Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Удомли
- Лидия Чарская
- «Записки маленькой гимназистки»
- 4 класс
- Менделеева Л.Г.
- Учитель начальных классов
- 2014г
- Какой век представлен на страницах второй части учебника?
- Почему целая книга посвящена одному веку?
- Как вы думаете какая цель нашего урока?
- Работа с текстом до чтения
- Работа с текстом после чтения
- Автор произведения.
- Наши предположения
- Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов был военным инженером. Родилась она В 1875 году
- (1878)в Царском селе(Петербург).
- Уже в 10 лет она писала стихи, в 15 лет стала вести дневник, записи которого частично сохранились. Все это пригодилось, когда она осталась одна. Заработок актрисы был очень мал. И Лидия Чурилова стала писать.
- Ты далеко… ты в пути…
- Все же я вижу родного…
- Солнышко! В детской груди
- Много восторга святого.
- Солнышко! Сердце поет!
- Папу Алешу зовет…
- О, приезжай, ненаглядный!
- После революции Чарскую перестали печатать, ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.
- Почему?
- За однообразные сюжеты,
- за сентиментальность,
- за язык произведений.
- С 1990 года произведения Л. Чарской стали переиздаваться. Теперь они интересны с исторической точки зрения.
- Кто будет автором этих записок?
- О чём она нам может рассказать?
- Где родилась Лидия Алексеевна?
- Когда написала первые стихотворения?
- Что стала вести в 15 лет?
- Какой взяла псевдоним?
- Сколько произведений она написала?
- Работа с текстом во время чтения
- Что творится в душе маленькой пассажирки?
- Почему едет одна-оденёшенька и так далеко?
- Откуда и куда едет девочка?
- Почему так подробно рассказывает о кондукторе (современном проводнике)?
- Что мы узнаем из слов Никифора Матвеевича?
- Что мы узнаем семье проводника?
- Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы вы его назвали?
- Почему все так суетятся?
- Что поразило девочку впервые увидевшую Петербург из окна?
- Что ждёт она от встречи с этим городом?
- Как заголовок этой части отражает внутреннее состояние героини?
- Какой вы представили героиню записок?
- Как вы относитесь к героине?
- Похожа ли она на вас?
- Как называется произведение над которым мы работали?
- Кто автор?
- Понравилось ли вам произведение?
- О ком рассказывается в нём?
- Определите ваше настроение
- Прочитать гл 8. Составить словарик эпохи(р.т.с 67№1)
- l._charskaya_nxpowerlite.ppt
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img22.jpg)
Cлайд 24
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img23.jpg)
Cлайд 25
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img24.jpg)
Cлайд 26
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img25.jpg)
Cлайд 27
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/10/9948/389/img26.jpg)
Урок
литературного чтения
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img1.jpg)
Лидия Чарская
«Записки маленькой гимназистки»
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img2.jpg)
Как зовут маленькую гимназистку?
Сколько ей лет? Кто её родители?
Какая она?
Чем гимназия начала ХХ века отличается от современной школы?
Чем «Записки…» отличаются от рассказа?
О чём она пишет?
Кто друзья и враги маленькой гимназистки?
Почему книги Л.Чарской стали критиковать, даже ругать, перестали печатать?
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img3.jpg)
Близки ли по духу герои Л.Чарской современному читателю?
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img4.jpg)
Памятка учащимся
- Через отношение других героев (Кто из взрослых героев смотрит на девочку глазами автора?).
2. Через описание внутреннего мира героя, его характеристику.
3. Через установление гармоничных и контрастных связей с кем или чем-либо.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img5.jpg)
Ваша реакция на описанные события:
- жалость;
- сопереживание;
- гнев;
-негодование;
- переживание;
- отчаяние…
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img6.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img7.jpg)
Никифор Матвеевич
Тётя Нелли
Матильда Францевна
Анна Владимировна
Василий Васильевич
Жюли
Жорж
Толя
Друзья
Враги
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/b/0/1/b01bc84d000b1f345b71976a8c60e1d698f9c689/img8.jpg)
Проверочная работа. Фамилия _________________ в) без интереса Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочкасиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму 9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо Проверочная работа. Фамилия _________________ Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочкасиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму
9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо в) без интереса 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________ 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена
В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________
Обобщающий урок по произведению Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»
Тест по произведению:
– Москва
– Петербург
–Красноярск
Тест по произведению:
1. В каком городе живёт дядя Лены?– Петербург
Тест по произведению:
2. Как назвали Лену двоюродные братья исестра, когда она только к ним приехала?
–Мокрица
–Мимоза
–Выскочка
Тест по произведению:
3. Какими словами представила девочкугувернантка Матильда Францевна в
школе.
– Красивая, умная, воспитанная,
прилежная
– Лжива, груба, драчлива и
непослушна
Тест по произведению:
4. Кого Лене напомнила начальницагимназии Анна Владимировна?
– Тётю
– Бабушку
– Маму
Тест по произведению:
5. Как девочка приблизилась кдвери класса?
– Храбро
– Боязливо
– Без интереса
Тест по произведению:
6. Как Лена работала на уроке,как выводила слова?
– В тетради было очень грязно
– Правильно и очень красиво
– Выводила буквы с усердием
Тест по произведению:
7. Какова была тетрадь Жюли?– Было много ошибок
– На листах находились крупные и
мелкие кляксы
– Работа была выполнена аккуратно
10. Тест по произведению:
8. Кто пропал у Жоржа?– Собака
– Попугай
– Сова
11. Тест по произведению:
9. Кто на самом деле укралдомашнего любимца Жоржа?
– Толя
– Лена
– Жюли
12. Тест по произведению:
10. Кто заступился за Лену когдаеё хотели высечь розгами?
– Толя
– Жорж
– Нина
13. Кроссворд о героях повести
14.
1. Назовите имя кондуктора, которыйсопровождал Лену в поездке в Петербург?
2. Фамилия начальницы гимназии?
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет
жить?
4. Как звали первого учителя Лены?
5.Что принес Лене Толя,когда она была
голодна?
6. Какое прозвище у гувернантки?
7. Как звали младшего брата Нины?
8. Имя старшего двоюродного брата Лены?
9. Имя гувернантки в семье дяди?
Какое слово вышло по горизонтали?