Биография художницы зинаиды серебряковой. Запретная любовь гениальной художницы (Зинаида Серебрякова). Работы хранились в семье

З. Серебрякова, 1900-е гг.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) – художница.

Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 г. в усадьбе Нескучное Курской губернии. Она была младшей из шести детей в семье скульптора Евгения Александровича Лансере (1848-1886) и его жены Екатерины Николаевны (1850-1933), урождённой Бенуа.

Отец умер, когда Зинаиде было два года, и мать с детьми уехала из Нескучного в Петербургскую квартиру отца – Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898). В доме деда всё жило искусством: выставки, театр, Эрмитаж. Мать Зинаиды в молодости была художником-графиком, рисованием увлекались дядя Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) и старший брат Евгений Лансере .

В семье не удивились, когда одарённая девочка решила стать художницей. Несколько лет она меняла школы, страны и учителей в поисках того, что ей было нужно. В 1900 г. – художественная школа княгини Тенишевой. Через год несколько месяцев в школе Ильи Репина . Потом год в Италии. В 1903-1905 гг. ученичество у портретиста О.Э. Браза (1873-1936). В 1905-1906 гг. – Академия Гранд Шомьер в Париже.

В 1905 г. Зинаида Лансере вышла замуж за Бориса Серебрякова, приходившегося ей двоюродным братом. Они знали друг друга с детства. А в 1910 г. художница Зинаида Серебрякова получила признание за картину "За туалетом" . Семейное счастье и радость творчества!


Октябрьский переворот застал Зинаиду Серебрякову в Нескучном. В 1919 г. умер от тифа муж. Она осталась с четырьмя детьми и больной матерью. Имение разграбили, и в 1920 г. она уехала в Петроград на квартиру деда. Там нашлось место после уплотнения.

Серебрякова уехала в Париж в 1924 г. и не вернулась. Через некоторое время к ней удалось переправить детей Сашу и Катю. Матери и оставшимся с ней Тате и Жене она помогала, чем могла.

Половину жизни гениальная художница Зинаида Серебрякова прожила в нищей парижской эмиграции. За рубежом слава пришла к ней после смерти. А на Родине? В СССР в 1960 г. после 36 лет разлуки к ней в Париж приехала дочь Татьяна Борисовна Серебрякова, Тата. Но художница не решилась последовать за ней в Россию. На переезд сил не было. Только весной 1965 г. 80-летняя художница осуществила свою мечту – приехала Москву на открытие своей первой в СССР выставки.

Серебрякова – радость жизни

В шарфе, 1911 г.

Купальщица, 1911 г.

Пьеро. Портрет 1911 г.

Девушка со свечой, 1911 г.

В красном. Портрет 1921 г.

Биография Серебряковой

Зинаида Серебрякова.
Автопортрет 1930 г.

З.Е. Серебрякова.
Автопортрет 1946 г.

З.Е. Серебрякова.
Автопортрет 1956 г.

  • 1884. 28 ноября (12 декабря) – рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны (урождённой Бенуа) дочери Зинаиды.
  • 1886. 23 марта – смерть отца от туберкулёза. Осень – переезд в Петербург к родителям матери – академику архитектуры Николаю Леонтьевичу Бенуа и бабушке Камилле Альбертовне.
  • 1893. Учеба в Коломенской женской гимназии.
  • 1898. 11 декабря – смерть деда Н.Л. Бенуа.
  • 1899. Лето – первое лето после смерти деда, целиком проведённое в имении Нескучное.
  • 1900. Окончание гимназии и поступление в Художественную школу М.К. Тенишевой.
  • 1902. Поездка Екатерины Николаевны с дочерьми Екатериной, Марией и Зинаидой в Италию на Капри – "Каприйские" этюды.
  • 1903. Март – переезд в Рим, знакомство под руководством А.Н. Бенуа с искусством Античности и Возрождения. Лето – работа в Нескучном над пейзажами и зарисовками крестьян. Осень – поступление в мастерскую О.Э. Браза (обучение в ней до 1905 года).
  • 1905. Весна – посещение организованной С.П. Дягилевым исторической выставки портретов в Таврическом дворце. 9 сентября – вступление в брак с Борисом Анатольевичем Серебряковым. Ноябрь – отъезд с матерью в Париж для занятий в Академии де ля Гранд Шомьер. Декабрь – приезд в Париж мужа, поступившего в парижскую Высшую школу дорог и мостов.
  • 1906. Обучение в Академии де ла Гранд Шомьер. Апрель – возвращение в Петербург. 26 мая – рождение в Нескучном сына, названного в честь отца художницы Евгением.
  • 1907. 7 сентября – рождение сына Александра.
  • 1908-1909. Серебрякова писала пейзажи и портреты в Нескучном.
  • 1910. Февраль – участие в VII выставке Союза русских художников в Петербурге тринадцатью работами. Приобретение трёх работ Третьяковской галереей.
  • 1911. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Москве. Серебрякова избрана членом объединения.
  • 1912. 22 января – рождение дочери Татьяны.
  • 1913. 28 июня – рождение дочери Екатерины.
  • 1914. Май-июнь – поездка в Северную Италию (Милан, Флоренция, Падуя, Венеция). По пути – Берлин, Лейпциг, Мюнхен.
  • 1915. Ноябрь – участие Серебряковой в выставке этюдов, эскизов и рисунков "Мира искусства" в Петрограде.
  • 1916. Декабрь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Работа над эскизами панно для Казанского вокзала. Изображения восточных красавиц в росписи вокзала не появились.
  • 1917. Январь – Серебрякова выдвинута на звание академика Академии художеств. С.Р. Эрнст закончил монографию о творчестве Серебряковой, вышедшую в 1922 г.
  • 1918. Серебрякова с матерью и детьми жила в Харькове на временных квартирах. Иногда приезжала в Нескучное.
  • 1919. Январь – Зинаида Серебрякова приехала к мужу в Москву. 22 марта – смерть Б.А. Серебрякова от сыпного тифа в Харькове. Осень – имение Нескучное разграблено и разрушено. Ноябрь – переселение с матерью и детьми в Харьков. Конец года – участие в "Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов".
  • 1920. Январь-октябрь – работа в Археологическом музее при Харьковском университете. Декабрь – возвращение в Петроград.
  • 1921. Апрель – переезд семьи Серебряковой в "дом Бенуа". Приобретение Обществом поощрения художеств ряда произведений художницы с последующей передачей их в Русский музей и Третьяковскую галерею.
  • 1922. Май-июнь – участие в выставке "Мира искусства" в Петрограде. Начало работы в Хореографическом училище и Мариинском театре над зарисовками артистических уборных, портретами балерин.
  • 1924. Январь – участие в выставке художников "Мира искусства". 8 марта – открытие в Нью Йорке выставки ста русских художников в США. Из 14 картин Серебряковой две проданы. 24 августа – отъезд Серебряковой из СССР. 4 сентября – приезд в Париж.
  • 1925. Весна – Серебрякова в Англии у двоюродной сестры H.Л. Устиновой. Май-июнь – работа над заказными портретами. Лето – приезд во Францию сына Александра. Переезд с сыном в Версаль, работа над этюдами в Версальском парке.
  • 1927. 26 марта - 12 апреля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье. Июнь-август – приезд в командировку Е.Е. Лансере .
  • 1928. Март – приезд в Париж дочери Кати. Лето – работа в Брюгге над портретами членов семьи барона Ж.А. де Броуэра. Декабрь – начало шестинедельной поездки в Марокко.
  • 1929. Январь – завершение поездки в Марокко. 23 февраля - 8 марта – выставка марокканских работ Серебряковой в галерее Бернхейма младшего. 30 апреля - 14 мая – выставка Серебряковой в галерее В.О. Гиршмана.
  • 1930. Январь-февраль – участие в выставке русского искусства в Берлине. Лето – поездка на юг Франции, создание многочисленных пейзажей в Коллиуре и Ментоне. Участие в выставке русского искусства в Белграде.
  • 1931. Март-апрель – участие в выставках портретов Французского объединения деятелей искусств. Июль-август – поездка в Ниццу и Ментону. Ноябрь-декабрь – выставка (совместно с Д. Бушеном) в Антверпене и Брюсселе.
  • 1932. Февраль-март – поездка в Марокко: работа над портретами, пейзажами, бытовыми сценами. Лето – работа в Италии: пейзажи Флоренции и Ассизи. 3-18 декабря – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье, статьи А.Н. Бенуа и К. Моклера. Декабрь – участие в выставке "Русское искусство" в галерее "Ренессанс" в Париже. Участие в выставке "Русская живопись двух столетий" в Риге.
  • 1933. 3 марта – смерть матери в Ленинграде. Апрель – участие в выставке портретов Французского объединения деятелей искусств. Лето – поездка в Швейцарию и на юг Франции. Переезд на улицу Бланш на Монмартре.
  • 1934. Апрель – участие в выставке портретов в Доме художников в Париже. Июль-август – Серебрякова в Бретани: работа над пейзажами, портретами кружевниц и рыбаков.
  • 1935. Весна – участие в выставке русского искусства в Лондоне. Лето – поездка в Эстень (Овернь), создание натюрмортов с виноградом. Конец года – подготовка к росписи холла виллы барона Ж.А. де Броуэра "Мануар дю Реле". Участие в выставке "Русское искусство XVIII-XX столетий" в Праге.
  • 1936. Работа над панно для Мануар дю Реле. Декабрь – Серебрякова в Бельгии для "примерки" четырёх панно в холле Мануара.
  • 1937. Апрель – Серебрякова в Бельгии для сдачи панно и доработки карт, написанных сыном Александром. Июнь – посещение советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Июнь-август – поездки в Бретань, на юг Франции, в Пиренеи.
  • 1938. 18 января - 1 февраля – выставка Серебряковой в галерее Ж. Шарпантье в Париже. Июнь-август – поездки в Англию и на Корсику. У Серебряковой резкое ухудшение здоровья – невроз сердца. По рекомендации врачей она уехала в Италию, в Сан Джиминьяно. Декабрь – операция глаза.
  • 1939. 6 мая – смерть К.А. Сомова. Июль-август – Серебрякова в Швейцарии: работа над портретами и пейзажами. 3 сентября – вступление Франции во Вторую мировую войну. Переезд на улицу Кампань Премьер.
  • 1940. Начало года – прекращение почтовой связи с родными в СССР. 14 июня – вступление немецких войск в Париж.
  • 1941. 22 июня – нападение Германии на СССР. Осень – участие тремя работами в Осеннем салоне. Работа над пейзажами Тюильри и Люксембургского сада.
  • 1942. Операция по поводу базедовой болезни. Смерть в тюрьме в Саратове брата H.Е. Лансере, арестованного в 1938 г.
  • 1944. 25 августа – освобождение Парижа.
  • 1946. 13 сентября – смерть в Москве брата Е.Е. Лансере . Декабрь – возобновление переписки с родными.
  • 1947-1948. Серебрякова в Англии: работа над заказными портретами и натюрмортами.
  • 1949. Август – поездка во французские провинции Овернь и Бургундию для работы над заказными портретами.
  • 1951. Начало постоянного экспонирования в СССР произведений Серебряковой на выставках из частных собраний и фондов музеев.
  • 1953. Лето – Серебрякова в Англии: работа над пейзажами.
  • 1954. Май-июнь – девятидневная выставка работ, вместе с А.Б. и Е.Б. Серебряковыми, в мастерской на улице Кампань Премьер.
  • 1955. Ноябрь – решение завещать несколько своих работ музеям в Советском Союзе.
  • 1956. Август – встреча у А.Н. Бенуа и в своей мастерской с приехавшим из Москвы Ф.С. Богородским.
  • 1957. Май-сентябрь – посещения Серебряковой вице президентом Академии художеств СССР В.С. Кеменовым.
  • 1958. Март – встреча Серебряковой с В.С. Кеменовым и послом СССР во Франции С.А. Виноградовым, которые предложили вернуться на Родину. Июнь – посещение гастрольного спектакля МХАТа "Вишнёвый сад", встреча с руководством театра и актрисой К. Ивановой.
  • 1960. 9 февраля – смерть А.Н. Бенуа в Париже. Апрель – первый приезд в Париж дочери Татьяны после тридцатишестилетней разлуки. 15 декабря – открытие выставки "Семья Бенуа" в Лондоне, в которой Серебрякова участвовала тремя пейзажами.
  • 1961. Обращение Т.Б. Серебряковой в правление Союза художников для организации выставки матери в СССР. Март – посещение Серебряковой сотрудниками советского посольства, визит С.В. Герасимова, Д.А. Шмаринова, А.К. Соколова для просмотра работ.
  • 1962. 17 февраля – участие четырьмя работами в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны.
  • 1964. Май – приезд из Москвы дочери Татьяны. Весна-лето – Серебрякова отбирала и приводила в порядок работы для выставки в Москве. Отправка работ при помощи советского посольства. Осень – переписка по поводу оформления афиши и каталога выставки.
  • 1965. Май-июнь – выставки Зинаиды Серебряковой в Москве в Выставочном зале Союза художников и Киеве в Киевском Государственном музее русского искусства.
  • 1966. Февраль – визит к Серебряковой искусствоведа И.С. Зильберштейна. Март-апрель – выставка картин Серебряковой в Ленинграде в Русском музее, прошедшая с огромным успехом. Весна – визит директора Русского музея В.А. Пушкарёва. Русский музей приобрёл с выставки 21 работу Серебряковой. Декабрь – первый приезд в Париж сына Евгения.
  • 1967. Весна – приезд в Париж Евгения и Татьяны для свидания с матерью. Создание портретов Татьяны и Евгения, В.А. Пушкарёва. 19 сентября – Зинаида Евгеньевна Серебрякова умерла после непродолжительной болезни. Похоронена на кладбище Сен Женевьев де Буа под Парижем.

Картины Серебряковой

Удачно начавшаяся жизнь талантливой художницы З.Е. Серебряковой, после 1917 г. превратилась в годы странствий, страданий и воспоминаний о прошлом. Она разрывалась между потребностью творить и необходимостью зарабатывать деньги для содержания семьи. Но всегда картины Серебряковой – это красота и гармония, открытый и доброжелательный взгляд.

Серебрякова в Москве

  • Комсомольская, 2. Казанский вокзал. В 1916 г. З. Серебрякова по приглашению дяди А.Н. Бенуа участвовала в росписи вокзала.
  • Лаврушинский, 10. Третьяковская галерея. После выставки, организованной в 1910 г. объединением "Мир Искусства", Третьяковка приобрела несколько картин Серебряковой.

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

З. Е. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, а воспитывалась она (после смерти отца в 1886 г.) вместе с братом, будущим графиком Е. Е. Лансере, в семье деда (по матери), Н. Л. Бенуа, петербургского архитектора.

Систематического художественного образования она не получила и своим завидным профессионализмом была обязана прежде всего влиянию среды, а еще больше - собственным усилиям и жесточайшей требовательности к себе.

Она непрерывно работала на натуре, главным образом в Нескучном, небольшом поместье под Харьковом, делая этюды, пейзажи и портреты, среди которых преобладали изображения местных крестьян.

На публику Серебрякова впервые вышла в 1910 г., показав на VII выставке СРХ четырнадцать работ, и в их числе небольшую картину "За туалетом" (1909), представлявшую собою автопортрет. Столько душевной свежести и ясности было в этой картине, так уверенно и зрело она была выполнена, что о Серебряковой сразу заговорили как о незаурядном явлении.


«За туалетом. Автопортрет»
1909.
Холст на картоне, масло 65 х 75

Москва

В 1912 г. она вступила в объединение "Мир искусства", со многими членами которого ее связывали дружеские и родственные отношения. В 1914 г. Серебрякова провела несколько месяцев в Италии (поездку прервало начало Первой мировой войны), где пристально изучала искусство Возрождения. В том же году она создала очаровательную картину "Дети", групповой портрет своих детей.


«За завтраком»
1914
Холст, масло 107 х 88,5
Государственная Третьяковская галерея


«Девочки у рояля»
1922.


«Катя с натюрмортом»
1923.


"Автопортрет с дочерьми" 1921


Катя в голубом у елки


"Тата и Катя У зеркала"

Но главные силы художницы были отданы сюжетам из крестьянской жизни. Картины "Баня" (1912, 1913) представляли собою зрелище, исполненное гармонии душевного и физического, обаяния ненаигранной бодрости.


"Баня"
1912


«Баня»
1913
Холст, масло. 135 x 174 см


"Заплетающая косу"


"Баня."
1926

Вслед за ними последовали картины "Крестьяне" (1914; фрагмент большой композиции, уничтоженной самой художницей), "Жатва" (1915), два варианта "Беления холста" и "Спящая крестьянка" (все 1917).


"Спящая крестьянка"


"Кормилица с ребенком"
1912


«Жатва»
1915.
Холст, масло. 142 x 177 см
Одесский художественный музей


«Крестьяне»
1914.


«Беление холста»
1917.
Холст, масло. 141.8 x 173.6 см
Государственная Третьяковская галерея


«Обувающаяся крестьянка»
1915

Эти произведения воспринимаются сейчас как реквием тому лучшему, что отличало русскую дореволюционную деревню. Многолетние наблюдения над деревенской жизнью здесь были обогащены влиянием поэтических произведений А. Г. Венецианова, которого Серебрякова очень любила, и опытом великих мастеров итальянского Возрождения. У художницы был несомненный дар монументалиста, но жизненные обстоятельства не позволили ей этот дар реализовать.

Опираясь на искусство античности и эпохи Возрождения с их культом прекрасного человека, она стремится отобразить вечные эстетические ценности. Следование традиции предполагает четкий рисунок, точную передачу анатомии и пластики человеческого тела и Серебрякова справляется с этим как блестящий мастер. Ей удалось создать жизненное и одновременно романтичное изображение молодой женщины. Теплые краски передают полнокровность тела модели, которое четко выделяется на фоне холодных оттенков травы и неба. Женщина кажется славно светящейся изнутри. Все на картине приведено в движение: бегущие облака, склоняющаяся под ветром трава, развивающиеся волосы купальщицы. Мы видим и чувствуем авторскую устремленность к идеалу, к прекрасному, ту внутреннюю близость Серебряковой к символистской эстетике, которая направлена не на отрицание реальности, а на наиболее достоверное ее изображение.


«Купальщица»
1911
Холст, масло. 98 x 89 см
Государственный Русский музей

Революция вторглась в ее жизнь драматическим образом. В марте 1919 г. умер муж, и она осталась вдовой с четырьмя детьми, жила сначала в Нескучном, а когда поместье было сожжено, перебралась в Харьков, где перебивалась случайными заработками. В конце 1920 г. Серебряковой предложили место профессора в бывшей АХ, и она переехала в Петроград, но из-за болезни к преподаванию так и не приступила. Потом недолго работала в мастерской наглядных пособий. Наконец удалось вернуться к творчеству - она писала портреты, чаще всего своих близких.


«Портрет Б.А.Серебрякова»
Около 1905


«Портрет Б.А.Серебрякова, мужа художницы»
1908


«На лугу. Нескучное»
1912.
Холст, масло. 62.8 x 84.3 см
Нижегородский художественный музей


«Девушка со свечой. Автопортрет»
1911


«Портрет Б.А.Серебрякова»
1913


«Портрет Е.Е.Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы»
1913


"Портрет О.К.Лансере"


"Портрет Ольги Константиновны Лансере"


"Спящая Катя"


"На кухне Портрет Кати"

Среди изображений детей две картины отличаются заложенной в них печалью. Это насквозь символичное полотно "Карточный домик" и "Мальчики в матросских тельняшках". В год их создания произошло трагическое событие - в апреле 1919 года умер от сыпного тифа муж Зинаиды Серебряковой - Борис Анатольевич. На хрупкие плечи Зинаиды Евгеньевны обрушилось горе и тяжелая необходимость одной растить 4-х детей и поддерживать мать, теперь она одна должна была заботиться о семье. В конце 1919 года им придётся покинуть родной дом в Нескучном из-за начавшихся грабежей и погромов. Впоследствии имение будет разграблено и сожжено. В картине "Карточный домик" отразились раздумья матери о детях, поставленных суровыми обстоятельствами на грань выживания. На лицах детей застыло выражение растерянности, они грустны и сосредоточенны, взгляды направлены на рассыпающийся в руках карточный домик. Игра неожиданно напомнила о трагических обстоятельствах их жизни, о легко разрушаемом зыбком счастье...


«Карточный домик»
1919
Холст, масло. 65 x 75.5 см
Государственный Русский музей


«Обнаженная»
1920
Холст, масло. 76.5 x 101 см
Донецкий областной художественный музей

Увлечение балетом подтолкнуло ее к созданию нескольких небольших картин и портретов балерин.
Несмотря на сложные условия жизни, она как и прежде умеет видеть в окружающем красоту, любить близких, восхищаться своими друзьями. В своих работах Зинаида Евгеньевна стремится запечатлеть внешнюю и внутреннюю красоту человека, его достоинство и благородство. В эти годы ею создана серия работ, посвященная артистам балета. После поступления дочери Татьяны в Петроградское хореографическое училище у Серебряковой появилась возможность бывать за кулисами театра, делать зарисовки. С театром будут свазаны её новые возвышенные образы...


"Балетная уборная. Снежинки"


"Девочки-сильфиды (Балет Шопениана)" 1924


"Портрет Валентины Константиновны Ивановой в костюме испанки"


«Автопортрет в костюме Пьеро»

В 1924 г. Серебрякова уехала в Париж, предполагая там заработать немного и вернуться на родину, но уже вскоре возвращение стало невозможным. Париж не оправдал надежд: она трудилась, все так же не щадя себя, но благополучия это не приносило и лишь позволяло поддерживать жизнь на уровне пристойной скромности, а то, что выходило из-под ее кисти, заметно уступало исполненному в предреволюционные годы. Причина заключалась не только в житейских трудностях, но главным образом в том, что она утратила родную почву.


" Элен де Руа княгиня Жан де Мерод"


"Княгиня Ирина Юсупова"


«Портрет Дамы с собачкой. И.Велан»
1926
В конце жизни судьба подарила ей несколько радостных моментов. Она встретилась со своим старшим сыном Евгением и старшей дочерью Татьяной: в 1960-е годы стал возможным их приезд в Париж. А в 1965 году Союзом художников СССР была организована ее большая выставка в Москве, Киеве и Ленинграде. На выставке были показаны и картины, написанные в эмиграции. Успех выставки был огромный, и большей радости для русской художницы трудно себе представить.
Она умерла 19 сентября 1967 года.
Похоронили Зинаиду Евгеньевну на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

Биография Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Творчество Серебряковой

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей.

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль.

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За завтраком», «Балерины в уборной».

За туалетом За завтраком Беление холста

Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист.

Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка. Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. «Беление холста» напоминает древние фрески.

Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.

В полотнах русской художницы Зинаиды Серебряковой есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьянского населения. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где трудились крестьяне. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.

Из-за постоянной нищеты Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски, так как купить их было просто не за что. Сегодня за работы Серебряковой предлагаются баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось не всегда, и всю практически все отведенное на земле время художнице пришлось жить в бедности.

Уехав во Францию, и оставив дочь и сына в России, Серебрякова не могла и представить, что в следующий раз увидит собственного ребенка только через 36 лет.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) – русская художница, член общества художников «Мир искусства».

28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом) родилась девочка, которой суждено было стать одной из первых русских женщин, вошедших в историю мировой живописи. Имя ей – Зинаида Серебрякова.

Иначе сложиться и не могло, ведь с самого рождения ее окружали талантливые люди. Отец – Е.А. Лансере –известный скульптор, мать – сестра знаменитого художника, основателя «Мира искусства», Александра Бенуа. Не менее талантливы были братья Зинаиды – младший стал видным архитектором, а старший – мастером монументальной живописи.

Первые 2 года детства Зины прошли в семейной усадьбе Нескучное, сюда она позже возвращалась и в старшем возрасте. В дальнейшем, впечатления, полученные от жизни в имении, найдут свое отражение в ее творчестве.

В 1886 году, после смерти отца, семья переезжает в дом деда в Петербурге. Здесь ценили классическое искусство, образованность и тягу к прекрасному. Каждый отдавал себя творчеству, рисовать начала и Зина.

Закончив в 1900 году женскую гимназию, она поступает в художественную школу, основанную княгиней М. Тенешевой. Под впечатлением от рассказов деда, профессора Николая Бенуа, в 1902 году Зинаида совершает поездку в Италию, где пишет этюды и наброски. Вернувшись домой, в 1903-1905 молодая художница занимается в мастерской О.Э. Браза.

В 1905 девушка выходит замуж за своего двоюродного брата, Бориса Серебрякова. Во время свадебного путешествия Зинаида продолжает совершенствовать свое художественное мастерство – посещает занятия в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

С 1906 года художница много и плодотворно работает. Уже в ранних произведениях – «Деревенская девушка», 1906 и «Фруктовый сад в цвету», 1908 – проявляется незаурядный талант Серебряковой, начинает складываться ее собственный стиль и почерк. Красота простых вещей, очарование русской природы, гармония крестьянского труда – все это служило вдохновением художнице.

Первый по-настоящему громкий успех принесла ей работа «Автопортрет. За туалетом», показанная в 1910 году на выставке Союза русских художников. Покорившая критиков свежестью, простотой и непосредственностью, картина была приобретена Третьяковской галереей.

В 1911 году Серебрякова вступает в общество «Мир искусства», выступающее за возрождение традиций художественного наследия прошлого.

Предреволюционные 1914-1917 гг – время расцвета живописного таланта Зинаиды Серебряковой. В этот период она создает картины, воспевающие русскую деревню, родную природу и труд простых крестьян – «Крестьяне» (1914), «Жатва» (1915), «Спящая крестьянка» (1917), «Беление холста» (1917).


В 1916 году А.Н. Бенуа привлек художницу к работе над росписью Казанского вокзала, где Зинаида проявила себя прекрасным мастером монументальной живописи. Япония и Индия, Турция и Сиам волею фантазии художницы обрели вид прекрасных женщин и стали ярким украшением вокзала.

После оглушительного успеха в жизни З. Серебряковой последовала полоса несчастий. В 1917 году был сожжен фамильный дом и разрушена мастерская художницы в Нескучном. В 1919 году от тифа умирает муж художницы. Семья испытывает острую нужду во всем. В это время Серебрякова пишет картину «Карточный домик» - олицетворение хрупкости семейного счастья, тепла и уюта, способного растаять в один миг.

Личная трагедия, бушевавшая в стране Гражданская война, заставили художницу на короткое время покинуть родину и отправиться во Францию.

В 1920 году, получив предложение о месте профессора Академии художеств, Серебрякова с семьей переезжает в Петроград. Старшая дочь Татьяна начинает заниматься балетом, приходит танец и на полотна художницы. В целом, в 20-е гг она сторонилась массовой революционно-агитационной темы, отказывалась «освоить» футуризм, оставаясь верной традициям «Мира искусств».

В 1924 году работы Зинаиды Серебряковой были показаны на благотворительной выставке русской живописи в Америке. На вырученные от продажи картин деньги, художница решается отправиться в Париж, с целью устроить персональную выставку и получить больше заказов. Уезжая во Францию в сентябре 1924 года, она надеялась вскоре вернуться, но судьба распорядилась иначе.

За границей художнице удается устроить несколько персональных выставок, но работа не приносит ей прежнего удовлетворения, а скромные заработанные средства не позволяют вернуться на родину. Окончательно планы по возвращению домой разрушила начавшаяся Вторая Мировая война. Чтобы не стать узницей концлагеря, Зинаиде Евгеньевне пришлось отказаться от русского гражданства и получить французский паспорт.

Зинаида Серебрякова так и не смогла приехать на родную землю. В СССР о ней вспомнили лишь в 1966 году, когда стараниями детей Серебряковой и неравнодушных художников в стране удалось организовать большую выставку ее работ. Картины получили всеобщее признание, и имя художницы в полную силу зазвучало на горячо ей любимой родине.

Скончалась Зинаида Серебрякова в 1967 году во Франции. Похоронена на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Картины Зинаиды Серебряковой: