый...
  • - Свойственный какому-либо народу, выражающий его характер...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - 1. хара́ктерный; хара́ктерный актёр; хара́ктерная роль; хара́ктерныйта́нец 2. хара́ктерный, -рен, -рна, -рно, -рны; сравн.ст. -ее; хара́ктерная осо́ба 3. характе́рный, -рен, -рна, -рно, -рны; сравн.ст. -ее...

    Русское словесное ударение

"Характерный танец" в книгах

Характерный колорит

Из книги Глаз и Солнце автора Вавилов Сергей Иванович

Характерный колорит

Из книги Глаз и Солнце автора Вавилов Сергей Иванович

Характерный колорит 880 Сопоставление цветных предметов, как и окраска пространства, в котором они находятся, должно происходить согласно целям, которые себе ставит художник. Для этого особенно необходимо знание действия красок на чувство как в отдельности, так и в

Характерный комик

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Характерный комик Следом за Терапотом я получил роль Предводителя стариков в спектакле «Лизистрата».Основным действующим лицом спектакля был народ; основным сюжетным конфликтом – отказ всех женщин Греции сожительствовать со своими мужьями, пока они ведут

Танец

Из книги Инна Чурикова. Судьба и тема автора Гербер Алла Ефремовна

Танец

Из книги Виктор Цой и его КИНО автора Калгин Виталий

2. Танец

Из книги Клубная культура автора Джексон Фил

2. Танец Не доверяй духовному вождю, если он не умеет танцевать. Mr. Miyagi. The Next Karate Kid (1994) Иногда я мыслю. Иногда я есть. Поль Валери (1871–1945) Танец является одним из важнейших элементов клаббинга, поскольку он срывает с дионисийского тела сковывающие его в будничном мире

Танец

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Танец 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург«Танец» - одна из парных композиций (вторая называется «Музыка»), написанных Матиссом для особняка Щукина в Москве, олицетворяет связанные между собой элементы праздника, происходящего в воображаемом первозданном мире.

Танец

Из книги Психология целительства. Семь этапов преодоления жизненных испытаний автора Ларсен Хегарти Кэрол

Танец Бейсболисты называют игры Большой лиги «шоу». Офицеры полиции называют то, чем они занимаются, «службой». Я надеюсь, что меня не сочтут чересчур несерьезным, если я назову работу целителя «Танцем». Она действительно во многом напоминает танец.Говоря об этом, я

Танец любви, танец страха

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Танец любви, танец страха Время: тридцать минут.Вам потребуются: смелость, а также дневник и ручка.Я живо помню, как кто-то сказал мне, что все действия, все до одного, можно подразделить на движимые любовью и движимые страхом. Я сочла это высказывание неописуемо наивным, и

Глава VIII. Ментальное, характерный элемент человеческой индивидуальности

Из книги Множественные состояния бытия (сборник) автора Генон Рене

Глава VIII. Ментальное, характерный элемент человеческой индивидуальности Мы говорили, что сознание, понятое самым общим образом, не есть нечто такое, что может рассматриваться как принадлежащее строго только человеческому существу как таковому, якобы обладающему

§ 65. Безразличная раскрытость разнообразного сущего как наличного и сон фундаментальных отношений вот-бытия к сущему, характерный для повседневности

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

§ 65. Безразличная раскрытость разнообразного сущего как наличного и сон фундаментальных отношений вот-бытия к сущему, характерный для повседневности В этом нашем начинании мы исходим из известного. Там, где мир, там сущее раскрыто. Поэтому прежде всего нам надо спросить,

Характерный актёр

БСЭ

Характерный танец

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХА) автора БСЭ

Н.Н. Китаев Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов»

Из книги В защиту науки №6 автора Кругляков Эдуард Павлович

Н.Н. Китаев Болгарская прорицательница Ванга как характерный пример несостоятельности «криминалистических экстрасенсов» Одной из наиболее известных ясновидящих XX в. считается Вангелия Пандева Гущерова - Ванга. Она родилась 31 января 1911 г. в г. Струмица (Македония) в

Характерный «горб»

Из книги Техника Александера автора Барлоу Уилфред

Характерный «горб» При таких позах в месте, где начинается шея, постепенно образуется «горб» и для сохранения равновесия остальная часть туловища принимает неблагоприятную осанку (рис. 3). Живот выпячивается, и образуется прогиб позвоночника (лордоз). При широко