Академический рисунок гипсовой головы обрубовка. Обрубовка, как основа для понимания сложных объемных форм. Объемность формы. Упрощение и обобщение

Любой рисунок или картина начинается с самого общего наброска. Сначала бы очень легко и тонко располагаем массы нашей постановки на листе бумаги. В нашем случае мы намечаем голову, шею и постамент. Стоит помнить, что в случае, когда рисуется человек, размер головы в итоге будет в 99% меньше намеченной области. Очень редко когда итоговый результат получается больше. Поэтому не нужно мельчить. Но и гигантизмом увлекаться не стоит.

После того, как области намечены, мы должны ограничить размеры головы (верх черепной коробки (2) и низ подбородка(3)). Стоит опять же помнить, что эти точки могут сильно сдвинутся. В зависимости от того, какой масштаб вы выберете. А он зависит… От самой первой линии, которую мы наметим — это линия переносицы (1). Согласно пропорциям обрубовки мы выверяемым ее расположение и прикидываем ширину.

Учитывая перспективу мы строим переносицу. Тут важно учесть то, что строить мы должны всегда сначала самостоятельно и при помощи визирования лишь определять насколько сильно мы промахнулись и исправлять ошибки. То есть ни в коем случае не строить при помощи визирования. При его помощи мы только лишь исправляем и проверяем себя. Так же очень важно строить всегда осевую линию, которая позволит избежать смещения частей лица. Особенно сильно этим страдают губы и нос.

Всегда помните о перспективе и проверяйте линии. Мы знаем, что линия горизонта находится на уровне наших глаз. Определив ее на натуре, прикиньте, где эта линия будет на бумаге (или за ее пределами) и с учетом этого мысленно представляйте, как будут изменяться углы линий, идущих к невидимым точкам схода. Так как лицо симметрично в обрубовке, то здесь советуется сначала строить одну точку, а затем проводить линию в перспективе и сначала искать эту точку самостоятельно на другой стороне лица, опираясь на осевую линию, которую мы все время рисуем. После этого уже проверяем себя на натуре сначала взглядом, затем визором. Если видим ошибки — исправляем их и анализируем, почему мы ошиблись и почему именно так. Помните, что при помощи визора тоже можно ошибиться (его надо долго тренировать) и поэтому каждую точку лучше проверять по двум-трем другим точкам, в которых вы уверены. Нередко найти ошибки в визировании помогает банальная логика и понимание перспективы. Тут уже ничего не поделаешь. Если визирование у вас еще страдает и не натренировано идеально, необходима база теоретическая.

После того, как надбровные дуги и часть лба построены, мы не можем без всего остального строить черепную коробку. У нас недостаточно точек и общей картины. Ключевыми точками, как я считаю вообще, при построении на лице являются переносица, виски, носовые точки и скулы. Если они у вас есть, то все остальное построить легко. Однако, построение одних точек исходит из построения других. Проще всего начинать именно с переносицы, но это не значит, что вы не можете попробовать начать рисовать обрубовку с чего-то другого.

Для того, чтобы начать строить глаза, нам необходимо разделить их носом. Но! Кончик носа строится обычно по углам глаз. Как внутренним, так и внешним, поэтому на данном этапе мы только проводим линию носа, но не ограничиваем ее.

Глаза, как нам рассказали бывают трех видов наклона. Что, собственно, логично. В данном случае углы глаз крайние у нас опущенные. Сначала мы находим уголки, затем проверяем по линиям и то, что они у нас находятся на одних перспективных линиях. То есть, чтобы не было перекоса.

Теперь, когда есть глаза, мы можем наконец-то построить скулы. Вообще, скулы можно построить сразу по надбровным плоскостям, но про глаза лучше не забывать, а то потом может оказаться, что они не помещаются. Бывает и такое.

Теперь, когда есть скулы и глаза, мы строим нос и носогубную плоскость. Здесь очень важно не потерять осевую линию и правильно ее провести. Под носом у нас много места до носогубной складки. Многие про это забывают и получаются съехавшие губы. Самое распространенное явление. Вообще распространенное при рисовании лица.

Теперь очередь за губами. Без них мы не сможем нарисовать нормально челюсть нижнюю. Сначала определяем положение уголков губ и проводим вниз грани плоскостей. Они прямые. Размер губы вымеряем любыми известными вам способами. Соотношения относительно других частей лица, по другим точкам и т.д.

Вымеряем плоскости губ. Я почему-то на этом этапе постоянно зависаю. Хотя ничего сложного здесь на самом деле нет. Возможно дело в большом числе маленьких плоскостей и нужно просто больше времени.

Продолжаем рисовать «лицо» плоскостями и находим более точно точку низа подбородка. Проводим линию.

Строим подбородок. Тут совсем все простой. Моя любимая часть.

Строим челюсть. Тут тоже ничего сложного. Точки проверяются очень легко. Достраиваем плоскости нижней части лица.

Теперь занимаемся черепной коробкой. Осталось совсем немного. Но с черепушкой стоит быть аккуратным. Она имеет тенденцию уезжать, плющиться или разрастаться. Проверяйте тщательно. Если надо отходите от рисунка и смотрите издали.

Доделываем. Голова готова. Наконец-то. Все внимательно проверяем еще разочек.

Дорисовываем шею и постамент. С шеей поступаем так же, как и с головой. Там тоже плоскости.

Собственно и все. Обрубовка готова. Делаем дальше с ней, что захотим. Можете взять эту и попробовать в редакторе ее раскрасить различными оттенками серого, чтобы передать объем

При копировании урока на другие ресурсы, помните, что вы соглашаетесь с тем, что урок должен быть размещен как есть. Вы так же обязаны указать первоисточник - то есть установить ссылку на данный ресурс.

vakhara

В идеале, конечно же, стоит рисовать с натуры. Но, к сожалению, дома мало у кого есть гипсовые головы, руки, ноги и черепа. А когда рисуешь за компьютером, то рисовать с натуры ещё сложнее, так как компьютер с собой не утащишь в нужную комнату, где светло и натюрмортик стоит.)

Поэтому нередко приходится набивать руку, рисуя с фотографий. Чтобы рисование не превратилось в процесс бездумного копирования, рисовать нужно с анализом.

Вот исходная фотография (взято с просторов интернета):

Перед началом работы необходимо изучить и проанализировать исходник.

"Программа минимум":

1. Анализируется форма и освещение. Обращаем внимание на то, какие грани смотрят на свет, а какие повёрнуты от света.

Освещение идёт сверху. Поэтому верхняя часть и выступающие части - самые светлые. Затем идёт градация от света к полутени, потом тень и на нижней части челюсти рефлекс - снова лёгкая градация к более светлому. Так идут общие формы. При этом есть части, которые сильнее повёрнуты от света, и, следовательно темнее. (глазницы, скулы, подбородок)

Сама черепная коробка, не смотря на то, что это обрубовка, похожа по форме на шар. Грани головы скруглённые, что влияет на неоднородное освещение как верхних граней, так и боковых.

На фотографии эта градация не столь видна, т.к. фотография "съедает" как минимум половину тонов по сравнению с натурой, но, тем не менее, она присутствует. В рисунке эту градацию можно и даже нужно сделать более явной.

Может показаться, что боковые стороны (голова+скула) - это литая форма. На самом деле, это не так. Грани скул и грани самого черепа обрубовки - на самом деле разные грани. Я прикрепляю файл в боковом ракурсе, чтобы можно было посмотреть, как это выглядит.


2. Анализируются пропорции.

Основная часть черепа условно вписывается в квадрат. При этом весь череп делится на три примерно равные части. Третью часть у него занимает челюсть.

После того, как мы проанализировали общую форму, освещение и пропорции, начинаем компоновку и построения.

Предварительная компоновка и первичные построения.

Последующие построения, которые отталкиваются от первичных.

Во время построений важно не забывать проверять левую и правую стороны на симметричность.

После построений идёт проработка объёма.

Сначала я намечаю общий объём и освещение, по принципу похожие на шар.

Потом обращаю внимание на выступающие части и на части, которые повёрнуты от света.

Двигаюсь от общего к частному. Блики оставляю на потом.

Линии построения можно перенести в верхний слой, чтобы не потерять пропорции во время проработки. При этом слои с построениями стоит сделать полупрозрачными, чтобы они не сильно мешали набору тона. А можно и вовсе их убрать, если они мешают (мне они часто мешают, поэтому я их редко использую).

Каждый новый этап начинайте на новом слое, чтобы, в случае неудачи, этот слой можно было удалить без сожалений. =)

Затем идут финальные этапы, на которых я уточняю детали освещения и добавляю контраст. Линии построения уже не нужны, их можно сделать невидимыми, удалить или оставить слой с построениями с плотностью около 5 процентов, чтобы они слегка разграничили грани друг от друга, и далее дорисовывать работу поверх них.

Последний этап и идёт в финал.

Надеюсь, это было интересно.

Спасибо за внимание. =)


Месяц назад я набрала небольшую группу учеников, которым доверила сложное, но благодарное дело - подготовку к портрету.
Как вам известно, мы придерживаемся классической школы рисования, поэтому первой серьезной работой стал у нас рисунок обрубовки. Обрубовка- это гипсовая голова, как бы "вырубленная", то есть не слепленная в полном соответствии с анатомией человека, а сделанная из плоскостей, что добавляет ей определенную сложность, но в то же время, как говорится? "Тяжело в учении, легко в бою!"
Задач, которые решает качественный рисунок этого учебного пособия много, а главное, решать их нужно со всей серьезностью, тут вранье на уровне "я так вижу" совершенно не пройдет, потому как любой зритель заметит любую из ошибок, от портретного НЕсходства, что называется у художников "не попал в характер", до нарушений перспективы.
Я специально зашла сейчас в поисковик, чтобы найти примеры рисунков разных людей. Посмотрите сами: на них изображены совершенно разные люди! Причина проста. Ученики считаются физически готовыми к рисованию человека, если они прошли последовательно курс академического рисунка, начиная с простых натюрмортов и постановок геометрических тел, до гипсовых розеток и капители. Все это было и у нас.

И все-таки мы тоже, несмотря даже на многолетнюю подготовку некоторых учащихся, столкнулись с той же проблемой. Чутье мне подсказывало - еще до задания по компоновке головы в листе, предложить нарисовать эскиз. Иными словами, впервые познакомиться и "пощупать" карандашом. Результат меня огорчил: никто не "нашел" характер обрубовки. Это значило, что можно дать им закомпоновать, и они справятся, они грамотные, дать им знания пропорций по античному канону, и они также положат их на лист, можно рассказать о формообразующих плоскостях, и они, да, они способны выстроить, этому есть подтверждение - рисунки Художки. Но самое главное, что необходимо в портрете, характер, останется "за кадром". А это было бы непозволительным пробелом в учебной программе, поэтому мы договорились еще одно занятие посвятить "прощупыванию", и результаты меня удовлетворили в бОльшей степени, хотя и не вполне. Голова узнавалась, но была у всех разной. Способ изучения мы выбрали стандартный для нашей школы - короткие наброски по моему методу.
Тут я отвлекусь и сделаю небольшое отступление от темы, потому что этот вопрос мне задают, этим интересуются, и отвечать когда-то и где-то нужно. Итак, какую цель ставить перед собой, рисуя наброски. Я, Ольга Рубцова, отвечу, не задумываясь: важнее всего схватить характер. Тут важна ловкость рук, необходимая художнику. Потом анатомия, потом грамотность, и даже конструкция потом, если вы хотите стать художником... Не архитектором, не дизайнером, а рисовальщиком, воплотителем образа, мысли, фантазии... Вам необходимо научиться извлекать из собственного внутреннего мира то самое главное, что вас тревожит, чем хочется делиться. И вот для этого нужны художники. Правда, Мой муж, преподаватель скетчинга, считает иначе. Он ведет наброски с упором на динамику, учит распознавать потоки, пятна, одним словом, работа эта более интеллектуальная, нежели предлагаю я, и она направлена скорее на развитие логики и пропорционального глазомера. Конечно, можно сочетать два вида набросков, и даже можно найти для себя собственные задачи и делать наброски по-своему, для своей цели, но важно одно - количество переходит в качество, иначе мы рисуем уже не набросок. Тут пахнет уже зарисовкой, эскизом, чем угодно, но не мимолетно схваченным дуновением ветерка...
Итак, мы начали работу с головой именно с набросков. Для нашей Художки это были средние по количеству минут наброски, по 5 минут. Четыре года назад мы начали сокращать время и результат не заставил себя ждать: от одной до трех минут выходят такие вот картинки .
И вот, вчера был третий день с обрубовкой. Я попросила принести натянутые планшеты и была морально готова еще раз подробно рассказать о канонах построения, об особенностях модели, об опорных точках и... отпустить в плаванье... Но ребята мои попросили дать им еще один день на изучение головы.
Знаете, за что я люблю взрослого ученика? За то, что он умеет быть ответственным. Не нужна палка, не нужно уговаривать и искать подход. Строгость также необходима, но она уходит в критику и в желание не отойти от принципа. А принцип у меня один- пусть учеников будет мало, потому что я много требую, потому что сложно, но они будут иметь максимальный шанс на успех, иными словами - они смогут научиться самостоятельно рисовать...
А вот вам картинки с места событий.

Начало. Психологическая подготовка уже в заточке карандаша. Он должен быть острым, послушным, гибким:). Узнаете ящичек в кадре?:)) Там уже половина наполнена стружкой! Это хороший показатель, это же индикатор труда !

Голова ждет. Как и любую натуру, с которой вам предстоит работать, ее надо внимательно продумать, промыслить, прощупать, про... Про нее вам предстоит догадываться:), ведь всем известно, что мы можем видеть только одну сторону луны, а значит, если натура не ребенок, не животное, не вольная птица - пользуйтесь, рисуйте, рисуйте мысленно и по-настоящему, много-много!

В этот раз Саша сел, было рядом с дверью, но скоро перешел на любимое свое место- рядом с учебным шкафом)). Видите, как любопытны акварельные баночки, и наверняка образцы рисунков из книг хотят выпрыгнуть и поглядеть поближе на Сашино творчество... Саша, покажешь?

Не правда ли, уже похож?! Через неделю начнем построение на большом листе. Главная цель достгнута- с головой мы познакомились, хотя, конечно, на "ты" переходить пока рано:)). Учебная обстановка... Все серьезны... На первом рисунке, слева- Елена Николаевна. Она новичок и пока рисует цилиндр. В наших группах возможно решать разные задачи на одном и том же уроке, поскольку подход индивидуальный. Это значит, что мы ждем учеников любого уровня, и они смогут работать на своей стадии обучения рабом с теми, кто немного впереди, в этом я вижу даже како-то стимул расти, развиваться, догонять...

Кстати, сзади учениц два шкафа, наполненные реквизитом:). О! Это особая моя гордость! Наверное, надо как-нибудь написать историю о том, как я его собирала, как он интересен по тематикам... А вообще, вот на сайте три фотографии с маааленькой частицей нашей коллекции кувшинов и старинной кухонной утвари:).

Так... Ага, Саша снова перешел к двери и сел рядом с Алсу. Это правильно. Нужно посмотреть с разных сторон на натуру, нужно ее зарисовать по-разному, возможно, так и выйдет сродниться...

И вот что у нас вышло к концу занятия:


По-моему, уже вполне узнаваемый товарищ!

Репортаж с места событий будет продолжен со следующей стадией рисования и со следующими успехами, будьте на связи, пишите, приходите знакомиться и учиться:). И, кстати, присоединиться к группе рисующих голову тоже пока еще не поздно!

P.S. Приношу извинения тем, кто не попал в кадр. Впрочем, вы и не рвались особенно:))

Методика представлена на Всемирный конкурс рисунков и методик ART LESSON

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Художник-педагог должен не только сам владеть достаточно высоким уровнем уме­ний, навыков реалистического рисования, живописи, композиции, глубоко понимать сущ­ность творчества, ясно представлять процесс формирования художественного образа, но и уметь донести до учеников свое видение, понимание, передать навыки.
Я, Андриянова Елена Николаевна, являюсь преподавателем рисунка, живописи, композиции, изомодели в МБОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Димитровграда, образование — Самарский государственный университет по специальности Изобразительное искусство и черчение, по специализации Мировая художественная культура, общий педагогический стаж — 20 лет.
Прочитав положение о Международном открытом конкурсе рисунков и методик ART LESSON, поняла, что мы с Гиматдиновой Ренатой, моей ученицей, должны поучаствовать и справиться с поставленной задачей конкурса.
В действительности каждый учитель мечтает об идеальном ученике. Данный конкурс предоставил мне возможность продемонстрировать творческий потенциал, мой, как педагога, и моей ученицы.


Гиматдинова Рената является золотой медалисткой 4-ого регионального этапа дельфийских игр в 2013 году, проходившего в городе Ульяновске, вошла в состав делегации Ульяновской области для участия XIII Молодежных Дельфийских игр России и I Открытых европейских Дельфийских игр, в 2015 году получила премию от губернатора за высокие достижения в учёбе. Она лауреат и победитель конкурсов межрегионального и всероссийского уровня, в её портфолио немало и гран-при по изобразительному искусству. Рената всегда правильно распределяет свою работу во времени, постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры, иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях и делится своим опытом. Рената всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не пасует перед трудностями.
Важным моментом в нашем общении является то, что процесс обучения – это движение «навстречу». Обучение по рисунку ведётся на основе фундаментальных академических принципов и разработок. Они есть в учебниках. Особых открытий нет, учу по наработанным методикам, опираясь на многолетний стаж. Открытия происходят в процессе общения. Я, как преподаватель стараюсь открывать различные грани дарований в моей ученице, а она в свою очередь помогает мне «оттачивать» мастерство педагога. На мой взгляд это и есть взаимное сотрудничество, когда ученик и учитель «движутся» на встречу друг к другу.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Тема: Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону.
Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.
Задачи:
1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.
2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.
3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.
4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.
5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.
6. Передавать объём с помощью светотени.
Работа рассчитана на 6 академических часов.
Материал: карандаш, ½ ватмана.
Обрубовка - гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений.
Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.
Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.
Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.


Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.
Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» - линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа - начальной стадии построения изображения.
Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.
Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Конструктивное построение
1) Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.
2) Наметим общий объём обрубовочной головы.
3) Определим ракурс головы.
4) Найдём лицевые части в нашем ракурсе.
3) Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.


Зная месторасположение профильной линии, Рената легко определила и положение головы в пространстве. Для этого надо мысленно соединить прямой линией точку соприкосновения профильной линии с линией надбровных дуг (переносицу) и точку соприкосновения профильной линии с линией основания подбородка и определить, какой угол образуется между этой линией и вертикалью, в таком же наклоне будет и вся голова.
Поскольку профильная линия делит голову на две симметричные части, то Ренате легко следит за расположением парных форм (выступы скуловых костей, глазничные впадины, уголки гy6, крылья носа), которые в рисунке намечаются одновременно. Она наметила кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.
Горизонтальные конструктивные линии между собой параллельны и членят голову на пропорциональные части. Линии надбровных дуг, основания носа и подбородка делят голову на три равные части. Эту закономерность пропорционального членения головы установили еще художники древности. Трехчастное деление формы головы мы находим и в каноне пропорций Древнего Египта, и у художников Древней Греции и Рима. Художники эпохи Возрождения на основе математического измерения также приходили к выводу, что лицевая часть головы делится на три равные части.
Необходимо помнить, что то, что ближе к нам, кажется больше, что дальше - меньше, то есть сокращается.



Тональная работа (минимальна).
1) Определим с какой стороны падает свет.
Грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет - чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света.
Следует не забывать о рефлексах.
2) Необходимо добиться цельности изображения.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Дюреровская схема строения формы человеческой головы не есть абсолютная истина, но она, безусловно, правильно раскрывает конструктивную основу формы. Канон древних о членении головы на три равные части не есть абсолютная пропорция для каждого человека, но как общая закономерность пропорционального членения - она верна.
Построение обрубовочной головы помогает не только изучить методическую последовательность построения изображения, но и овладеть языком реалистического искусства. Когда учащийся определяет направление плоскостей в пространстве и старается их правильно передать в рисунке, он учится по средствам графики передавать образ объекта, следовательно, овладевает и языком рисунка.
Рената с данным заданием справилась легко.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Взаимодействие и сотрудничество, являются специфическими средствами решения продуктивных задач и условием овладения учащимися познавательной деятельности. Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу - он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.
Зная всё это, Рената не должна была постоянно проверять пропорциональные отношения в рисунке с помощью линейки и циркуля, что делают иногда учащиеся.


Повторяя слова великих художников эпохи Возрождения, хочется сказать, что линейка и циркуль должны быть в глазах художника, а не в руках: рука наносит изображение на бумагу, а глаз художника проверяет ее действия.
Преподавателям рисунка следует помнить, что специальные задания на линейно-конструктивное построение изображения формы головы помогают учащемуся лучше усваивать учебный материал, приучают его во время рисования постоянно мыслить и рассуждать, отучают от пассивного копирования светотеневых эффектов, так как с помощью этих заданий рисовальщик начинает понимать, что структура формы всегда остается постоянной.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксенов К. Рисунок. В помощь начинающему художнику- оформителю. М.,1987.
Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1957.
Ли Н. основы учебного академического рисунка. М.,2003.
Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.,2009.
Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.
Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.,1995.
Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.
Ростовцев Н. Учебный рисунок. М., 1976.
Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М., 1983.
Хогарт Б. Рисуем голову человека Мн.. ООО «Потурри», 2002.
Хогарт Б. Динамическая анатомия для художника М., 2004.

Тема: Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону.

Цель: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы Обрубовки.

Задачи:

Развить образное и техническое мышление, пространственное видение.

Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы.

Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач.

Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки.

Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства.

6. Передавать объём с помощью светотени. Работа рассчитана на 6 академических часов. Материал: карандаш, ½ ватмана. (допускается формат А3)

Обрубовка - гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений.

Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы.

Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.

Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.


Необходимо построение головы начинать с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ и в этом нам поможет голова Обрубовки.

Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Обрубовочный метод был разработан еще в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером. Вслед за А. Дюрером художники-педагоги для обучения рисунку головы стали разрабатывать свои схемы выражения конструктивной основы формы головы, с помощью которых помогали ученикам быстрее и лучше усваивать учебный материал. В дальнейшем, разрабатывая методику рисования головы человека, каждый автор пособия старается по-своему трактовать метод использования конструктивной схемы. Одни брали за основу схему А. Дюрера и предлагали сразу намечать все конструктивные линии. Другие отдавали предпочтение схеме Г. Гольбейна, которая ограничивалась «крестовиной» - линией разреза глаз и профильной, третьи старались совместить и то, и другое.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа - начальной стадии построения изображения.



Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы.
Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний.

Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой.
Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
В основу данного задания положен аналитический метод. Изображая обобщенную форму обрубовочной головы, ученик должен научиться видеть, как слагается из отдельных плоскостей объем, как организуется конструктивная основа формы, должен как бы осязать форму зрительно, а движения руки с карандашом подчинять пластическому выражению этой формы, причем обобщенно, без мелочей.

ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Конструктивное построение

Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части.



Определим ракурс головы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Взаимодействие и сотрудничество, являются специфическими средствами решения продуктивных задач и условием овладения учащимися познавательной деятельности. Учащийся, наблюдающий натуру, для того, чтобы голова не получилась кривой, чтобы не было грубого нарушения пропорций, должен использовать пути, облегчающие работу - он должен знать нормы, правила и законы, которыми пользовались художники до него и которые помогали им в их работе.

Аксенов К. Рисунок. В помощь начинающему художнику- оформителю. М.,1987.

Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.,1957.

3. Ли Н. основы учебного академического рисунка. М.,2003.

4. Ли Н. Голова человека. Основы учебного академического рисунка. М.,2009.

5. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.

6. Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М.,1995.

Построение гипсовой головы Обрубовки по Гудону