Главные философские труды. Джон локк краткая биография

ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (1632–1704), английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции . Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии , Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства , однако склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, который по недосмотру парламентских лидеров продолжал руководить школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса .

Локк был прилежным, если не сказать блестящим студентом. После получения магистерской степени в 1658 он был избран «студентом» (т.е. научным сотрудником) колледжа, однако вскоре разочаровался в аристотелевской философии, которую должен был преподавать, начал заниматься медициной и помогал в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р.Бойль и его ученики. Однако сколько-нибудь значительных результатов он не получил, и, когда Локк вернулся из поездки к Бранденбургскому двору с дипломатической миссией, ему было отказано в искомой степени доктора медицины. Тогда, в возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую жизнь – лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который тогда еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, однако к 1666 его позиция изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели друг в друге родственные души. Год спустя Локк оставил Оксфорд и занял место домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (среди его воспитанников был и Антони Шефтсбери). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк слишком велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях.

Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел свое истинное призвание – он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями (Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом) побудили Локка написать на четвертый год пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра – Опыта о человеческом разумении (). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему возможность получить первый опыт участия в государственном управлении.

Либерализм Шефтсбери был достаточо материалистичным. Великой страстью его жизни была торговля. Он лучше своих современников понимал, какие богатства – национальные и личные – можно было бы получить, освободив предпринимателей от средневековых поборов и сделав ряд других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила голландским коммерсантам достичь процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили конец религиозным распрям, то смогли бы создать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, поэтому он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на «папистов», как он называл католиков.

В то время как Шефтсбери интересовали практические дела, Локк был занят разработкой той же политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма. В 1675–1679 он жил во Франции (в Монпелье и Париже), где изучал, в частности, идеи Гассенди и его школы, а также выполнял ряд поручений вигов. Оказалось, что теории Локка было предназначено революционное будущее, поскольку Карл II, а еще более его преемник Яков II для оправдания своей политики терпимости к католицизму и даже его насаждения в Англии обратились к традиционной концепции монархического правления. После неудачной попытки восстания против режима реставрации Шефтсбери в конце концов, уже после заключения в Тауэр и последующего оправдания лондонским судом, бежал в Амстердам, где вскоре умер. Сделав попытку продолжить свою преподавательскую карьеру в Оксфорде, Локк в 1683 отправился вслед за своим патроном в Голландию, где жил в 1683–1689; в 1685 в списке других беженцев он был назван предателем (участником заговора Монмаута) и подлежал выдаче английскому правительству. Локк не возвращался в Англию вплоть до успешной высадки Вильгельма Оранского на побережье Англии в 1688 и бегства Якова II. Вернувшись на родину на одном корабле с будущей королевой Марией II, Локк опубликовал работу Два трактата о государственном правлении (Two Treatises of Government , 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по словам ее автора, в «оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем». В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание. Но как решить, когда именно правитель перестает служить народу? Согласно Локку, такой момент наступает, когда правитель переходит от правления, основанного на твердом принципе, к «переменчивому, неопределенному и произвольному» правлению. Большинство англичан были убеждены, что такой момент наступил, когда Яков II стал проводить прокатолическую политику в 1688. Сам Локк вместе с Шефтсбери и его окружением были убеждены, что этот момент наступил уже при Карле II в 1682; именно тогда и была создана рукопись Двух трактатов .

Локк отметил свое возвращение в Англию в 1689 публикацией еще одной работы, близкой по содержанию к Трактатам , а именно первого Письма о веротерпимости (Letter for Toleration , написано в основном в 1685). Он писал текст по-латыни (Epistola de Tolerantia ), с тем чтобы опубликовать его в Голландии, и по случайности в английский текст попало предисловие (написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом), в котором провозглашалось, что «абсолютная свобода... – это то, что нам необходимо». Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, поскольку клялись в верности иностранному властелину, папе ; атеисты – поскольку их клятвенным заверениям нельзя верить. Что касается всех остальных, то государство должно оставить за каждым право на спасение своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил против традиционного взгляда, согласно которому светская власть вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает безопасность страны и сохранение мира) – это обязанность не государства, а церкви.

Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его личный символ веры был удивительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос – Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием.

Вернувшись в Англию во время «славной» революции, Локк вначале намеревался занять свой пост в Оксфордском университете, из которого был уволен по указанию Карла II в 1684 после отъезда в Голландию. Однако, обнаружив, что место уже отдано некоему молодому человеку, он отказался от этой идеи и посвятил оставшиеся 15 лет жизни научным исследованиям и государственной службе. Вскоре Локк обнаружил, что пользуется известностью, но не из-за своих политических сочинений, выходивших анонимно, а как автор труда Опыт о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding ), впервые увидевшего свет в 1690, однако начатого в 1671 и законченного в основном в 1686. Опыт выдержал ряд изданий при жизни автора, последнее пятое издание, содержавшее исправления и дополнения, вышло в 1706, после смерти философа.

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя: «Какова польза, – спрашивал он, – от поэзии?» Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, – писал он, – здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

Локк был далек от того, чтобы презирать лондонское общество, в котором вращался благодаря успеху своих сочинений, однако не в силах был выносить городскую духоту. Большую часть жизни он страдал от астмы, а после шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) – приглашение леди Мешэм, жены члена парламента и дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Однако Локк не позволил себе полностью расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем . Там же его посещал И.Ньютон , с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в этот последний период жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он прежде вынашивал. Среди работ Локка – Второе письмо о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration , 1690); Третье письмо о веротерпимости (A Third Letter for Toleration , 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education , 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures , 1695) и многие другие.

В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

Джон Локк основные идеи английского педагога и философа кратко изложены в этой статье.

Основные идеи Джона Локка

Политические и государственные идеи Джона Локка кратко

Считал, что государство возникло в результате общественного договора. В его идеальном варианте все люди независимы и равны. Они действуют по главному правилу – не нанеси ущерба здоровью, жизни, собственности и свободе другого человека. Это и есть целью создания государства.

Основу государства составляет соглашение, которое заключается определенным числом людей для создания органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Государственное учение Джона Локка основывается на обоснованной им концепции законности: все равны перед законом и могут поступать по своему желанию, в том случае если это не запрещается законом.

Форма государства напрямую зависит от того, кто возглавляет его, кому принадлежит законодательная власть. С нее началось создание государства. Но она ограничена законом природы и общественным благом. Самой лучшей формой правления, согласно философу, является ограниченная монархия.

Локк отстаивал принцип гарантированности свободы совести. Церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, ведь эти две инстанции имеют разные цели и задачи. Он предложил государственную власть разделить с целью создания системы взаимодействия между государством и обществом. Ученый выделил 3 вида власти:

  • Законодательная, которая указывает, каким образом должна употребляться сила государства. Она создана народом.
  • Исполнительная, которая следит за исполнением законов. Ее «представителями» являются монарх, министр и судьи.
  • Федеративная

Джон сформулировал идею народного суверенитета: народ имеет право контролировать работу законодательного органа и изменять его структуру и состав. Короля он наделил правом созывать и распускать парламент, правом вето и законодательной инициативы.

Локка считают основателем либерализма, так как им было сформулировано принципы буржуазной государственности.

Джон Локк открытия в педагогике

Мысли о воспитании Джон Локк сформулировал на основе того, как его воспитал отец. Он был полностью уверен, что воспитание ребенка вырабатывает у него характер, дисциплину и волю. Но самое главное – одновременно с духовным развитием сочетать физическое воспитание. Оно проявляется в развитии здоровья и гигиены, а духовное – в развитие достоинства и нравственности.

Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что ум как «чистая доска», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Джон Локк педагогические идеи:

  • Соблюдение дисциплины, строгий распорядок дня и прием простой пищи.
  • Применение развивающих упражнений и игр.
  • Детей с самого раннего возраста необходимо обучать изящным манерам.
  • Ребенок должен делать все, что не противоречит нравственности.
  • Детей можно наказывать только в случае систематического неповиновения или дерзкого поведения.

Джон Локк основные труды – « Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», «Опыты о законе и природе», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Джона Локка.

Джон Локк

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.

Можно без преувеличения сказать, что Локк был первым современным мыслителем. Его способ рассуждения резко отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, даже обывателя. Ему не хватало терпения разбираться в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а также тем, кто постоянно думал о рае и аде. Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля, - писал он, - здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

Главные философские труды.

"Опыт о человеческом разумении" (1690), "Два трактата о государственном правлении" (1690), "Письма о веротерпимости" (1685-1692), "Некоторые мысли о воспитании" (1693), «Разумность христианства, каким оно передано в Писании» (1695).

Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься личностным сознанием, индивидуальными интересами людей.

Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека, так как "знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности". В "Опыте о человеческом разумении" он описывает задачу философа как задачу мусорщика, который очищает землю, удаляя мусор из нашего знания.

Концепция знания Локка как эмпирика основывается на сенсуалисгических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из явственного опыта. "Идеи и понятия также мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки", - писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий принцип нравственности (золотое правило) "более восхваляется, чем соблюдается".Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем.

Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Локк полагает, что ум человеческий представляет собой "белую бумагу без каких-либо знаков и идеи". Единственный источник идей - опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт - это ощущения, которые заполняют "чистый лист" различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт - это идеи о своей собственной деятельности внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях - эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размышлением.

Под идеей Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи. Идеи подразделяются у Локка на два класса:

1) идеи первичных качеств;

2) идеи вторичных качеств.

Первичные качества -это присущие телам свойства, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покои, плотность. Первичные качества сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах Они всегда изменчивы, доставляются в наше сознание органами чувств К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в человеке, она все же порождена теми особенностями первичных качеств, которые вызывают определенную деятельность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами имеется нечто общее: и в том, и в другом случаях идеи образуются через так называемый импульс.

Идеи, получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них, существуют сложные идеи, которые производятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями могут быть необычные вещи, которые не обладают реальным существованием, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт.

Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств - пример применения аналитического и синтетического методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза - сложные. В синтетической деятельности по соединению простых идей в сложные проявляется активность человеческого ума. Сложные идеи, образуемые синтетической деятельностью человеческого мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них является субстанция.

По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи (железо, камень, солнце, человек), представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия (материя, дух). Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из опыта, то можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические - любые вещи, и философской субстанции - универсальной материи, основа которой непознаваема.

В теории восприятия Локка важная роль принадлежит языку. Для Локка язык несет на себе две функции - гражданскую и философскую. Первая -средство общения между людьми, вторая -точность языка, выражающаяся в его эффективности. Локк показывает, что несовершенство и запутанность языка, лишенного содержательности, используются малограмотными, невежественными людьми и отдаляют общество от истинного познания.

Локк подчеркивает важную социальную особенность в развитии общества, когда в застойные или кризисные периоды процветают схоластические псевдознания, на которых наживаются множество бездельников или просто шарлатанов.

Согласно Локку, язык - это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают возможность нам, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова - это просто общественное выражение мысли и имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями.

Все существующие вещи, говорит он, являются индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих отдельных людей, например, и "отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи", мы можем прийти к общей идее "человека". В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи - животного, растения. Все они -результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей.

Локк также занимался проблемой видов знания и его достоверности. По степени точности Локк различает следующие виды знания:

· Интуитивное (истины самоочевидные);

· Демонстративное (выводы, доказательства);

· Сенситивное.

Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает качеством бесспорности. Третий вид знания образуется на основании ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. Они по своей достоверности значительно ниже первых двух.

Существует, по Локку, и знание недостоверное, вероятное, или мнение. Однако из того, что мы иногда не можем обладать ясным и отчетливым познанием, не следует, что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно, считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.

Как и Гоббс, Локк рассматривает людей в естественном состоянии как "свободных, равных и независимых".Он исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие - главные источники создания стоимости.

Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной.

Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Политическая система становится соединением народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях равновесия и контроля.

Локк - сторонник отделения церкви от государства, а также противник подчинения знания откровению, отстаивая "естественную религию". Пережитые Локком исторические смуты побудили его проводить новую по тому времени идею веротерпимости.

Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере. Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и государством.

Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в своей теории воспитания, считая, что если индивид не может получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то значит надо изменить общественные условия. В работах по педагогике он развил идеи формирования физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества.

Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Влияние Локка чувствуется вплоть до XX в. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Большое влияние локковская концепция воспитания оказала на передовые педагогические идеи XVIII- XIX веков.

Локк Джон (1632-1704 гг.)

Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В1668 г избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни.

Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г вернулся на родину.

Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме». В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии. Это знаменитое учение о «чистой доске», tabula rasa.

Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость. Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.

Социально-политические взгляды Локка выражены в «Двух трактатах о государственном правлении», первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй -развитию теории конституционной парламентской монархии.

Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, доказывая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и «федеративную» (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ниспровергать правительство.

В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости, лежащей в основе религиозной свободы. Хотя он и признает необходимость божественного откровения по причине конечности человеческого разума, но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате «Разумность христианства».

ЛОКК ДЖОН (англ. John Locke) - английский фи-ло-соф и по-ли-тический мыс-ли-тель.

Вос-пи-ты-вал-ся в пу-ри-тан-ской се-мье юри-ста. Учил-ся в Вест-мин-стер-ской шко-ле (1646-1652), в кол-лед-же Крайст-черч Окс-форд-ско-го универ-си-тета (1652-1656), где за-тем пре-по-да-вал греческий язык, ри-то-ри-ку и мо-раль-ную фи-ло-со-фию. Од-но-вре-мен-но за-ни-мал-ся ес-те-ст-во-зна-ни-ем, по-мо-гал Р. Бой-лю в его хи-мических экс-пе-ри-мен-тах, про-во-дил ме-тео-ро-ло-гические на-блю-де-ния и изу-чал ме-ди-ци-ну.

В 1668 году из-бран чле-ном Лон-дон-ско-го ко-ро-лев-ско-го общества. В 1667 году Локк ос-та-вил кол-ледж, став ком-пань-о-ном и до-маш-ним вра-чом лор-да Ан-то-ни Эш-ли Ку-пе-ра (бу-ду-ще-го 1-го гра-фа Шеф-тс-бе-ри), од-но-го из ли-де-ров оп-по-зиции ре-жи-му Рес-тав-ра-ции. Ко-гда Ан-то-ни Эш-ли по-сле не-удав-ше-го-ся ан-ти-пра-ви-тельственного за-го-во-ра бе-жал в Гол-лан-дию, Локк так-же был вы-ну-ж-ден эмиг-ри-ро-вать (1683).

В Гол-лан-дии, где Локк сбли-зил-ся с кру-гом прин-ца Виль-гель-ма Оран-ско-го, он за-кон-чил ра-бо-ту над сво-им глав-ным фи-лософским сочинением «Опыт о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии» («An essay concerning human un-der-standing», 1690, русский перевод 1898, 1985), из-дал ано-ним-но «По-сла-ние о ве-ро-тер-пи-мо-сти» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), под-го-то-вил фун-даментальный труд по по-ли-тической фи-ло-со-фии «Два трак-та-та о прав-ле-нии» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).

В «Опы-те о че-ло-ве-че-ском ра-зу-ме-нии», над ко-то-рым Локк ра-бо-тал около 20 лет, он из-ло-жил сис-те-му эм-пи-рической фи-ло-со-фии, од-ной из главных за-дач ко-то-рой бы-ло до-ка-зать не-ос-но-ва-тель-ность до-пу-ще-ния в по-зна-нии каких-либо умо-зри-тель-ных пред-по-сы-лок и вме-сте с тем не-воз-мож-ность ме-та-фи-зи-ки, за-ни-маю-щей-ся транс-цен-дент-ны-ми про-бле-ма-ми. В свя-зи с этим Локк про-ти-вопос-та-вил свою кон-цеп-цию воз-зре-ни-ям кар-те-зи-ан-ст-ва, кем-бридж-ских пла-то-ни-ков и уни-вер-си-тет-ской схо-ла-стической фи-ло-со-фии. По Локку, не су-ще-ст-ву-ет ни-ка-ких вро-ж-дён-ных идей и прин-ци-пов - ни тео-ре-ти-че-ских, ни прак-ти-че-ских, вклю-чая идею Бо-га. Всё че-ло-ве-че-ское зна-ние про-ис-те-ка-ет из чув-ст-вен-но-го опы-та - внеш-не-го (ощу-ще-ния) и внут-рен-не-го (реф-лек-сии). В ос-но-ве зна-ния ле-жат про-стые идеи, чув-ст-вен-ные об-ра-зы, воз-бу-ж-дае-мые в уме различными ка-че-ст-ва-ми ве-щей - пер-вич-ны-ми, с ко-то-ры-ми эти идеи сход-ны (про-тя-жён-ность, фи-гу-ра, плот-ность, дви-же-ние), или вто-рич-ны-ми, с ко-то-ры-ми идеи не сход-ны (цвет, звук, за-пах, вкус). По-сред-ст-вом при-су-щей уму спо-соб-но-сти со-еди-не-ния, со-пос-тав-ле-ния и аб-ст-ра-ги-ро-ва-ния из про-стых идей об-ра-зу-ют-ся слож-ные и об-щие идеи. Есть идеи яс-ные и смут-ные, ре-аль-ные и фан-та-сти-че-ские, аде-к-ват-ные сво-им про-об-ра-зам и не-аде-к-ват-ные. По-зна-ние ис-тин-но, ес-ли идеи и их со-еди-не-ния или обо-зна-чаю-щие их зна-ки со-об-раз-ны обо-зна-чае-мым ими объ-ек-там. Зна-ние бы-ва-ет ин-туи-тив-ное (са-мо-оче-вид-ных ис-тин, на-ше-го собственного су-ще-ст-во-ва-ния), де-мон-ст-ра-тив-ное (по-ло-же-ний ма-те-ма-ти-ки, эти-ки, бы-тия Бо-га) и сен-си-тив-ное (су-ще-ст-во-ва-ния еди-нич-ных ве-щей). В «Опы-те…» рас-смат-ри-ва-ют-ся ос-но-ва-ния и сте-пе-ни ве-ро-ят-но-го зна-ния, а так-же при-ро-да и ос-но-ва-ния ве-ры, или мне-ния, при этом эпи-сте-мо-ло-гия Локка за-час-тую об-ре-та-ет чер-ты пси-хо-ло-гии соз-на-ния.

«По-сла-нию о ве-ро-тер-пи-мо-сти» пред-ше-ст-во-ва-ли ос-тав-шие-ся в ру-ко-пи-сях «Опыт о ве-ро-тер-пи-мо-сти» и «За-щи-та нон-кон-фор-миз-ма». В «По-сла-нии...» Локка вы-ска-зал взгляд на сво-бо-ду со-вес-ти как на не-отъ-ем-ле-мое пра-во ка-ж-до-го че-ло-ве-ка. Пра-во вы-бо-ра и ис-по-ве-да-ния ре-ли-гии со-от-вет-ст-ву-ет ин-те-ре-сам и сво-бо-де лю-дей и по-это-му долж-но быть при-зна-но го-су-дар-ст-вом, юрис-дик-ция ко-то-ро-го про-сти-ра-ет-ся толь-ко на их гражданские пра-ва. Сво-бо-да со-вес-ти от-ве-ча-ет и ин-те-ре-сам ис-тин-ной Церк-ви, ко-то-рая в сво-ей дея-тель-но-сти не мо-жет ру-ко-во-дство-вать-ся на-си-ли-ем. Од-на-ко ве-ро-тер-пи-мость не мо-жет рас-про-стра-нять-ся на тех, кто всту-па-ет в про-ти-во-ре-чие с за-ко-на-ми го-су-дар-ст-ва и мо-раль-ны-ми нор-ма-ми об-ще-ст-ва, кто сам не-тер-пим в во-про-сах ре-ли-гии или ис-поль-зу-ет её для по-лу-че-ния при-ви-ле-гий и кто во-об-ще от-ри-ца-ет су-ще-ст-во-ва-ние Бо-га. «По-сла-ние...» со-дер-жа-ло тре-бо-ва-ние пре-дос-тав-ле-ния ре-лиг. об-щи-нам рав-ных прав и от-де-ле-ния Церк-ви от го-су-дар-ст-ва.

В «Двух трак-та-тах о прав-ле-нии» впер-вые из-ло-же-на по-ли-тическая док-три-на ли-бе-ра-лиз-ма. 1-й трак-тат со-дер-жит оп-ро-вер-же-ние взгля-дов роя-ли-ста Р. Фил-ме-ра: его пат-ри-ар-халь-но-аб-со-лю-ти-ст-ской кон-цеп-ции про-ис-хо-ж-де-ния вла-сти от вер-хов-ной вла-сти Ада-ма, по-лу-чен-ной им от Бо-га; 2-й - тео-рию про-ис-хо-ж-де-ния государственной вла-сти из об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра. Лю-ди, вна-ча-ле жив-шие в ес-те-ст-вен-ном со-стоя-нии, по со-гла-ше-нию объ-е-ди-ни-лись в не-ко-то-рое по-ли-тическое це-лое - го-су-дар-ст-во - для за-щи-ты сво-их не-от-чу-ж-дае-мых ес-тественных прав, дан-ных им За-ко-ном При-ро-ды, - прав на жизнь, лич-ную сво-бо-ду и соб-ст-вен-ность. В ес-тественном со-стоя-нии лю-ди сво-бод-ны и рав-ны и все при-род-ные бла-га при-над-ле-жат им в рав-ной ме-ре. Но то, к че-му че-ло-век при-ло-жил свой труд, вы-хо-дит из все-об-ще-го дос-тоя-ния и ста-но-вит-ся его ча-ст-ной соб-ст-вен-но-стью. Выс-шая за-ко-но-дательная власть в го-су-дар-ст-ве ус-та-нав-ли-ва-ет-ся на-ро-дом; она из-да-ёт за-ко-ны, на-прав-лен-ные на со-хра-не-ние об-ще-ст-ва в це-лом, на обес-пе-че-ние бла-га его чле-нов и за-щи-ту ка-ж-до-го от про-из-во-ла и на-си-лия со сто-ро-ны дру-гих. Ис-пол-нительная власть пре-тво-ря-ет за-ко-ны в жизнь и сле-дит за их ис-пол-не-ни-ем. Фе-де-ра-тив-ная же власть осу-ще-ст-в-ля-ет внеш-ние сно-ше-ния, ре-ша-ет во-про-сы вой-ны и ми-ра, уча-стия в ме-ж-ду-народных коа-ли-ци-ях и сою-зах. Локк оп-ре-де-ля-ет взаи-мо-от-но-ше-ния этих вет-вей вла-сти в го-су-дар-ст-ве, слу-чаи воз-мож-ной узур-па-ции вла-сти, пре-вра-ще-ния её в ти-ра-нию, а так-же ус-ло-вия рас-па-да сис-те-мы прав-ле-ния. Пра-ви-тель-ст-во долж-но под-чи-нять-ся за-ко-ну, рав-но как и гра-ж-да-не, ибо имен-но за-кон ох-ра-ня-ет их пра-ва и сво-бо-ды. На-род ос-та-ёт-ся без-ус-лов-ным су-ве-ре-ном и име-ет пра-во не под-дер-жи-вать и да-же нис-про-вер-гать без-от-вет-ст-вен-ную власть, на-ру-шив-шую об-щественный до-го-вор.

Локк воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну в 1689 году по-сле «Слав-ной ре-во-лю-ции» и ак-тив-но вклю-чил-ся в ра-бо-ту ад-ми-ни-ст-ра-ции но-во-го английского ко-ро-ля Виль-гель-ма III. Про-дол-жая за-щи-щать свои взгля-ды на ре-ли-гию и Цер-ковь от кри-ти-ков, Локк опуб-ли-ко-вал вто-рое (1690) и третье (1692) по-сла-ния о ве-ро-тер-пи-мо-сти (чет-вёр-тое ос-та-лось не-за-кон-чен-ным), в 1695 году из-дал трак-тат «Ра-зум-ность хри-сти-ан-ст-ва, ка-ким оно пред-став-ле-но в Свя-щен-ном Пи-са-нии» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В хри-сти-ан-ст-ве, ос-во-бо-ж-дён-ном от позд-ней-ших на-слое-ний, он ви-дит са-мое ра-зум-ное нрав-ст-вен-ное уче-ние. Де-лая ак-цент на един-ст-ве Бо-га, Локк не-яв-но опус-кал не-ко-то-рые дог-ма-ты, пре-ж-де все-го дог-мат Тро-ич-но-сти. Это не-ор-то-док-саль-ное со-чи-не-ние по-ло-жи-ло на-ча-ло двум но-вым те-че-ни-ям ре-лигиозной мыс-ли: ла-ти-ту-ди-на-риз-му - ши-ро-кой ве-ро-тер-пи-мо-сти, ко-то-рая на не-ко-то-рое вре-мя во-зоб-ла-да-ла в Анг-ли-кан-ской церк-ви, и английскому де-из-му.

Свои пе-да-го-гические взгля-ды Локк из-ло-жил в книге «Мыс-ли о вос-пи-та-нии» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней со-дер-жа-лись ре-ко-мен-да-ции, как вы-рас-тить из ре-бён-ка здо-ро-во-го те-лом и ду-хом бла-го-вос-питан-но-го джент-ль-ме-на, по-лез-но-го для сво-ей стра-ны гра-ж-да-ни-на. Локк от-да-вал при-ори-тет фи-зическому и нрав-ст-вен-но-му вос-пи-та-нию пе-ред об-ра-зо-ва-ни-ем: ре-бён-ку сле-ду-ет да-вать лишь те зна-ния, ко-то-рые бу-дут по-лез-ны ему в по-сле-дую-щей жиз-ни и дея-тель-но-сти. При этом вос-пи-та-ние и об-ра-зо-ва-ние долж-ны быть стро-го ин-ди-ви-ду-аль-ны и учи-ты-вать ес-тественные склон-но-сти и спо-соб-но-сти де-тей.

Локка за-ни-ма-ли так-же про-бле-мы эко-но-ми-ки и фи-нан-сов. Он опуб-ли-ко-вал со-об-ра-же-ния о пу-ти пре-одо-ле-ния ин-фля-ции, уча-ст-во-вал в про-ве-де-нии де-неж-ной ре-фор-мы и в уч-ре-ж-де-нии Бан-ка Анг-лии. По-след-ний государственный пост, ко-то-рый он за-ни-мал, - упол-но-мо-чен-но-го по де-лам тор-гов-ли и ко-ло-ний. Бо-лезнь лёг-ких по-бу-ди-ла его ос-та-вить Лон-дон и по-след-ние го-ды жиз-ни про-вес-ти в сель-ской ме-ст-но-сти (в местечке Отс), в усадь-бе сво-их дру-зей - суп-ру-гов Ма-шем.

Идеи Локка по-ло-жи-ли на-ча-ло идео-ло-гии Про-све-ще-ния, их влия-ние ис-пы-та-ли мн. мыс-ли-те-ли са-мой раз-ной фи-лософской ори-ен-та-ции. В Ве-ли-ко-бри-та-нии - А. Шеф-тс-бе-ри, Б. Ман-де-виль, Дж. То-ланд, А. Кол-линз, Д. Гарт-ли, Дж. При-стли, Дж. Берк-ли и Д. Юм; во Фран-ции - Воль-тер, Ж.Ж. Рус-со, Э.Б. де Кон-диль-як, Ж.О. де Ла-мет-ри, К.А. Гель-ве-ций и Д. Дид-ро, в Северной Аме-ри-ке - С. Джон-сон и Дж. Эд-вардс. По-ли-тическая фи-ло-со-фия Локка по-лу-чи-ла раз-ви-тие у Ш. Л. Мон-тес-кьё и бы-ла вос-при-ня-та идео-ло-га-ми Вой-ны за не-за-ви-си-мость в Северной Аме-ри-ке 1775-1783 годов - Б. Франк-ли-ном, С. Адам-сом и Т. Джеф-фер-со-ном.

Сочинения:

The works. L., 1812. Vol. 1-10;

Two trea-tises of government / A critical edition with an introduction and apparatus criticus by P. Las-lett. Camb., 1960;

A letter on toleration / Ed. by R. Klibansky. Oxf., 1968;

The correspondence. Oxf., 1976-1989. Vol. 1-8;

An essay concer-ning human understanding / Ed. by P. Nid-ditch. Oxf., 1979;

Сочинения: В 3 томах. М., 1985-1988;

Два трак-та-та о прав-ле-нии / Вступительная статья и примечания А.Л. Суб-бо-ти-на. М., 2009.