Музыкант Олег Аккуратов: «В США нам аплодируют особенно громко. Олег Аккуратов — уникальный слепой пианист

Если вы ещё до сих пор не знаете такое имя, как , то сейчас вы сможете познакомиться с ним поближе и просто гордиться, что в нашей стране рождаются такие редкие таланты.

Почему феноменальный пианист?

Дело в том, что Олег родился слепым ребёнком и был, так скажем, «обделён» всеми ощущениями, связанными со зрительным восприятием мира. Однако взамен зрения ему достался абсолютный слух, музыкальная память и прекрасное чувство ритма. Он с детства проявлял особую любовь к музыке и уже в четыре года впервые наигрывал услышанные мелодии на фортепиано. Отсюда и начался его уверенный восход на олимп славы.

К шести годам Олега взяли в музыкальную специализированную школу для слепых и слабовидящих детей. Однако она была при интернате, куда он и переехал. Там его обучили читать ноты по системе Брайля.

На сегодняшний день Олег Аккуратов считается виртуозом своего дела. Он становился лауреатом многих конкурсов, как государственных, так и международных. Выступал даже на одной площадке с Монсерат Кабалье, в резиденции Папы Римского. И проявлял себя на многих других музыкальных проектах. Сегодня его имя в большей степени называют, как — звезда джаза.

Но выделяют его всё-таки, думаю, совсем другие качества. Хотя он и обладает многими способностями, которые, скорее всего, наработал в прошлых воплощениях, прежде всего его отличает огромное стремление «быть и жить». Упорство и выдержка, сила воли и уверенность, твёрдость и дисциплина – сделали его тем, кем он является сейчас. А именно знаменитым пианистом, пусть и слепым, от этого его талант и мастерство только возрастает.

Его пример показывает нам, что, несмотря на физические и внешние обстоятельства (он рос фактически с бабушкой и дедушкой), можно оставаться не просто Человеком с большой буквы, но и стремиться, добиваться своей цели. Он смело шёл вперёд навстречу своей мечте. Пользовался всеми возможностями, что дарила ему Вселенная и показал, что

18 лет "РГ" следит за судьбой Олега Аккуратова - феноменально одаренного слепого музыканта из Краснодарского края.

Впервые мы рассказали о нем, когда Олегу было всего восемь лет и он учился в Армавирской специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей. И уже тогда убедились: необычный дар ребенка поражал всех, кто с ним соприкасался. Сотни разных людей все эти годы пестовали юный талант и радовались успехам Олега. А встреча с Людмилой Марковной Гурченко дала ему шанс стать настоящей мировой звездой. Актриса брала Олега с собой на концерты, пела вместе с ним на творческих встречах, уговорила бизнесменов купить для него дорогой концертный рояль. В 2008 году провожала его в Новосибирск на Международный конкурс пианистов. Выступление Аккуратова стало открытием конкурса - он на равных выступал со зрячими музыкантами и одержал триумфальную победу.

Осенью следующего года его ждала сцена Большого зала Московской консерватории, но он на ней так и не появился. Оказалось, по требованию родни Олег вернулся в крошечный поселок Моревка Ейского района, откуда его отправили в Армавирскую школу в шестилетнем возрасте. Теперь в доме кроме бабушки и дедушки жила вторая семья отца Олега с тремя детьми. Вот и пришлось ему становиться кормильцем большого семейства. Специально под него был создан джазовый коллектив "МИЧ-бенд", названный в честь бывшего ейчанина Михаила Ивановича Чепеля (отсюда аббревиатура). "МИЧ-бенд" стал коммерческим проектом столичного мецената, взявшегося опекать слепого музыканта. Билеты на концерты наспех сколоченного джазового коллектива, выступающего под брендом лауреата Международного конкурса пианистов Олега Аккуратова, шли нарасхват. Олег забросил учебу в Москве, по совету своих новых попечителей стал отказываться от участия в значимых культурных мероприятиях, куда его продолжали приглашать.

Не появился он и на премьере фильма Людмилы Гурченко "Пестрые сумерки", снятого с его участием и посвященного судьбе такого же одаренного слепого юноши. В титрах значится: "Рояль и вокал - Олег Аккуратов". Людмила Марковна мечтала, что выведет своего юного кумира на сцену и все увидят того, кто стал прообразом главного героя. Но этого не случилось.

"Пестрые сумерки" заканчиваются хеппи-эндом: знаменитый музыкант увозит начинающую звезду продолжать обучение за границей. В жизни все сложилось иначе. Родня Олега постаралась отсечь его от всех прежних контактов, даже от общения с великой актрисой. Но на похороны Гурченко его привезли. В интервью корреспондентам он сказал, что никогда не забудет, что сделала для него эта великая женщина. Склонив голову, шел за гробом, но сказать последнее "прости" так и не успел…

О дальнейшем развитии событий удалось узнать от директора Ейской школы искусств Елены Ивахненко.

Он попал к нам, окончив с помощью педагогов Армавирской музыкальной школы джазовый колледж и первый курс музыкального института в Москве, - поясняет она. - Забрали документы и перевели его в Ростовскую консерваторию. Его учителем и наставником здесь стал профессор по классу фортепиано Владимир Дайч. Больше года я ездила с ним в Ростов, за что родня даже спасибо не сказала. В это время Чепель вывез инструменты джазового оркестра, якобы подаренные нашему Дому культуры, чтобы в дальнейшем самостоятельно эксплуатировать талант Олега. Остается лишь изумляться, как парню все же удалось окончить консерваторию.

Связываемся с педагогом Олега, профессором Ростовской консерватории Владимиром Самуиловичем Дайчем.

Он у меня четыре года отучился по классу фортепиано, - поясняет профессор. - Феноменально одаренный музыкант, но расстались мы плохо. Уж не знаю, с чьей подачи, но поступил он бесчестно и непорядочно.

Оказалось, что прошлой осенью Аккуратов получил вторую премию одного из самых престижных музыкальных конкурсов в Москве. Договорились, что Владимир Самуилович будет готовить Олега к участию в конкурсе имени Чайковского, однако он… исчез.

У Олега был шанс стать всемирно знаменитым человеком, - сокрушается Дайч, но он его упустил. - Это крайне обидно. Слышал, что он в ресторанах играет, деньги зарабатывает. Нужное, наверное, дело. Но разве можно дорогим микроскопом гвозди забивать?! Впрочем, он сейчас занимается джазом и это, наверное, правильный выбор. Ведь тут не учитель главное, а личный талант и умение импровизировать. То есть то, чем он наделен природой в избытке.

С профессором они не виделись почти год. Олег забросил учебу в консерватории, пока однажды Елена Ивахненко не напомнила ему, что надо сдавать госэкзамены.

В мае нынешнего года он появился с вопросом: "Могу ли сдать госэкзамены", - рассказывает профессор Дайч. - День я с ним позанимался, и на следующий день он сдал экзамен. На том мы и расстались. У меня нет на него обиды, лишь сочувствие. Ведь сложись все по-другому, ему бы сейчас мир рукоплескал. Это удивительно одаренный человек. Лично я не теряю надежды, что он сумеет, превозмогая судьбу и сложившиеся обстоятельства, добиться очень многого. И, безусловно, я очень порадовался, когда узнал, что творческое шефство над Олегом взял Игорь Бутман. Возможно, с его помощью он перестанет забивать гвозди дорогим микроскопом. Олег - наше общее достояние. И его будущее должно быть небезразлично всем, кто думает о престиже страны.

Между тем

Пианист Олег Аккуратов принял участие в съемках программы "ДОстояние РЕспублики", посвященной Людмиле Гурченко. И спел в дуэте с Асланом Ахмадовым так чисто, трогательно и проникновенно, что многим в студии захотелось проголосовать именно за эту песню - знаменитую "Три года ты мне снилась". Разумеется, композиция звучала под фортепианный аккомпанемент Олега Аккуратова. Муж Гурченко - Сергей Сенин, рассказывая в программе историю знакомства Олега Аккуратова с Людмилой Марковной, подчеркнул, что иначе, как "чудом" и "ангелом", Гурченко талантливого пианиста не называла. И Олег еще раз подтвердил и свой талант, и свое предназначение на телевизионных съемках.

Программа "ДОстояние РЕспублики", посвященная Людмиле Гурченко, выйдет в эфир Первого канала в субботу, 14 ноября, в 19.00.

Полной слепотой.

Олег Аккуратов
Основная информация
Дата рождения 21 октября (1989-10-21 ) (29 лет)
Место рождения Ейск , Ейский район ,
Краснодарский край ,
РСФСР , СССР
Страна Россия Россия
Профессии пианист
Инструменты фортепиано
Жанры джаз , классическая музыка
akkuratov.com

Биография

Как участник Всемирного сводного хора ЮНЕСКО принимал участие в мировой премьере международной благотворительной акции «Тысячи городов мира», выступал в резиденции Папы Римского .

Олег Аккуратов обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, музыкальной памятью, чувством ритма. Виртуозно играет джаз, классические произведения. Может петь по-английски и по-немецки, самостоятельно научившись этому, слушая песни по аудиоплееру. Услышав мелодию, например по радио, может по памяти сыграть её на фортепиано. Любит поэзию и знает наизусть много стихов.

С 2013 года Олег Аккуратов тесно сотрудничает с Народным артистом России Игорем Бутманом. В составе Квартета Игоря Бутмана и Московского джазового оркестра Олег совершил гастроли по Латвии, Израилю, Нидерландам, Италии, Индии, США и Канаде.

В 2013 году Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля «Триумф Джаза»

В мае того же года Олег вместе с контрабасисткой Кейт Дэвис, барабанщиком Марком Уитфилдом и саксофонистом Франческо Кафисо стал участником международного проекта Игоря Бутмана «Будущее джаза» , с которым выступил на фестивалях "Черешневый лес" в Москве и "Акваджаз. Sochi Jazz Festival" в Сочи.

В 2014 году выступал на церемонии закрытия Параолимпийских игр в Сочи.

В апреле 2015 года по приглашению Уинтона Марсалиса Олег выступил в Rose Hall нью-йоркского Линкольн-центра вместе с Jazz at Lincoln Center Orchestra.

В апреле 2016 года на лейбле Butman Music Records вышёл дебютный альбом пианиста “Golden Sunray”, записанный с Квартетом Игоря Бутмана.

1 февраля 2017 года в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки состоялся первый Большой сольный концерт Олега с участием Игоря Бутмана и специальных гостей

Конкурсы и премии

О нём

Один из лучших джазовых пианистов познакомил меня с Олегом. И это знакомство так меня поразило, что если бы он был сиротой, я бы его усыновила. Ведь это мечта иметь такого ребёнка! С тех пор у меня появилась цель: сделать всё возможное, чтобы о нём узнал весь свет. Я показывала Олега известным людям, брала с собой на концерты, вместе мы пели на творческом вечере Эльдара Рязанова , и это выступление произвело настоящий фурор в зале… Впереди было столько планов, такие перспективы открывались, и вдруг узнаю, что он не вернулся из Моревки. Олег, по сути, ещё ребенок. Он просто не понимает, что если рядом не будет настоящих учителей и наставников, он лишается будущего. А все мы лишаемся чуда его таланта. Людмила Гурченко , народная артистка СССР
За 10 лет обучения этого гениального ребёнка я ни разу не слышал голоса отца. И узнать, что теперь он импресарио Олега, было просто дико. Хотел сказать прямым текстом, так, чтобы Олег обязательно услышал: «Чтобы папа был твоим импресарио, нужно владеть языками, разбираться в музыке, знать дирижёров и директоров концертных залов». Я рад, что у мальчика появилась семья, но, боюсь, через полгода он поймёт, что остался ни с чем. Деньги от продажи квартиры быстро закончатся, и Олег будет вынужден играть в ресторане, хотя прокормить такую большую семью он вряд ли сумеет. Ну а вернуться на высокий уровень классической музыки будет просто невозможно.

Олег Аккуратов - человек-сенсация и человек-праздник. Виртуозный академический пианист, вдохновенный джазовый импровизатор, певец, аранжировщик. Музыка - это его жизнь, его воздух и основное средство коммуникации с миром.

В свои 27 лет Олег Аккуратов одержал немало побед в в престижных музыкальных конкурсах (только Гран-При и первые места!). И это несмотря на свой недуг - у Олега врожденная инвалидность (тотальная слепота).

Тем не менее, у него за плечами опыт выступления на лучших сценах России, Европы, Америки, Китая, творческие работы с такими знаменитыми артистами как Людмила Гурченко и Монсеррат Кабалье, концерты с джазовыми звездами: трубачом Уинтоном Марсалисом, вокалисткой Деборой Браун, международные гастроли с Игорем Бутманом и Московским Джазовым Оркестром.

1 февраля года состоится первый Большой сольный концерт Олега Аккуратова на сцене Светлановского зала Московского Международного Дома Музыки. Накануне выступления нам удалось поговорить с Олегом о его судьбе и творчестве.

Расскажи, пожалуйста, о годах обучения в Ростовской Консерватории. Ты попал туда после многих лет освоения музыкальных произведений с использованием системы Брайля. Сложно было адаптироваться к программе ВУЗа?

Надо сказать, что подход к обучению в консерватории оказался для меня значительно легче, чем в музыкальной школе. Нотная система Брайля отличается от обычной плоскопечатной тем, что выпуклые шеститочия, обозначающие ноты, нужно «читать» руками. То есть в музыкальной школе мне приходилось одной рукой следить за нотами, а другой играть. Таким образом правую и левую руку нужно было учить отдельно, а потом соединять!

В Консерватории я отошел от Брайля и переключился на компьютер - с помощью обычного плеера Nero ShowTime я замедлял темп и слушал каждый отрывок по 20 или по 200 раз, постепенно запоминая и воспроизводя музыкальное произведение.

Обучаться в ростовской консерватории мне было очень легко и приятно. С моим замечательным преподавателем, Заслуженным артистом России Владимиром Самуиловичем Дайчем, я познакомился еще в 2002 году, то есть задолго до поступления в консерваторию.

После перевода в Ростов из Московского института культуры он стал моим профессором по классу фортепиано. Я с огромным удовольствием завершил у него курс классического фортепиано, а сейчас учусь в аспирантуре по специальности «камерный ансамбль».

- Каким же музыкантом ты сам себя считаешь - академическим или джазовым?

Да, я перешел на джаз, и больше известен публике, наверное, именно благодаря джазу, но я никогда не переставал играть классику. Можно даже сказать, что джаз - это мой второй предмет, в большей степени хобби. При этом джазом я занимаюсь неустанно, так же как с детства занимался классикой. И все-таки моя база, основа - это академическое фортепиано.

- Когда ты почувствовал себя уверенным джазовым исполнителем? Когда поверил в себя как в джазового пианиста?

После московского конкурса «Рояль в джазе». Я тогда учился у Михаила Моисеевича Окуня. Председателем жюри был Игорь Бриль, и Михаил Моисеевич также сидел среди судей. И тогда я почувствовал уверенность в выборе и стал отдавать джазу больше времени и сил, начал конкретно развиваться в этом направлении.

Но, наверное, еще важнее оказалась победа, которую я одержал два года спустя - на Международном конкурсе пианистов в Новосибирске, моя первая весомая победа во «взрослом» музыкальном конкурсе. Там принимали участие и студенты, и выпускники, и состоявшиеся музыканты. Я сыграл три тура именно классической программы, выиграл и до сих пор помню название каждой пьесы, с которой выступал в конкурсе.

- Сколько часов в день ты посвящаешь музыке? Сколько времени занимаешься на инструменте?

Да, было время, когда в детстве я обязательно играл по два часа в день. Но я вырос и давно уже перешел на другой формат занятий - посвящаю музыке практически 24 часа в сутки. Утром я поднимаюсь, сажусь к роялю, что-нибудь учу, слушаю, занимаюсь, узнаю что-то новое и интересное в музыке.

И это не только работа с инструментом, это еще и работа с голосом - я постоянно совершенствую вокал, расширяю свою академическую базу по методике Александра Ведерникова. Это и есть моя жизнь!

А помимо музыки я люблю слушать «говорящие книжки», люблю стихи Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, весь Серебряный век. И классику - Пушкина, Лермонтова, Тютчева...

Насколько тебе сложно работать в плотнейшем гастрольном графике, на самых разных площадках и в разных форматах?

Мне не тяжело, а, наоборот, очень приятно много выступать с самыми разными программами. Потому что я крайне неравнодушен к музыке - и к классике, и к джазу. Музыка - это мое все, это моя душа, это мой язык, это свет, это тепло, это трепетность, это все, чем я дорожу.